Влияние театрализованной деятельности на развитие моего ребенка

Влияние театрализованной деятельности на развитие моего ребенка thumbnail

Екатерина Митасова
Влияние театрализованной деятельности на развитие личности ребенка

Влияние театрализованной деятельности на развитие личности ребенка

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. В данный момент времени материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Постепенно утрачивается формы коллективной деятельности.

Влияние театрализованной деятельности на развитие моего ребенка

Поэтому нравственное развитие в современном мире является одним из важнейших компонентов развития личности в целом, который подразумевает развитие таких качеств, как сочувствие, доброта, готовность прийти на помощь, оказать поддержку, умение поделиться с другим, т. е. те качества, которые проявляются у ребенка при его общении со сверстниками и более широко – с другими людьми. Таким образом, нравственное развитие понимается как способность жить среди людей, умение общаться с ними, находить общие решения в конфликтных ситуациях, умение сотрудничать, развитие чувства «МЫ» в детском коллективе. Другими словами, самым важным в нравственном воспитании детей представляется именно нравственное отношение к окружающим людям, уважение их интересов, доброжелательное к ним отношение.

Влияние театрализованной деятельности на развитие моего ребенкаВлияние театрализованной деятельности на развитие моего ребенка

В период старшего дошкольного детства у детей формируется ответственность за собственное поведение, организованность, чувство товарищества, доброжелательность, т. е. те качества, которые помогут ему правильно вести себя в дальнейшем. Поэтому при формировании нравственной сферы особое внимание уделяется умению считаться с мнением окружающих, при необходимости уметь отстаивать свои взгляды без ссор и конфликтов.

В то же время можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствуют персонажам, сопереживать разыгрываемые события. В процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые. Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей компонентов нравственной сферы.

Влияние театрализованной деятельности на развитие моего ребенка

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что занятия с использованием средств театрализованной деятельности развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Прежде всего, педагогу необходимо позаботиться о возникновении и поддержании интереса к игре.С этой целью используются игровые приемы:

• внезапное появление театральной куклы или педагога в костюме какого-либо героя с предложением поиграть;

• игровые действия с пальчиковыми куклами;

• пение песен;

• пересказ произведения с помощью куклы;

• игровые объявления по «громкоговорителю»;

• принятие педагогом игровой роли на себя;

• игровые упражнения;

• изготовление игровых атрибутов;

• беседы о посещении театра с показом действий актера и т. д.

С целью поддержания игровой атмосферы педагог так же использует различные приемы:

• внесение новой игрушки, декораций;

• доброжелательная реплика, напоминание, совет;

• обогащение репертуара;

• анализ игровых действий с детьми;

• строительство сцены театра с помощью модуля и его элементов, из крупного строительного материала;

• изготовление пригласительных билетов на спектакль для малышей;

• рассматривание иллюстраций журналов, книг, афиш.

Распределение ролей также требует от педагога использования всевозможных приемов:

• назначение на роль по желанию ребенка;

• предложение роли ребенку педагогом исходя из того, какая роль ему особенно полезна (с согласия ребенка);

• выбор на роль по итогам игровых заданий;

• выполнение роли по очереди и т. д.

Разумеется, что перечисленные нами приемы не охватывают всего их многообразия и использования их в педагогической практике.

Влияние театрализованной деятельности на развитие моего ребенка

Таким образом, театрально – игровая деятельность, являясь своеобразным видом игровой деятельности дошкольника,имеет свои особенности: она представляет собой отражение детьми окружающей жизни – действий, деятельности людей (сказочных персонажей, их взаимоотношений в соответствии с сюжетом и содержанием произведения с обязательным внесением элементов творчества. Театрально-игровая деятельность является свободной, добровольной деятельностью, для которой характерны самодеятельный характер, высокая активность, контактная зависимость участников. Способность к творчеству в целом.

В своей педагогической деятельности я уделяю большое место театрализации. Театрализованная деятельность способствует развитию речи ребенка, театрализованной игре дети имитируют движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность речи — двигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения, расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире, развиваютсяпсихические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции, происходит развитие различных анализаторов, активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи, совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений, развивается эмоционально-волевая сфера, происходит коррекция поведения.

Читайте также:  Развитие и воспитание личности ребенка в процессе общения

Влияние театрализованной деятельности на развитие моего ребенка

Источник

Марина Пушкарская
Влияние театрализованной деятельности на развитие дошкольников

Влияние театрализованной деятельности на развитие дошкольников.

«Театрализованная деятельность является

неисчерпаемым источником развития чувств,

переживаний и эмоциональных открытий ребёнка,

приобщает его к духовному богатству.

(В. А. Сухомлинский)

Театр — это всегда праздник. С ним связаны радость, веселье, яркие впечатления, новые чувства. И как интересно быть не только зрителем, но и участником спектакля! Дети воспринимают окружающий мир целостно, не всегда замечая детали, познавая разнообразные жизненные явления через игру. Они не выносят однообразия и скуки, остро ощущают фальшь в изображении действительности, предпочитают весёлых, неунывающих героев. И театрализованная постановка в этом смысле как нельзя лучше подходит для занятий в детском саду.

Театрализация обогащает эмоциональную сферу ребёнка, развивает его творческие способности. Театральная постановка позволяет углубить и укрепить представления развивающейся личности о мире и о себе.

Занимаясь с детьми театром,мы ставим перед собой цель: сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Театрализованные игры помогают нам, педагогам, создавать радостную, непринужденную обстановку в группе, делать жизнь дошкольников интересной и содержательной, наполнять её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети могли и использовать в повседневной жизни.

Театрально-игровая деятельность имеет большое значение всестороннего воспитания детей. У них развивается художественный вкус,творческие способности. Театрализованные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. В игре-драматизации каждый ребенок проявляет свои эмоции, чувства и взгляды, причем не только наедине с собой, но и публично не стесняясь присутствия слушателей.

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.

Театрализованные представления развивают творческие способности детей. Творчество – это страна чудес.Ребенок учится: думать, чувствовать, воспринимать, фантазировать, экспериментировать.

Театрализованная деятельность по возрастным группам

В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью.

В средней группе можно уже учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц.. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры:

-настольного театра игрушек,

-настольного плоскостного театра,

-плоскостного театра на фланелеграфе,

-пальчикового театра.

В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Воспитатель учит их самостоятельно находить способы образной выразительности. В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра:

— мягкой игрушки,

— деревянный театр,

— конусный театр,

-театр народной игрушки,

— плоскостных фигур,

театр ложек

театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и пр.

В подготовительной группе игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом же возрасте становятся доступными режиссерские игры, где персонажи — куклы и другие игрушки, а ребенок заставляет их действовать и говорить.

На что направлена театрализованная деятельность?

— На развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций;

— На развитие мышления, воображения, внимания, памяти;

— На развитие фантазии;

— На формирование волевых качеств;

— На развитие многих навыков и умений (речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и т. д.)

Влияние театрализованной игры на развитие речи ребенка

Театрализованная игра:

— Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;

— Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства (динамику, темп, интонацию и др.);

— Совершенствует артикуляционный аппарат;

— Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.

Театрализованные игры (классификация Л. В. Артемовой):

— Режиссерские игры.

— Игры-драматизации.

— Настольный театр.

— Теневой театр.

Театр на фланелеграфе

— Игры-драматизации с пальчиками.

— Игры-драматизации с куклами бибабо.

— Импровизация.

— Игры-имитации.

— Ролевые диалоги.

— Инсценировки и спектакли.

Речь ребенка и различные виды театра:

Пальчиковый театр

*Способствует развитию речи, внимания, памяти;

*формирует пространственные представления;

*развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;

Читайте также:  Задержка развития ребенка мкб 10

* повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.

Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития

Театр картинок и фланелеграф

Развивают творческие способности;

— Содействуют эстетическому воспитанию;

Развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Вязаный театр

Развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию;

— Формирует творческие способности, артистизм;

— Обогащает пассивный и активный словарь.

Конусный, настольный театр

— Помогает учить детей координировать движения рук и глаз;

— Сопровождать движения пальцев речью;

— Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Театр-топотушки

— Помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие;

— Знакомит с народным творчеством;

— Обучает навыкам общения, игры, счета.

Театр на перчатке

— Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;

— Помогает справиться с переживаниями, страхами;

— Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.

Театр кукол Би-ба-бо

Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.

Игра-драматизация

Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности.

— Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов;

— Способствует самопознанию и самовыражению личности;

— Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра-драматизация.

Плоскостной театр:

-Способствует владению техникой упражнений куклами настольного театра,

положительному эмоциональному подъёму детей,помогает сплочению детского коллектива.

Театр формирует у детей целеустремлённость, собранность, взаимовыручку. Театральные импровизации способствуют эмоциональному воспитанию детей, умению выплеснуть свою энергию, передать своё видение мира. Работая с детьми, я не ставлю перед собой задачу воспитать профессиональных артистов. Но кем бы ни были в будущем дети, я верю, что они будут творчески относиться к своему делу. Надеюсь, что искренность, доброта, чистота помыслов и поступков будет присутствовать с ними всегда.

Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.

Виды кукольных театров.

Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста.Рассмотрим их разновидности:

-настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, театр на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки;

-стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);

-театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);

— верховые куклы (на ложках, бибабо, тростевые куклы);

— напольные куклы (марионетки, конусный театр);

-театр живой куклы (театр с «живой рукой», ростовые куклы, люди-куклы, театр масок).

Источник

И.А. Галкина (кандидат психологических наук)

Театрализованная деятельность – это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики. Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, стимулирует развитие психических процессов, способствует творческому развитию и формированию основ личностной культуры. Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей. По влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место наряду с музыкой, рисованием и лепкой.

В европейских странах традиция театра для детей связана с рождественскими постановками игровых действий на библейские и фольклорные сюжеты. В России истоком театра был школьный и домашний театр. Именно учебный театр, любительские подмостки сыграли определённую роль в появлении профессионального театра. Школьные театры, появившиеся в XVI – XVII вв. в учебных заведениях, впервые ставят пьесы о русской истории и современности. В XIX в. большую роль в воспитании и образовании детей играют театры, созданные в гимназиях, кадетских корпусах, воспитательных домах.

Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и восприятия детей. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, она выполняет и психотерапевтическую функцию.

Рассмотрим подробнее значение театральной деятельности для развития детей:

Кругозор и общая культура.

Театрализованная деятельность помогает повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.

Читайте также:  Центр развития ребенка ставрополь отзывы

Эмоциональное развитие.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т. е. развивает его эмоциональную сферу, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Помогает эмоциональному раскрепощению ребенка, снятию зажатости, обучению чувствованию и художественному воображению.

Речь.

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно расширяется и активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, реплики ставят ребенка перед необходимостью четко, ясно и понятно выражаться. У него становится лучше диалогическая речь и грамматический строй речи.

Развитие психических процессов.

В процессе театрализованных игр развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение; стимулируются мыслительные операции.

Физическое развитие.

В театрализованной деятельности совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.

Творчество.

Театрализованная деятельность — возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности его личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение и ассоциативное мышление.

Коммуникативные навыки.

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах. Ребенок, благодаря театрализованной деятельности учится решать многие проблемные ситуации и преодолевать застенчивость.

С первыми театрализованными действиями малыши встречаются очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Желательно использовать разные возможности для того, чтобы обыграть какой — либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребёнка. С театрализованными представлениями дети могут также познакомиться при просмотре спектаклей, цирковых представлений, спектакля кукольного театра, как в постановке профессиональных артистов, так и педагогов, родителей, старших детей. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние.

Театрализованные занятия включают разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни; просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения; упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Выбор постановки зависит от возраста детей. Чем дети младше, тем спектакль должен быть проще. Лучше всего подходят русские народные и авторские сказки. Можно взять текст сказки целиком в оригинале и разыграть его слово в слово, но интересней, если сказу изменить: добавить смешные эпизоды, слова, ввести новых героев, изменить концовку. Пофантазируйте, например, как колобку обмануть лисичку, а козлятам — злого волка, используйте эту возможность сочинения сказки на новый лад. Интересно также сочинить собственную историю или смастерить оригинальную куклу, которая станет главным героем. Когда уже выбран сценарий театра, нужно подумать о том, какой вид театрализованных игр лучше подойдет детям.

Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими. Игра — наиболее доступный и интересный для ребёнка способ переработки полученных впечатлений и выражения эмоций. Детство проходит в мире ролевых игр, помогающих ребёнку освоить правила и законы взрослых. Игры можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребёнок имеет свой реквизит, игрушки, мебель, одежду и т. д. Ребёнку предоставляется возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора, бутафора, музыканта. Театрализованная игра — одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнёрства. Театрализованная игра — это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности. Творчество проявляется в том, что ребёнок передаёт свои чувства в изображаемом действии, художественно передаёт замысел, варьирует своё поведение в роли, по-своему использует предметы. В театрализованных играх игровое действие, предмет, костюм или кукла имеют большое значение, так как облегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий. Все театральные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры драматизации, о которых подробнее речь пойдет во второй части нашей статьи.

Источник