Физическое и психическое развитие ребенка педсовет

Физическое и психическое развитие ребенка педсовет thumbnail

Ход педсовета.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»                                                                                                 

                                                                                                                               В.А. Сухомлинский. 

В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как

  1. Закон РФ «Об образовании» (ст. 51)
  2. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

А так же Указами Президента России

  1. «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ»   
  2. «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ».

        Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу. Вместе с тем по прежнему наблюдается «перекос» образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт (по данным учителей начальной школы). Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Надо помнить, что положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ, в понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми. 
      Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.

       Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ: 
      • занятия физкультурой, прогулки 
      • рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна 
      • дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды 
     • бережное отношение к окружающей среде, к природе 
     • медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение 
различных рекомендации, прохождение медосмотра детей ежегодно

      • формирование понятия «не вреди себе сам» 

       Реализация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ требует совместной деятельности педагогов и медицинской сестры. Сейчас медсестра __ сделает анализ состояния здоровья воспитанников нашего д/сада за прошлый год и расскажет о проводимых оздоровительных мероприятиях во взаимодействии с воспитателями.

       Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того, насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации оздоровительной работы с детьми, зависит сохранение и укрепление их здоровья.

      Доклады воспитателей.

        Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Об этом сейчас расскажет педагог-психолог ___ .

        Доклад психолога.

       Диалог «Здоровье – это психофизическая гармония»

      Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, педагогам, необходимо знать, прежде всего, что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья: 
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития. 
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма. 
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта. 
Необходимо разделиться на 2 команды: одна команда – «родители», другая – «воспитатели». Каждая команда участников отвечает на предложенные вопросы с точки зрения родителей и с точки зрения воспитателей.

Вопросы:

  1. Что включает в себя понятие «психическое здоровье»?
  2. Назовите факторы риска, вызывающие нарушение психического здоровья.
  3. Что вы делаете для сохранения и укрепления  психического здоровья ребёнка?
  4. Каким образом у ребёнка проявляется потребность в психической разрядке?
  5. Что входит в систему психопрофилактических мероприятий по созданию атмосферы психического комфорта?

      Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей и  со специалистами:  музыкальным руководителем, учителем-логопедом.

Читайте также:  Программа одаренный ребенок речевое развитие

Доклады муз. руководителя, учителя–логопеда.

      Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия  детского сада и семьи.

      Совместная деятельность педагогов ДОУ и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной безопасности.

      Важным элементом семейного воспитания является физическое воспитание. Однако и в этом направлении мы наблюдаем явно недостаточную активность родителей в физическом воспитании детей. Между тем семейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Для этого нам необходимо проводить различные конкурсы, например, «Здоровый образ жизни нашей семьи», организовывать Дни здоровья, совместные спортивные праздники, родительские собрания в форме круглых столов, тренингов по обучению родителей оздоровительному массажу, дыхательным упражнениям и т.д.

       С целью выявления роли родителей в формировании здоровья и приобщения детей дошкольного возраста к здоровому стилю жизни проведён анкетный опрос по теме: «Сохранение и укрепление здоровья ребёнка в семье». Данные анкет говорят о том, что единицы, кто занимается с детьми закаливанием, спортом.

         Недостаточный уровень образованности родителей и детей по формированию здорового образа жизни не даст нам оснований бездействовать. 
         Таким образом, чтобы наши дети в детском саду были здоровы, необходимо их научить безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, т.е. адаптировать детей к тем условиям, что их может ожидать или непременно будет ожидать. И, конечно, же, необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни, научить их правильно относиться к своему здоровью. Поэтому нам необходимо выполнять следующие задачи: развивать осознанное отношение к своему здоровью; формировать потребности в здоровом образе жизни; продолжать создавать условии для охраны жизни и укрепления здоровья детей. 

        К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий «здоровье». Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее определение. Так что же такое «здоровье»? (Ответы воспитателей)

1. Здоровье — это нормальная функция организма на всех уровнях его организации. 
2.   Здоровье — это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой. 
3. Здоровье — это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме. 
4. Здоровье — это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений. 
5. Здоровье — это способность к полноценному выполнению основных социальных функций. 
6. Здоровье — это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип
единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех
органов.

          По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50— 55% зависит от собственного образа жизни, на 20 — 25% — от окружающей среды, на 16— 20% — от наследственности и на 10 — 15% — от уровня развития здравоохранения в стране. Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек выбирает, целиком зависит от него самого.

          Выступление старшего воспитателя по результатам тестирования детей старшей и подготовительной групп.

А теперь рекламная пауза «Бабушка и Красная шапочка» (обыгрывают воспитатели).
Входят Красная шапочка и ее Бабушка. Между ними происходит такой диалог:
— Бабушка, бабушка, почему у тебя такое морщинистое лицо:
— Это потому что я не любила умываться по утрам и вечерам, моя внученька.
— Бабушка, а почему у тебя такие желтые зубы?
— Потому, что я их не чистила и курила, как и твой дедушка.
— Бабушка, бабушка, почему у тебя такие тусклые глаза?
— Потому, что я не любила есть морковь, моя внученька.
— Бабушка, бабушка, а почему ты вся дрожишь и медленно ходишь?
— Это потому, моя Деточка, что по утрам не делала зарядку
В один голос:  Если: не хочешь, что бы тебя съел Серый волк, как бабушку, веди здоровый образ жизни!

«Мозговой штурм»

  1. Продолжи фразу: Процесс изменения форм и функций организма человека — … (физическое развитие).
    Основное специфическое средство физического воспитания — … (физические упражнения).
    Детский туризм это — … (прогулки и экскурсии).
    Ходьба, бег, прыжки, лазанье и метание  — …(основные виды движения). 
    От чего зависит здоровье детей? (организация оптимального двигательного режима; прогулка; проветривание; профилактика простуды; безопасно организованная среда; соблюдение режима дня)
  2. Вы на прогулке с детьми, пошел дождь. Как это погодное явление превратить в фактор детского развития? (организовать подвижную игру: «Убежим от дождика»; летом в экологически чистом районе использовать как фактор закаливания) и т.п.
Читайте также:  Стадии психического развития ребенка заззо

Решите педагогические задачи:

  1. Семья отправилась на прогулку в лес. Во время отдыха сын 9 лет забрался на верхушку дерева. Дочь 5 лет тоже пыталась, но у неё не получилось. Она заплакала и стала просить родителей помочь ей. Какая из предложенных реакций родителей наиболее правильная?

1. Родители накричали на сына, потребовали немедленно слезть с дерева и обоим детям строго-настрого  запретили влезать на деревья, объяснив им, что это опасно.

2. Отец похвалил сына за ловкость, помог дочери подняться на нижнюю ветку дерева, затем самостоятельно спуститься вниз. Девочка несколько раз повторила упражнение.

3. Мать успокоила плачущую дочь, ласково попросила сына спуститься на землю, а затем отшлёпала его.

  1. Ребёнок не хочет есть. Бабушка старается заставить его съесть положенную порцию, используя сказку, прибаутки. Мать обещает купить новую игрушку. Отец говорит: «Не хочешь – не ешь». Кто прав?

Рефлексивно-ролевая игра.

«Что мешает ребёнку в нашем детском саду быть здоровыми»

Мы сознательно поставили вопрос о негативных воздействиях на ребёнка в детском саду, так как начинать необходимо с тех причин, на последствия которых мы можем повлиять, не затрагивая глобальные: неблагоприятную экологию, наследственную предрасположенность и пр. Участники игры объединяются в следующие группы:

  1. «Воспитатели»
  2. «Родители»
  3. «Администрация»
  4. «Специалисты»

Участникам каждой группы необходимо в письменном виде определить те причины, которые с их точки зрения, мешают ребёнку, посещающему наш детский сад, быть здоровым (в письменном виде).

Современные родители, с одной стороны, довольно образованные люди, а с другой — они мало информированы по вопросам педагогики, психологии, физиологии и других областей знаний.

Существуют разнообразные формы работы с родителями: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные. Желателен творческий неформальный подход педагогов к вопросу организации взаимодействия с родителями. Важно помнить, что родителям необходима не только теоретическая информация, но, что главное, практические навыки.

К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести следующие:

  1. Школа для родителей или Семейный клуб (с приглашением интересных и известных людей)
  1. Круглый стол;
  2. Родительские конференции;
  3. Вечера вопросов и ответов;
  4. Это коммуникативные игры;
  5. Устные справочники;
  6. Выставки и презентации по узким направлениям.

Инновационной формой работы с родителями стала проектная деятельность.

Презентация проектов, пособий для профилактики плоскостопия.

          

                                                                                                                                                                                                                     

Проект решения педсовета.

Решение педсовета
1. Через родительские собрания и информационные стенды продолжать рекламировать здоровый образ жизни среди родителей.
Ответственные: воспитатели, инструктор по физкультуре.

Срок: в течение года
2. Провести совместно с родителями физкультурные развлечения для детей старших и подготовительных групп.
Ответственные: воспитатели, инструктор по физкультуре, муз. руководитель
Дата: до конца учебного года
3. Пополнить спортивный зал  спортивным оборудованием.
Ответственные: администрация
Срок: к началу учебного года

4. Пополнить спортивные уголки в группах пособиями для физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

Ответственные: воспитатели.
Дата: до конца учебного года.

Источник

Светлана Худова
Тематический педсовет «Физическое развитие детей дошкольного возраста»

Тема: «Физическое развитие детей дошкольного возраста

Цель.

Поиск путей оптимизации системы мер по физическому развитию детей в условиях реализации ФГОС

Задачи.

1. Системный анализ педагогической деятельности по направлению «Физическое развитие «

2. Выработка алгоритма деятельности.

3. Проектирование модели целостной системы физкультурно-оздоровительной работы.

Подготовка.

1. Тематический контроль «Организация работы по физическому развитию старших дошкольников».

2. Самоанализ воспитателей

3. Анкетирование родителей «Какое место физкультура занимает в вашей семье».

4. Домашнее задание: пособия для физического развития детей, сделанные своими руками.

Повестка дня.

1. Отчет о выполнении решения предыдущего педсовета.

2. Вступительное слово заведующей.

3. Презентация образовательной области «Физическое развитие»

4. Итоги тематического контроля, анкетирования родителей

5. «Мозговой штурм»

6. Рекламная пауза «Бабушка и Красная шапочка»

7. Организационно-деятельностная игра

8. Домашнее задание: презентация пособий для физического развития детей, сделанных своими руками

Ход педсовета.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В. А. Сухомлинский.

1. Отчет о выполнении решения предыдущего педсовета.

2. Вступительное слово заведующей.

Гармоническое развитие дошкольника предусматривает разностороннее физическое воспитание. В дошкольном возрасте происходит бурное развитие организма ребенка. У него активно формируется нервная система, костно-мышечная, совершенствуется дыхательный аппарат. В этот период закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития. Поэтому так важно правильное осуществление физического воспитания детей дошкольного возраста. Успех в любой деятельности во многом определяется физическим состоянием ребенка. Детский организм остро реагирует на незначительные отклонения от нормы в окружающей среде, что связано с его развитием и недостаточной функциональной зрелость отдельных органов и систем. Поэтому решение многих педагогических задач должно осуществляться с обязательным учетом физических возможностей и состояния ребенка. В концепции дошкольного воспитания сказано, что воспитание ребенка должно быть пронизано заботой о его физическом здоровье и психологическом благополучии. Условия воспитания в детском саду такие, что создается высокий риск нарушений здоровья детей (инфекционные, простудные заболевания). Уже с дошкольного возраста дети страдают дефицитом движений и незакаленностью. Отсюда одной из главных задач детского сада является задача охраны и укрепления здоровья детей. Одним из направлений укрепления здоровья детей является физическое развитие. И сегодня мы рассмотрим как осуществляется физическое развитие детей в рамках реализации ООП ДО.

Читайте также:  Уход за ребенком развитие ребенка

3. Презентация образовательной области «Физическое развитие»

4. Итоги тематического контроля, анкетирования родителей

Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.

Важным элементом семейного воспитания является физическое воспитание. Однако и в этом направлении мы наблюдаем явно недостаточную активность родителей в физическом воспитании детей. Между тем семейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов должен предусматривать повышение роли родителей в создании традиций семейного физического воспитания.

С целью выявления роли родителей в физическом развитии детей проведён анкетный опрос по теме: «Какое место физкультура занимает в вашей семье». Данные анкет говорят о том, что единицы, кто занимается с детьми закаливанием, спортом.

Недостаточный уровень образованности родителей по формированию физически развитого ребенка не даст нам оснований бездействовать.

5. «Мозговой штурм»

— Что включает в себя понятие «физическое развитие детей?

— Назовите факторы риска нарушающие физическое развитие детей?

— Каким образом у ребенка проявляется потребность в двигательной активности?

— Основное специфическое средство физического воспитания?

— Назовите основные виды движений.

6. Рекламная пауза «Бабушка и Красная шапочка» (обыгрывают воспитатели).

Входят Красная шапочка и ее Бабушка. Между ними происходит такой диалог:

— Бабушка, бабушка, почему у тебя такое морщинистое лицо:

— Это потому что я не любила умываться по утрам и вечерам, моя внученька.

— Бабушка, а почему у тебя такие желтые зубы?

— Потому, что я их не чистила и курила, как и твой дедушка.

— Бабушка, бабушка, почему у тебя такие тусклые глаза?

— Потому, что я не любила есть морковь, моя внученька.

— Бабушка, бабушка, а почему ты вся дрожишь и медленно ходишь?

— Это потому, моя Деточка, что по утрам не делала зарядку

В один голос: Если: не хочешь, что бы тебя съел Серый волк, как бабушку, веди здоровый образ жизни!

7. Организационно-деятельностная игра

Для этого педагогический коллектив разбивается на четыре равные команды (администрация, воспитатели, родители, дети). Игра начинается во всех командах одновременно. Командам выдается задание на заранее заготовленных карточках, где указываются вопросы с позиций четырех социальных групп. Игрокам дается 5 минут на обдумывание. После выполнения задания команды меняются местами (переходят в следующую социальную группу). В результате они проходят все четыре социальные группы. В конце игры подводятся итоги работы каждой команды и коллектива в целом.

7.1. Вопросы к участникам игры в соответствии с их социальной группой:

администрация:

— «Как вы представляете систему физкультурно-оздоровительной работы дошкольной образовательной организации?»;

— «Какие формы взаимодействия с воспитателями и помощь в организации процесса физического развития детей в условиях реализации ФГОС ДО могут быть запланированы?»;

педагоги:

— «С какими трудностями в работе по физическому развитию при реализации ФГОС ДО сталкиваются педагоги?»;

— «Что вы можете предложить для преодоления этих трудностей (конкретные формы и методы?»;

родители:

— «Какую помощь в организации семейного воспитания физически здорового ребенка вы ждете от дошкольной образовательной организации?»;

— «По каким вопросам возможно взаимодействие родителей и воспитателей в ходе организации жизнедеятельности группы?»;

дети:

«Какой должна быть жизнь в группе?»;

«Какого воспитателя вы хотите видеть в вашей группе?».

7.2. Мероприятия – как заказ на работу.

Что мы конкретно можем сделать?

Исходя из результатов работы команд, каждая команда берет одну из заполненных карточек и на основе ее планирует конкретную работу которую нужно сделать по следующей модели. На основании этого будет формироваться решение педагогического совета.

Что? Для чего? Кто? Когда?

Глагол действия

Пригласить …

Обновить …

Разработать …

8. Домашнее задание: презентация пособий для физического развития детей, сделанных своими руками

9. Решение педагогического совета

Тематический педсовет «Физическое развитие детей дошкольного возраста»Физическое и психическое развитие ребенка педсоветФизическое и психическое развитие ребенка педсовет

Источник