Единство психического и физического развития ребенка

Единство психического и физического развития ребенка thumbnail

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности.

Деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста выражается прежде всего в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений — один из показателей правильного психического развития. Это развитие координации движений (восприятие направления и скорости движения, времени и пространства); способности запоминать последовательность движений и двигательных операций (память: запоминание и воспроизведение); внимания к своим движениям и действиям других; умения выполнять движения по словесной инструкции (воображение); инициативности в движениях; анализа движения по качеству его выполнения (мышление); развитие речевых умений и навыков. Движения выполняются с речевым сопровождением и опорой на зрительные и тактильные образы-представления. Развитие всех видов ручной моторики и зрительно-двигательной координации служит основой для становления типичных видов детской деятельности, является предпосылкой становления устной и письменной речи, а также способствует повышению познавательной активности детей.

Задачи физического воспитания: оздоровительные, воспитательные, образовательные. Методы физического воспитания.

Оздоровительные задачи имеют жизнеобеспечивающий смысл. Средствами реализации задач этой группы являются гигиенические и социально-бытовые факторы, полноценное питание, оздоровительные силы природы, рациональный режим жизни, физические упражнения. Педагогическая работа, направленная на решение данной задачи, включает в себя организацию режима жизни детей, закаливающих процедур, специальных упражнений по развитию движений. Эта сфера физического воспитания детей требует от воспитателя постоянных контактов с медицинскими работниками, учета их рекомендаций, индивидуального подхода к детям, бесед с родителями.

Воспитательные задачи направлены на развитие качеств личности и потребности в физическом совершенстве. Средствами реализации этих задач являются деятельность детей, игры, а также художественные средства (художественная литература, фольклор, кинофильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства).

Работа проходит в разных формах: физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулке), самостоятельная двигательная деятельность детей, активный отдых (физкультурные досуги, праздники, дни здоровья). Методы: упражнения, беседа, игра, создание проблемных ситуаций, анализ физических и нравственных качеств.

Данная группа задач предполагает воспитание таких качеств, как ловкость, смелость, сила воли, стремление к преодолению трудностей, чувство товарищества, взаимопомощи.

Образовательные задачи связаны с формированием у ребенка осознанного отношения к своему здоровью. Здесь ведущими становятся такие средства, как образец взрослого, собственная деятельность детей, художественные средства.

Формой работы, в процессе которой наиболее адекватно решаются задачи, является учебная работа на физкультурных занятиях и в повседневной жизни. Среди основных методов следует выделить экспериментирование, упражнения, беседу, рассматривание картин и иллюстраций.

Средства физического воспитания: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения

В системе физического воспитания работа осуществляется при помощи разнообразных средств, воздействующих на организм:

· гигиенические факторы (правильный режим, рациональное питание, гигиеническая обстановка, формирование культурно-гигиенических навыков).

· естественные силы природы (для закаливания и укрепления организма).

· физические упражнения.

Режим детской жизни — это рациональное, четкое чередование бодрствования, сна, питания, различных видов деятельности, повторяющихся ежедневно в определенной последовательности.

При составлении режима необходимо учитывать следующее:

1. Возрастные особенности высшей нервной деятельности: изменение предела работоспособности клеток коры головного мозга определяет общее количество часов и продолжительность отрезков сна и бодрствования.

2. Возрастные особенности в работе пищеварительной системы, которые регламентируют количество кормлений в течении суток.

3. Индивидуальные особенности: детям с возбудимой и слабой нервной системой нужно спать больше, отдыхать чаще.

4. Возрастные потребности в движениях.

5. Время года, климатические условия.

Неотъемлемыми чертами режима являются ритмичность и постоянство его основных элементов в течение определенного времени. Ритмичность режима обусловлена ритмичностью природных явлений, ритмичностью деятельности организма, которая проявляется в чередовании сна и бодрствования, изменении температуры тела (повышения к вечеру и понижения к утру), в ритме дыхания, сердечных сокращений, в ритме работы пищеварительного тракта и т.д.

Воспитательное значение режима заключается в том, что в процессе часто повторяющихся действий в определенное время и определенной последовательности ребенок легче овладевает многими, наиболее целесообразными бытовыми, культурно-гигиеническими, трудовыми навыками; эти навыки автоматизируются, и внимание ребенка освобождается для другой, более сложной деятельности. Вместе с тем ребенку предоставляется возможность действовать самому, что развивает такие важнейшие качества личности, как самостоятельность, активность, инициатива.

Важным компонентом полноценного физического воспитания детей является рационально организованное питание. Питание — один из основных источников процесса обмена, без которого невозможна жизнь. Для растущего организма питание имеет особо важное значение, так как оно обеспечивает нормальный рост и развитие всех тканей.

Источник

ирина осипова
Взаимосвязь и взаимозависимость физического и психического здоровья детей

Дошкольное детство – период от рождения до поступления в школу – является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. В отечественной психологии дошкольным детством принято считать период от 3 до 7 лет (ему предшествуют периоды младенчества (от 0 до 1 года) и раннего детства (от 1 года до 3 лет).

Читайте также:  Причины и механизмы нарушений в развитии ребенка

Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Даже незначительные нарушения в состояния здоровья влияют на эмоциональную сферу ребенка и в том случае, если удается поддержать положительные эмоции, самочувствие его улучшается и наступает быстро выздоравление. Щелованов Н. М. выяснил, что развитие гипотрофии часто связано с дефицитом эмоций, неудовлетворением двигательной активности малыша. Установлен и тот факт, что нервно-психическое развитие, в частности функция речи,во многом зависит от факторов биологических:течение беременности, осложнение при родах, состояние здоровья малыша и т. д.

Формирование положительных эмоций на основе установления социальных связей со взрослыми, а дальше и со сверстниками-залог становления личности ребенка. Эмоциональная сфера оказывает большое влияние на развитие и формирование познавательных интересов.

Так например, в периоды психологически сложных ситуаций рост замедляется. Это происходит, например, когда ребенок с трудом привыкает к детскому саду или школе, плохо переносит «продленку», большие нагрузки в садике и после, у него нет свободного времени, в которое он может заниматься исключительно тем, чем хочет. Сюда же можно отнести и полосы неудач, и затяжные семейные конфликты, особенно когда мама и папа находятся в состоянии «хронического развода». Все это создает благоприятную платформу для развития депрессии и, как следствие, рост ребенка замедляется

Существенная особенность раннего детства заключается во взаимосвязи и взаимозависимости состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше болеет, но и лучше развивается психически Начиная с трехлетнего возраста ребенок многое умеет, очень подвижен. Физические упражнения развивают и укрепляют его опорно-двигательный аппарат, предупреждают нарушение осанки и деформацию скелета. Занятия физическими упражнениями имеют не только оздоровительное, но и воспитательное значение. У детей воспитываются внимание и наблюдательность, развиваются волевые качества, вырабатывается характер Следовательно, комплексный анализ физической подготовленности детей и их психических качеств позволяет более объективно судить о процессе физического воспитани

Если ребенок будет ежедневно заниматься физическими упражнениями, то они будут способствовать укреплению организма и повышать сопротивляемость различных заболеваний, а также предупреждать о нарушении осанки и деформации скелета.

Доказано что физически крепкие дети болеют реже, и легче переносят заболевания. Но не все родители знают, что при правильном организованном физическом воспитание уже в дошкольном возрасте, у детей хорошо развивается память, логическое мышление, воображение, инициатива и самостоятельность.

Необходимо подбирать такие упражнения, которые соответствуют возрасту и развитию ребенка. Дети, которые не занимаются физическими упражнениями, медленно развиваются. Но помните, двигательная активность ребенка раннего и дошкольного возраста не должна быть сильно перегруженной. Избегайте интенсивных и длительных нагрузок, поскольку все это связано с большими затратами энергии. В раннем возрасте, энергия для малыша необходима для развития организма. Поэтому помните, что чрезмерная физическая нагрузка может привести к дисгармонии в росте и развитии органов и систе

Зачем нужно соблюдать режим дня?

Правильно составленный режим дня – является основой жизни ребенка, главным условием хранения его здоровья. Если правильно соблюдать режим дня, который соответствует возрасту ребенка, то такой режим обеспечивает нормальное развитие организма, а от этого зависит своевременное и правильное умственное и физическое развитие, настроение и поведение. Дети, которые приучены к режиму, очень подвижны во время бодрствования, не отказывается от пищи, не капризничает, спокойно и быстро засыпают в положенное время, сон очень спокойный и крепкий, просыпаются всегда в хорошем настроении.

При нарушении режима, особенно если сокращать время сна или нарушать его периодичность, это часто приводит к переутомляемости нервной системы и даже к ее истощению.

Ребенок становится капризным, легковозбудимым, а иногда, наоборот, заторможенным, вялым. Все эти состояния неблагоприятно отражаются на состоянии здоровья. У ребенка понижается сопротивляемость к заболеваниям, пропадает аппетит.

Если прогулки, сон, кормление, купание, проводятся в одно время, то организм малыша привыкает к такому распорядку, устанавливается стереотип поведения, и ребенок делает всегда все с удовольствием.

Источник

Г.Л.Драндров, Д.В.Никоноров, Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, Чебоксары
А.А.Пауков, Воронежский государственный университет инженерных технологий, Воронеж

В статье обращается внимание на необходимость учета в процессе физического воспитания диалектической взаимосвязи и единства психического и физического развития ребенка. Приводятся материалы физиологических, психологических и педагогических исследований, раскрывающих особенности воздействия физических упражнений на морфофункциональное развитие головного мозга ребенка, на развитие его психических функций.

Ключевые слова: физическое воспитание, взаимосвязь физического и психического развития.

THE RELATIONSHIP OF PHYSICAL AND MENTAL DEVELOPMENT OF CHILDREN IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION
Drandrov G.L., Nikonorov D.V., Chuvash State Pedagogical University. IY Yakovlev, Cheboksary
Paukov A.A., Voronezh State University of Engineering Technology, Voronezh
The article draws attention to the need to consider in the process of physical education of the dialectical relationship and unity of mental and physical development of the child. It contains material of physiological, psychological and educational research, revealing especially the impact of exercise on the brain morphological and functional development of the child, the development of his mental functions.
Key words: physical education, the relationship of physical and mental development.

Читайте также:  Развитие мотивов поведения ребенка дошкольного возраста

Познавательная и двигательная активность человека диалектически связаны между собой. К. Маркс писал по этому поводу: «Отдельный человек не может воздействовать на природу, не приводя в движение своих собственных мускулов под контролем своего собственного мозга, как в самой природе голова и руки принадлежат одному тому же организму, так и в процессе труда соединяется головной и ручной труд» [9, 355].

П.Ф. Лесгафт [8], И.М. Сеченов [12] также подчеркивали единство и взаимосвязь физического и психического в человеке и придерживались положения о том, что двигательная деятельность при ее оптимальной организации выступает существенным фактором формирования психики человека.

В частности, И.М. Сеченов одним из первых обратил внимание на связи различных психических явлений с движениями и деятельностью человека в целом, назвав их психомоторикой [12]. П.Ф. Лесгафт [8] считал, что физическое воспитание является значимым фактором всестороннего развития личности, поскольку самым тесным образом связано с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием.

Б.Г. Ананьев считал, что если умственное воспитание направлено на интеллектуальное развитие, в том числе на формирование знаний, навыков и умственных способностей, то физическое воспитание вооружает ребенка знаниями, умениями и навыками, относящимися к культуре тела и культуре движения, и развивает соответствующие двигательные способности. Он писал: «Мы имеем дело с гомогенными воздействиями и гомогенными связями между одноименными частями воспитания и развития. Но более целостные эффекты развития получаются за счет гетерогенных связей между разноименными частями воспитания и развития. Умственное воспитание приводит к сдвигам в физическом развитии, и наоборот» [1, 57].

Рассмотрим один из аспектов гетерогенных связей — особенности влияния физического воспитания на познавательное развитие детей.

Развитие коры больших полушарий и подкорковых образований, как генетически детерминированная последовательность созревания их элементов и становления соответствующих им интеллектуальных функций, обусловлено особенностями их функционирования в условиях обучения и воспитания. Высокая пластичность мозга ребенка обусловливает возможность и необходимость направленных педагогических воздействий на развитие его высших психических функций в соответствии с реальными и потенциальными возможностями мозга.

Детям присуща высокая потребность в двигательной активности. Удовлетворение этой потребности в разных видах деятельности выступает значимым фактором интенсификации процессов морфофункционального созревания организма, гармоничного развития личности ребенка, расширения и углубления знаний о себе и окружающем мире.

Подчеркивая высокую роль двигательной активности ребенка в самопознании, Е.А. Аркин писал: «При помощи движений … ребенок знакомится с окружающим миром. …Именно движения впервые знакомят ребенка с самим собою, открывают ему части его собственного тела; … при помощи движений он научится выделять свое Я…» [2, 55].

Известный отечественный физиолог Л.А. Орбелли писал: «Для них (детей) чрезвычайно важно уже с первых лет развития использовать свой мышечный аппарат и соответствующие ему определенные центральные образования для того, чтобы иметь возможность тренировать все естественные способности, которые природой заложены» [10, 86].

Известно, что двигательная активность оказывает стимулирующее влияние на морфофункциональное созревание не только опорно-двигательного аппарата, но и головного мозга, что приводит к интенсивному развитию интеллектуальных способностей [13]. Установлено, что выполнение детьми физических упражнений, включающих перекрестные движения, приводит к увеличению количества нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что, в свою очередь, способствует развитию внимания и памяти. Мозолистое тело, обеспечивающее координацию работы обоих полушарий, интенсивно развивается до 7 лет [5].

Двигательная деятельность выступает единственным способом совершенствования сенсорных функций ребенка, и, прежде всего, создания у него двигательных представлений о кинематических и динамических характеристиках двигательных действий, об особенностях своего физического Я».

Участие в подвижных играх оказывают стимулирующее воздействие на развитие познавательных процессов, овладение речью, способности ребенка быстро и осмысленно запоминать и применять способы выполнения различных двигательных действий, самостоятельно принимать решения и действовать в быстро меняющейся обстановке.

Наблюдениями установлено, что регулярные упражнения с мячами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, развивают речь, координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус [5, 7].

Занятия физическими упражнениями содействуют развитию внимания (поскольку овладение способами выполнения двигательных действий требует его концентрации на выполняемых движениях, возникающих при этом двигательных ощущениях и внешних условиях); наблюдательности (благодаря развитию анализаторов); быстроте и точности ориентации в вариативных условиях физкультурной деятельности.

Д.А. Вишникин [3] обосновал эффективность сопряженного развития физических и интеллектуальных способностей детей на основе организации учебных занятий по принципу взаимосвязанного и взаимозависимого развития физических и интеллектуальных способностей на игровой и оздоровительной основе с применением современных информационных технологий.

Читайте также:  Социальные факторы влияющие на развитие речи ребенка

И. В. Селиверстова [11] показала, что процесс умственного воспитания детей средствами физической культуры будет эффективным при реализации методики, базирующейся на следующих положениях:
а) осуществляется интеграция в образовательном процессе средств физической культуры и умственного воспитания;
б) применение средств физической культуры осуществляются в сочетании двигательной и умственной деятельности;
в) в процессе воспитания осуществляется взаимодействие педагога, инструктора по физическому воспитанию, психолога, родителей.

Основу предложенной автором методики составляют организационно- методические приемы, к которым относятся: народные подвижные игры на основе фольклора, упражнения дыхательной гимнастики, выполнение упражнений с произнесением стихотворных текстов и речитативов, применение загадок и творческих домашних заданий, самостоятельное описание детьми разучиваемых движений, ритмическая гимнастика и др.

Г. В. Кособуцкой [6] показано, что в ходе определённого, специально организованного воздействия средств физического воспитания игровой и тренировочной направленности на двигательные системы детей при непрерывном контроле со стороны преподавателя или тренера происходит ускоренное развитие умственных и психомоторных способностей.

Автором найден и эффективно обоснован способ организации образовательного и процесса за счет целенаправленного подбора и использования подвижных игр и тренировочных упражнений, имеющих интеллектуальную компоненту. Определены условия, обеспечивающие эффективность развития познавательных и физических способностей детей. Предложена новая форма организации занятий, активизирующая развитие познавательных и физических способностей детей. Разработана и обоснована методика внеурочных дополнительных занятий физическими упражнениям и играми в свободное время.

В диссертационном исследовании Т.А. Щербаковой [14] выявлен и научно обоснован комплекс педагогических условий повышения эффективности интеллектуального развития детей средствами физической культуры. Эти условия включают:
1) подбор физических упражнений с учетом эффективности их воздействия на интеллектуальное развитие детей:
2) более широкое использование с учетом возрастных особенностей детей словесных методов в процессе обучения двигательным действиям;
3) использование при организации процесса обучения физическим упражнениям элементов проблемного обучения
4) использование в качестве основного способа организации деятельности детей игрового метода;
5) оптимальное соотношение организованного обучения и самостоятельной физкультурной деятельности посредством создания для детей благоприятной развивающей предметной среды и группового пространства.

Обобщая материалы приведенных выше исследований, можно заключить, что учеными и специалистами учитывается и реализуется в концептуальное положение о диалектическом единстве психического и физического развития. Двигательные действия в форме физической активности оказывают положительное воздействие не только на морфофункциональное развитие организма, но и способствуют развитию внимания и познавательной сферы ребенка.

Литература

1. Ананьев, Б.Г. Об одной онтопсихологической задаче / Б.Г. Ананьев // Проблемы психологии спорта : сборник посвященный А.Ц. Пуни. — Л., 1970. — С. 127.
2. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Е.А. Аркин : — М. : Просвещение, 1968. — 445 с.
3. Вишникин, Д.А. Сопряженное интегрированное развитие физических и интеллектуальных способностей детей 6-7 лет в условиях применения биомеханического комплекса :дис. … канд. пед. наук : 01.02.08, 13.00.04 / Д.А. Вишникин. — Нальчик, 2004. — 141 с.
4. Драндров, Г.Л. Взаимосвязь двигательных способностей и способности к обобщению у детей старшего дошкольного возраста / Г.Л. Драндров, Д.В. Никоноров // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 3 (часть 3). — С. 585-589.
5. Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.И. Калмыкова. — М.: Просвещение, 2001. — 241 с.
6. Кособуцкая, Г.В. Обоснование средств физического воспитания, способствующих развитию умственных способностей дошкольников в условиях детского сада : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 / Г.В. Кособуцкая. — М., 2009. — 167 с.
7. Кузин, В.В. Баскетбол: начальный этап обучения / В.В. Кузин, С.А. Полиевский. — М.: Физкультура и спорт, 2002. — 136 с.
8. Лесгафт, П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста / П.Ф. Лесгафт // Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1988. — 352 с
9. Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. — М.: Просвещение, 1960. — Т. 16. — 412 с..
10. Орбели, Л.А. Физическое воспитание / Л.А. Орбелли.. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961. — 234 с.
11. Селиверстова, И.Н. Методика умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры :дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 / И.Н. Селиверстова. — Челябинск, 2003. — 188 c.
12. Сеченов, И.М. Избранные произведения / И.М. Сеченов. — М., 1958. — 480 с.
13. Тихомирова, Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет / Л.Ф.Тихомирова. — Ярославль: Академия развития; Академия Холдинг, 2001. — 144 с.
14. Щербакова, Т.А. Целевое, содержательное и технологическое обеспечение интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.04. — Набережные Челны. — 2012. — 24 с.

«Физическое воспитание и спортивная тренировка» № 4 (14) — 2015

Источник