Игра и ее роль в психическом развитии ребенка контрольная

Игра и ее роль в психическом развитии ребенка контрольная thumbnail

Татьяна Смирнова
«Роль игры в психическом развитии ребенка»

Роль игры в психическом развитии ребёнка.

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребёнка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.

1. Влияние игры на общее развитие ребёнка.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сами условия игры требуют от ребёнка сосредоточения на предметах, включённых в игровую ситуацию на содержании разыгрываемых действий и сюжета.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок учится действовать с заместителем предмета – он даёт заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребёнок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большей мере способствует тому, что ребёнок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребёнок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу воображения. Дети научаются отождествлять предметы и действия с заместителями, создавать новые ситуации в своём воображении.

Влияние игры на развитие личности ребёнка заключается в том, что через неё он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.

Продуктивные виды деятельности – рисование, конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определёнными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребёнок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.

2. Влияние на различные функции.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в неё ребёнка определённого уровня развития речевого общения. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребёнка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через замещение одних предметов другими. Предметы – заместители как знаки отсутствующих предметов. Знаком может быть любой элемент действительности, выступающий в качестве заместителя другого элемента действительности.

Кроме того, предмет-заместитель опосредствует связь отсутствующего предмета и слова и по-новому трансформирует словесное содержание.

В игре ребёнок постигает специфические знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, имеющие мало общего по своей чувственной природе с обозначаемым предметом, и иконические знаки, чувственные свойства которых визуально приближены к замещаемому предмету.

3. Рефлексия.

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления.

Игра ведёт к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так, играя в больницу, ребёнок плачет и страдает, как пациент, и доволен собой как хорошо исполняющий роль.

Влияние игрушки на психическое развитие ребёнка.

1. Игрушка – среда психического развития ребёнка.

Игрушка возникает в истории человечества как средство подготовки ребёнка к жизни в современной ему системе общественных отношений. Игрушка – предмет, служащий для забавы и развлечения, но одновременно являющийся средством психического развития ребёнка.

В младенчестве ребёнок получает погремушки, которые определяют содержание его поведенческой реакции, его манипулирования. В раннем возрасте – автодидактические игрушки, которые несут в себе условия развития ручных и зрительных соотносящих действий. Также игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры (посуда, мебель). Благодаря им ребёнок овладевает орудийными действиями.

Игрушки – копии реальных орудий имеют совершенно иные функции, чем сами орудия. Они служат для развития у ребёнка не частных профессиональных качеств, а некоторых общих качеств (меткость, ловкость).

Игрушки – копии бытовых предметов приобщают ребёнка к этим предметам тем, что ребёнок познаёт их функциональное назначение, что помогает ему психологически войти в мир постоянных вещей.

2. Благодаря игрушке ребёнок переживает множество разнообразных чувств.

3. Игрушки как средство воздействия на нравственную сторону личности ребёнка.

Особое место занимают куклы и мягкие игрушки, изображения мишки, зайца, собаки и т. д. Сначала ребёнок выполняет с куклой только подражательные действия, затем игрушка становится как объект для эмоционального общения. Ребёнок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях. Кукла или мягкая игрушка – заместитель идеального друга, который всё понимает и не помнит зла, это партнёр в общении во всех его проявлениях. Большое влияние на эмоциональное отношение к игрушке оказывают фактура материала, соотношение пропорций головы и тела игрушки. Куклы – копии человека имеют разное предназначение в игре: «прекрасные куклы», характерные куклы. Куклы – герои народных и авторских сказок, мультфильмов и т. д. – также характерны по своей внешности, но они несут в себе заданность образа поведения, стабильную нравственную характеристику, несмотря на меняющиеся сюжетные линии в игре. Такие куклы требуют от ребёнка определённого поведения (Буратино, Карлсон). Ребёнок сосредотачивает на них весь свой моральный опыт и проигрывает сюжеты с проблемными ситуациями межличностных отношений. Любимая игрушка учит ребёнка доброте, способности идентифицироваться с куклой, с природой, с другими людьми.

Педагогическая классификация игрушек

Виды игрушек

1. Дидактические игрушки: собственно-дидактические игрушки, дидактические игры, игровые наборы с правилами, конструкторы и строительные наборы, игры-головоломки, музыкальные игрушки, развивающие компьютерные игры, игрушки-репетиторы, игрушки для экспериментирования.

2. Сюжетно-образные игрушки: куклы, фигурки людей и животных, предметы игрового обихода, технические игрушки.

3. Театральные игрушки.

4. Празднично-карнавальные игрушки.

5. Спортивные игрушки.

6. Игрушки-забавы.

7. Игровые модули.

8. Предметозаместители.

9. Игровое оборудование.

По степени готовности игрушек.

-Готовые игрушки.

-Сборно-разборные.

-Заготовки полуфабрикатов для игрушек-самоделок.

-Материалы для создания игрушек.

Материалы и композиции материалов, используемые для изготовления игрушек.

-Ткань, искусственный мех,

-Пластилин.

-Метал.

-Бумага, картон.

-Фарфор, керамика, стекло, композиционные материалы.

Величина игрушки.

-Игрушки мелкие.

-Среднего размера.

-Игрушки крупногабаритные.

Функциональные свойства игрушек.

-Простые без подвижных деталей.

-С подвижными деталями, механические.

-Гидравлические.

-Пневматические.

-Магнитные.

-Электрифицированные.

-Электронные.

-С дополнительными атрибутами.

-Наборы игрушек.

-Игровые комплекты, комплексы и серии.

Художественно-образное решение игрушек.

-Реалистический образ.

-Конструктивный образ.

-Условный образ.

Место возникновения.

-Архаичные.

-Народные.

-Ремесленные.

-Самодельные.

-Промышленные.

Цветовое решение игрушек.

Цвет, сочетание цветов в окраске и оформление игрушек.

Функциональные свойства игрушек.

Свойства игрушек, расширяющие спектр игровых, задач и действий за счёт подвижности совокупности деталей и специальных устройств.

Система игр-занятий с дидактической куклой в группе раннего возраста.

«Новая кукла»

Цель: вызвать у детей интерес к игре с куклой. Уточнить их знания о строении тела человека: руки, ноги, голова и т. д. Дать элементарные представления о гостеприимстве. Воспитывать доброжелательность.

«Устроим кукле комнату»

Цель: продолжать учить детей игре с куклой. Расширять и уточнять их представления о мебели, её назначении. Активизировать словарь: шкаф, диван, кровать и т. д. Воспитывать умение играть с другими детьми.

«Уложим куклу спать»

Цель: закрепить и уточнить знания детей о предметах одежды и порядке раздевания. Учить правильно складывать одежду на стульчик. Обогащать и активизировать словарь: колготки, платье, туфли и т. д. Воспитывать аккуратность.

«Кукла заболела»

Цель: продолжать учить детей объединять несколько игровых действий в один сюжет. Закрепить и расширить представления о враче, его действиях, инструментах. Обогатить словарь понятиями: лечить, компресс, пожалеть, градусник. Воспитывать чуткость.

«Научим куклу мыть посуду»

Цель: закрепить и уточнить представления детей о посуде и её назначении. Познакомить с процессом мытья посуды. Активизировать словарь: губка, мыть, полоскать, сушить и т. д. Вызвать желание помогать другим.

«Оденем куклу на прогулку»

Цель: закрепить и уточнить знания детей о предметах верхней одежды и порядке их надевания. Обогащать сюжет детской игры. Воспитывать желание помогать другим.

«Девочка чумазая»

Цель: учить детей купать куклу, запоминать последовательность игровых действий. Побуждать к использованию в игре предметов-заместителей. Обогащать игру новыми сюжетами. Активизировать словарь: купаться, тёплая, мыть и т. д. Воспитывать добрые чувства, заботливое отношение к кукле.

«Кукла идёт в магазин»

«День рождения куклы»

«Постираем кукле платье» и т. д.

Источник

Сущность
игры, по Л. С. Выготскому, заключается в
том, что она представляет собой исполнение
обобщенных желаний ребенка, основным
содержанием которых является система
отношений со взрослыми.

Характерная
черта игры в том, что она позволяет
ребенку выполнять действие при отсутствии
условий реального достижения его
результатов, поскольку мотив каждого
действия заключен не в получении
результатов, а в самом процессе его
выполнения.

В
игре и других видах деятельности, таких
как рисование, самообслуживание, общение,
рождаются следующие новообразования:
иерархия мотивов, воображение, начальные
элементы произвольности, понимание
норм и правил социальных взаимоотношений.

В
игре впервые открываются отношения,
существующие между людьми. Ребенок
начинает постигать, что участие в каждой
деятельности требует от человека
исполнения определенных обязанностей
и дает ему ряд прав. Дети приучаются к
дисциплине, соблюдая определенные
правила игры.

В
совместной деятельности они учатся
согласовывать свои действия. В игре
ребенок постигает возможность замены
реального предмета игрушкой или случайной
вещью, а также может замещать предметы,
животных и других людей своей собственной
персоной.

Игра
на этом этапе становится символической.
Использование символов, способность
замещать один объект посредством другого
представляют собой приобретение,
обеспечивающее в дальнейшем овладение
социальными знаками.

Благодаря
развитию символической функции у ребенка
формируется классифицирующее восприятие,
существенно изменяется содержательная
сторона интеллекта. Игровая деятельность
способствует развитию произвольного
внимания и произвольной памяти.
Сознательная цель (сосредоточить
внимание, запомнить и припомнить)
выделяется для ребенка раньше и легче
в игре.

Большое
влияние игра оказывает на развитие
речи. Воздействует и на интеллектуальное
развитие: в игре ребенок обучается
обобщать предметы и действия, использовать
обобщенное значение слова.

Вхождение
в игровую ситуацию является условием
для разных форм умственной деятельности
ребенка. От мышления в предметном
манипулировании ребенок переходит к
мышлению представлениями.

В
ролевой игре начинает развиваться
способность действовать в мыслительном
плане. Ролевая игра имеет значение и
для развития воображения.

26 Ведущая деятельность ребенка к концу раннего детства

К
концу раннего детского возраста начинают
складываться новые виды деятельности,
которые определяют психическое развитие.
Это игра и продуктивные виды деятельности
(рисование, лепка, конструирование).

На
2-ом году жизни ребенка игра носит
процессуальный характер. Действия
однократные, неэмоциональные, стереотипные,
могут быть не взаимосвязанными. Л. С.
Выготский назвал такую игру квазиигрой,
что подразумевает подражание взрослому
и отработку двигательных стереотипов.
Игра начинается с того момента, когда
ребенок овладевает игровыми замещениями.
Развивается фантазия, следовательно,
повышается уровень мышления. Этот
возраст отличается тем, что у ребенка
нет системы, по которой бы строилась
его игра. Он может либо повторять одно
действие многократно, либо производить
их хаотично, беспорядочно. Для ребенка
не имеет значения, в какой последовательности
они происходят, ибо между его действиями
не просматривается логика. В этот период
для ребенка важен сам процесс, а игра
носит название процессуальной.

К
3 годам ребенок способен действовать
не только в воспринимаемой ситуации,
но и в мысленной (воображаемой). Один
предмет замещается другим, они становятся
символами. Между предметом-заместителем
и его значением становится действие
ребенка, появляется связь между
реальностью и воображением. Игровое
замещение позволяет отрывать действие
или назначение от названия, т. е. от
слова, и видоизменять конкретный предмет.
При становлении игровых замещений
ребенку нужна поддержка и помощь
взрослого.

Этапы,
благодаря которым ребенок включается
в игру-замещение:

1) ребенок
не реагирует на те замещения, которые
производит взрослый во время игры, ему
не интересны ни слова, ни вопросы, ни
действия;

2) ребенок
начинает проявлять интерес к тому, что
делает взрослый, и повторять его движения
самостоятельно, но действия ребенка
пока автоматические;

3) ребенок
может производить замещающие действия
или их имитацию не сразу же после показа
взрослого, а по прошествии времени.
Ребенок начинает понимать разницу между
реальным предметом и замещающим его;

4) ребенок
сам начинает замещать один предмет
другим, но подражание все еще сильно.
Для него эти действия пока не носят
осознанного характера;

5) ребенок
может самостоятельно замещать один
предмет другим, при этом давая ему новое
название. Чтобы игровые замещения были
успешными нужна эмоциональная
вовлеченность взрослого в игру.

К
3 годам у ребенка должна сложиться вся
структура игры:

1) сильная
игровая мотивация;

2) игровые
действия;

3) оригинальные
игровые замещения;

4) активное
воображение.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Юлия Смолина
Игра и ее роль в психическом развитии ребенка

Игра и ее роль в психическом развитии ребенка

Смолина Ю. Г., педагог-психолог

МБДОУ «ДСОВ № 93»

г. Братск, Иркутская область

Все мы, когда-то были детьми, наверняка самые светлые воспоминания и впечатления связаны у нас с играми. Золотое время детских игр кратко и его надо ценить.

Значение игры состоит в том, что в процессе ее вырабатываются и совершенствуются различные способности, в том числе способность психической регуляции своей деятельности. Тренировочный характер игровой деятельности несомненен. Чувство удовольствия, вызываемое ею, — основной ее стимулятор. Такая стимуляция в высшей степени целесообразна, так как без игры не смогли бы сформироваться навыки деятельности и поведения, необходимые для самого существования животного.

По единодушному мнению психологов, игра — ведущая деятельность ребенка и основа всего последующего его развития, ибо именно в игре он первоначально обретает опыт для жизни в обществе и развивает все те физические и духовные силы и способности, которые ему для этого необходимы.

Зачатки игровой деятельности появляются тогда, когда ребенок, не без влияния взрослых, берет на себя ту или другую роль, когда один предмет выступает как обозначение другого предмета или существа. Тогда становится возможным “ехать” или “лететь” на стуле, как на автомашине или самолете, скакать на палочке, как на лошади, и т. п. “В игре ребенок создает мнимую ситуацию”, — подчеркивает Л. С. Выготский, отмечая необычайное значение в игре воображения, которое и позволяет осуществлять иллюзорную реализацию нереализуемых желаний.

Детская игра — своеобразный театр, в котором ребенок выступает нередко одновременно и как “актер”, играющий какую-то роль, будь то роль мамы или доктора, воспитательницы или пожарника, и как “режиссер”, организующий действия своих сверстников (“Я буду доктор, а ты — больной”) и участвующих в игре вещей, и как “драматург”, импровизирующий сюжетное действие и словесный текст за себя и за куклу. Ребенок является одновременно и организатором игрового “спектакля” и его зрителем, ибо при всей увлеченности игровым действием он не теряет из виду реальности, из материала которой и по образцу которой он строит реальность игровую.

Вместе с развитием ребенка, обогащением его жизненного опыта развивается и сама игра. Она становится все более сюжетно организованной. Центр ее перемещается от действия с предметами к изображению действий и отношений жизни взрослых. Обобщая обширный экспериментальный материал, автор обстоятельной монографии “Психология игры” Д. Б. Эльконин приходит к выводу, что “путь развития игры идет от конкретного предметного действия к обобщенному игровому действию и от него к игровому ролевому действию: есть ложкой; кормить ложкой; кормить ложкой куклу; кормить ложкой куклу, как мама, — таков схематически путь не ролевой игре”, а “роль является смысловым центром игры, и для ее осуществления служит и создаваемая игровая ситуация, и игровые действия».

Игра — важнейший фактор и средство воспитания дошкольника. Поэтому взрослые играют с детьми, учат их играть. Но сама игра — деятельность спонтанная, непринужденная. Ребенка нельзя заставить играть. В игре он чувствует себя свободным. Но и эта свобода — действие на основе осознанной необходимости. Такой необходимостью в игре являются ее правила. Эти правила определяются самими играющими по образцу отношений в неигровом мире. “Так нельзя!”,

“Так не бывает!”, “Так не кушают!” — основные доводы детей, когда им навязывается игровая ситуация, не соответствующая реальным отношениям. Чем старше ребенок, тем больше усложняются правила. Усложняются и в то же время схематизируются, особенно в условных играх (в прятки, в “казаки-разбойники”, в классы, игры с мячом и т. д.).

В чем заключается необходимость игровой деятельности ребенка? Растущий ребенок по природе своей деятельное существо, осваивающее огромную информацию благодаря своей любознательности (все дети на определенной стадии становятся “почемучками”). Но он не способен своей деятельностью удовлетворять свои насущные потребности в еде, одежде, жилище и т. д. Ему и не нужно это делать, пока он находится в мире детства. Поэтому он может себе позволить заниматься непродуктивной деятельностью, деятельностью ради самой себя, ради того удовольствия, которое она доставляет. А удовольствие она доставляет не только процессом двигательной активности органов чувств и частей тела, но и тем, что она разрешает (пусть иллюзорно) противоречие между потребностью действовать, как взрослый, и невозможностью действовать реально, действительно осуществлять те операции, которые требует содержание действия (водить машину, лечить больного, готовить обед и т. п.). “Может ли вообще разрешиться это противоречие?”— ставит вопрос А. Н. Леонтьев и отвечает на него следующим образом: “Да, оно может разрешиться, но оно может разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре. Это объясняется тем, что игра не является продуктивной деятельностью, ее мотив лежит не в результате, а в содержании самого действия. Поэтому игровое действие свободно от той обязательной стороны его, которая определяется реальными условиями данного действия, т. е. свободно от обязательных способов действия, операций”.

Игра, таким образом, противостоит действительности, реальной жизни, трудовой деятельности. Но можно ли за это упрекать играющего ребенка? Упрекать за то, что он серьезно занят несерьезным делом? Разумеется, нет. Такие упреки адресуют взрослым, если они впадают в ребячливость, страдают инфантилизмом и пренебрегают, отдаваясь игровым забавам, серьезными жизненными обязательствами, общественно необходимым трудом. Что же касается настоящей игры, игры ребенка, то она не только противостоит реальности, но она есть необходимый способ ее освоения.

Исследователи не раз обращали внимание на двуплановость игры, т. е. на то, что играющий ребенок одновременно и верит и не верит в реальность игрового действия. Он, конечно, прекрасно знает, что стул — это не самолет, но в воображении он испытывает реальные чувства, подобные тем, которые испытывают, управляя самолетом. Когда исчезает один из компонентов игрового действия — реальность или воображаемая ситуация, когда прекращается движение между ними, переход одного в другое, игра прекращается или извращается. Психически нездоровый ребенок, играя, впадает в экстаз, принимая игровое действие, например горение костра, за реальность. В работе, посвященной нарушениям игровой деятельности, мы читаем: “Как известно, взяв на себя определенную роль, здоровые дети всегда понимают условность игры, у них сохраняется “взгляд со стороны”. Более того, именно это внешнее контролирование позволяет детям оценивать, что в игре “по правде”, а что “понарошку”, что “как настоящее” и что “так не бывает”. Известно, что чем правдивее и точнее изображается ребенком реальность, тем интереснее игра.

Для понимания сущности игры важно различать се субъективное и объективное значения. Субъективное значение игры определяется ее мотивом, непосредственным побуждением к игре, которым является получение удовольствия в самом процессе игровой деятельности. Если судить о природе игры только по этому значению, то легко прийти к выводу, что она не что иное, как пустая забава. Однако объективное значение игры, о котором сам ребенок и не догадывается и которое непосредственно не проглядывается при виде игры детей, а раскрывается научным исследователем игровой деятельности, существенно иное, чем субъективное. Это функции игры в развитии ребенка. Игра содействует формированию физических и духовных способностей растущего человечка, его познавательной деятельности, воображения, воли, властвования собой. Игра — это школа общения. “Ребенок учится в игре своему “я” (Л. С. Выготский, но он в игре, овладевая ролью, учится понимать другого, входить в ей) положение, что чрезвычайно важно для жизни в обществе. Поэтому игра — действенное средство нравственного воспитания

Итак, игра — непринужденная деятельность в воображаемой ситуации по определенным правилам. И если субъективная цель игры, ее мотив находятся в самом процессе деятельности, доставляющем удовольствие, то объективное значение игровой деятельности заключается в формировании и тренировке физических и духовных способностей, необходимых для осуществления других видов деятельности и жизни личности в обществе.

Список литературы

1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева. – М., 1987. – 323с.

2. Аникеева Н. П. Игра в педагогическом процессе / Н. П. Аникеева. – Новосибирск, 1989. – 172с.

3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М., 1998. – 237с.

4. Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры / А. В. Запорожец // Дошкольное воспитание. 1965. №10. С. 24.

5. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Под ред. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М., 1989. — 643с.

6. Меджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре / Д. В. Меджерицкая. – М.: Просвещение, 1982. – 632с.

7. Развитие личности ребенка. Пер. с англ. / Под ред. А. М. Фонарева. – М.: Прогресс, 1987. – 272с.

8. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – М., 1978. – 534с.

9. Эльконин Д. Б. Психологические игры / Д. Б. Эльконин. – М., 1978. – 753с.

10. Эльконинова Л. И. Роль волшебной сказки в психическом развитии дошкольников / Л. И. Эльконинова // Мир психологии. 1998. № 5. С. 28-30

Источник