Фазы развития ребенка по штайнеру

Фазы развития ребенка по штайнеру thumbnail

chance_kids

  • Дошкольник совершенно открыт всем впечатлениям и учится путем подражания своему окружению. Самое важное, что мы можем дать с собой в жизненный путь растущему человеку, это чувство уверенности, доверия, защищенности, чувство, что он желанен в этом мире, получая от людей любовь и тепло.

Надежность и доверие возникают из твердого жизненного ритма и из последовательности в обращении с ребенком. Словом, ребенку должно быть сообщено основное чувство, что мир хорош.

  • Фаза после первого вытяжения и смены зубов, то есть школьный возраст, характеризуется большею замкнутостью ребенка. Ребенок более интенсивно живет внутренней жизнью и познает в мышлении, чувствовании и волении свои собственные духовные способности. Он делает это в силу своей фантазии, он живет теперь как в маленьком саду за высокой стеной и строит там свой собственный мир, где он может уже совершить все то, на что он в реальной жизни пока не способен. Эта детская фантазия является основой, на которой в будущей социальной и профессиональной жизни разовьются творческие способности.

Кто в этой фазе не умел фантазировать и мечтать, у того в будущем будут отсутствовать непосредственность и разносторонность в отношениях с людьми. Чисто интеллектуально ориентированное преподавание убивает фантазию и готовит людей, которые в будущем будут одиноки и должны будут то и дело ощущать неспособность к подлинному контакту. Слабость контактов приняла у нас почти эпидемические масштабы. Художественное преподавание, творческая игра и рассказы родителей способствуют подвижности психических способностей и являются питательной почвой оригинальности и непосредственности.

Во второй фазе ребенок должен прийти к убеждению, что мир полон радости и полон красоты. При этом красота имеет для ребенка совсем другое значение, чем для взрослого. Те чаще всего неспособны понять красоту отдельного маленького жука, листа или гальки.

  • В третьей фазе, половой зрелости и юности, происходит большой прорыв в реальную жизнь. Уже в период, предшествующий половой зрелости, детский мир, обнесенный забором, вскрывается, и молодой человек сталкивается с действительностью, часто враждебной. Следствием этого открытия детского мира является одиночество в период половой зрелости; чувство, что тебя никто не понимает, и тенденция поклонения более старшим.

В фазе юности (начинается примерно в 16-17 лет) задача молодого человека найти свое отношение к миру (хотя бы временное).
Здесь начинаются поиск образа мира, интерес к религии и политические пристрастия, которые в этом возрасте часто имеют еще религиозный характер. И наконец, происходит выбор места учебы и профессии (по крайней мере, у молодых людей, которые могут развиваться нормально). Фактически здесь пробуждается поиск истины: как в действительности обстоит дело с «миром»?

Уже для Платона истинное, прекрасное и доброе относится к основам человеческого бытия. Они должны иметь возможность развиться в молодости, чтобы позже перерасти в мудрость, мораль и творчество. Это развитие зависит не от внешней благотворительности, а от внутренней полноты.

По книге Ливехуда «Кризисы жизни. Шансы жизни»

Источник

В 2019 году исполняется 100 лет со дня основания первой вальдорфской школы. Сегодня вальдорфская педагогика – одна из самых популярных альтернативных педагогических систем в мире. Мы расскажем о том, что лежит в ее основе и чем ее принципы отличаются от принципов традиционной педагогики.

Рудольф Штайнер и первая вальдорфская школа

Вальдорфская педагогика зародилась в Германии. Основатель движения Рудольф Штайнер известен не только как философ и педагог, но и как эзотерик. Один из самых известных его трудов – антропософия, религиозно-мистическое учение. Штайнер считал, что его концепция – единственно верная, истинная, а остальные положения об устройстве мира ошибочны.

В кризисный для Европы период по окончании Первой мировой войны главы правительств европейский стран не восприняли всерьез антропософские идеи, и ему ничего не оставалось, как переориентироваться на образовательные учреждения для продвижения своих идей. Так появилась вальдорфская педагогика. 

В 1919 году Штайнер опубликовал «Воззвание к немецкому народу и культурному миру» и «Ключевые моменты социального вопроса в условиях современной жизни и в будущем» и начал выступать с лекциями, в которых затрагивал и педагогические проблемы. А вскоре по просьбе директора сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория» Эмиля Мольта он взял на себя руководство школой для детей рабочих, которую на свои средства открыл Мольт в Штутгарте. Штайнер лично готовил учителей, читал лекции для родителей и публики. Его идеи приобрели популярность, и школы, названные вальдорфскими, начали открываться не только в других немецких городах, но и за рубежом.

Вальдорфская педагогика в мире

Штайнер скончался в 1925 году, а с приходом к власти нацистов созданные им школы стали закрывать. Однако за пределами Германии популярность движения только росла, и к началу девяностых в мире действовало около 500 вальдорфских школ.

Примерно в это же время они появились и в России. В 1989-м открылась первая вальдорфская группа детского сада, в 1992-м − первая школа. К 2018 году в России насчитывалось 19 общеобразовательных вальдорфских школ, в которых обучались 2 500 учеников. Находились школы в Москве, Санкт-Петербурге, Владимире, Самаре и Ярославле. Что касается детских садов и дошкольных студий, то в прошлом году таких учреждений было 70 и 30, соответственно. 

В 1995 году в России появилась Ассоциация вальдорфских школ, куда вошли как государственные школы, так и автономные некоммерческие организации, использовавшие принципы вальдорфской педагогики. Ассоциация проводит мероприятия для учителей, школьников и родителей. У детских садов тоже есть свое объединение – «Содружество вальдорфских школ».

Сегодня в мире более тысячи школ и почти две тысячи детских садов, взявших за основу педагогику Штайнера. Кроме этого, по разработанным им методикам работают детские дома и лечебно-педагогические учреждения, а отдельные элементы вальдорфской педагогики применяются и в «невальдорфских» школах и при домашнем обучении. Отметим, само название «вальдорфская школа» является торговой маркой, и не все учебные заведения, использующие принципы педагогики Штайнера, могут его носить.

Читайте также:  Центр развития ребенка для маленьких детей

Теоретические основы вальдорфской педагогики

Современные сторонники вальдорфской педагогики подчеркивают, что антропософия не преподается детям ни в каком виде – ни как религиозное учение, ни как академическая дисциплина. Однако сами принципы педагогики Штайнера исходят из антропософских предпосылок. Главная из них – представление о человеческой сущности как о единстве духа (мысли), души (эмоциональной сферы) и тела. Задача педагогики – развитие все трех составляющих. 

В вальдорфских школах нет учебников. Носителем знаний является учитель, который искренне верит, что ему выпала честь транслировать передовое научное знание. Педагоги в подобных школах в большем своем числе – убежденные антропософы. Они считают, что их главная миссия – передать идеи Штайнера людям и сделать так, чтобы учащиеся приняли его учение об устройстве мира как единственно верное.

В то же время, если не учитывать философско-религиозные аспекты, можно сказать, что ориентация на гармоническое развитие ребенка, на его собственные способности позволяет отнести вальдорфскую педагогику к гуманистической парадигме в образовании. Исследователи указывают на близость педагогики Штайнера к идеям Л. Н. Толстого, В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили и других авторов.

Еще один принцип вальдорфской школы предполагает поэтапное развитие ребенка. В период раннего детства, то есть до семи лет, согласно Штайнеру, упор делается на физическое развитие, в период детства (с семи до четырнадцати) – на развитие эмоциональности, и только на этапе отрочества и юности (до двадцати одного года) – на интеллектуальное развитие.

Особая роль учителя

Конкретные отличия вальдорфской школы от традиционной диктуются сказанным выше. Получение знаний – не единственная и даже не главная цель обучения. Не меньшее значение имеют физическое и эмоциональное развитие, воспитание воли и нравственных качеств: доверия, сочувствия и т. д.

Обучение в вальдорфских школах ведется по принципу преемственности. Первые семь лет все занятия ведет только «классный учитель», который отвечает за всестороннее развитие детей. Он может корректировать учебный план, ориентируясь на индивидуальные особенности ребенка. Такая работа требует от педагогов серьезной подготовки. В то же время очень важны личные качества учителя (то есть, по словам Штайнера, его способность проникнуть в душу ребенка и установить с ним прочную личностную связь), педагогический талант, чуткость и непредвзятость. 

Учитель в вальдорфских школах – наставник. Педагог ежедневно находится рядом с детьми, и его авторитет для них неоспорим. Не исключено, что мировоззрение учеников формируется под воздействием того, что им говорит именно он, а не родители и другие взрослые.

Преподавание «эпохами» и  повышенное внимание к практическим занятиям

Другое принципиальное отличие вальдорфской школы от обычной школы в том, что учебные дисциплины, которые считаются основными, преподаются «эпохами». Это значит, что несколько недель подряд полуторачасовое занятие, или «главный урок», посвящается одному и тому же предмету и одной и той же теме. Согласно Штайнеру, такая концентрация на предмете помогает ученикам осознать цели изучения материала и лучше его усвоить. Так преподаются родной язык, математика, история, естественные науки.

После главного урока, который проходит первым, начинаются занятия по предметам: иностранные языки (школьники изучают два иностранных языка с самого начала), музыка, живопись, эвритмия и другие. Отметим, что эвритмию, своеобразное сочетание пантомимы или танца с музыкой или декламацией, разработал сам Штайнер.

В послеобеденное время учащиеся занимаются ручным трудом: ремеслом и садоводством. Предполагается, что такой порядок проведения занятий соответствует естественному для ребенка дневному ритму.

Изучение главных предметов на этапе детства, то есть первые семь лет, может идти почти без учебников. Их заменяют устный рассказ учителя и работа в тетради: учащиеся делают заметки, пишут под диктовку, рисуют иллюстрации. Параллельно используются атласы и словари. Позже начинается чтение специальной литературы, которую учитель рекомендует каждому индивидуально. Нет в вальдорфских школах не только учебников, но и современной техники.

Также на последнем этапе обучения в  школах проходит практика – производственная, социальная (в больницах, домах престарелых и т. д.), языковая.

Оценки

Оценок до перехода в старшие классы не ставят. Выполненные работы учитель анализирует, указывая на сильные и слабые стороны, а в конце четверти или года выдает учащимся подробные письменные характеристики (оценки выставляются, только если ребенок переходит из вальдорфской школы в обычную). Считается, что нормальному развитию ребенка одинаково мешает и страх перед двойкой, и жажда похвалы. Соревновательные элементы сознательно изгоняются из учебного процесса (традиционная педагогика рассматривает соревнование как стимулирующий фактор, который помогает добиваться успехов в учебе и закаляет волю, эксплуатируя естественную склонность человека к соперничеству).

Религиозное воспитание в вальдорфских школах

Религиозное воспитание в вальдорфских школах все же ведется. Сам Штайнер полагал, что такие занятия должен проводить представитель той конфессии, к которой принадлежат семьи учеников, то есть католический священник или протестантский пастор. А для детей, чьи родители не относят себя ни к какой конфессии, был разработан курс «свободного христианского воспитания», цель которого – внушить ученикам чувство благодарности Творцу и благоговения перед творением.

Однако нельзя забывать, что многие учителя вальдорфских школ − убежденные антропософисты. Трудно представить, что их взгляды не будут влиять на учебный процесс. Дети видят в своем учителе наставника и верят ему, а ведь он целых семь лет остается для них главным и единственным проводником в мир знаний. Конечно, хороший педагог не станет злоупотреблять своим авторитетом. Но не будем забывать, насколько сильна вера этих учителей в идеологию Штайнера и в то, что им выпала огромная честь нести ее в массы через обучение. Кстати, некоторые авторы утверждают, что в вальдорфских школах из образовательного процесса исключают почти все, что противоречит доктринам антропософизма.

Критика

Педагогику Штайнера критикуют прежде всего за связь с его эзотерическими взглядами. Ключевые антропософские идеи – сверхчувственное, «духовное» познание мира, божественная человеческая сущность, реинкарнация и т. д. – вряд ли вызовут сочувствие у неподготовленных родителей, будь то ортодоксальные христиане или просто люди, далекие от религии.

Читайте также:  Ребенок с задержкой психического развития это

Подвергается критике и уровень знаний, который можно получить в такой школе. Во-первых, вальдорфская педагогика подразумевает, что весь учебный процесс подстраивается под нужды ученика, который развивается в естественном для себя темпе. Не приведет ли отсутствие запретов и понуждений к тому, что ребенок окажется далеко позади своих сверстников из обычных школ – с жестким учебным планом, конкуренцией и риском остаться на второй год из-за двоек?

 Интеллектуальное развитие, согласно Штайнеру, происходит в период с 14 до 21 года. Поэтому преподавание главных предметов ведется так, что на предыдущих этапах «вальдорфские» дети серьезно отстают от ровесников. Например, до третьего класса они учатся писать только печатными буквами. Поэтому даже после первого года обучения покинуть вальдорфскую школу и перейти в обычную без очень серьезных усилий не получится. Точно так же не стоит менять обычную школу на вальдорфскую: ребенок, который уже привык к оценкам, воспримет их отсутствие как разрешение «расслабиться». Однако сторонники вальдорфских школ  утверждают, что в старших классах разница нивелируется и выпускники демонстрируют хорошие академические результаты. 

Наконец, некоторым родителям вальдорфское движение напоминает секту: из жизни ребенка требуют исключить компьютер, интернет и телевидение, как и магазинные игрушки (предполагается, что ребенок должен играть только с теми игрушками, которые изготовил сам из подручных материалов). С одной стороны, такие требования настораживают, с другой – их довольно сложно выполнить. Как сложно и объяснить ребенку, почему в школе он живет по одним правилам, а дома – по другим.

Подводим итоги

Вальдорфская педагогика «в чистом виде» подходит для тех, кто полностью разделяет лежащие в ее основе взгляды и принципы, уверен в своем выборе и готов передать ребенка на попечение школы на весь период обучения. Иногда это приносит неплохие результаты, ведь сторонники этой системы стараются бороться с рутиной и собирать в стенах школ по-настоящему талантливых и увлеченных педагогов. Однако эти качества, как и любовь к детям, будут работать независимо от того, используются на уроках интернет и гаджеты или поделки из веточек и рукописные рабочие тетради.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник

Вальдорфская методика (педагогика) или методика Штайнера, была разработана около ста лет назад в Германии создателем «духовного течения» — антропософии. Ее автор австрийский философ, эзотерик, оккультист, ясновидящий и мистик Рудольф Штайнер.

На основе чего строится вальдорфская педагогика? На основе религиозно-мистических воззрений ее автора. Если говорить кратко, то эти воззрения как минимум не научны. Эфирным и астральным телам не место в светском образовании. На периодизацию и знания о ребенке того времени, он нанизывает свою философскую концепцию. Которая не подкрепляется научными доводами, а строиться только на абстрактных рассуждениях автора. Из такого суррогата и получается вальдорфская педагогика, со своей терминологией и метафорами. Насколько сильно в реальных классах проповедуются идеи Штайнера, зависит от каждой конкретной школы.

Чтобы не быть многословными и понять, как мыслит автор методики, приведем пример объяснения Штайнером психики и способностей ребенка:

«До 10 лет ребенок не в состоянии понять реальную связь причины и следствия. Он не понимает эти слова, потому что он ощущает свой костяк только через посредство мускульной системы. После 11 лет костная система получает способность непосредственного контакта с внешним миром. Она начинает господствовать над мускульной системой и через нее вводить в душевное и духовное существа ребенка элементы, свойственные ее собственной природе. Вследствие этого он может теперь получить подлинное и живое понятие об отношениях причинности, об отношениях силы, о механике и динамике мира. Он приобретает чувство геометрических форм, горизонтали, вертикали и так далее».

Вот так, ребенок не понимает связь причины и следствия в 10 лет, потому что не ощущает свой костяк. Но в 11 лет он приобретает чувство геометрических форм и все ему становится ясно.

Возрастная периодизация Штайнера

  1. До шести лет — фаза имитации — дети учатся через примеры, копируя других, при помощи практической деятельности.
  2. 7-14 лет (в 7 лет рождается эфирное тело) — фаза воображения — дети учатся с помощью искусства и творчества, через следование авторитету (учителю). Развивается фантазия и память.
  3. 14 лет и старше (в 14 лет рождается астральное тело) — происходит эмоциональное взросление и развитие интеллекта, у ребенка появляются абстрактные понятия, он познает основы этики и социальной ответственности.

Особенности педагогики Штайнера в школе

Вальдорфская педагогика сильно отличается от традиционной. Она представляет из себя единую систему «детский сад – школа». В которой нет оценок, они заменены на педагогические характеристики в конце года. Также нет и учебников (но есть рабочая тетрадь, где отражается опыт ученика), а знания не являются целью обучения. Учебников конечно же нет в классической версии методики, но в реальных школах ближе к ЕГЭ все обзаводятся учебниками, и как правило репетиторами. Также в школах нет цифровых устройств (компьютеров, проекторов и т.д.)

До 8 класса детей всем предметам обучает один и тот же учитель. Представим, что основной учитель немного фанат философии Штайнера и познает мир через духовное и чувственное, какое в этом случае образование он даст ребенку? Данная методика, подразумевает множество рисков.

Что же тогда дает школа ребенку? Прежде всего общение, приобщение к труду и художественная практика.

Дети начиная с детского сада занимаются художественной деятельностью: рисованием, лепкой, подделками, значение придается всему, что можно делать руками. Большое внимание уделяется чувственному познанию, часто взамен интеллектуального. Все это происходит через сказки, истории, музыку, танцы, театр. Основной акцент приходится на развитие интуиции и воображения, на умение фантазировать и творить. Большая часть методики строится не на рациональном познании мира, а на чувственном.

Читайте также:  Значение шахмат в развитии ребенка

Чтение и математика начинается ближе к 9-10 годам (сейчас многие российские вальдорфские школы отходят от классического учения, и начинают вводить их раньше, как того требуют родители).

Интеллектуальная составляющая обучения приходит, когда ребенку исполняется 12 лет. Тогда же начинаются естественно-научные школьные предметы.

Модель построения уроков

Предметы в вальдорфской школе преподаются блоками, или эпохами, которые длятся по три-четыре недели. Содержание главного урока составляет какой-либо из основных школьных предметов: родной язык, арифметика, история, физика, химия, биология, геология, геометрия и другие.

Иностранные языки (обычно два) изучают уже с первых классов. Вначале устно, потом и письменно.

Как мы уже сказали, много времени отводится под уроки творческой направленности: музыка, различные искусства (рисование, стихи и пр.) и ремесла.

Отдельно стоит отметить физические упражнения и эвритмию. Эвритмия — это звук, выраженный в движении. Дети прыгают или танцуют, стучат палками и проговаривают стихи, или поют различные звуки алфавита.

Вальдорфский детский сад

Но вернемся к дошкольникам. Чем же вальдорфский детский сад отличается от обычного государственного?

Как мы уже описывали выше, у детей до шести лет (по Штайнеру) — фаза имитации, когда они учатся через примеры, копируя других. Роль примера берут на себя взрослые, в детском саду это воспитатели. Дети всячески подражают воспитателю, который является абсолютным образцом поведения. Так воспитатель может подавать пример работы в хозяйстве, что побуждает детей помогать ему, например: вытирать пыль, накрывать на стол, работать в саду и т.п.

Вальдорфская система не ставит перед собой задачу научить ребенка знанию, которое пригодится ему в будущем. Она дает ему возможность научиться тому, что принесет пользу уже сейчас. Поэтому задача воспитателя – помочь ребенку раскрыть свой творческий потенциал, не прибегая к внешнему навязыванию знаний. Это снимает с ребенка обязанность взрослеть и накапливать специальные умения (чтение, счет) раньше школы, что позволяет оставаться в мире фантазий и игры максимально долго.

Как и в системе Монтессори, в вальдорфском детском саду нет обязательных занятий, которые есть в государственном. Детей не усаживают в круг или за парты, не пытаются в организованной форме привить какие-либо знания. Большую часть дня дети занимаются свободными занятиями: рисованию, лепке, аппликациям, песням и стишкам, играм на свежем воздухе (в том числе игры с водой или песком), ролевым играм, действиям с природными материалами (гончарный круг, сами делают игрушки) и т.п.

Классическая вальдорфская методика стремится привести детей ближе к природе, связать ее с реальной жизнью и практикой. Так дети могут пробовать заниматься выращиванием растений, плести корзины, что-то строить или даже печь хлеб.

Еще одна особенность данной методики — в ней нет готовых игрушек (особенно из пластмассы и с элементами электроники), и дети совместно с воспитателями должны создавать их самостоятельно. Основу игрушек составляют природные материалы, которые иногда можно собрать прямо на прогулочной площадке: различные производные от деревьев (ветки, желуди, листья и т.п.), солома и травы, натуральные ткани, краска (от цветов, растений) и т.д. Все это формирует у детей воображение и развивает творческие способности, что создает базис для будущего освоения более сложных форм мышления (логического и абстрактного).

Критика вальдорфской школы

В современном мире вальдорфская методика переживает кризис адаптации, и ей все чаще приходиться отходить от классических постулатов. Школьная программа все больше усложняется, требуя не только учебников (которые не предусмотрены методикой), но и цифровых устройств, а также более интенсивного изучения естественных наук. Если ребенок заинтересован в естественно-научных предметах, то ему приходиться нанимать репетиторов, чтобы удачно поступить в вуз.

Хорошо ли отсутствие оценок? В идеальном обществе, наверное — да. Но детям приходиться по окончанию школы поступать в вузы и выходить в реальный мир. Где будут не только оценки их работ и знаний, но и оценки их самих. Когда же ребенку лучше столкнуться с системой оценивания? В обычной начальной школе, когда его психика активно формируется и адаптируется, или в 18 лет в вузе? Всегда нужно помнить, что главная задача родителей, способствовать социализации ребенка и его интеграции в мир людей.

Хотя методика и ставит перед собой цель развить полноценную личность, в ней существует большой перевес в сторону художественного и гуманитарного знания. Такой перевес происходит за счет сокращения естественно-научных знаний, которые составляют основу мышления взрослого человека. Школьные педагоги откровенно говорят, что ученики переходящие из вальдорфской школы в обычную, часто имеют пробелы в знаниях и проблемы с адаптацией.

Родители преимущественно выбирают вальдорфскую школу не за ее качества, а как избегание государственной школьной системы, со всем ее бюрократизмом, нагрузкой и иногда жестокостью. Но правильный ли это подход для ребенка? Вальдорфские школы частные и за них приходиться платить, не лучше ли родителям поискать стандартную школу (государственную или частную) более высокого уровня и с более сбалансированный моделью обучения. Ведь ребенку все равно придется войти в стандартную модель обучения рано или поздно.

Если вы боитесь, что ребенок проникнется философским учением вперемешку с религией, то вы правильно боитесь. Ведь основу вальдорфсокй педагогики составляет религиозно-мистическое учение Штайнера — антропософия.

Мы не можем посоветовать данную методику для использования. Да, в ней есть здравое зерно, которое выражается в гуманном подходе к процессу учебы и ученикам. Но такой подход предлагают и многие другие частные школы, в которых не будет религиозно-философского учения и псевдонаучности.

Насколько же Вальдорфская педагогика отвечает современному развитию ребенка, в рамках «Навыков 21 века»?

Источник