Характеристика первого периода развития ребенка первого года жизни

Характеристика первого периода развития ребенка первого года жизни thumbnail

Первый год жизни ребенка является одним из важнейших периодов, в который происходит достаточно быстрое развитие в физическом и нервно-психическом плане всех систем и органов ребенка. На этой стадии малыш активно растет, получает множество новых знаний и умений, а также познает окружающий мир. Из ничего не умеющего младенца он постепенно превращается в любопытного малыша, имеющего собственный характер.

Первый год жизни во многом определяет дальнейшее развитие ребенка, его физическое здоровье, психологические качества и особенности восприятия и отношения к миру. Каждая мать, понимая важность этого периода в жизни малыша, старается как можно более ответственно подойти к вопросу развития своего ребенка.

Одними из важнейших моментов, которые являются жизненно необходимыми для ребенка в младенческом возрасте, являются телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Именно эти потребности обуславливают тот факт, что в современном мире в большинстве родильных домов сразу после появления на свет малыш прикладывается к груди матери. Там он может ощутить себя с ней единым целым и получить первые капли молока.

Важнейшими параметрами гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами-педиатрами по следующим показателям:

  1. Степень развития зрительных и слуховых реакций ребенка;
  2. Уровень развития эмоциональной сферы;
  3. Степень развития двигательных навыков;
  4. Развитие навыков движений кистью руки и формирование предпосылок для развития мелкой моторики рук;
  5. Подготовительные этапы развития и понимания речи.

Для новорожденного младенца одной из наиболее значимых потребностей является способность общения и эмоционального взаимодействия с близкими людьми. Для того чтобы ребенок полноценно развивался в психическом плане, необходимо предоставить ему возможность совместных игр, доброжелательное общение и радость, которые обеспечат наиболее тесный эмоциональный контакт с близкими людьми, в первую очередь, с матерью.

Каждый человек, рождаясь, имеет набор врожденных рефлексов. Их деятельность регулируется работой спинномозговых и подкорковых нервных центров. У маленьких детей еще не до конца завершен процесс формирования коры больших полушарий, клетки нервной системы пока не обладают ответвлениями, а ее проводящие пути не покрыты защитными оболочками. Следствием этого является наличие быстрых и сильных механизмов возбуждения и сложностей в формировании поведенческих рефлексов.

Развитие новорожденного ребенка отличается тем, что у него нет каких-либо определенных врожденных форм поведения. Это является одним из его достоинств, поскольку позволяет малышу в максимальном размере получать новый опыт и развиваться.

Для того чтобы процесс развития нервной системы и мозга протекал успешно, необходимо обеспечить активную деятельность всех анализирующих систем. В случае, когда малыш обделен и не получает необходимое количество чувственных впечатлений из окружающей среды, его развитие резко замедляется, что приводит к негативным последствиям в дальнейшем.

Одной из особенностей развития новорожденного медики считают тот факт, что деятельность его анализаторов формируется быстрее, чем телесные движения. Слух и зрение у новорожденных являются самыми наиболее развитыми.

 Физиология и моторика ребёнка в первый год жизни

Известно, что ребенок человека рождается значительно менее приспособленным к окружающей среде, чем детеныши животных. Для взаимодействия с миром у малыша имеется набор безусловных рефлексов, которые регулируют его биологические функции. Это такие рефлексы, как:

  1. Сосательный;
  2. Оборонительный;
  3. Ориентировочный;
  4. Хватательный;
  5. Опорный;
  6. Переступательный.

В возрасте 2- 3 месяцев ребенок способен самостоятельно удерживать голову даже в положении лежа на животике. Постепенно происходит развитие манипуляций с предметами – ребенок учится перекладывать их из руки в руку, брать из рук взрослого. К полугоду малыши пытаются самостоятельно сесть, а затем учатся ползать и вставать на ножки, держась за опору. Обычно к году ребенок может передвигаться с поддержкой или же без нее, что зависит от особенностей развития малыша.

Развитие зрения и слуха в первом году жизни

Следует отметить, что формирование органа зрения, как и нервной системы, начинается еще в период внутриутробного развития плода. Зачатки их появляются примерно на 3 неделе беременности.

У новорожденных детей лучше, чем другие, развиты слуховой и зрительный анализаторы. Уже в первые недели жизни малыш способен удерживать в поле зрения движущийся, а немного позже и статичный предмет. Важно, что черты человеческого лица младенец может воспринимать практически с первых дней жизни.

На 2-3 месяц жизни световая чувствительность сетчатки многократно возрастает по сравнению с предыдущим этапом. Появляется форменное зрение, то есть ребенок способен видеть контуры и очертания предметов, хотя и видны они пока всего в двух измерениях. В этом возрасте ребенок способен отличать некоторые цвета — красный, оранжевый, желтый и зеленый. Восприятие таких оттенков, как синий и фиолетовый, развивается чуть позже, так как в сетчатке глаза значительно меньше фоторецепторов, способных улавливать коротковолновую часть спектра.

В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей. К полугоду зрение малыша настолько развито, что он с любопытством рассматривает окружающие его предметы и явления.

К окончанию первого года жизни ребенка зрение сформировано достаточно хорошо. Малыш способен разглядывать мелкие предметы, различать знакомые лица на изображениях, отличать контрастные предметы.

Слух у новорожденных также развивается довольно быстрыми темпами. С самого периода рождения ребенок наиболее чувствителен к звукам человеческой речи. Уже к трехмесячному возрасту ребенок способен поворачивать голову на звук, искать глазами его источник. Важным моментом является умение различать тон и интонацию, а также узнавать голос матери.

В 6-7 месяцев малыш уже знает свое имя. Он слышит его среди других слов и звуков речи взрослых и реагирует на него – поворачивает головку, улыбается, тянется к папе или маме.

К году малыш умеет подражать услышанным звукам. Он понимает обращенную к нему простую речь и откликается на нее, при этом развитие речи проходит параллельно с развитием слуха.

Развитие эмоциональных реакций ребёнка до года

Эмоции новорожденного ребенка отличаются своим однообразием – практически всегда они носят отрицательный характер. Ребенок не умеет в это время каким – то другим способом взаимодействовать с окружающими, именно потому свое недовольство и все возникающие проблемы и дискомфорт он выражает криком и плачем.

Ко второму месяцу жизни ребенок уже способен проявлять противоположные эмоции по отношению к близким людям – он улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться, что говорит об узнавании эмоционально значимых людей. В этом возрасте развивается так называемый «комплекс оживления», при котором малыш необычно реагирует на приближение взрослого человека – он поднимает ручки, активно шевелит ножками и радостно гулит.

К четырем-пяти месяцам дети уже умеют отличать свою маму среди других взрослых, различаются их реакции на ее появление и исчезновение. Если у ребенка сложился хороший эмоциональный контакт с каким-либо взрослым человеком, у него могут возникнуть дополнительные эмоциональные переживания, проявляющиеся в активной отрицательной реакции, которая вызывается уходом этого человека или прекращением общения.

К возрасту шести-семи месяцев для того, чтобы развитие познавательной деятельности происходило на должном уровне, ребенку очень важно постоянно манипулировать предметами и игрушками. Именно поэтому в этом возрасте ребенок проявляет интерес ко всевозможным ярким погремушкам и предметам.

Могут появляться негативные реакции на незнакомых людей, которые с легкостью подавляются естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

Читайте также:  Творческая игры в развитии ребенка дошкольного возраста

В этот период жизни ребенка активно развиваются его интеллектуальные способности, о чем говорят постоянные подражательные и преднамеренные действия. Проявляется это в том, что после того, как ребенок начинает использовать преднамеренное манипулирование предметами, то есть постукивать, трясти их, в действиях малышей можно увидеть простейшие проявления мышления. Это значит, что перед совершением данного действия перед ребенком возникает какая-либо интеллектуальная задача, которую он с успехом решает. Это свидетельствует о том, что мышление ребенка развивается не самопроизвольно, а в действии.

К девятимесячному возрасту эмоциональная жизнь малыша становится значительно богаче. В этот период изменяются и усиливаются проявления эмоций. Заметно это в более тяжелом установлении контакта с незнакомыми людьми, ребенок может испытывать робость и стеснение. Однако, в этот период любознательность берет верх над страхом, что заставляет малыша активно интересоваться окружающими предметами, явлениями и людьми.

Общие движения в первый год жизни малыша

Всем известно, что новорожденные дети не могут четко координировать собственные движения. Процесс развития движений начинается после появления ребенка на свет. Впервые дифференцированные и более точные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. В этом возрасте ребенок способен приближать руки к личику, потирать их, поднимать и разглядывать. Примерно с трех-четырех месяцев дети начинают ощупывать свои ручки, перебирать пальчиками любые предметы. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки — случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку. При этом захвата пока еще не происходит, хотя если вложить малышу игрушку в руку, он сможет длительное время удерживать ее. Происходит это благодаря тому, что хватательный рефлекс у малышей отлично развит.

С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручкой. При захвате игрушки движения также производятся не только руками, но и ножками и туловищем.

Более точные, четкие и прицельные движения руки формируются только к восьми-девяти месяцам жизни.

Развитие речи ребёнка

Самым первым средством выражения желаний ребенка и привлечения внимания к своим потребностям является крик. Развитие речи ребенка проходит несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности. Ко второму месяцу жизни малыши начинают активно гулить – то есть произносить отдельные звуки. Изначально этот процесс носит кратковременный характер, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Такие проявления говорят о том, что ребенок хорошо себя чувствует и испытывает положительные эмоции. Постепенно увеличивается количество произносимых ребенком звуков, появляется умение использовать всевозможные интонации. В этот период, как и на протяжении всего первого года жизни ребенка, важную роль играет возможность взаимодействия со взрослыми. Многие замечают, что ребенок гулит даже тогда, когда остается в помещении один или не видит никого из родных, однако при появлении в поле зрения близких людей, его эмоции проявляются более ярко и отчетливо.

С течением времени гуление ребенка заменяется на лепет. Примерно в 6-7 месяцев ребенок начинает произносить отдельные слоги.

В семь-восемь месяцев появляется способность понимать некоторые элементы речи взрослых и устанавливать связь между услышанным словом и конкретным образом. Проявляется это поворотом головы в нужную сторону при задаваемых вопросах. Так выражается поисковая зрительная реакция. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, ребенок пытается подражать услышанным звукам, он часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннадцать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов или упрощенных звуковых подражаний.

К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова «надо» и «нельзя».

Формирование личности ребенка

Несмотря на то, что о ребенке, как о личности, ученые обычно говорят не ранее трех лет, ее формирование начинается гораздо раньше. Период до года отличается закладкой основных качеств и черт личности, которые проявятся только спустя годы. Они формируются на основе общения и взаимодействия со взрослыми. В младенчестве у ребенка развивается любовь к близким людям, чувство привязанности.

В этом возрасте также оформляется темперамент ребенка, который зависит от врожденных особенностей нервной системы. Но кроме этого, большое влияние на его проявления оказывают приобретенные привычки, национальные и культурные особенности общения и поведения, которые ребенок впитывает с первых дней.

В возрасте 8-12 месяцев у детей часто возникают страхи, пик которых относится к 15-18 месяцам. Основной из них направлен на незнакомых людей. Малыш испытывает отрицательные эмоции при расставании с близкими людьми, что выражается через плач.

Одним из важнейших этапов развития ребенка является конец первого года, который отмечается появлением кризиса первого года. В этом возрасте малыши становятся непослушными, более упрямыми. Они многократно повторяют действия, не обращая внимание на запрет родителей. Связано это с тем, что малыш активно исследует и изучает окружающие предметы, экспериментирует и оценивает результаты своих действий. В ответ на прямой запрет взрослого ребенок упрямиться и пытается настоять на своем, повторяя именно то, что ему запрещают.

Этапы развития ребенка в первый год жизни достаточно быстро сменяют друг друга. Каждый родитель должен понимать происходящие в организме малыша физические и психические изменения, помогать ему активно расти и развиваться, уделять достаточное количество внимания и заботы.

Источник

Как малыш развивается к 2 месяцам

В этом возрасте малыш спит уже заметно меньше: появляются периоды длительного дневного бодрствования. Дневной сон укорачивается. Вырабатывается режим ночного сна: теперь его продолжительность составляет 10 – 12 часов с перерывами для кормления, во время которых малыш может полностью не просыпаться.Физическое развитие:

  • Лежа на животе, некоторое время удерживает головку под углом 45 градусов;
  • Переворачивается с бока на спинку;
  • В вертикальном положении удерживает голову 1 – 2 минуты;
  • Следит глазами за перемещающимися предметами;
  • Поворачивает голову в сторону звука;
  • Исчезает гипертонус рук;
  • Угасают некоторые рефлексы новорожденного (хватательный, рефлекс ходьбы).

Психоэмоциональное развитие:

  • Демонстрирует «комплекс оживления» — активные движения ручек и ножек в ответ на появление мамы, гуление, широкая улыбка;
  • Замирает, прислушиваясь к звукам;
  • Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку;
  • Реагирует на знакомые голоса;
  • Гулит, пропевает некоторые звуки.

Развитие восприятия формы и цвета можно стимулировать, развесив по бортикам кроватки картинки с яркими четкими формами и узорами: черно-белыми, красными, желтыми, синими, зелеными, оранжевыми.

Что умеет ребенок к 3 месяцам

Едва ли не главное достижение этого месяца и радость для родителей — это появление режима, который малыш выстраивает вместе с мамой. Уже есть отчетливое время пробуждения, кормления и засыпания с двух-трехразовым (иногда четырехразовым) дневным сном.

В этом возрасте малыш уже умеет криком и плачем выражать свое недовольство, требует внимания. Наблюдательные родители  могут замечать первые проявления характера ребенка.

Физическое развитие:

  • Уверенно держит голову, лежа на животе и в вертикальном положении;
  • В положении лежа на животе опирается на предплечья;
  • Рассматривает и сосет ручки;
  • Перекатывается со спины на бок;
  • Пытается схватить и удержать в руке игрушку, после чего тянет ее в рот.

 Психоэмоциональное развитие:

  • Держит контакт глазами;
  • Улыбается и смеется;
  • Длительное время может гулить, гуление становится разнообразным;
  • Узнает лица близких;
  • Долго фиксирует взгляд на неподвижных предметах (до 5 минут).

Устройте семейный совет и составьте список черт характера близких родственников малыша. Особое внимание обратите на нежелательные качества. Это хороший повод начать размышлять над тем, какие методы воспитания могли бы помочь их скорректировать, а какие помогут развить те свойства, которые вы мечтаете видеть в своем наследнике.

Развитие малыша к 4 месяцам

Характеристика первого периода развития ребенка первого года жизни

В 4 месяца главным для ребенка становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, приобретают смысл, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться, хватательный рефлекс постепенно угасает. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша.

Читайте также:  Диагностика социально психологического развития ребенка

Может появиться активное слюноотделение — так начинают прорезываться зубки. Не удивляйтесь, если произойдет это только через пару месяцев и больше.

Физическое развитие

  • Самостоятельно или при помощи взрослого, придерживающего его за одну руку, переворачивается со спины на живот (а иногда и с живота на спину);
  • Тянется за предметами, ощупывает их;
  • Облизывает пальцы, сосет кулачок, с этой же целью пытается дотянуть до рта ножки;
  • Ритмично дрыгает ножками и переносит на них вес;
  • Исчезает гипертонус ног.

Психоэмоциональное развитие

  • В общении отдает предпочтение маме, узнает ее, радуется при ее появлении, может капризничать, когда она ненадолго отходит;
  • «Воркует» с родителями, когда у него хорошее настроение;
  • Активно улыбается, смеется, визжит от восторга;
  • Реагирует на звук своего имени;
  • Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками;
  • Появляется лепет и первые слоги — «ма», «ба», «па».

Этапы развития в 5 месяцев

Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты. Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол. Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.  

Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.

Физическое развитие

  • Долго лежит на животе, опираясь на вытянутые руки, может начинать ползать по-пластунски;
  • Уверенно переворачивается со спины на живот;
  • Сидит с поддержкой, спина при этом сильно согнута;
  • Развлекает себя, играя с собственными ручками и ножками;
  • Уверенно хватает предметы и подолгу держит их в руках.

Психоэмоциональное развитие:

  • Узнает голос матери;
  • Отличает лица близких от чужих;
  • По-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему — улыбается в ответ на ласковый тон голоса и хмурится при строгой интонации;
  • Долго и певуче гулит;
  • Сам побуждает родителей к общению — улыбается, лепечет, тянет ручки; капризничает, если общения не хватает.

В этом возрасте дети часто путают день с ночью (эта особенность может проявиться и раньше, но чаще встречается от 4 до 6 месяцев). Подумайте почему: может, у малыша слишком долгие периоды дневного сна, или ему не хватает движения днем, или воздух в комнате слишком сухой и теплый. 

Как развивается малыш в 6 месяцев

Что бы такого съесть? Да, именно в полгодика малыш начинает проявлять пищевой интерес. Это новый этап в его развитии, а вовсе не свидетельство нехватки молока у мамы или недоедания ребенка. С 6 месяцев можно вводить первый прикорм.

Характеристика первого периода развития ребенка первого года жизни

Физическое развитие

  • Садится из положения на четвереньках;
  • Переворачивается с живота на спину и со спины на живот;
  • Встает на четвереньки и раскачивается взад-вперед, готовится к полноценному ползанию (некоторые дети уже довольно хорошо ползают);
  • Долго следит за перемещением игрушки;
  • Может прорезаться первый зуб.

Психоэмоциональное развитие

  • Занимается с одним предметом — перекладывает из руки в руку, тянет в рот, отодвигает, рассматривает;
  • Повторяет за взрослым слоги и звуки, подражая его голосовым интонациям;
  • Пытается подражать движениям взрослого — похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой;
  • Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».

Малыш по-прежнему тянет в рот все, что попадается под руки, и, если ваш ребенок уже пополз, будьте начеку. Внимательно проверьте квартиру на предмет безопасности передвижения по ней ребенка. Для этого войдите в положение малыша в буквальном смысле: встаньте на колени и проползите на них всю квартиру (или ту ее часть, в которой вы будете выкладывать ребенка на пол), убирая любые предметы (возможно, даже изменив расстановку мебели), представляющие опасность для малыша. Особое внимание уделите проводам, розеткам и тяжелым предметам, которые малыш может на себя опрокинуть.

Что умеет малыш в 7 месяцев

Вы заметили, как изменился ваш ребенок, насколько стало легче с ним общаться? Да, сенсорное развитие малыша набирает обороты: к 7 месяцам его слух и зрение развиты почти как у взрослого. Нервные структуры и связи, которые отвечают за качество ощущений, уже полностью сформированы. Малыш научился связывать звук и визуальный ряд и понимает, что они могут иметь одинаковый источник.  Физическое развитие

  • Хорошо ползает;
  • Уверенно сидит с прямой спиной;
  • Подтягивается и пытается встать в кроватке;
  • При поддержке за обе руки ровно стоит и может переступать ножками;
  • Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый;
  • Совершенствует мелкую моторику, любит пальчиковые игры «Сорока-ворона», «Ладушки».

Психоэмоциональное развитие

  • На вопрос «Где?» находит взглядом предмет на привычном месте;
  • Подолгу лепечет, повторяя одни и те же слоги — «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «па-па-па»;
  • С удовольствием разглядывает картинки в книжках;
  • Долго занимается с игрушками;
  • Тянется к своему отражению в зеркале.

В этом возрасте у малыша может появиться потребность в постоянном жевании, так как его зубы и челюсти активно развиваются и им нужна повышенная жевательная нагрузка. Малышу можно давать для жевания кусочки твердого яблока, моркови, сушки, печенья.

Развитие малыша в 8 месяцев

Где мама? Если в 7 месяцев малыши беспокоятся, когда мамы нет рядом, то в 8 месяцев у детей появляется боязнь незнакомых людей. Одно вытекает из другого, и оба явления нормальны для каждого из этих этапов взросления. Вы сделаете правильно, если постараетесь окружить малыша особой заботой, лаской и эмоциональной теплотой, будете чутки к его потребностям. Научные исследования показали, что дети, которые получают много тепла и нежности в младенчестве, во взрослом возрасте гораздо устойчивее к стрессу.

Характеристика первого периода развития ребенка первого года жизни

Физическое развитие

  • Ползает с большой скоростью и на любые расстояния;
  • С опорой встает из положения сидя и опускается;
  • Появляется «пинцетный захват» — может брать мелкие предметы большим и указательным пальцами;
  • Сам держит в руке и ест кусочки еды;
  • Делает первые попытки передвигаться приставным шагом, держась за опору.

Психоэмоциональное развитие

  • Уверенно чувствует себя в знакомом пространстве;
  • Диапазон эмоций расширяется — можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость;
  • Громко и четко повторяет слоги;
  • Увеличивается словарный запас, появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «баба», «дай»;
  • Начинает проявлять повышенный интерес к новым предметам, выражая мимикой удивление и настороженность.

Когда ребенку 8 месяцев, он уже способен контролировать громкость своего голоса, и с этого момента вы можете иногда друг с другом перешептываться. Если вы еще не читаете своему малышу перед сном, то сейчас отличный момент начать: и ритуал чтения на ночь будет отрабатываться, и лишний раз потренируетесь в регулировании громкости голоса.

Как растет малыш в 9 месяцев

Время говорить! Некоторые дети предпочитают этот момент несколько отложить. Но для многих это период активного развития речи. Малыш знает собственное имя, имена всех близких, названия самых привычных для него предметов и понятий. Разговаривайте с ним как можно больше, старайтесь обогатить звуковой ряд осмысленными высказываниями в виде просьб, пожеланий, связных рассказов.

Читайте также:  Роль взрослого в развитии ребенка до года

В этот период важно продолжать учиться говорить ребенку «нет». Обратите внимание, как именно вы произносите запрещающее слово. Лучше всего спокойно и твердо сказать: «Не трогай розетку, это опасно», — а не шутливо погрозив пальцем, проворковать: «Сладкий мой, оставь, пожалуйста, розетку в покое». Иначе малыш не воспримет ваши слова всерьез и, наоборот, будет стараться повторить запретное действие.

Физическое развитие

  • Быстро ползает в разных направлениях, влезает на четвереньках на подушку, возвышения, лесенку детской горки, пытается открывать ящики;
  • Ходит, держась за опору;
  • Садится из положения лежа и ложится из положения сидя;
  • Повторяет движения за взрослым — поднимает и опускает руки, хлопает в ладоши;
  • Совершенствует действия с мелкими предметами — вынимает их и снова вкладывает в емкость, открывает (снимает) крышечки.

Психоэмоциональное развитие

  • Радуется в ответ на результат удавшегося действия (открыл коробочку);
  • Понимает значение слова «нет»;
  • Находит предмет вне зависимости от его местонахождения;
  • Понимает и выполняет простые инструкции — «ложись», «вставай», «брось», «на», «дай»;
  • Знает название и назначение отдельных предметов — чашки, ложки, бутылочки, расчески.

Помните: если «нет» произносится по любому поводу, малыш скоро привыкнет к этому слову и перестанет обращать на него внимание. В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок не сможет уважать вас и ваши желания.  Поэтому лучше всего пользоваться запретами только в случаях, когда необходимо защитить малыша от опасности.

Как развивается малыш в 10 месяцев

Характеристика первого периода развития ребенка первого года жизни

Ваш малыш к этому возрасту, как правило, умеет ходить — к настоящему моменту двигательные навыки ребенка уже вполне развиты. Акцент с моторного развития на нервно-психическое начал смещаться еще в 8 – 9-месячном возрасте, так что продолжайте помогать малышу развиваться. Чтение, слушание музыки, аудиосказок, подходящие для этого возраста развивающие игры, кубики, пирамидки, мячики — любое обогащение сенсорного восприятия сейчас бесценно. Физическое развитие

  • Хорошо ходит вдоль опоры;
  • Идет вперед при поддержке за обе руки;
  • Совершенствует уже знакомые ему движения и действия, развивает координацию и ловкость;
  • Пользуется пинцетным захватом и преимущественно одной рукой.

Психоэмоциональное развитие

  • Активно развивает речь, формируя собственный язык, понятный только близким взрослым;
  • Называет отдельными слогами различные предметы (собака — «ав», корова — «му»);
  • Машет рукой «пока-пока»;
  • Знает, куда класть некоторые предметы, игрушки;
  • Понимает, когда его хвалят, а когда ругают;
  • Помнит любимую игрушку.

Малыш уже может некоторое время занимать себя сам, а у вас появляется минутка для себя. Используйте ее на все сто! Выпейте чашку кофе, позвоните подруге, позанимайтесь фитнесом или йогой. В случае с физическими упражнениями вы ничего не потеряете, если малыш решит к вам присоединиться: займитесь спортом вместе с ним!

Малышу 11 месяцев: что он умеет

Ваш малыш становится гораздо самостоятельнее, а до первого дня рождения остается всего месяц. Скоро вы будете подводить первые итоги. Вы уже придумали, как пройдет первое торжество в жизни вашего ребенка? Начните составлять список гостей и продумывать праздничное меню!Физическое развитие

  • Самостоятельно стоит;
  • Хорошо ходит за одну руку;
  • Делает первые шаги;
  • Нагибается при приподнимании предмета без приседания;
  • Приседает без опоры.

Психоэмоциональное развитие

  • Постепенно осваивает действия с предметами, соответствующие их назначению, — куклу укладывает спать, на машине перевозит грузы, собирает пирамидку, строит башенки из кубиков;
  • Может назвать большинство предметов в доме (на свой манер);
  • Использует разные средства для обозначения своих желаний, помимо плача, — переводит взгляд, показывает пальцем, утвердительно кивает или отрицательно качает головой;
  • Активно реагирует на незнакомую обстановку, людей, новую игрушку;
  • Пытается сам себя кормить с ложки.

Правша или левша? Если ребенок умеет пользоваться ложкой, любит рисовать, собирает пирамидки, вы наверняка уже заметили, какая рука у малыша доминирует. Можете провести тест: положите игрушку перед ребенком и посмотрите, какая ручка первая потянется к ней. Повторяйте тест регулярно, чтобы понять, левша ваш кроха или правша.

Подводим итоги первого года

Итак, малышу год. Пройден самый важный в жизни этап! Эти 12 месяцев по тому физическому и психоэмоциональному развитию, через которое прошел ребенок, не идут ни в какое сравнение с любым другим годом жизни. Из беспомощного существа он превратился в человечка, который справляется  с целым набором операций, со своим характером, пристрастиями и наклонностями.

Характеристика первого периода развития ребенка первого года жизни

Физическое развитие

  • Самостоятельно встает, садится;
  • Ходит самостоятельно или с поддержкой с одной стороны;
  • Пережевывает твердую пищу;
  • Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками.

Психоэмоциональное развитие

  • Произносит несколько слов (иногда в облегченном варианте), помимо «мама» и «папа»;
  • Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
  • Знает имена нескольких взрослых и детей;казывает части тела;
  • Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях;
  • По-разному ведет себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
  • Волнуется при встрече и прощании;
  • Имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия;
  • Пытается участвовать в одевании (поднимает руки вверх, поднимает ногу), умывании.

В возрасте одного года ребенок любит проявлять самостоятельность. Это стоит поддерживать и развивать дальше, например предлагая ему самому выбирать одежду для прогулки, еду на полдник, совместную игру или самостоятельное занятие. Если же самостоятельность начинает проявляться в виде эмоциональных выплесков, лучше дать малышу успокоиться (иногда и в этом ему потребуется ваша помощь), а позже объяснить, что вы от него хотели.

Возрастные нормы и стандарты лишь ориентир

Помните, что в развитии ребенка свою роль играет такое множество факторов, что строго оценивать его созревание в первый год жизни не возьмется самый придирчивый специалист.

Срок появления тех или иных навыков может быть растянут во времени от 2 до 6 – 7 месяцев. Например, особо активные дети могут пытаться вставать на ноги уже в 5 месяцев, те же, кто в силу своего темперамента никуда не торопятся, могут начать проявлять интерес к подобной активности лишь в возрасте одного года. Если вам кажется, что некоторые умения появляются у вашего малыша с задержкой, не бойтесь поговорить с вашим педиатром: у врачей общей практики богатый опыт и знания обо всех вариантах нормы.

Вы можете быть уверены, что, если с первых дней своей жизни ребенок полноценно питался и спал, бывал на свежем воздухе, получал достаточное количество физических и эмоциональных стимулов, был окружен любовью и заботой взрослых, вовремя проходил осмотры у педиатра и профильных специалистов — к своему первому дню рождения он вырос в прекрасного, здорового и счастливого малыша!

Источник