Художественное развитие ребенка средствами изо

Публикация «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительного искусства».

Автор: педагог дополнительного образования

по изобразительному искусству и дизайну

МБОУДОД  ДУМ «Мечта» г.о. Тольятти

Усачёва Елена Анатольевна

                                                              План.

  1. Актуальность проблемы развития творческих способностей детей.
  2. Основные принципы построения программы
  1. Создание необходимых условий для развития творческих способностей детей.
  2. Использование различных материалов и техник на занятиях.
  3. Интегрированные циклы как условия развития детского творчества.

А) создание коллективных работ

Б) сочинение детьми сказок на занятиях

В) чтение стихов, пение песен

Г) постановка спектаклей

Д) создание костюмов, декорации

  1. Тесный контакт  с родителями
  2. Анализ и оценка детского творчества.                                                                                                          
  1. Причины возникновения образов и сюжетов в воображении детей.
  1. Актуальность проблемы развития творческих способностей детей.

Основная цель обучение и воспитания ребёнка в дошкольном и младшем школьном возрасте – это подготовка его к будущей жизни: трудовой, научной, творческой. Важно научить рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, создавай замыслы сочинений, рисунков, конструкций.

    Изобразительная деятельность детей тесно связана с их умственными способностями, высокий уровень которых определяется умением видеть в своём  воображении то, о чём рассказывает взрослый, заранее представляет результатом своих действий. Чем больше дети видят и слышат, анализируют и сравнивают, тем больше возможности у них выразить свои впечатления в рисунке, лепке, аппликации, конструировании. Тем богаче становится мир их выражения и творчества, тем больше гарантий воспитать умных, изобретательных, эмоциональных людей, умеющих ценить прекрасное.

       В каждом человеке заложен определённый творческий потенциал. Дети от природы любопытны и изобретательны. Они постоянно исследуют мир и экспериментируют. Для них не существует правильной или неправильной работы с карандашом и кистью. Они просто рисуют и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в самом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя. Для этого необходим положительный эмоционально-психологический климат, где отсутствует элемент суда над собой, результатами своей деятельности, а есть лишь атмосфера психологической свободы.

  1. Основные принципы построения программы.

1. Создание необходимых условий для развития творческих способностей детей.

Этот принцип предусматривает наличие специального оборудованного помещения. Это изостудия, где дети занимаются творчеством. Кабинет оформлен  соответствующим образом и дети чувствуют себя в созданных условиях радостно и непринужденно, обстановка помогает им избавится от отрицательных эмоций, вызывает желание выразить свои мысли и чувства в любимых занятиях рисованием, лепкой, конструированием и т.д.

2. Использование различных материалов и техник на занятиях.

Очень важно, чтобы на занятиях по изобразительной деятельности детям было интересно, чтобы их лица излучали радость и глаза горели восторгом. Для этого я использую разнообразие и вариативность работы с детьми. Необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы, что помогает мне не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

3. Интегрированные циклы — как условие развития детского творчества.

Эффективность эстетического воспитания в целом и развитие художественно – творческой деятельности ребенка в частности определяются взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразной художественно-творческой деятельности.

Художественно-творческие способности детей зачастую проявляются в комплексе:

Ребенок хорошо рисует и в тоже время также хорошо поет и танцует. В связи с этим важным направлением  моей работы, обеспечивающей эффективное развитие творческих способностей дошкольников и младших школьников, я считаю интеграцию.

Дети в изостудии на занятиях сочиняют сказки, поют песенки, читают стихи.

Объединение разных видов деятельности одним тематическим содержанием создает возможность творческого осмысления темы и наиболее полного ее осмысления с помощью средств выразительности, обеспечивает глубокое познание и эмоциональное переживание ребенком образов, созданных в музыке, литературе, игре. Дети, педагог, родители объединяются творческим поиском, стремлением создать картину, композицию, праздник.

Приведу пример интегрированного цикла, разработанного мною в учебной группе младших школьников.

              Цикл занятий по сказке « Кошкин дом»

    Занятие 1

Чтение сказки «Кошкин дом» для всей группы.

    Занятие 2

«Кошкин дом». Конструирование.

    Занятие 3

«Тетя Кошка». Рисование.

    Занятие 4

«Узорный ковер». Аппликация.

    Занятие 5

«Петух». Лепка.

    Занятие 6

« Коза и козел». Лепка.

    Занятие 7-8

Изготовление костюмов к сказке.

    Занятие 9

Украшение дома Кошки к спектаклю.

    Занятие 10-11

Разучивание танцев, песенок, стихов.

    Занятие 12

Постановка сказки – мини спектакля «Кошкин дом».

4.Тесный контакт с родителями.

Родители добросовестно и с энтузиазмом принимают активное участие в творческой деятельности детей. Помогают готовиться к праздникам, активно помогают организовывать выставки, посещают родительские собрания, консультации, выставки. Проявляют большой интерес к занятиям. Вместе с родителями каждый год оформляется стенд «Информация для родителей», где можно познакомиться с результатами детского творчества, прочитать рекомендации по организации детского творчества дома, по использованию дидактического материала в играх, развивающих воображение.

5.Анализ и оценка детского творчества.

Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являются разнообразные выставки детских рисунков, лепки, аппликаций.

Читайте также:  Методика развития ребенка от года до трех

В изостудии «Акварелька» ДУМ «Мечта» такие выставки организовываются систематически, а так же в библиотеках города, в школах, где учатся наши обучающиеся. Работы детей участвуют выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества разного уровня. Такие мероприятия радуют детей и родителей, являются положительным стимулом для развития творческих способностей детей.

Принципы возникновения образов и сюжетов в воображении детей.

Каждый художник и любой творческий человек живет и действует, творит, чувствует и мыслит по-своему. Каждому из таких людей мир открывается по-разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному понятных ощущений и желаний. Дети особенно эмоциональны. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас необъяснимыми сочетаниями цвета, формы, невероятностью событий.

Что побуждает человека к творчеству? Как создаются неповторимые произведения искусства? Так же, как и музыке, и в литературе, художники создают свои произведения по-своему.

В своей работе с детьми я стараюсь выбирать разные варианты в обучении изобразительному творчеству. Все они помогают достичь положительных результатов.

1. От возникновения образа в сознании ребенка — к выбору средств  выразительности.

            2.Средства выразительности подсказывают выбор темы и способы изображения.

            3. Теория «неожиданных случайностей»  или стихийное возникновение образов и их

            дальнейшее преобразование.

           III. Наиболее трудный путь, требующий от детей большего объема знаний, впечатлений – это создание образа в своём воображении. Высокий уровень интеллектуального развития, богатая гамма душевных переживаний, умение удивляться, наблюдать — всё это помогает ребёнку создавать чудо — картины поделки, композиции. Поэтому важно постоянно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая  ребёнка всё новыми и новыми впечатлениями, пока не появится ощущение избытка эмоций и желания поделиться своим  состоянием с окружающими. Тогда поступает тот неповторимый миг вдохновения когда, как песня из души, выливается поток творчества, создавая шедевры единственные и неповторимые. Вот почему так важно, прежде чем  нарисовать, как можно больше увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус, посидеть и подумать. Когда тема определилась, и ребёнок точно знает, что он хочет нарисовать, поступает ответственный момент: надо выбрать, чем и как это изобразить.

             В распоряжении детей всегда есть богатый набор изобразительного материала: гуашь, пастель, карандаши, уголь, цветные мелки, кисти разных размеров и т.д.

             Задача педагога — показать возможности каждого материала и научить способом пользования ими. Творчество появляется именно тогда, когда ребёнок самостоятельно ищет пути для изображения задуманного образа или явления. Решает сам, чем лучше затонировать бумагу, такой материал взять  для передачи фактуры дерева. Каким цветом передать состояния природы, смысловые содержания своей картины. Какими деталями дополнить свой сюжет или главную фигуру для большей выразительности.

               Второй путь в творческом процессе — обратный. Наталкиваясь на изобразительный материал, ребёнок сразу обращается к своему опыту. Подсознательно или специально перебирает он в памяти те предметы, образы, детали, линии, которые получались у него наиболее удачно тем или иным приёмом, то как он смешивал две краски разного цвета, и получалась третья, с новым оттенком. Детская фантазия не имеет границ. Но мы должны  будоражить её, не давая заснуть.

                Другой интересный вариант — «неожиданности». Существует много техник, применяя которые ребёнок попадает в мир удивительных открытий. Приведу примеры таких приёмов работы с различными материалами.

1.   Рисовать можно не только кистью, карандашом, а поролоном, ватой, тканью (полоской или свёрнутой в трубочку). Хорошо использовать пальцевую живопись – краска наносится пальцами, ладошкой. В этом случае краска наливается в плоские розетки и в плоские баночки ставится вода. Правило – каждый палец набирает одну определённую краску. Вымытые пальцы тут же вытираются салфеткой. Для рисования ладошкой краска наливается в блюдечко. Пальцевой живописью получаются прекрасные рисунки: в младших учебных группах это крашение платьев, следы зверей и т.д. В старших группах получаются прекрасные пейзажи, деревья – в смешивании красок, накладывании их друг на друга. В современной живописи пальцевой занимается художник из Германии Гюнтер Юккер.

2.     Использовать монотилию – краска на целлофан, кусочек бумаги или стола, а уж потом этот кусочек прикладывается к той бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцами. В зависимости от размера пятна, от направления растирания получаются различные изображения. Разновидность – лист бумаги складывается пополам, и краска наносится только на одну сторону листа, затем лист складывается и изображение получается зеркальное. Использовать можно и одну краску, и несколько. В такой технике можно изображать деревья, цветы, бабочек. Когда краска высохнет, из листа в сложенном виде можно вырезать бабочек, цветов, платье.

3.     Рисунок наносится свечой, получается волшебный рисунок – он и есть и его не видно. Потом на лист наносится тушь или цветные чернила  и рисунок тушью проступает на удивительно цветном фоне.

4.     Рисовать можно на мокрой бумаге. Сначала лист смачивают чистой водой, а потом кистью или пальцами наносится изображение. Оно получается как бы размытое под дождём или в тумане. Если нужно прорисовать детали, необходимо подождать, пока рисунок высохнет, или набрать на кисть сухую краску.

5.   Можно использовать щетки различного размера, ими можно рисовать, а можно разбрызгивать краску.

Читайте также:  Семь месяцев ребенку развитие и уход

6.  Прекрасно дети справляются с коллажем — сочетанием аппликации, рисования, причём аппликация может быть самой различной – бумага, ткань, вата, любой бросовой материал.

7.    Интересно рисовать прямо из тюбика, но необходимо научить ребёнка её сразу на бумагу, поворачивать тюбик в нужную сторону. Получается выпуклый рисунок. Недостаток – краска может осыпаться.

8. Интересна объёмная аппликация, постепенна переходящая в конструирование. Бумага, ткань наклеивается не полностью, а только часть или середина, в зависимости от замысла. Наклеивать можно и картонные  коробочки, бумага, сжатая в комок, кусок фанеры и картонные коробочки, бумага, сжатая в комок, кусок фанеры или дерева. Хорошо такие коллажи делать на картоне или фанер.

9.   Кляксография – капнуть кляксу на лист бумаги, определить, на что похоже и дорисовать недостающие детали. Разновидность – нанести кляксу, потом приподнимая и наклоняя лист бумаги, растекающей краской создать изображение.

10.   Точечный рисунок – весь рисунок состоит из отдельных точек, наносится кончиком кисти, пальцами. Точки могут быть разного размера.

11.     Нанести рисунок на предварительно скомканную и сжатую бумагу.  Потом лист расправляется и на него наносится рисунок.

12.     На лист бумаги предварительно наносится любой жирный слой – свечой, просто ладошкой, мылом и другими жирными материалами, а сверху наносится краска. Рисунок получается как бы пушистый.

13.     На белый лист бумаги сверху накладывается копировальная бумага: рисунок наносится поверх копировки пальцем, ногтем, палочкой. Потом копировальная бумага отнимается, остается графический рисунок. Можно использовать копировальную бумагу разных цветов.

14.  Нанести густой краской рисунок на бумагу, подождать, когда он высохнет и опустить на одну, две секунды в тарелочку с водой или поднос. Рисунок получается расплывчатый: дождь, туман и т.д.

15.  На чистый лист бумаги наносится контурный рисунок канцелярским клеем (на колпачке вырезается маленькая дырочка) так, что бы рисунок был выпуклый. Подождать пока высохнет клей и тогда наносится жидкая краска  так, что бы она свободно растекалась  в пределах нанесённого контура.

        Путь в творчество имеет много дорог, известных и ещё неизвестных.

Сегодня — творчество, завтра — дело!

Источник

Лариса Коноплева
Развитие художественно-творческих способностей детей средствами изобразительного искусства

Педагогический опыт работы по теме «Развитие художественно-творческих способностей средствами изобразительного искусства»

Автор: Коноплева Лариса Николаевна

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Творчество, развитие творчества — одна из главных задач воспитателя. Творческое начало-это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенствованию и конечно, к прекрасному. Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников и позволяет ему отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним, имеет значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития.

Актуальность темы заключается в том, что эстетический компонент оказывает существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры личности в целом. Продуктивные виды деятельности приносят много радости дошкольникам, копируя окружающий мир, они как бы слушают его. Я решила разнообразить деятельность детей, как познавательную, так и художественно — творческую, используя традиционные, и нетрадиционные способы передачи получения информации.

Результаты изучения проблемы показали необходимость научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствами материалами, использовать нетрадиционные способы изображения в самостоятельной художественной деятельности.

В связи с этим была определена тема углубленной работы «Развитие способностей детей средствами изобразительного искусства».

Для определения цели я использовала свой многолетний опыт. Появилась необходимость разработать, обосновать и проверить содержание, формы, методы и условия познания окружающего мира и отражение его в продуктивной деятельности кружок «Разноцветная палитра»

Для себя поставила перед собой единственную цель: научить детей выражать свое творческое начало и свое собственное «Я» через воплощение своих идей в художественно-творческой деятельности, которая усложнялась с возрастом детей

Мною выдвинута гипотеза, что развитие способностей детей осуществляется средствами изобразительного искусства.

Степень новизны педагогического опыта заключается в том, что в нем проблема развития способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию с нетрадиционными техниками.

Прежде чем приступить к выполнению поставленных задач, я провела обследование детейпо данной теме и выяснила: дети любят рисовать, старательно овладевают изобразительными средствами, осваивают приемы и способы изображения, но не проявляют творческие способности.

В группе была организована предметно-развивающая среда, которая способствовала творческим проявлениям и художественной деятельности, которая усложнялась с возрастом детей. Вначале это была «Стена творчества» где дети фантазировали, экспериментировали, создавали новые образы с помощью ладошек, ватных палочек, штампов и, конечно же, красок. Затем мною были изготовлены альбомы c образцами работ в разной технике, собран природный, бытовой, бросовый материалы, народные игрушки. Материал уголков пополнялся, изменился интерьер группы, спальной комнаты, где находятся пейзажи природы, выполненные детьми, а так же создан мини-музей «Народная игрушка». В летнее время дети принимали активное участие в конкурсе «Дизайн участка». Они с большим удовольствием, оживили беседку зелёной гусеницей, веселых котят, раскрасили ягоды для медведя, расписали перья петушка.

Учитывая факторы развития способностей, я определила практическую часть с детьми и родителями. С детьми младшего возраста я разработала цикл занятий, которые вошли в блок «Нетрадиционная техника». Так, впечатление от красоты осенней природы дети отражали в играх-занятиях. «Осень на опушке краски разводила», «Путешествие в осенний лес», используя при этом способы: рисование ладошками, печатание листьями разных форм, напоминающих крону деревьев.

Читайте также:  Правила ведения истории развития ребенка

Мы использовали необычный способ изображения — натюрморт на ткани, где дети, изображая фрукты,пользовались штампами: кусочками срезанной под углом моркови, трафаретами, а большой восторг вызвало оформление фона — способ набрызга с помощью пулевизатора. В процессе данной работы я заметила, что у детей повысился интерес, активность, творческий замысел, что послужило поводом создать альбом-книгу «Разноцветный мир природы», которая меняет свои оттенки в зависимости от времени года. Использование этой книги помогает закреплять с детьми сезонные изменения в природе. Через познавательные беседы, рассматривание иллюстраций, рисунков выполненных различными способами изображения. Это «Необычные снежинки» (по мокрому слою бумаги, «Летняя лужайка» (аппликация из комочков ваты, «Осенний калейдоскоп» (с помощью природного материала).

Рисование имеет огромное значение в формировании интегративных качеств ребенка. Рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, учит детей думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Во время работы я проводила эксперименты с различными материалами (солью, манкой, пеной, краской). А это способствует тому, что ребенок становится любознательным и активным. Так, при проведении занятия «Дом, в котором ты живешь» я выяснила, что наиболее эффективно образовательная область «Художественное творчество» интегрируется с областью «Познание» — дети закрепляли знания о свойствах снега, понятие «улица», по ФЭМП — счет в пределах 5 «Коммуникация»— составление рассказа о своей семье. «Музыка» — использование музыкальных произведений в процессе рисования.

Дошкольный возраст характеризуется развитием потребности у ребенка в значимой оцениваемой деятельности, что положительно складывается на его стремлении к новым игровым и обучающим видам, поэтому я решила включить в работу с детьми новый метод работы — пластилинография.

Переход на пластилинографию начался с оформления группы к Новому году, вначале мы украсили наш уголок природы нарядной плоскостной елочкой из вырезанных ладошек, затем мы смастерили объемные елочки. Восторг детей был неописуем, они разглядывали их, любовались, рассказывали стихи о елочке, пели песни. Я радовалась вместе с ними, так как давно не наблюдала такой реакции детей на собственные работы. Елочные шары мы решили слепить таким же способом, оформив их бисером, бусинками, бантиками.

Вот так и началась наша плодотворная творческая деятельность. При планировании я опиралась на времена года, интересы детей, которые отражались в детском рисунке. Так, при проведении тематического занятия «Бабочки на лугу», игры-фантазии «Подводный мир» закрепляла умение детей передавать художественный образ, создавать оригинальную композицию, сочетая между собой различные материалы. В развлечении «Праздник урожая» дети использовали различные художественные материалы, комбинировали техники для создания более выразительного образа, передавали видение окружающей действительности.

Для более четкой ориентировки я построила модель развития художественных способностей.

1. Способность эмоционального переживания

-чувство художественного образа.

-способность развития участия художественной деятельности.

-формирование нравственно-эстетической направленности.

2. Способность к самостоятельной творческой деятельности.

-формирование практических художественных умений.

-способность к личностному росту и саморазвитию.

-создание целостного образа изобразительного искусства

На 2 году работы я столкнулась с тем, что у детей недостаточно развита речевая активность. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие возможности — это русская народная сказка, которая и послужила созданию проекта «Сказка своими руками». Данный проект раскрыл некоторые особенности работы, а именно посредством художественно-творческой деятельности дети овладели связной речью, правильной интонационной выразительностью, словотворчеством, а также была развита эмоциональная сфера, воображение, образность мышления.

Для реализации данного проекта использовала беседы, отгадывания загадок, просматривание иллюстраций, в процессе игры — путешествия дети участвовали в импровизации «В гости к лесным зверушкам», этюдах, упражнениях.

Сюжет для пластилинового мультфильма дети готовили небольшими подгруппами,используя различный материал: крупу, фольгу, гофрированную бумагу, ткань. Перед озвучиванием мы распределили роли, подобрали звуки природы, бытовые шумы. Дети учились ставить себя на место изображаемого персонажа, говорить его голосом, передавать чувства, эмоции. Затем сделанные кадры объединились в один сюжет под названием «Приключение колобка».

И вот наступил долгожданный момент. На одной из встреч с родителями была представлена наша премьера. Во время просмотра дети ощущали удовольствие от результата своего труда, а родители – гордость за своих маленьких творцов.

Заинтересовавшись сказками нам пришла идея продолжить данную работу, используя тестопластику. Создавая оригинальное произведение, полезную вещь собственными руками, ребенок чувствует себя значимым в этом мире, вносит в него частичку своего «Я», а возможность творить — главное условие для гармоничного развития личности. Так появились первые персонажи к пальчиковому театру, а затем фигурки к настольным театрам «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Теремок».

Так же в работе с тестом я использовала игровой прием «Волшебная линия», где дети, манипулируя с полоской теста, превращали ее в букву, цифру, осваивая первые азы грамоты и математики, соленое тесто стало для детей любимым занятием. Мы лепили настенные украшения, забавные игрушки, сувениры. Создавая такие поделки, дети ощущали себя творцами, им хотелось каждый раз сделать что-то новое.

Поставленную мною цель по развитию способностей детей я не могла бы решить без помощи родителей. Семейный художественный проект «Я взрослый — ты ребенок» укрепил семейные связи через совместное творчество. Творческая карусель «В мире красок и фантазий» способствовала развитию у взрослых созданию новых образов. Мастер-класс для родителей «Игрушки своими руками» помог освоить практическую деятельность в работе с тестом.

Заключение:

Проанализировав проведенную мною работу можно сделать вывод, что выдвинутая мною гипотеза подтвердилась. Используя средства изобразительного искусства и систематическую комплексную работу у детей развиты творческие способности, художественный опыт.

Источник