Индивидуальная карта ребенка по музыкальному развитию

Индивидуальная карта ребенка по музыкальному развитию thumbnail

                                                                                            ИНДИВИДУАЛЬНАЯ   КАРТА  РАЗВИТИЯ   РЕБЕНКА

Ф, И.

Показатели развития

Цели, задачи развивающей работы

Содержание развивающей работы

Взаимодействие с воспитателями

Взаимодействие с родителями

Ожидаемые результаты

Степа

                                                                                                 Восприятие музыки

Б.

5 лет

Мало интересуется музыкой, не может определить жанр прослушанного произведения и  характер произведения.

Формировать у ребенка интерес к музыке, творческую активность, потребность в восприятии музыки. Формировать культуру слушания музыки, различать жанры, определять характер произведения.

Прослушать «Чей это марш» Г. Левкодимова: «Детский», «Маршируют солдаты, «Марш игрушечных солдатиков». Сравнить эти произведения.
Прослушать «Три настроения» Г.Левкодимова: грустно, спокойно, весело. Сравнить эти произведения. Прослушать «Три танца» Г.Левкодимова: полька, вальс, плясовая . Сравнить произведения. Использовать иллюстрации.

Нарисовать содержание прослушанных пьес: «Чей это марш», «Три настроения»,
«Три танца» Г. Левкодимова.

Организовать консультацию «Воздействие музыки на духовный мир ребенка».
Порекомендовать произведения для слушания музыки дома — начать собирать фонотеку.

Проявляет интерес к музыке, владеет навыками слушания музыки, определяет жанр и характер прослушанного произведения.

                                                                                                                 Пение

Не чисто интонирует мелодию, не может спеть кварту и квинту, не развита дикция, певческое дыхание, не проявляет активности в пении.

Формировать певческие умения: петь легким звуком, брать дыхание перед началом песни и музыкальными фразами, пропевать отчетливо слова, поупражнять в интонировании кварты и квинты.

Использовать  попевки и  музыкально – дидактические игры:
«Труба» Е. Тиличеевой. Интонирование  кварты.

«Курицы» Е. Тиличеевой. Интонирование квинты.
Упражнять в певческом дыхании  
«Снежинка».
Проговаривание слов знакомых песен с четкой артикуляцией.

Пение песен «К нам гости пришли» А.Александрова, «Огородная хороводная» Б. Можжевелова. Предложить быть запевалой  в детском хоре.

Поупражнять в скороговорках.

Предложить музыкально – дидактические игры  «Труба» и «Курицы».

Организовать консультация «Учите детей петь».

Порекомендовать песни для аудиотеки.

Умеет петь легко, берет дыхание перед началом песни и  музыкальными фразами, может петь умеренно, громко, тихо. Четко проговаривает слова песни. Чисто интонирует кварту и квинту.

                                   Музыкально – ритмические движения

Не проявляет интерес к музыкально-ритмическим движениям.

Испытывает трудности при выполнении поскоков, приставного шага с продвижением вперед.

Вызвать интерес к музыкально-ритмическим движениям. Формировать музыкально-ритмические навыки и умения. Свободно легко двигаться поскоками, ритмично выполнять приставной шаг с продвижением вперед.

Показ движений взрослым и ребенком, хорошо владеющим движениями. Совместное выполнение движений с музыкальным руководителем в разных темпах. Объяснение способа выполнения движений.

Выполнять упражнение Мячики» музыка Л. Шитте, разучить парный «Русский танец»  русская народная мелодия, танец «Веселые дети»  литовская народная мелодия в обработке Т.Ломовой.

Поупражнять в выполнении движений, во время физкультуры обращать внимание на осанку.

Показать движения родителям, объяснить способ выполнения движений.

Предложить родителям зачислить  Степу в танцевальный кружок.

Сформирован навык свободного выполнения движений, развивается чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки.

                                                                               Музыкально – игровое и танцевальное творчество

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам 1 месяц видео

Испытывает затруднения в  свободных плясках,  в придумывании движений к пляскам, отражающим содержание песен, придумывании образных движений.

Развивать танцевальное и игровое творчество, побуждать придумывать движения к пляскам, отражающим содержание песен.

Побуждать придумывать движения  к упражнению «Котик и козлик» Е Тиличеевой. Побеседовать о повадках животных, рассмотреть иллюстрации. Побуждать придумывать движения к русской народной песне

«Как на тоненький ледок» . Рассмотреть иллюстрации, побеседовать по тексту песни.

Рассмотреть иллюстрации к упражнению «Котик и козлик»,
«Как на тоненький ледок»

Побеседовать с родителями о важности развития творческих способностей.

Развивается танцевальное творчество, умеет придумывать движения , в соответствии с текстом песни, характерные  движения персонажей.

                                                                                       Игра на детских музыкальных инструментах

Не различает на слух детские музыкальные инструменты, не овладел способами игры на металлофоне.

Побуждать исполнять несложные песни на металлофоне, овладеть правильным способом звукоизвлечения на металлофоне.

Использовать музыкально – дидактическую игру  «Угадай, на чем играю?» (металлофон, бубен, барабан, маракасы, треугольник, колокольчик).
Объяснить и показать способ игры на металлофоне. Поупражнять в игре на металлофоне попевки «Смелый пилот», «Мы идем с флажками»
Е. Тиличеевой, обращая внимание на положение руки с молоточком.

Привлечь ребенка к игре «Угадай, на чем играю», «Музыкальный домик», используя: металлофон колокольчик, треугольник, бубен, барабан, маракасы.

Предложить родителям приобрести  детские музыкальные металлофоны, и сделать своими руками, используя книгу «Звук волшебник».

Различает музыкальные инструменты по звучанию: металлофон, маракасы, бубен, барабан, колокольчик, треугольник.
Исполняет мелодии на металлофоне на одном звуке, овладев правильным способом звукоизвлечения.

Источник

Карта индивидуального образовательного маршрута

обучающегося подготовительной группы (образец)

Цель: создание оптимальных условий для развития и реализации музыкальных и творческих способностей ребенка средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности, с учетом его возрастных и индивидуальных психологических особенностей.

Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие» (Музыка)

Задачи образовательного взаимодействия с обучающимся в детском саду

Содержание работы с обучающимся/срок

Задачи образовательного взаимодействия в семье

Используемые педагогические технологии и методики, пособия, методы, приемы

Возможность работы с другими специалистами

Результаты диагностики музыкального развития ребенка: уровеньразвитияниже среднего по большинству показателей.

Проблемы: 

1. Недостаточно развито мелодическое (звуковысотное), ритмическое восприятие, продуктивное музыкальное мышление, музыкальная память.

2. Возникают трудности в правильном воспроизведении мелодии песен.

3. Возникают трудности при передаче различных ритмических рисунков.

3. Недостаточно развито тембровое восприятие: ребенок затрудняется при определении тембров музыкальных инструментов симфонического оркестра.

4. Ребенок способен лишь на репродуктивное мышление и обладает весьма посредственной музыкальной памятью.

Восприятие музыки,

игра на музыкальных инструментах

1. Побуждать заинтересованно, воспринимать музыку,

различать на слух

интервалы в пределах квинты.

Певческая деятельность:

2. Содействовать развитию звуковысотного слуха:

-умению петь предлагаемую взрослым мелодию по «ручным знакам» и руке –«нотный стан» (1-7 ступени)

-освоить технику «эхо»

— побуждать моделировать мелодию песен и попевок на фланелеграфе

-развивать певческий диапазон, певческое дыхание, правильную артикуляцию.

3. Содействовать развитию ритмического слуха, умению воспроизводить предложенный взрослым ритмический рисунок. Упражнять в передаче различных ритмических рисунков, используя схемы, модели.

4. Содействовать развитию

тембрового слуха: слушать звучание муз. инструментов, беседовать о тембровой окраске звука, определять на слух тембры инструментов в различных муз. отрывках.

5. Содействовать развитию продуктивного творческого мышления в процессе музыкальной деятельности, предлагать придумывать музыкально-игровые образы различных персонажей, оказывать словесную моторную помощь.

6. Содействовать развитию музыкальной памяти.

1. Слушание музыкальных произведений с последующим моделированием мелодии и проигрыванием ее на металлофоне («Танец» из балета «Лебединое озеро» муз. Чайковского», «Я на горку шла» рус. нар. песня, «Во саду ли в огороде» рус. нар. песня, «Маме в день 8 марта» муз. Тиличеевой).

2. Работа над координацией голоса и слуха:

Пение по ручным знакам, музыкально-дидактические игры и упражнения: «Курицы», «Труба», «Спите, куклы», «Гармошка», «Узнай песенку по двум звукам» Э.П. Костиной;

Читайте также:  Развивающий мультик для развития речи ребенка 2 лет

«Музыкальное эхо»-для развития музыкального слуха, «Бубенчики»- для сопоставления трех звуков, различных по высоте «Ученый кузнечик»-для формирования ладотонального слуха из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной; воспроизведение несложных песенок и распевок в разных тональностях с различными ритмическими рисунками; использование приемов «Эхо», «Перекличка», «Соревнование», Игра «Рисуем голосом»;

Слушание музыкальной сказки « Приключения Чивостика», просмотр альбома «Симфонический оркестр» , Просмотр мультфильма « Петя и волк» , беседа о характере звучания инструментов симфонического оркестра, слушание различных классических произведений в исполнении отдельных инструментов, определение их ребенком.

Упражнения на развитие творческого продуктивного мышления: «Придумай песенку для определенного героя и спой ее» ( сыграй на муз. инструменте)- ( в соответствии с тематическим планированием),

«Придумай танец для Петрушки» ( Буратино, Колдуна и пр.)

Разработать консультации по данной проблеме. Подготовить фонотеку детских песен (минусовок), развивающих интерактивных игр («Повтори звук», «Спой правильно песенку», « Симфонический оркестр», дидактических игр « Ритмическое лото, ритмическое домино»

посоветовать как можно чаще создавать условия для проведения данных игр, исполнения ребенком песен под караоке,  проигрывать мелодию песен на металлофоне, детском пианино с подпеванием.

Предложить посетить с ребенком концерт симфонической музыки, театр, побеседовать о персонажах, о раскрытии образов. Поиграть с ребенком в Театр, предложить сыграть определенную роль.

Педтехнология О.В. Карцер

Емельянов «Координация слуха и голоса»

«Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной;

« Музыкально-дидактические игры» Э.П. Костиной

Методы и приемы: слуховая наглядность, пояснения, указания, игровые, практические.

Консультация и занятия воспитателем, проведение семинара-практикума по проведению с ребенком развивающих игр.

Привлечение педагогов дополнительного образования к образовательному процессу ДОУ (участие в совместном занятии-развлечении «Международный День музыки», выступление учащихся МОУ ДОД в программе, посвященной неделе музыки).

Источник

Лариса Степанова
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с проблемами в музыкальном развитии

Пояснительная записка

Сегодняшняя действительность требует от человека активности и успешности. Хорошо понимая, что задатки будущего закладываются уже в детстве, взрослые стремятся приобщить своих детей к занятиям, которые развивают не только способности, но и активность, самостоятельность, коммуникабельность.

Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах в жизни. Содержание Основной общеобразовательной программы, по которой работает наш детский сад, направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Приоритетное направление нашей работы с детьми – познавательно-речевое развитие. Но также большое внимание уделяем художественно-эстетическому развитию детей, используем индивидуальный подход к каждому ребёнку, помогаем создать условия для развития личности, и основываемся на знании индивидуальных особенностей дошкольника. В ходе диагностики мы выделяем группы детей с недостаточным развитием и способные дети. На каждую группу детей ведется индивидуальная документация – диагностическая карта. Диагностическое обследование проводится два раза в год (согласно годового плана): сентябрь-октябрь и апрель-май. Для детей, показавших низкие результаты, проводится дополнительная диагностика в январе. Используется 3-х уровневая оценка (высокий уровень-3, средний -2, низкий уровень-1, которая позволяет качественно определить уровень развития каждого ребенка, отследить динамику индивидуального развития. Подсчет ведется по 3-х бальной системе. Ребенок обследуется как со стороны родителей, так и со стороны музыкального руководителя: заполняются анкеты с целью выявления проблем в развитии музыкальных способностей. Для проведения диагностики по развитию музыкальныхспособностей детей используются методики обследования: наблюдение, беседа, экспертная оценка, задания и другие методы, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных. По материалам диагностики составляется индивидуальный план работы с ребенком.

Психолого-педагогический портрет ребенка

Анкетные данные

Имя: Илья

Возраст: 6 лет

Проблема в развитии

Обследование Ильи показало, что мальчик мало интересуется музыкой, испытывает трудности при пении и выполнении музыкально-ритмических движений. Илья не может определить жанр прослушанного произведения и инструмент, на котором оно исполняется, характер музыкального произведения. Ребенок не владеет игрой на детских музыкальных инструментах, не проявляет себя в творческой, танцевальной и музыкально-игровой импровизации. Илья очень замкнутый мальчик, не проявляет творческой активности.

Читайте также:  Что подарить для развития ребенка

Рекомендации.

Для преодоления проблем к ребенку требуется индивидуальный подход. Ведущим направлением в работе является развитие музыкально-творческой активности в образовательной деятельности и в свободное время, потребности к восприятию музыки.

Цель и задачи.

На основе выводов и рекомендаций, полученных при анализе ситуации развития ребенка, считаем, что целью является формирование у ребенка интереса к музыке, творческой активности в разных видах музыкальной деятельности.

Чтобы осуществить эту цель,поставили следующие задачи:

• Вызывать интерес к разным видам музыкальной деятельности.

Развивать и совершенствовать музыкальные способности.

• Формировать культуру слушания музыки.

• Формировать певческие и музыкально-ритмические умения и навыки.

• Вовлекать родителей в образовательный процесс и установить с ними сотрудничество.

Материально-техническое обеспечение:

• Наглядно-дидактические пособия;

• Аудиотека;

• Альбом, иллюстрации;

Музыкальные дидактические игры;

Музыкальные подвижные игры;

• Детские музыкальные инструменты.

Ожидаемые результаты:

Ребенок:

• Проявляет интерес к музыке

• Владеет навыками слушания музыки

• Владеет певческими и музыкально-ритмическими умениями и навыками

• Проявляет творческую активность в разных видах музыкальной деятельности

Родители активно участвуют в образовательном процессе.

Для дальнейшей работы с мальчиком составлен план индивидуальной коррекционной работы совместно с воспитателями, подобраны доступные упражнения для развития музыкальных способностей, организована деятельность для закрепления навыков и умений в самостоятельной деятельности.

Месяц Основные направления в работе, игры, упражнения с ребенком Взаимодействие с семьей Участники

Сентябрь Развитие тембрового и динамического восприятия.

М/игры: «Угадай, на чем играю?», «Тихо-громко», «Музыкальный магазин».

Игра на детских музыкальных инструментах: ложки, бубен, колокольчик, металлофон. Консультация «Как создать условия для музыкального воспитания в семье»

Музыкальный руководитель, воспитатели, родители

Октябрь Формирование навыков культуры слушания музыки.

Слушание произведений из детского альбома П. И.Чайковского: «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла» и др. Беседа «Музыкален ли ваш ребенок».

Подбор аудиотеки по теме «Детский альбом П. И. Чайковского» Музыкальный руководитель, воспитатели, логопед, родители.

Ноябрь Обогащение музыкальных впечатлений путем восприятия разных жанров музыки. Советы как научить ребенка слушать классическую музыку и высказывать своё мнение о ней. Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Декабрь Работа над звуковысотным восприятием.

Д/игры: «Мама и детки», «Птица и птенчики», «Кто в домике живет» Подбор музыкальных игр по развитию звуковысотного восприятия Музыкальный руководитель, воспитатели, родители

Январь Развитие психических процессов (памяти, мышления, внимания):

«Яблоко»;

«Восстанови рисунок»;

— Запомни и нарисуй»;

«Соедини фигуры»;

«Дорисуй по клеткам»;

— «Составь предмет из фигур. Рекомендации «Особенности психических процессов»

Игры на закрепление психических процессов:

«Чего не достает»;

«Что лишнее»;

«Найди различия»;

«Парные предметы». Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Февраль Совершенствование музыкально-ритмических движений:

развивать умение двигаться в соответствии с характером музыки;

— передавать музыкальный образ в играх и танцах.

— выразительно выполнять движения танцев, игр. Советы «Музыкальные подвижные игра и их использование в домашних условиях» Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Март Развитиеи совершенствование ритмического слуха:

«Ритмическая мозаика»

«Подними нужный символ»

«Раз, два, три, за мною повтори»

— Игра на одной пластине металлофона.

Консультация «Особенности ритмического восприятия у детей»

Игры с ребенком на развитие ритмического слуха:

«Сыграй и повтори»

«Запомни, повтори»

«Морзянка»

«Музыкальные брусочки». Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Апрель Развитиепевческих умений и навыков:

— чисто интонировать мелодию;

— четко проговаривать слова песни;

— правильно брать певческое дыхание

-петь коллективно и индивидуально. Беседа «Развитие певческих умений и навыков»

Вместе с ребенком петь песни, импровизировать их. Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Май Побуждение к элементарному музыкальному творчеству:

— Выполнение дыхательной гимнастики;

— Использование знакомых плясовых движений в импровизации;

-Выразительная передача музыкальных образов в игре;

— Песенное творчество.

— Придумывание мелодий на металлофоне. Памятка «Приемы развития музыкального творчества у дошкольников»

Игры на развитиетворческих способностей:

«Придумай и покажи»;

«Нарисуй музыку»;

«Выхожу я поплясать»;

«Музыкальная лесенка». Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Источник