Сопровождение ребенка с задержкой психического развития

Сопровождение ребенка с задержкой психического развития thumbnail

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА ГОРОДА ДОНЕЦКА»

Выступление на родительском собрании

ТЕМА: «Психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития»

Подготовил

практический психолог

МДОУ «Ясли-сад № 170 г. Донецка»

Кондратенко И.В.

Дата проведения:27.09.2019г.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психологического сопровождения детей с ЗПР в условиях муниципального дошкольного образовательного учреждения.

Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях детского сада недостаточно разработана. Трудности построения коррекционно-педагогического процесса в таком учреждении во многом обусловлены тем, что категория детей с ЗПР полиморфна (многообразна) и разнородна по составу.

Сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития.

Цель сопровождения: создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития).
Цель сопровождения детей с ЗПР в дошкольной образовательной организации — создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.

Задачи:
— Выявление особых образовательных потребностей детей с ЗПР.
— Осуществление психолого-медико-педагогической помощи детям с ЗПР.
— Помощь детям с ЗПР в освоении типовой образовательной программы.
— Оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей с ЗПР.

Основные принципы сопровождения:

— безусловное принятие каждой личности;

— признание уникальности личного опыта конкретного ребенка;

— создание условий для саморазвития, личностного роста.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется через следующие направления:

1. Диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей;

2. Организация коррекционно-развивающего обучения;

3. Консультирование детей, родителей, педагогов.

Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения детей в детском саду являются:

● Взаимодействие с детьми включающие в себя следующие функции:

— выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии, состояний декомпенсации (с 3 лет, в случаях тяжелых отклонений в развитии с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении);

— выявление резервных возможностей развития ребенка (определение характера, продолжительности и эффективности специальной коррекционной помощи, в рамках, имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей);

— организация коррекционной работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности;

— мониторинг и психолого-педагогическое сопровождение в период адаптации;

— мониторинг и психолого-педагогическое сопровождение при подготовке к школе;

-консультативная помощь врачей-специалистов;

-мониторинг динамики коррекции речи, познавательных процессов, эмоционально-волевых нарушений и поведения у детей.

● Взаимодействие с педагогами включает в себя следующие функции:

— методические рекомендации и практическая помощь в организации дифференцированного подхода к детям (разработка и реализация рекомендаций по взаимодействию с детьми с эмоционально-волевыми нарушениями, приемов по развитию внимания, памяти, мышления в дидактических и подвижных играх, организация учебно-воспитательной и индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ);

— организация взаимодействия воспитателей, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя по коррекции речи, познавательных процессов и поведения у детей;

— организация и проведение практикумов и консультаций для воспитателей о развитии детей, их психофизиологических особенностях;

● Взаимодействие с родителями включающие в себя следующие функции:

— просветительская работа среди родителей (особенности развития детского организма, адаптация детей к новым условиям, готовность ребенка к школьному обучению, профилактика заболеваний);

— индивидуальные рекомендации для родителей, испытывающих трудности в воспитании ребенка;

— организация исполнения рекомендаций городской и областной ПМПК.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психологического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Читайте также:  Семинары и тренинги по раннему развитию ребенка

Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях детского сада недостаточно разработана. Трудности построения коррекционно-педагогического процесса в таком учреждении во многом обусловлены тем, что категория детей с ОВЗ полиморфна (многообразна) и разнородна по составу.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

  • развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (по средствам арт — терапии, сказкотерапии, пескотерапии и др.);

  • развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций.

Основные этапы индивидуального сопровождения:

1)сбор информации о ребенке;

2)анализ полученной информации;

3)совместная выработка рекомендаций;

4)консультирование всех участников сопровождения;

5)решение проблем;

6)анализ выполненных рекомендаций;

7)дальнейший прогноз развития ребенка.

Таким образом, психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания.

Литература:

1. Дробинская А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь/А.О. Дробинская. – М: 2005. – 95.

2. Под ред. Власовой Т.А., Лубовского В.И., Никашиной Н.А. Обучение детей с задержкой психического развития/ под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А.Никашиной. – М. 1981. – 118.

3. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной организации. Книга 1/ С.Г. Шевченко, Н.В. Бабкина, А.Д Вильшанская. – М: 2005. – 93.

4. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии/ Т.А. Власова, М.С.Певзнер. – М: 1973. – 173.

Источник

Сопровождение детей с ЗПР

Выполнила:

Мяделец Н.С.

г.Бугульма

2017год

Задержка психического развития (ЗПР) — одна из наиболее распространенных форм психических нарушений.

Характерные особенности детей ЗПР:

— Повышенная истощаемость.

— Неустойчивое внимание.

— Своеобразное поведение.

— Недостаточность произвольной памяти.

— Отставание в развитии мышления.

— Дефекты звукопроизношения.

— Бедный словарный запас слов.

— Низкий навык самоконтроля.

— Незрелость эмоционально-волевой сферы.

— Ограниченный запас общих сведений и представлений.

— Слабая техника чтения.

— Трудности в счёте и решении задач по математике.

— Неустойчивое внимание.

Сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого,

направленное на разрешение жизненных проблем развития.

Что значит сопровождать?
Создать для ребенка, обладающего данными психологическими особенностями, конкретными возможностями, ориентированного на решение
определенных личностных задач, соответствующие условия обучения и общения.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ (ЗПР)
— психолого-педагогическая поддержки и помощь ребёнку и родителям в
решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны
специалистов разного профиля, действующих координированно
Задачи:
— Выявление особых образовательных потребностей детей с ЗПР
— Осуществление психолого-медико-педагогической помощи детям с ЗПР
— Помощь детям с ЗПР в освоении образовательной программы начального общего образования и интеграции в образовательном учреждении
— Оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей с ЗПР

Цель сопровождения: создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития).
Цель сопровождения детей с ЗПР в дошкольной образовательной организации — создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.

Содержание деятельности воспитателя в рамках психолого-педагогического сопровождения ребенка с задержкой психического развития в дошкольной образовательной организации включает в себя следующее:

1. Выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и информирование семьи о необходимости прохождения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) с целью определения ребенку адаптированной образовательной программы.

Читайте также:  Развитие спортивного творчества в ребенке

2. Работа с ребенком

Разработка индивидуального образовательного маршрута (персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в интеллектуальном, эмоционально-волевом, деятельностном, нравственно-духовном развитии).

Составление индивидуальной карты развития ребенка (документа, включающего в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике).

Цель использования карты — выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных особенностей воспитанника, уровня психического развития, усвоения программного материала и как результат — проектирование индивидуального образовательного маршрута в рамках образовательного процесса конкретного дошкольного учреждения.

В карту индивидуального развития могут быть включены следующие показатели:

  • характер адаптации ребёнка к условиям ДОУ;

  • данные о состоянии здоровья ребенка;

  • данные об уровне физического развития ребенка;

  • показатели уровня психического развития (познавательных процессов, свойств и качеств личности, уровень развития общения и деятельности);

  • показатели уровня усвоения ребенком программного материала;

  • показатели эффективности дополнительного образования.

Основные принципы сопровождения:

— безусловное принятие каждой личности;

— признание уникальности личного опыта конкретного ребенка;

— создание условий для саморазвития, личностного роста.

В организации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями специалисты центра руководствуются федеральными, региональными и муниципальными нормативно-правовыми документами.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется через следующие направления:

Диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей;

Организация коррекционно-развивающего обучения;

Консультирование детей, родителей, педагогов.

Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка.

Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения детей в детском саду являются:

●Взаимодействие с детьми включающие в себя следующие функции:

— выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии, состояний декомпенсации (с 3 лет, в случаях тяжелых отклонений в развитии с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении);

— выявление резервных возможностей развития ребенка (определение характера, продолжительности и эффективности специальной коррекционной помощи, в рамках, имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей);

— организация коррекционной работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности;

— разработка и реализация индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья;

— мониторинг и психолого-педагогическое сопровождение в период адаптации;

— мониторинг и психолого-педагогическое сопровождение при подготовке к школе;

-консультативная помощь врачей-специалистов;

-мониторинг динамики коррекции речи, познавательных процессов, эмоционально-волевых нарушений и поведения у детей.

● Взаимодействие с педагогами включает в себя следующие функции:

— методические рекомендации и практическая помощь в организации дифференцированного подхода к детям (разработка и реализация рекомендаций по взаимодействию с детьми с эмоционально-волевыми нарушениями, приемов по развитию внимания, памяти, мышления в дидактических и подвижных играх, организация учебно-воспитательной и индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ);

— организация взаимодействия воспитателей, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя по коррекции речи, познавательных процессов и поведения у детей;

— организация и проведение практикумов и консультаций для воспитателей о развитии детей, их психофизиологических особенностях;

● Взаимодействие с родителями включающие в себя следующие функции:

— просветительская работа среди родителей (особенности развития детского организма, адаптация детей к новым условиям, готовность ребенка к школьному обучению, профилактика заболеваний)

— индивидуальные рекомендации для родителей, испытывающих трудности в воспитании ребенка

— организация исполнения рекомендаций городской и областной ПМПК

-контроль за исполнением медикаментозного и физиотерапевтического лечения, рекомендованного ребенку врачом-специалистом.

Читайте также:  Как писать выписку истории развития ребенка

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психологического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях детского сада недостаточно разработана. Трудности построения коррекционно-педагогического процесса в таком учреждении во многом обусловлены тем, что категория детей с ОВЗ полиморфна (многообразна) и разнородна по составу.

В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ОВЗ особая роль принадлежит педагогу — психологу. Говоря о работе психолога, имеем в виду не просто психологическую помощь, поддержку детей, испытывающих трудности в обучении. А говорим именно о психологическом сопровождении детей на всех этапах обучения как о сложном процессе взаимодействия, результатом которого должно явиться создание условий для развития ребенка, для овладения им своей деятельностью и поведением, для формирования готовности к жизненному самоопределению, включающему личностные, социальные аспекты.

Коррекционно-развивающее направление.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

  • развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (по средствам арт — терапии, сказкотерапии, пескотерапии и др.);

  • развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций.

В системе психологической помощи детям с задержкой психического развития на первое место ставят не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребенка, способной направить свои усилия под руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду.

Система комплексного сопровождения детей позволяет выявить отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности.

При организации работы появляется ряд проблем, которые требуют своего решения:

  • Недостаточное осознание педагогами сущности проблемы и перспективности ее решения.

  • Отсутствие необходимых специалистов в штатном расписании.

  • Непринятие проблем ребенка со стороны родителей.

Основной целью работы стало выявление отклонений в развитии, склонностей и способностей ребенка, определение их характера и выбор оптимального образовательного маршрута.

Деятельность службы сопровождения направлена на обеспечение двух согласованных процессов:

  • индивидуальное сопровождение детей;

  • системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом.

Основные этапы индивидуального сопровождения:

1)сбор информации о ребенке;

2)анализ полученной информации;

3)совместная выработка рекомендаций;

4)консультирование всех участников сопровождения;

5)решение проблем;

6)анализ выполненных рекомендаций;

7)дальнейший прогноз развития ребенка.

Служба сопровождения начинает работу с ребенком в следующих случаях:

  • выявление проблем в ходе массовой диагностики;

  • обращение родителей за консультациями;

  • обращения педагогов, администрации;

  • обращение специалистов других социальных служб.

Таким образом, психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.

Если вовремя перевести ребёнка на обучение в специальный коррекционный класс, то в обучении будут применяться следующие подходы:

1.      индивидуальный подход;

2.      предотвращение наступление утомляемости;

3.      активизация познавательной деятельности;

4.      проведение подготовительных занятий;

5.      обогащение знаниями об окружающем мире;

6.      коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;

7.      проявление педагогического такта.

А если ребёнок не будет направлен в специальный коррекционный класс, то возможно у него появятся:

    отрицательное отношение к учёбе;

    не усвоение учебной программы:

пропуски уроков;

психозы;

агрессивное состояние.

Источник