Фактор развития и факторы отклонения развития ребенка

Фактор – причина какого-либо процесса, явления.

Под причиной отклонения в развитии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего неблагоприятного фактора, который определяет специфику поражения или нарушения развития психической функции.

Существует множество видов воздействий, влияющих на возникновение различных отклонений в психофизическом и личностно-социальном развитии человека. И прежде чем характеризовать причины приводящие к отклонениям в развитии, необходимо рассмотреть условия нормального развития ребенка.

Такие 4 основные условия, необходимые для нормального развития ребенка, сформулировали Г.М. Дульнев и А.Р. Лурия.

Первое важнейшее условие – «нормальная работа головного мозга и его коры».

Второе условие – «нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов».

Третье условие – «сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром».

Четвертое условие – систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.

Круг патогенных причин весьма широк и разнообразен. Все многообразие патогенных факторов делят на эндогенные (наследственные) и экзогенные (средовые).

Экзогенные факторы, в свою очередь, можно разделить на:

  • биологические (экологические) (инфекции, воздействие вредных веществ и пр.)
  •  индивидуальные (физические, психические, психологические);
  •  личностные (личностные особенности, ценностные ориентации и пр.);
  •  социальные (материальные условия, социальные катаклизмы социально-демографические характеристики семье, района проживания);
  •  психолого-педагогические (педагогическая запущенность, неготовность к школе, неподходящая программа обучения и пр.);
  •  социально-психологические (неблагоприятные особенности взаимодействия ребенка со своими родителями, ближайшим окружением).

По времени воздействия патогенные факторы делятся  на:

— пренатальные (до начала родовой деятельности);

— катальные (в период родовой деятельности);

— постнатальные (после родов, прежде всего имевшие место в период с раннего детства до трех лет).

К биологическим факторам можно отнести:

—          генетические факторы;

—          соматический фактор;

—          индекс повреждения мозговых структур.

Согласно клинико-психологическим материалам наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие воздействия повреждающих вредностей в период интенсивной клеточной дифференциации структур головного мозга, т.е. на ранних этапах эмбриогенеза, в начале беременности. Факторы, нарушающие развитие ребенка, находящегося в утробе матери (включая состояние здоровья матери), называются тератогенами.

К биологическим факторам риска, способным вызвать серьезные отклонения в физическом и психическом развитии детей, относятся:

хромосомно-генетические отклонения как наследственно обусловленные, так и возникшие в результате генных мутаций, хромосомных аберраций;

инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, токсоплазмоз, грипп);

венерические заболевания (гонорея, сифилис);

эндокринные заболевания матери, в частности диабет;

несовместимость по резус-фактору;

алкоголизм и прием наркотиков родителями, и особенно матерью;

биохимические вредности (радиация, экологическое загрязнение окружающей среды, наличие в окружающей среде тяжелых металлов, таких, как ртуть, свинец, использование в агротехнике искусственных удобрений, пищевых добавок, неправильное использование медицинских препаратов и др.), воздействующие на родителей до наступления беременности или на мать во время беременности, а также на самих детей в ранние периоды постнатального развития;

серьезные отклонения в соматическом здоровье матери, включая недоедание, гиповитаминоз, опухолевые заболевания, общую соматическую ослабленность;

гипоксические (кислородная недостаточность);

токсикозы матери во время беременности, особенно во второй ее половине;

патологическое протекание родовой деятельности, особенно сопровождающееся травматизацией головного мозга;

мозговые травмы и тяжелые инфекционные и токсико-дистрофические заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте;

хронические заболевания (такие, как астма, заболевания крови, диабет, сердечно-сосудистые заболевания, туберкулез и др.), начавшиеся в раннем и дошкольном возрасте.

Биологические по природе патогенные факторы не исчерпывают собой круг причин отклонений в развитии. Социально-психологические факторы не менее разнообразны и опасны.

К социальным факторам можно отнести:

—       ранние (до 3-х лет) средовые воздействия;

—       текущие средовые воздействия.

К социальным факторам риска относятся:

  • неблагоприятные социальные ситуации, в которых оказывается мать будущего ребенка и которые направлены непосредственно против самого ребенка (например, желание прервать беременность, негативные или тревожные чувства, связанные с будущим материнством и т.п.);
  • длительные отрицательные переживания матери, результатом которых является выброс в околоплодную жидкость гормонов беспокойства (это приводит к сужению сосудов плода, гипоксии, отслойке плаценты и преждевременным родам);
  • сильные кратковременные стрессы – потрясения, испуги (это может привести к самопроизвольному выкидышу);
  • психологическое состояние матери во время родов;
  • отрыв ребенка от матери или лиц ее заменяющих, недостаток эмоционального тепла, бедная в сенсорном отношении среда, неправильное воспитание, бездушное и жестокое отношение к ребенку и пр.

Все эти факторы в комплексе определяют ведущий дефект. Если есть несколько нарушенийосложненный или сложный дефект.

Если факторы биологического характера в большей степени составляют поле интересов клиницистов, то социально-психологический спектр ближе к профессиональной области педагогов и психологов.

Клинические исследования показывают, что одна и та же причина иногда приводит к совершенно различным отклонениям в развитии. С другой стороны, отличающиеся по характеру патогенные условия могут вызвать одинаковые формы расстройств. Это означает, что причинно-следственные связи между патогенным фактором и нарушенным развитием могут носить не только прямой, но и опосредованный характер

Эффект действия патогенного фактора, т.е. конкретная форма нарушенного развития зависит не только от него самого, но и от многообразия комбинаций опосредующих переменных.

К числу таких переменных относятся:

  •  локализация вредоносного воздействия (чаще действует избирательно);
  •  интенсивность;
  •  экспозиция, длительность воздействия;
  •  частота воздействия. Даже если неблагоприятное воздействие будет кратковременным и достаточно слабым, при его частой повторяемости вероятен коммулятивный эффект, способный привести к серьезным расстройствам в развитии;
  •  собственные свойства индивида. Особое значение имеет возраст. Общая закономерность: связь возраста и тяжести последствий патогенного фактора обратно пропорциональна. Чем меньше ребенок, тем хуже для него последствия различных вредностей;
  •  быстрота (своевременность) и качество квалифицированной помощи: медицинской, психолого-педагогической.

Патогенное воздействие приводит к формированию не самого феномена нарушенного развития, а лишь к появлению анатомо-физиологических предпосылокотносительно устойчивых нарушений ЦНС, которые и представляют собой непосредственную причину аномалий в процессе психического развития. Усилить проявление последствий патогенного воздействия может сочетание внутренних и внешних неблагоприятных условий (дизонтогенетический фактор).

Источник

метки: Развитие, Отклонение, Биологический, Процесс, Заболевание, Свойство, Включать, Психический

Тема2.1. 4: Причины отклонений в психическом развитии

Глоссарий:патогенные факторы, генетические, пренатальное развитие, натальные, постнатальные вредности, психосоциальные факторы», депривационные феномены, уязвимость, резистентность, опосредующие, факторы.

Вопросы:

1. Патогенные, психосоциальные факторы.

2. Факторы резистентности и уязвимости.

3. Опосредующие факторы.

Литература:

1. Колесникова Г.И. Специальная психология и педагогика/ Г.И. Колес-никова.-Изд.2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс,2010.-250с.- (Высшее образование).

2.. Слепович Е.С Специальной психология: учеб. пособие / Е.С. Слепович; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Поля-кова.-Минск: Выш.шк., 2012.-511с.

1.Любое отклонение в развитии и жизнедеятельности психики всегда имеет свою причину, причём одна и та же причина может приводить к совершенно различным отклонениям здоровья и развития. В соответствии с представлениями клиницистов Г.Е.Сухаревой и М.С.Певзнер, а так же современными исследованиями в области нейропсихологии (В.В.Лебединский, Э.Г.Симерницкая, А.В.Семенович и др.) целесообразно рассмотреть следующие факторы, влияющие на тип возникшей у ребёнка дизонтогении:

1) время и длительность воздействия повреждающих агентов (возрастная обусловленность дизонтогении);

2) их этиологию;

3) распространённость болезненного процесса – локальность или системность патогенного воздействия;

4) степень нарушения межфункциональных связей.

К причинам отклонений в психическом развитии относятся патогенные факторы, факторы резистентности и уязвимости, опосредующие факторы.

Патогенные факторы – неблагоприятные условия, влияющие на функционирование мозга, приводящее к нарушению нормального протекания высшей нервной деятельности, в результате чего существенно изменяются психические процессы, состояния и свойства личности.

Биологические причины отклоняющегося развития

Объединяют наличие повреждения коры головного мозга, имеющее диффузный характер. Морфологические изменения, хотя и не с одинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга ребёнка, нарушая их строение и функции. Не исключены и такие случаи, когда диффузное поражение коры сочетается с отдельными, более выраженными локальными, иногда включающими и подкорковые системы. Всё это обусловливает возникновение различных, с разной отчётливостью выраженных отклонений, обнаруживающихся во всех видах психической деятельности, особенно резко – в мыслительных процессах.

7 стр., 3122 слов

Наследственность и рост. Развитие коры головного мозга. Принципы эволюции

1 Министерство образования и науки Украины ЗАПОРОЖСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра биологии Контрольная работа Из дисциплины: «Основы биологии и генетики человека» Вариант № 5 Выполнила: студентка группы ГПз 220 Черкасова М.П. Проверила: преподаватель кафедры правоведения Тарасова Г. В. Запорожье 2010 План 1. Наследственность и рост. Генетика роста. Расы и экологические условия 2. …

Биологические предпосылки включают:

ü наследственно – генетические особенности;

ü врождённые свойства индивида (приобретённые во время внутриутробного развития и родов);

ü импринтинг (запечатление на ранних этапах онтогенеза)

Биологический фактор регулирует следующие характеристики индивидуального бытия:

ü индивидуальное своеобразие процесса онтогенеза (в том числе темпы созревания/старения)

ü гендерные (половые) различия

ü возрастные особенности

ü физическую конституцию

ü здоровье и выносливость

ü состояние и типологические свойства нервной системы

К биологическим факторам риска относятся:

ü хромосомно-генетические отклонения;

ü инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, токсоплазмоз, грипп);

ü венерические заболевания ;

ü эндокринные заболевания матери;

ü несовместимость по резус-фактору;

ü алкоголизм и прием наркотиков родителями;

ü биохимические вредности;

ü серьезные отклонения в соматическом здоровье матери, включая недоедание, гиповитаминоз, опухолевые заболевания, общую соматическую ослабленность;

Генетические факторы:

Гены определяют не только индивидуальные различия людей, но и появление тех или иных отклонений. Наукой доказано, что некоторые формы интеллектуальной и сенсорной недостаточности генетически обусловленные. К патологии развития может привести недостаток или избыток хромосом (чаще приводит к гибели плода и преждевременным родам).

Пренатальные факторы:

Пренатальное развитие – развитие, происходящее в период до рождения, внутриутробное развитие плода.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития …

В период внутриутробного развития закладываются базовые матрицы эмоционального опыта, которые в зависимости от биологических и социальных условий протекания беременности могут стать полноценной основой как нормального развития, так и его патогенной базой. Наиболее распространенные пренатальные факторы: инфекции, интоксикации, дистрофия, заражение плода паразитами.

Натальные факторы:

Умственная отсталость может быть следствием родовых травм, возникающих в результате наложения щипцов, сдавливания головки ребёнка при прохождении через родовые пути при затяжных или при чрезмерно быстрых родах. Длительная асфиксия во время родов также может иметь своим следствием умственную отсталость ребёнка.

Постнатальные факторы:

Постнатальные факторы(после родов) – послеродовая депрессия, стрессы, нежелательный ребенок, т.е. когда муж не хотел этого ребенка или ребенок отнимает слишком много времени матери, то мужчина может начать вести себя нетактично, мать реагирует беспокойством. Определенную роль играют материальные условия. Также сюда относят травмы головы, инфекционные заболевания.

Психосоциальные факторы отклоняющегося развития

Социальные факторы – это ближайшее окружение ребёнка: семья, в которой он живёт, взрослые и дети, с которыми он общается и проводит время, и конечно, школа. Особенно большое значение имеет правильное, коррекционно-развивающее, специально организованное обучение и воспитание, учитывающее своеобразие ребёнка, адекватное его возможностям, опирающееся на зону его ближайшего развития.

Для продвижения умственно отсталого ребёнка в общем развитии, в усвоении им знаний, умений и навыков необходимо специально организованное, коррекционно направленное воспитание и обучение, строящееся с учётом имеющихся у него положительных возможностей. Для таких детей у нас в стране созданы специальные учебно-воспитательные учреждения : детские сады, специальные группы при массовых детских садах, школы, школы-интернаты, классы коррекционно-развивающего обучения. Часть детей воспитывается и обучается в домашних условиях.

11 стр., 5093 слов

14 Лекции по психологии развития: «Младенчество» Период младенчества (2 месяца – 1 год) План

ССР, ВД и ОН в период младенчества. Особенности физического развития младенца. Особенности сенсомоторного развития. Развитие других психических функций: мышление, память и речь. Кризис 1 года Вопрос 1: сср, вд и он в период младенчества. Социальная ситуация развития: это по-прежнему ситуация объективно необходимых отношений, эмоционально-непосредственного общения со взрослым. По Л.С.  …

К социальным факторам риска относятся:

ü неблагоприятные социальные ситуации, в которых оказывается мать будущего ребенка;

ü длительные отрицательные переживания матери, результатом которых является выброс в околоплодную жидкость гормонов беспокойства (это приводит к сужению сосудов плода, гипоксии, отслойке плаценты и преждевременным родам);

ü сильные кратковременные стрессы – потрясения, испуги (это может привести к самопроизвольному выкидышу);

ü психологическое состояние матери во время родов;

ü отрыв ребенка от матери или лиц ее заменяющих, недостаток эмоционального тепла, бедная в сенсорном отношении среда, неправильное воспитание, бездушное и жестокое отношение к ребенку и пр.

Депривационные феномены

Депривационные феномены — многообразные изменения состояния сознания в следствие блокировки значимых психолого-физиологических потребностей человека. Термин «депривация» в буквальном смысле означает «лишение». По своей сути депривационные феномены представляют собой многообразные измененные состояния сознания, а также различные варианты нарушений нормального хода возрастного психического развития вследствие. блокировки значимых психофизиологических потребностей человека.

Депривация:

ü сенсорно-перцептивная

ü депривация,

ü коммуникативная,

ü кинестетическая,

ü эмоциональная и др.

2. Уязвимость — приобретенное в периоды пренатального и постнатального развития риска заболевания. Понятие уязвимости к расстройству – специфическая выраженность индивидуальных и личностных черт, содействующих такому расстройству.

Люди, у которых не смотря на наличие уязвимости пусковых факторов не развилось соответствующее расстройство характеризуются как резистентные.

Уязвимость к расстройству – это специфическая выраженность индивидуальных и личностных черт, содействующих такому расстройству. Возникает ли оно в конечном итоге – зависит от дополнительных пусковых факторов: если уязвимость низкая, требуются более существенные пусковые механизмы, если она выражена сильнее – достаточно и менее существенных факторов.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

Основы менеджмента. Менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства. Управление – воздействие управляющей системы на управляемую систему, т.е. целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации координации их деятельности в процессе …

Люди, у которых, несмотря на наличие уязвимости пусковых факторов, не развивается соответствующее расстройство, характеризуются как резистентные. Это например дети, которые, несмотря на жестокое обращение, не заболевают никаким психическим расстройством. Резистентность часто рассматривается как противоположность уязвимости.

Наиболее уязвимыми периодами детства является период «первичной незрелости» организма в период до трёх лет, а так же период перестройки организма в период пубертата, когда уже гармонически сложившиеся системы детского организма вновь утрачивают состояние равновесия, перестраиваясь на «взрослое» функционирование.

Согласно клинико-психологическим материалам, наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие воздействия повреждающих вредностей в период интенсивной клеточной дифференциации структур головного мозга, т.е. на ранних этапах эмбриогенеза в первой трети беременности.

3. Опосредующий фактор в различной комбинации во многом определяет конкретную форму нарушенного развития. К ним относятся вредоносные воздействия, собственные свойства человека, качество помощи.

Характеристики вредоносных воздействий:

1. Локализация вредоносного воздействия, влияние которого чаще избирательно, поэтому пораженными могут оказаться различные структуры, органы, системы;,

2. Интенсивность, напрямую определяющая выраженность того или иного нарушения;

3. Экспозиция, или длительность, воздействия;

4. Частота воздействия: даже если оно кратковременно и достаточно слабо, при его повторяемости возможен кумулятивный эффект, способный привести к серьезным расстройствам в развитии.

Собственные свойства индивида:

1. Возраст: чем он младше, тем тяжелее возможные последствия различных патогенных факторов;

2. Компенсаторные возможности, т.е. сопротивление вредным воздействиям со стороны защитных систем (начиная с иммунной и заканчивая сложными компенсаторными реакциями в виде многообразных механизмов психической защиты).

18 стр., 8732 слов

1)Предмет, разделы и категории специальной психологии и коррекционной педагогики как наук, изучающих детей с нарушенным развитием

… нарушенным развитием. Психолого-педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями развития представляет собой комплекс психологических и педагогических мер воздействий … организма. Нарушения могут возникнуть на любом этапе развития (внутриутробного, послеродового, в результате действия наследственных факторов … развития является его неравномерность. Периоды наиболее активного развития …

Качества помощи:

Конечные последствия деструктивных условий во многом определяются тем, насколько быстро и в полном объёме пострадавшему будет оказана квалифицированная помощь, в том числе и психолого – педагогическая.

Определение причины обусловленности нарушенного развития усложняется тем, что разные причинно-следственные связи разворачиваются в различных временных перспективах. Одни патогенные воздействия практически сразу вызывают выраженные расстройства, другие, напротив, проявляются в виде отдалённых последствий в результате воздействия опосредующих факторов. Существенно, что патогенные воздействия приводят к формированию не самого феномена нарушенного развития, а лишь его анатомо-физиологических предпосылок – относительно устойчивых нарушений ЦНС. Эти предпосылки представляют собой уже непосредственную причину последующих аномалий.

Источник