Двигательное развитие ребенка с рождения
26 марта 2019628 тыс.
Содержание
- Календарь развития ребенка с рождения и до 12 месяцев
- Развитие ребенка: первый месяц жизни
- Развитие ребенка: второй месяц жизни
- Развитие ребенка: третий месяц жизни
- Развитие ребенка: четвертый месяц жизни
- Развитие ребенка: пятый месяц жизни
- Развитие ребенка: шестой месяц жизни
- Развитие ребенка: седьмой месяц жизни
- Развитие ребенка: восьмой месяц жизни
- Развитие ребенка: девятый месяц жизни
- Развитие ребенка: десятый месяц жизни
- Развитие ребенка: одиннадцатый месяц жизни
- Развитие ребенка: двенадцатый месяц жизни
- Какие отличия в развитии мальчиков и девочек
- Таблица с нормами роста и веса детей от 1- 12 месяцев
Для того, чтобы понимать, как лучше развивать вашего ребенка с рождения и до 1 года, нужно знать, как развивается вам малыш и какими навыками уже обладает малыш. Предлагаем вам календарь развития ребенка по месяцам после рождения и до года.
Уважаемые мамы и папы предлагаем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения и до достижения 1 годика. Период с рождения и до 12 месяцев – это очень ответственный период, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающий мир, интенсивно развивается. Поэтому прочитайте статью внимательно, поскольку этот период развития малыша является самым важным этапом в жизни вашего крохи.
Календарь развития ребенка с рождения и до 12 месяцев
Первый месяц жизни, самый сложный в плане подстройки друг под друга молодой мамы и малыша, рассмотрим более подробно — по месяцам.
Развитие ребенка: первый месяц жизни
В связи с адаптацией к новой жизни, первый месяц новорожденного является самым трудным, как для ребенка, так и для мамы. Новорожденный проводит в состоянии сна около 70%. Во сне он растет ( за месяц может подрасти на 2-3 см), и легче переносит период привыкания к новым условиям жизни. Во время бодрствования ребенок совершает неосознанные махи ручками и ножками, которые пока находятся в тонусе. Поэтому ручки зажаты в кулачок, а ножки поджаты в коленях.
Жизненно важным аспектом является питание. Предпочтительнее грудное вскармливание, во время которого формируется эмоциональная связь между мамой и ребенком. В течение первого месяца жизни малыш прибавляет в весе примерно на 600-700 гр.
К концу первого месяца жизни новорожденный:
- Прислушивается к посторонним шумам и разговорам.
- Смотрит на яркие игрушки и лица окружающих.
- Узнает голос и запах мамы.
- Выражает эмоции плачем.
Малыш рождается с определенным набором рефлексов, которые спустя нескольких месяцев угасают:
- Сосательный. При прикосновении к губам или щеке, ребенок откроет рот и будет двигать языком как при сосании.
- Плавательный. Если поддерживая ребенка окунуть в воду, он будет пытаться плыть.
- Хватательный. Если прикоснуться к ладошке малыша, он будет сжимать ручку в кулачок.
- Поисковый. При поглаживании уголка рта, ребенок повернет голову в сторону прикосновения.
- Шагательный. При поддержки в вертикальном положении, слегка наклоните ребенка вперед. Малыш будет пытаться совершать шагающие движения.
Развитие ребенка: второй месяц жизни
На втором месяце жизни выходит из стадии новорожденного, теперь он грудничок. В этот период начинает активно развиваться как физически, так и психологически. В весе прибавилось примерно 800гр, а в росте 3 см.
- Чадо различает настроение и эмоциональное состояние мамы ( радость, злость, грусть).
- Ребенок уже может самостоятельно приподнимать и держать недолго голову.
- Начинает активно гулить и агукать.
- Малыш «приветствует» маму, начиная быстрее двигать ручками и ножками, когда ее увидит.
- Идет активное развитие органов зрения и слуха.
- Несколько секунд может удерживать игрушку, сжав крепко в руке.
Развитие ребенка: третий месяц жизни
На третьем месяце продолжают развиваться и совершенствоваться навыки движения. Теперь он умеет переворачиваться со спины на бок, может приподняться на предплечья, уверенней держит голову. Старайтесь чаще выкладывать ребенка на живот, это полезно для укрепления мышц спины и шеи, также помогает при коликах. Малыш с интересом рассматривает ручки и ножки, играет с ними. Изучая, трогает личико.
- Грудничок подрастает еще на 3 см, а прибавка в весе составляет около 750 гр.
- Ночной сон становится длиннее, а дневной сокращается. Время бодрствования увеличивается.
- Ребенок высовывает самостоятельно соску и пытается ее взять обратно в рот.
- Может узнавать окружающих и радуется им.
- Громко смеется и подражает мимике взрослых.
Развитие ребенка: четвертый месяц жизни
К четвертому месяцу жизни малыш заметно изменяется во внешности. Теперь он уже не тот новорожденный, который только кушал и спал. Ребенку необходимо общение и внимание родителей. Он будет капризничать, если мама ненадолго отойдет.
- К концу четвертого месяца грудничок будет весить еще на 700 гр больше, и вырастит на 2,5 см.
- Малыш переворачивается со спины на живот и обратно. И даже пытается ползать, отталкиваясь от чего-либо.
- Ребенок различает цвета и форму.
- Все что грудничок схватит рукой, потянет в рот. Поэтому необходимо следить, чтобы рядом с ребенком не было мелких деталей.
- Произносятся первые слоги и можно услышать «ма», «па», «ба».
- Отличается родителей от других людей.
- Замирает, когда слышит музыку или громкий разговор.
- При произношении ребенка по имени, начинает обращать внимание на того, кто сказал.
Развитие ребенка: пятый месяц жизни
На пятом месяце грудничок уже более умело управляет своим телом, уверенно переворачивается, предпринимает попытки к самостоятельному сидению, ползанию, пытается вставать, держась за бортики кроватки. Время бодрствования увеличивая, позволяя маленькому человечку познать окружающий мир.
- Приблизительная прибавка в весе к этому времени составит 700гр, а в росте еще 2 см.
- Ребенок уверенно отличается знакомых от чужих ему людей.
- Проявляет желание общения с мамой улыбкой, протягивает к ней ручек.
- Осознанно берет игрушки, кидает их, тянет в рот.
- У малыша начинают прорезываться первые зубки.
- Различает интонацию голоса взрослых и подражает ей.
Развитие ребенка: шестой месяц жизни
На шестом месяце развития ребенок уже может принимать не только молоко матери или молочную смесь, но и начинать кушать пюреобразную пищу. Лучше начинать прикорм с гипоаллергенных продуктов, по выборы которых необходимо проконсультироваться с педиатром.
- Вес малыша прибавляется на 700гр, а рост на 2,5 см.
- На шестом месяце грудничок понимает обращение по имени и отличает его от других.
- Играет с предметами, перекладывая их из одной руки в другую.
- Покачиваясь, встает на четвереньки — это первые предпосылки к ползанию.
- Начинает понимать, что если уронить игрушку, то она упадет, если потрясти погремушку, она издаст звуки.
- Настроение ребенка не постоянно и радость быстро сменяется раздражительностью, грустью и наоборот.
- Долго лепечет и гулит, что доставляет малышу удовольствие от произносимых им звуков.
Развитие ребенка: седьмой месяц жизни
Седьмой месяц развития малыша характеризуется активным прорезыванием зубов. Зудящие десна и боль при прорезывании доставляют малышу дискомфорт, а родителям волнения за своего чада. Грудничок все тянет в рот с целью уменьшить неприятные ощущения. Для данной задачи существуют различные прорезыватели: резиновые, с охлаждающим эффектом. Главное чаще мыть и прорезыватели и все предметы, которые ребенок непременно затянет в рот.
- На седьмом месяце жизни ребенок набирает еще 600гр в весе и прибавляет 2 см в росте.
- Малыш может садиться самостоятельно и уверенно сидеть.
- Начинает ползать «по-«пластунски». Поэтому не оставляйте ребенка без присмотра на пеленальном столике или на диване, он может с легкостью упасть с высоты.
- Может встать на ноги, держась за что-нибудь и немного постоять.
- С удовольствием играет в развивающие игры с пальчиками: » Чи-чи-чи-сорока», в » Ладушки».
- При регулярном занятии может показать где у него глазки, ушки, носик, ручки.
- С интересом изучает предметы: крутит, вертит, пробует на зубок, пытается разобрать.
- Может повторить несложные слоги: «му», «ам», «ав».
Развитие ребенка: восьмой месяц жизни
На восьмом месяце жизни грудничок становится активней с каждым днем. Он самостоятельно садится, перемещается из одного места в другое. Ему интересно рассматривать картинки и фотографии, малыш даже узнает на них родителей.
- За этот месяц ребенок вырастит на 2 см, и поправится на 600 гр.
- Совершенствуются двигательные навыки, приобретенные за предыдущие месяцы.
- По просьбе старших может что-то принести или показать.
- Ребенок может пытаться играть в развивающие игры, например, в пирамидку.
- Реагирует на музыку, и может по-своему танцевать.
Развитие ребенка: девятый месяц жизни
На девятом месяце жизни ребенок может уже сделать несколько шажков, держась за что-либо, за бортики кроватки, или вдоль дивана. Они упорно осваивают данный навык, падают, но потом опять поднимаются. У малыша расширяется запас слов, повторяя слоги за взрослыми.
- На девятом месяце ребенок прибавит в росте 2 см, в весе 600 гр.
- Пытается вскарабкаться на стул, диван.
- Открывает доступные ему ящики, дверцы шкафов, тумбочек.
- Малыш привязан к маме, потеряв ее из виду, начинает плакать и капризничать.
- Может самостоятельно пытаться одеваться и кушать ложкой.
- На данном этапе жизни оттачивается мелкая моторика, поэтому важно ее развивать игрушками: шнуровками, пластилином. Но обязательно под присмотром старших.
- Понимает поручения как «стой», «ложись», «иди».
- Ребенок разговаривает на своем языке, но близкие могут уже понять, что хочет донести до них чадо.
Развитие ребенка: десятый месяц жизни
На десятом месяце жизни малыш копирует поведение и звуки за взрослыми. Играя, можно предложить ребенку сложить игрушки, попросить маленького помощника положить упавший столовый прибор на стол. В это время уже можно знакомить ребенка с книжками, но лучше с теми, которые трудно порвать.
- Прибавка в росте и весе уменьшается по сравнению с первыми месяцами жизни, и составит еще плюс 1 см к росту и примерно 350гр к весу.
- Малыш может сам сесть и находится в сидячем положении долгое время.
- Вставать и пытаться делать первые шаги.
- Может брать предметы двумя руками, но больше предпочитает обходится одной.
- Берет предметы по принципу пинцета (большим и указательным пальцем), но интерес вызывают все же большие детали.
- Способен показать где ушки, носик и т. д. на себе или на игрушке.
Развитие ребенка: одиннадцатый месяц жизни
К одиннадцатому месяцу ребенок уже многому научился. Уверенно садится, встает, ползает, но еще не отточено мастерство ходьбы. Малыш с интересом общается со старшими и с другими детьми. Понимает название некоторых предметов и может на них указать.
- К 11 месяцам грудничок вырастит на 1 см и поправится еще на 350 гр.
- Малыш понимает когда ему что-то запрещают со словом «нельзя».
- Может вскарабкаться на диван, кресло, и спустится обратно.
- Пытается пить из кружки и есть с ложки.
- По просьбе взрослых может поднять, положить, взять предмет.
- Грудничку нравится когда его хвалят и стремится к ней.
- Прощается, махая ручкой.
УРА! Ребенку 1 годик!
Развитие ребенка: двенадцатый месяц жизни
Приближаясь к двенадцати месяцам — своему первому дню рождения, ребенок уже не тот беспомощный младенец, а личность со своим нравом, предпочтениями и характером. В это время пора переходить на один дневной сон. У ребенка проявляется интерес к игре «Дочки-Матери», он качает игрушки, кормит их, купает. Также и сам любит игры в воде во время купания.
- За месяц грудничок вырастит на 1 см, и прибавит в весе 350 гр.
- Самостоятельно встает и может чуть пройти.
- Может сказать несколько слов: «мама», «папа», «баба», «ав».
- Появляются любимые блюда, которые ребенок с удовольствием может кушать ложкой. И отказывается от еды, которая не нравится.
- Понимает предназначение некоторых предметов.
- Капризничает при отсутствии родителей или любимой игрушки.
Какие отличия в развитии мальчиков и девочек
Врачами-педиатрами давно замечено, что в развитии новорожденных малышей разного пола есть свои отличия. И хотя каждый ребенок индивидуален, некоторые закономерности существуют.
Чаще отличия в развитие мальчиков и девочек бывают такими:
- мальчики чаще рождаются крупнее девочек по росту и весу. Так, у доношенных новорожденных мужского пола средний рост при рождении – 53-56 см, в то время как у девочек всего 49-52 см;
- говоря о детских нормах общего физического и психического роста, отмечено, что развитие мальчиков немного отстает от сверстниц уже на момент рождения. Но эта разница не всегда незаметна, и составляет не более 2-3 недель;
- девочки миниатюрнее при рождении, но позже физическое развитие девочек ускоряется. Костный скелет у них в среднем формируется раньше, чем у мальчиков.
Таблица с нормами роста и веса детей от 1- 12 месяцев
Êîíêðåòíîìó âîçðàñòó ñîîòâåòñòâóþò îïðåäåëåííûå äâèãàòåëüíûå íàâûêè.
Ñ ðîæäåíèÿ äî äîñòèæåíèÿ ðåá¸íêîì îäíîãî ãîäà ïðîèñõîäèò èíòåíñèâíîå äâèãàòåëüíîå ðàçâèòèå.
Ðîæäåíèå ðåá¸íêà. Ðåá¸íîê ïðîõîäèò ðîäîâûå ïóòè.
Ðåá¸íîê ëåæèò íà ñïèíå.
Ïîâîðà÷èâàåòñÿ íà îäèí áîê, íà äðóãîé, íà æèâîò. Ïîäíèìàåò ðóêè, óïèðàåòñÿ.
Ïîëçàåò ïî-ïëàñòóíñêè. Ïîäíèìàåò ãîëîâó è îõâàòûâàåò ïðîñòðàíñòâî.
Ñàäèòñÿ. Ïîëçàåò íà ÷åòâåðåíüêàõ.
Âñòà¸ò, ñíà÷àëà ñ ïîìîùüþ ðóê, ïîòîì áåç.
Íà÷èíàåò õîäèòü ñíà÷àëà ñ ïîìîùüþ âçðîñëîãî, à çàòåì ñàìîñòîÿòåëüíî.
Äî ïåðèîäà ïîëçàíèÿ ðåáåíîê äîëæåí ïðîéòè âàæíûé ýòàï ïîäãîòîâêè âñåõ ãðóïï ìûøö ê ýòîé ñëîæíîé äåÿòåëüíîñòè. Îí äîëæåí íàó÷èòüñÿ, íå òîëüêî äåðæàòü ãîëîâó, è óäåðæèâàòü å¸ â ðàâíîâåñèè âî ìíîæåñòâå ðàçíûõ ïîëîæåíèé òåëà, íî è ïåðåâîðà÷èâàòüñÿ ñ æèâîòà íà ñïèíó è îáðàòíî, îïèðàòüñÿ íà ðóêè.
 23 ìåñÿöà ðåá¸íîê â íîðìå óäåðæèâàåò ãîëîâó. Ïðè÷åì íå òîëüêî ïîäíèìàåò åå â ïîëîæåíèè ëåæà íà æèâîòå, íî è ïîäòÿãèâàåò åå ê ñâîåé ãðóäè, êîãäà íàõîäèòñÿ íà ðóêàõ ó ìàòåðè. Ýòî îäèí èç ïåðâûõ ïðîèçâîëüíûõ íàâûêîâ, íåîáõîäèìûõ äëÿ íà÷àëà ôîðìèðîâàíèÿ âåðòèêàëüíîé îñè òåëà (èç ëåæàùåãî â ãîðèçîíòàëüíîé ïëîñêîñòè ìàëûø ê êîíöó ïåðâîãî ãîäà æèçíè ïðåâðàòèòñÿ â óâåðåííî ñòîÿùåãî è õîäÿùåãî). Îäíîâðåìåííî íà÷èíàåò ôîðìèðîâàòüñÿ îïîðà íà ðóêè.  ïîëîæåíèè íà æèâîòå ðåá¸íîê äî äâóõòð¸õ- ìåñÿ÷íîãî âîçðàñòà äîëæåí îïèðàòüñÿ íà ëîêòè, à ê 34 ìåñÿöàì è íà ðàñêðûòûå ëàäîíè. Ýòîò íàâûê íåîáõîäèì äëÿ îñâîáîæäåíèÿ ðóê îíè ïîíàäîáÿòñÿ äëÿ äàëüíåéøåãî äâèæåíèÿ, óäåðæàíèÿ âåñà òåëà íà îäíîé ðóêå â ïåðèîä ôîðìèðîâàíèÿ ïåðåâîðîòîâ, ñèäåíèÿ è ïîëçàíèÿ.
Äàëåå ðåá¸íîê ó÷èòñÿ ïåðåâîðà÷èâàòüñÿ ñî ñïèíû íà æèâîò è ñ æèâîòà íà ñïèíó è àêòèâíî êðóòèòüñÿ â ïîëîæåíèè ëåæà. Îáû÷íî ýòî ïðîèñõîäèò â 45 ìåñÿöåâ. Òåïåðü îí ìîæåò ïåðåìåùàòüñÿ â ïðîñòðàíñòâå (íà êðîâàòè èëè íà ïîëó) è íàêîíåöòî äîòÿíóòüñÿ äî èíòåðåñíîé èãðóøêè.
Çàòåì ðåá¸íîê íà÷èíàåò âåðòåòüñÿ â ïîëîæåíèè íà æèâîòå âîêðóã ïóïêà. Íàâûê íóæåí äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ ïîëçàíèÿ ñíà÷àëà ïî-ïëàñòóíñêè, à çàòåì óæå è íà ÷åòâåðåíüêàõ.  ïîëîæåíèè íà ïóïêå ìàëûø ìîæåò îäíîâðåìåííî ïîäíèìàòü ðóêè è íîãè «ñàìîëåòèêîì». Ýòè íàâûêè, ïðèîáðåòàåìûå â 56 ìåñÿöåâ, ãîâîðÿò î äàëüíåéøåì ïðàâèëüíîì ôîðìèðîâàíèè âåðòèêàëüíîé îñè òåëà è ïîäãîòîâêå ìûøö ê ïîëçàíèþ, ñèäåíèþ è ïðÿìîõîæäåíèþ.
Ñëåäóþùèé ýòàï ðàñêà÷èâàíèå íà ÷åòâåðåíüêàõ. Ðåá¸íîê îïèðàåòñÿ íà êîëåíè è ëàäîíè, ïûòàåòñÿ íà÷àòü äâèæåíèå, íî ìûøöû ïîêà åùå ïëîõî ñëóøàþòñÿ åãî, ïîýòîìó äâèæåíèÿ ïîëó÷àþòñÿ òîëüêî êà÷àòåëüíûå. Ïîëçàíèå íåîáõîäèìî êàê äëÿ îñâîåíèÿ íèæíåãî ïîëÿ çðåíèÿ, òàê è äëÿ ïðàâèëüíûõ ñêîîðäèíèðîâàííûõ äåéñòâèé íèæíåé è âåðõíåé ïîëîâèíû òåëà, äëÿ ïîî÷åðåäíîãî âêëþ÷åíèÿ ïðàâîãî è ëåâîãî ïîëóøàðèÿ ãîëîâíîãî ìîçãà.  ýòî æå ñàìîå âðåìÿ ìàëûø íà÷èíàåò ïðîèçíîñèòü çâóêè, ãóëèòü, ëåïåòàòü äëÿ òîãî, ÷òîáû îáùàòüñÿ, ïðîáóÿ ñâîè ñïîñîáíîñòè óïðàâëåíèÿ ÿçûêîì. Áëàãîäàðÿ ïîëçàíèþ ñîâåðøåíñòâóåòñÿ çðèòåëüíîå âîñïðèÿòèå, ðàçâèâàåòñÿ òàêòèëüíàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü, ôîðìèðóþòñÿ ïðîñòðàíñòâåííûå ïðåäñòàâëåíèÿ î ñîáñòâåííîì òåëå (ñõåìà òåëà), î ñîîòíîøåíèè âíåøíèõ îáúåêòîâ è òåëà, à çíà÷èò, òàêæå ôîðìèðóåòñÿ âîçìîæíîñòü îáîçíà÷åíèÿ ýòèõ ñîîòíîøåíèé ñëîâàìè, ïîíèìàíèå è óïîòðåáëåíèå ïðåäëîãîâ è ñëîâ, ïðàâèëüíîå âîñïðèÿòèå ñëîæíûõ ðå÷åâûõ êîíñòðóêöèé ïðîñòðàíñòâåííîâðåìåííûõ, ïðè÷èííîñëåäñòâåííûõ. Îðèåíòàöèÿ â ïðîñòðàíñòâå çàêëàäûâàåòñÿ, ïðåæäå âñåãî, íà ýòàïå ïîëçàíèÿ. Áëàãîäàðÿ ýòîìó ñïîñîáó ïåðåäâèæåíèÿ, ôîðìèðóþòñÿ ïðåäïîñûëêè äëÿ îñâîåíèÿ ãðàììàòèêè ðîäíîãî ÿçûêà.
Ïîëçàíèå òàêæå ÿâëÿåòñÿ ïðîôèëàêòèêîé ïðîáëåì ñ ÷òåíèåì è ïèñüìîì. Åñëè íåäîñòàòî÷íî ðàçâèòà êîîðäèíàöèÿ äâèæåíèé, ðàáîòà êàæäîãî ïîëóøàðèÿ â îòäåëüíîñòè è ìåæïîëóøàðíîå âçàèìîäåéñòâèå, ó ìëàäøåãî øêîëüíèêà âîçìîæíû ïðîáëåìû ïðè ïèñüìå. Ó íåãî áóäåò ãðÿçü â òåòðàäÿõ, ïëîõîé ïî÷åðê. Ìíîãèå äåòè, èìåþùèå äèñëåêñèþ è äèñãðàôèþ, ïðîïóñòèëè ñòàäèþ ïîëçàíèÿ. Åñëè ðåá¸íîê íå îñâàèâàåò ýòîò âàæíûé ýòàï ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, áóäåò ïðîïóùåí è âàæíûé ýòàï ðàçâèòèÿ ìîçãà. Åñëè ðàçâèòèå ðåá¸íêà ïðîèñõîäèëî ñ èñêàæåíèåì, ïðîñòðàíñòâåííûå ñâÿçè èì áûëè îñâîåíû íå â ïîëíîé ìåðå, òî è âîñïðèÿòèå ïðîñòðàíñòâà áóäåò èñêàæåíî.
Ó ìíîãèõ íûíåøíèõ äåòåé äâèãàòåëüíîå ðàçâèòèå ïðîèñõîäèò ïðèìåðíî ñëåäóþùèì îáðàçîì: ðåá¸íîê äîëãî ëåæèò íà ñïèíå, íå ïîâîðà÷èâàåòñÿ. Çàòåì îí êàê-òî î÷åíü áûñòðî ïîâåðíóëñÿ, ñðàçó ñåë. Íå ïîëçàë âîîáùå èëè ïîëçàë ìàëî íà ÷åòâåðåíüêàõ, èëè ïîëçàë òîëüêî íàçàä. Ïîòîì ÷åðåç î÷åíü êîðîòêîå âðåìÿ âñòàë. Ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî íåêîòîðûå ýòàïû ðåá¸íîê ïðîñòî íå ïðîõîäèò, îí èõ èãíîðèðóåò.
Ó ðåá¸íêà ïðè ýòîì èìååòñÿ ãèïåðòîíóñ (ïîâûøåííûé òîíóñ) èëè ãèïîòîíóñ (ïîíèæåííûé òîíóñ). Âðà÷è ÷àñòî ñòàâÿò äèàãíîç «ìûøå÷íàÿ äèñòîíèÿ», à ìàìû ìîãóò æàëîâàòüñÿ, ÷òî ðåá¸íîê õîäèò íà ïàëüöàõ íîã, íå îïèðàÿñü íà âñþ ñòîïó.
Ïðîáëåìû ñ òîíóñîì ìîãóò ñîõðàíÿòüñÿ ó ðåá¸íêà äî 5, 8 è äàæå äî 10 ëåò, à â íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ è äî áîëåå ïîçäíåãî âîçðàñòà. Òàêîé ðåá¸íîê ìîòîðíî íåëîâîê, íåóêëþæ, î÷åíü òðàâìàòè÷åí.
Ïðè êîïèðîâàíèè ýòàëîíà (ñïåöèàëüíî ðàçðàáîòàííîé ãåîìåòðè÷åñêîé ôèãóðû), ðåá¸íîê òàêæå ñòðàííûì îáðàçîì âñ¸ èñêàæàåò, íàïðèìåð, ðåá¸íîê ìîæåò ïåðåâîðà÷èâàòü ðèñóíîê íà 90◦ ïðè íåèçìåííîì ïîëîæåíèè ýòàëîíà (èçìåíåíèå íàïðàâëåíèÿ âîñïðèÿòèÿ ñ ãîðèçîíòàëüíîé íà âåðòèêàëüíóþ îñü), ÷òî ïðèâîäèò ê òðóäíîñòÿì â îâëàäåíèè ïèñüìîì, óñâîåíèè îáðàçà áóêâ, ôîðìèðîâàíèè ðàçðÿäíîñòè ÷èñëà. Ýòà æå ôèãóðà ìîæåò áûòü ïåðåâ¸ðíóòà è íà 180 ãðàäóñîâ. Íåêîòîðûå ðèñóíêè äàæå íåâîçìîæíî óçíàòü. Ìîãóò áûòü ñëåïêè èç ÷àñòåé ôèãóðû, ôðàãìåíòàðíîñòü, òàê íàçûâàåìàÿ õàîòè÷íîñòü, ìîçàè÷íîñòü âîñïðèÿòèÿ. Ðåáåíêîì ìîæåò èãíîðèðîâàòüñÿ ëåâàÿ èëè ïðàâàÿ ñòîðîíà ëèñòà. È åñëè ðåá¸íîê òàê âîñïðèíèìàåò, òàê ñ÷èòûâàåò îêðóæàþùèé ìèð, òàê åãî «âèäèò», òî îí òàêîé ìèð èñêàæàåò. Ó òàêîãî ðåá¸íêà áóäóò îøèáêè ïðè ïèñüìå.
Äàëåå âîçíèêàåò öåëûé ðÿä ôåíîìåíîâ. Åñëè èñêàæàåòñÿ äâèãàòåëüíàÿ ñôåðà èñêàæàåòñÿ è ðå÷åâîå ðàçâèòèå. Ðåá¸íîê ìîæåò íå ãîâîðèòü äî 34 ëåò, èëè ãîâîðèò îäíîñëîæíûå ñëîâà, ó íåãî íåò ôðàçîâîé ðå÷è, âîçíèêàåò ïðîáëåìà ñ ïðîèçíîøåíèåì çâóêîâ («êàøà âî ðòó»). Òàêèì îáðàçîì, ìîæíî âèäåòü öåëûé ðÿä ïðîáëåì, êîãäà èç îäíîãî ñëåäóåò äðóãîå. Åñëè ó ðåá¸íêà äâèãàòåëüíàÿ ñôåðà äåôèöèòàðíà, ðå÷åâàÿ ñôåðà äåôèöèòàðíà, òî è ýìîöèîíàëüíàÿ ñôåðà òîæå áóäåò ñòðàäàòü. Åñëè ðåá¸íîê ðàñòîðìîæåí ó íåãî ìîãóò áûòü íåàäåêâàòíûå îòíîøåíèÿ ñ ðîäèòåëÿìè, ó÷èòåëÿìè è ñî ñâåðñòíèêàìè. À åñëè ðåá¸íîê ôèçè÷åñêè ñëàáûé, áûñòðî óñòà¸ò, ÷àñòî áîëååò, òî ýòî ìîæåò âûçâàòü ãèïåðîïåêó ñî ñòîðîíû ðîäèòåëåé, è èíîãäà ðåá¸íîê ìîæåò ñòàòü êàïðèçíûì, íå ñîáëþäàòü ñîöèàëüíûå íîðìû ïîâåäåíèÿ. Ïðîáëåìû áóäóò íàðàñòàòü, è óæå ê 910 ãîäàì ýòîò êëóáîê áûâàåò î÷åíü ñëîæíî ðàñïóòàòü.
Ìíîãèå îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ðåá¸íêà ìîæíî ñêîððåêòèðîâàòü ñ ïîìîùüþ êîððåêöèîííî-ðàçâèâàþùèõ è ôîðìèðóþùèõ çàíÿòèé ïî «ìåòîäó çàìåùàþùåãî îíòîãåíåçà», ïðîéäÿ ñ íèì âñå ýòàïû åãî ñåíñîìîòîðíîãî (äâèãàòåëüíîãî) ðàçâèòèÿ çàíîâî, íà÷èíàÿ ñ ðîæäåíèÿ.