Как учить в школе ребенка с задержкой психического развития

Как учить в школе ребенка с задержкой психического развития thumbnail

Нет ничего удивительного в том, что дети с ЗПР сейчас есть если не в каждом классе,
то уж в каждой общеобразовательной школе – это точно. Вот только с ростом количества таких учеников  у педагогов остаётся неизменным вопрос: а как их учить? Ведь  с обычной программой они не справляются…

 Попробую ответить на этот вопрос подробно.

 Для начала необходимо развести понятия ЗПР (задержка психического развития) и умственная
отсталость – это совершенно разные вещи! Слово «задержка» говорит само за себя: при ней ребёнок лишь задержался в освоении некоторых школьных дисциплин, в
развитии каких-либо психических функций. И отличаются дети с ЗПР от умственно отсталых тем, что при хорошей педагогической, медицинской, психологической  (а при необходимости – и других видах) помощи они могут «догнать» своих сверстников и учиться
дальше «как все». (По идее, нарушения должны исчезнуть уже к 5 классу, но в последнее время это случается гораздо позже, а часто  они остаются и до 9 класса.)

Поэтому главная задача педагога, у которого в классе есть ученик с задержкой, и
образовательного учреждения в целом – создать для него такие условия, которые помогут ему наверстать 
то, что по каким-либо причинам упущено. Какие же нужны условия и что именно  для этого нужно делать?

 Перво-наперво – найти в литературе либо в  сети интернет информацию об особенностях детей с ЗПР и тщательно её изучить. Для чего это
нужно? Чтобы знать, что стоит требовать от ребёнка, а что ему будет не под силу. Чтобы создавать для него ситуации успеха, которые придадут ему силы и желание учиться дальше, преодолевать
трудности (которых у него – вагон и маленькая тележка).

Следующим и самым главным шагом будет составление для  этого ученика  АОП (адаптированной образовательной программы). Я не буду здесь объяснять, какие разделы должны быть в ней и
какую «сетку» использовать: на эту тему есть много методических разработок – во-первых, и в каждой образовательной организации зачастую принята своя форма для неё – во-вторых.  Я расскажу, на что обязательно нужно обратить внимание, чтобы
программа не стала лишь отпиской «для галочки», а смогла оказать реальную помощь как ребёнку, так и педагогу.

 Прежде чем создавать АОП, нужно провести педагогическую диагностику и выяснить глубину
пробелов в знаниях
(возможно, возникших очень давно), причины этих пробелов, а также выявить «западающие» психические функции.

Содержание программы для детей с ЗПР  практически ничем не отличается от общеобразовательной, поэтому оставлять её гораздо легче, чем на
ребёнка с умственной отсталостью. Упор нужно сделать на восполнение упущенного, на создание «базы» для освоения следующих знаний, умений и навыков, т.к. без этого ребёнок просто
не сможет двигаться дальше. Возможно, придётся  на
какое-то время приостановить изучение этим учеником текущих тем, и вернуться с ним к тому, что не было усвоено на более ранних этапах. Например, если он ещё не понял тему «Свойства
сложения и вычитания», не стоит пока учить его решать даже простые уравнения – он с ними не справится, т.к. этим знаниям в его голове не на что опереться. Или если ребёнок не разобрался с тем,
какие бывают звуки и чем звук отличается от буквы, если у него не развиты фонематические процессы, нет смысла по сорок раз объяснять ему, как делается фонетический разбор слова: ему это пока не
осилить. Лучше работайте над фонематическим восприятием, и постепенно дело сдвинется с «мёртвой точки».  Естественно, при создании АОП необходимо договориться со всеми специалистами и с администрацией образовательной
организации
, каким образом вы будете делать соответствующие записи в классном журнале.

 Надо сказать, что это – очень серьёзная, кропотливая и длительная работа, но помощь ребёнку с ЗПР заключается
именно в этом. И, скажу как специалист ПМПК, бывает очень больно и обидно за ребят, когда это не делается, и они приходят на комиссию повторно с теми же самыми знаниями, что и в
первый раз несколько лет назад. Поэтому в адаптированной программе как раз и нужно отразить все подобные нюансы и постараться просчитать время, необходимое для восполнения пробелов в изучении
школьных предметов.

Следующий важный момент – в оказании помощи ребёнку должно  участвовать  много людей: не только учитель, но и «узкие специалисты», учителя-предметники (учитель ИЗО, музыки,
физкультуры и т.д.), медицинские работники,  родители…  (В связи с этим и составляется АОП
всеми ими совместно, а не одним учителем и не каждым по отдельности.) Большая роль принадлежит здесь учителю-логопеду, педагогу-психологу, учителю-дефектологу, потому что корень проблем с учёбой
очень часто (если не сказать – почти всегда) – в недостаточном развитии психический функций (внимания, памяти, мышления и т.д.) и речевых нарушениях. К примеру, ребёнок может не понимать
геометрию потому, что у него не сформированы пространственное восприятие и мышление, а не потому, что плохо её учит. Или не уметь применить выученные наизусть правила потому, что не развиты
мыслительные операции. Естественно, тут надо сосредоточиться на работе с «западающими» процессами, а это – дело «узких» специалистов. Правда, если они в школе отсутствуют, то этот вид
деятельности тоже ложится на плечи учителя. К сожалению, в таком случае эффективность оказываемой помощи заметно снижается (один в поле – не воин). Поэтому одна из важнейших задач, которая должна
стоять перед администрацией образовательной организации, обучающей детей с ЗПР – привлечь на работу логопеда, психолога и, желательно, дефектолога.

 Огромное значение имеет и то, что родители ни в коем случае не должны оставаться в
стороне
. Во-первых, именно они – главные и первые воспитатели и учителя ребёнка, с ними ребёнок проводит (или должен проводить) большую часть времени, а во-вторых, педагогам просто не
успеть без участия родителей «нагнать» с  обучающимся то, что было упущено и не усвоено. Кстати,
задачи, решение которых берут на себя родители в реализации адаптированной программы, и их ответственность тоже нужно документально закрепить (прописать в программе).

Читайте также:  Развитие ребенка и его отношение с окружающими

Ещё один из ключевых моментов – в оказании медицинской помощи ребёнку. Как уже говорилось выше, у
детей с задержкой психического развития практически всегда отмечается отставание в развитии психических функций. А причиной этого, в свою очередь, является недостаточное или замедленное
созревание определённых областей коры головного мозга. Так вот, врач-психиатр и врач-невролог могут назначить медицинские препараты (в таблетках, уколах и пр.), способные стимулировать их
развитие и созревание, т.е. такие, после приёма которых ребёнок станет внимательнее, у него улучшатся память, мышление и т.д. Поэтому стоит приложить все силы, чтобы убедить родителей регулярно
наблюдаться с ребёнком у этих специалистов.

 Как учить ребёнка с задержкой в условиях класса? Ответ и прост, и сложен
одновременно: применяя индивидуальный и дифференцированный подход. Что это значит?  Учителю
необходимо уделять для него  на уроке
отдельное  время и особое внимание. Например, объяснить задание или тему ещё раз, когда остальные дети уже приступили к выполнению упражнения и работают самостоятельно. Объяснять ему
непонятный материал или новую тему несколько раз, другими словами, с большим количеством примеров, более подробно, с использованием наглядных материалов. Давать несколько другие задания, которые
ему в данный момент под силу (например, на карточках). Спрашивать на уроках после ответов сильных учеников, чтобы у него была возможность увидеть и услышать образец ответа. Разрешать ему при
ответе, при выполнении заданий пользоваться вспомогательными материалами: таблицами, памятками, алгоритмами, схемами, планами и пр. В общем, это означает для учителя большую предварительную,
подготовительную работу, но только так возможно получение результата в обучении детей с подобными проблемами.

Очень частый вопрос, который волнует учителя, обучающего детей с ЗПР, касается их
оценивания: какими критериями пользоваться при выставлении отметки? С чем или с кем сравнивать их уровень знаний и умений? Можно ли ставить положительные оценки «за
работу», 
«за старание» или «чтобы не отбить желание учиться»? Тут напомню, что
обучающиеся с задержкой психического развития вполне могут усваивать общеобразовательную программу (если им оказывается всевозможная помощь), поэтому не надо им ставить повышенные отметки из
жалости. Оценивайте их в соответствии с той адаптированной программой, которую вы для них создали. Критерии оценки остаются теми же, что и для всех остальных
учеников, но необходимо учесть несколько условий.

Первое – опирайтесь на то содержание учебного материала, которое в данный момент осваивает
данный  ученик, и на его возможности. Например, весь класс уже учится делать морфологический
разбор существительного, а этот ребёнок ещё только начал изучать  тему «Определение склонения существительного»; естественно, ему вы будете ставить отметки по результатам освоения именно этой темы.  Или весь класс за урок решил десять примеров и три задачи, а этот
успел справиться с пятью примерами и одной задачей (конечно, при условии, что он не ерундой занимался половину урока, а тоже работал) – ставите отметку за качество выполнения, а не за
количество.

Второе – не требуйте и не ждите от него повышенного уровня знаний: пусть он успеет понять и
запомнить хотя бы обязательный  минимум или так называемый «средний уровень».

Третье – сравнивайте достижения такого ребёнка с его же успехами некоторое время назад (в прошлый раз в
словарном диктанте было 5 ошибок, я тебе поставила «2», а в этот раз – только 4 ошибки и в очень трудных словах – поэтому сегодня могу поставить уже «3»).

Четвёртое – если хочется всё же с помощью отметки «поддержать» ребёнка, делайте это редко, иначе он
привыкнет к «халяве» и будет считать, что можно учиться без старания, не прикладывая особых усилий (а в этом случае положительных результатов ему не достичь!). Короче: не «натягивайте» оценки –
смысл помощи детям с ЗПР совсем не в этом! Научите их получать заслуженные хорошие отметки!

 А сейчас ещё несколько  советов.

Бывает так, что у ребёнка с ЗПР настолько сильно запущен учебный материал, настолько много пробелов в знаниях, что
при всём желании справиться с этим почти невозможно. В таком случае наилучший выход – повторное обучение в этом же классе. Это даст ученику дополнительное время, чтобы наверстать
упущенное, и тогда учиться дальше будет намного легче.

Если обучение по программе для детей с ЗПР рекомендовано ПМПК  в начальной школе, то по окончании 4 класса ученика необходимо снова обследовать на комиссии.
Делается это для того, чтобы отследить динамику развития у ребёнка и рекомендовать для дальнейшей учёбы программу, адекватную его возможностям, и при этом не упустить время. Иногда это бывает
общеобразовательная программа (если обучающийся справился с теми трудностями, которые были), иногда – та же программа для детей с задержкой (если проблемы остались в той или иной степени), а
временами – программа для детей с умственной отсталостью (если трудности не только не исчезли, но и усугубились).

В том случае, если и в среднем звене ребёнок обучается про программе для детей с ЗПР, нужно снова приехать на ПМПК в 9 классе, чтобы обновить документ, т.к. учащиеся с такими
особенностями имеют право сдавать экзамен в форме ГВЭ (а это гораздо проще, чем ОГЭ).

Елена Михайловна Белоусова,

педагог-психолог Красноуфимской психолого-медико-педагогической комиссии

Источник

У детей с задержкой психического развития есть затруднения с усвоением информации. Именно по этой причине для их обучения разрабатываются индивидуальные образовательные комплексы с упражнениями, позволяющими овладевать навыками чтения и письма, начиная с восприятия образа буквы.

Методы обучения чтению детей с ЗПР

Чтение – это сложного типа психофизический процесс, основной задачей которого является расшифровка и понимание письменного сообщения. В этом процессе участвуют речеслуховой, речедвигательный и зрительный анализаторы.

Сегодня существует множество методик развития навыков чтения, которые направлены на:

  • развитие умения выделять смысл текста;
  • развитие навыков правильного чтения: проговаривание слов целиком, без «заглатывания» окончаний и искажений слогов и звуков;
  • распознавание знаков препинания и умение их интонировать;
  • увеличение скорости чтения.

Иными словами, работа ведется в двух направлениях: понимание прочитанного и технику чтения. И работа эта производится в четыре этапа:

  1. Графическое восприятие буквы.
  2. Понимание понятия «слог» и развитие навыка слогового чтения.
  3. Внятное чтение словами целиком.
  4. Чтение предложениями и понимание прочитанного.

Необходимо развить способность у ребенка с ЗПР познавать новое.

Необходимо развить способность у ребенка познавать новое.

Дислексия – это нарушение способности овладения навыкам письма и чтения при сохраненной способности познавать новое. Выделяются следующие ее виды:

  • Семантическая – характеризуется недоразвитым звуковым синтезом и нечеткостью понимания синтаксический связей в предложениях. У детей с ЗПР не в полной мере сформирована способность воспринимать слова, разделенные на слоги, восстанавливать и синтезировать их.
  • Аграмматическая – искажаются префиксы, суффиксы, окончания, заменяются морфемы.
  • Фонематическая – чаще всего дети с диагнозом ЗПР сложно воспринимают мягкие и твердые, глухие и звонкие пары звуков, в процессе чтения переставляются звуки, «проглатываются» окончания, пропускаются или добавляются звуки.
  • Оптическая – у ребенка нарушена функция оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. Детям сложно конструировать изображение, найти различия или сходства, обычно возникают проблемы восприятия в чтении следующих букв: У-Ч, Ж-К, Х-К, Р-Ь, В-З, Д-Л, Т-Г.
  • Мнестическая – отсутствует навык устанавливать связь между изображением буквы и ее звуком, ребенок попросту не запоминает, каким звуком сопровождается та или иная буква.

Выработка навыка чтения у детей с ЗПР требует целенаправленного и кропотливого коррекционного вмешательства с участием таких специалистов, как: дефектолог, логопед, коррекционный педагог. Важно понимать, что работа всех этих профессионалов будет сведена на ноль, если в процессе коррекции не будут участвовать родители.

Упражнения

После диагностики ребенка с ЗПР на определение наличия навыков чтения, подбирается ряд упражнений. Мы выбрали самые простые, доступные и при этом эффективные:

  1. Игры с буквами.
    Ваш малыш не может запомнить, как выглядит та или иная буква? Существует много способов помочь ему, например: вылепите ее из пластилина (это касается большой, маленькой и прописной буквы), закрепите навык, выложив эту же букву из спичек, ниточек, вырежьте ее из цветной бумаги, нарисуйте, разукрасьте.
    Еще один вариант – раз в неделю распечатывать красочную букву (которую вы на данный момент учите) и размещать на видных местах, графическое изображение будет откладываться на подсознательном уровне.
    Также можно купить магниты, доски с выпуклыми буквами (изучение на тактильном уровне).
    Усложнить задание можно написав только отдельные детали буквы и попросить ребенка дорисовать недостающее. И важно, чтобы все действия проговаривались, так вы соедините визуальный и словесный метод обучения.
  2. Игра «Какой буквы не стало» – начинать рекомендуется из 3 букв, постепенно увеличивая ряд.Задача — несколько секунд наблюдать за изображениями, потом по памяти повторить последовательность. После взрослый убирает одну букву и необходимо восстановить первоначальный порядок изображений. Можно выкладывать целые слова, а потом терять 1 или несколько букв. Усложнять игру необходимо с учетом готовности самого ребенка.
  3. Игра на развитие тактильной памяти «Волшебный мешочек». В плотном мешочке размещаются металлические или пластиковые буквы, задача — вслепую определить, что за буква и назвать слова, в которых она встречается.
  4. Игра «Найди ошибку в написании» – взрослые осознанно делают ошибки в графическом изображении букв. Задача ребенка — определить какая из предложенных конструкций неправильная и исправить ошибку.
  5. Игра «Сложи слово» – предлагается набор слогов, из которых необходимо составить слова на определенную тематику, например, «Животные», «Сказочные персонажи» и т.д.
  6. «Ролевое чтение» – выберите текст, в котором есть разделение на роли, и в игровой форме проработайте интонацию с учетом знаков препинания. И процесс обучения будет не скучным, и интерес у ребенка точно появится.
  7. «Вставь гласную» – предлагается предложение, в котором есть только согласные буквы, нужно вставить гласные. Для того чтобы упростить задачу, задание подкрепляется иллюстрациями.
    И это только малая часть упражнений, которые можно выполнять с крохой дома самостоятельно. Важно понимать, что у детей с задержкой психического развития очень хрупкая психика, и учить заставляя, против воли ребенка, у вас не получится. Важно его увлечь, заинтересовать и учить только в игровой форме с поощрением за каждый успех.

Методы обучения письму детей с ЗПР

Дисграфия – это специфическое частичное нарушение навыка письма, при котором ребенок использует аграмматизмы, слова пишет сдельно, искажает звуко-слоговую структуру слова, заменяет или искажает буквы.

При диагнозе ЗПР наблюдаются нарушенные двигательные, зрительные и слуховые анализаторы, следовательно, овладеть навыками правильного и быстрого письма намного сложнее, чем ребенку без особенностей. Распознать проблему можно с самого начала:

  • не дописываются буквы;
  • нет заглавной буквы, знаков препинания, пробелов;
  • почерк неразборчивый;
  • на слух тексты не воспринимаются (диктанты всегда с грубыми грамматическими ошибками).

Существуют следующие типы дисграфии при ЗПР:

  1. Артикуляторно-акустическая – как произносит, так и пишет.
  2. Акустическая – замена фонем и звуков близкими по написанию и не восприятие мягкости звуков.
  3. Нарушение языкового анализа и синтеза – в письме пропускаются или переставляются целые слоги, слова не дописываются, добавляются лишние слоги или буквы, написание в одном слове сразу 2-3.
  4. Аграмматическая – письмо вне всяких правил грамматики — «солнечные день», «красивый кукла». Ребенку сложно овладеть знаниями о числах, родах, падежах.
  5. Оптическая – нарушение зрительного анализа и синтеза, иными словами сложно улавливать графические отличия букв, как результат: недописанные буквы, лишние элементы, пропуски соединений, зеркальное написание и прочее.

Статья в тему: Программа обучения детей с тяжелыми нарушениями речи

Упражнения

Для того чтобы развить навык письма, необходимо проводить комплексную работу, в которую должен быть вовлечен и психолог, и логопед, и педагог, и родители.

Читайте также:  Развитие ребенка с 1 месяца до 2 месяцев чем заниматься с ним

Первым делом проводится работа по развитию языкового анализа и синтеза. На данном этапе дети учатся самостоятельно составлять предложения и даже маленькие рассказы по иллюстрациям, читать графические схемы предложений, самостоятельно их составлять, искать необходимое слово в предложение, составлять предложения с указанным словосочетанием.

На втором этапе проводится работа по развитию слогового анализа и синтеза:

    • определение гласных и согласных звуков в слове;
    • разбиение слова на слоги;
    • подсчет слогов;
    • определенное количество слов разграничить по количеству слогов;
    • из набора слогов составить как можно больше слов.

    На третьем этапе проводится работа над развитием фонематических навыков:

      • назвать количество звуков в слове и проговорить их все по порядку;
      • написать как можно больше слов, в которых, например, 5 звуков;
      • разделить слова по количеству звуков;
      • определить пропущенные в слове звуки и вставить их;
      • преобразовать слово из 3 звуков в слово из 4-х, например, рот-крот.

      Развитие чтения и развитие письма нужно проводить параллельно, чтобы графическое восприятие гармонировало со слуховым и зрительным.

      Нормы чтения для детей с ЗПР

      По окончанию начальной школы ребенок с ЗПР должен иметь навык чтения от 70 до 80 слов в минуту. Но при этом текст выбирается простой, без сложных по произношению слов, в предложениях не более 8 слов. Допускаются незначительные ошибки в произношении. По итогу прочтения ребенок должен в нескольких словах описать суть текста, определить главных героев.

      Совместное чтение становится интересным, отзывы

      Совместное чтение становится интересным.

      В копилке ребенка по окончанию 4-го класса должно быть как минимум 12 выученных наизусть стихотворений. Он должен спокойно читать скороговорки и обладать достаточным словарным запасом, чтобы выразить свою мысль развернуто.
      Также проверяется художественное чтение на усвоение навыка определения и трактовки знаков препинания.

      Статья в тему: Развитие речи у детей с ЗПР

      Чтение ребенка с ЗПР: отзывы о методиках обучения

      Как показывают тесты и исследования, порядка 50% учеников в начальной школе имеют проблемы с овладением навыков чтения. Такая тема не могла пройти стороной и социальные сети. Родители активно обсуждают на форумах и тематических сайтах, какие методы и упражнения были эффективными в их случае, а какие вызывали у ребенка только раздражение.

      Из всех отзывов можно сделать вывод, что обучение чтению ребенка в 1 классе должно проходить исключительно в игровой форме в легкой и непринужденной обстановке. Часто используются музыкальные азбуки, магнитные доски, деревянные буквы, раскраски и т.д. С каждым годом задания усложняются. И что отмечают практически во всех отзывах – это сочетание методов овладения навыками чтения с методиками овладения навыков письма. Большая часть детей к окончанию программы для ЗПР 4 класса освоили плавное чтение, навыки в полной мере соответствовали нормам чтения.

      В таблице отображены некоторые отзывы родителей, которые взяты с интернет-площадок: https://v7u.org/viewtopic.php?t=910&start=10, https://defectolog.ru/forum/105/https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/409512335/.

      ПоложительныеОтрицательные
      Мы начали ходить в специальную группу в садике, так как там кроме нянечки и воспитателя еще приклеплен логопед и психолог.

      Нам очень нравится, во-первых, проводится подготовка к школе (ребенок учится читать, писать, выражать свои мысли), обучение происходит в коллективе (учимся взаимодействовать).

      Я вот просто настаиваю на том, чтобы детки с особенностями посещали специальные учреждения, там все-таки работают специалисты. (Екатерина)

      ЗПР полностью поддается коррекции еще в дошкольном возрасте, просто нужно внимательно наблюдать за своим ребенком и своевременно определить проблему, а не списывать все на черты характера.

      И да, я против этих всех навешиваний ярлыков, это такие же дети, просто им несколько сложнее даются определенные навыки! (Тамара)

      У нас была полная беда сначала с овладением навыков самообслуживания, сын попросту не понимал, зачем проситься в туалет, зачем снимать обувь в помещении, почему на улицу нельзя пойти просто в том, в чем он находится дома (а на улице глубокая зима), зачем нужна ложка и прочее.

      Но потом эти проблемы начали усугубляться, так как вообще не развивалась речь, следовательно, ни о каком дальнейшем обучении не могло быть и речи. Но потом я в интернете увидела, что нам может помочь не только психолог детский, но и дефектолог. Да, работы было немерено, но времени тоже было немного, ведь активная познавательная деятельность у ребенка длится до 6 лет.

      И вот нам сегодня исполнилось 6 лет, мы полностью самостоятельны, свободно излагаем свои мысли (пусть краткими и простыми предложениями), читает небольшие тексты, считает до 10, и в рамках 10 умеет слагать и вычитать и прочее. ЗПР поддается коррекции, если тому нет более серьезных причин  нарушением ЦНС. (Оксана)

      Ну да, первый класс у нас прошел сложно, просто с боем давались элементарные азы, но я просто усиленно занималась с сыном дома и не разрешила переводить в специализированное учебное заведение, так как не считаю данную меру необходимой. (Марина)
      У нас сын начал проявлять интерес к чтению только на уроках труда, там очень талантливый педагог, который сразу поняла проблему и начала не проговаривать задания, а раздавать карточки с пошаговыми инструкциями.

      Понятно, что сразу прочесть не получилось, но начал пытаться настойчиво овладевать этим навыком. Многое все-таки зависит от мотивации и работы педагогов. (Галина)

      Я боялась отдавать дочь в инклюзивный класс, но через полгода, когда я видела результаты развития ее, я пересмотрела все свои страхи. Все-таки обучение по индивидуальным программам показывают колоссальный результат. (Света)

      Вывод

      Проблемы с чтением и письмом у детей с задержкой психического развития встречаются часто, так как этому способствует целый ряд специфических факторов. Но эти проблемы поддаются коррекции при титанической, постоянной и комплексной работе. Сегодня в сети интернет можно найти не просто методичку с расписанными занятиями, но и уже полностью разработанные карточки с описанием, которые достаточно только распечатать и использовать. В работе над развитием навыка чтения не забывайте о работе с психологом и логопедом.

      Видео — Дети с ЗПР

      Источник