Художественно эстетическая культура в развитии ребенка
Елена Сапожникова
Художественно-эстетическая культура как основа становления личности ребенка
Что предлагает наше общество в нынешних условиях, современному человеку для того, чтобы он чувствовал себя комфортно и свободно в социально-экономических условиях жизни? Какую роль должен играть детский сад в будущем, чтобы подготовить маленького человека к полноценной жизни и труду? Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно детский сад, школа, вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры, политической жизни общества.
Работа каждого педагога, который живет и работает ради будущего нашей страны, направлена на гармоническое развитие ребенка, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций ребенка, на комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, всестороннее развитие на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.
Мы знаем, что решение обозначенных целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, зависит уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе. Эффективности воспитательно-образовательного процесса способствует максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция, вариативность воспитательно-образовательного процесса, с использованием образовательного материала, позволяющая развивать творчество, вариативность мышления, в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
Одним из аспектов в становлении гармонически развитой личности ребенка является формирование высокой художественно-эстетической культуры человека, способность воплотить увиденное, реализовать свои фантазии, выразить свое мнение при помощи цвета, творческого мышления, способности к преобразованиям, а также умение регулировать волевые процессы. [5]
Психология подчеркивает важность эстетического развития для гармоничного развития личности каждого человека. Как отмечают многие исследователи, в том числе основоположник гуманистической психологии А. Маслоу, «образование посредством искусства» — один из самых правильных способов обучения, так как он открывает человеку путь к самому себе, к своему духовному миру, такое образование незаменимо на пути самоактуализации. [1,с. 236-242].
Исходя из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста, могу с уверенностью сказать, что поликультурное развитие ребенка может быть осуществлено посредством самостоятельно-познавательной деятельности в области рисования, с использованием нетрадиционных техник рисования.
Это направление является наиболее интересным и продуктивным в развитии ребенка, создает благоприятное условие для реализации необходимых направлений в развитии современного ребенка. Ведь при использовании ребенком нестандартного оборудования, ребенок подходит к проблеме более креативно, находит оригинальные способы для решения проблемы, проявляет гибкость мышления, способность к творческому ассоциативному мышлению, вариативному мышлению, к целостному и дифференцированному восприятию, способность к преобразованиям.
Существует много техник нетрадиционного рисования, которые завлекают ребенка своим разнообразием, желанием придумывать новые композиции. Это маленькая игра. Конечно, при выборе нетрадиционного метода рисования необходимо учитывать возрастные особенности детей.
Можно отметить, что в процессе рисования, у детей различных возрастов, решающую роль в развитии изобразительной деятельности, отводят аналитическим умениям, которые могут развиваться при реализации поставленных целей системы обучения и воспитания, в процессе разнообразных видов детской деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса. креативности воспитательно-образовательного процесса, вариативности использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество, вариативность мышления, в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка, соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения. [4, с. 3-7].
Список используемой литературы:
1. Ананьев Б. Г. Задачи психологического искусства / Художественное творчество. Сборник. — Л., 1982, с. 236-242.
2 Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. – М., 1978.
3 Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника,—М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.
4. Веракса Н. Е. ,. Комаровой Т. С. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
5 Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. –М
6 Комарова Т. С, Зацепина МБ. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада, —М.: Мозаика-Синтез, 2010.
7 Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. -М.: Мозаика-Синтез,2006-2010.
9 Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольников. – М., 1961
10 Эльконин А. Б. Детская психология. – М.: Просвещение, 1960
Источник
Художественно-эстетическая культура как среда развития личности ребенка в ДОУ
Главная цель дошкольного образования в современных условиях проявляется в социализации личности ребенка, умение строить отношения сотрудничества в разных видах детской деятельности со взрослыми и сверстниками, воспитание личностных качеств, развитие творческих способностей. В связи с переходом дошкольного образования на первый уровень общего образования, меняются приоритеты деятельности ДОО, формирование основ художественно – эстетической культуры личности становится главным преимуществом в развитии творческого потенциала дошкольника, активно осваивающего мир. Это требует обновленного подхода к образовательной среде ДОО через создание новой практики обучения, обеспечивающей формирование базисных качеств личности детей раннего и дошкольного возраста: самостоятельности, активности, инициативности, творчества.
Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании педагогического процесса дошкольного образования с самого раннего детства и осуществляется разными средствами. Одним из средств является изобразительная деятельность — это духовно-практическое освоение мира, помогает ребенку овладеть приемами лепки, рисования и аппликации, благотворно влияет на общее развитие малыша: пробуждает эмоциональную отзывчивость к красоте окружающего мира, воспитывает чувство прекрасного, формирует трудолюбие, развивает психические процессы: мышление, внимание, память, фантазию, воображение, творческие способности. Систематическое овладение необходимыми средствами и способами практической деятельности обеспечивает детям радость познания и творчества, их всестороннее развитие (эмоциональное, эстетическое, интеллектуальное, нравственное, трудовое), позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей жизни. Реализация художественно – эстетического развития в дошкольных образовательных организациях — это система педагогической работы через новые и разнообразные формы деятельности с детьми, ориентированные на развитие личности ребенка через вовлечение в культурные практики (повседневные способы организации жизни и деятельности детей) на основе широкого включения занимательных игр и творческих заданий; организации творческих мероприятий. Эффективность обучения дошкольников отмечал А.В.Запорожец, зависит от того насколько педагог сумеет правильно использовать детскую деятельность и придать ей эмоционально — познавательный характер.
Компонентом системы педагогической работы является организация развивающей предметно-пространственной среды – это центры активности и творчества по изобразительной деятельности (на современном этапе уголка по изобразительной деятельности недостаточно), стимулирующие самостоятельность ребенка, обеспечивающее индивидуальное образование в ходе совместной деятельности на основе диалога со взрослыми и сверстниками, педагогическую поддержку. Центр изобразительного творчества в группах организуются, исходя из задач программы каждого возраста, по которой работает детский сад, для каждого возрастного периода свои художественные задачи обучения, соответственно и организация условий различна. Но мало организовать центры, необходима плодотворная совместная и самостоятельная деятельность педагога и детей в этих центрах: разнообразные игры с изобразительными материалами – бумагой, карандашами, красками и др., чтобы ребенок мог свободно действовать с материалом и развивать движения руки в овладении выразительными средствами; рассматривание и игровые ситуации с созданными образами; эксперименты с материалами; пальчиковые игры и т.д. Правильная организация социокультурного пространства групповой комнаты создается, чтобы ребенок мог увлеченно заниматься любимым делом и обеспечивает становление самостоятельности, активности, уверенности в успехе путем общения в свободной форме. Главный акцент в ФГОС сделан именно на развитие воспитанников через игру, свободный диалог, общение со сверстниками, старшими ребятами, семьей, педагогами.
Педагогические условия развития творческой личности ребенка в изобразительной деятельности: сенсорная основа, психологическая основа (эмоционально — интеллектуальный опыт), исполнительство. Задача взрослых — организация интересной и содержательной работы во всем педагогическом процессе (в совместной и самостоятельной деятельности), искать поводы для накопления опыта восприятия и общения, которые разнообразны: наблюдения, подкрепленные поэтическими текстами, рассматривание предметов и явлений с разных позиций, их обследование (упражнения в анализе и синтезе), используя разные творческие задания: оживи предмет, найди разное, определи и др., раскрывая эстетические качества предметов и явлений, обсуждение, размышление — высказывание детьми личного мнения, обмен впечатлениями и т.д. В дошкольные годы особое значение имеет развитие образных форм познания, окружающего — восприятия, образного мышления, воображения, т.е. развитие чувственного опыта на основе интеграции. Разнообразные игровые задания организовывают образное познание окружающего, позволяют накапливать художественный опыт, развивают культуру чувств с точки зрения красоты. Например, задания (стенд занимательных заданий) на развитие внимания и наблюдательности: найди одинаковые предметы, найди отличия, чего не хватает; на развитие восприятия: кто больше увидит, найди ошибку; на развитие воображения: придумывание сказок, героями которых могут быть средства выразительности — пятна, линии и изобразительные материалы; на что похоже, чем может быть; дорисовать, превратить в другой образ; на развитие образного мышления: поиск общих признаков, что лишнее, объедини событие; игры на развитие ассоциаций – найди сходство, найди лишнее и др. Расширять возможности ребенка в деятельности, художественно-познавательный опыт через проживание различных ситуаций: что было бы…, представь. Сочетание разных видов детской деятельности способствует развитию художественного восприятия и связано с работой воображения, образного мышления, ассоциациями (творческие факторы). Развитие творчества в изобразительной деятельности предполагает обогащение чувственной сферы ребенка, формирование образной речи, используя упражнения для развития эмоционального словаря, т.к. художественное освоение мира происходит одновременно с речевым развитием, внимание выразительности речи детей, используя устное народное творчество (загадки, пословицы, сказки), литературные тексты, обогащая словарь эпитетами, сравнениями; например, как красочно и по-разному можно сказать об одном и том же предмете. Дети приобретают эмоционально — эстетическую культуру, подбирая слова к объектам, описывают, придумывают, оценивают.
Для полноценного проведения НОД и отражения полученных впечатлений в деятельности необходимо овладеть умениями рисовать, лепить, вырезать (работа с ножницами вызывает большие трудности), это исполнительная сторона изобразительной деятельности и находится на низком уровне развития у детей, слабо развита моторика (пальцы, кисти рук) и создает немало препятствий, т.к. мало внимания уделяется действиям с изобразительными материалами и инструментами, выразительным возможностям материала — цвету, линии, форме и т.д. Развитая моторика – это показатель физического и психического здоровья ребенка, координации движений руки и глаза, самоконтроль за движением руки. Перед взрослыми стоит задача – научить приемам работы с разными материалами, освоение средств выразительности: обучение изображению формы предметов (предметное рисование); обучение композиции — пространственному расположению предметов (сюжетное рисование); обучение цветовым соотношениям (декоративное рисование). При постоянном внимании педагогов и родителей, повторении правил умелость руки развивается успешно и за короткое время, этому способствует игровое обучение: различные игры, система развивающих упражнений на постановку и движения руки – проведение линий, штрихов, овладение формообразующими движениями, разными видами мазков – примакивание, завиток, точка требуют и разного положение руки; отработка навыка легкости движений, без напряжения держать карандаш и кисть помогают рисуночные игры, развивая мелкую и крупную моторику руки. Дети учатся необходимым движениям с инструментом, контролировать действия при передаче изображения путем повторения упражнений в разных ситуациях. Рука должна быть послушной и уверенной, для этого нужно много упражняться, развивая руку и глаз, например: аккуратно закрашивать, не выходя за контур, штриховать в определенном направлении, используя разный нажим. Знакомство со способами изображения развивает творчество детей, используя игровые приемы, развивающие игры и упражнения, помогающие осваивать разные выразительные средства: графические и живописные упражнения, смешивание красок — заливка, растяжка, мазок с тенями в декоративном рисовании; игры с цветной бумагой, упражнения с бумажной пластикой – новый вид изобразительной деятельности в аппликации, совершенствуют моторику руки, развивает фантазию, требует точных движений, ловкости – приемы работы с бумажной пластикой схожи с лепкой (скатывание бумажных комочков, раскатывание между ладонями и др.). Совместная и самостоятельная деятельность детей по освоению выразительных средств изображения должна находить дальнейшее продолжение в режиме дня и дома, чтобы ребенок испытал радость творчества, например: оформить галерею творчества детей (культурная практика), когда они учились рисовать разные линии и штрихи «Веселые линии», пригласить на экскурсию детей других групп, устроить показ детских работ с выступлениями самих детей, разыгрывание сценок с линиями и т.д.
Эффективной формой в образовательной среде детского сада является проектный метод, который можно использовать в изобразительной деятельности, это целостный подход к воспитанию в разных направлениях, закрепляющийся в культурно — досуговой деятельности через проведение творческих мероприятий. Непосредственная образовательная деятельность (НОД) осуществляется в новых формах образовательной практики:
— работа в проектном режиме на основе интеграции образовательных областей, разработка художественно-творческих проектов, например: «Цветные сказки», «Волшебная керамика», «Дымковская слобода», «Сказочный лес», «Лесная скульптура» и др.;
— использование ИКТ в образовательном процессе;
— игровое экспериментирование и моделирование с изобразительными материалами, например: «Царство красок», «Палитра», «Волшебные превращения», «Хоровод красок»;
— организация выставок: авторские (одного ребенка) и тематические;
— кружковая или студийная работа;
— культурно-досуговая деятельность: праздники изобразительного содержания, художественные викторины, КВН, конкурсы, творческие вечера, игры-путешествия, которые проводятся не для родителей, а вместе с ними. Это средство развития субъективной позиции дошкольника, не нужно репетиций, лишней заорганизованности детей, а требуется мастерство и импровизация педагога, это исключительные возможности для свободного общения и развития творческих способностей;
-социальное партнерство с родителями, которым предоставляют разные варианты работы по художественно-эстетическому развитию детей, создавая единство образовательного пространства детского сада и семьи, например: экскурсии выходного дня с детьми в музей, на выставку, проведение мастер-классов для родителей и детей; организация мастерских в семье;
— сетевое взаимодействие, используя образовательные ресурсы социокультурной среды округа, города, края; социальное партнерство с учреждениями культуры и искусства социума: музеями, галереями, участие в художественных событиях округа, проведение совместных мероприятий в учреждениях культуры.
Образовательная среда должна иметь проектируемое направление, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольников. Это динамичное пространство, легко меняемое, организуется как социокультурное пространство для эмоционального комфорта и приобретения практического опыта детей, учитывая их предпочтения. Благодаря разнообразию и вариативности построения непосредственной образовательной деятельности (НОД), дети самостоятельно готовят рабочее место (в старшем возрасте, в младшем – вместе с педагогом), выбирают изобразительный материал и способы изображения; смена заданий в одной деятельности делает процесс обучения привлекательным и занимательным: деятельность протекает в непринужденной партнерской форме — свободное размещение и перемещение детей в процессе деятельности, можно брать недостающий материал, нет строгой регламентации продолжительности деятельности, свободное общение – можно тихо обсудить, задать вопрос товарищу, используя приобретенный опыт и не мешая другим. Это достигается путем обучения детей.
Новый вид изобразительной деятельности дошкольников — рисование песком, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного творчества детей. Это удивительный материал для создания «насыпных» картин, приятный на ощупь, пластичный и красочный, позволяет легко воплотить самые фантастические замыслы. Кроме плоских рисунков можно создавать объемные композиции с помощью цветного песка, заполняя различные сосуды песком. Эта техника способствует развитию мелкой моторики у детей, позитивно влияет на общее самочувствие детей. Дети получают возможность рисовать разными выразительными материалами, особенно дети с ограниченными возможностями здоровья. Этот особый инклюзивный подход помогает «особым» детям ощущать себя обычным ребенком, принимая искреннюю заботу и дружбу.
Умение использовать в педагогической деятельности прогрессивные образовательные технологии — показатель высокой квалификации педагога, его мастерства и любви к детям.
Источник