Характеристика возрастных периодов развития ребенка презентация

Характеристика возрастных периодов развития ребенка презентация thumbnail

Слайд 1

Детская психология Презентация на тему «Периодизация возрастного психического развития» Выполнила Горулева Евгения Николаевна Педагогика и методика дошкольного образования Группа № 3 Ярославль 2014г.

Слайд 2

Периодизация — разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы Непрерывный процесс развития идет не останавливаясь; границ, отделяющих один этап от другого, нет. Периодизация Д.Б.Эльконина Дискретный процесс развития идет неравномерно, то ускоряется, то замедляется и имеет главный ведущий фактор развития. Периодизация Л.С.Выготского

Слайд 3

Основные понятия теории Л.С.Выготского Социальная ситуация развития – специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой Ведущая деятельность – деятельность , с которой связано возникновение важнейших психических новообразований Новообразования – качества или свойства, которых не было раньше в готовом виде Возрастные кризисы – целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов

Слайд 4

Кризис новорожденности 0 — 2 месяца Связан с резким изменением условий жизни, переход от внутриутробного к внеутробному образу жизни Социальная улыбка как начало индивидуальной психической жизни

Слайд 5

Младенчество 2 месяца — 1 год Социальная ситуация развития Ситуация эмоционального единства ребенка и взрослого Ведущая деятельность Эмоциональное общение Психологические новообразования Потребность в общении, х одьба, автономная речь, предметное восприятие, различение близких, базовое доверие к миру

Слайд 6

Кризис 1 года Противоречия между потребностью в новых впечатлениях и возможностью удовлетворения Физическое отделение от матери Расширение пространства, доступного для ребенка Рост самостоятельности Первые акты протеста

Слайд 7

Раннее детство 1 — 3 года Социальная ситуация развития Ребенок и взрослый или «Я и другой» Познание мира человеческих предметов Ведущая деятельность Предметно-манипулятивная деятельность Психологические новообразования Предметная игра, активная речь, жест, наглядно-действенное мышление, отделение себя от окружающих и сравнение себя с ними, сознание «Я сам»

Слайд 8

Кризис 3 лет Противоречия между потребностью в самостоятельности и возможностью удовлетворения Семь основных симптомов этого возраста : Негативизм Упрямсто Строптивость Своеволие Протест-бунт Обесценивание взрослых Деспотизм Психологическое отделение от взрослого

Слайд 9

Дошкольный возраст 3 – 7 лет Социальная ситуация развития Ребенок и взрослый (общественный, обобщенный) Познание мира человеческих отношений Ведущая деятельность Сюжетно-ролевая игра Психологические новообразования Воображение, наглядно-образное мышление, начало понятийного мышления, картина мира, самосознание, самооценка, новые мотивы поведения, практическое овладение речью

Слайд 10

Кризис 7 лет Противоречия между новыми возможностями и старым образом жизни Возможна потеря детской непосредственности Стремление к общественно-значимой деятельности Возникновение внутренней психической жизни Тенденция к волевой форме поведения

Слайд 11

Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину Сходна с периодизацией Л.С. Выготского , но разделяет возраста на эпохи (более глобальные) и периоды (внутри эпох), при этом кризисы между эпохами считаются более сложными, чем кризисы между периодами Эпоха раннего детства Младенчество (до года) Ранний возраст (1-3 года) Эпоха детства Дошкольный возраст (3-7 лет) Младший школьный возраст (7-11 лет) Эпоха отрочества Подростковый возраст (11-15 лет) Ранняя юность (15-17 лет)

Слайд 12

Список используемой литературы: Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. — Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. Смирнова Е.О. Детская психология. — СПб: Питер, 2009 Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. — 1971. — №4. — С.6-20. Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской . М., 1996. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. Статьи: «Кризис 3 лет», «Младенческий возраст», «Ранний возраст». М., 1992. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства Учебное пособие. -Ярославль, 1998.

Слайд 13

Благодарю за внимание!!!

Источник

Слайд 1

Этапы возрастного развития ребенка Особенности и закономерности развития детей раннего возраста

Слайд 2

В развитии ребенка психологи выделяют следующие возрастные периоды : новорожденность младенчество ранний возраст дошкольный возраст

Слайд 3

Период новорожденности Новорожденным называют ребёнка в возрасте до 2 месяцев, до момента появления комплекса оживления.

Слайд 4

Младенчество М ладенческий возраст от 2 месяцев до 1 года. Ведущая деятельность младенческого периода- эмоциональное общение

Слайд 5

Первый кризис – кризис первого года Кризис первого года наступает в период от девяти месяцев до полутора лет и бывает у всех. Нужно четко представлять, что и почему происходит с вашим годовалым ребенком. Для кризиса первого года характерны следующие признаки: • « трудновоспитуемость» – ребенок, словно не слышит ваших слов, требует к себе повышенного внимания ; • резко возрастает желание сделать все самому; • малыш обостренно реагирует на замечания; • учащаются капризы на, казалось бы, пустом месте. В конце 1 года жизни малыш начинает понимать: я — ребенок, а он — взрослый. Мы — разные! В этом суть первого кризиса.

Читайте также:  Коррекция отклонений в личностном развитии и поведении ребенка

Слайд 6

Отнеситесь с пониманием к потребностям своего годовалого малыша, помогите ему удовлетворить свои самостоятельные устремления, не подавляйте его инициативу и экспериментаторские способности, это очень важно для развития личности. Многих конфликтных ситуаций можно избежать, если подключить чувство юмора, творческий подход и умение играть. Ваша основная задача – направить кипучую энергию в мирное русло, а опасному или неприемлемому устремлению найти адекватную замену. Кризисы приходят и уходят, значит, нужно учиться спокойно с ними справляться!

Слайд 7

Ранний возраст (от года до трех лет) Социальная ситуация развития , характерная для раннего детства Ребенок ↕ Предмет ↕ Взрослый

Слайд 8

• предметная деятельность и деловое общение со взрослым • активная речь • произвольное поведение • формирование потребности в общении со сверстниками • начало символической игры • самосознание и самостоятельность

Слайд 9

КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ Помните , что психологическая задача этого периода для родителей — отделение и индивидуализация ребенка, которая выполняется благодаря умению родителей давать ему возможность почувствовать себя «большим». Помощь ребенку должна стать нормой поведения для родителей. О братите внимание на свою личность и на издержки семейного воспитания. Если в семье возникают проблемы с упрямством ребенка, то, значит, Вы слишком регламентируете деятельность ребенка, требуя беспрекословного подчинения жесткому распорядку и своим представлениям о должном поведении.

Слайд 10

Особенности личности родителей, отношения в семье, тип воспитания — все оказывает решающее воздействие на психику ребенка, особенно в этот непростой период. Любите, играйте, беседуйте с ребенком, учитывая его потребности. Уважайте его личность и учите уважать других. Этим Вы поможете малышу быстрее и безболезненнее перерасти свой кризис 3 лет.

Слайд 11

Дошкольный возраст от 3-7 лет Дошкольный возраст от 3 до 6-7 лет. Ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста – сюжетно-ролевая игра.

Источник

Инфоурок

Другое
›Презентации›Презентация «Возрастная периодизация в педагогике»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Возрастная периодизация в педагогике Подготовила преподаватель специальных ди

Описание слайда:

Возрастная периодизация в педагогике Подготовила преподаватель специальных дисциплин Ветошкина Е.В.

2 слайд

Лев Семенович Выготский (1896 -1934) Разрабатывал вопросы: Периодизации и дин

Описание слайда:

Лев Семенович Выготский (1896 -1934) Разрабатывал вопросы: Периодизации и динамики развития психики ребенка. 2. Соотношение обучение и развития 3. Развитие житейских и научных понятий 4. Развитие речи и мышления Публикации: «Проблемы психического развития ребенка», «История развития ВПФ»,»Мышление и речь», «Собрание сочинений « в 6 томах

3 слайд

Периодизация по Выготскому Процесс развития ребенка является стадиальным и со

Описание слайда:

Периодизация по Выготскому Процесс развития ребенка является стадиальным и состоит из последовательно сменяющих друг друга возрастов. Определённый возраст (период) в жизни ребёнка – это относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего его местом и функциональным значением  на общей кривой детского развития (каждый возрастной этап неповторим и своеобразен). Каждый возраст характеризуется определённой социальной ситуацией развития или той конкретной формой отношений, в которые вступает ребёнок со взрослыми в данный период; основным или ведущим типом деятельности, а также основными психическими новообразованиями.

4 слайд

Периодизация по Л.С. Выготскому

Описание слайда:

Периодизация по Л.С. Выготскому

5 слайд

Младенчество Социальная ситуация развития в младенчестве, по мнению Л.С. Выго

Описание слайда:

Младенчество Социальная ситуация развития в младенчестве, по мнению Л.С. Выготского, состоит в том, что вся жизнь и поведение младенца опосредуются взрослым либо реализуются в сотрудничестве с ним. Ситуацию назвал «Мы».

6 слайд

Ранний возраст Социальная ситуация: ребенок становится более самостоятельным

Описание слайда:

Ранний возраст Социальная ситуация: ребенок становится более самостоятельным в познании окружающей действительности начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого (ситуация «Мы»)

7 слайд

Кризис 3 лет Негативизм Строптивость Упрямство Своеволие, своенравие. Обесцен

Описание слайда:

Кризис 3 лет Негативизм Строптивость Упрямство Своеволие, своенравие. Обесценивание требований взрослого. Новообразование — «Я сам», эмоциональная завышенная самооценка, осознание себя как активного отдельного субъекта.

8 слайд

Дошкольный возраст Изменяется место ребенка в системе отношений.(не является

Описание слайда:

Дошкольный возраст Изменяется место ребенка в системе отношений.(не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать что он индивидуальность. Центральное новообразование: новая внутренняя позиция; соподчинение мотивов, самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений

Читайте также:  Как работать с ребенком по развитию речи

9 слайд

Кризис 7 лет Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей, к перест

Описание слайда:

Кризис 7 лет Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей, к перестройке потребностей и побуждений. Кризис личности «Я» (соподчинение мотивов). Все, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается ценным, то , что связано с игрой, — менее важным.

10 слайд

Младший школьный возраст Ведущая деятельность – учебная деятельность. Ее хара

Описание слайда:

Младший школьный возраст Ведущая деятельность – учебная деятельность. Ее характеристики: результативность, обязательность, произвольность.

11 слайд

Эльконин Даниил Борисович (1904 – 1984) Советский психолог, создатель концепц

Описание слайда:

Эльконин Даниил Борисович (1904 – 1984) Советский психолог, создатель концепции периодизации психического развития в онтогенезе, основанной на понятии „ведущая деятельность“. Разрабатывал психологические проблемы игры, формирования личности ребенка.

12 слайд

Периодизация по Эльконину Идеи Л. С. Выготского о социально-культурной обусло

Описание слайда:

Периодизация по Эльконину Идеи Л. С. Выготского о социально-культурной обусловленности возрастного развития развил Эльконин Д. Б. Он предложил другое понимание детского психического развития. Согласно его концепции смена стадий развития зависит от степени взаимодействия ребёнка и общества. По мысли Эльконина, личность ребёнка формируется внутри систем «ребёнок — общественый предмет» и «ребёнок – общественный взрослый». Ребёнок, знакомясь с окружающим миром, реализует свои определённые потребности, мотивы и задачи (ребёнок-взрослый) и овладевает культурными способами действия с предметным миром (ребёнок – предмет). Рассматривая своеобразие социальной ситуации развития и ведущей деятельности в каждый возрастной период, Д.Б.Эльконин выявил следующую закономерность – сначала ребёнок ориентируется в основных смыслах человеческой деятельности, и только потом осваивает общественно выработанные способы действия с предметами.

13 слайд

Периодизация по Эльконину Первый период – младенчество (0-1 год). Ведущая дея

Описание слайда:

Периодизация по Эльконину Первый период – младенчество (0-1 год). Ведущая деятельность – непосредственно-эмоциональное общение, личностное общение с взрослым внутри которого ребёнок учится предметным действиям. Мотивационно-потребностная сфера доминирует. Второй период – раннее детство (1 – 3 года).Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, внутри которой ребёнок сотрудничает с взрослым в освоении новых видов деятельности. Преобладает операционно-техническая сфера. Третий период – дошкольное детство (3 – 6 лет). Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра, внутри которой ребёнок ориентируется в самых общих смыслах человеческой деятельности, например, семейной и профессиональной. Мотивационно-потребностная сфера доминирует.

14 слайд

Периодизация по Эльконину Четвёртый период – младший школьный возраст (7 – 10

Описание слайда:

Периодизация по Эльконину Четвёртый период – младший школьный возраст (7 – 10 лет). Ведущая деятельность – учёба, дети осваивают правила и способы учебных действий. В процессе усвоения развиваются также и мотивы познавательной деятельности. Но преобладает операционно-техническая сфера. Пятый период – подростковый возраст (10 –15 лет). Ведущая деятельность – общение со сверстниками. Воспроизводя межличностные отношения, которые существуют в мире взрослых людей, подростки принимают или отвергают их. В этом общении оформляются смысловые ориентации подростка на его будущее, на взаимоотношения с людьми, появляются задачи и мотивы дальнейшей деятельности. Мотивационно-потребностная сфера доминирует. Шестой период – ранняя юность (15 – 17 лет). Ведущая деятельность – учебно-профессиональная деятельность. В этот период происходит освоение профессиональных навыков и умений. Операционная деятельность преобладает.

15 слайд

Пиаже (Piaget) Жан (1896 – 1980) Швейцарский психолог, основатель женевской ш

Описание слайда:

Пиаже (Piaget) Жан (1896 – 1980) Швейцарский психолог, основатель женевской школы генетической психологии. В начальный период своей деятельности описал особенности представлений детей о мире. В дальнейшем Ж. Пиаже обратился к исследованию развития интеллекта, в котором видел результат интериоризации внешних действий и выдвинул концепцию стадиального развития психики.

16 слайд

Стадии когнитивного развития по Пиаже Примерный возраст С рождения до 2 лет О

Описание слайда:

Стадии когнитивного развития по Пиаже Примерный возраст С рождения до 2 лет Основные новообразования Младенцы приобретают примитивное чувство «себя» и «других», узнают, что объекты продолжают существовать вне поля зрения (постоянство объекта), и начинают воспроизведение поведенческих схем, ведущих к появлению образов, или ментальных схем Стадия Сенсомоторная

17 слайд

Стадии когнитивного развития по Пиаже Примерный возраст 2 – 7 лет Стадия Дооп

Описание слайда:

Стадии когнитивного развития по Пиаже Примерный возраст 2 – 7 лет Стадия Дооперациональный Основные новообразования В процессе игровой деятельности дети становятся воображающими существами. Они постепенно начинают осознавать, что другие люди не всегда воспринимают мир идентичным с ними образом

Читайте также:  Упражнения направленные на развитие моторики ребенка

18 слайд

Стадии когнитивного развития по Пиаже Примерный возраст 7 – 11 лет Стадия Ста

Описание слайда:

Стадии когнитивного развития по Пиаже Примерный возраст 7 – 11 лет Стадия Стадия конкретных операций Основные новообразования Дети более не вводятся в заблуждение внешностыо. Опираясь на конкретные операции, они вникают в суть основных свойств каждодневных объектов и событий и связей между ними. Дети становятся гораздо более искусными в умозаключениях по поводу мотивов доступных наблюдению действий других людей и обстоятельств, при которых эти действия происходят

19 слайд

Стадии когнитивного развития по Пиаже Примерный возраст 11 лет и старше Стади

Описание слайда:

Стадии когнитивного развития по Пиаже Примерный возраст 11 лет и старше Стадия Стадия формальных операций Основные новообразования Логическое мышление более не ограничено чем-то конкретным или доступным наблюдению. Подростки получают удовольствие от обдумывания гипотетических вопросов. Они обладают способностью к систематическому, дедуктивному мышлению, позволяющему рассмотреть несколько возможных решений проблемы и выбрать правильный ответ.

20 слайд

Эриксон, Эрик Гомбургер (1902-1994) Американский психолог и психотерапевт, од

Описание слайда:

Эриксон, Эрик Гомбургер (1902-1994) Американский психолог и психотерапевт, один из основателей эго-психологии, автор одной из первых психологических теорий жизненного цикла, создатель психоисторической модели социального познания.

21 слайд

Периодизация по Эриксону Он выделил 8 основных этапов в развитии идентичности

Описание слайда:

Периодизация по Эриксону Он выделил 8 основных этапов в развитии идентичности, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой. Эти стадии являются серией критических периодов, которые должны быть преодолены в течение всей жизни. При этом конкретный этап не только формирует новое, необходимое для социальной жизни качество, но и подготавливает ребенка к следующему жизненному этапу. Каждая стадия дает возможность для формирования противоположных качеств и черт характера, которые осознает в себе человек и с которыми он начинает себя идентифицировать.

22 слайд

Периодизация по Эриксону Первый этап —младенчество. от рождения до года, конф

Описание слайда:

Периодизация по Эриксону Первый этап —младенчество. от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием. Второй этап — раннее детство. от года до трёх, конфликт между автономией и сомнением.

23 слайд

Периодизация по Эриксону Третий этап — игровой возраст. от трёх до шести лет,

Описание слайда:

Периодизация по Эриксону Третий этап — игровой возраст. от трёх до шести лет, инициативность-вина. Четвёртый этап — школьный возраст. с 6-ти до 12 лет, в течение которого у ребенка развивается либо трудолюбие, либо чувство неполноценности.

24 слайд

Периодизация по Эриксону Пятый этап - юность. с 14-ти до 19 лет связан с форм

Описание слайда:

Периодизация по Эриксону Пятый этап — юность. с 14-ти до 19 лет связан с формированием у подростка чувства ролевой идентичности или неопределенности. Шестой этап-ранняя зрелость. С 20-ти до 25-ти лет связан с развитием близких, интимных отношений с окружающими, особенно с людьми противоположного пола.

25 слайд

Периодизация по Эриксону Седьмой этап - средняя зрелость. с 26-ти до 64. Явля

Описание слайда:

Периодизация по Эриксону Седьмой этап — средняя зрелость. с 26-ти до 64. Является одной из наиболее значимых, по мнению Эриксона, так как она связана либо со стремлением человека к постоянному развитию, творчеству, либо со стремлением к постоянству, покою и стабильности. 

26 слайд

Периодизация по Эриксону Последний этап - поздняя зрелость. Наступает после 6

Описание слайда:

Периодизация по Эриксону Последний этап — поздняя зрелость. Наступает после 64. В этот период человек пересматривают свою жизнь, подводя определенные итоги прожитым годам.

27 слайд

Литература Дарвиш О.В. Возрастная психология.-М: Владос, 2004. Волков Б.С. До

Описание слайда:

Литература Дарвиш О.В. Возрастная психология.-М: Владос, 2004. Волков Б.С. Дошкольная психология.- М: Академический проект, 2007 Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.-Спб, 1999.

28 слайд

 Спасибо за внимание!

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Выберите книгу со скидкой:

Характеристика возрастных периодов развития ребенка презентация

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Характеристика возрастных периодов развития ребенка презентация

Курс повышения квалификации

Характеристика возрастных периодов развития ребенка презентация

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-библиотекарь

Характеристика возрастных периодов развития ребенка презентация

Курс профессиональной переподготовки

Библиотекарь

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Данная презентация посвящена возрастной периодизации в педагогике. Раскрыты основные возрастные периодизации применяемые в педагогике: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Ж.Пиаже, Э.Эриксон, В.В.Зеньковский. Презентацией можно воспользоваться при изучение такой дисциплины как «Возрастная психология и педагогика».

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1291481

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник