Физические отклонения в развитии личности ребенка

Физические отклонения в развитии личности ребенка thumbnail

Мечта всех родителей иметь здоровых и счастливых детей. Для этого многие супружеские пары перед зачатием ребенка проходят тщательные обследования, ведут здоровый образ жизни, выполняют все предписания врача. Но… Человеческий организм не настолько предсказуем, как хотелось бы. Доктора не всегда всемогущи. И вот в семье появился ребенок – милый, прекрасный, нежный, ласковый.

Есть ли у него отклонения в развитии? Это определить не просто. Некоторые дефекты проявляются сразу при рождении. Ну а есть такие, которые начинают давать о себе знать по мере развития малыша.

Причины отклонений в развитии детей

Что же может влиять на появление отклонений в развитии ребенка? Специалисты определяют два основных фактора, которые считаются основными причинами дефектов в развитии ребенка:

  • наследственность;
  • факторы внешней среды.

Если наследственные патологии медицина пытается определить еще на ранних этапах, то с факторами внешней среды сложнее, так как их предвидеть очень тяжело. Под ними подразумеваются, во-первых, различные инфекционные заболевания, травмы и интоксикации. По времени воздействия их на организм специалисты определяют патологии:

  • пренатальные (внутриутробные);
  • натальные (в период родов);
  • постнатальные (после рождения).

Во-вторых, на развития ребенка существенно влияет такой фактор, как социальная среда, в которой он растет. Если он неблагоприятный, то в определенный момент можно констатировать в развитии ребенка такие проблемы:

  • эмоциональная депривация;
  • педагогическая запущенность;
  • социальная запущенность.

Виды отклонений в развитии детей

Так что такое отклонение в развитии ребенка? Это нарушение у него психомоторных функций, которые возникают при неблагоприятном воздействии различных факторов на его мозг. В результате этого выделяют такие виды отклонений в развитии детей:

  1. Физические.
  2. Психические.
  3. Педагогические.
  4. Социальные.

К группе детей, имеющих физические отклонения, относятся те, которые имеют недуги, затрудняющие их действия, а также дети с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

К группе с психическими отклонениями относят детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы.

Группу с педагогическими отклонениями составляют те дети, которые по определенным причинам не получили среднего образования.

Группу с социальными отклонениями составляют те дети, которым в результате воспитания не была привита функция, существенно влияющая на их вхождение в социальную среду, что очень проявляется на поведении и сознании во время пребывания в социальной группе. В отличие от первых трех групп социальные отклонения (гнев, фобии, безволие, гиперактивность, значительная внушаемость) тяжело разграничить от естественного проявления характера ребенка. Именно в этих случаях большое значение имеет не терапевтическое вмешательство на него, а профилактика возможных отклонений от правил и норм.

Кстати, одаренный ребенок – это тоже отклонение от нормы, и такие дети составляют отдельную группу.

Определение нормы в развитии ребенка

Так что такое норма для ребенка? Это, прежде всего:

  1. Его уровень развития соответствует большинству ровесникам, среди которых он растет.
  2. Его поведение соответствует требованиям общества: ребенок не асоциален.
  3. Он развивается соответственно индивидуальным наклонностям, при этом четко преодолевает негативные влияния как со стороны своего организма, так и окружающей среды.

Итак, вывод можно сделать следующий: не каждый ребенок с отклонениями в развитии от рождения уже есть не норма и, наоборот, здоровый ребенок при рождении не всегда дотягивает до нормы в результате развития.

Ребенок развивается соответственно норме при:

  • правильной работе головного мозга и его коры;
  • нормальном психическом развитии;
  • сохранности органов чувств;
  • последовательном обучении.

Может возникнуть вопрос о соответствии этих пунктов для детей с уже имеющимися отклонениями. Сразу определим такой момент, что ребенок с физическим и психическим дефектом должен проходить полную реабилитацию уже с первых дней. Сюда входит не только медицинское вмешательство, но и педагогическая коррекция. Благодаря совместным усилиям родителей (в первую очередь!), медиков и коррекционных педагогов многие патологии в развитии психики можно обойти благодаря компенсационным процессам, которые возможны у детей с отклонениями.

Не все будет проходить просто и гладко. Но ребенок с физическими отклонениями может и должен развиваться соответственно возрасту. Для этого ему только нужна помощь специалистов и безграничная любовь и терпение родителей. Определенные успехи возможны и у детей с психическими патологиями. Каждый случай при этом требует индивидуального подхода.

Какие периоды наиболее ярко демонстрируют возможные отклонения в физическом и психическом развитии ребенка?

Каждый сенситивный период определяет количество знаний, умений и навыков, которыми должен оперировать ребенок. Большинство специалистов считают, что особое внимание необходимо уделять детям во время кризисных периодов в их жизни, которые попадают на такой возраст:

  • дошкольный;
  • младший школьный;
  • подростковый.

Какое поведение ребенка должно насторожить с целью профилактики отклонений в его развитии?

В дошкольном возрасте:

  1. В результате патогенных воздействий на мозг и его кору нарушаются нормальные соотношения раздражительных и тормозных процессов. Если ребенку тяжело контролировать тормозные реакции на запреты, он не может организовать свое поведение даже в игре, то это может быть одним из сигналов, что у ребенка имеются отклонения в развитии.
  2. Ребенок чрезмерно фантазирует или же, напротив, довольно примитивен в своих рассказах, когда пытается выйти из затруднительного положения.
  3. Ребенок склонен к имитации неправильных форм поведения, что может свидетельствовать о легкой внушаемости.
  4. Инфантильные (недоразвитые) эмоциональные проявления в виде громкого крика, плача или движений, не соответствующих возрасту (сование ногами).
  5. Вспыльчивость, импульсивное поведение по любому незначительному поводу, что приводит к ссоре или даже драке.
  6. Полный негативизм, неподчинение старшим с ярко выраженной агрессией, злостью на замечание, запрет или же наказание.
Читайте также:  Роль общения в развитии ребенка сочинение

В младшем школьном возрасте:

  1. Низкая познавательная активность, которая сочетается с личностною незрелостью.
  2. Негативное отношение к урокам, отказ от выполнения заданий с желанием обратить на себя внимание с помощью грубости, непослушания.
  3. Наличие к концу младшего школьного возраста значительных пробелов в знаниях, которые сопровождаются нежеланием учиться.
  4. Тяга и интерес к тому, что несет агрессию и жестокость. Асоциальное поведение.
  5. На любой запрет или требование ответная реакция бурная, несущая конфликт, возможны побеги из дома.
  6. Стремление к острым ощущениям как результат повышенной сенсорной жажды.

В подростковом возрасте:

  1. Инфантильные суждения, слабые функции саморегуляции и самоконтроля, отсутствие волевых усилий.
  2. Сложное поведение, которое сопровождается инфантильностью с аффективной возбуждаемостью.
  3. Ранние половые влечения, склонность к алкоголизму, бродяжничеству.
  4. Полное отрицательное отношение к учебе.
  5. Асоциальное поведение, которое имитирует неподобающий образ взрослой жизни.

Асоциальное поведение у ребенка могут вызывать не только врожденные патологии, но и неправильное воспитание, которое сопровождается бесконтрольностью, асоциальным поведением членов семьи или же их грубой авторитарностью.

Что же делать, если у ребенка наблюдаются отклонения в развитии?

Для того чтобы определить: есть ли отклонения в развитии ребенка или же это просто возрастное проявление характера, необходимо провести полную диагностику. Установить диагноз можно только после полного обследования при участии разных специалистов, среди которых обязательно должен быть врач, психолог, логопед, дефектолог.

Нужно помнить: за одним симптомом заключение о психическом развитии ребенка никто не ставит.

Для того чтобы сделать вывод и определить уровень возможностей маленького пациента, существуют психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), где работают узкие специалисты, в обязанности которых входит обследовать ребенка, проконсультировать его родителей и начать при необходимости коррекционную работу.

Нужно помнить: во-первых, диагноз о психическом развитии может поставить только специалист, а во-вторых, заключение врача – это не приговор и не ярлык на всю жизнь. По истечении времени при благоприятном влиянии на ребенка диагноз может быть изменен.

Виды диагностики отклонений в развитии ребенка

Для полного анализа состояния здоровья диагностика проводится:

  • медицинская;
  • психологическая.

Медицинское обследование

Во время медицинской диагностики проводится:

  • общий осмотр ребенка;
  • анализ анамнеза (важно, чтобы информацию предоставляла мать);
  • оценка состояния ребенка как неврологического, так и психического.

Большое внимание при этом обращается на то, как развита у ребенка эмоциональная сфера, какой у него уровень интеллекта и соответствует ли он возрасту, большое значение имеет речевое развитие, а также психическое. При этом врач при необходимости анализирует результаты рентгенографии черепа, компьютерной томографии, энцефалограммы.

Во время общего осмотра доктор дает заключение о строении черепа, пропорциональности лица, об особенностях конечностей, тела и т. д., о работе сенсорных систем (слух, зрение). Данные при этом бывают субъективные и объективные. К объективным относятся те, что предоставлены офтальмологом и отоларингологом при использовании специальной аппаратуры.

Иногда даже визуально, по строению черепа и лица, росту ребенка, движениям глаз, врач уже может установить такие врожденные отклонения:

  • микро- и макроцефалию;
  • синдром Дауна;
  • нистагм;
  • косоглазие и т. д.

Обязательно оценивается состояние нервной системы, а именно: наличие параличей, парезов, гиперкинезов, тремора, тиков и пр. Осматривается строение артикуляционного аппарата на наличие таких отклонений, как:

  • узкое готическое небо;
  • расщелины твердого и мягкого неба;
  • расщелина губы;
  • укороченная подъязычная связка.

При этом анализируется прикус и размещение зубов.

Психическое обследование

Обследование психических функций начинается с изучения условий жизни ребенка и как его воспитывали. Именно эти обстоятельства являются ведущими в онтогенезе. При диагностике отклонений в развитии ребенка также обязательно учитываются особенности каждого возрастного периода. Анализу и исследованию подлежат такие психические функции:

  • внимание;
  • память;
  • мышление;
  • восприятие;
  • интеллект;
  • эмоциональная сфера и т.д.

Лучше всего ребенок открывается в игре, во время которой можно провести диагностическое наблюдения за его поведением, побеседовать, провести обучающий эксперимент. Общение с ним даст возможность оценить уровень его развития, соответствие возрасту, какими терминами оперирует, какие предложения составляет, какой у ребенка лексический запас, активен ли в игре, может ли конструировать, концентрирует ли внимание и насколько долго, может ли переключиться на другой вид деятельности, имеет ли познавательный интерес, как проводит анализ, продуктивная ли его деятельность, доводит ли начатое дело до конца.

Читайте также:  Особенности развития ребенка первого года жизни

При этом используется разнообразный наглядный материал. Эмоциональный фон должен быть комфортный для ребенка. Методы и приемы работы подбирают под дефект, который присутствует у ребенка: для глухих разрешают отвечать жестами, для слабовидящих подбирают четкие картинки, для умственно отсталых составляют несложные задания. Ребенок не должен отказаться от игры. Это главная задача того, кто диагностирует.

Наиболее трудно обследовать таких пациентов: слепоглухонемых, ничего не понимающих, детей с нарушенным поведением, у которых снижен уровень мотивации и быстроутомляемых. Также нелегко диагностировать тех, кто имеет множественные отклонения, так как тяжело определить первичный дефект и что он потянул за собой и насколько глубоко.

Только после тщательной медицинской и психологической диагностики определяется диагноз, согласно которому назначаются коррекционные занятия. Их целью является максимально восполнить соответственно интеллектуальным и психическим возможностям ребенка те пробелы, которые возникли в результате его неправильного воспитания и развития.

Источник

Сфера нормального всегда имеет в сознании
людей свои границы, а все то, что находится
за их пределами, определяется как
«ненормальное», «патологическое». На
практике происходит оценивание индивидов
по признаку соответствия или несоответствия
норме, которая и определяет эти границы.

Понятие нормы широко используется в
медицине, психологии, педагогике,
социологии и других науках. Попытка
дать точное и единственно верное
определение этому понятию, скорее всего,
обречена на неудачу. Так, например,
только в медицине ученые насчитывают
до 200 его определений.

Сложность в определении понятия «норма»
не только терминологическая, но и
содержательная. Например, нравственные
нормы не могут быть раз и навсегда
зафиксированы во всех без исключения
сообществах, потому что они, во-первых,
имеют национальную специфику, а потом
всё время изменяются.

При этом важно помнить, что норма – это
некое идеальное образование, условное
обозначение объективной реальности,
показатель, характеризующий реальную
действительность, но не существующий
в ней.

То, что не соответствует норме, обозначается
другим словом – «отклонение».

Для соц. педагогики понятие «норма» и
«отклонение от нормы» — очень важные.
Они используются для характеристики
процесса развития и соц-го поведения
ребенка. Отклонения могут носить как
негативный, так и позитивный характер
.Например, отклонениями от нормы в
развитии ребенка являются и умственная
отсталость и талантливость. Такие
негативные отклонения в поведении, как
преступность, алкоголизм, наркомания
и др., оказывают отрицательное влияние
и на процесс социального становления
человека, и на развитие общества в целом.
Позитивные же отклонения в поведении,
к которым можно отнести все формы
социального творчества, напротив, служат
развитию социальной системы.

Отклонения от нормы условно делят на 4 группы:

1)Физические отклонениясвязаны
со здоровьем и определяются медицинскими
показателями.

2)Психический недостаток– это
временный или постоянный недостаток в
психическом развитии человека, включая
нарушения речи, эмоционально-волевой
сферы, как крайние формы этого вида
отклонений выступаютаутизм
состояние психики, характеризующееся
замкнутостью, отсутствием потребности
в общении, исуицид– попытки к
самоубийству, а также повреждения
мозга,нарушения умственного развития,
задержку психического развития, создающие
трудности в обучении.

Особую группу отклонений представляет
одаренность детей.Мера одаренности
и таланта устанавливается по характеру
продуктов деятельности, отличающихся
новизной, нестандартностью, оригинальностью
и другими показателями.

Сложный недостаток сочетает в себе
физические и психические недостатки,
подтвержденные в установленном порядке.

Для диагностики физических и психических
недостатков
создается постояннаямежведомственная психолого-медико-педагогическая
комиссия (ПМПК)
. В ее задачи входит
проведение возможно более раннего
обследования детей и выявление
особенностей их развития в целях
установления диагноза и удовлетворения
прав реб-ка на получение образования,
а также консультирование родителей,
пед., мед.работников, соц. педагогов и
др. специалистов.

3) Педагогические отклонения,
когда ребёнок
не получил
образование, т.к. не посещал школу. Такие
отклонения от нормы могут быть названы
педагогическими. Педагогической нормой,
или нормой образования, являются
стандарты общего образования, которые
приняты в стране. В соответствии с этими
стандартами ребенок в определенном
возрасте должен получить соответствующий
уровень образования, закончить начальную,
неполную среднюю (9 классов) или полную
среднюю (11 классов) школу. Согласно
Закону об образовании РФ обязательным
является общее среднее образование.

4) Социальные отклонениясвязаны
с понятием социальная норма.Соц. норма– правила, образец действия или поведения
людей или группы, которая официально
установлена в обществе.

Соц.нормы делятся на 2 группы: 1.
универсальные
, распространяющиеся
на каждого чел-ка в обществе;2.частные,
относящиеся и регулирующие определенную
сферу профессион-й деят-ти или
жизнедеятельности людей (например,
врач, учитель, социальный педагог и
др.).

Читайте также:  Воспитание как процесс развития ребенка

Особенностью соц.норм для детей является
то, что они выступают фактором воспитания,
в процессе которого происходит усвоение
соц. норм и ценностей, вхождение в соц-ю
среду, усвоение соц-х ролей и соц-го
опыта.

В социологической, педагогической и
психологической литературе основательно
проработаны проблемы детей с отклоняющимся
поведением. Для этой категории детей
используются различные термины: трудный,
ребенок с девиантным, асоциальным
поведением, с устойчивыми отклонениями
в поведении.

Причины отклоняющегося поведения тоже
хорошо изучены. Они связаны с трудностями
подросткового возраста, неопределенностью
соц-го поведения в обществе, нестабильностью
развития страны, возникающей экстренной
ситуации, из которой реб-к самостоятельно
найти выход не может.

Для оказания помощи таким детям создаются
специализированные соц. службы. Дети,
совершившие соц-но опасные деяния и
достигшие 11 лет, по решению суда с учетом
заключения ПМПК могут направляться в
спец. школы или специальные профессиональные
учебные заведения.

Среди детей, имеющих отклонения в соц.
развитии, выделяют детей, оставшихся
без попечения родителей. Это дети-сироты
и соц-е сироты. Для них существуют
специальные образовательные соц-е
учрежд-я: дома ребенка, дет.дома,
школы-интернаты, социально-реабилитационные
центры помощи детям, соц-е приюты и т.д.

В реальности «чистых» отклонений не
бывает.
Одно отклонение провоцирует
другое, одна группа отклонений
накладывается на другую. Соц. отклонения
у реб-ка обычно имеют в качестве причин
отклонения в здоровье, психические и
педагогические отклонения.

Любая «поломка», любое ограничение
потенциальных возможностей человека
неизбежно затрагивает всю организацию
в целом и ведет к «социальному выпадению».
Это явление изучается учеными разных
областей знания – социологии, психологии,
социальной педагогики, медицины и др.
Каждая из этих наук предлагает свои
теории «выпадений».

Так, отклонения в поведении детей,
имеющих ограниченные возможности,
рассматривались вначале в русле
медицинской модели. Согласно этой
теории, несоответствие социальной норме
в поведении ребенка рассматривается
как патология здоровья. В качестве
причин, вызывающих отклоняющееся
поведение, выдвигались эндокринные
нарушения, нарушение созревания
(акселерация и недоразвитие), органические
мозговые нарушения, генетические
отклонения и др.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. в рамках медицинской
модели сформировалась теория социальной
полезности людей с ограниченными
возможностями
, которая получила
широкое распространение во многих
развитых странах. Суть ее заключается
в следующем. В обществе имеются люди,
физические и психические возможности
которых ограниченны, но это не мешает
им осуществлять хотя бы элементарную
социально полезную деятельность,
например, обслуживать себя или выполнять
какую-либо простую работу. Это значит,
что при необходимом профессиональном
обучении такие люди могут материально
сами себя обеспечивать, а не становиться
обузой и бременем для государства,
которое их должно содержать. Кроме того,
они могут быть источником дешевой
рабочей силы, что также выгодно
государству. Таким образом, в этой теории
очевиден приоритет государства над
личностью.

В 60-х годах XX века
на смену медицинской модели пришла
социальная
модель
,
развитию которой послужила теория
психоанализа
.

В фокусе этой
модели находятся не внутренние причины
(болезнь, нарушения в развитии и т. д.),
а взаимосвязь между отдельным человеком
и социумом. С этой точки зрения ограничение
возможностей человека вызвано во многом
отношением к нему окружающих людей,
выделяющим его из общества, а также
барьерами, которые существуют в окружающей
его среде, рассчитанной прежде всего
на здоровых людей. Другими словами,
ограниченные возможности как проблема
являются результатом социальной,
экономической и политической дискриминации
таких людей в обществе. Чтобы преодолеть
ее, необходима интеграция людей с
ограниченными возможностями в общество
на их собственных условиях.

В рамках социальной
модели отклоняющееся поведение детей
стало рассматриваться во взаимосвязи
с процессами семейного воспитания и
межличностного взаимодействия. С
разработкой теории изменились приоритеты
в объяснении социальных выпадений.
Неадекватное поведение детей и подростков
стало рассматриваться как деформированный
процесс накопления социального опыта,
как результат субъективных нарушений,
связанных с семейным неблагополучием,
недостаточной педагогической культурой
родителей, негативным балансом поощрений
и наказаний, отсутствием любви к ребенку
и другими факторами. Постепенно
накапливающиеся неразрешенные конфликты
и приводят к отклоняющемуся поведению.
А поскольку оно обусловлено не только
болезненными-процессами, на которые
практически невозможно влиять, становится
возможной его коррекция. Таким образом,
социальная модель позволила рассматривать
поведение ребенка не только как
отклоняющееся, но и корректирующееся.

Работа
соц.педагога

направлена на профилактику отклонений,
предупреждения нарушений определенных
норм и правил, принятых в обществе, а
также – на реабилитацию детей, в развитии
которых установлены те или другие
отклонения. Для работы соц.педагога
важное
значение имеет пограничная зона между
нормой и отклонением
.
В соц-х отклонениях м/унормальным типом
поведения и отклоняющимся располагается
большое количество стадий, переходных
ступеней от нормы к отклонению. Поэтому
бывает сложно провести четкую грань
м/уестественным проявлением характера
реб-ка и отклонениями в нем.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник