Особенности развития ребенка первого года жизни

Особенности развития ребенка первого года жизни thumbnail

Первый год жизни ребенка является одним из важнейших периодов, в который происходит достаточно быстрое развитие в физическом и нервно-психическом плане всех систем и органов ребенка. На этой стадии малыш активно растет, получает множество новых знаний и умений, а также познает окружающий мир. Из ничего не умеющего младенца он постепенно превращается в любопытного малыша, имеющего собственный характер.

Первый год жизни во многом определяет дальнейшее развитие ребенка, его физическое здоровье, психологические качества и особенности восприятия и отношения к миру. Каждая мать, понимая важность этого периода в жизни малыша, старается как можно более ответственно подойти к вопросу развития своего ребенка.

Одними из важнейших моментов, которые являются жизненно необходимыми для ребенка в младенческом возрасте, являются телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Именно эти потребности обуславливают тот факт, что в современном мире в большинстве родильных домов сразу после появления на свет малыш прикладывается к груди матери. Там он может ощутить себя с ней единым целым и получить первые капли молока.

Важнейшими параметрами гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами-педиатрами по следующим показателям:

  1. Степень развития зрительных и слуховых реакций ребенка;
  2. Уровень развития эмоциональной сферы;
  3. Степень развития двигательных навыков;
  4. Развитие навыков движений кистью руки и формирование предпосылок для развития мелкой моторики рук;
  5. Подготовительные этапы развития и понимания речи.

Для новорожденного младенца одной из наиболее значимых потребностей является способность общения и эмоционального взаимодействия с близкими людьми. Для того чтобы ребенок полноценно развивался в психическом плане, необходимо предоставить ему возможность совместных игр, доброжелательное общение и радость, которые обеспечат наиболее тесный эмоциональный контакт с близкими людьми, в первую очередь, с матерью.

Каждый человек, рождаясь, имеет набор врожденных рефлексов. Их деятельность регулируется работой спинномозговых и подкорковых нервных центров. У маленьких детей еще не до конца завершен процесс формирования коры больших полушарий, клетки нервной системы пока не обладают ответвлениями, а ее проводящие пути не покрыты защитными оболочками. Следствием этого является наличие быстрых и сильных механизмов возбуждения и сложностей в формировании поведенческих рефлексов.

Развитие новорожденного ребенка отличается тем, что у него нет каких-либо определенных врожденных форм поведения. Это является одним из его достоинств, поскольку позволяет малышу в максимальном размере получать новый опыт и развиваться.

Для того чтобы процесс развития нервной системы и мозга протекал успешно, необходимо обеспечить активную деятельность всех анализирующих систем. В случае, когда малыш обделен и не получает необходимое количество чувственных впечатлений из окружающей среды, его развитие резко замедляется, что приводит к негативным последствиям в дальнейшем.

Одной из особенностей развития новорожденного медики считают тот факт, что деятельность его анализаторов формируется быстрее, чем телесные движения. Слух и зрение у новорожденных являются самыми наиболее развитыми.

 Физиология и моторика ребёнка в первый год жизни

Известно, что ребенок человека рождается значительно менее приспособленным к окружающей среде, чем детеныши животных. Для взаимодействия с миром у малыша имеется набор безусловных рефлексов, которые регулируют его биологические функции. Это такие рефлексы, как:

  1. Сосательный;
  2. Оборонительный;
  3. Ориентировочный;
  4. Хватательный;
  5. Опорный;
  6. Переступательный.

В возрасте 2- 3 месяцев ребенок способен самостоятельно удерживать голову даже в положении лежа на животике. Постепенно происходит развитие манипуляций с предметами – ребенок учится перекладывать их из руки в руку, брать из рук взрослого. К полугоду малыши пытаются самостоятельно сесть, а затем учатся ползать и вставать на ножки, держась за опору. Обычно к году ребенок может передвигаться с поддержкой или же без нее, что зависит от особенностей развития малыша.

Развитие зрения и слуха в первом году жизни

Следует отметить, что формирование органа зрения, как и нервной системы, начинается еще в период внутриутробного развития плода. Зачатки их появляются примерно на 3 неделе беременности.

У новорожденных детей лучше, чем другие, развиты слуховой и зрительный анализаторы. Уже в первые недели жизни малыш способен удерживать в поле зрения движущийся, а немного позже и статичный предмет. Важно, что черты человеческого лица младенец может воспринимать практически с первых дней жизни.

На 2-3 месяц жизни световая чувствительность сетчатки многократно возрастает по сравнению с предыдущим этапом. Появляется форменное зрение, то есть ребенок способен видеть контуры и очертания предметов, хотя и видны они пока всего в двух измерениях. В этом возрасте ребенок способен отличать некоторые цвета — красный, оранжевый, желтый и зеленый. Восприятие таких оттенков, как синий и фиолетовый, развивается чуть позже, так как в сетчатке глаза значительно меньше фоторецепторов, способных улавливать коротковолновую часть спектра.

В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей. К полугоду зрение малыша настолько развито, что он с любопытством рассматривает окружающие его предметы и явления.

К окончанию первого года жизни ребенка зрение сформировано достаточно хорошо. Малыш способен разглядывать мелкие предметы, различать знакомые лица на изображениях, отличать контрастные предметы.

Слух у новорожденных также развивается довольно быстрыми темпами. С самого периода рождения ребенок наиболее чувствителен к звукам человеческой речи. Уже к трехмесячному возрасту ребенок способен поворачивать голову на звук, искать глазами его источник. Важным моментом является умение различать тон и интонацию, а также узнавать голос матери.

В 6-7 месяцев малыш уже знает свое имя. Он слышит его среди других слов и звуков речи взрослых и реагирует на него – поворачивает головку, улыбается, тянется к папе или маме.

К году малыш умеет подражать услышанным звукам. Он понимает обращенную к нему простую речь и откликается на нее, при этом развитие речи проходит параллельно с развитием слуха.

Развитие эмоциональных реакций ребёнка до года

Эмоции новорожденного ребенка отличаются своим однообразием – практически всегда они носят отрицательный характер. Ребенок не умеет в это время каким – то другим способом взаимодействовать с окружающими, именно потому свое недовольство и все возникающие проблемы и дискомфорт он выражает криком и плачем.

Ко второму месяцу жизни ребенок уже способен проявлять противоположные эмоции по отношению к близким людям – он улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться, что говорит об узнавании эмоционально значимых людей. В этом возрасте развивается так называемый «комплекс оживления», при котором малыш необычно реагирует на приближение взрослого человека – он поднимает ручки, активно шевелит ножками и радостно гулит.

Читайте также:  Ребенок в процессе развития научается выделять себя из окружающего мира сеченов

К четырем-пяти месяцам дети уже умеют отличать свою маму среди других взрослых, различаются их реакции на ее появление и исчезновение. Если у ребенка сложился хороший эмоциональный контакт с каким-либо взрослым человеком, у него могут возникнуть дополнительные эмоциональные переживания, проявляющиеся в активной отрицательной реакции, которая вызывается уходом этого человека или прекращением общения.

К возрасту шести-семи месяцев для того, чтобы развитие познавательной деятельности происходило на должном уровне, ребенку очень важно постоянно манипулировать предметами и игрушками. Именно поэтому в этом возрасте ребенок проявляет интерес ко всевозможным ярким погремушкам и предметам.

Могут появляться негативные реакции на незнакомых людей, которые с легкостью подавляются естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

В этот период жизни ребенка активно развиваются его интеллектуальные способности, о чем говорят постоянные подражательные и преднамеренные действия. Проявляется это в том, что после того, как ребенок начинает использовать преднамеренное манипулирование предметами, то есть постукивать, трясти их, в действиях малышей можно увидеть простейшие проявления мышления. Это значит, что перед совершением данного действия перед ребенком возникает какая-либо интеллектуальная задача, которую он с успехом решает. Это свидетельствует о том, что мышление ребенка развивается не самопроизвольно, а в действии.

К девятимесячному возрасту эмоциональная жизнь малыша становится значительно богаче. В этот период изменяются и усиливаются проявления эмоций. Заметно это в более тяжелом установлении контакта с незнакомыми людьми, ребенок может испытывать робость и стеснение. Однако, в этот период любознательность берет верх над страхом, что заставляет малыша активно интересоваться окружающими предметами, явлениями и людьми.

Общие движения в первый год жизни малыша

Всем известно, что новорожденные дети не могут четко координировать собственные движения. Процесс развития движений начинается после появления ребенка на свет. Впервые дифференцированные и более точные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. В этом возрасте ребенок способен приближать руки к личику, потирать их, поднимать и разглядывать. Примерно с трех-четырех месяцев дети начинают ощупывать свои ручки, перебирать пальчиками любые предметы. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки — случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку. При этом захвата пока еще не происходит, хотя если вложить малышу игрушку в руку, он сможет длительное время удерживать ее. Происходит это благодаря тому, что хватательный рефлекс у малышей отлично развит.

С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручкой. При захвате игрушки движения также производятся не только руками, но и ножками и туловищем.

Более точные, четкие и прицельные движения руки формируются только к восьми-девяти месяцам жизни.

Развитие речи ребёнка

Самым первым средством выражения желаний ребенка и привлечения внимания к своим потребностям является крик. Развитие речи ребенка проходит несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности. Ко второму месяцу жизни малыши начинают активно гулить – то есть произносить отдельные звуки. Изначально этот процесс носит кратковременный характер, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Такие проявления говорят о том, что ребенок хорошо себя чувствует и испытывает положительные эмоции. Постепенно увеличивается количество произносимых ребенком звуков, появляется умение использовать всевозможные интонации. В этот период, как и на протяжении всего первого года жизни ребенка, важную роль играет возможность взаимодействия со взрослыми. Многие замечают, что ребенок гулит даже тогда, когда остается в помещении один или не видит никого из родных, однако при появлении в поле зрения близких людей, его эмоции проявляются более ярко и отчетливо.

С течением времени гуление ребенка заменяется на лепет. Примерно в 6-7 месяцев ребенок начинает произносить отдельные слоги.

В семь-восемь месяцев появляется способность понимать некоторые элементы речи взрослых и устанавливать связь между услышанным словом и конкретным образом. Проявляется это поворотом головы в нужную сторону при задаваемых вопросах. Так выражается поисковая зрительная реакция. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, ребенок пытается подражать услышанным звукам, он часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннадцать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов или упрощенных звуковых подражаний.

К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова «надо» и «нельзя».

Формирование личности ребенка

Несмотря на то, что о ребенке, как о личности, ученые обычно говорят не ранее трех лет, ее формирование начинается гораздо раньше. Период до года отличается закладкой основных качеств и черт личности, которые проявятся только спустя годы. Они формируются на основе общения и взаимодействия со взрослыми. В младенчестве у ребенка развивается любовь к близким людям, чувство привязанности.

В этом возрасте также оформляется темперамент ребенка, который зависит от врожденных особенностей нервной системы. Но кроме этого, большое влияние на его проявления оказывают приобретенные привычки, национальные и культурные особенности общения и поведения, которые ребенок впитывает с первых дней.

В возрасте 8-12 месяцев у детей часто возникают страхи, пик которых относится к 15-18 месяцам. Основной из них направлен на незнакомых людей. Малыш испытывает отрицательные эмоции при расставании с близкими людьми, что выражается через плач.

Одним из важнейших этапов развития ребенка является конец первого года, который отмечается появлением кризиса первого года. В этом возрасте малыши становятся непослушными, более упрямыми. Они многократно повторяют действия, не обращая внимание на запрет родителей. Связано это с тем, что малыш активно исследует и изучает окружающие предметы, экспериментирует и оценивает результаты своих действий. В ответ на прямой запрет взрослого ребенок упрямиться и пытается настоять на своем, повторяя именно то, что ему запрещают.

Этапы развития ребенка в первый год жизни достаточно быстро сменяют друг друга. Каждый родитель должен понимать происходящие в организме малыша физические и психические изменения, помогать ему активно расти и развиваться, уделять достаточное количество внимания и заботы.

Читайте также:  Слова с картинками для развития ребенка

Источник

Вернуться на главную 

 Первый год жизни. Как развивается Ваш малыш. 

Именно первые годы жизни чрезвычайно важны в развитии ребенка. В этот период центральная нервная система делает феноменальный рывок – к семи месяцам объем мозга удваивается. Ничего подобного в последующей жизни ребенка уже не повторится. На первом году каждый месяц жизни ребенка обладает собственной самоценностью, предполагает чрезвычайно важные условия для физического и психического развития младенца, ибо без этого ему будет трудно идти дальше, осваивать новые умения и навыки. В течение первого года жизни важен каждый месяц в развитии малыша, в каждом из них можно проверить, правильно ли формируются тело и психика малыша, овладел ли он необходимыми навыками и умениями.

Специалистами разработаны критерии успешности прохождения ребенком основных этапов развития, которые  достаточно четко соотносятся с его возрастом и могут быть оценены вами, родители, даже без участия специалиста. Проверяя, преуспел ли ваш малыш в своем развитии, все ли освоил, будьте внимательны и терпеливы. Ведь знания и умения не приходят вдруг, они подготавливаются как бы исподволь, вызревая медленно и только с вашим участием.

Если все в порядке, можно двигаться дальше, не забывая «повторять пройденное». Если есть трудности, не торопитесь к новым высотам. Вашему малышу предстоит немало покряхтеть и основательно потрудиться, прежде чем он сделает новый шажок в освоении окружающего мира. Но он не один, вы всегда поддержите и поможете ему.

У малыша

  • возникает первая мимолетная улыбка в ответ на обращения взрослого (1месяц);
  • быстро отвечает улыбкой на эмоциональное общение (2 месяца);
  • проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение (3 месяца);
  • часто и легко возникает «комплекс оживления» (4 месяца);
  • громко смеется в ответ на эмоциональное и речевое общение (4 месяца).

Проверьте, как развивается зрительное восприятие вашего малыша

  • удерживает в поле зрения движущийся предмет – ступенчатое следование (10 дней);
  • удерживает в поле зрения лицо взрослого или неподвижный предмет (18-20 дней);
  • плавно прослеживает за движущимся предметом или отклоняющимся лицом взрослого (1 месяц);
  • длительно смотрит на лицо взрослого или привлекший внимание предмет (2 месяца);
  • длительно следит за движущимся взрослым или игрушкой (2 месяца);
  • длительно смотрит, находясь в вертикальном положении на руках взрослого, на лицо говорящего с ним человека или показываемую игрушку (3 месяца);
  • узнает мать, радуется (4 месяца);
  • отличает близких людей от чужих по внешнему виду, по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого (5 месяцев);
  • различает предметы по форме – отличает кубик от кирпичика (12 месяцев);
  • узнает на фотографии знакомого взрослого (12 месяцев);

Обведите то, что малыш уже умеет делать. Следующее за ним умение и будет тем, чему нужно научить малыша.

Очень скоро после рождения малыш начинает реагировать на различные звуки, и в первую очередь – на голос матери. Так же быстро, как развивается зрительное восприятие малыша, формируется и слуховое.

Проверьте, как развивается слуховое восприятие ребенка:

  • Вздрагивает и мигает при резком звуке (10 дней);
  • Успокаивается при сильном звуке, перестает плакать (18-20 дней);
  • Прислушивается к голосу взрослого или звуку игрушки (1 месяц);
  • Поворачивает голову в сторону голоса взрослого (2 месяца);
  • Делает «ищущие» повороты головы при длительном звуке и находит его (4 месяца);
  • По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии (4 месяца);
  • Узнает голос матери или близкого человека (5 месяцев);
  • Различает строгую и ласковую интонацию обращенной речи (5 месяцев);
  • По-разному реагирует на свое и чужое имя (6 месяцев)
  • Извлекает различные звуки из  игрушек и предметов – бросает, стучит, нажимает на различные игрушки и предметы (6 месяцев);
  • Находит невидимый источник звука в окружающем пространстве на некотором расстоянии от себя (7 месяцев);
  • Выполняет плясовые движения под плясовую мелодию (9 месяцев).

Обратите внимание, как складывается предречевое развитие вашего малыша:

  • Ребенок издает отдельные звуки в ответ на эмоциональное общение взрослого (1 месяц);
  • Повторно произносит отдельные звуки (2 месяца);
  • Гулит (3 месяца);
  • Подолгу певуче гулит (4 месяца);
  • Произносит отдельные слоги – начало лепета (6 месяцев);
  • На вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определенном месте (7 месяцев);
  • Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же звуки (7 месяцев);
  • На вопрос «где?» находит несколько предметов на постоянных местах (8 месяцев);
  • По слову взрослого выполняет разученные ранее действия под потешки «Ладушки», «Дай ручку» и др. (8 месяцев);
  • Громко, четко и повторно произносит различные  слоги лепета (8 месяцев);
  • На вопрос «где?» находит несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения (9 месяцев);
  • Знает свое имя, оборачивается на зов (9 месяцев);
  • Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в лепете (9 месяцев);
  • По просьбе «дай» находит знакомые предметы среди других и дает их (10 месяцев);
  • При заигрывании с ним («догоню-догоню», «сорока-ворона» и др.) выполняет разученные действия и движения (10 месяцев);
  • Подражает взрослому, повторяет за ним слоги, которых нет у него в лепете (10 месяцев);
  • По словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами: водит куклу, кормит собачку и др. (11 месяцев);
  • По просьбе взрослого находит и дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины и др. (11 месяцев);
  • Произносит первые слова-обозначения (11 месяцев);
  • Понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей (12 месяцев);
  • Выполняет отдельные поручения: «найди», «отдай», «принеси» (12 месяцев);
  • Понимает слово «нельзя» — прекращает действие (12 месяцев);
  • По слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками (12 месяцев);
  • Легко подражает новым слогам лепета (12 месяцев);
  • Произносит 6 –10 облегченных слов (12 месяцев).

До года активно развивается двигательная сфера. Вместе с освоением общих движений малыш учится сохранять равновесие, развивается координация движений.

Проверьте, какие движения ваш малыш уже освоил:

  • Пытается поднимать и удерживать голову, лежа на животе (1 месяц);
  • Поднимает и более длительно удерживает голову, лежа на животе (2 месяца);
  • Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (3 месяца);
  •  При поддержке подмышки крепко упирается в твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе (3 месяца);
  • Удерживает голову в вертикальном положении на руках у взрослого (3 месяца);
  • Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук (5месяцев);
  • Переворачивается со спины на живот (5 месяцев);
  • Ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышки (5месяцев);
  • Переворачивается с живота на спину (6 месяцев);
  • Передвигается, переставляя руки или немного подползая (6 месяцев);
  • Хорошо ползает – много, быстро, в разных направлениях (7 месяцев);
  • Сам садится и ложится (8 месяцев);
  • Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и опускается (8 месяцев);
  • Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками (9-10 месяцев);
  • Входит на невысокую поверхность или гору, держась за перила, и сходит с нее (10 месяцев);
  • Стоит самостоятельно (11 месяцев);
  • Делает первые самостоятельные шаги (11 месяцев);
  • Ходит самостоятельно, без опоры (12 месяцев).
Читайте также:  Развитие ребенка и коровье молоко

Как развиваются движения пальцев рук:

  • В 3 месяца случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью (3 месяца);
  • Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки (4 месяца);
  • Четко берет игрушку из рук взрослого (5 месяцев);
  • Удерживает в руке игрушку (5месяцев);
  • Свободно берет игрушки из разных положений и подолгу ими занимается, перекладывает из одной руки в другую (6 месяцев);
  • В зависимости от свойств предметов и игрушек учится их захватывать пальчиками (6 месяцев).
  • Уверенно берет игрушки из разных положений и подолгу ими занимается, перекладывает их из одной руки в другую (6 месяцев);
  • Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее (7 месяцев);
  • Игрушками занимается долго и разнообразно действует  ними (8 месяцев);
  • Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает) (8 месяцев);
  • Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия: открывает и закрывает, вынимает и вкладывает и пр. (10 месяцев);
  • Овладевает новыми разученными действиями и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень и др. (11 месяцев);
  • Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой: водит, кормит, баюкает и др. (12 месяцев).

Чтобы вам было легко ориентироваться, как развивается ваш малыш, показатели нервно-психического развития ребенка первого года жизни можно отразить в виде таблицы (таблица 1)

(по материалам Пигалова А.Р., Кулаковой, Г.А. Соловьеву, Волгиной С.Я., 1994):

таблица 1 – Показатели нервно-психического развития ребенка первого года жизни

Возраст

Показатели развития

10-20 дней

Удерживает в поле зрения предмет (ступенчатое слежение)

1 месяц

Фиксирует взгляд на неподвижном предмете. Начинает плавно следить за движущимся предметом. Прислушивается к звукам, голосу взрослого. Начинает улыбаться. Лежа на животе, пытается поднять и удержать голову.

2 месяц

Длительно фиксирует взгляд на лице взрослого или неподвижном предмете. Появляется навык длительного слежения за движущейся игрушкой или взрослым (до одного метра). Совершает ищущие повороты головы на звук. Приподнимается и непродолжительно удерживает голову, лежа на животе. Начинает произносить отдельные звуки.

3 месяц

Находясь в вертикальном положении способен длительно удерживать взгляд на лице взрослого или игрушке. Оживленно реагирует на попытки общения с ним.

Способен несколько минут лежать на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову.

При поддержке за подмышки крепко упирается ногами с максимальной нагрузкой на тазобедренные суставы. Удерживает голову в вертикальном положении (на руках взрослого).

4 месяц

Начинает узнавать близких родственников, отвечая позитивными эмоциями. Ищет глазами невидимый источник звука. Позитивные эмоции выражает смехом. Способен захватывать висящую игрушку и длительно ее рассматривать. Придерживает руками грудь матери или бутылочку во время кормления.

5 месяц

По-разному реагирует на попытки контакта близких и незнакомых людей. Способен узнавать голос матери, различать строгие и ласковые интонации при обращении к нему. Быстро берет игрушку из рук взрослого и удерживает ее. Начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук; переворачиваться со спины на живот, ровно и устойчиво стоит на ногах при поддержке за подмышки. Способен есть с ложки густую пищу.

6 месяц

Способен различать свое и чужое имя; берет игрушку из разных положений и подолгу ею занимается, перекладывает из одной руки в другую; может переворачиваться с живота на спину и передвигаться, переставляя руки и немного ползая. Начинает произносить отдельные слоги (начало лепета). Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.

7 месяц

Активно занимается игрушкой (стучит, размахивает, бросает); хорошо ползает. В ответ на вопрос «Где?» способен находить взглядом предмет, постоянно находящийся на одном месте. Пьет из чашки.

8 месяц

Подолгу занимается с игрушками, подражая действиям взрослого (катает, стучит, вынимает и т.д.). Самостоятельно садится и ложится, встает и переступает, держась за барьер. На вопрос «Где?» находит несколько предметов на своих местах, по команде взрослого выполняет выученные раннее действия (например: «ладушки, «дай ручку» и пр.).

9 месяц

Способен совершать плясовые движения под звучащую музыку. Осуществляет разнообразные манипуляции с предметами в зависимости от их свойств и качеств (катает, гремит, открывает и т.д.). Переходит от предмета к предмету, слегка придерживаясь за них руками. На вопрос «Где?» находит несколько предметов независимо от их местоположения. Знает свое имя. Подражает взрослому, повторяет за ним слоги.

10 месяц

По просьбе взрослого выполняет различные действия, открывает, закрывает, вынимает и пр. По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы.

11 месяц

Овладевает новыми движениями и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает, снимает, надевает кольцо и т.д. Способен самостоятельно стоять, делать первые самостоятельные шаги. Первые попытки обобщения в понимаемой речи. Произносит первые слова, обозначения («дай», «ав-ав», «на»).

12 месяц

Способен узнавать на фотографиях знакомых, выполнять  самостоятельно разученные действия с игрушками (катает, кормит, водит); переносит  разученные действия с одного предмета на другой. Понимает (без показа) названия предметов, действий, имена взрослых, выполняет поручения (принеси, отдай, найди и т.д.). Различает значения слов «можно» и «нельзя». Легко подражает новым слогам, произносит до 10 слов.

Все эти навыки ребенок приобретает в общении с вами, в играх. Возможно, вначале многое из игровых действий вам предстоит делать за него, но не забывайте каждый раз предоставлять малышу возможность попробовать самому. Наблюдайте за своим ребенком, подмечая любой ответный сигнал, откликайтесь на него, ожидая повторных действий. Ищите способы разнообразить игру: меняйте игрушки, вносите элементы новых, веселых и забавных действий, меняйте место игры.

Источник