Физическое воспитание и развития ребенка с зпр

Екатерина Сергеевна
Физическое развитие детей с ЗПР дошкольного возраста

Дошкольный возраст- яркая, неповторимая страница в жизни каждого ребенка, и именно этот период-основной фундамент приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, время эмоционального переживания отношений с людьми, природой, окружающими предметами, собственным «Я».

Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.

Наиболее употребляемой в отечественной психологии является классификация М. С Певзнер и Т. А Власовой. В дальнейшем на основе этой классификации К. С.Лебединской была предложена классификация по этиопатогенетическому принципу:

ЗПР конституционального происхождения

ЗПР соматогенного происхождения

ЗПР психогенного происхождения

Недостаточная опека, безнадзорность

Гиперопека, или воспитание по типу «кумира семьи»

Развитие личности по невротическому типу

ЗПР церебрально-органического происхождения.

Таким образом, у детей с ЗПР в дошкольном возрастенаблюдаются следующие отклонения:

1. Недоразвитие игровой деятельности.

Дошкольники с ЗПР не принимают предложенную им игровую роль, затрудняются в соблюдении правил игры, что имеет очень важное значение в подготовке к учебной деятельности. Дети чаще предпочитают подвижные игры, свойственные более младшему возрасту. В процессе сюжетно-ролевой игры возможны соскальзывания на стереотипные действия с игровым материалом, трудности выполнения определенных ролей. Задержка в развитии игровой деятельности наблюдается при всех формах ЗПР.

2. Недостаточная познавательная активность, нередко в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью ребенка. Эти явления могут серьезно тормозить эффективность развития и обучения ребенка. Быстро наступающее утомление приводит к снижению работоспособности, которое негативно отражается на усвоении учебного материала.

3. Недоразвитие обобщенности, предметности и целостности восприятия негативно отражается на формировании зрительно-пространственных функций. Это наглядно проявляется в таких продуктивных видах деятельности, как рисование и конструирование.

4. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы отрицательно влияет на поведение дошкольников с ЗПР. Они не держат дистанцию со взрослыми, могут вести себя навязчиво, бесцеремонно, трудно подчиняются правилам поведения в группе, редко завязывают длительные и глубокие отношения со сверстниками.

Таб. 1. Показатели психофизического развития детей (N) и детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Функция

Норма психического развития

Задержка психического развития

Моторика

Движения детей становятся более энергичными и точными, приобретают легкость и изящество. Дети увлеченно прыгают с разбега в высоту и длину. При метании предметов размахиваются. Здоровый ребенок легко ловит одной рукой мяч, умеет ходить боком по скамейке, подпрыгивает на месте, чередуя ноги. Свободно рисует карандашами и красками. Вырезает ножницами различные формы. Умеет работать с бумагой, картоном, тканью. Манипулятивная функция развита достаточно-движения быстрые, точные, координированные.

В некоторых случаях сохраняется замедленность, неловкость движений. Наблюдаются трудности при прыжках в высоту и длину. Ребенок затрудняется ловить мяч одной рукой. При отталкивании мяча не вытягивает руки вперед. При ходьбе боком по скамейке движения замедлены, подпрыгивание на месте затруднено. Отмечаются некоординированные движения ног, нарушение равновесия. Испытывает существенные трудности при вырезании предметов, даже прямолинейных форм. Манипулятивная функция резко ограничена, наблюдаются трудности манипулирования предметами при наличии хватания. Моторика не координировна.

Сенсорно-перцептивная деятельность

Планомерно обследует предмет в процессе осязательного и зрительного восприятия. Знает название неэталонных геометрических форм (овал, ромб, прямоугольник) и цветовых оттенков (голубой, розовый, серый, фиолетовый). Составляет сериационный ряд из предметов, ориентируясь только на размер предмета. В ориентировочной деятельности может наблюдаться сниженная внешняя активность при рациональном использовании стимульного материала.

В процессе зрительного и осязательного восприятия наблюдаются трудности планомерного обследования предметов: преобладают игровые, хаотичные действия с предметами, что снижает эффективность их восприятия. Путает названия неэталонных геометрических форм и цветовых оттенков.

Испытывает существенные трудности при составлении сериационного ряда из предметов разной величины. Наблюдается нецеленаправленный способ работы. В ориентировочной деятельности выраженная внешняя активность при хаотичном, бессистемном манипулировании стимульным материалом. В целом характерно выраженное недоразвитие конструктивной и изобразительной деятельности.

Интеллектуальная деятельность

Умеет считать в пределах 10,в прямом и обратном порядке. Знает состав числа. Отсчитывает по 2-3 предмета. Овладевает элементарным сложением и вычитанием на наглядном уровне. Называет последовательно дни недели, времена года. Сформированы видовые и родовые представления («Назови, какую знаешь мебель, как назвать одним словом стол, шкаф и пр. ?»)

Обобщает предметы методом исключения (из четырех, пяти объектов). Классифицирует. Составляет последовательные умозаключения по картинкам (2-4 картинки).

Пересказывает текст рассказа, сказки. Умеет рассуждать по поводу наблюдаемых явлений. Адекватно устанавливает взаимодействия между героями событий. Словарный запас высокий, речь фразовая, без косноязычия.

Может считать до 10, испытывает некоторые трудности при отсчитывании предметов. В обратном порядке счет затруднен. На наглядном уровне ребенок может овладеть операциями сложения и вычитания. Знает времена года, испытывает трудности при назывании дней недели.

Родовые и видовые представления сформированы неточно, или дается описательная характеристика понятия с называнием существительных признаков. Правильно обобщает методом исключения из четырех предметов, но мотивировка ответов нечеткая. Составляет последовательные умозаключения в рассказах, но с направляющей помощью педагога.

Затруднен пересказ сюжета, сказки в связи с ограниченным словарным запасом, в отдельных случаях с недоразвитием лексико-грамматических средств языка.

Игровая деятельность

Проявляются устойчивые интересы в игре. Есть любимые роли, любимые игры. Сюжет игр приобретает наибольшую полноту, яркость, выразительность, в них наиболее полно отражается жизнь взрослых. Предпочитает групповые игры. Может самостоятельно развернуть игру.

Интерес к игре имеется, но сюжет игры может быть однообразным. Ребенок с ЗПР предпочитает индивидуальные игры над групповыми. В процессе групповых игр занимает зависимую позицию. Наблюдается непродолжительность игры, отсутствует предварительный замысел. Не проявляет активности и самостоятельности в групповых играх. Игра носит элементы сюжета.

Эмоционально-личностные проявления

Согласует свои действия с другими детьми. Активно и целенаправленно действует в соответствии с поставленной целью. Интерес выраженный стойкий. Выполняет правила поведения не только по привычке, но и сознательно. При выполнении правил поведения следит за другими детьми. Высокая работоспособность. Внешне эмоциональные проявления отчетливо выражены и разнообразны, проявляются спонтанно. Эмоционально уравновешен. Навык самоконтроля сформирован.

Читайте также:  Скачать уроки для развития ребенка с 3 лет

Активность и целенаправленность инертная либо бесцельная, хаотичная, улучшается стимуляцией взрослого. Интерес выражен, но не стойкий. Может проявлять безудержность эмоций. При возникновении конфликтов со сверстниками возможны аффектиные разрядки в виде вспышек гнева, громкого плача. Затруднено выполнение правил поведения. У некоторых детей наблюдается устойчивое негативное отношение к процессу общения со сверстниками. При проявлении негативных реакций они более сдержаны, но не склонны проявлять интерес к совместным играм, ведут себя пассивно, безразлично. Некритичны. Работоспособность носит мерцательный характер. Часто отказываются посещать детский сад. Навык самоконтроля в стадии формирования.

Навыки

Умеет делать практически все самостоятельно (одеваться, умываться, правильно пользоваться столовыми приборами). Поддерживает чистоту и порядок в своей комнате или в группе.

Навыки самостоятельности активно формируются, но отмечается замедленный темп выполнения действий по самообслуживанию. Медленно одевается, умывается, ест. В некоторых случаях, наоборот, старается все сделать быстро, но результат таких действий неудовлетворительный. Не проявляет инициативы к самообслуживанию.

Ранняя диагностика ЗПР затруднительна. Это обусловлено тем, что для подтверждения диагноза необходим сравнительный анализ психического развития ребенка с нормами возраста. Степень и характер задержки развития определяется коллегиально врачом психиатром, психологом, логопедом, дефектологом. Психическое развитиевключает оценку следующих критериев: речевое и предречевое развитие; память и мышление; восприятие (знание предметов и частей тела, цветов, форм, ориентация в пространстве); внимание; игровая и изобразительная деятельность; уровень навыков самообслуживания; коммуникабельность и самосознание;

Последствия ЗПР больше отражаются на психологическом здоровье личности. Если проблема не корректируется, малыш продолжает отдаляться от коллектива, у него снижается самооценка. В будущем социальная адаптация таких детей затруднительна. Вместе с прогрессированием ЗПР ухудшается письмо, речь.

Основная помощь детям с ЗПР заключается в длительной психолого-педагогической коррекции, которая направлена на улучшение эмоционально-коммуникативной и когнитивной сферы. Суть ее заключается в проведении занятий с психологом, логопедом, дефектологом.

Эффективность системы коррекционно-педагогического воздействия во многом зависит от четкой организации жизни и деятельности детей в период их пребывания в детском саду. Следует помнить о значительной нервно-психической нагрузке, которую желательно равномерно распределить в течение дня. Необходима преемственность в работе всех педагогов, работающих с детьми.

Источник

Физические способности детей с ЗПР, как правило, значительно отличаются от способностей нормально развивающихся сверстников. В связи с особенностями психического и физического развития у таких детей отмечаются нарушения пространственных и временных представлений, координации, точности движений; снижена способность к запоминанию и концентрации внимания. Отличительной чертой является замедленность темпов развития мышления, нарушение коры голоного мозга, что приводит к трудности овладения двигательными действиями. Формирование двигательной памяти у них затруднено. Отмечается двигательная расторможенность или, наоборот, гиподинамия (они малоподвижны, не любят бегать, прыгать, предпочитают игру другим видам деятельности), недостаточность функции вестибулярного аппарата, характерно нарушение зрительно-слуховой ориентации в пространстве. Движения этих детей не соразмерны, они затрудняются в метании мяча, в выполнении тонких дифференцированных движений пальцами рук. Некоторые дети предпочитают предметы, издающие резкие звуки, шумы, и однообразно ими манипулируют (Л. Н. Ростомашвили, 2009).

Как обнаружила Земцова М. И. (1973), чувственный опыт и вербальные представления детей не совпадают. При определении местоположения предметов словом дети в основном применяют приблизительные словесные обобщения или указательные в сопровождении жеста. Это обусловлено тем, что дети со сложными нарушениями развития на низком уровне отражения пространственных отношений и положений.

Л. С. Сековец (2001) отмечает, что снижение сенсорной информации, сенсорно-перцептивных и мыслительных процессов при неполноценном зрительном восприятии вызывает у детей значительные затруднения во всех видах деятельности, особенно в двигательной и пространственной ориентировке.

У детей со сложными нарушениями развития наблюдаются разнообразные сочетания нарушений, обусловленные органическим поражением ЦНС. Как известно, детский церебральный паралич в чистом виде встречается крайне редко. По данным научно-методической литературы, комплексные рассторойства встречаются у 85% детей с ДЦП. На основе ряда исследований (Калижнюк Э. С. (1989), Шипицыной Л. М. и Мамайчук И. И. (2003), Приходько О. Г. (2008)) детей с ДЦП выявлены различные нарушения чувствительности – у 50-94%, у 14-65% детей – судороги, нарушение интеллекта – у 30-35%, у 70% детей со спастической формой ДЦП наблюдаются речевые расстройства. При этой форме ДЦП наиболее часто (у 40-50% детей) встречаются различные дисфункции зрительного анализатора.

Сниженная двигательная активность, обусловленная страхом освоения пространства (у детей с депривацией зрения), является одним из факторов, тормозящих развитие физических качеств. Картина двигательных нарушений у детей со сложной структурой дефекта, по мнению Н. П. Вайзмана (1997), мозаична и разнообразна. Автор отмечает, что за такими детьми закрепился термин «моторно неловкий», который характеризует в целом их облик – с нарушенной осанкой, отсутствием пластичности, эмоциональной выразительности, несоразмерностью и плохой координацией движений.

У детей со сложными нарушениями развития отмечается заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, выносливости, ловкости, скорости. Особые затруднения возникают при выполнении согласованных движений рук и ног. Некоторые учащиеся могут справиться с несложным по координации заданием только с 3 – 5- попытки, а другие и вовсе не могут справиться с заданием. Освоение новых видов двигательной деятельности многим детям, особенно старшего возраста, дается с трудом. Это происходит из-за недостаточной «пластичности» центральной нервной системы, сложившихся двигательных стереотипов, малого жизненного опыта (Ростомашвили Л. Н., 2009).

Слабые физические данные и низкий уровень развития силы, выносливости, гибкости, быстроты и ловкости у детей со сложными нарушениями развития приводят к тому, что они отстают от своих нормально развивающихся сверстников в показателях физической подготовленности и развитии основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание).

Задержка или отсутствие приростов соматических размеров тела (массы и длины), а также отрицательные сдвиги говорят о неблагоприятных изменениях физического развития и требуют принятия мер (Тарасова Т. А., 2005).

В ряде исследований (Земцова М. И. (1973), Каплан М. С. (1990) и др.) представлена физиологическая связь между зрительной системой и вегетативными функциями, связь зрительной афферентацией и обменными процессами, состоянием сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Наряду с выше перичисленными отклонениями у детей со сложными нарушениями развития часто встречаются заболевания соматического генеза. У некоторых детей отмечается нарушение работы желудочно-кишечного тракта, пиелонефриты, значительно большее число простудных заболеваний. Сон у некоторых детей расстроен.У них встречаются нарушения в работе внутренних органов, которые проявляются в расстройствах аппетита, неутолимой жажде, энурезах.

Читайте также:  Центр развития ребенка мозаика тюмень

Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев рук. И если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие (Прахт Л. И., 2004).

При организации учебного процесса следует помнить, что дети с любыми сочетаниями нарушений развиваются в условиях своеобразной сенсорной, двигательной и познавательной депривации (Епифанцева Т. Б., 2005).

Источник

Îñíîâíûå ïðè÷èíû çàäåðæêè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ è åå êëàññèôèêàöèÿ. Õàðàêòåðèñòèêà äåòåé ìëàäøåãî âîçðàñòà ñ çàäåðæêîé ïñèõîðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ, îñîáåííîñòè è çàäà÷è èõ ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ, êîððåêöèîííî-îçäîðîâèòåëüíàÿ (â äâèæåíèè) è ïñèõîãèìíàñòèêà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://allbest.ru

Ðåôåðàò

Ôèçè÷åñêîå âîñïèòàíèå ó äåòåé ñ çàäåðæêîé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ

Ïîäãîòîâèëà ñòóäåíòêà 4 À êóðñà

Çîáíèíà Åëåíà

Ñîäåðæàíèå

Ââåäåíèå

1. Çàäåðæêà ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ

1.1 Ïîíÿòèå çàäåðæêè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ

1.2 Êëàññèôèêàöèÿ çàäåðæêè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ

1.3 Õàðàêòåðèñòèêà äåòåé ìëàäøåãî âîçðàñòà ñ çàäåðæêîé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ

2. Ôèçè÷åñêîå âîñïèòàíèå äåòåé ñ çàäåðæêîé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ

2.1 Îñíîâíûå çàäà÷è ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ äåòåé ñ çàäåðæêîé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ

2.2 Îðãàíèçîâàííûå ôîðìû äâèãàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè

Çàêëþ÷åíèå

Ñïèñîê èñïîëüçóåìîé ëèòåðàòóðû

âîñïèòàíèå ïñèõîðå÷åâîé äåòè ãèìíàñòèêà

Ââåäåíèå

Âîñïèòàíèå, îõðàíà çäîðîâüÿ è ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå ïîäðàñòàþùåãî ïîêîëåíèÿ — äåëî ãîñóäàðñòâåííîé âàæíîñòè. Áîëüøóþ ðîëü â ðåøåíèè ýòîé çàäà÷è èãðàþò äîøêîëüíûå ó÷ðåæäåíèÿ, êîòîðûå, ÿâëÿÿñü ïåðâîé ñòóïåíüþ îáùåé ñèñòåìû íàðîäíîãî îáðàçîâàíèÿ, ïðèçâàíû îáåñïå÷èòü îõðàíó æèçíè, óêðåïëåíèå çäîðîâüÿ äåòåé, èõ âñåñòîðîííåå ðàçâèòèå.

 ñïåöèàëüíîé ëèòåðàòóðå ïðåäñòàâëåíî ñðàâíèòåëüíî ìàëî äàííûõ îá îñîáåííîñòÿõ ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ñ çàäåðæêîé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Îòäåëüíûõ ýêñïåðèìåíòàëüíûõ èññëåäîâàíèé â ýòîì íàïðàâëåíèè íå ïðîâîäèëîñü, îäíàêî áîëüøèíñòâî ó÷åíûõ óêàçûâàþò íà ïðèñóòñòâèå â ôèçè÷åñêîì ñòàòóñå ó äåòåé äàííîé êàòåãîðèè èíôàíòèëüíûõ ÷åðò, íåäîðàçâèòèå òîíêîé è îáùåé ìîòîðèêè, íàðóøåíèå êîîðäèíàöèè è ðåãóëÿöèè äâèæåíèé (Í.È. Îçåðåöêèé, 1938; Ì.Ñ. Ïåâçíåð, 1966; Í.Ï. Âàéçìàí, 1971).

Ñîçäàíèå íîâîé ìîäåëè îáðàçîâàòåëüíîãî ó÷ðåæäåíèÿ êîìïåíñèðóþùåãî âèäà «Äåòñêèé ñàä — íà÷àëüíàÿ øêîëà» ïðåäïîëàãàåò íå òîëüêî íàëè÷èå îïòèìàëüíûõ óñëîâèé, îáåñïå÷èâàþùèõ êîððåêöèþ âòîðè÷íûõ îòêëîíåíèé â ðàçâèòèè ïðîáëåìíîãî ðåáåíêà, íî è îïðåäåëåíèå íîâûõ íàïðàâëåíèé è òåõíîëîãèé êîððåêöèîííî-ïåäàãîãè÷åñêîé ðàáîòû ñ äåòüìè, èìåþùèìè ïñèõîðå÷åâûå îòêëîíåíèÿ â ðàçâèòèè.

Ó÷èòûâàÿ âàæíîñòü ïðåîäîëåíèÿ ïñèõîìîòîðíîãî èíôàíòèëèçìà ó äåòåé ñ ÇÏÐ äëÿ óñïåøíîãî óñâîåíèÿ èìè ïðîãðàììíîãî ìàòåðèàëà â ïåðèîä äîøêîëüíîãî äåòñòâà è ïîäãîòîâêè èõ ê îáó÷åíèþ â øêîëå, à òàêæå ëèøü êîñâåííóþ èçó÷åííîñòü ïðîáëåìû ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ äåòåé ýòîé êàòåãîðèè, ìû ñ÷èòàåì èçó÷åíèå äàííîé ïðîáëåìû îñîáî çíà÷èìîé.

1.Çàäåðæêà ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ

1.1 Ïîíÿòèå çàäåðæêè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ

Çàäåðæàííîå ðàçâèòèå ýòî âàðèàíò äèçîíòîãåíåçà, ïðè êîòîðîì îòìå÷àþòñÿ çàìåäëåííûé òåìï ðàçâèòèÿ, ëåãêàÿ èíòåëëåêòóàëüíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü, çàíèìàþùàÿ ïðîìåæóòî÷íîå ïîëîæåíèå ìåæäó óìñòâåííîé îòñòàëîñòüþ è èíòåëëåêòóàëüíîé íîðìîé. Ãðàíèöû çàäåðæêè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ îïðåäåëÿþòñÿ ñîöèàëüíûìè êðèòåðèÿìè, òðåáîâàíèÿìè, ïðåäúÿâëÿåìûìè ê ðåáåíêó.

Çàäåðæêà ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ìîæåò áûòü êàê ñàìîñòîÿòåëüíûì âèäîì äèçîíòîãåíåçà, òàê è âõîäèòü â ñëîæíóþ ñòðóêòóðó èñêàæåííîãî è äåôèöèòàðíîãî ðàçâèòèÿ.

Òåðìèí çàäåðæêà ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ íåêîòîðûìè àâòîðàìè, îñîáåííî êëèíèöèñòàìè, çàìåíÿåòñÿ ïîíÿòèåì ïîãðàíè÷íàÿ óìñòâåííàÿ îòñòàëîñòü, òàê êàê èíòåëëåêò íàõîäèòñÿ â ïîãðàíè÷íîé çîíå ìåæäó íîðìîé è ïàòîëîãèåé. Ê.Ñ. Ëåáåäèíñêèé ñ÷èòàåò, ÷òî òåðìèí çàäåðæêà ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ îïðàâäàí êàê ñ òåîðåòè÷åñêîé, òàê è ñ ïðàêòè÷åñêîé òî÷êè çðåíèÿ. Íåçàâèñèìî îò ýòèîëîãèè îòìå÷àþòñÿ èìåííî çàäåðæêà ðàçâèòèÿ, äåôèöèò çíàíèé è íàâûêîâ, çàïàçäûâàíèå â ôîðìèðîâàíèè ìûøëåíèè, ñïîñîáíîñòè ê îáîáùåíèþ è àáñòðàãèðîâàíèþ.

Èçó÷åíèå çàäåðæêè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ â íàøåé ñòðàíå íà÷àëîñü â 50-å ãîäû Ã.Å. Ñóõàðåâîé è äðóãèìè îòå÷åñòâåííûìè ïñèõîëîãàìè. Òåðìèí áûë ïðåäëîæåí Ò.À. Âëàñîâîé è Ì.Ñ. Ïåâçíåð â ðàáîòàõ 60-70 ãîäîâ. Ñàìî ïîíÿòèå çàäåðæêà ïðåäïîëàãàåò, ÷òî çàäåðæêà ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ èìååò îáðàòèìûé õàðàêòåð, ïðè êîððåêöèîííîé ðàáîòå èëè áåç íåå ðåáåíîê äîãîíèò ñâîèõ ñâåðñòíèêîâ.

1.2 Êëàññèôèêàöèÿ çàäåðæêè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ

Ò.À. Âëàñîâà è Ì.Ñ. Ïåâçíåð âûäåëÿþò äâå îñíîâíûå ôîðìû çàäåðæêè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ:

1. Îáóñëîâëåííóþ ïñèõè÷åñêèì è ïñèõîôèçè÷åñêèì èíôàíòèëèçìîì;

2. Îáóñëîâëåííóþ äëèòåëüíûìè àñòåíè÷åñêèìè è öåðåáðàñòåíè÷åñêèìè ñîñòîÿíèÿìè.

Ïî êëàññèôèêàöèè Ã.Å. Ñóõàðåâîé, îñíîâàííîé íà ýòèîïàòîãåíåòè÷åñêîì ïðèíöèïå, âûäåëÿþò ñëåäóþùèå ôîðìû çàäåðæêè ðàçâèòèè:

1. èíòåëëåêòóàëüíûå íàðóøåíèÿ â ñâÿçè ñ íåáëàãîïðèÿòíûìè óñëîâèÿìè ñðåäû, âîñïèòàíèÿ;

2. èíòåëëåêòóàëüíûå íàðóøåíèÿ ïðè äëèòåëüíûõ àñòåíè÷åñêèõ ñîñòîÿíèÿõ, îáóñëîâëåííûõ ñîìàòè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè;

3. èíòåëëåêòóàëüíûå íàðóøåíèÿ ïðè ðàçëè÷íûõ ôîðìàõ èíôàíòèëèçìà;

4. èíòåëëåêòóàëüíûå íàðóøåíèÿ â ñâÿçè ñ ïîðàæåíèåì ñëóõà, çðåíèÿ. Äåôåêòàìè ðå÷è, ÷òåíèÿ è ïèñüìà;

5. èíòåëëåêòóàëüíûå íàðóøåíèÿ â ðåçèäóàëüíîì ïåðèîäå èíôåêöèîííûõ è òðàâìàòè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû.

 íàñòîÿùåå âðåìÿ áîëåå ðàñïðîñòðàíåíà êëàññèôèêàöèÿ çàäåðæàííîãî ðàçâèòèÿ, ðàçðàáîòàííàÿ Ëåáåäèíñêîé. Îíà âûäåëÿåò ÷åòûðå îñíîâíûõ âàðèàíòà çàäåðæêè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ íà îñíîâå ýòèîëîãèè:

1. ÇÏÐ êîíñòèòóöèîíàëüíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ;

2. ÇÏÐ ñîìàòè÷åñêîãî ïðîèñõîæäåíèÿ;

3. ÇÏÐ ïñèõîãåííîãî ïðîèñõîæäåíèÿ;

4. ÇÏÐ öåðåáðàëüíî-îðãàíè÷åñêîãî ïðîèñõîæäåíèÿ.

Çàäåðæêà ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ ïàðöèàëüíîé íåñôîðìèðîâàííîñòüþ âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé.

1.3 Îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà äåòåé ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà ñ çàäåðæêîé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ

Ïîñòóïàþùèì â øêîëó äåòÿì ñ ÇÏÐ ïðèñóù ðÿä ñïåöèôè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé. Îíè íå îáíàðóæèâàþò ãîòîâíîñòè ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ. Ó íèõ íåò íóæíûõ äëÿ óñâîåíèÿ ïðîãðàììíîãî ìàòåðèàëà óìåíèé, íàâûêîâ è çíàíèé.  ñâÿçè ñ ýòèì äåòè îêàçûâàþòñÿ íå â ñîñòîÿíèè (áåç ñïåöèàëüíîé ïîìîùè) îâëàäåòü ïèñüìîì, ñ÷åòîì è ÷òåíèåì. Èì òðóäíî ñîáëþäàòü ïðèíÿòûå â øêîëå íîðìû ïîâåäåíèÿ. Îíè èñïûòûâàþò òðóäíîñòè â ïðîèçâîëüíîé îðãàíèçàöèè äåÿòåëüíîñòè. Ó÷àùèåñÿ ñ ÇÏÐ áûñòðî óòîìëÿþòñÿ. Ðàáîòîñïîñîáíîñòü èõ ïàäàåò, à èíîãäà îíè ïðîñòî ïåðåñòàþò âûïîëíÿòü íà÷àòóþ äåÿòåëüíîñòü. Ýòè è ðÿä äðóãèõ îñîáåííîñòåé ãîâîðèò î òîì, ÷òî ÇÏÐ ïðîÿâëÿåòñÿ êàê â çàìåäëåííîì ñîçðåâàíèè ýìîöèîíàëüíî-âîëåâîé ñôåðû, òàê è â èíòåëëåêòóàëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòè.

Ñèñòåìàòè÷åñêîå ïñèõîëîãè÷åñêîå èçó÷åíèå äåòåé ñ ÇÏÐ íà÷àëîñü ñðàâíèòåëüíî íåäàâíî. Âíèìàíèå èññëåäîâàòåëåé áûëî ñîñðåäîòî÷åíî ïðåèìóùåñòâåííî íà èçó÷åíèè ïîçíàâàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè äåòåé ýòîé ãðóïïû. Óñòàíîâëåíî, ÷òî ìíîãèå èç òàêèõ äåòåé èñïûòûâàþò òðóäíîñòè â ïðîöåññå âîñïðèÿòèÿ. Ýòî ïðîÿâëÿåòñÿ â òîì, ÷òî äåòè íå âîñïðèíèìàþò ñ äîñòàòî÷íîé ïîëíîòîé ïðåïîäíîñèìûé èì ó÷åáíûé ìàòåðèàë. Ìíîãîå âîñïðèíèìàåòñÿ èìè íåïðàâèëüíî.

Читайте также:  Скачать компьютерную игру для развития ребенка 5 лет

Ó âñåõ äåòåé ñ ÇÏÐ íàáëþäàþòñÿ è íåäîñòàòêè ïàìÿòè: ïðè÷åì ýòè íåäîñòàòêè êàñàþòñÿ âñåõ âèäîâ çàïîìèíàíèÿ.

Çíà÷èòåëüíîå îòñòàâàíèå è ñâîåîáðàçèå îáíàðóæèâàåòñÿ è â ðàçâèòèè ìûñëèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè. Òî è äðóãîå ñ íàèáîëüøåé î÷åâèäíîñòüþ ïðîÿâëÿåòñÿ â ïðîöåññå ðåøåíèÿ èíòåëëåêòóàëüíûõ çàäà÷.

Òàêèå äåòè íå âëàäåþò â ïîëíîé ìåðå èíòåëëåêòóàëüíûìè îïåðàöèÿìè, ÿâëÿþùèìèñÿ íåîáõîäèìûìè êîìïîíåíòàìè ìûñëèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè. Ðå÷ü èäåò îá àíàëèçå, ñèíòåçå, ñðàâíåíèè, îáîáùåíèè è àáñòðàãèðîâàíèè. Ó äåòåé ñ ÇÏÐ íàáëþäàåòñÿ îòñòàâàíèå â ðàçâèòèè âñåõ ôîðì ìûøëåíèÿ. Ýòî ãîâîðèò î íåîáõîäèìîñòè ïðîâîäèòü ñïåöèàëüíóþ ïåäàãîãè÷åñêóþ ðàáîòó ñ öåëüþ ôîðìèðîâàíèÿ ó äåòåé èíòåëëåêòóàëüíûõ îïåðàöèé, ðàçâèòèÿ íàâûêîâ óìñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè è ñòèìóëÿöèè èíòåëëåêòóàëüíîé àêòèâíîñòè.

Îòëè÷àåòñÿ îò íîðìû è ðå÷ü äåòåé ñ ÇÏÐ. Ìíîãèì èç íèõ ïðèñóùè äåôåêòû ïðîèçíîøåíèÿ, ó íèõ áåäíûé ñëîâàðíûé çàïàñ. Äåòè ñ ÇÏÐ ïëîõî îâëàäåâàþò ýìïèðè÷åñêèìè ãðàììàòè÷åñêèìè îáîáùåíèÿìè.

Çíà÷èòåëüíûì ñâîåîáðàçèåì îòëè÷àåòñÿ ïîâåäåíèå ýòèõ äåòåé. Ïîñëå ïîñòóïëåíèÿ â øêîëó îíè ïðîäîëæàþò âåñòè ñåáÿ, êàê äîøêîëüíèêè. Âåäóùåé äåÿòåëüíîñòüþ îñòàåòñÿ èãðà. Ó÷åáíàÿ ìîòèâàöèÿ îòñóòñòâóåò èëè êðàéíå ñëàáî âûðàæåíà.

Åñëè óêàçàííîå îòñòàâàíèå è íå âïîëíå àäåêâàòíîå ïîâåäåíèå íå óäàåòñÿ ïðåîäîëåòü â óñëîâèÿõ ìàññîâîé øêîëû, íàäî íàïðàâèòü ðåáåíêà íà ìåäèêî-ïåäàãîãè÷åñêóþ êîìèññèþ, êîòîðàÿ ðåøèò âîïðîñ î öåëåñîîáðàçíîñòè ïåðåâîäà åãî â ñïåöèàëüíóþ øêîëó äëÿ äåòåé ñ ÇÏÐ.

2. Ôèçè÷åñêîå âîñïèòàíèå äåòåé ñ çàäåðæêîé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ

2.1 Îñíîâíûå çàäà÷è ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ äåòåé ñ çàäåðæêîé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ

Ñðåäè îñíîâíûõ êîíöåïòóàëüíûõ ïîëîæåíèé ïðîãðàììû ñëåäóåò âûäåëèòü óòâåðæäåíèå ñïåöèàëèñòîâ î âçàèìîîáóñëîâëåííîñòè ôóíêöèîíàëüíûõ è ìîðôîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèé, à òàêæå ïðåäñòàâëåíèå î çíà÷èìîñòè äâèæåíèé äëÿ ðàçâèòèÿ ðå÷åâûõ ôóíêöèé ãîëîâíîãî ìîçãà (Í.À. Áåðøòåéí, Äæ. Áðóííåð, Ì.Ì. Êîëüöîâà è äð.).

Îñíîâíûìè çàäà÷àìè ÿâëÿþòñÿ:

1. Çàáîòà îá îõðàíå è óêðåïëåíèè çäîðîâüÿ äåòåé, çàêàëèâàíèå;

2. Óëó÷øåíèå ôóíêöèé íåðâíîé ñèñòåìû, ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé, äûõàíèÿ è äð., óêðåïëåíèå îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà;

3. Êîìïëåêñíàÿ è ðàííÿÿ äèàãíîñòèêà ñîñòîÿíèÿ çäîðîâüÿ è ïîêàçàòåëåé ïñèõîôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé, èçó÷åíèå èõ äèíàìèêè;

4. Ñîçäàíèå íåîáõîäèìûõ óñëîâèé äëÿ ïñèõîëîãè÷åñêîé è ñîöèàëüíîé àäàïòàöèè;

5. Ðàçðàáîòêà ñîäåðæàíèÿ êîëëåêòèâíûõ è èíäèâèäóàëüíûõ ôîðì ðàáîòû ïî êîððåêöèè;

6. Ðàçâèòèå îáùåé, ñåíñîìîòîðíîé è ðå÷å-äâèãàòåëüíîé ìîòîðèêè;

7. Ðàçâèòèå ïðîñòðàíñòâåííî-êîîðäèíàöèîííûõ è ðèòìè÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé;

8. Ôîðìèðîâàíèå óìåíèé ïðîèçâîëüíî óïðàâëÿòü òåëîì, ðåãóëèðîâàòü ðå÷ü, ýìîöèè;

9. Îáîãàùåíèå ïîçíàâàòåëüíîé ñôåðû;

10. Ðàçâèòèå êîììóíèêàòèâíîé èíèöèàòèâû è àêòèâíîñòè;

11. Ïîñòðîåíèå äâèãàòåëüíîãî ðåæèìà;

12. Îñóùåñòâëåíèå êîîðäèíàöèè è âçàèìîäåéñòâèÿ ëå÷åáíî-ëîãîïåäè÷åñêèõ è ïñèõîïåäàãîãè÷åñêèõ ñëóæá.

2.2Îðãàíèçîâàííûå ôîðìû äåÿòåëüíîñòè

Îñíîâó êîððåêöèîííî-îçäîðîâèòåëüíîé ðàáîòû ïî äâèãàòåëüíîìó ðåæèìó ñîñòàâëÿþò ñïåöèàëüíûå îðãàíèçîâàííûå ôîðìû äâèãàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè.

Êîððåêöèîííî-îçäîðîâèòåëüíàÿ ãèìíàñòèêà.

Íåîáõîäèìîñòü åå ïðîâåäåíèÿ îáóñëîâëåíà íàáëþäåíèÿìè çà ñîñòîÿíèåì äåòåé â óòðåííèå ÷àñû ïðèåìà: íåêîòîðûå èç íèõ ïðèõîäèëè çàòîðìîæåííûìè, âÿëûìè, äðóãèå áûëè ÷ðåçìåðíî âîçáóæäåíû è íå ìîãëè ñîñðåäîòî÷èòüñÿ. Ýòà ãèìíàñòèêà ïîçâîëÿåò îáðåòàòü ïîëîæèòåëüíîå ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå è õîðîøèé òîíóñ íà öåëûé äåíü.

Ãèìíàñòèêà äëÿ ñòèìóëÿöèè äåÿòåëüíîñòè ðå÷åâûõ öåíòðîâ.

Ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñèñòåìó ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé äëÿ êîððåêöèè ðå÷è. Ñþäà âõîäÿò:

— ýëåìåíòû ëîãîðèòìèêè. Ýòî äâèæåíèÿ, êîòîðûå ñî÷åòàþòñÿ ñ ðå÷åâûì ñîïðîâîæäåíèåì (çâóêîì, ñëîâîì, ôðàçîé, ñòèõàìè è ò.ä.); îíè ñïîñîáñòâóþò ðàçâèòèþ ðå÷å-äâèãàòåëüíîãî è ñëóõîâîãî àíàëèçàòîðîâ, ðåãóëÿöèè äûõàíèÿ, çàêðåïëåíèþ äâèãàòåëüíûõ íàâûêîâ è ïðàâèëüíîìó ïðîèçíîøåíèþ. Ïðè âûïîëíåíèè ýòèõ óïðàæíåíèé â èãðîâîé ôîðìå äåòè ðèòìè÷íî, êðàñèâî è áåç íàïðÿæåíèÿ äâèãàþòñÿ;

— ïàëü÷èêîâàÿ ãèìíàñòèêà âêëþ÷àåò â ñåáÿ àêòèâíûå óïðàæíåíèÿ è èãðû ëÿ ïàëüöåâ ðóê.

-àðòèêóëÿöèîííàÿ ãèìíàñòèêà, ñòèìóëèðóþùàÿ ôóíêöèè ðå÷å-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà;

— äèäàêòè÷åñêèå èãðû íà ðàçâèòèå ñåíñîìîòîðèêè.

Äàííàÿ ãèìíàñòèêà ÿâëÿåòñÿ ñîñòàâíîé ÷àñòüþ âñåõ îáó÷àþùèõ çàíÿòèé.

Ðåëàêñàöèÿ — èñïîëüçîâàíèå îñîáûõ óïðàæíåíèé, êîòîðûå ïîìîãàþò ðàññëàáèòü ìûøöû ðóê, íîã, ëèöà, òóëîâèùà. Îíè ïîçâîëÿþò óñïîêîèòü äåòåé è ñíÿòü ìûøå÷íîå è ýìîöèîíàëüíîå íàïðÿæåíèå, ÷òî ÿâëÿåòñÿ ãëàâíûì óñëîâèåì äëÿ åñòåñòâåííîé ðå÷è.

Îçäîðîâèòåëüíûé äîçèðîâàííûé áåã ïðåäíàçíà÷åí äëÿ òðåíèðîâêè âñåõ ôóíêöèîíàëüíûõ ñèñòåì îðãàíèçìà, äëÿ ðàçâèòèÿ ôèçè÷åñêîé âûíîñëèâîñòè è ôîðìèðîâàíèÿ âîëåâûõ êà÷åñòâ.

Òðåíèðóþùàÿ èãðîâàÿ äîðîæêà îáåñïå÷èâàåò êà÷åñòâåííîå è èíäèâèäóàëüíîå îáó÷åíèå äåòåé îñíîâíûì âèäàì äâèæåíèé. Ââåäåíèå äîïîëíèòåëüíîé ôîðìû îáó÷åíèÿ îáóñëîâëåíî çàìåäëåííûì ïðîöåññîì ôîðìèðîâàíèÿ ó äåòåé äâèãàòåëüíûõ íàâûêîâ (â ñðåäíåì äåòè ñ íàðóøåíèåì ðå÷è óñâàèâàþò äâèæåíèÿ â òå÷åíèå 5-8 çàíÿòèé è áåç ðåãóëÿðíîãî ïîâòîðåíèÿ áûñòðî óòðà÷èâàþò ïðèîáðåòåííûé äâèãàòåëüíûé îïûò).

Îçäîðîâèòåëüíûå ìåðîïðèÿòèÿ ïîñëå äíåâíîãî ñíà ïðåäíàçíà÷åíû äëÿ ïîñòåïåííîãî ïåðåõîäà äåòåé îò ñïîêîéíîãî ñîñòîÿíèÿ ê áîäðñòâîâàíèþ è âêëþ÷àåò â ñåáÿ êîìïëåêñ ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû, ìàññàæ, ñàìîìàññàæ, äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ, çàêàëèâàíèå.

Ïñèõîãèìíàñòèêà ïðîâîäèòñÿ ñ öåëüþ âîññòàíîâëåíèÿ è ñîõðàíåíèÿ ýìîöèîíàëüíîãî áëàãîïîëó÷èÿ è ïðåäóïðåæäåíèÿ ïñèõè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ.  íåå âõîäÿò èãðîâûå çàäàíèÿ, ýëåìåíòû ïñèõîëîãè÷åñêèõ ýòþäîâ, âûðàçèòåëüíîé ïàíòîìèìû, ïëàñòè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ.

Äîïîëíèòåëüíûå âèäû çàíÿòèé (ñïîðòèâíûå òàíöû è àýðîáèêà) îðãàíèçóþòñÿ ñ öåëüþ îáîãàùåíèÿ è ðàçâèòèÿ äâèãàòåëüíîé ñôåðû, à òàêæå íàïîëíåíèÿ åå ýìîöèîíàëüíî-âûðàçèòåëüíûì ñîäåðæàíèåì.

Çàêëþ÷åíèå

Îòñòàâàíèå äåòåé ñ ÇÏÐ â ðàçâèòèè ñâîèõ äâèãàòåëüíûõ íàâûêîâ äèêòóåò íåîáõîäèìîñòü ñèñòåìàòè÷åñêîãî ïðîâåäåíèÿ êîððåêöèîííîé ðàáîòû ïî ïðåîäîëåíèþ îòðèöàòåëüíûõ ïîñëåäñòâèé ÇÏÐ, ðàçâèòèÿ îñíîâíûõ äâèãàòåëüíûõ êà÷åñòâ, îáîãàùåíèå çíàíèé ïî ãèãèåíå, ôîðìèðîâàíèþ èíòåðåñà ê ôèçêóëüòóðå è ò.ï.

Çíàíèå îñîáåííîñòåé ðàçâèòèÿ äåòåé ñ ÇÏÐ ïîìîãàåò ïåäàãîãó íàéòè èíäèâèäóàëüíûé ïîäõîä ê âîñïèòàííèêó è ñîçäàòü íàèáîëåå áëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ äëÿ ïðåîäîëåíèÿ ïîñëåäñòâèé ÇÏÐ.

Ñïèñîê èñïîëüçóåìîé ëèòåðàòóðû

1. Ìàðêîâà Ë.Ñ. Ïîñòðîåíèå êîððåêöèîííîé ñðåäû äëÿ äîøêîëüíèêîâ ñ ÇÏÐ. Ì., 2005.

2. Ôèðñàíîâàâ Í.À. Õàðàêòåðèñòèêà çäîðîâüÿ è ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé 1-3 ëåò ñ ÇÏÐ / Í.À. Ôèðñàíîâà // Àäàïòèâíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà 2004.

3. Êîððåêöèîííî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ ðàáîòà ïî ôèçè÷åñêîìó âîñïèòàíèþ äîøêîëüíèêîâ ñ ÇÏÐ: Ïîñîáèå äëÿ ïðàêòè÷åñêèõ ðàáîòíèêîâ äîøê. îáðàç. ó÷./ ïîä îáù. Å.Ì. Ìàñòþêîâîé.-Ì.: ÀÐÅÒ. È, 2002.

4. Ãîëüäôåëüä È.Ë. Êëèíèêî-ïñèõîëîãè÷åñêèå îñíîâû èíòåëëåêòóàëüíûõ íàðóøåíèé ó äåòåé: Ó÷åáíîå ïîñîáèå äëÿ ñòóäåíòîâ ïåä. Âóçîâ/ È.Ë. Ãîëüäôåëüä; ÃÎÓÂÏÎ «ÊÃÏÓ»- Ïåòðîçàâîäñê, 2004.

5. Ñåêîâåö Ë.Ñ. Êîìïëåêñíàÿ ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ äåòåé ñ íàðóøåíèåì îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà, 2008.

6. Îçäîðîâèòåëüíàÿ ãèìíàñòèêà äëÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà: 3-7ëåò. Ïåíçóëàåâà Ë.È. — Ì.: Âëàäîñ, 2004.

7. Êîððåêöèîííûå ïîäâèæíûå èãðû äëÿ äåòåé ñ íàðóøåíèåì â ðàçâèòèè. Øàïêîâà Ë.Â. — Ì.: Ñîâåòñêèé ñïîðò, 2002.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник