Физическое развитие ребенка старшего дошкольного возраста

Физическое развитие ребенка старшего дошкольного возраста thumbnail

ИРИНА АБАКШИНА
Консультация «Физическое развитие старших дошкольников»

Важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, развития у него физических навыков и умений является дошкольное детство. Старший дошкольник уже многое умеет. Он отлично справляется с набором основных движений, которые все же пока не являются пределом совершенства. Кроме того, дети старшего дошкольного возраста с удовольствием занимаются всем, что связано с движением: играют в подвижные игры, бегают, прыгают, бросают мяч, метают и многое другое. Именно в этом возрасте, учитывая анатомические особенности и двигательные возможности детей, их можно отдавать в спортивные школы и секции.

Физическое развитие старшего дошкольника позволяет сделать двигательную деятельность особенно разносторонней. Малыши с лёгкостью справляются с разными упражнениями, действуют сознательно и намеренно.

В старшем дошкольном возрасте уже закреплёнными являются следующие движения:

Вращения

сгибания;

разгибания;

наклоны;

повороты;

прыжки и пр.

Большая часть этих движений отличаются выверенной координацией и точностью. Техника и качество их выполнения во многом зависят от физических возможностей ребёнка на этом этапе жизни, а также от особенностей его телосложения. Малыши получают удовлетворение от возможности выполнять ритмичные движения, старательно следят за правильностью алгоритма и позициями.

В процессе занятий физическими упражнениями дети старшего дошкольного возраста учатся удерживать равновесие, осваивают ходьбу на лыжах, катание на роликах и коньках, учатся ориентироваться на местности. Очень важно строить программу, направленную на физическое развитие детей, с учетом их повышенной утомляемости – как физической, так и эмоциональной – из-за несовершенства центральной нервной системы.

Нужно понимать, что двигательные качества у детей старшего дошкольного возраста физическое развитие детей старшего дошкольного возраста обусловлены не только генетическими свойствами нервно-мышечного аппарата. На них также оказывают влияние методы воспитания и условия, в которых протекает развитие ребёнка.

Чем больше взрослые поощряют двигательную активность старших дошкольников (с дозированием продолжительности игр и упражнений, тем больше энергии потратит и снова накопит детский организм. Именно такой цикл необходим для того, чтобы физическое развитие детей проходило без задержек и сбоев.

Ребенок – существо растущее и развивающееся. Его двигательная активность и двигательная одаренность, приобретенные им двигательные умения и ловкость определяют его физическое развитие. Значение игры в физическом развитии ребенка трудно переоценить. В играх развиваются эмоциональная сфера, двигательная активность ребенка, умение координировать свои действия с действиями партнеров, развивается внимание. Игры оказывают большое влияние на желание детей двигаться, а физические навыки совершенствуются только в движении. Выполняя движения в игровой деятельности, малыши обогащают свой двигательный опыт, у них развиваются такие физические качества, как ловкость, быстрота, выносливость. Благодаря разнообразию движений в играх, весь организм ребенка вовлекается в работу: учащается сердцебиение, углубляется дыхание, усиливается обмен веществ, что в целом оздоравливает его.

Источник

Прежде чем описать особенности, которые имеет физическое развитие старших дошкольников, отметим, что речь пойдет о детях 5-6 лет. В этот период процесс развития особенно активный: дети вытягиваются в длину, избавляются от физическое развитие детей старшего дошкольного возрастаприсущей им в раннем детстве округлости.

Старший дошкольник уже многое умеет. Он отлично справляется с набором основных движений, которые все же пока не являются пределом совершенства. Кроме того, дети старшего дошкольного возраста с удовольствием занимаются всем, что связано с движением: играют в подвижные игры, бегают, прыгают, бросают мяч, метают и многое другое. Именно в этом возрасте, учитывая анатомические особенности и двигательные возможности детей, их можно отдавать в спортивные школы и секции.

Как развивается скелет старшего дошкольника

В 5-6 лет скелет ребёнка до конца не сформирован. По-прежнему отмечается физическое развитие детей старшего дошкольного возраставысокий уровень гибкости костей, обусловленный прослойкой из хрящевой ткани. Наиболее гибким в этом возрасте остается позвоночник.

Что касается мускулатуры, то в старшем дошкольном возрасте уровень её силы не самый высокий. Мышцы пресса и спины слабые, также недостаточно силён и опорный аппарат. Именно поэтому так важно, чтобы дети имели возможность играть в подвижные игры и вообще активно двигаться на свежем воздухе: это им необходимо для укрепления мышц и опорного аппарата.

Сердечно-сосудистая система и что её отличает

Анализируя особенности сердечно-сосудистой системы детей старшего дошкольного возраста, можно отметить главную из них — огромную жизнеспособность. Это значит, что у ребёнка в этом возрасте широкие сосуды с эластичными стенками, что очень благоприятно физическое развитие детей старшего дошкольного возрастаотражается на работе сердечной мышцы, несмотря на неразвитые функции нервной системы, отвечающей за этот процесс.

Старшие дошкольники с удовольствием играют в активные игры, проявляя энтузиазм в моменты, когда нужно приложить максимум усилий и потратить энергию. Малыши быстро включаются в игру и также быстро устают, нуждаясь в регулярном непродолжительном отдыхе.

Читайте также:  Условия для развития ребенка в семье

Работая с малышами над развитием в рамках выполнения физических упражнений и способствующих этому игр, нужно постоянно менять виды деятельности, сохраняя таким образом интерес детей, регулируя время заданий.

Внимание старших дошкольников

Так же как и весь организм, внимание у детей в старшем дошкольном возрасте находится на очередной стадии развития. Учитывая некоторые особенности (рассеянность и кратковременность), нужно стараться придумывать для детей такие занятия, которые не потребуют много времени для выполнения, причём постоянно их менять. Игры, как и упражнения, стимулирующие физическое развитие, в этом возрасте должны состоять из набора простых и понятных движений, подключающих к процессу большую часть мышц.

Простыми и непродолжительными упражнения и игры в 5-6 физическое развитие детей старшего дошкольного возрасталет должны быть не только в связи с неустойчивым вниманием, но и из-за недостаточно высокого уровня развития волевых качеств детей. Дошкольники этого возраста проявляют интерес к исследованию окружающего мира, учатся быть независимыми, активны в играх и занятиях, но они неспособны проявлять упорство и выдержанность так же, как школьники, даже учащиеся в младших классах.

Развитие малышей в старшем дошкольном возрасте имеет свои особенности, среди которых, например, переживание неудач, быстрая отвлекаемость, и взрослые обязательно должны учитывать эти особенности в процессе обучения.

Мышление старшего дошкольника

В 5-6 лет мышление детей также имеет особенности: оно с предметного заменяется понятийным. Малыши в этот период жизни становятся более наблюдательными, обращают внимание на то, что видят и слышат вокруг, делают выводы.

Более сознательными малыши становятся физическое развитие детей старшего дошкольного возрастаи в процессе игровой деятельности. Они способны соблюдать и придумывать правила игры, сравнивать, сопоставлять, обмениваться мнениями и впечатлениями, оценивать действия других участников игры. Важное достижение в этом возрасте — это развитие способности мыслить абстрактно с сознательным контролем действий, что облегчает работу с детьми, направленную на их развитие.

Старшие дошкольники с удовольствием играют, принимая правила. С ними легче находить компромисс, договариваться. Ребята откликаются на игровые зазывы, понимают отличные от обычных звуковые и зрительные знаки и так далее. В младшем и среднем дошкольном возрасте все эти методы неэффективны.

Как развивается двигательная активность

Физическое развитие старшего дошкольника позволяет сделать двигательную деятельность особенно разносторонней. Малыши с лёгкостью справляются с разными упражнениями, действуют сознательно и намеренно. В старшем дошкольном возрасте уже закреплёнными являются следующие движения:

  • вращения;физическое развитие детей старшего дошкольного возраста
  • сгибания;
  • разгибания;
  • наклоны;
  • повороты;
  • прыжки и пр.

Большая часть этих движений отличаются выверенной координацией и точностью. Техника и качество их выполнения во многом зависят от физических возможностей ребёнка на этом этапе жизни, а также от особенностей его телосложения. Малыши получают удовлетворение от возможности выполнять ритмичные движения, старательно следят за правильностью алгоритма и позициями.

В процессе занятий физическими упражнениями дети старшего дошкольного возраста учатся удерживать равновесие, осваивают ходьбу на лыжах, катание на роликах и коньках, учатся ориентироваться на местности. Очень важно строить программу, направленную на физическое развитие детей, с учетом их повышенной утомляемости – как физической, так и эмоциональной – из-за несовершенства центральной нервной системы.

Нужно понимать, что двигательные качества у детей старшего дошкольного возраста физическое развитие детей старшего дошкольного возрастаобусловлены не только генетическими свойствами нервно-мышечного аппарата. На них также оказывают влияние методы воспитания и условия, в которых протекает развитие ребёнка.

Чем больше взрослые поощряют двигательную активность старших дошкольников (с дозированием продолжительности игр и упражнений), тем больше энергии потратит и снова накопит детский организм. Именно такой цикл необходим для того, чтобы физическое развитие детей проходило без задержек и сбоев.

Физические качества

Физические качества между собой взаимосвязаны и соответствуют уровню развития у детей старшего дошкольного возраста. Для выполнения основных движений дошкольникам необходимо иметь определенный уровень развития следующих основных физических качеств:

  • выносливости;физическое развитие детей старшего дошкольного возраста
  • быстроты;
  • силы;
  • ловкости;
  • гибкости.

Низкий уровень развития этих качеств не позволит детям проявить весь свой потенциал в процессе выполнения упражнений.

Уровень физической подготовки напрямую связан с возможностями основных систем организма. Чем в лучшей форме находится организм, тем более высокий уровень физических качеств он демонстрирует. Так, например, быстрота проявляется при комфортном эмоциональном фоне, тогда как усталость и апатия становятся причиной снижения скорости, точности, координации.

Характеристика физических качеств

Каждое из физических физическое развитие детей старшего дошкольного возрастакачеств имеет свои особенности и характеристики.

Под гибкостью подразумевается уровень подвижности опорно-двигательного аппарата, что особенно важно для общего состояния здоровья ребёнка старшего дошкольного возраста. Чем больше амплитуда движений, тем выше уровень гибкости.

Читайте также:  Поддержка и помощь семье в развитии ребенка

Под быстротой подразумевают способность ребёнка старшего дошкольного возраста выполнять какое-либо движение либо комплекс движений в ограниченный промежуток времени. Развитие скорости — это сложный процесс, так как именно это физическое качество является наиболее консервативным, т.е. данным природой, получаемым в наследство.

Выносливость — ещё одно физическое качество, по оценке которого можно охарактеризовать физическое развитие и общее состояние организма ребёнка старшего дошкольного возраста. Под ним подразумевают способность выполнять физическое развитие детей старшего дошкольного возрастаупражнение в одном темпе наиболее продолжительное время. Выносливость может быть специальной и общей. Специальная позволяет выполнять определённые движения, направленные на конкретную группу мышц, тогда как общая подразумевает собой продолжительные движения, задействующие все группы мышц.

Под силой понимают способность ребёнка справляться с внешним сопротивлением с помощью мышечных усилий.

Ловкость — аналогичное координации качество, позволяющее быстро и качественно выполнять упражнение в рамках изменяющихся условий.

Оценка физических качеств

Оценивать физическое развитие ребёнка старшего дошкольного возраста наряду с уровнем его физической подготовки нужно как единый процесс, подразумевающий собой перманентный контроль над его состоянием в общем и во время выполнения физических упражнений. Наблюдения могут вести как воспитатели детского сада в команде с тренерами детских спортивных школ и секций, так и родители.

Особенно важно наблюдать за детьми, физическое развитие которых не соответствует возрастным нормам (отстает или опережает). На основании полученных результатов можно будет составить эффективную программу, способную нормализовать физическое развитие ребят старшего физическое развитие детей старшего дошкольного возрастадошкольного возраста.

Помимо постоянного мониторинга действий детей, оценить физические качества можно с помощью тестов. Так, например, для определения уровня быстроты детям предлагают пробежать короткую дистанцию. Уровень скоростно-силового развития определяется по оценке результатов прыжков с места в длину и в высоту. Выносливость оценивают по показателям продолжительности бега на длинные дистанции.

Силу измеряют с помощью подтягиваний и висов на перекладине, бросков набивного мяча, а также становой динамометрии. Уровень ловкости определяют с помощью челночного бега на небольшие дистанции по прямой либо с зигзагообразным обходом фишек. Гибкость у детей оценивают, предлагая им выполнить ряд упражнений, демонстрирующих уровень подвижности суставов. Равновесие же оценивают с помощью упражнения, когда носок одной ноги прижат к пятке другой, а стопы при этом расположены на одной прямой.

Упражнения для оценки основных физических показателей могут дополняться и видоизменяться на основе базовых.

Источник

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В дошкольный период закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития. В самом общем смысле физическим развитием дошкольника называют процесс изменения естественных морфофункциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни. Внешними количественными показателями физического развития являются, например, изменения пространственных размеров и массы тела, качественно же физическое развитие характеризуется, прежде всего, существенным изменением функциональных возможностей организма по периодам и этапам его возрастного развития, выраженным в изменении отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности.

Для детей дошкольного возраста характерны недостаточная устойчивость тела и ограниченные двигательные возможности. У них быстро развивается нервная система, растет скелет, укрепляется мышечная система, и совершенствуются движения.

Детям 3-4 лет свойственны общая статическая неустойчивость тела и ограниченные динамические возможности.

У детей этого возраста сравнительно большое развитие верхней части тела и мускулатуры плечевого пояса и мышц-сгибателей.

Дошкольники 3-4 лет обладают высокой двигательной активностью при недостаточной согласованности движений, в которых участвуют крупные группы мышц. В этом периоде отмечается повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы и выполнении однотипных движений.

Структура легочной ткани еще не достигает полного развития; носовые ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, что несколько затрудняет поступление воздуха в легкие; ребра незначительно наклонены, диафрагма расположена высоко, в связи с чем, амплитуда дыхательных движений невелика. Ребенок дышит поверхностно и значительно чаще, чем взрослый: у детей 3-4 лет частота дыхания — 30 в минуту, 5-6 лет — 25 в минуту; у взрослых -16-18. Неглубокое дыхание у детей ведет к сравнительно плохой вентиляции легких и к некоторому застою воздуха, а растущий организм требует повышенной доставки кислорода к тканям. Именно поэтому особенно важны физические упражнения на свежем воздухе, активизирующие процессы газообмена. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) у детей 3-4 лет составляет 400- 500 см, 5-6 лет -800-900 см3.

Деятельность сердечно-сосудистой системы у дошкольников хорошо приспособлена к требованиям растущего организма, а повышенная потребность тканей в снабжении кровью удовлетворяется легко. Ведь сосуды у детей шире, чем у взрослых, и кровь по ним течет свободнее. Количество крови у ребенка относительно больше, чем у взрослого, но путь, который она должна проходить по сосудам, короче, а скорость кровообращения больше. Так, например, если пульс у взрослого равен 70-74 ударам в минуту, то у дошкольников в среднем 90-100 ударам. Нервная регуляция сердца несовершенна, поэтому оно быстро возбуждается, ритмичность его сокращений легко нарушается, и сердечная мышца при физической нагрузке довольно быстро утомляется. Однако при смене деятельности сердце ребенка быстро успокаивается и восстанавливает свои силы. Вот почему во время занятий с детьми физические упражнения нужно разнообразить: чередовать подвижные игры с играми малой двигательной активности и часто давать ребенку кратковременный отдых.

Читайте также:  Карточки для развития ребенка до года скачать

Нервная система в дошкольном возрасте развита лучше, чем у детей до 3 лет. В этом периоде заканчивается созревание нервных клеток в головном мозге, который по внешнему виду и весу приближается к мозгу взрослого, но сама нервная система еще слаба. Поэтому надо учитывать легкую возбудимость дошкольников, очень осторожно относиться к ним: не давать длительных непосильных нагрузок, избегать чрезмерного утомления, так как процессы возбуждения в этом возрасте преобладают над процессами торможения.

У детей в этом возрасте процесс образования костей не завершен, несмотря на то, что кровоснабжение у них лучше, чем у взрослых. В скелете много хрящевой ткани, благодаря чему возможен дальнейший его рост; в то же время этим обусловливается мягкость и податливость костей.

Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон.

Однако из-за относительной слабости костно-мышечного аппарата и быстрой утомляемости дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.

Дети младшего дошкольного возраста еще не владеют четкими движениями при ходьбе: они не могут ритмично бегать, часто теряют равновесие, падают. Многие из них плохо отталкиваются от пола или земли, бегают, опираясь на всю стопу. Они не могут поднять свое тело даже на небольшую высоту, поэтому им еще недоступны прыжки в высоту, через препятствия и прыжки на одной ноге. Дошкольники этого возраста охотно играют с мячом, однако движения их еще недостаточно согласованны, глазомер не развит: им трудно ловить мяч. Они быстро утомляются от разнообразных движений, отвлекаются.

К 4,5-5 годам движения детей становятся более координированными: они осваивают прыжки, перепрыгивание через препятствия, ловлю мяча.

У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.

У 6-летних появляется легкость, бег становится ритмичным, уменьшаются боковые раскачивания; они прыгают в высоту, длину, через препятствия, осваивают метание мяча в цель; начинает развиваться глазомер. У детей старшего дошкольного возраста по сравнению с младшим тело крепче, пропорциональнее развита мускулатура. У них постепенно доводятся до автоматизма основные движения в ходьбе и беге, улучшается согласованность движений, заметно повышается способность к ручному труду. Благодаря большей устойчивости тела ребенку становятся доступнее простейшие упражнения в равновесии, беге на ловкость. Дети становятся значительно выносливее, однако им нужно чаше менять исходные положения и разнообразить движения. Их деятельность в этом возрасте постепенно наполняется содержанием и становится более сознательной.

Можно от­метить такую закономерность: чем моложе возраст, тем более несовершенными являются двигательные навыки, слабее развиты мелкие мышцы, интенсивнее протекают все процессы физического развития. Общие возрастные показатели не остаются неизменны­ми — замечается тенденция к их росту. Современные дети в сред­нем имеют более высокий рост, лучше развиты физически и умственно, нежели их сверстники 15 – 20 лет назад. Такое явление получило в науке название «акселерация».

Но, несмотря на более быстрое развитие дошкольника, как в физическом, так и в пси­хическом отношении, его возрастные особенности сохраняются в специфике мышления, склонности к подражанию, повышенной эмоциональности и впечатлительности.

Знание возрастных особенностей физического развития детей позволяет осуществлять целостный подход к вопросу гармоничного физического развития детей, исключая форсированное или одностороннее развитие того или иного показателя.

инструктор по физической культуре

Павленко Е.А.

Источник