Игра и психическое развитие ребенка шпора

Игра и психическое развитие ребенка шпора thumbnail

ОТВЕТ: Смысл игры по Л. С. Выготскому заключается в развитии и упражнении всех способностей и задатков ребенка. Игра учит, формирует, изменяет, воспитывает. Игра создает зону ближайшего развития ребенка (Л. С. Выготский, 1983). Анализ игровой деятельности ребенка может служить важным диагностическим средством для определения уровня развития ребенка . Как писал К. Д. Ушинский, «дитя в своих играх обнаруживает без притворства всю свою душевную жизнь»

Еще более важное значение, чем диагностическое, игра имеет для полноценного воспитания и развития ребенка. На это еще в 19 веке указывал русский педагог А. И. Сикорский: «Главнейшим пособием или орудием умственного развития в раннем детстве служит неутомимая умственная деятельность, которую обыкновенно называют играми и забавами».

Игровой сюжет, предъявление учебных или любых других задач в игровой форме, прежде всего, служат для привлечения ребенка к деятельности, создания у него положительной мотивации (вспомним пример Д. Б. Эльконина (1978) о его дочках, категорически отказывающихся есть манную кашу и с удовольствием уплетающих ее в игре в детский сад), снятия страхов, в том числе страхов перед учебными занятиями, новой обстановкой и людьми, облегчают принятие ребенком учебной (коррекционно-развивающей деятельности) и обеспечивают оптимальные условия ее реализации. «Ребенок, желая, выполняет, думая, действует». Обучение в условиях воображаемой ситуации заставляет ребенка чувствовать себя «источником» обучения. Погружение малыша с еще несформированной игровой деятельностью в воображаемую ситуацию, в среду более старших играющих детей воздействует на его зону ближайшего развития, способствует переходу ребенка на следующий возрастной этап . В подростковом возрасте воображаемая ситуация становится средством осмысления собственных отношений и эмоций, но также и способом идеализации образа «Я» .

Игра стимулирует исследовательское поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации. Стимулируется развитие познавательных способностей, наблюдательности, сообразительности и любознательности. Создавая воображаемые ситуации, ребенок имеет возможность двигаться по пространству и времени — следовательно, развиваются пространственно-временные функции. Есть данные о связи особенностей игры в дошкольном возрасте с формированием навыков чтения в начальной школе. Показано, что дети, неуспевающие по чтению, меньше, чем успевающие школьники, играли до школы со своими сверстниками вне дома, меньше времени занимались настольными играми, складывали картинки и занимались художественным творчеством.

В ситуации игры формируется более сложная организация движений, воспроизводятся и совершенствуются новые движения. Игра (особенно коллективная) успешно способствует преодолению двигательной расторможенности у невротичных детей (Спиваковская, 1981).

На новую ступень развития переходит в игре и речевая деятельность. Ребенок действует со значениями предметов, опираясь на начальных этапах развития игры на их материальные заместители — игрушки, а затем только на слово-наименование как знак предмета, а действия становятся обобщенными действиями, сопровождаемыми речью. Игровая ситуация создает переименование предмета, а затем и играющего. Появляется так называемая «ролевая речь» (Д. Б. Эльконин), определяемая ролью говорящего и ролью того, к кому она обращена. Это лучше всего доказывает опыт экспериментального формирования сюжетно-ролевой игры у умственно отсталых детей: по мере формирования ролевого поведения речь детей становилась более богатой и разнообразной по своим функциям: возникала планирующая речь и речь как средство эмоционального отношения к предметам (Соколова, 1973). Ролевая игра в кукольный театр помогает детям с заиканием преодолеть речевые дефекты.

Активная игровая деятельность с оторванными от предметов значениями развивает воображение и повышает творческий потенциал ребенка, так как ребенок по-своему преобразует окружающую среду, что часто приводит к новым, нетрадиционным результатам .

Игра переводит мышление ребенка на новую, более высокую ступень. В игре формируется способность к абстрактному мышлению, обобщению и категоризации благодаря тому, что игровые действия ребенка абстрагируются от конкретной предметной ситуации и приобретают свернутый, обобщенный характер. От развернутых действий к умственным действиям, их оречевлению и умозаключениям — таков путь формирования абстрактного мышления в игре.

Ролевая игра развивает произвольное внимание и произвольную память через стремление понять и наилучшим образом воспроизвести внутреннее содержание роли и все правила ее выполнения. Эти познавательные способности имеют первостепенное значение для успешного обучения в школе.

В игре формируется самосознание ребенка — способность к идентификации через отождествление себя с образом или ролью в образной или сюжетно-ролевой игре, с другими участниками игры в игре с правилами или с другими персонажами или со зрителями в режиссерской игре. Идентификация обеспечивает формирование межличностной децентрации и произвольности. От отождествления себя с другим ребенок в игре переходит к отделению себя от другого. Через игровую позицию (роль) формируется личная позиция, возможность увидеть себя с позиции другого, стремление занять другую позицию, мотивация к достижениям.

Формирование в игре способности к децентрации является необходимым условием социализации ребенка, а базой ее становятся развивающиеся в игре когнитивные способности ребенка. Игра — наилучшая возможность гармонического объединения обучения и развития ребенка.

«Перестав быть ведущей деятельностью, тот или иной вид игры превращается в форму организации жизни и деятельности ребенка. В этом качестве игра имеет уже другое значение, другое место в жизни детей, вносит другой вклад в их психическое развитие. В этом и только в этом качестве игра может стать средством обучения, средством, используемым для организации и обеспечения воспитательно-образовательного процесса, средством, применяемым в психокоррекционной педагогике и т. д.» (Кравцов, 2001, с. 299).

На любом этапе развития, в любой своей форме игра способствует интеллектуальному, эмоциональному и нравственному развитию ребенка

Читайте также:  Игры на развитие мышления ребенка зпр

Игра — это особая форма освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения. Она представляет собой тип символико — моделирующей деятельности. Игра как модель содержит в себе «культурный код» детского развития (В.П. Зинченко). Игра — эмоционально насыщенная деятельность, она захватывает ребенка целиком. Мотив игры лежит в самом игровом процессе; формула мотивации игры — не выиграть, а играть. Ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте — сюжетно — ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра глубоко и всесторонне изучена в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Ф.И. Фрадкиной и др. Рассмотрим основные стороны детской игры: содержание и сюжет. Развитие сюжетной и содержательной сторон детской игры показывает все более глубокое проникновение ребенка в жизнь окружающих взрослых. Сюжет — отражаемая в игре область, сторона действительности. Разнообразие сюжетов увеличивается по мере знакомства ребенка с новыми аспектами жизни взрослых: игра «в семью», «в доктора», «в магазин», «в погоню» и т.д.

Д.Б. Эльконин подчеркивал, что значение игры «определяется тем, что она затрагивает наиболее существенные стороны психического развития личности ребенка в целом, развития его сознания». Главные линии влияния игры на развитие психики:

1. Развитие мотивационно — потребностной сферы: ориентация в сфере человеческих отношений, смыслов и задач деятельности; формирование новых по содержанию социальных мотивов, в частности стремления к общественно значимой и оцениваемой деятельности; формирование обобщенных сознательных намерений; возникновение соподчинения, иерархии мотивов.

2. Развитие произвольности поведения и психических процессов. Главный парадокс игры состоит в зарождении функции контроля внутри свободной от принуждения, эмоционально насыщенной деятельности. В ролевой игре ребенок ориентируется на образец действия (эталон), с которым он сравнивает свое поведение, т.е. контролирует его. В ходе игры создаются благоприятные условия для возникновения предпосылок произвольного внимания, произвольной памяти, произвольной моторики.

3. Развитие идеального плана сознания: стихийный переход от мышления в действиях (через этап размышления о предмете заместителе) к мышлению в плане представлений, к собственно умственному действию.

4. Преодоление познавательного эгоцентризма ребенка. Познавательная децентрация формируется «двойной позицией играющего» (страдает как пациент и радуется как хорошо исполняющий свою роль), координацией различных точек зрения (отношения «по

роли» и реальные партнерские взаимодействия, соотнесение логики реального и игрового действия). Закладываются основы рефлексивного мышления — способности анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями.

5. Развитие чувств, эмоциональной саморегуляции поведения.

6. Внутри игры первоначально возникают другие виды деятельности (рисование, конструирование, учебная деятельность).

7. Развитие речи: игра способствует развитию знаковой функции речи, стимулирует связные высказывания.

Учитывая огромное значение детской игры, не может не вызывать тревоги тот факт, что в современном обществе игра находится в кризисном состоянии. Молено назвать целый ряд причин этого явления. Современные родители равнодушно, а часто и неодобрительно относятся к детской игре как к несерьезному, неполезному занятию. В стремлении ускорить детское развитие, интенсифицировать его происходит вытеснение свободных игр детей обучающими занятиями. Проблемны и сами условия существования игры в детском сообществе. Однодетность семьи, ограничение прогулок общением с родителями создает препятствия для разворачивания игры как совместной деятельности детей. А жесткая возрастная стратификация детей в детских садах и школах, во дворах (группы трехлетних, четырехлетних детей и т.д.) приводит к нарушению традиций передачи игрового опыта. Проблема отношения взрослого сообщества к игре ребенка смыкается с очень важной проблемой непонимания особой роли, с проблемой обесценивания дошкольного детства. Ошибочное представление о «дошкольном» возрасте как о пустом, «предварительном», «ненастоящем», который нужно переждать, пока ребенок «дозреет» до школы, сменилось другим, но также неверным. Новая модная тенденция связана со стремлением ускорить, перескочить дошкольное детство посредством обучения по типу школьного. Подобное «перепрыгивание» грозит односторонностью развития, такими потерями в умственном и личностном развитии ребенка, которые не компенсируются обученностью.

Необходимо полноценное проживание возраста, использование его уникального потенциала; не акселерация, а амплификация детского развития — широкое развертывание и обогащение содержания специфических детских форм игровой, практической, изобразительной деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками, максимальное развитие «специфически дошкольных» и вместе с тем перспективных психофизиологических качеств. Так, в базисной программе развития ребенка-дошкольника «Истоки» специальное внимание уделяется вопросам культивирования детской игры вообще. Авторы приводят классификацию игр, в основе которой лежит представление о том, по чьей инициативе они возникают. Выделяются три класса игр: самодеятельные игры; игры по инициативе взрослого, внедряемые с воспитательной и образовательной целью; народные игры, которые могут возникать по инициативе и взрослого, и старших детей. Самодеятельная игра, которая и выполняет функцию ведущей в дошкольном детстве, ни в коем случае не должна быть насильственно вытеснена из пространства детской жизни. /// Учебник «Возрастная психология» Автор-составитель: Кагермазова Л.Ц., д.психол.н., -профессор кафедры педагогики и психологии ДПО КБГУ



Источник

По
мнению Д.Б. Эльконина игровая деятельность
играет очень важную роль в психическом
развитии ребенка, однако значение
ролевой игры исследовано еще недостаточно.

  1. Игра
    и развитие мотивационно – потребностной
    сферы

Игра
выстпаует как деятельность, имеющая
ближайшее отношение к потребностной
сфере ребенка.

  • Здесь
    происходит первичная эмоционально –
    действенная ориентация в смыслах
    человеческой деятельности.

  • Возникает
    сознание своего ограниченного места
    в системе отношений взрослых

  • Возникает
    потребность быть взрослым

  • Возникает
    новая форма мотивов (мотивы начинают
    иметь форму обобщенных намерений)

  1. Игра
    и преодоление «познавательного
    эгоцентризма»

Читайте также:  Как учить в школе ребенка с задержкой психического развития

Игра
выступает как реальная практика:

  • смены
    позиции при взятии на себя роли

  • отношений
    к партнеру по игре с точки зрения то
    роли, которую выполняет партнер

  • действий
    с предметами в соответствии с приданными
    им значениями

  • координации
    точек зрения на значения предметов без
    непосредственного манипулирования
    ими

В
игровой деятельности происходит
познавательная и эмоциональная
«децентрация» ребенка

  1. Игра
    и развитие умственных действий

В
игре могут возникать такие комбинации
материала и такая ориентация в его
свойствах, которые могут приводить к
последующему использованию этого
материала в качестве орудий при решении
задач. В игре развиваются более общие
механизмы интеллектуальной деятельности.

Выводы:

  1. Игра
    – это такая деятельность, в которой
    воссоздаются социальные отношения
    между людьми вне условий непосредственно
    утилитарной деятельности.

  2. Проблемой
    игры занимались:
    Е.А.
    Покровский, Ф. Бойтендайк, У.М. Гелассер,
    Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт, Е.А. Аркин,
    Ф. Бойтендайк, К. Гроос, В. Штерн, Ж. Пиаже
    и другие ученые – психологи.

  3. С
    переходом общества на более высокую
    ступень развития, ребенок все позже
    включается в производительную
    деятельность взрослых, увеличивая,
    таким образом, период детства.

  4. По
    мнению Л.С. Выготского, игра – ведущий
    тип деятельности дошкольного возраста,
    где

  • Сущность
    игры – исполнение желаний, обобщенные
    аффектов

  • В
    игре ребенок принимает на себя различные
    роли взрослых

  • Всякая
    игра есть игра по правилам

  • Игра
    требует от ребенка действий

  • Игра
    – источник развития

  1. Д.Б.
    Эльконин выделил4
    уровня развитии игры, которые различаются
    по содержанию, значению роли для ребенка,
    наличием правил и рядом других признаков.

  2. Общий
    путь развития подчинения правилу
    выглядит следующим образом:

    полное
    неподчинение правилуИгра и психическое развитие ребенка шпора

    появление
    правила, но преобладание желания

    преобладание
    правила над желанием, но не во всех
    случаях

    полное
    преобладание правила над желанием

  3. Игра
    оказывает существенное влияние на
    психическое развитие ребенка в целом.
    Особенно на развитие мотивационно –
    потребностной сферы, умственных
    действий. Так же игра помогает ребенку
    преодолеть познавательный и эмоциональный
    эгоцентризм.

11

Соседние файлы в папке 2 курс 2семестр

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Татьяна Смирнова
«Роль игры в психическом развитии ребенка»

Роль игры в психическом развитии ребёнка.

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребёнка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.

1. Влияние игры на общее развитие ребёнка.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сами условия игры требуют от ребёнка сосредоточения на предметах, включённых в игровую ситуацию на содержании разыгрываемых действий и сюжета.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок учится действовать с заместителем предмета – он даёт заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребёнок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большей мере способствует тому, что ребёнок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребёнок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу воображения. Дети научаются отождествлять предметы и действия с заместителями, создавать новые ситуации в своём воображении.

Влияние игры на развитие личности ребёнка заключается в том, что через неё он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.

Продуктивные виды деятельности – рисование, конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определёнными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребёнок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.

2. Влияние на различные функции.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в неё ребёнка определённого уровня развития речевого общения. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребёнка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через замещение одних предметов другими. Предметы – заместители как знаки отсутствующих предметов. Знаком может быть любой элемент действительности, выступающий в качестве заместителя другого элемента действительности.

Кроме того, предмет-заместитель опосредствует связь отсутствующего предмета и слова и по-новому трансформирует словесное содержание.

В игре ребёнок постигает специфические знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, имеющие мало общего по своей чувственной природе с обозначаемым предметом, и иконические знаки, чувственные свойства которых визуально приближены к замещаемому предмету.

3. Рефлексия.

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления.

Игра ведёт к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так, играя в больницу, ребёнок плачет и страдает, как пациент, и доволен собой как хорошо исполняющий роль.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка программа с мамой

Влияние игрушки на психическое развитие ребёнка.

1. Игрушка – среда психического развития ребёнка.

Игрушка возникает в истории человечества как средство подготовки ребёнка к жизни в современной ему системе общественных отношений. Игрушка – предмет, служащий для забавы и развлечения, но одновременно являющийся средством психического развития ребёнка.

В младенчестве ребёнок получает погремушки, которые определяют содержание его поведенческой реакции, его манипулирования. В раннем возрасте – автодидактические игрушки, которые несут в себе условия развития ручных и зрительных соотносящих действий. Также игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры (посуда, мебель). Благодаря им ребёнок овладевает орудийными действиями.

Игрушки – копии реальных орудий имеют совершенно иные функции, чем сами орудия. Они служат для развития у ребёнка не частных профессиональных качеств, а некоторых общих качеств (меткость, ловкость).

Игрушки – копии бытовых предметов приобщают ребёнка к этим предметам тем, что ребёнок познаёт их функциональное назначение, что помогает ему психологически войти в мир постоянных вещей.

2. Благодаря игрушке ребёнок переживает множество разнообразных чувств.

3. Игрушки как средство воздействия на нравственную сторону личности ребёнка.

Особое место занимают куклы и мягкие игрушки, изображения мишки, зайца, собаки и т. д. Сначала ребёнок выполняет с куклой только подражательные действия, затем игрушка становится как объект для эмоционального общения. Ребёнок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях. Кукла или мягкая игрушка – заместитель идеального друга, который всё понимает и не помнит зла, это партнёр в общении во всех его проявлениях. Большое влияние на эмоциональное отношение к игрушке оказывают фактура материала, соотношение пропорций головы и тела игрушки. Куклы – копии человека имеют разное предназначение в игре: «прекрасные куклы», характерные куклы. Куклы – герои народных и авторских сказок, мультфильмов и т. д. – также характерны по своей внешности, но они несут в себе заданность образа поведения, стабильную нравственную характеристику, несмотря на меняющиеся сюжетные линии в игре. Такие куклы требуют от ребёнка определённого поведения (Буратино, Карлсон). Ребёнок сосредотачивает на них весь свой моральный опыт и проигрывает сюжеты с проблемными ситуациями межличностных отношений. Любимая игрушка учит ребёнка доброте, способности идентифицироваться с куклой, с природой, с другими людьми.

Педагогическая классификация игрушек

Виды игрушек

1. Дидактические игрушки: собственно-дидактические игрушки, дидактические игры, игровые наборы с правилами, конструкторы и строительные наборы, игры-головоломки, музыкальные игрушки, развивающие компьютерные игры, игрушки-репетиторы, игрушки для экспериментирования.

2. Сюжетно-образные игрушки: куклы, фигурки людей и животных, предметы игрового обихода, технические игрушки.

3. Театральные игрушки.

4. Празднично-карнавальные игрушки.

5. Спортивные игрушки.

6. Игрушки-забавы.

7. Игровые модули.

8. Предметозаместители.

9. Игровое оборудование.

По степени готовности игрушек.

-Готовые игрушки.

-Сборно-разборные.

-Заготовки полуфабрикатов для игрушек-самоделок.

-Материалы для создания игрушек.

Материалы и композиции материалов, используемые для изготовления игрушек.

-Ткань, искусственный мех,

-Пластилин.

-Метал.

-Бумага, картон.

-Фарфор, керамика, стекло, композиционные материалы.

Величина игрушки.

-Игрушки мелкие.

-Среднего размера.

-Игрушки крупногабаритные.

Функциональные свойства игрушек.

-Простые без подвижных деталей.

-С подвижными деталями, механические.

-Гидравлические.

-Пневматические.

-Магнитные.

-Электрифицированные.

-Электронные.

-С дополнительными атрибутами.

-Наборы игрушек.

-Игровые комплекты, комплексы и серии.

Художественно-образное решение игрушек.

-Реалистический образ.

-Конструктивный образ.

-Условный образ.

Место возникновения.

-Архаичные.

-Народные.

-Ремесленные.

-Самодельные.

-Промышленные.

Цветовое решение игрушек.

Цвет, сочетание цветов в окраске и оформление игрушек.

Функциональные свойства игрушек.

Свойства игрушек, расширяющие спектр игровых, задач и действий за счёт подвижности совокупности деталей и специальных устройств.

Система игр-занятий с дидактической куклой в группе раннего возраста.

«Новая кукла»

Цель: вызвать у детей интерес к игре с куклой. Уточнить их знания о строении тела человека: руки, ноги, голова и т. д. Дать элементарные представления о гостеприимстве. Воспитывать доброжелательность.

«Устроим кукле комнату»

Цель: продолжать учить детей игре с куклой. Расширять и уточнять их представления о мебели, её назначении. Активизировать словарь: шкаф, диван, кровать и т. д. Воспитывать умение играть с другими детьми.

«Уложим куклу спать»

Цель: закрепить и уточнить знания детей о предметах одежды и порядке раздевания. Учить правильно складывать одежду на стульчик. Обогащать и активизировать словарь: колготки, платье, туфли и т. д. Воспитывать аккуратность.

«Кукла заболела»

Цель: продолжать учить детей объединять несколько игровых действий в один сюжет. Закрепить и расширить представления о враче, его действиях, инструментах. Обогатить словарь понятиями: лечить, компресс, пожалеть, градусник. Воспитывать чуткость.

«Научим куклу мыть посуду»

Цель: закрепить и уточнить представления детей о посуде и её назначении. Познакомить с процессом мытья посуды. Активизировать словарь: губка, мыть, полоскать, сушить и т. д. Вызвать желание помогать другим.

«Оденем куклу на прогулку»

Цель: закрепить и уточнить знания детей о предметах верхней одежды и порядке их надевания. Обогащать сюжет детской игры. Воспитывать желание помогать другим.

«Девочка чумазая»

Цель: учить детей купать куклу, запоминать последовательность игровых действий. Побуждать к использованию в игре предметов-заместителей. Обогащать игру новыми сюжетами. Активизировать словарь: купаться, тёплая, мыть и т. д. Воспитывать добрые чувства, заботливое отношение к кукле.

«Кукла идёт в магазин»

«День рождения куклы»

«Постираем кукле платье» и т. д.

Источник