Программа развития ребенка до года с нарушением слуха

елена юрьева
Как обучать детей с нарушениями слуха

Меня зовут Юрьева Елена Евгеньевна, я педагог –психолог МБДОУ № 229.

Наше муниципальное образовательное учреждение детский сад № 229 насчитывает 470 воспитанников. Среди них есть дети, которые относятся к категории детей с ОВЗ:

2 группы детей с нарушениями слуха (дети-инвалиды, (17 человек, группы интернатного типа, разновозрастные, с2 до 7 лет)

Основной задачей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетом возможностей детей, а так же развития адаптивных социальных качеств, необходимых для поступления в школу.

Для педагогического коллектива очень важно выстраивать систему сопровождения этих групп детей в единстве диагностики и коррекции. В работе с детьми с проблемами в развитии очень важным считаем комплексный системный подход, который включает в себя согласованную работу всех специалистов ДОУ.

Процесс сопровождения осуществляется специалистами, знающими психофизиологические особенности детей (сурдопедагог, педагог- психолог, музыкальный руководитель, педагог). Он включает в себя:

• Создание предметно-развивающей среды;

• Материально-техническое оснащение;

• Разработку индивидуальных программ воспитания обучения и развития.

• Обязательное обучение родителей педагогическим приёмам общения со своим ребёнком и приёмам развивающих занятий в домашних условиях.

В связи с этим сформирована чёткая система работы. Она включает в себя четыре основных направления:

I. Обучение, воспитание, развитие.

II. Коррекцию нарушенных функций.

III. Оздоровительно-восстановительные мероприятия.

IV. Социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Ни для кого не секрет, что утрата нормальной функции того или иного анализатора (в данном случае слухового)в детстве нарушает нормальный ход психического развития ребёнка и приводит к аномалиям,т. е к возникновению отклонений и недостатков, являющихся следствием нарушенного развития. Поэтому, у ребёнка с дефектом того или иного анализатора следует различать первичный недостаток, возникший под воздействием какого-либо влияния, и вторичные, которые имеют своей причиной нарушения, возникшие в общем ходе детского развития под влиянием первичного дефекта.

При полном выпадении анализатора отдельные зависящие от него психические функции (речь) могут совсем не развиваться, если нарушение возникает внутриутробно или в самом раннем возрасте. При рановозникшем частичном нарушении анализатора зависящие от него психические функции могут при определённых условиях развиваться, но с запозданием и чаще всего неполноценно.

Для правильной организации коррекционно-развивающей работы таких детей важное место отведено классификации:

-глухие без речи (ранооглохшие);

-глухие, сохранившие речь (позднооглохшие);

-слабослышащие

— кохлеарные импланты

Обучение происходит по общей образовательной программе (ФГОС) «От рождения до школы», под редакцией Вераксы. Но специализированные программы для слабослышащих, глухих дошкольников никто не отменял.

1. Программа «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», под редакцией Л. П. Носковой, Л. А. Головчиц

2. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста», под редакцией Л. П. Носковой, Л. А. Головчиц

3. Программа «Общение», под редакцией Э. И. Леонгард

Потому что программа обучения и воспитания детей с нар-ми слуха содержит прежде всего разделы по физическому, эстетическому,нравственному,сенсорному, умственному и трудовому воспитанию.

Вместе с тем наше ДОУ огромную коррекционную работу проводит с каждым ребёнком, чтобы максимально компенсировать недостатки и отклонения в развитии детей. В своей работе мы опираемся на возрастные психофизиологические особенности и возможности детей.

Уровень развития речи зависит от степени поражения слуха, времени его нарушения,условий воспитания, индив-х особенностей. Речь бедна по словарному составу, искажена,нечленораздельна, косноязычна, аграмматична. Из-за этого нарушается естественное общение этих детей с окружающими. Они не участвуют в общих играх,не воспринимают детских передач по радио,не слушают и не понимают рассказы и сказки без дополнительного объяснения, не могут осмыслить и обобщить окружающие явления и отношения людей не только на уровне своих слышащих ровесников, но и даже на уровне слышащих детей младшего возраста. Всё это влияет на эффективность мыслительных процессов,приобретение знаний и умений, усвоение моральных норм и формирование нравственных представлений.

Возвращаясь к вышеизложенному, поговорим о компонентах, необходимых для общения речью. Современные СА/КИ обеспечивают ребёнку возможность слышать тихие звуки. Слышать речь- не значит её понимать. СА/КИ заменяют только плохо работающее ухо. Поэтому, чтобы ребенок с СА/КИ мог общаться речью, т. е понимать речь и говорить, ему необходимо развивать:

1. Научиться анализировать речь и др. звуки, а в его памяти должны накопиться образы разных звуков и слов

2. Овладеть системой родного языка- знать значения слов (словарь, правила изменения и соединения слов в предложении (грамматика)

3. Научиться произносить разные звуки речи,соединять их в слова

4. Научиться общаться с др. людьми с помощью речи. Это важно, т. к дети с нар-ми слуха в повседневной жизни почти не говорят, хотя знают и произносят слова на занятиях

Сначала развивается способность анализировать речь как звуки. Постепеннно появляется потребность в общении, необходимости для говорения (т. е управление своим голосом, голосообразование) и способность произносить звуки речи, которые он слышит (звукопроизношение). Наиболее важны первые 2 г. жизни малышей, когда активно формируется мозг, особенно речевые и слуховые центры. Ребенок плохо слышит, центры не развиваются пока ребенка не слухопротезировали.

Ребёнок с нормальным слухом, до того как он научается говорить, общается с окружающими с помощью взглядов, голоса, мимики, движений тела и естественных жестов. Всё это предречевые средства общения. Но для их развития необходимо слышать речь взрослого, поэтому у малышей с нарушенным слухом эти навыки общения развиваются плохо. Дети не смотрят на лицо взрослого, не подражают его действиям, не стараются понять, что взрослый от них хочет, не соблюдают очередности при общении.

Детям с нарушенным слухом сложнее научиться общаться с окружающими потому, что у многих из них из-за патологии нервной системы повышенная возбудимость и нарушено внимание. Ребенка трудно чему-либо научить, пока у него нет предречевых навыков общения, поэтому с самого начала нужно у малыша развивать:

У ребенка с нарушенным слухом, который постоянно носит СА или КИ, так же как у ребенка с нормальным слухом, процесс обучения слушанию и речи является активным- это не столько обучение, сколько научение, т. е сначала нужно научить обучаться.

Обучение происходит на тактильной основе, пространство общения отличается спецификой

Маленький ребенок быстрее усваивает то, что вызывает у него интерес, и для него самой естественной и эффективной формой обучения является игра.

ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

Читайте также:  Ребенок полтора года развитие речи

С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ

1. При общении глаза взрослого должны находиться на одном уровне с глазами ребёнка

2. Развивайте у малыша умение смотреть на лицо (в глаза) взрослого (контакт «глаза в глаза»);

3. Устанавливайте совместное внимание (взгляд) ребёнка на один предмет или действие;

4. Следуйте за направлением внимания ребёнка;

5. Проявляйте искренний интерес к игре и действиям ребенка;

6. Комментируйте все свои действия и действия ребёнка так, как это делает хорошая мама нормально слышащего малыша;

7. Обязательно оставляйте паузу между своими фразами, давая ребёнку возможность ответить вам;

8. Часто задавайте ребенку вопросы, комментируя свои действия и действия ребенка;

9. Реконструируйте высказывания ребенка при общении с ним;

10. Моделируйте жесты, действия, мимику, слова, звуки, которым вы хотите научить малыша;

11. Подражайте мимике, жестам, действиям ребёнка, а также поощряйте подражание ребёнком вашим действиям или жестам;

12. Подражайте звукам, произносимым ребёнком (до 2 лет) ;

13. Создавайте привычные для ребенка ситуации и повторяйте действия;

14. В процессе обучения используйте ситуации, удивляющие ребёнка;

15. Используйте при обучении случайные ситуации;

16. Всгда хвалите и поощряйте ребёнка за его действия, которые вы от него ждёте;

17. При общении говорите короткими фразами с четкой артикуляцией в чуть более медленном темпе, выделяя ключевые слова интонацией;

18. Сопровождайте речь выразительной мимикой и естественными жестами, чтобы усилить эмоциональное воздействие на малыша;

19. Во время занятия с малышом правильно организуйте окружающее пространство;

20. Занятия лучше проводить в утреннее время.

Хотелось бы отметить, что проводимая в учреждении работа достаточно эффективна и имеет значительный социальный эффект. Все воспитанники дошкольных групп компенсирующей направленности (для детей с нарушениями слуха, оказываются хорошо подготовленными к школьному обучению. Учитывая степень и характер нарушения слуховой функции, структуру нарушения, время пребывания ребенка в ДОУ, дети обучаются в разных учреждениях и по различным программам.

Основная масса выпускников продолжает свое обучение в общеобразовательных школах города.

Источник

Вера Сергеевна Авилова
Рабочая образовательная программа для детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Краткая презентация рабочей программы

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с учётом программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2010 г., Программы «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста» под ред. Л. П. Носковой, Л. А. Головчиц, Н. Д. Шматко. М. 1991.

Ориентирована на:

— создание оптимальных условий для полноценного развития ребенка-дошкольника с нарушением слуха среднего дошкольного возраста (3 года обучения, посредством комплексного решения образовательных и коррекционных задач, способствующих успешной социализации детей и постепенному переходу к школьному обучению;

охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;

формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Целью Рабочей программы является обеспечение воспитанникам условий для обучения, воспитания, коррекции, социальной адаптации и интеграции в общество,

интеграции образовательных и коррекционных задач с привлечением синхронного выравнивания слухоречевого развития детей, что позволит реализовать идеи личностно-ориентированной дидактики, оптимизировать образовательный процесс в группе компенсирующей направленности, а также дополнить и обогатить образовательную программу теми методами и приемами, которые обеспечивают более естественное вхождение ребенка с нарушением слуха в окружающий мир.

Рабочая программа направлена на решение задач:

— укрепление физического и психического здоровья ребенка,

— целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;

— обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации–индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;

— развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;

— общее разностороннее развитие дошкольников с нарушением слуха на основе изучения их возрастных психофизических возможностей и приобщения их ко всему, что доступно для овладения слышащим сверстникам;

— организация специальной коррекционной работы с учетом структуры дефекта и индивидуальных особенностей детей;

— осуществление коррекционной работы в русле основных видов детской деятельности;

— развитие остаточного слуха у глухих детей и применение звукоусиливающей аппаратуры индивидуального пользования на всех занятиях;

— использование речевых средств в естественных и специально созданных ситуациях общения с детьми.

В основе концепции программы лежит возможность:

• ранней диагностики и динамического наблюдения отклонений в развитии детей;

• комплексного медико–педагогического подхода к диагностической и коррекционной работе;

• адаптации детей с разным уровнем развития слуховой патологии к условиям группы;

• подготовки детей к интеграции в специальные и общеобразовательные школы.

Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают социальную ситуацию развития личности ребенка.

Программа рассчитана на образование и коррекцию дошкольников с нарушением слуха 3 года обучения.

Программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Источник

                              МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 15 

                                                             «Журавушка»

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 152 магнитогорск

                           ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ

                  КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

                       ДЛЯ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                     С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

                                     на 2015-2016 учебный год

                                                                                                          Составитель:

                                                                                       Учитель-дефектолог

                                                                                                         Дектярёва С.А.

                                                            Мариинск      

                                                                2015                                                                                                                                                                                                                                            

Пояснительная записка

Педагогическая целесообразность

        Личность формируется в детстве – это определяет последующее психическое развитие человека. Наличие какого-либо дефекта (в особенности нарушение слуха) снижает самооценку ребёнка, возникает неприспособленность к социальной жизни.

        В преодолении комплексов складываются жизненные цели ребёнка, он самоутверждается. Если цели реалистичны, личность развивается нормально и становится целостной, если фиктивны-становится невротичной и неуспешной. Во многом поставленные цели зависят от реалистичности взглядов родителей.

        Дети, имеющие нарушение слуха, нуждаются в помощи специалистов, специальном обучении и поддержке со стороны родителей. Только совместная деятельность педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда и родителей дадут положительные результаты в развитии ребёнка.

        Для успешного обучения в школе и адаптации в социуме ребёнку с нарушением слуха, в том числе и с кохлеарным имплантом (КИ), необходим достаточно высокий уровень психического развития, что требует умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы, переносить усвоенные приемы мыслительной деятельности на новый материал, умение общаться, регулировать свои эмоции и поведение.

Актуальность

        За последние время увеличилось количество обращений родителей детей, имеющих нарушение слуха и КИ, для оказания помощи в подготовке к школьному обучению, социализации и личностном развитии.

        Нарушение функций слухового анализатора приводит к недоразвитию речи, т.е. первичный дефект порождает вторичный. Эти нарушения приводят к общему недоразвитию познавательной сферы (внимание, память, мышление), сенсорной сферы (восприятие, мелкая и крупная моторика), сложности в общении.

Цель

        Создание условий для целостного процесса развития личности ребёнка с нарушением слуха, в том числе и с КИ.

Основные задачи

— развитие сенсорной сферы;

— развитие психических функций;

— овладение речью, как орудием мышления;

— формирование коммуникативных навыков;

— расширение кругозора и осведомленности.

        Эти задачи должны рассматриваться как единый комплекс, так как только целостное воздействие может привести к личностному росту и успешному овладению стандартами образования и социализации детей с нарушением слуха и  КИ.

Теоретические и методологические основы программы

        Данная программа составлена на основе работ педагогов Б.Д. Корсунской «Научить детей сознательно различать предметы окружающего мира, помочь им сформировать правильные представления об окружающих предметах – это значит подвести их к первичным обобщениям, к мышлению в понятиях»,  Н.И.Беловой, Л.П.Носковой, Н.Д.Шматко «Потенциальные возможности детей с нарушением слуха велики….. эти дети могут максимально сближаться по уровню общего и речевого развития с обычными сверстниками….. при целенаправленной и адекватной коррекционной работе», психологов Л.С.Выготского «Движущая сила психического развития — обучение. Обучение создает зону ближайшего развития, то есть вызывает у ребёнка к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития., Н.Н.Малофеева, И.М.Соловьева, Н.Д.Розановой, Т.Г.Богдановой, И.В.Королевой «Надо научить родителей понимать, что любую ежедневную ситуацию можно использовать для развития у ребёнка речи», а также программ для специальных дошкольных и школьных образовательных учреждений.

Новизна программы        

        Особенностью данной программы является опора при освоении на следующие принципы:

— культурологический подход — связь с жизненным пространством ребёнка (детский сад, дом, город);

— опора на слуховое восприятие у детей с КИ;

— индивидуализация программы;

— увеличение доли деятельных методов обучения в практических занятиях (моделирование ситуаций).

Основные этапы и формы реализации программы

        Диагностический — проведение психологического диагностического обследования с использованием психологических (приоритетно невербальных) методик для определения уровня развития, объёма памяти, личностных особенностей (индивидуальное тестирование).

        Консультативный — индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностического обследования, составление индивидуального плана коррекционной помощи.

Читайте также:  Особенности развития речи у ребенка с двуязычием

        Обучающий — проведение коррекционно-развивающих занятий.

        Форма проведения занятий — индивидуальная.

          Продолжительность по времени зависит от возраста, физических возможностей и личностных особенностей ребёнка, его подготовленности.

Длительность занятий варьирует от 10—15 мин до 30 мин. Занятия проводятся таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Каждое упражнение проводится в течение 2—5 мин. На каждом занятии ребёнку предлагается несколько упражнений.

         Обязательными являются санитарно-гигиенические перерывы не менее 10 минут. Во время занятий используются подвижные игры, физкультпаузы.

Ожидаемые результаты

        Предполагается, что после прохождения ребёнком с нарушением слуха данной программы повысится уровень развития познавательной сферы, активизируется учебная деятельность, улучшится межличностное общение,

качественнее станет использование разговорной речи, произойдет начальная социализация, повысится родительская компетенция в вопросах воспитания и обучения детей с нарушением слуха и имеющих  кохлеарную имплантацию.

Тематический план коррекционно-развивающих занятий

            Тема

       Содержание занятий

     Объем часов

1

Сенсорная сфера

Кинестетическое и кинетическое развитие

Сохранение равновесия, выполнение движений по подражанию.

           4

Развитие тактильного восприятия

Узнавание на ощупь формы, материала, величины предметов.

            4

Развитие зрительного восприятия

Сравнение предметов по различным признакам.

            4

Развитие слухового восприятия

Сравнение звучаний различных музыкальных инструментов, звуков животных и зверей, слов в лепетной и полной форме.

            6

Развитие пространственной ориентировки

Определение и нахождение предметов в пространстве, в помещении.

             4

Развитие временного восприятия

Изучение времен года.

             5

2

Познавательная сфера

Развитие внимания

Выделение предметов изображенных на картинках. Установление закономерностей на зрительно воспринимаемом материале. Нахождение замаскированных предметов на картинках. Нахождение сходства и различия в предметах, картинках. Определение лишнего предмета.

             4

Развитие памяти

Запоминание, хранение, воспроизведение учебного материала. Запоминание картинок, слов с последующим воспроизведением, описание по памяти предметов, изображений на картинках. Воспроизведение наглядного и словесного материала.

                4

Развитие мышления

Умение обобщать предметы по существенным признакам. Выделение из целого частей, соединение частей в целое. Нахождение логических связей в сюжетных картинках. Выделение «четвертого лишнего» предмета. Перенос знаний и умений с одного вида деятельности на другой. Установление логических связей на наглядном и словесном материале.

             5

Развитие воображения

Проведение аналогий. Навыки оперирования образами, понятиями, представлениями. Создание новых образов путем переработки предшествующего опыта.

             4

3

Формирование коммуникативных навыков.

Знакомство с основными эмоциональными проявлениями; радость, удивление, страх, печаль, интерес.

Моделирование ситуаций, вызывающих эмоции. Навыки понимания эмоционального настроя других людей

              4

4

Формирование речи

Активизция речи с помощью картинок, лепетных слов и жестов.

                 10

5

Подведение итогов

Обсуждение и анализ проведенных занятий с родителями.

                  2

           Итого: 60 часов.

Формы и методы работы

        Выбор методов и формы коррекционно-развивающей работы зависит от возраста, состояния слуха, уровня речевого развития интеллекта ребёнка.

Используется:

— наглядность;

— демонстрация;

-пояснение;

— беседа;

-наблюдение;

— сюжетно- ролевые игры;

— моделирование ситуаций;

— развивающие игры (настольные, подвижные);

— конструирование;

— свободное и тематическое рисование, графические задания.

Методическое обеспечение программы

№                

Тема

Методологическое обеспечение программы

1

Сенсорная сфера

Игры: «Сделай так же», «Пройди по линии», «Попрыгай на одной ноге», «Попади в цель», «Волшебный мешочек», «Дорисуй ряд», Графические диктанты, изменение фигур, складывание картинок из разрезанных частей. Выкладывание по методике М.Монтессори.

Составление аппликаций по временам года, слушание и сравнение звуков музыкальных инструментов и животных.

2

Познавательная сфера

Игры: «Запомни и повтори», «Пары слов», «Запомни и нарисуй», «Опиши предмет по памяти», 

«Заколдованный ребенок», «Слушай хлопок», «Что изменилось?», «Путаница», Сравни предметы, найди недостающие детали.

Настольные игры: «Логические ребусы», «Лото» по  тематическим группам. Конструирование. Загадки, занимательные задачи. 

Установление логических связей по картинке, по тексту.

Дорисуй до предмета.

Сюжетно ролевые игры близкие к жизнедеятельности.

3          

Коммуникативные навыки

Настольные игры: Лото «Эмоции», Лото «Правила поведения». Сюжетные игры.

4

Речевая деятельность

Логоритмика, картинки с изображением предметов, речедвигательные, артикуляционные упражнения, дыхательная гимнастика,звукоподражание.

5

Моторная сфера

Пальчиковые игры, выкладывание узоров из природного материала, счётных палочек, пальчиковый бассейн, су-джок, одевание-раздевание кукол, расстёгивание-застёгивание замков, игры с прищепками, мозаикой, кубиками, пазлами, игры по методике М.Монтессори.

 Материальное обеспечение программы

 Дидактические игры, игры, развивающие конструктивный праксис; предметные картинки по лексическим группам; серии сюжетных, последовательных картинок; таблички с надписями; доски Сегена; тематические наборы фигурок людей, животных, предметов; кубики; мозаики; пазлы; сенсо-моторное панно, звуковое панно; музыкальные инструменты; книги для чтения; бумага для рисования, писчая; картон, цветная бумага; детские раскраски; цветные карандаши, фломастеры, краски, прищепки, шишки, камешки, фасоль, горох, пальчиковые бассейны, мелкие игрушки, су-джок мячики, игры по методике М.Монтессори.

Список литературы

  1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учебн. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений- М.: Издательский центр “Академия”, 2002.
  2. Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика.- М., 1985.
  3. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч. т. 4 М., 1984.
  4. Диагностика, профилактика и коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Сб. РГПУ им. Герцена – СПБ., 1999.
  1. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реалибитация глухих детей и взрослых: Учебное пособие. СПБ: Издательство “ЛЕМА”,2008.
  2. Корсунская Б.Д. Обучение речи глухих дошкольников – М.: издательство АПНРФСР,- 1960.
  3. Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха. Учебно- методическое пособие. Под ред. И.А. Михаленковой.- СПБ:”ДЕТСТВО-ПРЕСС”/2003.
  4. Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы. Сост. Ю.Е. Веприцкая- Волгоград: Учитель. 2010.
  5. Психология. 1-2 классы. Разработки занятий – Изд. 2-е, переработанное. Сост. Р.М. Мухаметова. – Волгоград: ИТД “Корифей”. 2008.
  6. Программа для специальных дошкольных учреждений “Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников”- М. “Просвещение”. 1991.
  7. ШматкоН.Д., Пелымская Т.В. “Если малыш не слышит”, 2-е изд. Москва; “Просвещение”, 2003.

Источник