Развития института защиты прав ребенка

Развития института защиты прав ребенка thumbnail

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

На протяжении всей истории человечества отношение к детям претерпевало значительные изменения. В первобытнообщинном обществе оно не особенно отличалось от отношения животных к своим детенышам. Затем долгое время на детей смотрели как на безымянных членов клана или общины. В средневековой Европе, как показывают письменные источники, к детям до 6-7 лет относились как к младенцам, а после этого возраста – как к взрослым, и приучали их к нелегкой жизни зрелого человека той поры. Фактически, ребенок считался уменьшенной по размеру и умственному развитию копией взрослого [3].

Вопрос об отдельном рассмотрении прав детей возник сравнительно недавно. Губительные последствия Первой мировой войны в отношении гражданского населения и растущий интерес к проблеме защиты детей в большинстве стран Европы и Северной Америки вызвал необходимость, со стороны, Лиги Наций создать в 1919 г. Комитет детского благополучия, который рассматривал права детей в основном в контексте мер, которые нужно было принять в отношении беспризорных детей, рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Большую роль в разработке социальных стандартов защиты детей в этот период сыграли неправительственные организации, в частности, Международный союз спасения детей, основанный англичанкой Эглантайн Джебб. В 1923 г. в рамках этой организации была разработана декларация, содержащая основные условия, которым должно следовать общество, чтобы обеспечить соответствующую защиту детей и заботу о них.

В 1924 г. в Женеве Лига Наций на своей 5-й сессии приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребенка. Это был первый документ международно-правового характера в области охраны прав и интересов детей. Декларация, состоящая из 5 принципов, сформулировала цели международно-правовой защиты детей: ребенку должна предоставляться возможность нормального развития, как материального, так и духовного (пр. 1); голодный ребенок должен быть накормлен, больному ребенку должен быть предоставлен уход, порочные дети должны быть исправлены, сиротам и беспризорным детям должно быть дано укрытие и все необходимое для их существования (пр. 2); ребенок должен быть первым, кто получит помощь при бедствии (пр. 3); ребенку должна быть предоставлена возможность зарабатывать средства на существование, и он должен быть огражден от всех форм эксплуатации (пр. 4); ребенок должен воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества будут использованы на благо следующего поколения (пр. 5) [1].

В Декларации впервые подчеркивалось, что забота о детях и их защита не является больше исключительной обязанностью семьи, общества или даже отдельной страны — все человечество должно заботиться о благополучии детей.

Однако окончательно система международной защиты прав ребенка как составной части защиты прав человека сложилась после Второй мировой войны в рамках Организации Объединенных Наций, одним из основополагающих принципов которой было провозглашение уважения к правам и свободам человека без какой-либо дискриминации. Принцип уважения прав человека был закреплен в Уставе ООН. В преамбуле Устава говорилось о решимости народов «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности». В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Устава ООН одной из целей Организации являлось «осуществление международного сотрудничества… в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии» путем содействия ООН «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех» [5].

Таким образом, Устав ООН создал правовую основу для формирования механизма международной защиты прав человека, который включает в себя разработку международных стандартов в области защиты прав человека и создание международных контрольных органов за их соблюдением.

Необходимость разработки мер по охране прав ребенка, в силу его физической и умственной незрелости, потребовала выделение международной защиты прав детей в особое направление. С этой целью в ООН были созданы Социальная комиссия и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Кроме того, защитой прав детей в отдельных областях занимаются специализированные учреждения ООН: Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций по вопросам науки, культуры и образования (ЮНЕСКО).

Организацией, которая занимается исключительно детскими проблемами, является Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). ЮНИСЕФ был создан резолюцией Генеральной Ассамблеи 57(1) об учреждении ЮНИСЕФ от 11 декабря 1946 г. В ней было сказано, что Фонд создается для оказания помощи детям в послевоенной Европе. Он должен быть организован и использован в пределах имеющихся в его распоряжении средств, а получающие помощь от ЮНИСЕФ правительства обязаны распределять эту помощь соответственно потребностям и без дискриминации в отношении расы, религии, национальности и политических убеждений. Международная защита прав ребенка в рамках ЮНИСЕФ осуществляется по нескольким направлениям: 1) разработка деклараций, резолюций, конвенций с целью подготовки международных стандартов в области прав ребенка; 2) создание специального контрольного органа по защите прав ребенка; 3) содействие приведению национального законодательства в соответствие с международными обязательствами (имплементационная деятельность); 4) оказание международной помощи через Детский фонд ООН.

Наиболее результативной является нормотворческая деятельность по защите прав ребенка. Она велась по двум направлениям:

Читайте также:  Этапы физического развития ребенка до одного года

1) закрепление прав ребенка в общих декларациях и конвенциях по правам человека либо в международных соглашениях, регламентирующих права отдельных социальных групп, тесно связанных с ребенком (права женщин) или в определенной области отношений (в области семейного, трудового права, образования);

2) разработка деклараций и конвенций, специально регулирующих права ребенка.

Специальным документом, полностью посвященным правам ребенка, стала Декларация прав ребенка. При подготовке Всеобщей декларации прав человека Экономический и Социальный совет предложил Комиссии по правам человека рассмотреть одновременно Всеобщую декларацию прав человека и проект Декларации прав ребенка. В 1946 г. Экономический и Социальный совет решил, что, хотя принципы Женевской декларации должны оставаться применимыми, Объединенные Нации нуждаются в обновленном документе, соответствующем уставным целям Организации Объединенных Наций в области прав человека. И в том же году Социальная комиссия обсуждала возможность разработки декларации. На 6-й сессии Социальной комиссии (1950) был принят проект Декларации под названием «Декларация прав ребенка» [2]. Экономический и Социальный совет в 1950 г. передал проект этой Декларации на рассмотрение Комиссии по правам человека, которая включила вопрос о Декларации прав ребенка в повестку дня своей 13-й сессии (1957). Подготовив проект Декларации на своей 15-й сессии в январе 1959 г., Комиссия представила его 14-й сессии Генеральной Ассамблеи, где он рассматривался Комитетом по социальным, гуманитарным и культурным вопросам. Проект Декларации вызвал острую дискуссию.

Представители СССР и других социалистических стран считали, что провозглашения общих принципов защиты прав детей в Декларации недостаточно и что ее следует дополнить указанием конкретных мер, которые должны быть приняты государствами для содействия осуществлению этих прав. Представители же западных стран подчеркивали, что в Декларации следует перечислить лишь принципы, так как данный документ является не более чем утверждением добрых намерений и носит лишь рекомендательный характер. В результате предложение СССР было отклонено. 20 ноября 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией 1383(14) приняла Декларацию прав ребенка.

Несмотря на продуктивность и многоаспектность нормотворческой деятельности в области защиты прав ребенка, к концу 70-х гг. стало очевидным, что существующие нормы по правам человека уже не являются больше адекватными для того, чтобы отвечать специальным нуждам детей. К тому же со времени принятия Декларации были выработаны новые подходы, касающиеся концепции прав ребенка и методов их защиты. Требовался единый международный документ, который соединил бы в себе весь предшествующий опыт нормотворчества и новые представления о защите прав ребенка. Таким документом стала Конвенция о правах ребенка [9].

Вопрос о необходимости придания правам детей силы международного обязательства встал при подготовке к проведению Международного года ребенка (1979), главной целью которого было «укрепление осознания особых нужд детей среди общественности и правительств» (резолюция Генеральной Ассамблеи 31/169 от 21 декабря 1976 г.). Тогда, в 1979 г. по инициативе Польши Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке специальной Конвенции о правах ребенка. Однако решение о разработке Конвенции не было таким уж очевидным. С самого начала работы над проектом Конвенции обозначилось политическое противостояние между США и СССР и их союзниками. Первоначальный проект Конвенции, представленный Польшей, почти весь был сфокусирован на экономических, социальных и культурных правах, которые западные страны не признавали как юридически обязательные.

Ожидалось, что они не поддержат проект, и тогда их можно было бы обвинить в том, что они не заботятся о детях. Соединенные Штаты и их союзники ссылались на то, что права детей уже защищены рядом конвенций по правам человека, в том числе и двумя Пактами о правах человека, и что создание специальной конвенции для детей невыгодно, так как иногда специальное обращение может привести к их дискриминации.

В начале 80-х гг. переговоры по поводу Конвенции стали прогрессировать, так как Конвенцию поддержали развивающиеся страны, которые увидели в ней полезный инструмент для поддержки своих требований по поводу глобальной экономической и социальной справедливости. США ответили на эту растущую поддержку предложением новых статей, которые предоставляли детям гражданские и политические права. Они надеялись, что поддерживающие разработку Конвенции страны не согласятся с включением данных прав, которые в большинстве этих стран являлись спорными даже для взрослых, что сделает конвенцию менее приемлемой. Но этого не случилось.

В середине 80-х, когда начали происходить перемены в Восточной Европе, «холодная война» подходила к концу, стало возможным продолжать работу над Конвенцией и оказывать повышенное внимание реальной ситуации, сложившейся с защитой прав детей. В это же время в разработку Конвенции активно включились Детский фонд ООН и большое число неправительственных организаций, что значительно ускорило ее принятие [6]. 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея приняла Конвенцию о правах ребенка. 2 сентября 1990 г. после сдачи на хранение 20 ратификационных грамот Конвенция вступила в силу.

Принятие Конвенции стало значительным событием в области защиты прав детей. В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.

Конвенция, состоящая из 54 статей [7], охватывает как гражданско-политические, так и социально-экономические и культурные права детей от их рождения и до достижения совершеннолетия (18 лет), если национальным законодательством не предусмотрен более ранний возраст достижения совершеннолетия (ст. 1). С принятием Конвенции был введен ряд новых прав ребенка: на выживание и развитие (ст. 6), на сохранение индивидуальности (ст. 8), на право свободно выражать свои взгляды (ст. 12), на неучастие в военных действиях (ст. 38), на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации (ст. 39).

Читайте также:  Усвоение ребенком достигнутого обществом уровня развития культуры

В Конвенции впервые особо оговорена роль средств массовой информации: государства-участники обязуются поощрять средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношении, чтобы ребенок имел доступ к информации из различных национальных и международных источников (ст. 17). В соответствии со статьей 42 государства-участники обязуются «широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей».

Впервые в истории в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля за выполнением положений Конвенции – Комитет по правам ребенка. Он уполномочен рассматривать периодические (раз в 5 лет) доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции (ст. 44). Кроме того, ст. 45 предусматривает, что Комитет также является координатором международного сотрудничества по выполнению поставленных в Конвенции целей.

Для этого в его работе могут принимать участие Детский фонд ООН, специализированные учреждения, международные неправительственные организации. Еще одно новшество Конвенции — это положение, согласно которому государства должны обеспечить «широкую гласность своих докладов в своих странах» (п. 6 ст. 44) [8].

На начало 1998 г. 190 стран ратифицировали Конвенцию о правах ребенка. Из всех стран, признанных международным сообществом как суверенные государства, только 3 еще не ратифицировали Конвенцию (Сомали, Объединенные Арабские Эмираты, Оман). Конвенция о правах ребенка близка к тому, чтобы стать первым в мире договором по правам человека, который ратифицируют все страны мира.

Конвенция о правах ребенка стала отправной точкой для разработки как региональных конвенций о правах ребенка (в рамках Организации африканского единства в 1990 г. принята Африканская Хартия прав и благополучия детей; Советом Европы разрабатывается Европейская конвенция о правах ребенка), так и конвенций, регулирующих отдельные права ребенка (например, Конвенция 1993 г. по защите детей и сотрудничеству в отношении международного усыновления).

13 июня 1990 года Конвенция о правах ребенка была ратифицирована Верховным Советом СССР, а 15 сентября 1990 года вступила в силу для Российской Федерации как правопреемника. Правительство РФ, подписав международные документы ООН об обеспечении выживания, защиты и развития детей, взяло на себя обязательство не только самому принимать соответствующие акты, но и поощрять правительственные и неправительственные организации в регионах к подготовке программ в интересах детства. [4]

Основным документом в РФ по правам ребенка является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года.

Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. В нем говорится: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности» [10].

Права ребенка в РФ также закреплены в Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, Семейном кодексе РФ.

Подводя итог, можно сделать вывод, права ребенка наиболее обоснованно были регламентированы в результате реформ в XX веке, на современном этапе уже практически все государства мира, взяли на себя ответственность за защиту и обеспечение прав детей.

Литература:

1. Бондаренко А. Б. Насилие и права человека сегодня // Вестник МГУ серия 7 Философия, 2004. — №6. С. 20.

2. Всеобщая декларация прав ребенка // Сборник документов по правам человека. 2008.

3. Всеобщая декларация прав ребенка // Сборник документов по правам человека, 2009.

4. Желаннова А. Права ребенка и педагогика// История. – 1997. — № 40. С. 33.

5. Зубенко В. Принципы и категории прав и свобод человека // Правоведение. — 2004. — №5. — С.18.

6. Зубенко В. Принципы и категории прав и свобод человека // Правоведение. – 2004. — №5. С.20.

7. Зубенко В. Принципы и категории прав и свобод человека // ОБЖ, 2004, №5, с.20.

8. Каламкарян Р. А. Концепция права в современном международном праве. // Государство и право, 2008. — №6. —

9. Кравчук Н.В. Порядок защиты прав ребенка. – 2002. — С. 48.

10. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 09.07.1998 г.

Источник

В статье рассмотрены этимология, предпосылки возникновения, названия института омбудсмана. Исследовано распространение специализированного омбудсмана – Уполномоченного по правам ребенка, появление которого является важным моментом в истории охраны прав и интересов детей.

Этимология слова «омбудсман» свидетельствует о его скандинавских корнях (от древнескандинавского – «полномочие», «поручение» [1, c. 60]). Правда, это же слово вполне может быть переведено на другие языки как «представитель», «поверенный», «делегат», «адвокат», «уполномоченный». При этом неофициально чаще всего используется именно «омбудсман».

Читайте также:  Как акдс влияет на развитие ребенка

Некоторых ученые видят предпосылки возникновения института омбудсмана (омбудсмена) еще в Древнем мире (Римской империи, Древней Греции, Древнем Китае, Османской империи). Существует несколько точек зрения о моменте происхождения омбудсмана: XIII в. [5, c. 57], XVI в. [3, c. 181] и 1809 год. В нашей статье мы будем придерживаться третьей точки зрения, как и большинство исследователей данного вопроса. Однако, нет сомнений, что рассматриваемый институт зародился в Швеции и долгое время понимался «как специальный уполномоченный парламента, принимающий жалобы от жителей Швеции о нарушениях их прав со стороны администрации» [8, c.228].

Только начиная с XX века, институт омбудсмана начинает появляться в правовых системах других стран, и, уже с середины XX века – имеет мировое распространение, что обусловило многообразие моделей его учреждения. Названия омбудсмена в странах различны в связи с национальными особенностями:

  • в форме индивидуализированного органа: Уполномоченный по гражданским правам (Польша), Адвокат народа (Румыния), Медиатор или Посредник (Франция) и др.;
  • в форме коллегиального органа: комиссия по расследованиям злоупотреблений администрации (Непал), коллегия народной правозащиты (Австрия), Комиссия по правам человека (Филиппины) и др.

В некоторых странах институт омбудсмана получил распространение на всех уровнях власти, либо на некоторых из них: федеральном, региональном, муниципальном (местном) [10]. Появились специализированные омбудсмены, защищающие права и интересы отдельных категорий граждан – несовершеннолетних, студентов, инвалидов, военнослужащих, заключенных и др. И защищающие права человека в отдельных сферах жизни – здравоохранении, в вопросах информации и прессы, в сфере потребления, в вопросах обеспечения равенства полов и т. д.

Распространение и специализация омбудсманов свидетельствуют о потребности граждан и общества в более эффективной дополнительной защите принадлежащих им прав и свобод. Так, во второй половине XX века стала остро ощущаться потребность в особой защите прав детей со стороны государств и мировых сообществ.

Первый омбудсмен по правам ребенка был назначен в Норвегии в марте 1981 года в соответствии с Актом о детском омбудсмене [4, c. 589]. Во многих источниках норвежский детский омбудсмен характеризуется как образец защитника прав ребенка, а в некоторых странах он был воспринят и применен как образец на практике. В то же время, появились и другие модели деятельности уполномоченного по правам ребенка, что стало свидетельством его востребованности и признания в мировом сообществе.

В распространении института можно отметить две пиковые точки:

  1. 1990-е годы [4, c. 590]: только за 1997 год должность была учреждена в 20 странах мира [9, c. 121];
  2. 2014 годы: за этот период количество стран, в которых функционирует детский омбудсман, увеличилось с 44 [4, c. 590] до 77 [6, c. 60].

Данное явление, на наш взгляд, обусловлено постоянно возрастающим вниманием государств к решению проблем детства и стремлением их решить, привести законодательство в соответствие с международными и европейскими стандартами и требованиями. Основными целями деятельности омбудсмена по правам детей в любой стране является отстаивание нужд, прав и интересов несовершеннолетних, борьба за соблюдение Конвенции о правах ребенка, конституционных прав детей и содействие их распространению.

Необходимость в особой защите прав детей ощущается уже давно. На этом пути было сделано множество шагов. После Второй мировой войны Людвигом Райхман было предложено создать ЮНИСЕФ – Международный чрезвычайный детский фонд ООН. Идея была услышана мировым сообществом и по решению Генеральной Ассамблеи ООН фонд был создан 11 декабря 1946 года в качестве чрезвычайной организации для оказания помощи детям, пострадавшим в ходе Второй мировой войны. В 1953 году фонд из временного превратился в постоянный, расширив круг деятельности до защиты детей во всем мире.

Конвенция о правах ребенка (1989 г.) [1] стала первым и самым главным международно-правовым документом общеобязательного характера для государств-участников, содержащим широкий, всеобъемлющий спектр прав детей. Заложив основу, она стала опорной точкой для развития правовых институтов по защите прав детей, началом улучшения положения детей во всем мире.

В большинстве стран таким институтом стал Уполномоченный по правам ребенка, впервые появившийся в Норвегии в 1981 году. После принятия 10 мая 2002 г. Генеральной Ассамблеей ООН Декларации и Плана действий под названием «Мир, пригодный для жизни детей» [2], каждое государство, где была ратифицирована эта Конвенция, было обязано создавать на национальном, региональном уровне службы Уполномоченных по правам ребенка.

Еще одним, не менее важным шагом, стало появление трех наиболее крупных международных объединений уполномоченных по правам ребенка: Европейская сеть детских омбудсменов (ENOC), в Южной Америке и Юго-Восточной Азии [7, c. 104].

Таким образом, появление и развитие института Уполномоченного по правам ребенка стало важнейшим моментом в истории охраны прав и интересов детей. Впервые появился независимый орган, получивший мировое признание, наделенный правом выступать от имени ребенка и одновременно сосредоточивающий свою деятельность исключительно на защите интересов всех детей.

Источник