Физическая культура и развитие ребенка младшего дошкольного возраста

Наталья Цыпкайкина
Физическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в режиме дня

«Физическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в режиме дня».

Физическое воспитание детей младшего дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающего организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности.

Организм ребенка находится в периоде становления функций их непрерывного совершенствования, поэтому весь комплекс средств физического воспитания (режим, гигиена, закаливание, активные движения, подвижные игры, спортивные упражнения) должен обеспечить решение главной задачи — воспитание здорового, гармонически развитого ребенка. Поэтому приоритетным направлением муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №87 комбинированного вида» является физкультурно-оздоровительная работа.

Данная работа ведется нами с самых первых дней пребывания ребенка в детском саду. Использование средств и методов физического воспитания с учётом возрастных и индивидуальных особенностей имеет большое значение для нормального развития всех органов и систем организма, для укрепления здоровья ребёнка и закаливания его организма, для формирования моторики. Своевременное развитие двигательных навыков и умений, достаточная двигательная активность в младшем дошкольном возрасте являются важным условием полноценного сенсорного и умственного развития, залогом их всестороннего и гармонического воспитания.

Таким образом, основной целью работы стало сохранение и укрепление здоровья детей, проведение профилактической работы.

Задачи и содержание физического воспитания реализуются во время проведения непосредственно организованной образовательной деятельности и в повседневной физкультурно-оздоровительной работе. Поэтому наряду с физкультурными занятиями в режиме дня детей предусмотрены мероприятия, обеспечивающие ежедневное применение физических упражнений и подвижных игр: утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения (после сна, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, разнообразные формы самостоятельной двигательной деятельности, закаливающие мероприятия, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, физкультурные развлечения, досуги.

Утреннюю гимнастику мы проводим перед завтраком в увлекательной форме, чаще под музыку (детские песни).

Для того, чтобы достичь эффективного влияния утренней гимнастики нами были составлены конспекты на целый год, в которых определены дозировка, темп выполнения упражнений, порядок проведения гимнастики.

Итак, утренняя гимнастика позволяет нам полноценно решать оздоровительную задачу. Еще одним обязательным физкультурно-оздоровительным мероприятием является проведение бодрящей гимнастики после дневного сна. Мы заметили, что ее ежедневное выполнение положительно влияет на наших детей. У них поднимается не только настроение, но и мышечный тонус.

Во время проведения гимнастики мы стараемся учитывать правильную нагрузку на мышцы, даем детям немного отдохнуть после очередного движения. Обязательным условием проведения гимнастики является игровая форма. Малыши с удовольствием выполняют и имитируют движения жучков, бабочек, зверей и т. д.

При проведении непосредственно образовательной деятельности, мы учитываем индивидуальные особенности детей. Но, главное — доставить им как можно больше удовольствия. Наличие неожиданного, необычного приятного сюрпризного момента, например: день рождения одного из детей. Дети посвящают имениннику упражнение, комплекс упражнений. Это и приход в группу нового ребенка, появление сказочных героев, любимых игрушек. Важно научить детей использовать и ориентироваться во всем пространстве зала, группы или площадки, правильно работать с оборудованием, а так же обучить элементарным приемам страховки.

При обучении детей движениям предусматриваем разнообразие в рамках каждого из движений. Здесь большую помощь оказывает физкультурно-оздоровительный комплекс, с помощью которого дети выполняют знакомые движения на различных модулях. Например, для ходьбы используем дорожку из клеенки, мягкий гимнастический мат, плоскостные круги, квадраты, треугольники, которые расставляем сплошной полосой или с промежутками, гимнастическое бревно, лежащее на полу или чуть приподнятое. С указанными пособиями дети могут не только ходить, но и бегать, прыгать, ползать, катать мяч, ползать и бегать между ними. Мячи из сухого бассейна можно использовать для метания в цель правой и левой рукой, перебрасывание через бортики самого бассейна, подбрасывание шаров и ловля их, перебрасывание друг другу.

Постоянные использование классической структуры физкультурного занятия зачастую ведет к снижению интереса детей к ним и, как следствие, к снижению их результативности. Поэтому в практике работы возникли некоторые нетрадиционные подходы к построению и содержанию непосредственной образовательной деятельности, позволяющие настолько поддерживать интерес к ним детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности и гендерный принцип подбора движений.

В младшей группе непосредственно образовательную деятельность проводим по единому сюжету, построенному на сказочной или реальной основе. Берём за основу классическую структуру физкультурного занятия, содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом. Тематика таких занятий должна соответствовать возрастным возможностям детей, учитывая уровень их компетентности, сказочные сюжеты «В гости к Медведям, к зайцам, к кукле Маше» и т. д. Упражнения выполняются детьми по ходу рассказывания сказки или сюжета воспитателем.

Как правило, эти занятия не имеют большой мышечной нагрузки, в них преобладает упражнения на развитие мелкой моторики (хватание, бросание, поглаживание предметов, хлопки, звукоподражание, а так же различные игры с развернутым речевым содержанием.

Дети получают удовлетворение не только от того, что научились выполнять, то или иное движение, но и от перевоплощения в игровой образ и от самого процесса игры.

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка в школе 8 вида

Для детей, особенно, младшего возраста, основной вид деятельности — игра. Поэтому в нашей работе мы решили более эффективно использовать подвижные игры, которые не только стимулируют двигательную деятельность ребенка, но и способствуют развитию, совершенствованию основных движений.

Наиболее приемлемы для малышей игры с простым и доступным сюжетом, а также игровые упражнения, основанные на выполнении конкретных двигательных заданий. Эти задания в играх и игровых упражнениях мы подбирали с таким расчетом, чтобы они соответствовали возможностям маленьких детей. Прежде всего, это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, спрыгивание с невысоких предметов, подлезание и ползание. Весь игровой материал старались распределить в определенной последовательности, с учетом сложности движений. За основу взяли тот объем игр, который рекомендован программой воспитания для детей младшего дошкольного возраста.

Приоритетным фактором в подборе упражнений и подвижных игр является использование художественного слова. С его помощью повышается интерес к выполнению упражнений, концентрация внимания, побуждение выполнять спортивно-игровые движения в соответствии с текстом.

Ряд физических упражнений требуют физического напряжения. Поэтому они имеют названия подражающим действиям различных персонажей, героев из известных произведений. Тогда дети легко запоминают и быстро выполняют упражнения. Повторы сопровождаются фразами, создающими в сознании ребенка образ объекта подражания.

Эффективно краткое художественное слов, литературные произведения должны быть знакомы и доступны восприятию ребенка. Сочетание физических упражнений, игр с художественным словом, музыкой развивает чувство ритма, координацию движений, речь, равновесие, осанку, вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и является, в целом, мощным стимулирующим фактом, Это повышает интерес к подвижным играм, упражнениям, стимулирующим двигательную активность без ущерба здоровью. В работе мы использовали и используем фольклорный материал: потешки, прибаутки, загадки и сказки, считалки, и скороговорки, русские народные песни, пляски, народные игры, хороводы,

Например:

«Мы топаем», «Зайки», игра-хоровод с бубном «Паучок», «Мишка косолапый», «Игра с платочком», «Кукушка», «Зеркальце», «Что мы делали», «В зеленом саду», «Пузырь», «В лесу на горочке»,

В период освоения малышей с новой обстановкой подвижные игры позволяли научить их играть вместе, дружно, во время бега не наталкиваться друг на друга, ориентироваться в пространстве. Игры, основанные на простых заданиях, такие, как «Бегите ко мне», «Бегите к флажку», «Догони мяч», проводили вначале с небольшой подгруппой (8—10 детей). При такой организации дети чувствовали себя свободнее, увереннее, а воспитателям было легче научить их координации движений. Мяч бросал воспитатель, а затем и сами дети.

Большое место в работе с малышами занимают сюжетные подвижные игры. В этих играх, наряду с развитием и совершенствованием движений, мы приучаем детей действовать в соответствии с правилами игры.

Выполнение этих задач, прежде всего, зависит от нас, воспитателей, оттого, насколько мы сумели заинтересовать малышей игрой. Поэтому объяснить игру мы старались эмоционально и выразительно и принимали непосредственное участие в игре, проявляли заинтересованность действиями детей. Все это помогало создавать хорошую эмоциональную атмосферу в игре,

побуждало детей к активным действиям, вызывало желание повторять движения снова и снова. Выполняя ту или иную роль в игре, мы не только подсказывали, как нужно двигаться, но и показывали образец правильного выполнения движений.

При проведении подвижных игр широко использовали такие методические приемы, как показ и объяснение того, как надо выполнять движение. Так, в игре «Мой веселый, звонкий мяч», показывая, как подскакивает мячик, предлагали подпрыгивать повыше, поощряя при этом малышей, наиболее удачно выполняющих движение.

Проведя огромную работу по физическому воспитанию детей в ДОУ, мы пришли к выводу, что решить вопросы физического воспитания детей, вырастить их здоровыми можно только совместными усилиями родителей и работников дошкольного учреждения. Координация воспитательной работы, проводимой в семье и детском саду, одна из важнейших задач педагогов.

Физическое воспитание ребенка может быть полноценным лишь в том случае, если оно является общим делом детского сада и семьи. Даже при 12-ти часовом пребывании в детском саду ребенок половину суток проводит дома. Если он по возращении из сада сидит в душной непроветриваемой комнате, ложится не вовремя спать, если гигиенические навыки не поддерживаются в семье, то задачи физического воспитания останутся невыполненными, несмотря на самые благоприятные условия воспитания в детском саду.

Большой популярностью пользуется «Уголок для родителей». Туда помещаем материалы, касающиеся спортивных дел группы, достижений детей, консультации для родителей по физическому воспитанию их детей.

Для родителей в свободном доступе находится папка, где постоянно добавляется информация о физическом воспитании ребенка в семье:

— здоровый образ жизни и основные его составляющие (закаливание, режим дня, рациональное питание,

— формы физического воспитания в семье (пешие прогулки, плавание, лыжные прогулки, езда на велосипеде, бег, катание на коньках,

— организация досуга детей (игры во дворе, спортивная площадка, спортивный уголок дома,

— литература о физическом воспитании детей.

Изготовлена картотека «Дыхательная гимнастика», «Пальчиковые игры», «Подвижные игры». Проводятся индивидуальные консультации с родителями по вопросам физического воспитания детей. Планируются совместные физкультурные занятия, развлечения, досуги, праздники, экскурсии и походы с родителями и детьми.

Читайте также:  Ребенок шестой месяц развитие питание

Таким образом, систематичная работа по сохранению и укреплению здоровья детей младшего возраста, дает свои результаты: дети меньше болеют простудными заболеваниями, развиваются их двигательные способности.

Источник

Статья «Физическое воспитание и развитие детей младшего дошкольного возраста»

            Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение в жизни человека. В этот период закладывается фундамент здоровья, начинают развиваться разнообразные способности, формируются нравственные качества, складываются черты характера. От того как воспитывается ребенок в эти годы, во многом зависит его будущее, эффективность школьного обучения, последующее формирование личности.

            Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Физическое воспитание складывается из мероприятий, направленных к тому, чтобы вырастить здоровых, выносливых, жизнерадостных, трудоспособных людей. В систему мероприятий, необходимых для правильного физического развития детей, входит организация их жизни в соответствии с требованиями гигиены и борьба с заболеваемостью. По исследованиям известных физиологов доказано, что здоровье можно формировать, воспроизводить, увеличивать, а не только сохранять. Основным фактором, формирующим здоровье ребенка, является физическая активность.

            Физические упражнения — это двигательные действия, направленные на изменение физического состояния ребенка. Используются в процессе воспитания детей с младшего возраста на всех физкультурных занятиях: индивидуальных и групповых, во время утренней гимнастики, учебных, физкультминутках, на детских праздниках.

           Физические упражнения имеют ряд своих характерных особенностей: упражнения для формирования осанки; для развития органов дыхания; на отдельные части тела; для развития отдельных двигательных качеств и способностей; на развитие психики. Физические упражнения могут проводиться с использованием различных предметов и снарядов или без них. Благотворное влияние физических упражнений на организм детей усиливает музыкальное сопровождение.

           Движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой. Ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям) и двигательных функциях, приводит к задержке умственного и сенсорного развития.

          Разнообразные физические упражнения благотворно сказываются на физиологических функциях детского организма, помогают ему приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, обогащают опыт ребенка новыми движениями. Физические упражнения являются ведущим средством физического воспитания. Но только применение их в сочетании с оздоровительными силами природы и гигиеническими факторами позволяет добиваться наибольшего оздоровительного и воспитательного эффекта.

        Но укреплением  здоровья отнюдь не ограничивается роль физической культуры. Сколько замыслов могут остаться для наших детей  не осуществимыми только потому, что  в какие – то моменты недостанет им необходимой физической выносливости, силы, ловкости. И на конец, здоровый, физически развитый человек гораздо чаще ощущает то, что можно назвать полнотой жизни.

Источник

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

Растить детей  крепкими, сильными, жизнерадостными — задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как дети в них проводят большую часть дня. В детских садах предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также должны предусматривать физиолого-педагогические оправданные нагрузки, удовлетворяющие потребность ребенка в движении.

Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма. В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Оздоровительные задачи:

Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания. С помощью разумно дозируемых оздоровительных факторов природы (солнечные, водные, воздушные процедуры) слабые защитные силы детского организма существенно возрастают. При этом,  повышается сопротивляемость простудным заболеваниям (ОРЗ, насморк, кашель и др.)  и инфекционным заболеваниям  (ангина, корь, краснуха, грипп др).

Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки. Важно обращать внимание на укрепление мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, так как оно может существенно ограничить двигательную активность ребенка.

Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. Активная двигательная деятельность ребенка способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшению обменных процессов в организме, оптимизация пищеварения и теплорегуляции.

Воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости). Где процесс воспитания физических способностей не должен являться специально направленным по отношению к каждому из них. Наоборот, на основе принципа гармоничного развития следует так подбирать средства, менять деятельность по содержанию и характеру и регулировать направленность двигательной активности, чтобы обеспечивалось комплексное воспитание всех физических способностей;

Образовательные задачи:

Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков.

Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой.

Детский возраст является наиболее благоприятным для формирования устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Но при этом необходимо соблюдать ряд условий.

Прежде всего, необходимо обеспечить посильность заданий, успешное выполнение которых будет стимулировать детей на более высокую активность. Постоянная оценка выполненных заданий, внимание и поощрение будут способствовать выработке положительной мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями. Сообщать детям элементарные физкультурные знания, развивая их интеллектуальные способности. Это позволит расширить их познавательнее возможности и умственный кругозор.

Читайте также:  Развитие познавательных процессов ребенка зпр

Воспитательные задачи:

Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости др.).

Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, хотя и являются относительно самостоятельными, на самом деле теснейшим образом взаимосвязаны, а поэтому и решаться должны в обязательном единстве, в комплексе. Только в этом случае ребенок приобретет необходимую базу для дальнейшего всестороннего, не только физического, но и духовного развития.

Забота о физическом воспитании должна начинаться с создания благоприятного эмоционального микроклимата, обеспечения четко установленного режима дня, правильного питания, систематического закаливания, широко использования физических упражнений в жизни детей.

Средства физического воспитания детей дошкольного возраста

К средствам физического воспитания относятся гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения.

Полноценное решение задач физического воспитания достигается только при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм.

Гигиенические факторы включают в себя: режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания; гигиену одежды, обуви, участка, групповой комнаты, зала, физкультурных снарядов и пособий. Эти факторы повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм.

Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) повышают функциональные возможности органов и систем и работоспособность организма. Они имеют огромное значение для закаливания организма, тренировки механизмов терморегуляции. Сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями улучшает обменные процессы, приспособительные и защитные функции организма.

Физические упражнения — основное средство физического воспитания. Они используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, всестороннего развития личности ребенка, профилактики и коррекции психофизического состояния организма.

Формы работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях

Физическое воспитание дошкольников — сложный процесс. Несмотря на то, что усвоение техники выполнения физических упражнений первоначально осуществляется на специально организованных физкультурных занятиях, привычка действовать определенным способом успешно складывается только в том случае, если физические упражнения в дальнейшем включены в целостный двигательный режим.

Физкультурное занятие

Физкультурное занятие — это ведущая форма организационного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. Для проведения занятия воспитатель подбирает физические упражнения, определяет последовательность их выполнения, составляет план-конспект, продумывает методику проведения, готовит оборудование, размещает его, следит за созданием санитарно-гигиенических условий, за одеждой детей. Занятие проводится в 1-й младшей группе 2 раза в неделю, начиная со 2-й младшей группы до подготовительной группы включительно — 3 раза в неделю (2 раза в зале, 1 раз на воздухе). Летом все занятия на воздухе.

Характерные черты занятия: ярко выраженная дидактическая направленность; руководящая роль воспитателя; строгая регламентация деятельности и дозирования физической нагрузки; постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность.

Требования к занятиям: каждое предыдущее занятие связано с последующим и составляет систему; важно обеспечить оптимальную двигательную деятельность детей; должно соответствовать возрасту, уровню подготовленности детей; следует использовать физкультурно-оздоровительное оборудование и музыкальное сопровождение.

Утренняя гимнастика

Значение: вовлекать весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, поднимает эмоциональный тонус, воспитывает внимание, целеустремленность, вызывает эмоции и радостные ощущения, повышает жизнедеятельность организма, дает наибольший оздоровительный эффект.

Условия, место и время проведения: проводится ежедневно до завтрака, в течение 10-12 минут на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических условий). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в зале, форточки и фрамуги остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме, босиком.

Физкультминутки

Это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предыдущей деятельности, и дают отдых тем, которые работали).

Значение: улучшаю кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятия.

Длительность физкультминуток: 1,5 — 2 минуты; рекомендуется проводить,  начиная со средней группы.

Список литературы

1.         Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. — М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с. — (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).

2.         Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе // Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.-С.84-92.

3.         Бутова СВ. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 98.

4.         Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования // Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.

5.         Вашлаева Л.П., Панина Т.С. Теория и практика формирования здоровьесберегающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации// Валеология.-2004.-№4.-С.93-98.

6.         Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства // Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.114-117.

7.         Волошина Л. Будущий воспитатель и культура здоровья // Дошкольное воспитание.-2006.-№3.-С.117-122.

8.         Давыдов В.Ю., Шептикин С.А., Трифонов А.Г. Методика оценки физического развития и физической подготовленности детей младшего школьного возраста. Волгоград, 1993.- 27 с.

Источник