Развитие речи ребенка в условиях семьи и детского сада

МОБУ детский сад  присмотра и оздоровления «Колобок»

г. Данилов Ярославская область

Конспект

родительского собрания

 «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Воспитатели: Ю.  А. Луговая

Е. С. Кудрявцева

Ноябрь 2014 г.

Цель: 

формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста

Задачи: 

  • познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей дошкольного возраста;
  • привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.

Форма проведения: встреча с элементами практикума.

План проведения:

  1. Вступительная часть.
  2. Педагогический всеобуч «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
  3. Практикум
  4. Заключительная часть.

Вступительная часть.

 Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.

Значение речи в жизни людей огромно. Речь — это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом, речь это визитная карточка человека. Есть люди, которых можно полюбить с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития.  

Педагогический всеобуч «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

На наш взгляд, самая сложная и большая проблема в развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста – научить связно и выразительно говорить. Очень важно помочь ребенку овладеть этим прекрасным даром.

Что же такое умение говорить? Ребенок в повседневной жизни, общаясь со сверстниками и взрослыми, говорит очень много. Однако, когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке, цирке? Перескажи сказку, рассказ…?», сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, место действия, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него. Его речь становится эпизодической, неполной.  

К 5 — 6 годам  современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, легко строя сложные развернутые предложения, логически обосновывая свои высказывания, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события, правильно произносить все звуки и многосложные слова.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Речь – процесс многосторонний. Он включает в себя звуковую функцию. Это умение воспринимать и воспроизводить правильно звуки, умение чувствовать ритм, интонацию.

Следующий компонент – это лексика, т.е. словарный запас, которым будет пользоваться ребёнок. Он может быть активным, если включает слова, используемые ребенком в своей речи, и пассивным – слова, которые ребенок знает и понимает, но не использует в речи. Усваивая слова, ребенок узнает их лексическое значение, учится обобщать.

В структуру речи входит и грамматика. Этот компонент речи очень важен, так как дает понимание словосочетаний, предложений. Например: “ребенок сидит”, “сидел”, “ребенка посадили” – смысл разный, хотя используются два слова — “ребенок”, “сидеть”.

Дошкольник усваивает диалогическую и монологическую речь, знакомиться с приемами выразительности, образности речи.

В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка.

В детском саду работа по развитию речи ребёнка осуществляется в разных видах деятельности: на организованных занятиях по развитию речи при рассматривании картин, заучивании стихов, составлении описательных рассказов и рассказов из личного опыта, чтении и пересказе;  на музыкальных, физкультурных занятиях, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации; на прогулке: в наблюдениях за объектами живой и неживой природы, во время проведения подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых   игр. Словарный запас ребенка расширяется при посещении экскурсий, выставок. В детском саду мы играем в пальчиковые игры, проводим логоритмические упражнения и т. д. У нас создана богатая речевая  среда:  мы проводим беседы различной тематики выходящую за пределы привычного им ближайшего окружения, из личного опыта. Стараемся показать образцы обращения к взрослым, сверстникам. Предлагаем для рассматривания изделия народного промысла, мини-коллекции (открытки, монеты, игрушки, ткани), иллюстрированные книги, фотографии, открытки с достопримечательностями родного края , репродукции картин и т. д. Учим детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

     Развитие речи в дошкольном возрасте — основа, фундамент для ребёнка. Уже не вызывает сомнений, что в период от рождения до 7 лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать постоянно. И если запас опыта мал, то у ребёнка накапливается дефицит, который будет мешать ему развиваться в современном мире. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами.

Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребёнка с не развитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст!

Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети?

(Высказывания родителей)

  • Потребность задавать вопросы возникает у детей при встречи с чем-то неизвестным, при попытке понять это неизвестное, при осмыслении нового. Причём вопросы взрослого должны побуждать ребёнка к полным ответам.
Читайте также:  Систематика и статистика нарушений в развитии и поведении ребенка

А когда дошкольник не задаёт взрослому вопросов, это хорошо или плохо? В чём причина?

(Высказывания родителей)

  • Отсутствие необходимых знаний.
  • Нет устойчивого интереса к чему-либо.
  • Раньше ребёнок обращался к взрослому с вопросами, но встретился с раздражением взрослого, получил отказ.

Если ребёнок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли это для его развития?

(Высказывания родителей)

  • Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к успешному овладению письмом.

 Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Как часто Вы бываете на природе, чем занимаетесь с ребёнком?

(Высказывания родителей)

  • Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем поговорить о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года, познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку, поиграть с ними в игру, например: С какого дерева литок? Найди дерево по описанию. С какой ветки детки? И т. д.

Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребёнку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ему ласковые слова – признаки: золотистое, лучистое, доброе, весёлое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, тёплое.

Скажите, а какими ласковыми словами Вы называете своего малыша. Может ли ребёнок их повторить?

(Предложить родителям высказаться.)

А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? Свой домашний адрес? Свою фамилию и как зовут родителей? Знакомите ли Вы его со своими родителями, рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы?

(Предложить родителям высказаться.)

  • Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т.д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.

Практикум

А сейчас мы  предлагаем вам закрыть глаза и представить, что мы с вами дети.

Игру-путешествие по стране «развитие речи»

Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.
Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

1 Остановка «Сказочная» показ сказки кукольного театра «Теремок»

Играя с куклами, у ребенка развивается  память, мелкая моторика, работа в коллективе.

2.Остановка  «Творческая» игра с шарами

Вам надо проявить творчество и подобрать хотя бы по 5 слов – признаков к следующим словам:

(Предложить родителям объединиться в небольшие группы).
— снег  (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)
— человек  (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)
— ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)
— дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)
— луна (яркая, растущая и т.д.)

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры,  что активизирует речь.

3) Остановка «Наши руки не знают скуки» 

1этап

Массаж. Массируя пальцы рук активизируется работа внутренних органов.

Большой — отвечает за голову
Указательный — желудок;
Средний — печень;
Безымянный – почки;
Мизинец – сердце.

1) Растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.
2) Потереть ладони, похлопать.

2этап

Пальчиковые игры (без предметов) «Семья»

2) Пальчиковая игра «Медведь» (с предметом)

(медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
(с силой вытянуть платочек)

4) Остановка «Игровая»

(игры для формирования звукопроизношения)

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.

Речевая игра «Вьюга» /на экране картинки/

(педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга)

«Вьюга начинается» — дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» — говорят громче; по сигналу- «вьюга кончается говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» — замолкают.

Речевая игра «Насос»

Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…».

Чистоговорки:

Уп, уп, уп – мама варит суп. (зв. П.)
БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы. (зв. Б)
«Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку». (зв. П-б)
«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа».
«Жу-жу-жу молоко дадим ежу».
«Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки».

Читайте также:  Целостного развития ребенка дошкольного возраста

Словесная игра «Почемучка»

Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка, листопад, снегопад, мотокросс.

5 Остановка «Артикуляционная гимнастика»

У многих взрослых и детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног?

Родители: Выполняем зарядку, занимаемся физкультурой, ходим на массаж.

Да, вы правы. В наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. Вот эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика  – это  специальные упражнения, которые укрепляют мышцы речевого аппарата, развивают их силу и подвижность.

Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. Можно проводить следующие упражнения, играя в сказку:

ТЕРЕМОК

В лесу стоит маленький домик, 
Настоящий теремок.

Надуть щеки

Этот домик очень красивый, с
Черепичной красной крышей и 
большой кирпичной трубой.

Хоботок – вытянуть губы
вперед и вращать ими.

В доме есть три маленьких 
Круглых окошка со ставнями

Окошко – приоткрыть верхние и нижние зубы

И большая резная дверь. Однажды подул очень сильный ветер.

Оскал – показать зубы в улыбке, при этом зубы разжать

Стены у дома были красивые.

Покрасить стенки – кончиком языка
Погладить щеки

Стали они шататься вправо – влево, Вправо – влево…

Поочередно надувать щеки

Зашатался и пол в домике вперед — назад, вперед-назад,

Двигать челюстью вправо – влево

Дверь то закрывалась, то открывалась.

Открыть рот

Даже труба на крыше закачалась,

Хоботок

Вдруг дом рухнул и рассыпался…

Худышка — втянуть щеки

Прибежала мышка, которая жила в этом домике, увидела, что произошло и огорчилась.

Нижними зубами закусить верхнюю губу

Даже слова сказать не смогла от расстройства. Прискакала лягушка- Подружка и говорит:

Верхними зубами закусить нижнюю губу

«Ква-ква, пойдем мышка, в мой домик жить!»

Широко открыть рот

Обрадовалась мышка, улыбнулась и побежала за лягушкой.

Улыбка

Итог собрания

Мы сегодня с вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поучились.

А каким может быть решение нашего родительского собрания (высказывания родителей):

1. Дома уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним. Читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.

2. Поощрять в семье занятие ребенка лепкой, рисованием.

3. Больше бывать на природе, знакомить детей с красотами родной природы.

Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспомнили, осталось с вами. Всего вам доброго!

Источник

Светлана Литвишко
Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.

Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности общаться.

Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.

Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Потребность задавать вопросы возникает у детей при встречи с чем-то неизвестным при попытке понять это неизвестное, при осмыслении нового. Причём вопросы взрослого должны побуждать ребёнка к полным ответам.

Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к успешному овладению письмом.

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем поговорить о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года, познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку, поиграть с ними в игру,например: С какого дерева листок? Найди дерево по описанию. С какой ветки детки? И т. д.

Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т. д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.

Читайте также:  Упражнения для развития речи ребенка до года по месяцам

Источник

Ирина Шемелина
Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада

Цель: Познакомить родителей, с особенностями развития речи у детей 4-5 лет, рассказать о том, как помочь своему ребенку преодолеть проблемы связанные с развитием речи, обратить внимание на правильность произношения слов, предложений.

Задачи:

— Разъяснить важность развития мелкой моторики для развития речи, речи с движением.

Оборудование: шарики, готовые детали из бумаги, атрибуты для героев сказки «Колобок», ежик (сделанный из пластиковой бутылки).

Звучит музыка

Ведущий: Добрый вечер!

Мы благодарны вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываем на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Предлагаем вам объединиться группами, и дать название своим группам.

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности общаться.

Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.

Основными задачами развития речи являются:

1. Воспитание звуковой культуры речи.

2. Словарная работа.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Обучение рассказыванию – связная речь.

Сейчас мы предложим вам несколько вопросов, на которые вы должны ответить.

Задание 1 группе:

-Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети?

(высказывание родителей)

Ответ: Потребность задавать вопросы возникает у детей при встречи с чем-то неизвестным, при попытке понять это неизвестное, при осмыслении нового. Причём вопросы взрослого должны побуждать ребёнка к полным ответам.

Задание 2 группе:

А когда дошкольник не задаёт взрослому вопросов, это хорошо или плохо? В чём причина?

(Высказывания родителей)

ответ: Отсутствие необходимых знаний.

Нет устойчивого интереса к чему-либо.

Раньше ребёнок обращался к взрослому с вопросами, но встретился с раздражением взрослого, получил отказ.

Задание для 3 группы:

-Если ребёнок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли это для его развития?

(Высказывания родителей)

ответ: Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к успешному овладению письмом.

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни и в процессе наблюдений.

В зал приглашаются дети и усаживаются напротив родителей.

1. Игра на формирование грамматического строя речи:

«Один – много»

Цель: упражнять детей в образовании форм множественного числа существительных в родительном падеже.

Детям раздаются картинки с предметами во множественном числе. «Я буду показывать картинки, а тот, у кого такие же предметы, должен сказать об этом со словом «много» например: У меня кукла. А у тебя? Ребенок: У меня много кукол.

2. Речь с движением:

Цель: передать тот или иной образ в выразительном исполнении.

Наша лавка широка (разводят руки и показывают какая широкая)

Наша печка высока (показывают какая высокая)

Сядь на лавку, смотри в печь (садятся и прикладывают руку ко лбу, смотрят)

Будет жучка пышки печь (показывают,как пекут)

Будем мы кисель варить (пальцем водят по кругу)

Бабка сказки говорить. Вот так! (приложили руки к щекам)

3. Игры на развитие словаря:

«Накорми ежика»

Цель: закрепить название овощей и фруктов.

На столе стоит ежик (сделанный своими руками из пластиковой бутылки и обшитый мехом) и тарелка с фасолью. Пробку открываем и начинаем кормить. Ребенку дается задание, покормить ежика овощами, фруктами.

Например: ребенок берет фасоль и говорит: «Я покормлю ежика капустой» и т. д.

Практическое задание для родителей и детей:

Сейчас предлагаем мамам вместе с детьми оживить героев сказки «колобок». На столах лежат готовые детали для образов (глаза, нос, рот, уши, атрибуты. Вам предлагается выбрать нужное,и наклеить их на шарики, чтобы получились похожие герои.

А теперь давайте вместе с детьми обыграем наших героев и покажем сказку «колобок»

Ведущий: А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете, начинать нужно со слов:

-Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (родители передают игрушку и высказывают свои мнения)

Ведущий: Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго!

Источник