Факторы развития ребенка по к д ушинскому

Факторы развития ребенка по к д ушинскому thumbnail

Е.И.Тихеева, ее роль в создании, методики развития речи детей дошкольного возраста.

Важную роль в создании методики развития речи сыграла деятельность Е. И. Тихеевой, талантливого педагога, последовательницы К. Д. Ушинского, общественного деятеля в области дошкольного воспитания. Е. И. Тихеева была знакома с опытом детских садов России, Италии, с 1913 г. сама руководила детским садом. Вслед за К. Д. Ушинским она считала родной язык фоном, на котором развертывается все обучение и воспитание в детском саду и школе. Основное место в своей педагогической теории Е. И. Тихеева отводила методике развития речи.

Е. И. Тихеева пришла к выводу о необходимости составления специальных программ и планов обучения детей в детском саду, а также организованных занятий. Важную роль сыграло появление в 1937 г. книги Е. И. Тихеевой «Развитие речи дошкольника». В ней освещался опыт работы по формированию речи детей руководимого Тихеевой детского сада, а также опыт преподавания методики развития речи в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. С материалистических позиций рассматривалась роль языка как орудия социального воспитания.

Считая, что развитие речи должно быть обязательно связано с какой-нибудь деятельностью ребенка (игра, труд, праздники, интеллектуальная деятельность), Е. И. Тихеева и свою методическую систему строила лишь вокруг этих видов деятельности. Этим объясняется нечеткое выделение задач развития речи. Наиболее подробно разработала Е. И. Тихеева такие вопросы, как обогащение словаря (план-программа ознакомления с окружающей обстановкой; методы работы над словарем детей), а также развитие связной речи (рассказы об игрушках и картинках, занятия по живому слову).

Е. И. Тихеева была против слишком раннего обучения детей грамоте и иностранному языку. Она считала, что ребенка необходимо предварительно хорошо подготовить. Правда, Е. И. Тихеева допускала, что с детьми, хорошо овладевшими родным языком, можно начать изучение иностранного языка и несколько ранее, чем в 7—8 лет, но предупреждала, что родной язык должен оставаться первейшим фактором нормального всестороннего развития ребенка.

К.Д.Ушинский – основоположник, методики развития речи детей дошкольного возраста.

К. Д. Ушинский доказывал, что самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретаемых знаний о тех предметах и явлениях, которые окружают ребенка. Поэтому необходимым условием самостоятельного понимания ребенком той или другой мысли является наглядность. Ушинский показал тесную связь наглядности обучения с развитием речи и мышления детей. Он писал: “Детская природа ясно требует наглядности”; “Дитя мыслит формами, образами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе”. Он советовал воспитателям путем простых упражнений развивать у детей способность наблюдать за разными предметами и явлениями, обогащать детей возможно более полными, верными, яркими образами, которые потом становятся элементами их мыслительного процесса. “Необходимо,—писал он,— чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово”.

В развитии речи детей дошкольного и раннего школьного возраста Ушинский придавал большое значение рассказыванию по картинкам.

Читайте также:  Ребенок отстает в речевом развитии лечение

Он указывал на большое значение произведений народного творчества в деле воспитания и обучения детей. На первое место ставил он русские народные сказки, подчеркивая, что в силу особенностей развития своего воображения дети очень любят сказки. В народных сказках им нравится динамичность действия, повторение одних и тех же оборотов, простота и образность народных выражений. Выступление К. Д. Ушинского в защиту сказки как одного из воспитательных средств имело важное значение, так как некоторыми педагогами 60-х годов XIX в. сказки отрицались потому, что в них отсутствует “объективное реалистическое содержание”.

Большое значение в первоначальном обучении родному языку К. Д. Ушинский придавал и другим произведениям русского народного творчества — пословицам, прибауткам и загадкам. Русские пословицы он считал простыми по форме и выражению и глубокими по содержанию произведениями, отразившими взгляды и представления народа — народную мудрость. Загадки доставляют, по его мнению, уму ребенка полезное упражнение, дают повод к интересной, живой беседе. Поговорки, прибаутки и скороговорки помогают развить у детей чутье к звуковым краскам родного языка.

Психологические основы воспитания и обучения

В своем труде “Человек как предмет воспитания К. Д. Ушинский выдвинул и обосновал важнейшее требование, которое должен выполнять каждый педагог,— строить воспитательно-образовательную работу с учетом возрастных и психологических особенностей детей, систематически изучать детей в процессе воспитания. “Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях… Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями”.

В полном соответствии с учением русских физиологов-материалистов Ушинский выражал твердую уверенность в том, что путем целенаправленного воспитания, опирающегося на изучение человека, можно “далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных”. И это, по его мнению, является самой главной задачей настоящей, гуманистической педагогики.

Среди наук, изучающих человека, К. Д. Ушинский выделял физиологию и особенно психологию, которые дают педагогу систематические знания о человеческом организме и его психических проявлениях, обогащают знаниями, необходимыми для практики воспитательной работы с детьми. Учитель-воспитатель, знающий психологию, должен творчески использовать ее законы и вытекающие из них правила в разнообразных конкретных условиях своей воспитательной деятельности с детьми разного возраста.

Историческая заслуга К. Д. Ушинского заключается в том, что он изложил в соответствии с научными достижениями того времени психологические основы дидактики — теории обучения. Он дал ценнейшие указания, как надо в процессе обучения путем упражнения развивать активное внимание детей, как надо воспитывать сознательную память, закреплять в памяти учащихся учебный материал путем повторения, которое является органической частью процесса обучения. Повторение, считал Ушинский, нужно не для того, чтобы “возобновить забытое (это же плохо, если что-нибудь забыто), но для того, чтобы предупредить возможность забвения”; всякий шаг вперед в деле обучения должен опираться на знания пройденного.

Читайте также:  Ребенок без детского сада развитие

Ушинский обосновал с точки зрения психологии важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения: наглядность, систематичность и последовательность, основательность и прочность усвоения учащимися учебного материала, разнообразие методов обучения.



Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Общая теория развития личности

Общая характеристика общественно-педагогического движения в XX в.

Первая треть XX века — время интенсивных новаторских поисков, в которое сложились три основные образовательные парадигмы: реформаторское крыло «школы учебы» (П. Ф. Каптерев, В. П. Вахтеров, Н. В. Чехов), «трудовая школа» (П. П. Блонский, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий) и «свободное воспитание» (К. Н. Вентцель, И. И. Горбунов-Посадов). Наиболее влиятельным и результативным среди теоретиков и практиков было направление, занимавшееся разработкой проблем педагогической антропологии. Видные ученые этого направления — М. И. Демков, А. Ф. Лазур-ский, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, В. М. Бехтерев и другие — продолжали развивать идеи Н. И. Пирогова и К. Д. Ущинского.

В 20-е гг. развернулось небывалое по своим масштабам педагогическое творчество учителей-новаторов, руководителей и воспитателей опытно-показательных учреждений. Среди них — Первая опытная станция С. Т. Шацкого, Литвиновичская школа-коммуна П. Н. Лепешинского, колония им. Горького и коммуна им. Дзержинского А. С. Макаренко, школа им. Достоевского В. Н. Сорока-Российского, Школа жизни Н. И. Поповой и другие.

Серия партийно-правительственных постановлений 1931-1937 гг. способствовала утверждению «школы учебы». Был установлен примат знаний над средствами их овладения, трудовое обучение было полностью выведено из учебных планов, школа оказалась по сути изолированной от внешней среды.

Новые явления в педагогической теории и практике стали возникать в период «хрущевской оттепели» второй половины 50-хначале 60-х гг. В этот период развернулась новаторская деятельность казанских, липецких, ростовских учителей, коммунарское движение. К числу педагогов-новаторов, обогативших образовательно-воспитательную практику следует отнести В. А. Сухомлинского, И. П. Иванова, Э. Г. Кос-тяшкина, К. Н. Волкова, С. А. Гуревича, Г. И. Горской, позднее И. П. Волкова, Ш. А. Амонашвили, Н. П. Гузика и других.

Развитие личности ребенка составляет внутреннее содержание объективно-закономерного процесса воспитания, его сущность.

Именно поэтому теория развития личности является важнейшим разделом педагогической науки, ее органической составной частью.

Основы этой теории заложил великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский в своих трудах, среди которых особо отметим «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Родное слово».

Создавая книгу «Человек как предмет воспитания» К. Д. Ушинский исходил из принципа агнтропологизации педагогического знания. Автор включил в нее мысли выдающихся представителей науки о становлении и развитии детей, обобщил добытые другими учеными знания, иногда полемизируя с ними и делая новые выводы. Были завершены и изданы два тома «Педагогической антропологии», третий том остался незаконченным.

До К. Д. Ушинского в понятие «антропология» вкладывался философский смысл (Л. Фейербах, Н. Г. Чернышевский). Большое влияние на Ушинского оказали взгляды Ч. Дарвина и И. М. Сеченова. В то же время не трудно видеть, что автор «Педагогической антропологии» ограничен уровнем современного ему психологического знания. Он отмечал: «Психология так долго находилась в зависимости от философии, что нельзя ожидать, чтобы взгляд на нее как на науку, не имеющую ничего общего с философскими умозаключениями, как на науку наблюдения и опыта установился скоро. . . «. (СНОСКА: Ушинский К. Д. Собр. соч. — Т. 9. — М. : Изд-во АПН РСФСР, 1950. — С. 14.) Это написано тогда, когда еще не было экспериментальной психологии В. Вундта, теории 3. Фрейда, удивительных открытий И. П. Павлова. Поэтому ряд положений К. Д. Ушинский излагает в виде догадок и предположений.

Читайте также:  Развитие психики ребенка от 1 года до 3 лет

По глубокому убеждению К. Д. Ушинского необходимо согласованное изучение человека многими науками. Сочетание различных наук в рамках педагогической антропологии является, по мнению Ушинского, своеобразным выражением идеи целостности человека. Педагогическая деятельность требует многосторонних знаний. Нелепо, говорил Ушинский, для медиков, например, ограничиваться изучением одной терапии и не знать физиологии, химии, биологии. Точно так же странно выглядит педагог, изучивший только педагогические правила, излагаемые в учебниках педагогики. Воспитатель должен знать природу своего воспитанника. Отсюда для него вытекает необходимость знания антропологии, которая открывает неисчерпаемые возможности воспитательных воздействий в природе самого человека (идея самовоспитания и саморазвития).

В первом томе Ушинский рассматривает основные формы поведения и деятельности личности, а также сознания и мышления. Характерно, что для него эти формы не «затвердевшие» акты жизнедеятельности, а этапы становления личности. Психолого-педагогические проблемы памяти, внимания, мышления, речи в процессе обучения выступают в качестве предмета специального анализа и задачи развития личности. Большую часть второго тома К. Д. Ушинский посвятил чувствованию как особой функции развития личности. Причем, как и в других случаях, он рассматривает разные теории в философии и психологии, подвергая их критическому разбору и всегда основываясь на точных научных фактах.

В третьем томе К. Д. Ушинский собирался рассмотреть как овладевает ребенок языком своего народа и какова связь речи и мышления. Он не успел проделать эту работу до конца, но оставил статью «Родное слово», где обосновал воспитательное значение языка в процессе развития личности. Язык для великого педагога — могучее средство передачи человеческого опыта из поколения в поколение.

В статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» Ушинский обстоятельно анализирует воспитательное значение труда и делает вывод: только личный «дельный труд» является естественным способом воспитания личности, а заодно и условием человеческого счастья и наслаждения. Само учение должно быть поставлено как труд познания, и Ушинский формулирует свое педагогическое кредо: «. . . Наставник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения того или другого предмета; не учить, а только помогать учиться». (СНОСКА: Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — Т. 1. — М. : Педагогика, 1974. -С. 142.)

Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1689; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник