Гармоничное развитие ребенка в дополнительном образовании

Гармоничное развитие ребенка в дополнительном образовании thumbnail

Образование

5/5

Для чего необходимо дополнительное образование для детей

https://www.razumka.com/content/newsimg/78i.png

от Юлии Кошик

12 сентября 2018

    В вопросе дополнительного образования родители имеют разные взгляды: одни считают его лишним и ненужным. Они аргументируют это тем, что школьное образование дает всё необходимое для развития ребенка. Другие склоняются к мысли о том, что без дополнительного образования раскрыть потенциал ребенка невозможно.

   На дополнительных занятиях дети работают над тем, что им нравится, фокусируясь на процессе, а не на результате. Оценки за тесты и контрольные работы не является приоритетом и целью, зато важно развитие творчества. Во время таких занятий ребенок может раскрыть свой творческий потенциал без ограничения со стороны учителей и образовательных программ.

    Возможно ли полноценное развитие ребенка без дополнительного образования?

    Хотя в документе «Об образовании» и написано, что одна из его целей — формирование гармонично развитой личности, не всегда школы могут обеспечить для этого соответствующие условия. В школьных учреждениях действует ряд ограничений, которые тормозят этот процесс: все учебные предметы подчиняются общим требованиям, планам, а значительная часть работы на уроках направлена ​​на то, чтобы дети могли составить необходимые тесты и написать контрольные работы. В таких условиях не хватает времени на креативную деятельность. Учителям физически очень сложно реализовывать индивидуальный подход и учитывать потребности и особенности каждого ребенка, часто в списке их приоритетов является только выполнение требований учебной программы, а не раскрытие талантов каждого ученика в классе.

    Дополнительное образование дает такую ​​возможность. Так как такие занятия проходят в небольших группах (6-10 учеников) и имеют узкий направление, каждый ребенок может максимально раскрыть свой творческий потенциал, заниматься тем, что ему нравится без ограничений со стороны планов и программ. Преподаватели в области дополнительного образования имеют больше свободы в планировании и организации работы, они не ограничены четкими учебными целями и требованиями.

    Преимущества дополнительного образования для детей

    Если родители колеблются относительно того, стоит ли загружать во внешкольное время ребенка дополнительными занятиями, они должны оценить все преимущества такого типа организации досуга. Для дополнительного образования характерны следующие черты:

  • вариативность. Родители могут выбирать для детей различные направления, изменять их и комбинировать, учитывая потребности и способности детей. В отличие от школьного расписания, график дополнительных занятий очень гибкий, его можно корректировать в соответствии с запросами конкретного ребенка;
  • комфортность. Занятия обычно проходят в небольших группах — до 10 человек. Такое количество школьников позволяет преподавателю уделить максимум внимания каждому ребенку и гарантирует реализацию индивидуального подхода. В группе из 8-10 человек каждый ребенок получает шанс быть услышанным, увиденным и оцененным, чего трудно достичь в стенах школы, где один учитель работает с классом, в котором 20 и более учащихся;
  • специализированность. Дополнительное образование — это вопрос выбора. Дети занимаются тем, что им нравится и соответствует их потребностям и интересам. Если в школе отказаться от уроков математики невозможно, то дополнительные занятия можно менять в любое время. Современное дополнительное образование предлагает большое количество направлений от программирования для детей до курсов писательского мастерства. От родителей требуется лишь выяснить, что именно интересует их ребенка.

Для чего необходимо дополнительное образование на razumka.com

    Обычно в вопросе организации дополнительного образования для детей родители делятся на две группы: одни считают, что в этом нет необходимости и у ребенка должно быть детство с играми во дворе. Другие родители убеждены, что чем больше ребенок загружен в свободное время, тем гармоничнее и целостное он развивается. Расписывая его день почасово, родители убеждены, что таким образом предохраняют ребенка от негативного влияния современного социума. Ответа здесь нет: оценив положительные и отрицательные стороны, типичные ошибки в выборе типа дополнительного образования, взрослые должны организовывать досуг школьников так, чтобы в нем было время и для «детства во дворе», и для дополнительных занятий.

    5 причин сказать «да» дополнительном образовании

   Родители решают включить в жизни своего ребенка дополнительное образование, чтобы:

  • помочь ребенку открыть таланты и творческие способности. Некоторые дети не знают, что им нравится и чем они хотят заниматься. Дополнительное образование помогает выяснить это: пробуя различные занятия — творческие, спортивные, технические, — школьники пытаются найти то, что понравится им больше;
  • помочь справиться с трудностями в школе. Например, если у ребенка есть проблемы по математике или украинскому языку, то его записывают на соответствующие кружки;
  • повысить уровень мотивации. Распространенной является ситуация, когда ребенок не хочет изучать в школе какой-то предмет: ему трудно, не нравится учитель или неинтересно на уроках. Тогда родители выбирают дополнительные занятия по этому направлению, чтобы ребенок открыл для себя этот предмет с другой стороны и легче воспринимал его в школе;
  • найти единомышленников, помочь влиться в компанию детей с похожими способностями и наклонностями. Дети с особыми талантами могут чувствовать себя в классном коллективе одинокими и неуверенными. Дополнительные занятия помогают им понять ценность своего таланта, познакомиться со сверстниками, у которых есть схожие увлечения.

    Не все, что ребенок получает в школе на уроках, может понадобиться ему в дальнейшей жизни. Школьное образование нуждается в реформировании, и пока целью школы является не формирование компетенций, а передача не всегда актуальных знаний, дополнительное образование остается единственным способом поиска любимого занятия, которое может в будущем стать делом жизни.

Читайте также:  Консультация сенсорное развитие ребенка раннего возраста

Для чего необходимо дополнительное образование на razumka.com

    Направления дополнительного образования

    Популярными направлениями в области дополнительного образования являются:

  • технический — занятия, на которых осуществляется развитие логико-математических умений и навыков: математические кружки, логика, эйдетика, шахматы;
  • научно-химический расширяет знания детей об окружающем мире, формирует основы научного мышления. Это кружки по естествознанию, химии;
  • эстетично художественный развивает эстетический вкус и художественные навыки. Это занятия по живописи, рисованию, лепке, аппликации. На таких кружках дети работают с цветами, формами, образами, с помощью различных методов у них развивается воображение, пространственное мышление, мелкая моторика рук, умение импровизировать;
  • оздоровительно-физкультурное направление нацелено на физическое развитие организма. Это занятие танцами, гимнастикой, фигурным катанием, легкой атлетикой;
  • биолого-экологический направлен на формирование экологического сознания. Это кружки юных натуралистов, занятия по биологии и её основам;
  • экономико-правовой формирует базовые понятия по экономике и правовому сознанию: детей знакомят с их правами, с основами финансовой грамотности;
  • туристический направлен на расширение знаний детей о мире, планете, стране. Это могут быть комбинированные занятия, например, сочетание географии и биологии или истории и географии.

    Традиционно взрослые выбирают два направления для детей — спортивный и творческий. Такое количество помогает сохранить баланс между школьными занятиями и дополнительными. Три и более направления могут привести к перегрузке ребенка.

    5 ошибок родителей при организации дополнительного образования для детей

    Широкий выбор источников дополнительного образования приводит к ситуации, в которой родители теряются и не могут рационально распределить время своего ребенка. Начальный восторг и мотивация от новых творческих или спортивных занятий со временем меняется полным равнодушием к чему-либо и отсутствием желания учиться у детей. Есть 5 главных причин, которые приводят к такому «выгоранию»:

  • перезагруженность ребенка. Дополнительные занятия не должны негативно влиять на занятия в школе. Распространенной является проблема, когда дети не успевают из-за нехватки времени выполнять школьные домашние задания, выполняют их не очень качественно и быстро. Родители должны четко расставить приоритеты в организации досуга и не допускать таких ситуаций;
  • отсутствие свободного времени. Пытаясь дать детям максимум знаний и всему научить, родители иногда настолько загружают ребенка, что у него нет свободного времени: со школы он идет на дополнительные кружки, а после кружков — на курсы. Надо помнить, что ребенок всегда должен иметь свободное время — для прогулок, проведения времени с друзьями или в одиночестве;
  • несистемности занятий. Залогом успешности любых занятий является системность. Любые занятия надо посещать регулярно, стараться избегать пропусков. Несерьезное отношение к дополнительным занятиям, систематическое непосещение или посещение «для галочки» приведет к тому, что ребенок потеряет интерес и мотивацию, потому что при таких условиях не сможет увидеть своих результатов и пользы.
  • отсутствие заинтересованности со стороны родителей. Предметом заинтересованности взрослых должны быть не только школьные оценки и результаты, но и достижения в дополнительных занятиях. Важно демонстрировать свою заинтересованность в творчестве и деятельности ребенка: посещать выставки, концерты, презентации, общаться с преподавателями дополнительных занятий, интересоваться результатами. Это дает ребенку понимание того, что его деятельность важна для родителей, и то, что он делает вне школы, тоже имеет большое значение.

     Как выбрать дополнительные занятия для ребенка

    Определив, что дополнительное образование — необходимый компонент развития школьника, родители сталкиваются с новой проблемой: как выбрать именно те занятия, на которые ребенок будет ходить с радостью?

    Можно выделить два способа определения детских предпочтений:

  • Составить перечень занятий, которые интересуют ребенка, и посетить пробные занятия по каждому направлению. Однако иногда дети не могут четко сформулировать, что им нравится: они не дают конкретного ответа на вопрос, говорят, что им нравится всё. Тогда уместно воспользоваться вторым способом;
  • Самостоятельно выяснить, что интересно ребенку, и направить все усилия на одно направление. Для этого надо наблюдать за ребенком, обращать внимание на то, какие занятия интересуют его больше, пообщаться со школьными учителями. Дополнительно можно проконсультироваться с психологом: например, определить склонность ребенка к чему-то помогают индивидуальные занятия по арт-терапии.

Для чего необходимо дополнительное образование на razumka.com

    После определения направления надо выбрать место для занятий. Здесь есть ряд особенностей, на которые надо обратить внимание. Родителям может помочь такой перечень критериев выбора:

  • практическая польза. Ребенок должен видеть результат своей деятельности. Результат может быть в виде творческих работ — картин, проектов. Он также может проявляться нематериально, например, влиять на успеваемость в школе;
  • близость расположения. Дорога к дополнительным занятиям не должна занимать много времени. Если для того, чтобы добраться до кружка или курсов, надо потратить более 1:00 времени или пользоваться различными видами транспорта, это будет негативно влиять на состояние ребенка: такие поездки утомляют и притупляют горячий интерес. Со временем занятия на кружке или в студии будут ассоциироваться не со творчеством и развитием, а с длительной поездкой по городу. Поэтому место для занятий должно быть максимально близко к дому или школе;
  • организация занятий. Перед началом занятий нужно поинтересоваться, как они проходят. Желательно, чтобы организация работы имела как можно меньше общего со школьными уроками: это может быть нестандартное размещение столов в кабинете, возможность заниматься на ковриках, с мольбертами, практиковаться на сцене, работать в кругу, в парах, микрогруппах;
  • открытость преподавателей. Важно, чтобы преподаватели легко шли на контакт с родителями: рассказывали о методике работы, планах деятельности, делились информацией об успехах, трудностях и достижениях ребенка на дополнительных занятиях.
Читайте также:  Развитие ребенка с момента зачатия до родов

    Когда ребенок видит, что результаты его деятельности интересуют преподавателей и родителей, он осознает важность своей работы, становится более ответственным и мотивированным.

    Анализируя преимущества и недостатки дополнительного образования, подыскивая занятия в соответствии с критериями, родители должны не забывать самое главное правило, которым следует руководствоваться при организации досуга детей: надо прислушиваться к ним, наблюдать за ними, учиться их слушать и слышать. Поэтому занятия, которые соответствуют всем критериям и правилам, не принесут никакой пользы, если у ребенка нет желания их посещать.

Источник

Дополнительное образование как условие гармоничного развития личности ребенка

Если представить образование в виде саженца, то почвой для его развития и роста будут предметы художественно-эстетического цикла, как предметы, формирующие и развивающие творческую личность, а уже затем зазеленеют ветви осознанно востребованными специальными знаниями (математическими, естественнонаучными и т.д.). Это позволит гармонично развиваться всему саженцу. К сожалению, наше общее образование зачастую берет за основу не почву, а сам саженец, в надежде, что от него начнут расти побеги творческого развития. Предметы художественно-эстетического цикла в школе считаются второстепенными, а декоративно-прикладная деятельность на занятиях изобразительным искусством и уроках трудового обучения больше ориентируется на формирование определенных знаний, умений и навыков.

На мой взгляд, занятия ДПД должны и могут способствовать гармоничному развитию детей. Развивая чувственную сферу личности ребенка, они развивают его духовно, формируют способность к сопереживанию, восприимчивость и отзывчивость ко всему прекрасному в жизни. На таких занятиях ребенок приобретает чувство единства с миром, родственное внимание к нему. Односторонне интеллектуализированная школа до сих пор не решает этих задач.

Все это и побудило меня на составление авторской технологии, цель которой развить способность детей создавать и адекватно воспринимать художественный образ. Приобретение знаний языка изобразительного искусства, умений и навыков различных видов и техник ДПД является лишь средством достижения этой цели, и они не должны подменять собою цель в сознании ученика и самого педагога.

Занятия художественным творчеством предполагают адекватные методы и формы преподавания, тогда и только тогда они принесут ожидаемые результаты. Преподавание искусства требует диалогического общения педагога с детьми. В нашей школе преобладает метод сообщения знаний, метод монолога. На мой взгляд, педагог и ученик – собеседники, они совместно выясняют и находят. Важное значение имеет «овеществление в слове» мысли ребенка. Хотя «мысль изреченная есть ложь», т.е. в слове мысль внутренняя никогда не проявляется полностью, но только через речь она может получить логическую форму и быть глубже осознанной ребенком. В чем преимущество восприятия художника перед обыденным восприятием? Прежде всего в деятельном его характере. Для художника «смотреть» значит «видеть», а «видеть» значит «понимать». И потому занятия изобразительным творчеством прежде всего должны поддержать и развить зарождающийся интерес ребенка к сравнениям, к самостоятельному мышлению, от формы вглубь, к содержанию. Именно поэтому в обсуждении всех тем должен постепенно возникать вопрос «Зачем?». Не только «Что?» и «Как?» изображено, декорировано – но ЗАЧЕМ это делалось, ЧТО этим выражалось. Существенным переходом от узнавания («Что?») к пониманию («Зачем?») является поиск ответа на вопрос «Какой?», т.е. эмоциональная оценка увиденного детьми (какой характер, настроение, отношение к изображаемому?).

На первых порах в студии таких «рассматривания вслух» мы выполняем коллективно, причем я участвую в них на равных условиях. Каждое из найденных слов-образов обсуждается, дети учатся творить сами, и учатся ценить найденное другими. По мере развития эмоционального восприятия детей, накопления ими словарного запаса, такие задания становятся индивидуальными. Появляется возможность использования следующих форм заданий:

  1. Накопление словаря ощущений и впечатлений.

  2. Мини-сочинения (по теме, по произведению, о каком-либо предмете – одушевление предмета).

  3. Составление словаря образов (Слова – Хорошие слова – Прекрасные слова – Самые замечательные слова).

Необходимым условием гармоничного развития детей является единство восприятия и создания на занятиях ДПИ. Ребенок переживает, глубоко осознает каждую тему в целостности всех видов восприятия: смотря репродукции, слушая стихи, прозу, музыку. Но школьные программы, предоставляя детям возможность самовыражения только средствами изобразительного искусства, ограничивают их развитие. Я считаю, что детям нужно давать широкий простор для проявления своих творческих способностей. И поэтому рядом с основными направлениями изобразительной деятельности ребенка, определяющими его развитие в области ДПИ (выражение впечатлений через цвет, линию, композицию) на наших занятиях являются другие, не менее важные, — слово (обращение к литературным произведениям, создание собственных словесных образов); движение (пластические этюды); звук (озвучивание шумами и музыкой, созданных в воображении, на бумаге и в материале образов).

Читайте также:  Развитие ребенка младшего дошкольного возраста

Преподавание искусства должно не просто учитывать возможности и особенности детей того или другого возраста, но сознательно опираться на благоприятные возрастные предпосылки. Следует так организовать учебный процесс, чтобы эти качества детей, закрепляясь и развиваясь, при переходе на следующую возрастную ступень включились в новый виток развития, а не подавлялись и утрачивались.

Для младшего школьника это в первую очередь интерес к разнообразным чувственным впечатлениям и эмоциональная отзывчивость на них, готовность отнестись ко всему как к живому, богатый игровой опыт. У подростка преобладает готовность осваивать явления художественной культуры, формы и способы работы взрослых людей. Для юношеского возраста характерно стремление к личностному самоопределению, к осознанию собственной неповторимости. С учетом этих особенностей я ввожу те или иные формы проведения занятий.

В работе с младшими школьниками делаю акцент на создание игровой ситуации. Игры изобразительные, пластические, словотворчество, игры-сказки присутствуют на каждом занятии, что помогает развить восприятие, внимание, мышление, творческие способности у детей, сделать процесс приобретения новых знаний, умений, навыков увлекательным. По мере взросления игра усложняется, перед детьми ставятся новые задачи, решение которых требует не только более глубокого эмоционального погружения в игровую ситуацию, но и определенного уровня овладения практическими знаниями в различных видах деятельности. Появляются и новые типы занятий – занятия-праздники как формы коллективной работы, занятия-образы, занятия — экспериментирование, занятия — наблюдения и обсуждения.

Хочется особо сказать о такой форме работы как домашние задания, которые повсеместно задаются в школах на дом – дорисовать то, что не успел закончить на уроке, что малопривлекательно и не интересно для ребенка. К тому же зачастую перегружают детей не только интеллектуально, но и психически.

Поэтому мой принцип – не давать таких домашних заданий, которые бы снова усаживали детей за стол, вся домашняя работа сводится к созерцанию и наблюдению. Такие задания учат детей не только различать цвета и линии в предметах и явлениях природы, замечать как их друзья-животные выражают свое настроение, характер, но и способствуют психической разгрузке школьников.

Ребенок – не только представитель той или иной возрастной ступени, но и неповторимая индивидуальность. В искусстве это проявляется в работе над творческими заданиями. И здесь встает вопрос – по каким критериям оценивать детские работы и нужна ли эта оценка детям. Оценивать в баллах можно степень овладения изобразительной техникой, умение и навыки пользования материалами и средствами ДПИ, но и в эту оценку уже проникает приблизительность и субъективизм.

В наших школах до сих пор преобладает репродуктивная форма обучения искусству (по образцу). Соответственно и оценивается работа ребенка на столько, на сколько она соответствует этому образцу. А отход от стандарта, проявление воображения, индивидуальности ребенка иногда не только не поощряется педагогами, но и служит поводом для снижения оценки. Для оценки же творческих работ отметка, на мой взгляд, вообще не пригодна. Но сама оценка работы нужна ребенку: ему интересно знать как воспринимается его работа зрителями. Это должна быть качественная оценка, развернутое оценочное суждение, которое сравнивает ребенка «с самим собой», а не с другими – на что толкает, явно или неявно, количественная отметка. Это, по сути, мини-рецензия на детскую работу, что конечно прибавляет забот педагогу, который и так перегружен бумагами.

В нашей студии мы каждое завершенное задание заканчиваем коллективным просмотром и обсуждением. Это способствует формированию у детей способности к адекватной оценке, дает возможность каждому ребенку высказать свои впечатления, принять творческое участие в обсуждении работ товарищей.

Творческие задания оцениваются по критериям, с которыми дети знакомятся заранее:

1.Выразительность работы, т.е. присутствие того, ЧТО требует выражения (план содержания) и поиск того, как это выразить (план выражения).

2. Владение техникой, материалами.

3. Старательность, настойчивость в работе.

Внимание, доброжелательность обстановки, в которой проходит обсуждение, компенсирует даже не очень лестные отзывы.

Главное, что ребенок выносит из таких обсуждений – возможность дальнейшей работы над своим обсужденным (но не осужденным!) творением.

Вопросы, которых я коснулась, поднимают далеко не все проблемы преподавания искусства. Ситуация в настоящее время сложилась так, что эти проблемы успешнее решаются именно в дополнительном образовании. С этих позиций дополнительное образование можно рассматривать как дополнительное условие (или возможность) гармоничного развития ребенка.

Источник