Движущие силы психического развития ребенка в психоанализе

Движущие силы психического развития ребенка в психоанализе thumbnail

Фрейд
никогда не занимался конкретно возрастной
психологией. У него двухфакторная
теория.

Человек
страдает не от актуального, а от
переживаний детства. Сексуальное
влечение характеризуется объектом и
секс. целями. Секс цели- области тела,
связ с удовольствием- эрогенные зоны.

Основные положения:

  • Психологическое
    развитие понимается, как мотивационно
    — личностное.

  • Развитие
    — это адаптация к среде, при этом среда
    всегда противостоит конкретному
    индивиду.

  • Движущие силы
    развития всегда врождённые и
    бессознательные.

  • Механизмы
    развития врождённые и основы личности
    закладываются в детстве, в дальнейшем
    структура личности изменяется.

  • Фрейд
    показал, что для развития человека
    главное значение имеет другой человек,
    а не предметы, которые его окружают.

Развитие личности
состоит в становлении ее структуры:

ИД
– Оно – природное начало, телесные
влечения (сексуальность по Фрейду- любая
телесная потребность) Главная функция
— побуждения.Два влечения: эрос (к жизни,
наделено энергией либидо) и танатос (к
смерти, проявл в агрессии и аутоагрессии)

ЭГО
– Я — прижизненное образование. Основная
функция — помирить ид и суперэго. Эго —
подчиняется принципу реальности. Слуга
трёх господ — суперэго, ид и реальность.

СУПЕРЭГО
— Сверх я — формируется при жизни под
влиянием общества. Социальная подструктура
— совесть, ценности, мораль, идеалы.
Первые образцы — родители. Основные
функции — контроль, наказание. Напралено
против телесных потребностей.

Согласно
Фрейду: Источник психического развития
— влечения и инстинкты. Ребёнок рождается
с определённым запасом энергии либидо.
Ребёнок удовлетворяет либидо —
прикосновениями. Детская инфантильная
сексуальность лежит в основе взрослой,
но не предопределяет её.

Развитие
— есть преобразование и перемещение
сексуальной энергии по разным эрогенным
зонам.

Эрогенные зоны —
области тела чувствительные к стимулу.

Психосексуальное
развитие — биологически детерминированная
последовательность, развёртывающаяся
в неизменном порядке и присущая всем
людям независимо от культурного уровня.

Развитие
биологически предопределено. Фрейд
считал, что влияние социума проявляется
в долговременном вкладе — приобретённые
установки, черты, ценности. Термин “
психосексуальное” подчёркивает, что
главный фактор развития — сексуальные
инстинкты.

Два фактора,
влияющие на развитие: фрустрация;
сверхзаботливость.

Фрустрация
— сексуальные потребности ребёнка
пресекаются родителями или воспитателями
возникает не получение удовлетворения,
на последующих стадиях может развиться
депрессия, могут развиться черты
характера, привычки.

Сверхзаботливость
— ребёнку не предоставляется возможность
самому управлять своими действиями,
впоследствии может развиться зависимость
и некомпетентность.

Остаточное
поведение — при фрустрации и сверхзаботливости
накапливается либидозная энергия,
которая может позже проявиться в
остаточных явлениях, чертах характерных
для той стадии, на которой они появились.

Регрессия
— возврат на более раннюю стадию
психосексуального развития. Например,
взрослый реагирует на стресс слезами;
сосёт палец; прибегает к алкоголю.

Фиксация — задержка
или остановка на определённой
психосексуальной стадии.

Классификация
периодов постороена по принципу ведущей
эрогенной зоны в каждом конкретном
возрасте:

  1. Оральная стадия
    (0 — 1,5 г.). От рождения — до прекращения
    кормления грудью.

Основной
источник удовольствия
— кормление. Губы, рот — главное
сосредоточение активности младенца
(эрогенные зоны). Глубокое нарциссическое
поведение. Формир эго.

Остаточное
поведение
— жевательная резинка, курение, переедание,
поцелуи, грызение ногтей. Главная
задача —
формирование зависимости и независимости
от других людей.

Оральная стадия
состоит из двух фаз:

  • ранняя (0 — 0,5 г.) —
    основное либидозное действие — сосание;

Сначала
ребенок аутоэротичен (т.к. не отделяет
собственные ощущения и объект, который
эти ощущения вызывает), затем находит
удовлетворение от другого чел-ка: мать.
Появляется любовь к ней, тк она удовл
его секс. потребности.

  • Поздняя- основное
    действие –укус, агрессивный характер.

Это
орально- садистическая фаза, тк запрещают
кусать грудь, возникает конфликт. У
новорождённого Ид — единственная
существующая субстанция. На второй
стадии (поздней) от Ид начинает отделяться
Эго. Первое познание мира происходит
через мать, разделение объекта и ощущения
начинается с наказания. Эго и Ид в
постоянном конфликте.

На
оральной стадии ребёнок живёт в состоянии
невинного нарциссизма. Сон — глобальное
нарциссалическое состояние.

Биологическая
связь с матерью создаёт потребность
быть любимым, это на всю жизнь. Если
ребёнок не получает удовлетворение
потребностей этого периода — может
возникнуть задержка или остановка, он
будет возвращаться к этой стадии уже
во взрослости.

В
первой половине младенчества (на ранней
оральной стадии) недостаток удовлетворения
либидо может привести к возникновению
орально — пассивного типа личности.
Весёлый, оптимистичный человек, ожидающий
материнского отношения от других,
одобрения любой ценой. Доверчивость,
пассивность, незрелость.

На поздней стадии
(орально — садистической) — любовь к
спорам, пессимизм, цинизм, сарказм,
стремление доминировать над людьми,
склонность к эксплуатации.

  1. Анальная стадия
    (1,5 — 3 г.).

Читайте также:  Если ваш ребенок отстает в развитии

Эрогенная
зона в области ануса.
Дети получают удовольствие от задержки
и выталкивания фекалий. Приучение к
горшку. Удовольствие от напряжения и
релаксации. Встречается с запретами —
внешний мир барьер, который должен
преодолеть ребёнок. Если бы их не было,
личность бы не развивалась, ограничение
приводит к ососзнанию самого себя.

На
этой стадии полностью
образована инстанция Эго.
Эго уже контролирует Ид.

За неопрятность
ребёнок боится потерять любовь родителей.
Появляются зачатки Суперэго.

Происходит
тестирование реальности: изучение
возможностей получения удовольствия
в условиях социальных норм и запретов.

2 фазы:

  • Анально-
    садистическая 1-1.5 года противостояние
    ребенка и взрослого. Удовольствие от
    напряжения и боли =>
    садо- мазо наклонности.

  • Анально-
    ретентивная (удержание) 1.5-3 года
    Удержание- отпускание, ребенок начинает
    контролировать свои функции. Впервые
    соотносит два принципа: удовольствия
    и реальности. Нельзя шлепать ребенка,
    тк это станет удовольствием.

В
случает фиксации два типа характера:
анально- удерживающий (упрямство,
упорство, бережливость, склонность к
накопительству, экономность,
коллекционирование) и анально-
выталкивающий (тенденция к противостоянию,
упорство, негативизм)

  1. Фаллическая стадия
    (3 — 5, 6 лет).

Пик
детской сексуальности. Эрогенная зона
— гениталии. Рассматривание органов,
манипулирование, заинтересованность
к вопросам пола, половых отношений,
фантазии, чаще всего представления не
верные. Дети этого возраста воспринимают
половой акт, как агрессивные действия
отца в отношении к матери. Если до этой
стадии сексуальность — аутоэротичность,
эротичность, теперь предметна. Первый
выбор сексуального объекта. С матерью
связано удовольствие => и мальчик и
девочка выбирают мать. Свои привязанности
к взрослым людям, к родителям. Привязанность
мальчика к матери — Эдипов комплекс.
Девочки к отцу — комплекс Электры.

Каждый
ребенок неосознанно желает смерти
родителя своего пола и обладание
родителем противоположного пола.
Амбивалентное отношение к отцу, т.к.
ревнует к матери, но при этом сильный
конкурент => хочет отождествлять себя
с ним. В норме Эдипов комплекс разрежается
освобождением под страхом кастрации.
Страх кастрации — боязнь воображаемого
возмездия со стороны отца. Завершается
идентификацией с отцом.

Фрейд одним из
первых описал процесс идентификации с
агрессором.

Функции:

модель мужского
поведения;

идентифицируя
себя с отцом, удерживает мать, как объект
любви (он, как отец);

подготовка почвы
к развитию Суперэго.

Суперэго — результат
разрушения Эдипова комплекса.

К
концу фаллической стадии: Ид, Эго,
Суперэго. Главную роль играет Эго. Самые
важные периоды в жизни ребёнка завершаются
к пяти годам. На фаллической стадии
закладываются: самонаблюдение,
благоразумие, рациональное мышление.

Возможные фиксации:

Фаллический
характер — по — разному, у мужчин и женщин.

У мужчин — стремление
всегда к успеху, доказывание мужественности,
безжалостное завоевание женщин (Дон
Жуан), дерзки, хвастливы и опрометчивы.

У женщин — либо
склонность к обольщению, либо борьба
за главенство перед мужчинами.

Не
разрушение одного из комплексов может
стать одной из причин гомосексуальности
(негативный Эдипов комплекс, ненависть
к матери, любовь к отцу).

  1. Латентный период
    (6 — 12 лет, пубертат).

Не
является стадией передышки либидо.
Активность направлена на усвоение
человеческого опыта, налаживание
отношений со сверстниками. Подготовка
к взрослости. У Фрейда латентный период
описан очень скупо. Амнезия, вытеснение
из памяти перыичных сексуальных
переживаний.

  1. Генитальная стадия
    (пубертат). 12-18 лет

С
половой зрелостью возрождается
сексуальная энергия и появляется интерес
к противоположному полу. Бурное половое
созревание, второй выбор секс. объекта.
Бурный рост энергии либидо. Снова
всплывает Эдипов комплекс, но он
преодолевается, переход на сверстников,
отказ от родителей.

З.
Фрейд утверждал, что подростковый
возраст проходит через гомосексуальный
опыт (психологический опыт проявления
интереса и дружбы к тому же полу). Затем
наступает период выбора брачного
партнёра. В это время формируется
генитальный характер — идеальный тип
личности. Зрелый, ответственный человек,
который вносит вклад в общество. Человек
должен быть активным, заботливым о
других.

Для каждого периода
возможна фиксация:

гомосексуальность
(люди в значительной мере общаются с
людьми того же пола);

нарциссизм — либидо
направлено к себе (я — объект сексуальных
удовольствий).

На развитие личности
влияют детские годы. Могут либо
затормозить, либо развить её.

Включаются защитные
мех-мы:

  • Регрессия: на
    оральнуюанальную стадию.Беспорядок,
    обжорство, коллекционирование..

  • Аскетизм: отказ
    от всего, что доставл удовольствие.
    Неэффект защита => переход в полн
    противоположное

  • Интеллектуализация:
    сиденье над учебниками.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Тема
№3. Психоаналитические теории развития.
Концепция психического развития ребенка
З. Фрейда.

  1. Движущие силы
    психического развития.

  2. Стади психосексуального
    развития.

Движущие
силы психического развития ребенка в
концепции З. Фрейда.

Читайте также:  Аденоиды влияние на рост и развитие ребенка реферат

Концепция Зигмунда
Фрейда двухфакторная теория. Особенность
соотнешния факторов наследственности
и среды – это их онтогонизм, выраженный
в подавлении наследственного социальной
средой.

2 рода влечения:

  1. Сексуальное влечение.
    Наделено энергией либидо,
    которое является источником активности.
    Определяет достижение человека и основы
    его развития. Характеризуется:

сексуальными
целями

телесные области, связанные с
удовлетворением влечения, или эрогенные
зоны, на протяжении жизни они меняются,
отражая логику развития. Он предопределны
наследственно.

сексуальными
объектами.

  1. Влечение к смерти.
    Проявлене завершенности жизненного
    цикла. Выражет тендецию к равновесию.
    Таким образом, человек пришел из не от
    куда и должен придти в никуда.

аутоагресия
– агрессия направленная на самого себя.

внешняя
агрессия

Общество выступает
помехой, как на пути удовлетворения
сексуальных влечений, так и на пути
саморазрушения. Таким образом социальная
среда противостоит, подавляет
наследственное в человеке. В пределах
двухфакторной теории наследственность
является ведущим фактором развития. То
есть психическое развития зафиксированно
наследственно и может наступить без
помощи воспитания. Среда является
барьером на пути реализации влечений.
Вносит коррективы и искажения, но
принципиально изменить ход события не
может. Австрилийский исследователь
выделяет три основные линии развития
личности в онтогинезе:

  1. Развитие сексуальных
    целей и объектов, связано
    с переходом либида от одной сексуальной
    цели к другой.
    Развитие
    сексуальных объектов предпологаетаутоэротизм
    (отсутствие нужды во внешних объектах)
    и два выбора сексуальных объектов,
    которые осуществляются на третьей и
    пятой стадии развития. Сексуальные
    объекты не предопределены наследственно.

  2. Развитие структуры
    личности. Согласно Фрейду структура
    личности включает в себя:

— Оно (Id)
– врождено и наследственно зафиксированно.
Составляет область бессознательного.
Включает в себя врожденное влечение, а
так же вытесненное и приобретенное. Оно
снабжено энергией либидо. Находится в
конфдликте с «Я» и «Сверх-Я».

— Я (Ego)
– возникает из «Оно» на самой первой
стадии развития, как приспособительный
аппарат. Выполняет функцию посредника
между «Оно» и «Сверх-Я». Соответствует
принципу реальности и всегда следует
цели.

— Сверх-Я (Super
Ego)
– формируется на третьей стадии
психосексуального развития, в результате
преодоления Эдипово комплекса и
интериоризации родительских требований
и запретов. Выполняет функцию цензора
и судьи по отношению к «Я». Регулирует
поведение и активность человека.

  1. Развитие защитных
    механизмов. Защитные механизмы – это
    совокупность действий, напрвленных на
    уменьшение или устранения угрозы
    целостности индивида. Различаются по
    особенностям выражений в поведении и
    типу возникающего растройства личности.
    Наиболее значимыми защитными механизмами
    являются:

— Вытеснение в область
бессознательного каких-то травмирующих
событий.

— Регрессия –
возвращения на более ранние стадии
развития к предыдущим формам поведения
и мысли.

— Уход – предпологается
физическое бегство или внутренний
мысленный уход.

— Проекция –
приписывание другому лицу желание и
мыслей, осуждаемых и недопустимых для
самого себя.

— Замещение – замена
действительного источника тревоги
менее могущественной и опасной фигурой.

— Сублимация –
смещение инстинктивных врожденных
влечений на социально желаемые и
приемлемые цели.

Стадии психосексуального
развития.

Критериями выделения
стадий стали: сексуальные цели или
эрогенные зоны, характеристика процессов
развития, источники конфликта. Переход
на новую стадию связан с конфликтом
между наследственностью и средой, между
влечением ребенка и невозможностью его
удовлетворить. Если
возможности личности будут всегда
соответствовать ее желаниям, развития
не будет.

Фрейд выделил 5
стадий психосексуального развития:

  1. Оральная
    (0 – 1 г.). Эротическое влечение связано
    с пищевой функцией, с удовлетворением
    потребности пищи. Сексуальная цель или
    эрогенная зона – рот. Включает две
    фазы:

— Аутоэротизм. Полная
привязанность ребенка с матерью, ребенок
не отделяет себя от матери, доминирует
принцип удовольствия.

Исскуственное
вскармливание является источником
конфликта и может приводить к невродизации
ребенка.

— Началом отлучения
ребенка от груди матери, увеличиваются
интервалы между кормлениями, таким
образом мать начинает навязывать нормы
и препятствовать получения наслаждения.
Ребенок впервые сталкивается с принципом
реальности.

Эти негативные
факторы стимулируют процессы личностного
развития. В силу нового опыта у ребенка
создаются условия для формирования «Я»
(Ego).
Если конфликт разрешается не эффективно,
то наблюдается нарушение развития
личности, за счет механизмов фиксации
и вытеснения. Вытеснения и фиксации
могут проявляться в ряде невротических
симптомов.

Примеры вытеснения:
комок в горле, истерическая рвота у
детей. 

Примером оральной
фиксации: курение, обжорство, тяго к
спиртному, поцелуи.

  1. Анальная (1
    — 3 г.). Ребенок начинает получать
    удовольствие от процесса смены
    напряжения, облегчения. Общество требует
    от ребенка произвольную регуляцию
    телесных функций. Психологичекое – в
    том, что ребенок впервые становится
    объектом и субъектом. Начинает
    формироваться сверх Я ребенка, где
    заложены авторитеты взрослых, влияние
    родителей.

Читайте также:  Конспекты по социально нравственное развитие ребенка

Ребенок впервые
соотносит два принципа – удовольствие
и реальность. В случае фиксации может
быть формировано упрямство, упорство,
экономность, бережливость, склонность
к накопительству, коллекционированию.
Тенденции к противостоянию, негативизм
и т.п.

Фиксация может
привести к формированию чувства
удовольствия от наказания, может
проявляться энорезом и искажением
сексуальной ориентации.

  1. Фаллическая
    (3 – 5 г.) ключевая в развитии личности.
    Рост познавательной активности ребенка
    приводит к открытию различий между
    полами, создаются свои «теории» рождения
    по принципу аиста и т.п.

На этой стадии
осуществляется первый выбор сексуального
объекта, который приводит к формированию
эдипова комплекса (мальчики) и электры
(у девочек). В основе эдипова комплекса
лежит бессознательное сексуальное
влечение мальчика к матери и стремление
к физическому устранению отца.
Положительный эдипов комплекс сочетает
в себе враждебность к отцу как к более
удачливому сопернику за любовь матери
и восхищением его силой, могуществом,
умом и т.д. Разрешение конфликта и
преодоление эдипова комплекса
осуществляется как отказ от объективного
влечения к матери и усиление идентификации
с отцом. Результатом разрешения эдипова
комплекса становится формирование
структуры «сверх я». Которое включает
социальные нормы, запреты, мораль,
идеалы. Негативный эдипов комплекс
характеризуется любовью к отцу и
ненавистью к матери, что чревато
формирование гомотенденций на более
поздних стадиях развития.

  1. Латентная стадия
    (стадия затишья, либидо себя никак не
    проявляет). Характеризуется прерыванием
    сексуального развития. Энергия либидо
    сублимируется в игре, учении, хобби и
    направляется на социально-желаемые
    цели.

  2. Генитальная стадия
    отличается бурным половым созреванием.
    Источник конфликта – невозможность
    удовлетворения сильного сексуального
    влечения перед лицом моральных запретов,
    тревогой и тревогой перед давлением
    id
    (оно). Происходит второй выбор сексуального
    объекта, который находит отражение в
    преодолении остатков эдипова комплекса.
    Из-за неспособности эго или «я» справиться
    с давлением «оно» и «сверх я» может
    произойти регресс на предшествующей
    стадии развития.

Регрессия на оральную
стадию может проявляться в таких видах
нарушения как: отказ от еды (анорексия),
либо чрезмерное обжорство, курение,
тяга к спиртному, тяге к поцелуям,
вербальная агрессия.

Регрессия на анальную
стадию: не опрятность, пренебрежение к
порядку или чрезмерную педантичность,
излишней тяге к чистоте и порядку.
Нарушения формирования характера
происходят по гомосексуальному и
нарциссическому типу, который проявляется
в индивидуализме, самовлюбленности, в
неспособности близких взаимоотношений
с людьми.

Заслугой Фрейда в
развитии возрастной психологии стало
установление роли семьи и общества в
развитии личности. Были убедительно
доказаны роль общения и взаимодействия
ребенка с близким взрослым, значении
детства (особенно ранних периодов) для
развития личности.

Эпигенетическая
теория развития личности Э. Эриксона

Эрпигинез – наличие
целостного врожденного плана, определяющий
этапы развитие.

План предусматривает
поэтапность формирования психологических
способностей

Э.Эриксон создал
психо-аналитическую теорию об отношения
я и общества, расширил предисскую
концепцию и перенес ударение с оно на
я

Если теория Фрейда
психо-сексуальная, то у Эриксона –
Психо-социальная.

Различия психоанализа
и теория эриксона в трактовке развития
личности.

Фрейд

Эриксон

1
В центре внимания Оно и Сверх я

2
Отношение Ребенок-общество враждебное,
борьба двух миров

3
Решающая роль принадлежит сексуальности

4 Концепция
замыкается парадидаме двух факторов.

1
Я и её развитие

2
Отношение личности и общества –
отношения сотрудничества, обеспечивающее
гармоничное развитие личности

3
признавая значение сексуальности,
полагал что сексуальность не является
основным источником развития

4
Предполагает более сложную систему
причин, условий и факторов развития,
включая активность личности и общение

Главным содержанием
в развитии личности является процесс
становления эгоидентичности, т.е. быть
самим собой в собственных глазах и в
глазах окружающих.

Развитие – процесс
преодоления закономерно возникающих
на каждой возрастной стадии психо-социальных
кризисов.

Делит на 8 кризисов

Суть кризиса – выбор
между альтернативными путями развития.
Т.е. развитие может быть позитивным
гармоничным или негативным с деструктивными
новообразованиями.

Деструктивный
сценарий – препятствие на пути
формирования идентичности и сопровождается
множеством проблем. Кризис осуществляется
в радиусе значимых отношений.

Общество помогает
в разрешении кризиса, предлагая
ритуализацию

Ритуализация –
устойчивый в социокультурной форме
взаимодействие личности и ее социального
окружения, создающее необходимые условия
для благополучного разрешения кризиса.

Ритуализации:

  1. Обожествляющая.
    Предполагает определенную стабильность
    и взаимность отношений матери и ребенка.
    Узнавание – ранняя форма идентичности.

  2. Рассудительная.
    (1-3 года) предполагает стремление
    самостоятельности при отдалении от
    матери.

  3. Драмматическая.
    Раскрывает возможности свободного
    исследования и экспериментирования
    не угрожая переживаниям чувства вины,
    связанным с нарушением социальных
    запретов.

  4. Формальная
    (технологическая). Отвечает задачам
    формирования компетентности, помогая
    осуществить выбор между трудолюбием
    и чувством неполноценности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник