Развитие речи ребенка 1 год комаровский

Развитие речи ребенка 1 год комаровский thumbnail

Первый годик жизни малыша – период одновременно и радостный, и волнительный. Мамочки читают журналы, смотрят передачи, общаются на форумах и на прогулке, сравнивая достижения крохи с другими детьми. Вот он уже научился сидеть, стоять, делает первые неуверенные шажки. И следующее ожидание связано с первым словом, которое должен сказать малыш. И снова родители волнуются, ведь по статистике все чаще диагностируются нарушения развития речи у детей. Евгений Комаровский в своих передачах рассказывает об этапах речевого развития, причинах отсутствия речи и учит, как помочь ребенку заговорить.

Речевое развитие от 0 до 12 месяцев

Нормы речевого развития ребенка до года

Врач педиатр и детский невропатолог оценивают развитие малыша в соответствии с существующими нормами:

  • к 6 месяцам ребенок начинает лепетать и гулить;
  • в год умеет произносить несколько простых слов.

Но не всегда развитие ребенка соответствует «стандарту». На то, когда кроха научится говорить, влияет ряд факторов:

  • протекание беременности и родов;
  • методы воспитания;
  • половая принадлежность.

В большинстве случаев девочки начинают разговаривать раньше, чем мальчики. И дефекты речи диагностируются у мальчиков чаще. Также важна генетическая детерминированность: если родственники страдали речевыми нарушениями, то риск их появления у ребенка увеличивается.

Поводом обратиться к логопеду-дефектологу является непонимание малышом 1,5 лет простых слов и полное отсутствие речи в 1,9 лет.

Многие родители гордятся, что малыш в год-полтора говорит длинными предложениями, имеет большой запас слов. Но это слишком большая нагрузка для несформированной нервной системы крохи. Следует больше гулять с ребенком на свежем воздухе, отдыхать, минимизировать информационный поток.

Почему малыш не разговаривает

Задержку речевого развития провоцируют следующие факторы:

  • Нарушения внутриутробного развития плода или травмы при родах.
  • Болезни ЦНС (центральной нервной системы): мышечный гипотонус, поражения участков головного мозга.
  • Дефекты слуха: врожденная тугоухость, глухота, снижение слуха. Такие проблемы появляются вследствие проблемной беременности, отягощенной наследственности, перенесенной в раннем возрасте бактериальной инфекции.
  • Общее недоразвитие речи (алалия). Тяжелое речевое расстройство диагностируется у детей, чьи матери курили или употребляли крепкий алкоголь во время беременности, сталкивались с проблемой гестоза (позднего токсикоза) или перенесли инфекционное заболевание.
  • Интеллектуальная отсталость разной степени выраженности. Скорректировать нарушение психического развития позволяют медикаментозная терапия и занятия с дефектологом.
  • Расстройства аутистического спектра. Замкнутость и отстраненность детей-аутистов – причина отставания в речевом развитии.
  • Нехватка внимания со стороны родителей. Если родители не комментируют свои действия, не обращаются к ребенку, его речевые навыки формируются с задержкой.

Евгений Комаровский шутя критикует мамочек, которые слишком рано тревожатся об отсутствии речи у малыша. Многие родители приходят к нему с подобной проблемой, когда крохе нет еще года.

Главной проблемой речевого недоразвития современных малышей доктор считает гаджеты. Поскольку современные дети чаще взаимодействуют с планшетами и смартфонами, нежели со своими родителями.

Гаджеты отрицательно влияют на развитие речи ребенка

Евгений Олегович подчеркивает важную роль общения крохи с мамой и папой. Он понимает родителей, находящихся в постоянном стрессе. Однако рекомендует им выделять время для игр и занятий с малышом. Такое времяпрепровождение эффективней, чем медикаментозная терапия и работа логопеда.

Комаровский призывает родителей занимать кроху простыми игрушками, а не гаджетами. Играя с мячом, мишкой, машинкой или куклой, ребенку требуется участие взрослого. Родитель показывает, как играть, рассказывает о назначении предмета, выражает эмоции от процесса. Все это стимулирует развитие речи у малыша.

Как разговорить кроху

Чтобы ускорить речевое развитие ребенка, доктор Комаровский рекомендует родителям постоянно разговаривать с ним, начиная с младенческого возраста. Разговорные навыки можно сравнить с велосипедной ездой. Пока ребенок не сядет на велосипед, он не научится ездить. Аналогично и с разговорной речью. Малыш не заговорит, если взрослые не будут к нему обращаться.

В идеале начинать общаться с крохой стоит еще во время беременности и продолжать после его появления на свет.

Малыш смотрит на губы родителей, отмечает их движение во время речи. Чтобы удержать внимание ребенка, необходимо говорить с разной интонацией, скоростью и громкостью. Подобная тактика преследует одновременно две цели:

  • концентрирует внимание крохи на говорящем;
  • знакомит его с эмоциональной окраской речи.

Важно связывать образ с произносимыми словами. Для этого нужно смотреть в глаза малыша, когда к нему обращаешься. Это позволит также отследить реакцию ребенка. Показывайте на предмет, озвучивая его, что поможет связать образ и название предмета, и малышу легче будет его назвать.

Игры с пальчиковыми куклами

Чтобы ребенок запомнил новые названия, не ленитесь повторять их снова и снова. Старайтесь, чтобы малыш научился правильно произносить. Дайте ему возможность потренироваться. Пусть попробует произнести слово или слог столько раз, сколько хочет.

Задавайте крохе вопросы, даже если он пока не сможет ответить. Можно попросить показать предмет, помахать до свидания или сделать воздушный поцелуй. После того как малыш научится говорить, продолжайте задавать ему вопросы. Это активизирует мозговую деятельность, развивает интеллект.

Побольше читайте. Сказки познакомят кроху с новыми словами, разовьют его воображение и образное мышление. Можно рассматривать картинки, просить малыша называть, что на них изображено.

Мамины колыбельные – еще один способ общения. Мелодичные звуки ласкают слух, а их повторение ускоряет речевое развитие и способствует запоминанию слов.

То, что малыш к году не говорит – это вариант нормы. По словам Евгения Комаровского, паниковать не стоит. Важно создать благоприятную атмосферу, уделить больше внимания. И очень скоро он произнесет свое первое слово. Не стоит повторять за малышом неправильно сказанные слова. Это замедляет развитие дикции и артикуляции. Сюсюканье уместно только, если ребёнок младше 6 месяцев.

Источник

Доктор Комаровский

Специалисты по речевому развитию не дают четких сроков, когда ребенок должен заговорить в 2 года. Есть лишь примерные ориентиры норм, на которые могут опираться родители и педагоги. Тревоги родителей понятны. Однако, если ребенок не разговаривает в 2 года, Комаровский считает, что это еще не повод ставить ему диагнозы и излишне беспокоится.

Когда ребенок должен начать разговаривать

Существуют нормы речевого развития, по которым можно понять, развивается ли малыш нормально, или имеет отклонения.

  • К 1 году жизни большинство детей осмысленно говорят несколько слов: «мама», «папа», «баба», «би-би», «гав-гав», «пи-пи». До полутора лет дети говорят однословными высказываниями.
  • В 1,5 – 2 года словарный запас малыша расширяется, он начинает говорить слова, состоящие из нескольких слогов: «машина», «бабушка», «качели». Ребенок называет близких людей и описывает предметы и действия. У малыша формируется потребность в общении. Он сопровождает свою игровую деятельность речью, с удивлением обнаруживает, что все окружающие его предметы имеют свое название. Этот возраст характеризуется активным развитием речи и определяет качественный скачок в развитии ребенка. Постепенно малыш начинает подражать не только словам взрослых, но и их фразам. Активно развивается словарный запас, который к возрасту 2 лет составляет около 300 слов.
  • В 2 года ребенок овладевает произношением звуков, грамматическим строем предложения, продолжает пополнять пассивный и активный словарный запас. Характерной чертой речи двух лет является то, что она является жестикуляторной: состоящей из мимики и звуков. На вопрос взрослого ребенок не только произносит звуки, но и сопровождает мимикой свой ответ.
  • К концу второго года детский словарный запас составляет 200-400 слов. При этом многие слова малыш произносит неправильно, искажая их, заменяя одни слоги другими: «тяпка» вместо «шапка», «пипиталет» вместо «пистолет».
    Тем не менее, к концу второго года жизни, малыш начинает использовать свою речь как средство общения с окружающими, в первую очередь со взрослыми. Двухлетка может обратиться к родителям с просьбой, выразить им свои эмоции, активно заявить о своем желании или не желании что-либо делать.
Читайте также:  Центр развития ребенка в славянске на кубани

Ребенок не разговаривает

Почему ребенок не разговаривает в 2 года: причины

Существует множество причин того, что ребенок не разговаривает в этом возрасте. Чаще всего малыш подвержен влиянию сразу нескольких факторов, которые обуславливают задержку речевого развития. Врожденные патологии могут сочетаться с психологическими причинами, влияющими на развитие речи, такими как стресс, педагогическая запущенность и другие.

Причины, почему ребенок не говорит в 2 года:

  1. Патологии внутриутробного развития и родовые травмы.
    Внутриутробная асфиксия плода, тяжелые роды могут негативно сказаться на развитии отдельных участков головного мозга, в том числе на тех, которые отвечают за развитие речи.
  2. Неврологические заболевания. Любые неврологические патологии могут стать причиной недоразвития речи у малыша. От общего гипотонуса мышц до тяжелых форм нарушений развития головного мозга.
  3. Проблемы со слухом. Врожденная глухота или даже частичное снижение слуха всегда отражается на развитии речи. Причиной снижения слуха может быть неблагоприятное протекание беременности, плохая наследственность или осложнения после перенесенной инфекции.
  4. Речевые нарушения, такие как общее недоразвитие речи или алалия могут стать причиной того, что может ребенок может совсем не разговаривать в 2 года. Такие нарушения возникают в результате сочетания множества негативных факторов во время протекания беременности: употребление алкоголя, курение, интоксикация, тяжелые инфекции.
  5. Интеллектуальные нарушения: умственная отсталость разной степени, задержка психического развития также могут стать причиной того ребенок начинает позже говорить. Важно вовремя диагностировать нарушение и начать медикаментозное лечение и коррекционную работу с логопедом-дефектологом.
  6. Аутизм. Дети аутисты отстают в речевом развитии вследствие своей замкнутости и необщительности. Такие малыши не идут на контакт со взрослыми, поэтому могут не говорить или отставать в речевом развитии от своих сверстников.
  7. Дефицит внимания. Недостаток внимания взрослых к малышу также может стать причиной отсутствия речи у него. Если ребенку не уделяют внимания, мало общаются с ним, его речь может развиваться крайне медленно или отсутствовать вовсе.

Ребенок не говорит в 2 года

Мнение доктора Комаровского

Доктор Комаровский – известный врач педиатр, который получил широкую известность благодаря передачам на телевидении. В них он дает экспертные советы мамам детей относительно различных проблем воспитания.

В своих передачах он неоднократно раскрывал тему развития речи детей.

Основные тезисы:

  • По мнению доктора Комаровского мамы слишком рано начинают бить тревогу о том, что ребенок говорит. Смеясь, он говорит о том, что мамы обращаются к нему с этой проблемой, когда малышу нет еще и года.
  • Также в своих выступлениях Комаровских неоднократно говорит о вреде современных гаджетов на развитие детей. По мнению доктора, современные дети «намного больше общаются с телефонами и планшетами, нежели с родными мамой и папой». Комаровский подчеркивает важность общения родителей с ребенком. Современные родители очень загружены и сами испытывают постоянный стресс, однако, не смотря на высокий темп жизни, крайне важно ежедневно находить время для общения с ребенком, говорит Евгений Олегович. По мнению доктора, нет смысла вести малыша к врачам и «искать волшебную пилюлю», если он испытывает дефицит общения в своей семье. Эмоциональное общение с мамой и папой порой дает намного больший результат в развитии речи ребенка, нежели медикаментозное лечение.
  • В своей передаче «Что делать, если ребенок в 2 года не говорит» Комаровский подробно объясняет разницу развития детей, которые играют гаджетами и игрушками. Евгений Олегович поясняет, что когда малыш играет с простым резиновым мячом или куклой, ему всегда требуется связующий объект между игрушкой и им самим – взрослый. Взрослый объясняет ребенку как именно нужно играть с этим предметом, рассказывает о его свойствах, эмоционально реагирует на игру ребенка с предметом. Эмоциональное общение между взрослым и малышом стимулирует его речевое общение.

Ребенок играет с мамой

Сначала у ребенка формируется потребность понять то, что ему говорят взрослые. Таким образом, формируется так называемая пассивная речь – способность малыша понимать обращенную к нему речь.

В 2 года ребенок должен уметь выполнять двойную инструкцию. Например: Возьми куклу Машу и дай мне». Если ребенок в 2 года не разговаривает, но понимает речь взрослых, можно говорить о том, что он прошел 1 этап развития речи – формирование пассивной речи. Следующим этапом следует развитие активной речи, когда ребенок начинает говорить отдельные слова, а затем строить из них предложения.

Что делать, если ребенок не говорит

Родителям, которые беспокоятся о том, что в 2 года малыш до сих пор не заговорил, Комаровский рекомендует обратится к врачам.

Обследования

  1. Обследование у ЛОРа
    Необходимо провести аппаратное обследование слуха, сделать аудиограмму, которая покажет уровень слуха малыша, а также диапазон звуков, которые он слышит.
  2. Консультация невролога
    Неврологические патологии являются частой причиной отклонений в речевом развитии, от легких до самых тяжелых. Обследование у невролога позволит диагностировать имеющиеся заболевания и своевременно начать их лечить.
    Перед походом к неврологу постарайтесь вспомнить все важные вехи развития:Когда ребенок начал переворачиваться, сидеть, ходить
    • Когда малыш начал гулить, понимать обращенную к нему речь взрослых
    • Какими навыками и умениями он обладает сейчас.
    Врач обязательно спросит вас об этом, поэтому приготовьтесь ответить на эти вопросы.
  3. Консультация логопеда
    Логопед поможет выявить нарушения развития речевого аппарата. Самыми распространенными патологиями являются:
    • которая уздечка
    • гипотонус лицевых мышц и языка.
  4. Консультация детского психолога
Читайте также:  Периоды беременности и развитие ребенка в утробе

Психолог проведет обследование речи малыша и выявит его отклонения от норм. Также он поможет разобраться, есть ли психологические причины отсутствия речи.

Советы доктора Комаровского

  • Обследуйте ребенка на наличие физических и неврологических нарушений.
  • Проконсультируйтесь с логопедом и детским психологом.
  • Ограничьте взаимодействие малыша с любыми гаджетами: телефоном, планшетом, телевизором.
  • Старайтесь больше общаться с карапузом: называйте предметы и явления вслух, громко и четко.
  • Проговаривайте действия, которые вы совершаете. «Сейчас мы покушаем и пойдем играть в мяч. Скоро придет папа и мы пойдем вместе гулять во двор».
  • Не ругайте малыша, если он молчит. Негативная реакция родителей на отсутствие речи может только ухудшить ситуацию. Наоборот, старайтесь подкреплять попытки двухлетки к общению позитивными эмоциями: улыбкой, похвалой.

Если малыш при виде вас начинает гулить: «ма-ма-ма», улыбнитесь ему и скажите:
«Да, Сонечка, мама пришла, сейчас мы пойдем купаться. Кто у нас любит купаться в теплой водичке с уточкой? Соня! Как уточка говорит, Сонечка? Кря-кря, кря-кря!»

Мама купает играет с малышом во время купания

  • Поощряйте любые попытки карапуза заговорить: новые звуки, новые слова, попытки подражать за взрослыми.
    «Би-би», правильно Игоречек, машинка сигналит «би-би».
  • Задавайте малышу открытые вопросы: что ты видишь на картинке? Как зовут медвежонка? Какого цвета мяч?
  • Читайте малышу детские стихи, сказки, пойте песенки.Посмотрите на слоненка:

Хобот длинный у ребенка!
– А я так умею тоже! –
Маме говорит Сережа.
Губы трубочкой свернул
И вперед как потянул!
– Посмотрите, как хорош! –
Я на слоника похож!

  • Разучивайте вместе скороговорки, чистоговорки, потешки.

***
Серый волк под старой елкой
Два часа зубами щелкал.
Широко рот открывал,
Но зайчишку не поймал.
***
Едет к бабушке Егорка:
Забирается на горку,
После горки – вновь низина.
Речка… Мостик выгнул спину.

  • Стимулируйте общение «молчуна» с другими детьми. Старайтесь чаще посещать детские площадки, приглашайте сверстников в гости, чтобы у малыша была возможность общаться с другими детьми.
  • Не предугадывайте желания своего чада. Дайте ему возможность заявить о них взрослых. Уточняйте его просьбы: какой ты сок будешь, яблочный или персиковый?
  • По возможности оградите малыша от стрессов.

Итак, если ребенок не говорит в 2 года, доктор Комаровский советует не паниковать, обследовать малыша и создать ему дома благоприятные условия для развития, тогда он непременно заговорит.

Читайте также:
Почему ребенок не разговаривает в 3 года
Что делать, если ребенок не говорит в 4 года

Источник

Оксана Бельмас
Речевое развитие ребенка в 3–4 года: нормы и особенности, рекомендуемые упражнения

В этом возрасте малыши уже научились логически мыслить и делать собственные выводы о предметах, с которыми познакомились в процессе игровой деятельности. Главной особенностью развития речи 3-4-летних детей является способность активному общению с людьми. Они говорят даже тогда, когда им сложно выговаривать предложения, состоящие из длинных конструкций. Трудности с произношением слов (гласных, шипящих звуков) присущи многим детям данного возраста, поэтому не считаются отклонением от общепринятых медицинских норм. Однако если есть подозрения, что речевые навыки нарушены, тогда нужно проконсультироваться у детского педиатра или логопеда.

Особенности развития речи ребенка 3-4 лет

Речевое развитие детей 3 и 4 лет проходит определенные стадии коммуникативного общения. Поначалу ребенок обучается речи с родителями, а затем усовершенствует свои навыки в дошкольном заведении.

На четвертом месяце жизни многие малыши хорошо выговаривают односложные фразы, и даже учатся выстраивать речь из сложных предложений. Бывает, что кроху очень трудно понять, так как речевые функции еще плохо развиты. Особо это заметно, когда произнося слова, трехмесячный ребенок делает паузы, пропускает предлоги, неправильно ставит окончания или ударения.

Характерными особенностями развития речи большинства детей 3-4 лет, которые являются нормой, являются такие показатели:

в активном лексиконе появляется много вопросов: почему? зачем? что будет?;

мальчики и девочки стараются проговаривать предложения, состоящие из 3-4 слов;

в норме словарный запас ребенка на 3 году насчитывает около 1500 слов, а в четыре года – более 2500 слов;

ребенок пытается запомнить и логично пересказать услышанные звуки, стишки, потешки, речь взрослых.

Речь ребенка в 4 года постоянно усовершенствуется и становится более понятной. Он уже достаточно освоил грамматику, правильно составляет фразы и даже может ответить без ошибок связанным предложением. Появляется больше частей речи и сложносочиненных фраз. При разговоре используются имя прилагательные, местоимения, предлоги и союзы. Заметно улучшается артикуляция и употребление глаголов по числам, лицам.

Нормативы речевого развития детей

Развитие речи у детей 3-4 лет в пределах нормы предполагает четкое понимание мамой и папой своего ребенка. Однако этот показатель сугубо индивидуален. Согласно статистическим данным, коммуникативные способности у большинства мальчиков формируются позже, чем у девочек. Период задержки персональных навыков может достигать двух-трех месяцев.

Речевой аппарат ребенка развивается по мере его взросления. Он имеет свои особенности, которые зависят от ряда факторов – социально-бытовых и физиологических. К первым относят, хорошая атмосфера в семье (отсутствие ссор между родителями) и ежедневные занятия с малышом. К физиологическим факторам причисляют – периферические и мозговые механизмы. Эти центры речи расположены в коре мозга и хранят «речевые образы», которые накапливаются в процессе обучения.

Несмотря на индивидуальные показатели, нужно учесть и общепринятые нормы оценки развития речи у ребенка 3-4 лет. Заинтересованность родителей в том, чтоб кроха правильно овладел речью, позволит избежать многих препятствий в будущем.

В 4 года речь ребенка должна отвечать определенным нормативам. Отклонения от норм в психологическом развитии возможны, но не значительные.

Желательно чтобы в этом возрасте малыш умел:

рассказать про себя (проговорить имя, фамилию, адрес проживания);

описать предложенную картинку, пересказать любимый «мультик» или сказку;

точно повторять слова и предложения, которые услышал;

разговаривать на пониженных и повышенных тонах;

произносить большую часть звуков, за исключением сонорных («р», «л») и шипящих («с», «ш», «щ»);

Читайте также:  Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка родительское

хорошо понимать, о чем идет речь.

называть действия домашних животных – «кошка лежит», «собачка гавкает».

При обнаружении несоответствия по нескольким вышеуказанным пунктам обратитесь за помощью к педиатру. Возможно, что малышу попросту не хватает родительской поддержки и внимания, которые являются препятствием в обучении навыков и умений. В случае выявления более серьезных нарушений в задержке развития речи, врач может назначить ребенку комплексное обследование, с привлечением других специалистов (психиатра, логопеда, невролога).

Как научить малыша говорить правильно?

Даже когда с малышом 3 лет все в порядке, его словарный запас нужно развивать постоянно. Для коррекции речи ребенка желательно привлечь логопеда, который подберет правильную методику обучения, учитывая его индивидуальные особенности. Такие тренинги способствуют логическому мышлению и улучшению артикуляции.

Речевое развитие детишек в три года протекает в динамической форме. В этот период очень важно соблюдать предельную осторожность, не спешить усложнять занятия и вскоре проблемы развития речи у вашего ребенка останутся позади.

Какие же занятия необходимо проводить с детьми на дому, чтоб они быстрее освоили такие навыки? Детские логопеды дают несколько проверенных методических рекомендаций:

Проговаривайте вслух все действия. Например, «Аня идет гулять на улицу», «принеси теплую кофточку», либо «сейчас мы сядем за столик кушать кашку».

Вносите коррективы в свою речь. Во время общения с ребенком используйте разные способы интонации (громкость, интенсивность, протяжность).

Используйте дидактические материалы и логопедические пособия, направленные на коррекцию речевых нарушений.

Учите малыша выражать свои мысли с помощью общения. Старайтесь меньше жестикулировать, когда объясняете новые предметы.

Просите кроху выразительно озвучивать его любимых персонажей («мишку косолапого», «зайчика», «белочку», девочку «Машу» из мультфильма).

Стремитесь расширить словарный запас путем скороговорок и ежедневных повторений фраз. Это научит ребенка лучше говорить и больше запоминать информации.

Приучайте к разным формам речи – от двухстороннего диалога до описания конкретного объекта.

Следите за правильным синтаксическим построением предложений (число, падеж, род).

Во время прогулок давайте ребенку возможность выговориться. Задавайте как можно больше вопросов, учите отвечать развернуто на предметы. Делайте подсказки, если ему сложно ответить. Поощряйте за добрые дела.

Речь четырехлетнего малыша не должна быть слишком громкой или тихой. Пытайтесь научить его разговаривать в определенном темпе и следите за тем, чтоб он не «тараторил» и не тянул слова.

Улучшить работу центров головного мозга и произношение связанных слов помогает мелкая моторика. Давайте ребенку лепить пластилин, собирать пазлы. Увлекайте его в мир игровых занятий, от этого он получит только пользу. Обобщайте назначение предметов: Краски и фломастеры – ими рисуют», «полочки в шкафу – на них складывают детские вещи», «из чашек – пьют чай, молоко и другие напитки».

Постоянно развивайте органы, участвующие в воспроизведении звуков (язык, губы, лицевые мышцы). Дефекты речи у детей можно исправить с помощью артикуляционной гимнастики. Главное – это не перенасытить 3- 4 летнего ребенка упражнениями. Постарайтесь составить программу так, чтоб разбить занятия по укреплению артикуляционного аппарата на несколько дней.

Упражняемся с помощью игр

Всем известно, что игры и игрушки являются интересным и увлекательным видом деятельности для многих детей. С помощью «забав» маленький дошкольник тренирует память, внимание и учится логически мыслить. В процессе игровых занятий ребенок даже не замечает, как самостоятельно развивает речь, обогащая ее новыми, более сложными словоформами. Плюсом будет, если родители 2-3 годовалого малыша будут ему помогать в освоении лексического богатства. Хорошим примером может послужить: чтение книжек, разучивание стихов либо песен из мультфильмов.

Речевую практику детей целесообразно расширять и другими полезными играми и упражнениями, среди которых:

Развиваем логику». Расставить кастрюли и крышки по размеру, от большего к меньшему, пускай малыш учится правильно складывать «шляпки». Заставить его подумать поможет упражнение, когда нужно вычесть из нескольких предметов один ненужный. Например, расставить на столе 6 карандашей и один фломастер, после спросить: «какой предмет здесь будет лишний?» Не менее полезными для логического развития являются занятия, при которых ребенок учится собирать конструкторы, делать лепки, объединять предметы по форме (шершавые, ребристые, гладкие) или общим признакам (синий, красный, желтый).

«Тренируем память». Например, такое упражнение: назвать с закрытыми глазами, что нарисовано на листе бумаги, а потом указать, какие появились изменения на картинке (дорисованные одним из родителей). Еще вариант, пускай ребенок запомнит разложенные перед ним игрушки и отвернется в сторону. В это время добавьте один предмет и попросите его назвать. Во время таких занятий следите за тем, как он выговаривает звуки и не коверкает ли свою речь.

«Учимся правильно употреблять формы слов». Цель – употребление предлогов («на», «под», «перед», «около»). Игра заключается в перемещении предметов и проговаривания их места нахождения. К примеру, «кошка сидит на столе», «попугайчик залетел в клетку», «пупсик упал под стульчик». Полезным будет упражнение на угадывание ребенком предметов. Из нескольких игрушек мама выбирает одну и описывает ее признаки, а кроха должен догадаться, о чем идет рассказ.

«Упражнения на силу произношения голоса». Цель игры – называть предметы выразительно и громко. Тренировать силу голоса можно при помощи ролевых игр. Отличным помощником здесь станут народные сказки. Мама читает сказочный материал («Маша и Медведь», «Царевна лягушка», меняя интонацию и выразительность речи, затем просит ребенка озвучить одного из героев.

Развитие диалоговой речи. Цель методики – научить малыша выстраивать разные связные предложения. Этого можно достичь при непосредственном общении с крохой, путем развернутых вопросов-ответов. Ребенку легче строить речевые формы, если он будет повторять рассказ за вами. Чаще задавайте вопросы: «что он сейчас делает», «кто говорит мяу-мяу», «найди отличие на картинке», «какое изображение он видит на рисунке».

Речь детей необходимо развивать последовательно, учитывая их возрастные особенности и уровень общего развития 3-4 летних малышей. Все проводимые игры должны быть не сложными, чтоб не утомлять и не раздражать кроху. Желательно отдать ребенка в садик, где среди ровесников, ему легче развить навыки речи и научиться разговаривать правильно.

Источник: www.maam.ru

Источник