Логопедическая работа по стимуляции речевого развития ребенка в раннем возрасте

Логопедическая работа по стимуляции речевого развития ребенка в раннем возрасте thumbnail

Методическая разработка

Логопедическая работа по стимуляции речи

 у детей раннего возраста

ЦЕЛЬЮ этой  работы явилось изучение и разработка методики стимуляции речевого развития детей раннего возраста.

В своей работе решала следующие ЗАДАЧИ:

  • Изучить особенности детской речи на ранних этапах.
  • Сформировать наиболее эффективную методику по стимуляции речевого развития детей раннего возраста.

МЕТОДЫ:

  • Изучение теоретических аспектов изучаемой проблемы.
  • Формирование и апробация методики стимуляции речевого развития у детей раннего возраста.
  • Анализ практического материала.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ заключается в том,  предлагаемая методика направлена на коррекцию предпосылок речевых нарушений у детей раннего возраста.

Свою работу я начала с обследования детей первой младшей группы.

Обследование проводится индивидуально в несколько приемов.

При обследовании речевого развития ребенка проверяется ак­тивная и пассивная речь. Цель проверки состоит в том, чтобы выяснить, какими речевыми средствами пользуется ребенок в об­щении: подражает ли речи взрослого; отвечает ли на вопросы (звукоподражанием, отдельными словами вместо целого слова, двухсложными или трехсложными словами, словосочетаниями, предложениями); обращается ли с просьбами.

Наряду с активной речью проверяется и понимание речи ре­бенком: умение выполнить предложенное ему действие (дай, возь­ми, закрой); найти или показать предмет по названному признаку (красный мяч, большой мяч); найти предмет или показать его часть (машина, кабина, колеса, кузов); выполнять действие в со­ответствии с названным признаком (вези медленно, быстро и т.д.).

В ходе всего обследования ребенка обращается внимание на его работоспособность, сосредоточенность, интерес к занятию, вни­мание к речи взрослых.

Обследование речи проводится методом наблюдения за обще­нием каждого ребенка в привычной для него ситуации: во время игры в групповой комнате, сборов на прогулку или встречи с ро­дителями. Эти наблюдения ведутся в несколько приемов. Вначале можно сделать черновые записи речи нескольких детей. На основе наиболее характерных образцов определяется уровень речевого недоразвития и имеющихся средств общения.

В результате проведенного комплексного медико-психолого-педагогического обследования в первой младшей группе было отмечено, что у 71% детей, посещающих эту группу, отмечались различного рода предпосылки к развитию речевых расстройств.

Таким образом, созрела необходимость составить методику стимуляции речевого развития у детей раннего возраста

Предлагаемая мной методика  решает следующие задачи:

1. Выявить причину речевого недоразвития, корригировать процессы, вызывающие речевой дефект, подключив к совместной работе специалистов для осуществления комплексного воздействия на ребенка с речевой патологией.
             2. Корректировать речевой дефект параллельно с работой, стимулирующей развитие ребенка во всех функциональных областях:

а) совершенствование моторных функций (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики);

б) воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия;

в) пропедевтика математических представлений: формирование сенсорных эталонов, навыков ориентировочного и конструктивного праксиса;
г) развитие графических навыков.

Курс коррекционных занятий рассчитан на учебный год – 8 месяцев работы с ребенком.

Все виды деятельности, кроме экспрессивной речи, соответствуют определенной лексической теме.

Методы воспитания экспрессивной речи и формирования навыков артикуляционной моторики выстраиваются вокруг звука, который я, как логопед, вызываю у ребенка. Выделяются следующие разделы в работе по развитию экспрессивной речи:

1. Звуки и звукоподражания; слова с вызванным звуком. Для усвоения этого материала используется альбом по звукопроизношению.

2. Фонетическая ритмика, которая позволяет мышечно ощутить особенности артикуляции вызываемого звука, поиграть с этим звуком и его слияниями; произносить звуки и слияния в разных ритмах с разной силой, сопровождая произношение слогов разными движениями.

3. Формирование элементарной фразы из 2 – 3-х слогов, содержащих вызванный звук.

4. Формирование доступных грамматических  категорий на материале новых слов.

5. Договаривание слов в стихотворениях, потешках, рассказах.

Работа по развитию импрессивной речи ведется в соответствии с лексическими темами, которые являются определяющими в планировании работы по всем разделам методики.

Октябрь.

1. Имя ребенка, имена детей группы, человек, кукла, части тела.

2. Семья.

3. Осень, изменения, происходящие осенью.

4. Овощи.

Ноябрь.
  1.Фрукты.
  2. Одежда, обувь для осени.

3. Игрушки.

4. Посуда.

Декабрь.
  1.Домашние животные. 

2.Домашние птицы

3.Дикие животные

4. Новогодние праздники.

Январь.
  1.Зима.
 2. Зимние развлечения.

 3. Вода, ее свойства

            4. Птицы зимой (городские) — ворона, воробей, синица.

Февраль.
            1.Машина, поезд.
            2.Кораблик.
            3.Самолет.
            4. Профессии людей, которые управляют транспортом.

Март.
            1. Мама.
            2. Повар, врач, воспитатель.
            3. Части суток.

4. Дом, мебель.

Апрель.
            1. Весна.
            2. Дикие животные весной.

            3. Птицы весной.

Май.
            1. Деревья.
            2. Цветы.
            З. Насекомые.

Задачи на 1-й квартал.

1.Формировать умение вслушиваться в речь, «настраиваться» на восприятие речи, давать ответные двигательные и звуковые реакции.

2.Накапливать словарь существительных, обозначающих окружающие ребенка предметы.

3.Расширить предикативный словарь.

4.Понимать грамматические формы речи, существительные множественного числа с окончанием Ы – И, вопросы косвенных падежей, вопросы «где?», «куда?», «откуда?»

5. Понимать предложные конструкции с предлогами В, НА, ПОД.

6. Понимать простые предложения типа: субъект + предикат, субъект + предикат + объект действия.

7.Соотносить слова «один», «много», «ни одного» с соответствующим количеством предметов.

8. Соотносить слова «большой», «маленький», «средний» с размером предметов.
          9. Понимать слова, обозначающие геометрические тела: кубик, шар, кирпич, призма; геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Задачи на 2-й квартал.

1. Дальнейшее развитие словаря существительных: узнавать предметы по их назначению (покажи то, чем ты будешь чистить зубы) или описанию (он круглый, резиновый, прыгает, катится).

2. Активное усвоение предикативного словаря, понимание фраз, включающих инфинитив, повелительное наклонение глагола.

З. Понимание обобщающих понятий (игрушки, посуда, одежда).

Читайте также:  Влияние алкоголя эмбриональное развитие ребенка

4.Понимание грамматических форм: существительные множественного числа с окончаниями А – Я; глаголы множественного числа настоящего времени.

5. Понимание предложных конструкций: с предлогами НА, В, ПОД, ЗА, У, С, ПО, ИЗ.

6. Понимание прилагательных длинный – короткий, прямая – кривая.

7.Понимание слов, обозначающих геометрические тела: куб, кирпичик, призма, цилиндр; геометрические фигуры: прямоугольник.

8. Понимание числительных: один, два, три, половина, меньше, больше.

9. Понимание фразы типа: субъект + предикат + объект действия.

Задачи на 3-й квартал.

1. Понимать и дифференцировать слова противоположного значения: день – ночь, сними – надень, завяжи – развяжи, впереди – сзади, маленький –

большой.

2. Дифференцировать глаголы, сходные по семантике: подметает – чистит, лежит – спит.

З. Понимать глаголы прошедшего времени женского и мужского рода: вымыл – вымыла.

4. Понимать наречия, выражающие пространственные отношения:
внизу – вверху, далеко – близко.

5. Понимать предложные конструкции с предлогами: С, БЕЗ (например, кто идет с собакой», «кто идет без собаки»).

6. Дифференцировать возвратные и невозвратные глаголы: умыл – умылся.
           7. Понимать вопросы к сюжетной картинке, прочитанной сказке.

При введении слова в пассивный словарь малыша желательно, чтобы ребенок обследовал предмет, обозначаемый вводимым в словарь словом, используя все 5 органов чувств, вступив во взаимодействие с этим предметом.

На первых этапах развития понимания речи мы не требуем от детей точности понимания отдельных слов: там – тут, открой – закрой. Дети опираются в понимании речи не на различное звуковое выражение слов, а на широкий контекст вопроса. Поэтому вопросы логопеда в беседах, направленных на выявление понимания слов, предложений должны содержать подсказывающие слова: «положи книгу на стол, возьми книгу с полки».
            Взрослый, используя ситуативные моменты, называет предметы, которые берет ребенок, называет действия, которые совершает ребенок или взрослый с этим предметом. Педагог говорит короткими предложениями, состоящими из двух-четырех слов, повторяя их два-три раза. 0дни и те же слова полезно употреблять в разных грамматических формах. Все слова проговариваются с естественной интонацией, без скандирования, но с несколько нарочитым выделением ударного слога.
          Усвоение слов пассивного словаря осуществляется и через проведение различных игр.

После нескольких повторений игровых действий со словами и показом этих действий взрослым дети выполняют эти движения самостоятельно в соответствии со словами игры.

Эффективным приемом в процессе усвоения детьми слов, обогащающих качества предметов (величину, цвет, конфигурацию), являются  игры по классификации предметов, изображений, геометрических фигур в соответствии с заданным качеством.

Начинали работу с классификации игрушек. Для таких игр удобно использовать коллекции мелких игрушек, например:

— выбери все машинки;

— выбери всех кукол.

Можно классифицировать геометрические тела:

— выбери все шарики;

— принеси все кружки.

Геометрические фигуры по цвету (принеси все красные фигурки)  и по размеру (принеси все большие фигуры) и т. д.

Конечно, в формировании пассивного словаря используется работа с картинками: предметными, сюжетными.

Изображения на этих картинках должны быть яркими, крупными, реалистичными. Этот вид работы возможен с детьми, находящимися на номинативном уровне понимания речи.

Весьма эффективным средством воспитания экспрессивной речи является фонетическая ритмика, которая позволяет ощутить вызываемый звук кинестетически, поиграть с этим слогом, ввести этот слог в ритмические сочетания.

Вызываем у детей звуки в соответствии с нормами онтогенеза: сначала – гласные. В формировании навыков звукопроизношения нужно идти за ребенком, опираясь на моторные возможности его артикуляционного аппарата и способность воспринимать звуковые характеристики фонемы.

Параллельно провожу формирование навыков артикуляционной моторики, а также подготавливаю фонематическое восприятие и моторные функции артикуляционного аппарата к произношению более сложных по способу образования звуков речи.

С удовольствием включаются дети в игру по договариванию слов в стихотворениях, маленьких рассказах.

Параллельно с работой над звукопроизношением работаю над развитием общей моторики, мелкой моторики.

Существуют самые разнообразные формы работы по развитию движений пальцев.

1. а) Статичные изображения пальцами предметов, образов окружающего мира: фигуры из пальчиков «флажок», «киска»

    б) Движения сопротивления: игра «хома – хомячок».

2. Движения пальцев, передающие динамические образы: «гармошка» раздвигание и сдвигание пальцев, лежащих на столе.

З. Активные движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме: «кулак – кулачок», «ладушки – ладошки».

4. Движения пальцев с предметами: карандашом, орехами, палочками, маленькими резиновыми мячами, шнурами, резиновыми кольцами, пинцетом прищепками, бусинками.

5. Игры с мозаикой.

6. Пальчиковые игры с пластилином.

7. Игры с бумагой: рваная аппликация, складывание бумаги, скатывание бумаги в шарики.

8. Действия с крупой, семенами: пересыпание крупы из одной емкости  в другую, разбор разных видов крупы, выкладывание из крупы изображений на пластилиновой поверхности.

9. Действия с водой: переливание воды из одной емкости в другую игры с пипеткой.

10. Действия с песком: пересыпание песка, лепка из сырого песка.

11. Действия с мелкими предметами, игрушками.

12.Действия с пуговицами: застегивание, расстегивание, выкладывание пуговицами недостающих деталей в изображениях на бумаге.

13. Рисование на бумаге пальчиками.

14. Показ сказок пальчиками.

Нельзя забывать о том, что у ребенка должна быть создана положительная мотивация для  занятий пальчиковой моторикой с предметами и без них.

Мной также ведется работа по развитию слухового восприятия. Она осуществляется по четырем разделам:

1. Воспитание неречевого слуха, внимания к звукам окружающего мира.

2. Игры со звучащими игрушками.

3. Воспитание речевого слуха, восприятие речи окружающих людей.

4. Формирование фонематического восприятия.

Читайте также:  Развитие ребенка от 3 до 4 лет лепка

Игры распределены в порядке усложнения в соответствии с лексическими темами.

На данный момент улучшение в импрессивной речи было отмечено у 8-ми детей из 10-ти (80%). В экспрессивной речи было отмечено улучшение у 7-ми детей из 10 (70%).

Таким образом, считаю, что предлагаемая методика является достаточно эффективным средством ранней коррекции и профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Источник

Библиографическое описание:

Чепурина И. В. Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как средство логопедической профилактики [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 69-72. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3417/ (дата обращения: 05.03.2020).

Упущенное можно наверстать позже,

но сделать это несколько сложнее.

О. Е. Грибова

Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития
ребенка. Это яркий, неповторимый отрезок жизни человека. [1,с.1].

Именно в этом возрасте наилучшим образом развиваются многие
психические процессы. Тема раннего развития, и особенно проблемы
развития речи очень актуальны.

В последние четыре года, одним из приоритетных направлений
логопедической работы в нашем ДОУ стала коррекция речевых
недостатков детей младшего возраста, т. к. число детей
с проблемами речи с каждым годом увеличивается.
Логопедическое сопровождение дает положительный эффект. Однако,
работая с детьми трех лет, я отметила для себя, что многие
проблемы у них начались еще в раннем возрасте Данному
вопросу не было уделено должного внимания, недостатки речи
закрепились и с трудом поддаются коррекции. Среди них можно
отметить следующие:

  • у многих детей имеются эмоциональные проблемы (отсутствует
    стремление к общению, одни дети замкнуты, обидчивы, другие —
    раздражительны, чрезмерно подвижны);

  • артикуляционный аппарат недостаточно подвижен (не могут вытянуть
    губки вперед, улыбнуться, показать язычок);

  • недостаточно развито слуховое восприятие (дети не распознают
    звучание знакомых предметов).

Это отмечают не только педагоги, но и родители.
Дети позже начинают говорить, речевая активность на низком уровне, их
речь бедна и примитивна т. е. не соответствует
возрастным особенностям.

И действительно, результаты логопедического обследования,
проходившего в начале года в группе детей раннего возраста,
подтверждают эти факты.

Для обследования речи детей этой возрастной группы я использовала
«Диагностические материалы для оказания психокоррекционной
помощи детям 1–3 лет с проблемами в развитии»
под редакцией Т. Б. Кротовой. На начало года из 26
детей — 10 имели речевые проблемы. У двух детей речь
отсутствовала, присутствовали только звукоподражательные возгласы,
коммуникативные навыки развиты недостаточно. У 8 человек, хотя и не
было явной задержки в речевом развитии, но наблюдалось
отставание в развитии словарного запаса, фраза состояла из двух
слов типа «Мама ди» (Мама иди). Кроме того, дети много
говорят, но их речь для окружающих непонятна.

Таким образом, стало актуальным проведение логопедической работы
с детьми раннего возраста. Именно в этот период идет
активное становление речевой функции. [3,с.22]. Особенно пристальное
внимание требуется в случае, если ребенок отстает в речевом
развитии. [11,с.8]. Многим детям необходим толчок для развития.

Для организации логопедической работы с детьми раннего возраста
я изучила методическую литературу таких авторов, как Е.Янушко
«Помогите малышу заговорить», методические пособия
Самойловой И. М. «Организация работы логопеда
с детьми 1–3 лет в условиях дошкольного
логопедического пункта», Кирилловой Е. В.
«Логопедическая работа с безречевыми детьми»,
Белошеиной Е. А. «Логопедические занятия с малышами»,
Блинковой Т. М. «Логопедическая группа. Развитие речи
детей 2–3 лет» и др.

Это помогло мне выстроить собственную концепцию логопедического
сопровождения детей раннего возраста.

Основной целью моей работы с детьми стало стимулирование
речевого развития.

Задачи:

  • установить эмоциональный контакт с ребенком

  • развивать навыки речевого общения

  • развивать мелкую моторику

  • развивать слуховое, зрительное восприятие

  • развивать подвижность органов артикуляции

  • развивать дыхание

При работе с детьми раннего возраста
я придерживаюсь следующих принципов:

  • принцип опоры на различные анализаторы

  • принцип учета зоны ближайшего развития

  • принцип наглядности

  • принцип усложнения материала

  • принцип реализации деятельностного подхода

  • учет возрастных особенностей в выборе средств, методов, приемов
    содержания

В работе с детьми раннего возраста я использую
следующие приемы:

  • показ и рассматривание предмета

  • выполнение действий с предметом

  • повторение за ребенком слов, словосочетаний, предложений

  • вопросы-ответы

  • опосредованное общение через куклу

  • многократное проговаривание речевого материала

  • комментирование действий

Логопедические занятия организуются в виде
игры, однако они имеют определенную структуру:

  • вводно-мотивационная часть

  • игры на развитие лексического запаса и фразовой речи

  • пальчиковая гимнастка

  • упражнения на развитие зрительного и слухового восприятия

  • артикуляционная гимнастика

  • дыхательная гимнастика

Важный период в логопедической работе с детьми
раннего возраста — установление эмоционального контакта.
Каждое занятие начинается с ритуала приветствия, создания
установок на позитивную ориентацию на занятии и совместную
деятельность. Добиться доверия ребенка помогают такие игры, как
«Спрячь меня, «Домик», «Хлопушки»,
«Ладушки» и т. д. например, в игре «Спрячь
меня» логопед предлагает послушать веселую подвижную музыку:
солнышко светит, птички поют. Ребенок танцует вместе с логопедом,
взявшись за руки, или каждый танцует со своей игрушкой по всей
площадке кабинета. Музыка резко прекращается — налетела
туча, солнышко спряталось, птички смолкли — ребенок
прячется в объятиях логопеда.

Ведущие исследователи в области логопедии, специальной
психологии, нейропсихологии (Л. С. Выготский, А. П. Усова,
А. В. Запорожец и др.) утверждают, что сенсорный опыт
является базовым для развития всей психики ребенка, он не изолирован
от речевых процессов, а является ступенью их формирования.
Поэтому вся работа с детьми раннего возраста строится на
чувственном познании, тесно связана с практической деятельностью
ребенка, наглядной ситуацией, с игрой, с активизацией речи.

Читайте также:  Специальная индивидуальная программа развития ребенка

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека
не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как
оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью
тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления
о предмете: форме, величине, расположении предметов
в пространстве.

Поэтому я предоставляю детям возможность манипулировать со
всевозможными предметами, разными по форме, фактуре материала,
поверхности (камешки, крупа, орехи, шишки, фольга, и т. д.).
Ребенок значительно быстрее связывает новое слово с предметом,
действием, признаком, если он широко опирается при знакомстве на
различные анализаторы. В процессе предметной деятельности
у детей развивается мелкая моторика. В этом нам помогают
шнуровки и сухие бассейны. Использование сухих бассейнов
с разными наполнителями не только повышает интерес к занятию,
но и массирует руку малыша, развивает его тактильные ощущения.

Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание), слышать
и различать звуки — важная способность человека,
которую необходимо развивать. [11,с.59]. Формирование речевого
восприятия я начинаю с неречевых звуков — шума
падающих листьев, капель дождя за окном; звучания музыкальных
инструментов; голосов животных и птиц; звуков, которые издают
предметы и материалы (стук молотка, тиканье часов…).

Когда дети с легкостью определяют звучащие предметы, приступаем
к изучению звуков речи, в таких играх как: «Кто
там?», «Кто позвал?», «Покажи игрушку»
и т. д.

В работе по этому направлению я использую компьютерную
технологию «Игры для Тигры»: «Угадай, на чем
играю», «Кто сказал Мяу?».

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу
разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами,
челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание,
лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии
речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных
условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих
движений развиваются у ребенка постепенно.

Если же начинать «играть» в артикуляционную
гимнастику с ребенком, начиная с 2 лет, это станет серьезной
профилактика речевых нарушений. Необходимым условием для эффективного
усвоения упражнений является эмоционально-положительный настрой
ребенка. Для этого я использую занимательные стихи к каждому
упражнению, которые не только помогут легче запомнить упражнения, но
и создадут веселое легкое настроение!

Чтобы мы могли произносить звуки, чтобы наш голос звучал, нужен
воздух. Слова выговариваются на выдохе. Многим деткам не удается
говорить длинными фразами, во время разговора у них слабенький
вдох и короткий выдох. Поэтому очень полезны игры на развитие
дыхания, такие как: «Лети бабочка», «Снежинки»,
«Перышко» и другие.

У многих малышей не получается дуть — а именно
направлять воздушную струю в нужном направлении. В этом
помогает компьютерная технология «Игры для Тигры»,
которая предлагает замечательные игры-тренажеры на развитие речевого
дыхания («Кораблик», «Одуванчики»,
«Ветерок»).

В январе 2013 года мною проводился контрольный срез речевого развития
детей, с целью определения эффективности коррекционных
мероприятий. За короткий промежуток времени произошла пусть
незначительная, но положительная динамика речевого развития детей
раннего возраста. Два ребенка научились вслушиваться в речь,
у них появились первые слова. Дети стали соотносить названия
предметов со словесным обозначением. У восьми детей обогатился
словарный запас. Малыши начинают высказывать элементарные суждения
о предметах, простых явлениях.

Диагностическая таблица речевого развития детей раннего возраста

Связная речь

Словарь

Грамматика

Начало года

Середина года

Начало года

Середина года

Начало года

Середина года

Лепет

Речь с действием

Речь как средство общения

лепет

Речь с действием

Речь как средство общения

Пассивный

Активный

Пассивный

Активный

Пассивный

Активный

Пассивный

Активный

7 %

31 %

62 %

19 %

81 %

7 %

93 %

100 %

7 %

93 %

7 %

93 %

Таким образом, работа с детьми раннего возраста
позволяет сократить разрыв между моментом выявления первичных
нарушений и началом логопедического воздействия. Чем раньше мы
обратим внимание на детей с речевыми проблемами, поможем им,
используя индивидуальный подход, тем скорее начнется правильное
речевое развитие ребенка.

Работая без поддержки родителей, трудно достичь высоких результатов.
Однако родители этих детей сами еще не имеют опыта воспитания
ребенка, находятся в стадии формирования родительской
компетентности. Поэтому приходится заниматься просвещением родителей,
предлагать литературу, ссылки на различные сайты, проводить
практические занятия, т. е. учить видеть проблемы у своих
детей и своевременно на них реагировать.

Литература:

  1. Андреева В. М. Взаимодействие с родителями детей
    группы раннего
    возраста//d020.sho.la>dla-vas-roditeli/1rannij-vozrast

  2. Блинкова Т. М. Логопедическая группа. Развитие речи
    детей 2–3 лет. Волгоград: Учитель, 2011.

  3. Грибова О. Е. Что делать, если ваш ребенок не
    говорит? Книга для тех, кому это интересно.- М.: Айрис-пресс, 2004.

  4. Громова О. Е. Методика формирования начального
    детского лексикона. Творческий центр Москва, 2005.

  5. Кириллова Е. В. Логопедическая работа с безречевыми
    детьми: Учебно-методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2011.

  6. Кривцова Т. А. Планирование работы по формированию
    общих речевых навыков у детей 2–3 лет//Логопед.2007.№ 6.

  7. Кротова Т. Б., Минина О. А.,
    Можейко А. В. Диагностические материалы для оказания
    психокоррекционной помощи детям 1–3 лет с проблемами
    в развитии.- М.:АРКТИ, 2010.

  8. Самойлова И. М. Организация работы логопеда с детьми
    1–3 лет в условиях дошкольного логопедического
    пункта//Логопед.2005.№ 2.

  9. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного
    произношения. М.: Просвещение, 1980.

  10. Шерстобитова С. Ю. Комплексное сопровождение детей
    2–4 лет с речевыми нарушениями: диагностика,
    планирование, рекомендации, конспекты занятий, лингвистический
    материал.- Волгоград: Учитель, 2009.

  11. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3
    лет.- Изд.7-е.- М.: Теревинф, 2012.

Источник