Игра это основной фактор развитие ребенка

Елена Березина
Консультация для воспитателей «Игровая деятельность — это основной фактор развития ребенка»

В педагогической литературе утверждается, что игровая деятельность – это главный вид деятельности ребенка, точнее будет, что вся жизнь детей – это игра. Ребенок создает в воображении собственное игровое пространство и не мыслит себя вне его, он на полном серьезе ведет беседы с игрушками, с персонажами сказок, на самом деле видит их силуэты в своей комнате. Он верит в то, что ночью игрушки оживают, да и не только ночью – достаточно лишь закрыть глазки. Игровая деятельность должна сопровождать даже самый легкий процесс обучения малыша в то же время любая игра, не важно, индивидуальная или групповая, подвижная или спокойная, ролевая или проводится на словах, является для него и развивающей. Родители и воспитатели должны определить, какие способности и навыки развивают те или иные игры и уже, исходя из этого, можно будет подобрать дидактический материал, помогающий закрепить навыки.

Считается, что игровая деятельность, направленная на развитие, обязательно должна сопровождаться участием взрослого, планироваться им заранее, однако спонтанная игра приносит гораздо больше пользы ребенку.

Спонтанная игровая деятельность помогает раскрытию творческих способностей детей, стимулирует его фантазию. Когда он общается со сверстниками без вмешательства взрослых, то одновременно постигает непростые для него правила детской субкультуры, приобретает неоценимые навыки жизни в социуме. Иногда со стороны может показаться, что малыш просто смотрит в одну точку и мечтает или всего-навсего качает куклу, то есть, с точки зрения взрослых, теряет время попусту. Все же не стоит ему мешать и переключать на занятия более «важные». А вот, когда он сам попросит с ним поиграть, желательно отложить бесконечные домашние дела и уделить ему время.

Бывает, что на подготовку к игре уходит больше времени, чем на само проведение. Это зависит от возраста ребенка, ведь чем он младше, тем меньше способен заниматься одним делом. Концентрация внимания увеличивается с возрастом. Бывают также периоды, когда ребенок предпочитает играть только самостоятельно или только со сверстниками. Он выбирает ролевые, подвижные игры и не реагирует на просьбы родителей заняться чем-то спокойным и полезным. В таком случае не стоит волноваться и тем более паниковать.

Нужно дать ребенку время, и он, усвоив из самостоятельной игры что-то важное, новое для себя, обратится и к развивающим играм, но уже с удовольствием, а не по принуждению. Встречаются и такие дети, которые словно ничем не интересуются, их невозможно «зажечь», они пребывают в мире своих фантазий. Таких малышей тоже не следует дергать и торопить. Как правило, они догоняют своих сверстников в чтении, счете чуть позже. Если же такой ребенок и будет отставать по какому-то предмету, он обязательно проявит себя в других областях (например, в музыке, пении, танцах, рисовании или в ином виде творчества).

Когда проводится игровая деятельность в детском саду, воспитателю нужно устроить все так, чтобы каждый из участников выиграл хотя бы по одному разу. Если есть возможность победителей наградить, то и призы надо подготовить совершенно одинаковые. В командных играх должно быть равноценное распределение сил. Если дети очень маленькие, в каждую команду должен входить и взрослый участник. Пока у дошкольников есть время до скучных уроков, воспитатели и родители должны постараться заполнить его познавательными, веселыми играми, интересными событиями и открытиями.

Источник

Надежда Николенко
Игра как фактор всестороннего развития ребенка, его социализации

Игре принадлежит первостепенное место в системе детских видов деятельности. К старшему дошкольному возрасту, игра становится совместным видом деятельности дошкольников. Общение детей является необходимым условием возникновения и существования игры как совместной деятельности.

Физическое развитие неразрывно связано с интеллектуальным и личностным, и конечно оно должно проходить в форме игры, так как игровые мотивы преобладают в этом возрасте. Познавательное развитие ребенка включает знакомство с окружающим миром и природой. В современных условиях изучение природных явлений невозможно без экологического образования, без формирования у детей представлений о причинно-следственных связей в природе, их взаимосвязи с окружающей средой.

Игра может рассматриваться как интегративная деятельность ребенка, в которой действия в воображаемом плане неразрывно связаны с общением, направленным на их социализацию.

Различные виды игр:

• помогают объединиться в маленькие группы на основе личных симпатий, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу

• приучают к соблюдению в игре элементарных правил поведения (не отнимать игрушки, не толкать друг друга, не мешать играть, не ломать построек)

развивают интерес у детей к окружающему, наблюдательность, побуждают сравнивать, различать, называть предметы

развивают речь, обогащают словарь детей

развивают самостоятельность в выборе игры

• поддерживают бодрое и радостное настроение, побуждают к активной деятельности

Дошкольный возраст определяется как период сюжетно-ролевой игры. Возникновению игры способствуют наблюдения из окружающей жизни, литературных произведений.

У детей развивается умение:

• придумать несложный сюжет, выбирать роль

• выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (лечить, готовить обед, накрывать на стол)

• выполнять роль в совместной со сверстниками игре

Читайте также:  Вербальное развитие ребенка в таблицах

• взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами, в индивидуальных играх с партнерами-игрушками, выполнять роль за себя и за игрушку

• придумывать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений

• совместно планировать игру, сообща выполнять задуманное

• устанавливать ролевое взаимодействие и ролевые взаимоотношения

Каждый компонент игры включает показатели игрового творчества детей.

Организация игры.

1.Подготовительный этап: выбор темы, активное, заинтересованное участие в совместном сюжетосложении, согласованное распределение ролей.

2. Проявление инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре.

3. Использование различных атрибутов, предметов-заместителей, самоделок.

Содержание игры.

1. Сюжеты с использованием мотивов знакомых сказок. Сюжеты на основе личных впечатлений, проявление инициативы в развитии сюжетных логических эпизодов.

2. Основное содержание игры – действия, связанные с передачей отношения к другим людям, выступающие на фоне всех действий, связанных с выполнением роли. Все роли выполняют дети.

Роль.

1. Роли ясно очерчены и выделены. На протяжении игры ведется линия поведения, отражающая роль.

2. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Свободный переход от одной роли к другой в зависимости от игрового замысла и развития сюжета.

Ролевые действия.

1. Действия разнообразны и отражают богатство действий изображаемого персонажа.

2. Действия развертываются в последовательности сюжета.

Речь.

1. Речь носит активный характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена.

Общение.

1. Объединение в игре на основе интереса к её содержанию и интереса детей друг другу.

2. Взаимодействие в игре без конфликтов.

В игре ребенок развивается, познает мир, общается. Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогает лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и статусу.

Американские психологи, изучавшие социальное общение детей от 2 до 5 лет в процессе игры, обнаружили, что становясь старше, они меньше играют в одиночестве и все больше тянутся к сверстникам, с которыми они усваивают социальные нормы поведения. Изолированные игры более характерны для детей от 1 до 3 лет, а социальные игры (связанные и совместные) – для дошкольников. Увеличение количества сюжетно-ролевых игр у старших дошкольников связано с их развитой способностью переключать внимание с себя на других и с интересом к делам сверстников.

Игра не только помогает овладеть навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для эмоционального развития детей.

Сюжетно-ролевая игра является одной из основных форм обучения детей,в которой происходит:

Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении.

Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками с ориентацией на сопереживание.

Формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения.

Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование доверия к собеседнику.

Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

Обучение детей речевым средствам общения.

Поощрение инициативы в игровом взаимодействии со сверстниками.

Развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения.

Дошкольный возраст является периодом активного усвоения социальных норм, умственного развития, подготовки к школе, между тем, именно в дошкольные годы складываются первые стереотипы социального поведения формирующиеся в ведущем виде деятельности.

Источник

В педагогической литературе утверждается, что игровая деятельность – это главный вид деятельности ребенка, точнее будет, что вся жизнь детей – это игра. Ребенок создает в воображении собственное игровое пространство и не мыслит себя вне его, он на полном серьезе ведет беседы с игрушками, с персонажами сказок, на самом деле видит их силуэты в своей комнате. Он верит в то, что ночью игрушки оживают, да и не только ночью – достаточно лишь закрыть глазки. Игровая деятельность должна сопровождать даже самый легкий процесс обучения малыша в то же время любая игра, не важно, индивидуальная или групповая, подвижная или спокойная, ролевая или проводится на словах, является для него и развивающей. Родители и воспитатели должны определить, какие способности и навыки развивают те или иные игры и уже, исходя из этого, можно будет подобрать дидактический материал, помогающий закрепить навыки.

Считается, что игровая деятельность, направленная на развитие, обязательно должна сопровождаться участием взрослого, планироваться им заранее, однако спонтанная игра приносит гораздо больше пользы ребенку.

Спонтанная игровая деятельность помогает раскрытию творческих способностей детей, стимулирует его фантазию. Когда он общается со сверстниками без вмешательства взрослых, то одновременно постигает непростые для него правила детской субкультуры, приобретает неоценимые навыки жизни в социуме. Иногда со стороны может показаться, что малыш просто смотрит в одну точку и мечтает или всего-навсего качает куклу, то есть, с точки зрения взрослых, теряет время попусту. Все же не стоит ему мешать и переключать на занятия более «важные». А вот, когда он сам попросит с ним поиграть, желательно отложить бесконечные домашние дела и уделить ему время.

Читайте также:  Создание условий для всестороннего развития ребенка в школе

Бывает, что на подготовку к игре уходит больше времени, чем на само проведение. Это зависит от возраста ребенка, ведь чем он младше, тем меньше способен заниматься одним делом. Концентрация внимания увеличивается с возрастом. Бывают также периоды, когда ребенок предпочитает играть только самостоятельно или только со сверстниками. Он выбирает ролевые, подвижные игры и не реагирует на просьбы

родителей заняться чем-то спокойным и полезным. В таком случае не стоит волноваться и тем более паниковать.

Нужно дать ребенку время, и он, усвоив из самостоятельной игры что-то важное, новое для себя, обратится и к развивающим играм, но уже с удовольствием, а не по принуждению. Встречаются и такие дети, которые словно ничем не интересуются, их невозможно «зажечь», они пребывают в мире своих фантазий. Таких малышей тоже не следует дергать и торопить. Как правило, они догоняют своих сверстников в чтении, счете чуть позже. Если же такой ребенок и будет отставать по какому-то предмету, он обязательно проявит себя в других областях (например, в музыке, пении, танцах, рисовании или в ином виде творчества).

Когда проводится игровая деятельность в детском саду, воспитателю нужно устроить все так, чтобы каждый из участников выиграл хотя бы по одному разу. Если есть возможность победителей наградить, то и призы надо подготовить совершенно одинаковые. В командных играх должно быть равноценное распределение сил. Если дети очень маленькие, в каждую команду должен входить и взрослый участник. Пока у дошкольников есть время до скучных уроков, воспитатели и родители должны постараться заполнить его познавательными, веселыми играми, интересными событиями и открытиями.

Источник

Елена Гамова
Игра как фактор развития дошкольников

Так уж устроен человек, что эмоционально окрашенные

впечатления он бережно хранит всю жизнь. Среди них не последнее место занимают воспоминания о детстве. Каждый из нас готов подписаться под словами Л. Н.Толстого: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней. Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

Вспоминается то, как обретали мы друзей, сначала в игре, а потом в жизни; как, послушав, а, позже прочитав книгу, мы перевоплощались в ее героев и, играя, долго жили ее образами; то, как, увидев вокруг интересное, старались продлить впечатления, материализовать их в игре.

Именно благодаря игре, расширившей, обогатившей наши представления о мире, преподавшей первые уроки нравственности и подарившей нам друзей, из взрослого «далека» детство помнится нам таким светлым. И опять на память приходят слова Л. Н. Толстого «А игры не будет, что же тогда останется?»

В воспитании и развитии ребенка — дошкольника ведущая роль, конечно, принадлежит игре, неизменному спутнику детства, которая имеет неоценимое значение для интеллектуального и психического развития дошкольника. Именно в них успешнее всего развиваются все уровни личности, психические процессы, разные виды деятельности.

Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено тем, что с ее развитием связаны существенные прогрессивные преобразования в психике ребенка, и, прежде всего, в его интеллектуальной сфере. Игра является фундаментом для развития всех других сторон детской личности.

В своей работе большое внимание уделяем психологическим играм,которые представляют собой смоделированную ситуацию: человек может приобрести определенные навыки, научиться общаться, расширять свои представления, как о себе, так и об окружающем мире. Она полезна тем, что в ней человек может избавиться от психологических проблем (например, чрезмерной застенчивости, агрессивности, замкнутости, «проработав» их в игровой ситуации.

Хорошая игра всегда чему-то учит, что-то развивает и что-то воспитывает в наших детях. Иной раз самая привычная игра, в которую играли мы, наши бабушки и дедушки, неожиданно осознается как психологическая, хотя играли тысячу раз, даже не подозревая того, что у нее есть какое-то педагогическое или психологическое значение. И вся прелесть детской хорошей игры заключается именно в том, что она позволяет осуществиться сразу нескольким целям — и познавательным, и воспитательным.

Любая игра способствует развитию целенаправленного внимания, так как она неизменно содержит задачу и правила действия. Удерживать внимание на одном и том же предмете для детей дошкольного возраста — задача большой сложности. Для своевременного развития у дошкольников определенных качеств внимания и способности управлять ими,мы используем следующие игры: «Найди отличия», «Нелепица», «Путаница», «Живое домино», «Чудесный столик», «Мишка-шалунишка» и многие другие.С детьми старшего возраста проводим тесты для изучения различных свойств внимания: «Таблица букв», «Таблица цифр», «Пиши кружочками».

Для развитияпамяти мы применяем следующие игры: «Кто здесь спрятался?», «На птичьем дворе переполох», «Узнай, кто тебя позвал», «Парные картинки», «Похлопай в ладошки», «Ответь без ошибок».

Для изучения различных свойств памяти нами используются гесты: «Запомни слова», «Запомни фразы», «Запомни рисунки», а также тесты для оценки механической памяти и способности к осмысленному упоминанию.

Читайте также:  Ребенок в семь месяцев беременности развитие

В работе с детьми используем игры, развивающие речь и мышление, нацеленные на то, чтобы совершенствовать эти процессы в необходимом единстве, так как связь речи и движения является основой развития мышления ребенка, взаимно обогащает важнейшие психические процессы и способствуют познавательному развитию ребенка. В этом нам помогают такие игры, как «Волшебный сундучок», «Угадай, что нарисовано», «Где же пара?», «Сбежавшая тень», «Ты — солнце, я — луна», «Ассоциации», «Кто в кого превратился».

Восприятие формы различных предметов служит сенсорной основой для любой практической деятельности человека. Без выделения формы невозможно правильно увидеть и изобразить окружающие нас предметы. В игре мы создаем такие условия, в которых различные формы и целенаправленное восприятие предмета становится важным для ребенка. В таких играх, как «Чудо-мешочек», «Зайка», «Что ты нам привез?», «Спрятались от нас игрушки», «Где той дом?», дети легко овладевают рациональными приемами исследования формы, как глазами, так и руками, при этом не только изучают, но и активно используют такие приемы, совершенствуя их в самостоятельном использовании. Это имеет большое значение для интеллектуального развития детей.

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально.

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов.

В нашей практике встречаются тревожные дети, с которыми работать труднее, чем с другими категориями «проблемных» детей, потому что такие дети стараются держать свои проблемы при себе. Работа с такими детьми сопряжена с определенными трудностями, так как занимает достаточно длительное время. В данном случае — уделяем большое внимание снятию у них мышечного напряжения, используя игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения па релаксацию, технику глубокого дыхания, просто растирание тела.

Среди упражнений, помогающих сбрасывать мышечное напряжение, мы используем несколько групп (в порядке усложнения):

— динамические упражнения, построенные на опорных

движениях («Деревья качаются», «Петрушка пляшет», «Щенок

отряхивается»;

— упражнения на непроизвольное расслабление («Дудочка»,

«Лодка», «Шарик», «Подарок под елкой»;

— упражнение на произвольное расслабление («Порхание

бабочки», Цветок», «Необычная радуга», «Отдых на море», «Полет

высоко в небо»).

Для снятия детских страхов, трудностей поведения и характера детей, нарушения эмоциональной сферы, используем психогимнастику, состоящую из ряда этюдов и игр. Они коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию.

Научиться управлять выражением своих чувств позволяет сказка. Для ребенка, который чего-то боится, подбираем готовую или составляем новую коррекционную сказку, в которой метафорически зашифрована информация об его страхе и способах его преодоления. Ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает эти способы. Кроме того, мы предлагаем нарисовать иллюстрацию к сказке, придумать новую с этим же героем. В процессе такой работы ребенок не только «знакомится» со своим страхом, но и учится справляться с ним.

Так как главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, применяем технику ее использования (автор — Яшмид Марвасти, для того, чтобы подсказать ребенку новые возможности и модели поведения, привлечь его внимание, стимулировать проявление скрытых способностей, усилить внушение, показывая возможность благоприятного исхода.

Ребенок не гадает над смыслом рассказа, а постигает, его, благодаря активизации своего воображения. Для этого беру какой-либо кукольный персонаж, который приглашает выбранную ребенком игрушку в игрушечный дом, где они вместе сочиняют историю. Педагог, участвуя в сочинении истории от лица игрушечного персонажа, незаметно направляет развитие событий к благоприятному, счастливому завершению. Историю можно рассказывать игрушкам, рассевшимся у камина или собравшимся около ребенка. Предлагаем игрушкам закрыть глаза и расслабиться. Это помогает ввести ребенка в трансовое состояние. Затем куклам предлагаем слушать историю, которую им расскажет персонаж. Это история о «счастливых днях, имеющая хороший финал».

Маленькие дети — очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он — засушенный цветок. «Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»

Чем разнообразнее, интереснее игры детей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь. Играя, можно готовить маленького человека к большим делам. И от того, как прошло детство, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

Использованная литература:

1. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. /М: Мозаика, Синтез. 2010

2. От рождения до школы.: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд. – М.:Мозаика. Синтез. 2001.

3. Михайленко Н. Я. Как играть с ребенком. — М.: Просвещение, 2001

4. Синягина Н. Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей. Психологические установки и упражнения/М: Владос, 204

Источник