Художественно эстетическое развитие ребенка в изобразительной деятельности

Светлана Травкина
Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности

Уважаемый президиум пленарного заседания, коллеги присутствующие, вашему вниманию предлагается доклад по результатам работы на тему

«Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности»

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Детский сад призван осуществлять всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием значительное место в работе детского сада занимает художественно-эстетическое развитие. Педагоги дошкольных учреждений уделяют большое внимание разным сторонам эстетического развития — оформлению помещения и участка, внешнему виду детей и взрослых, использованию художественных произведений. Среди занятий, проводимых с детьми, немалая доля принадлежит занятиям, на которых дети рисуют, лепят, слушают художественную литературу, сами учатся выразительно читать, поют и пляшут под музыку. Эстетическое развитие осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества). Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, занятия, экскурсии, праздники, развлечения. Очень важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определённой программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Объект исследования: процесс художественно-эстетического развития в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования: методы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Цель исследования: найти и апробировать эффективную методику для эстетического воспитания дошкольников.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические основы эстетического развития детей дошкольного возраста.

2. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме эстетического развития детей дошкольного возраста.

3. Выявить специфику эстетического воспитания дошкольников.

4. Провести работу по художественно-эстетическому развитию.

5. Провести итоги проделанной работы.

Гипотеза исследования. Эстетическое воспитание детей дошкольноговозраста будет эффективным если:

— будут рассмотрены теоретические основы эстетического развития детей дошкольного возраста.

— выявлены методы и специфика эстетического развития дошкольников.

3. Разработана система занятий по изобразительной деятельности.

Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.

Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач:

развитие творческого потенциала ребенка;

развитие образного, ассоциативного мышления;

развитие самостоятельности и творческой активности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;

— становление эстетического отношения к окружающему миру;

— формирование элементарных представлений о видах искусства;

— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:

1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;

2) опыт художественно-творческой деятельности.

Содержание эстетического воспитания включает в себя формирование знаний, умений и навыков, воспитание эстетических чувств, интересов и потребностей, оценок и вкусов. Знания о прекрасном у детей формируются в процессе эстетического освоения окружающей действительности, во всем ее многообразии, а также искусства как наиболее концентрированного отображения прекрасного. Многообразие жизни рождает и многообразие видов и жанров искусства. Дети дошкольного возраста знакомятся с графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством, каждое из которых имеет свои жанры.

Дети приобретают знания о различных жанрах литературного и музыкального искусства: о сказках, рассказах, повестях и т. д., а также о песнях, танцах, маршах, детских операх и балетах и т. д.

Читайте также:  Влияние стиля семейных отношений на развитие ребенка

Дети также усваивают и основные эстетические понятия, окружающие наиболее существенные эстетические стороны и особенности окружающего нас мира. Под руководством взрослых дети должны освоить и понять основные критерии прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического, приобрести знания о них, с тем чтобы овладеть рядом навыков и умений, применять их в жизни, следовать им и соответственно выражать свои чувства.

Наше экспериментальное исследование ставило своей целью изучение влияния реализации индивидуального подхода к обучению дошкольников изобразительной деятельности на уровень овладения умениями и навыками данной деятельности.

Наше исследование состояло из следующих этапов:

1 этап – изучение уровня овладения детьми умениями и навыками изобразительной деятельности;

2 этап – процесс формирования умений и навыков изобразительной деятельности с учетом индивидуального уровня развития каждого ребенка;

3 этап – контрольное изучение уровня овладения детьми умениями и навыками изобразительной деятельности.

В исследовании принимали участие дети 5-6 лет в количестве 20 человек. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №…. общеразвивающего вида»

Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей недосформированы изобразительные умения и навыки: рисунки отличаются схематизмом, простотой передачи предмета, цветового решения, выполняются по шагу детьми, не осознаются и не используются передача знаков и характер изображения, что важно для полноценного, яркого, выразительного образа, делают изображения предметов в статике, отсутствует проявлять фантазию, творчество.

После этого нами была составлена программа формирования умений и навыков изобразительной деятельности с учетом уровня овладения умениями и навыками рисования. Для детей 1 подгруппы мы подобрали непосредственно образовательную деятельность с целью развития технических навыков, самостоятельности и творчества детей, для 2 подгруппы была подобрана непосредственно образовательная деятельность по закреплению полученных навыков и развития творческих способностей, для детей 3 подгруппы мы подобрали непосредственно образовательную деятельность на развитие творческого воображения.

Как показал анализ детских рисунков на контрольном этапе,дети обнаружили богатство воображения: стараясь показать сказочность образов, они изменяли реальный цвет предмета или объекта, придавали ему таинственность, фантастичность. В творческих заданиях переплетались, правда и вымысел, фантазия и реальность.Заметно улучшилась техника исполнения: дети передавали форму предметов, разнообразие цветов и оттенков, использовали приемы тушевки, штрихования, заливки, «тычок», «сухая кисть».

Таким образом, целенаправленное, планомерное проведение работы по формированию умений и навыков изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с уровнем сформированности данных умений и реализацией индивидуального подхода в работе с детьми отражается на формировании художественного восприятия детей, их любознательности, интереса. В процессе экспериментальной работы было отмечено, что дети по нескольку раз пытались исправить, дополнить свои работы или создать их заново.

Источник

ЕЛЕНА НЕЗНАМОВА
Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности

Материал для статьи в сборник

Статья в сборник.

Тема: «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №123 «Тополёк», Россия, г. Старый Оскол

Незнамова Е. А.

В статье традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.

Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач: — развитие творческого потенциала ребенка; — развитие образного, ассоциативного мышления; — развитие самостоятельности и творческой активности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;

— становление эстетического отношения к окружающему миру;

Читайте также:  Развитие личности ребенка в раннем детстве

— формирование элементарных представлений о видах искусства;

— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает: 1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;

2) опыт художественно-творческой деятельности.

Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства. В процессе эстетического развития происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры, формирование эстетического восприятия, а также представлений, понятий, суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей.

Развитие детей раннего возраста следует рассматривать как подготовительный этап к эстетическому освоению окружающего мира. Начинается он с развития различительной чувствительности всего сенсорного аппарата и эмоционального отклика на восприятие наиболее ярких свойств и качеств объектов (предметов и явлений).Ребенок радостно реагирует еще только на отдельные наиболее яркие качества: на ритмические движения, музыкальные звуки, чистые яркие цветовые тона, на лицо матери, ее улыбку, ласковую речь. Эмоциональная отзывчивость на приятные для него фрагменты отдельных явлений проявляется у младенца либо в успокоении после плача, либо в бурном двигательном возбуждении, в ответной улыбке, в радостном смехе. Весь первый год жизни активно совершенствуются сенсорно-эмоциональная восприимчивость детей.Постепенно на втором году жизни у детей происходит совершенствование восприятия: ребенок воспринимает не только свойства действительности, но и отдельные средства эстетической выразительности в некоторых произведениях искусства.У него возникают адекватные реакции на контрастные выразительные средства в произведениях искусства: веселую и грустную мелодию, быстрый и медленный темп, громкое и тихое звучание музыки и т. д.

Развивается подражание в различных видах простейшей художественной и игровой деятельности, появляется чувство удовлетворения не только от процесса деятельности, но и от достижения определенного результата. Развитие речи приводит к усвоению названий все большего количества эталонных признаков, эстетических качеств в процессе их сопоставления: красивый – некрасивый, чистый – грязный, большой – маленький, веселый – грустный, красный – зеленый и т. д. дети приобщаются к некоторым видам художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, выразительному слову).

Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.

В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.

Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.

При создании предметной развивающей среды необходимо руководствоваться общими принципами, определенными во ФГОС дошкольного образования:

— полифункциональности, открывающий перед детьми множество возможностей, обеспечивающий все составляющие образовательного процесса;

— трансформируемости, предоставляющий возможность изменений, позволяющих вынести на первый план ту или иную функцию пространства;

— вариативности, позволяющий периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих художественно-эстетическую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;

— насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;

Читайте также:  Методические рекомендации для раннего развития ребенка

— доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;

— безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.

Характеризуя художественно-эстетическую среду и ее влияние на развитие личности ребенка, Л. П.Печко выделяет следующие доминантные качества среды как педагогические условия:

• гармоническую насыщенность пространства и времени образами искусства, его фрагментами и предметами – носителями природных качеств;

• сочетание константности и динамичности, сменности компонентов эстетической организации среды ДОУ, группы, кабинета;

• значимость включения в среду продукции эстетического творчества самих детей, их творческих работ; • актуальность создания конкретной специфичной эстетической среды для всех возрастных групп в процессе проведения занятий;

• выявление историко-культурного «ореола» традиций ДОУ и региона как естественного эстетического средового фона;

• влияние художественно-эстетического сознания и культурных ориентаций педагога и детей.

Предметно-пространственная художественно-эстетическая среда (В. В. Давыдов, Л. П. Печко, В. А. Петровский)должна быть:

• сменяемая, вариативная, динамичная, должна включать разнообразные компоненты, способствующие формированию различных видов деятельности;

• взаимосвязана со всеми ее частями и окружающей средой, целостна, что позволит детям свободно заниматься разными видами деятельности, взаимодействовать друг с другом;

• не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, с учетом специфики детского восприятия, стимулировать активность детей;

• активно включать детей в создание среды, это способствует формированию осознанного отношения ребенка к среде, комфортности для всех детей и взрослых группы детского учреждения, стремления и умения согласовывать свои желания и интересы с другими;

• должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были в поле зрения ребенка, доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому.

— порядок во всем обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создает хорошее настроение, — материалы могут понадобиться для занятий другим детям или этому же ребенку;

• должна соответствовать возрастным, половым психофизиологическим особенностям детей.

Художественно-эстетическое развитиеребенка предполагает создание следующих условий:

– обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;

– организация художественной деятельности,адекватной данному возрасту: музыкальной, изобразительной, театрализованной, художественного конструирования, сюжетно-ролевой и режиссерской игры;

– предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла;

– поддержка детской непосредственности, поощрение, стимуляция фантазии и воображения ребенка. Для расширения проблемы исследования необходимо рассмотреть психолого-педагогические особенности организации занятий по эстетическому образованию дошкольников.

Список литературы

1. Мухина, В. С. Возрастная психология. – М., 1997. – 183 с.

2. Мухина, В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М., 1981. – 371 с.

3. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 278 с.

4. Новиковская, О. А. Ум на кончиках пальцев. – М.: АСТ; Спб; Сова, 2006. – 186 с.

5. Печко, Л. П. Эстетическая культура и воспитание человека — М, 1991 — с. 17

6. Полозова, Е. В. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста. – М.: Просвещение, 2007. – 362 с.

7. Потапова, Е. В. Изобразительная деятельность и художественный труд. – «Детство-Пресс», Санкт-Петербург, 2012. – 173 с.

8. Петровский В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. –М.:Творческая педагогика, 1993 г.

9. Давыдов В. В. Лекции по общей психологии. – изд. Академия, 2008 г.

Источник