Громова развитие речи ребенка от первых

Громова О. Е.

Развитие речи ребенка: от первых слов до первых фраз

Рекомендации родителям

Москва «Просвещение» 2007

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА: ОТ ПЕРВЫХ СЛОВ ДО ПЕРВЫХ ФРАЗ: РЕКОМЕНДАЦИИ, ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ

Ольга Евгеньевна Громова

I .Предисловие

2.Что такое начальный детский лексикон

З.Как происходит накопление слов в начальном детском лексиконе

4.Общие рекомендации к развитию речи маленького ребенка

5.Развиваем речь (от 1 года до 1г.3мес.)

6.Развиваем речь (от 2 г.Змес. до 1г.6мес.): игры и упражнения

7. Общие рекомендации к развитию речи Вашего малыша (от 1,5 лет до 2 лет)

8.Развитие речи (от 1г.6.мес. до 1г.9мес.): игры и задания

9.Развитие речи (от 1г.9мес. до 2 лет): игр и занятия

10. Общие рекомендации к развитию речи Вашего малыша (от 2 до 3 лет)

I1 .Развитие речи (от 2лет до 2 лет 6 мес.)
12.Развитие речи (от 2 лет 6 мес. до 3 лет).


  1. Заключение

  2. Приложения

14.1.Основные этапы развития языка и речи -таблицы (М.Э. Вернадская, О.Е. Громова)

14.2.Опросник для родителей (первые слова) О.Е. Громова

14.3.Опросник для родителей (самые — самые первые слова) О.Е. Громова


  1. Анкета для родителей (О.Е. Громова)

  2. Стихи для самых-самых маленьких: рассказываем и учим (вступление О.Е. Громова,
    автор Т. А. Шарыгина).

Ваш малыш: учимся общаться друг с другом. От автора

Ранний возраст считается очень важным периодом в жизни ребенка. Это время наиболее бурных и стремительных изменений в психическом и физическом развитии малыша. Это время, когда ребенок делает первые шаги, произносит первые слова. Это время, когда за сравнительно небольшой срок ребенок учится говорить на родном языке, начинает использовать жесты и другие коммуникативные средства.

Если Вы — молодые родители, особенно если у Вас первенец, то наверняка Вы уже столкнулись с необходимостью решения многих вопросов, связанных с развитием, воспитанием и ранним обучением Вашего ребенка.

Цель нашей книги — рассказать родителям об основных закономерностях речевого развития в раннем вс’зрасте, предложить эффективные приемы для выявления первых успехов и первых проблем в развитии речи ребенка в возрасте 2-3 лет, познакомить с некоторыми педагогическими «подсказками», ! которые помогут взрослым активно влиять на темпы усвоения реС ‘нком новых слов и стимулировать их появление в самостоятельной :чк.

Причин возникновения проблем в развитии детской речи современной науке известно достаточно много,»но для родителей, прежде всего, важно знать, что свой путь в преодолении этих проблем любой ребенок может пройти только вместе с ними. Даже самый квалифицированный логопед или психолог не наблюдает Вашего ребенка также много, как Вы и члены Ва&гей семьи, а значит и максимальное влияние на ребенка оказывает Именно его близкое окружение — мама, папа, бабушка, дедушка, ^старшие братья и сестры.

Речь является важнейшим средством организации эффективного социального взаимодействия между ребенком и воспитывающим его взрослым. Общаясь с малышом, постарайтесь видеть в нем полноценного партнера в диалоге, интересуйтесь его мнением по самым, на Ваш взгляд, очевидным вопросам — только так Вы воспитаете в ребенке не просто собеседника, а станете для него самым лучшим Учителем и Другом.

Развитие речи ребенка: от первых слов до первых фраз: рекомендации, игры, упражнения.

ЧТО ТАКОЕ: НАЧАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ ЛЕКСИКОН?

Первые слова все маленькие дети, и девочки, и мальчики, как правило, произносят к 1 году. Эти слова похожи у всех детей: «мама», «баба», «на-на», «ам-ам». По своей слоговой структуре они напоминают лепет и чаще всего в их основе лежат звукоподражания.

Слова, которые ребенок произносит сам, образуют его активный словарь. Однако уже в возрасте около 1 года малыш понимает значительно больше слов, чем может произнести самостоятельно. Эти слова входят в его пассивный словарь.

Именно из первых слов малыша, и тех, которые он умеет произносить сам, и тех, которые только понимает, но еще не говорит, начинает складываться начальный детский лексикон -реальный словарный запас, которым располагает ребенок, только начинающий осваивать родной язык.

При всех индивидуальных различиях между детьми, воспитывающихся в разных социальных условиях, начальный детский лексикон содержит стандартный набор понятий, которые можно условно разделить на несколько основных словарных групп (имена окружающих ребенка людей, звукоподражания, названия

животных и птиц, игрушек, продуктов питания, действия, определения, вопросительные слова и т.д.).

Примерный перечень слов, входящих в начальный детский лексикон, варьируется в зависимости, прежде всего, от возраста ребенка, а также — его половой принадлежности, семейного окружения, освоенных ребенком практических и игровых действий, познавательных сведений, полученных от родителей. Несмотря на такое разнообразие факторов, влияющих на речевое развитие конкретного ребенка, собственно перечень слов в начальном детском лексиконе ограничен особенностями познавательного развития в раннем возрасте и, как правило, не превышает 500 слов к 2 годам (имеется в виду суммарное значение активного и пассивного словарного запаса).

КАК ПРОИСХОДИТ НАКОПЛЕНИЕ СЛОВ В НАЧАЛЬНОМ ДЕТСКОМ ЛЕКСИКОНЕ?

После произнесения первых нескольких слов в возрасте около 1 года, сначала дети «наращивают» свой активный словарь очень медленно. Существует период — обычно он длится примерно 6 месяцев после произнесения ребенком первых слов — когда малыш медленно осваивает произношение незначительного числа самых важных для него слов. Эти слова имеют чрезвычайно широкое лексическое значение, так что смысл детского высказывания становится понятным взрослому человеку только из ситуации, в которой происходит общение с ребенком. Например, «ко-ко» -курочка, любая птичка, яйцо, хочу яичко; р-р-р — собака, тигр, лев, рычит, страшно, боюсь.

Читайте также:  Задержка психологического развития у ребенка

К 1,5 годам многие дети говорят уже около 30-50 слов, которые произносятся сравнительно разборчиво — это связано с тем, что после 18 месяцев дети легко осваивают произвольные

артикуляции: могут по показу взрослого вытянуть губы «трубочкой», растянуть их «в улыбку», «поболтать» языком из стороны в сторону. Это способствует дальнейшей активизации их артикуляционных возможностей, помогает детям повторить нужное слово вслед за взрослым.

Слова, которых после 1,5 лет становится в активном словаре все больше, приобретают более конкретные лексические значения, их можно соотнести с соответствующими морфологическими разрядами (зая — существительное, пить — глагол, тотам? — кто там? -вопросительное слово с указательным местоимением). Во втором полугодии второго года жизни ребенок «переводит» свой пассивный запас в активный, начинает говорить многие из слов, которые раньше только понимал, но не умел произносить самостоятельно. Ближе к двум годам (примерно в возрасте около 1 г. 8 мес. — 1 г. 10 мес.) этот поступательный процесс приобретает такой стремительный характер, что исследователи детской речи назвали этот период в развитии ребенка — «лексическим взрывом».

Активно повторяя за взрослым, малыш с энтузиазмом «учит» все новые и новые слова, иногда воспроизводя уже целые высказывания (идем гулять, Ваня пачет (плачет). И, наконец, примерно к 2 годам в речи ребенка появляются первые фразы, сконструированные самостоятельно из нескольких слов. Эти первые высказывания ребенка еще очень далеки от совершенства, в них преобладают наиболее хорошо усвоенные ребенком «лепетные» глаголы (бух, прыг, как — кап) в сочетании с номинациями (мама, дядя, имя ребенка). Однако их появление знаменует собой важнейший шаг, сделанный в коммуникативном развитии ребенка! Малыш теперь сам стремится «развернуть» свое высказывание,

чтобы донести информацию до своего собеседника в более понятной и, что самое важное, речевой форме.

МОЖНО ЛИ СРАЗУ ОПРЕДЕЛИТЬ, ЧТО У ВАШЕГО РЕБЕНКА СЕРЬЕЗНОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ?

Сразу определить серьезность нарушения речевого развития ребенка только на основании заполнения опросника по начальному детскому лексикону НЕЛЬЗЯ!

Известно, что индивидуальные темпы овладения языком могут очень сильно различаться. Есть дети, которые начинают говорить свои первые слова, как и все, к 1 году, а затем надолго остаются в своем речевом развитии на уровне оперирования несколькими словами в сочетании с эмоционально — окрашенными возгласами и жестами.

Родителям важно знать, что одним из важнейших показателей динамики речевого развития ребенка в возрасте до 2 лет является не столько объем его активного словарного запаса (сколько слов произносит ваш малыш), а то, насколько хорошо он Вас понимает и способен реагировать на Ваше словесное обращение. По данным последних исследований, проводимых на кафедре детской речи РГПУ им. А.И. Герцена, нижней границей возрастной нормы для ребенка 2 лет является объем активного словаря около 50 слов при хорошем понимании обращенной речи.

Исследования детей с задержкой речевого развития, проводимые нами совместно с детским психологом М.Э. Вернадской в Институте коррекционной педагогики РАО показали, что хорошая речь является важнейшим показателем благополучия общего психического развития ребенка. Причем при всей субъективности оценки речевого развития ребенка с помощью опросника, родители могут достаточно точно проследить за позитивными изменениями в

словарном развитии своего малыша. Значительный опыт консультирования семей, воспитывающих ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии показал, что заполнение опросника по начальному детскому лексикону часто является первым шагом перед обращением родителей за помощью к специалистам.

Даже если при ознакомлении с нашим опросником Вам кажется, что «планка» развития речи, предложенная нами слишком высока для Вашего ребенка, не отказывайтесь от его заполнения.

Помните, что дети значительно различаются по возрасту, в котором их речь становится понятна окружающим, и по темпу усвоения навыков речевого общения, динамике накопления словарного запаса и грамматического оформления первых детских высказываний. При этом наблюдаются существенные тендерные (половые) различия при усвоении родного языка как в норме, так и при девиантном развитии речи, а именно: у мальчиков чаще отмечаются как темповые задержки речевого развития, так и специфические расстройства развития речи и языка.

Часто «поздноговорящие дети» (как правило, это мальчики) в дальнейшем продолжают развиваться абсолютно нормально, некоторое отставание во времени приобретения ими речевых навыков в дальнейшем не имеют клинического значения. Резко отличаются от них дети со специфическими нарушениями развития языка и речи: их речевое развитие представляет самостоятельную проблему на протяжении всего дошкольного возраста, хотя большая часть из них и достигает нормального или близкого к нему уровня развития речи к началу обучения в школе.

Для некоторых детей даже в условиях раннего начала логопедической помощи проблемы речевого развития остаются актуальными и в школьные годы. Такие дети продолжают обучение

в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, демонстрируя стойкие трудности в овладении навыками чтения и письма, развитии монологической речи, а также ряд сопутствующих проблем: эмоциональные и поведенческие расстройства, нарушения внимания, снижение объема памяти, моторную неловкость, нарушения межличностного общения и межперсональных связей в коллективе.

Читайте также:  Роль семьи в развитии ребенка в младшем школьном возрасте

Позиция ведущих специалистов Института коррекционной педагогики состоит в том, что раннее выявление отклонений в развитии речи ребенка имеет следующие цели:

1. пропедевтику (предупреждение) стойких проблем в
его коммуникативном развитии,

2. профилактику речевого и поведенческого
негативизма,

3. максимально возможную стимуляцию речевого
потенциала ребенка в возрасте до 3 лет, т.к. именно
этот период считается особенно благоприятным для
развития детской речи.

Чтобы отграничить в раннем возрасте темповую задержку речевого развития от стойкого и сложного речевого нарушения с маленьким ребенком надо не позднее 2 лет начать работу по формированию начального детского лексикона. Только динамика дальнейшего развития речи ребенка покажет, с насколько серьезной проблемой специалисты и родители столкнулись в данном случае.

КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА, ЕСЛИ У НЕГО ОТМЕЧАЮТСЯ ПРОБЛЕМЫ В НАКОПЛЕНИИ

АКТИВНОГО СЛОВАРЯ?

Изучая формирование начального детского лексикона детей раннего возраста, мы ориентировались при оценке развития детской речи на такие общепринятые показатели нормы, как:

первые слова — к 1 году,

постепенное

накопление словаря — к 18 месяцам,

«лексический взрыв» — в конце второго года жизни,

первая фраза — к 2 годам,

постепенное развертывание фразовой речи после 2 лет

Таким образом, при нормальном речевом развитии дети на втором — третьем году жизни проходят в своем лексическом развитии огромный путь — от нескольких лепетных слов к построению развернутых высказываний.

Как помочь Вашему ребенку, если его лексическое развитие не укладывается в эти сроки?

Логопедам давно известно, что независимо от темпов овладения языком, существует строгая последовательность стадий речевого развития. Выдающийся отечественный ученый Р.Е. Левина назвала их уровнями развития речи.

В таблице 1. приведена сравнительная характеристика основных этапов речевого развития детей при нормальном речевом развитии (онтогенезе) и в случаях отклонений в развитии речи (речевого дизонтогенеза). В ней обобщаются данные по работам А.Н. Гвоздева и Р.Е. Левиной, а также дается их сопоставление с принятой в лингвистике детской речи (С.Н. Цейтлин) и дошкольной педагогике периодизацией.

Таблица 1.1.Основные этапы развития детской речи в норме и при дизонтогенезе.

Периодизация речевого развитияС. Н. ЦейтлинА.Н. ГвоздевР.Е. Левина
Нормальный речевой онтогенезРечевой дизонтогенез
I. Доречевой этап: от рождения до одного годаДословесный этап (до первых слов, самостоятельно продуцируемых ребенком)Регулярные наблюдения начались после одного годаСведения о раннем речевом развитии носят отрывочный, несистематизированный характер
II. Этап первичного освоения языка: от одного года до двух летЭтап однословных высказываний (до первых двух-компонентных высказываний)«Однословное предложение» 1.3. — 1.8.I. Первый уровень речевого развития (аномального): отмечается «отсутствие обще­употребительных средств общения». Автономная детская речь.
Этап начальных двукомпонентных высказываний (до первых трех-компонентных);«Предложение из двух слов-корней» 1.8.П. Второй уровень речевого развития : «начатки фразовой речи»
III. Этап усвоения основных грамматических правил в языковой системе родного языкаЭтап элементарных сложных предложений Период раннего речевого развития закончен: 3 годаУсвоение грамматической структуры предложения 1.10.- 3.0. Звуковая сторона практически речи усвоена1 (III. Третий уровень речевого развития: «обиходная фразовая речь с пробелами лексико-грамматического и фонетического строя»

Любой ребенок с нормальным слухом и интеллектом проходит в своем речевом развитии через определенные стадии (уровни), причем стимулирующее воздействие на речь ребенка в случаях задержки речевого развития должно соответствовать именно той стадии (уровню) речевого развития, на которой он находится в настоящее время.

Таким образом, при отклонениях в развитии речи надо учитывать те методические рекомендации, которые соответствуют не хронологическому возрасту ребенка, а его речевому развитию.

1 За исключением некоторых звуков, имеющих в русском языке сложную артикуляцию — р,ш,ж.

Источник

21 ноября 2016839,9 тыс.

Этапы развития собственной (экспрессивной) речи ребенка.

  • Крики — возникают с рождения
  • Гуление протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы) с 2 до 5-7 месяцев. 
  • На фоне певучего гуления появляются слоги с губными и переднеязычными звуками, которые потом трансформируются в лепет. 
  • Лепет – многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу) начало с 4-7,5 месяцев 
  • Слова — переход осуществляется на фоне продолжающегося лепета: лепетные слова (мама, папа, бобо, бах, ам, дай) с 11-12 месяцев 
  • Появление слов взрослого лексикона (молоко –моко, мами – возьми, мака – маленькая, титики –часики) начало с 1 года 7/ 9 месяцев. Сосуществование слов, правильно и неправильно произносимых, основная закономерность начальных этапов становления речи у детей. 

Этапы развития речи от раннего до дошкольного возраста. Словарь.

  • 1год -5-9 слов 
  • 1,5 года от 20 до 40 ( у разных авторов) 
  • 2 года от 50 до 200 слов 
  • 3 года от 800 до 1000 слов 
  • 3,5 года — 1100 
  • 4 года 1600 — 1900 
  • 5 лет 1900 — 2200 

Развитие фразовой речи у детей

  • Появление словосочетаний из двух лексических единиц (Ляля бах, папа ам) — начало с 1 года 9 месяцев до 2 лет 
  • Появление и развитие предложений — с 2 лет
  • К 3 годам начинает употреблять сложные придаточные предложения, появляются вопросы почему? когда?, использует практически все части речи, предлоги и союзы. 
  • Использует единственное и множественное число 
  • К 4 годам речь оформлена грамматически правильно, используются суффиксы, более сложные фразы. 
  • Дальнейшее развитие речи оценивается, в основном, не по количеству слов, а по умению отвечать на вопросы, наличию инициативы в разговоре, построение логических цепочек, умение составить рассказ по картинке, рассказать о событии, пересказать сказку. 
  • Параллельно оценивается понимание сложных грамматических конструкций. 
Читайте также:  Мультики для развития речи ребенка онлайн бесплатно

Некоторые закономерности развития речи детей раннего возраста 

Показателем дальнейшего (после года) развития детской речи является не правильное звукопроизношение, как почему-то думают родители, а своевременное развитие у ребенка способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т.е. развитие способности соединять слова в предложения

Особенности развития речи у детей

Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно, а также восприятие речи далеко не совершенно. Дети говорят слова, состоящие из доступных звуков: 

  • раннего онтогенеза речи: гласные а, о, у, и, согласные м, п (б), т (д), н’, к, г, х, с, -йот; 
  • среднего онтогенеза речи: гласный ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л’; 
  • позднего онтогенеза речи: р, р’, ш, ж, ч, щ (требующие поднятия передней части языка), л, ц. 

Первые слова детей характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации.

Чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова, правильно произносимые. Чем больше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова контурные и искаженные, что можно объяснить как физиологической неподготовленностью речевого аппарата ребенка к воспроизведению вновь усваиваемых им трудных слов. 

После появления 5-6 слов возможна остановка развития словаря на 4-6 месяцев. 

Звукопроизношение  Звукопроизношение ребенка вызывает много вопросов и тревог родителей. Сначала малыш говорил 10-20 слов и все было понятно. Баба, мама, биби — бах — все эти слова были понятны окружающим. И вот, с расширением словаря речь стала смазанной и непонятной. Что значит тутите мутити или дати ляпака. Совсем не просто догадаться, что ребенок просит включить музыку или хочет яблоко. Особенно смущает родителей то, что кто-то из соседских детей начал говорить сразу и правильно.    Еще раз напомню, все дети разные. Быстрое увеличение словаря (лексический взрыв) мешает малышу справиться с правильным произношением. Кто-то чисто произносит звуки, но у него нарушена слоговая структура, например, вместо собака бака, кто-то количество слогов выдерживает, но произносит бабака, иногда уже умея говорить звук с ребенок может говорить басака 

Что с этим делать? Во-первых отнестись к этому спокойно. Во-вторых старайтесь говорить не очень быстро. Не нужно исправлять малыша, лучше правильно повторить его просьбу и выполнить ее. Например, ребенок просит макако, вы говорите: молоко? сейчас дам 

Напомню, что есть звуки простые и сложные в артикуляционном плане. Я уже писала о звуках раннего, среднего и позднего онтогенеза. Но это совсем не значит, что у малыша звук С обязательно должен появиться до двух лет. Шипяшие (ш, ж) свистящие (с и з) африкаты/сдвоенные согласные (ц, ч, щ), сонорные (р, л) многими детьми усваиваются не сразу. Например, в 2,5— 3 года вместо звука с ребенок сначала может произносить звуки ть, т (там, тям вместо сам), в 3 — 4 года — звук сь (сям) к 4 — 5 годам он может усвоить этот звук и правильно его произносить. То же самое происходит при усвоении других сложных в произношении звуков. 

Таким образом, усвоение правильного звукопроизношения может формироваться довольно долго и у всех детей по-разному. Если один ребенок может правильно произносить все все звуки к 3 — 4 годам, то другой может усвоить их к 5-6 годам.  Нужны ли ребенку занятия с логопедом нужно решать на очной очной консультации. 

О диагнозе ЗРР — задержка речевого развития у ребенка

Ключевое слово ЗАДЕРЖКА. Не нарушение, а задержка. Могут поставить ребенку в 2 года.  

По старым нормам к двум годам требовали 200 слов, поэтому детям иногда при 50 словах и ставят ЗРР, но я уже писала, что это временный диагноз, при отсутствии проблем, он в 4-5 лет снимается автоматически. 

По новым данным, хорошее понимание ребенком обращенной речи, наличие в словаре 50 слов, включая лепетные и звукоподражания, их активное использование, а также появление двусоставных конструкций (ляля бах, мама ди) говорит о том, что речь развивается нормально. Но необходимость обратить внимание на речь ребенка есть. В частности, важно, чтобы с ребенком разговаривали ,а не просили повторять слова.  Помните, что длительные просмотры телевизора, постоянный звуковой фон (аудио аппаратура) снижают активность собственной речи ребенка. Речь возникла и развивается для общения, перекос в сторону слушания, мешает ребенку разговориться.

Частые вопросы о развитии детей в этой теме.

Источник