Развитие творческих способностей ребенка посредством театрального искусства

Развитие творческих способностей ребенка посредством театрального искусства thumbnail

Особую важность эта тема приобретает в настоящее время, когда в современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научных знаний. С этим связаны стремления взрослых дать детям больше знаний, научить их, как можно раньше читать, писать, считать, а не способствовать тому, чтобы наши дети чувствовали, думали, творили. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторую ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10–15 лет назад. Они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают. Всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. Существует и другая проблема, волнующая педагогов и психологов. В период психологической адаптации ребёнка к школе у первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а других наоборот, развязность и суетливость. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность.

Сочетая возможности нескольких видов искусств — музыки, живописи, танца, литературы и актёрской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Работая над темой: «Развитие творческих способностей ребёнка посредством театрального искусства», мы поставили следующие задачи:

Развитие творческих способностей детей в плане воплощения сценического образа.

Формирование познавательного и аффективного воображения, способствующего пониманию ребёнком смыслов человеческих отношений, формирование эмоционального контроля.

Для полноты восприятия театральной деятельности — ознакомление с различными видами театра: настольным театром, теневым театром, театром на фланэллеграфе, театром пяти пальчиков, с театром игрушек, конусным театром, настольно-плоскостным театром, пальчиковым театром теней, театром предметов, театром ложек, с куклами Бибабо, игрой-драматизаци

Содержание театрализованных занятий включает в себя пять разделов.

Первый раздел — «Театральная игра» направлен не только на приобретение ребёнком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Второй раздел — «Ритмопластика» — включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Третий раздел — «Культураитехникаречи» Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи. В этот раздел включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию.

Четвёртый раздел — «Основы театральной культуры» — призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы:

—        Особенности театрального искусства.

—        Виды театрального искусства.

—        Рождение спектакля,

—        Театр снаружи и изнутри.

—        Культура зрителя.

Пятый раздел — «Работа над спектаклем» — является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:

1.      Знакомство с пьесой.

2.      От этюдов к спектаклю.

Театрализованные занятия включены в общую стратегию воспитательной работы. Процесс таких занятий представляет собой систему творческих игр, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей ребёнка.

Театральные игры можно использовать, как элемент занятия, которые рассчитаны на активное участие ребёнка.

Дети любого возраста любят играть, игра часть их жизни. При этом они любят в кого-то или во что-то превращаться. Как эмоционально изображают дети зверей в музыкальной, театрализованной игре «Ай, ди-ли»! Зайчишку весёлым, а волка страшным, пугающим детей. Так в процессе игры дети с помощью выразительных движений рук и ног изображают животных.

Дети — замечательные актёры! Стоит кому-нибудь из них надеть хотя бы элемент какого-то костюма, как он сразу входит в образ. Во время игры используются маски-шапочки и другие элементы костюмов: шляпку, нос и т. д.

Такой, казалось бы, отрицательный персонаж, как Баба Яга в исполнении детей становится забавной. Играя с детьми в эту игру, используются накладной нос, а также кукла Бабы Яги.

На занятиях формируется качественное исполнение творческих заданий. Развивая творческие способности детей, театральные игры помогают развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазия, которые являются главным условием для любой творческой деятельности.

Развитие ребёнка идёт от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребёнка, помогают творчески использовать пластическую выразительность. Для этого используется ряд игр: «Что делает зайчик?», (когда звучит весёлая музыка, зайчик пляшет, а когда — спокойная — спит),

Читайте также:  Развитие ребенка русский алфавит карточки

«Солнечный и дождливый день» (турист шагает весело, когда светит солнышко, а уныло, когда идёт дождь) и другие. Предлагается детям, включая мимику, жесты, пантомимику, изобразить какого-либо персонажа, по выражению лица (глазам, бровям, губам) определить настроение человека. Здесь используются маски-схемы, которые помогают выразить своё эмоциональное состояние и реакцию на воображаемое событие (съел сладкую конфету, кислый лимон, горький перец).

Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих задач:

1)      развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости, выносливости);

2)      развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений);

3)      развитие воображения (способность к пластической импровизации).

Для того чтобы добиться результатов в художественном воспитании дошкольников, необходимо опираться на эмоциональный мир ребёнка, на его познавательный интерес. В связи с этим велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирующая весь организм ребёнка, способствует развитию его голосового аппарата. Для этого следует подбирать для детей интересные стихи, которые бы находили эмоциональный отклик в их душах. Особенно полезно использовать диалогические стихи, которые очень нравятся детям. Из таких стихов можно создать целый мини — спектакль. Кроме всего, разучивание стихов развивает память и интеллект.

С точки зрения исполнительской деятельности дошкольников очень важно научить их пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства.

Одно и тоже слово или фразу учим детей произносить по-разному — грустно, сердито, удивлённо и т. д.

Предлагая детям игру «Фраза по кругу» (я проснулась или проснулся), стремимся, чтобы каждый ребёнок мог объяснить, где, кому, при каких обстоятельствах он произнёс данную фразу. Эти игры со словами развивают воображение, пополняют словарный запас.

В процессе бесед предлагаем детям обсудить такие вопросы: Что такое театр? Что делают в театре зрители? Кто участвует в спектакле? Кто распределяет роли между артистами? Кто шьёт костюмы? Кто рисует декорации? Как надо вести себя в театре?

Для лучшего усвоения бесед о театре и о театральных профессиях, предлагается ряд дидактических игр: «Открой нужную дверь», «Волшебная корзинка» и другие.

Приступая к работе над драматизацией, с детьми проводятся беседы: театр — особый прекрасный мир. В этом мире всё необычно Мы видим декорации, нарисованные художником и сделанные в театральных мастерских, видим людей, которых придумал драматург, и сыграли артисты. Но, глядя на сцену, мы забываем о театральных декорациях, и об артистах, переживаем вместе с героями спектакля их неудачи и удачи.

Не выходя из зрительного зала, можем совершить путешествие в любую точку планеты и в любую эпоху. Искусство театра помогает заглянуть в будущее, а главное — оно учит нас видеть прекрасное в жизни, в людях.

Создание спектакля с детьми — очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая работа увлекает даже недостаточно активных детей, помогая преодолеть застенчивость и зажатость. В ходе подготовки к спектаклю нужно соблюдать несколько правил:

не перегружать детей;

не навязывать своего мнения;

предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и превращениями очень близок ребёнку дошкольного возраста. Сказки пробуждают в детях умение сострадать, желание понять другого человека, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом.

Роль музыки в театральной деятельности

Работая над драматизацией, много времени и внимания уделяю музыке. Музыка играет значительную и даже главенствующую роль: включена в сюжет, участвует в развитии действия, служит средством характеристики действующих лиц, привлекает к отдельным наиболее значительным эпизодам, акцентируя нарастание, напряжённость действия или наоборот, подчёркивает перемену в характере взаимоотношений героев.

Следует помнить, что драматизация или инсценировка той или иной сказки или песни являются настоящим произведением искусства, когда его компоненты подчинены единому идейному замыслу, органично выражают его. Это положение существенно не только для профессионального театра, но и для детского.

Основные этапы работы над драматизацией

Когда я выбирается материал для драматизации, отталкиваемся от возрастных возможностей, знаний и умений детей. Исходя из опыта работы, можно выделить основные этапы работы с дошкольниками над драматизацией:

Выбор инсценировки и осуждение её с детьми.

Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов.

Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения персонажей.

Работа над выразительностью речи, и подлинностью поведения персонажей.

Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

Репетиция отдельных картин с музыкальным оформлением.

Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов и декораций.

Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.

Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю.

Роль кукольного театра в развитии творческих способностей ребёнка

Немаловажная роль в развитии творческих способностей ребёнка принадлежит также и кукольному театру, который развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создаёт соответствующий эмоциональный настрой.

Читайте также:  Тесты на развитие ребенка к первому классу школе

Как итог усвоения знаний по кукловождению является показ кукольных спектаклей младшим детям. Среди кукол — лукавый и весёлый Петрушка, самый любимый герой.

Когда мы говорим о кукольном театре, мы вновь возвращаемся в удивительную страну реальных фантазий и прекрасного мира сказок, где добро обязательно победит, а зло будет наказано.

Большую роль в развитии творческих способностей детей играет художественно — изобразительная деятельность.

Роль воспитателя в театрализованной деятельности

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Только в тесном контакте работы с воспитателем можно достичь определённые цели: развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; создание атмосферы творчества, эмоционального развития детей.

Театральные игры с успехом используются на занятиях по художественной литературе, на занятиях познавательного цикла, на физкультурных и даже математических.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Успешность и результативность театральных занятий зависит от музыкального руководителя, хореографа, так, как без определённых вокальных навыков, без умения ритмично и выразительно двигаться, добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно.

Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в каждой возрастной группе нашего дошкольного учреждения оборудована театральная зона или уголок сказок, а также «тихий уголок», где ребёнок может быть один и поработать над ролью перед зеркалом или ещё раз просмотреть иллюстрации к спектаклю и т. д.

Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в детских книгах, видеофильмы, аудиокассеты для просмотра и прослушивания сказок.

Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей — длительная работа, которая требует участия родителей. Обеспечение связи детского сада с семьёй — очень важная проблема, которое решает современное дошкольное учреждение. В процессе занятий, подготовки к конкурсам, утренников, развлечений невольно через детей вовлекаются в театральную деятельность их родители.

Роль родителей в развитии театральных способностей детей

Родители помогают ребёнку придумать и изготовить свой «костюм» к празднику или деталь реквизита, Так они становятся нашими соучастниками и зрителя-ми, открывают своих детей в новом качестве, сближаясь с ними в совместной работе. В любом случае союз педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

В заключении подведём некоторые итоги. Гармоничное сочетание театрального искусства, музыки и художественного слова вместе с развитием детского творчества даёт положительные результаты.

В театрализованной деятельности с развитием творческих способностей формируются:

—        все стороны личности ребёнка,

—        обогащаются интересы и личный опыт детей,

—        через стимулирование эмоций формируется осознание нравственных норм.

Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребёнка, на его чувства, восприятие создаваемых образов.

Занимаясь с детьми театральной деятельностью, мы ставим пред собой цель: сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества; чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, спектаклях, песнях, танцах, дети смогли применить в повседневной жизни. Только тогда бутончики маленьких сердец начнут раскрываться, из жизненных ситуаций начнут постепенно уходить чёрные краски и дети будут спешить навстречу с нами!

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, театрализованная деятельность, игра, развитие, театральное искусство, театральная деятельность, раздел, окружающий мир, творческая способность детей, кукольный театр.

Источник

Введение

В настоящее время идет активное создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.  

Давно отмечено, что театрализованные игры  это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Таким образом, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Театрализованная деятельность оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка на всех этапах его развития, так как дети приобретают опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для дошкольников  всегда имеет нравственную направленность.  У детей появляется возможность познавать  мир не только умом, но и сердцем, выражать  свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованные  игры помогают ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. 

Деятельность воспитателя многогранна, в процессе работы с детьми мною используются различные театрализованные игры, которые учат воспитанников быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Практика работы показала, чтобы заложить в ребенке первичные представления о театрализованной игре необходимо разработать доступную возрастным возможностям детей систему театрализованных игр, продумать развивающую предметно-пространственную среду, в групповых помещениях и обеспечить тесное сотрудничество с педагогами детского сада и родителями воспитанников.

Читайте также:  Значение воды и минеральных солей в росте и развитии ребенка

Пути реализации педагогического опыта

В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно – пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие или на театрализацию произведения по своему желанию. Поэтому в первую очередь мною была пополнена развивающая предметно – пространственная среда группы различными видами кукольного театра (пальчиковый, бибабо, марионеточный, платковые куклы), костюмы, детские рисунки, атрибуты для возникновения игр, переносной ширмой, для гибкого проектирования пространства. Кроме того организую периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей. Это помогает создать условия для персонифицированного общения педагога с каждым ребенком.

Необходимо отметить, что решение задачи по формированию у детей первичного представления о театрализованной игре началось с первых дней пребывания детей в детском саду.  В процессе организации адаптационного периода использовала игровой приём – введения персонажей, которые помогают снять напряжение и волнение у детей, усвоить те или иные знания, умения и навыки. Данная форма способствовала раскрепощению детей, созданию благоприятной атмосферы, свободы творчества и игры.

Практика показала, как велика роль организации театрализованных игр (обыгрывание потешек, русско-народных сказок, музыкальных композиций и т.д.). Они поэтичны, задушевны, напевны, что позволяет успешно решать программные задачи по развитию целевых ориентиров у детей данного возраста. Простота текста, яркая образность, юмор — создают желание участвовать в игре даже у самых застенчивых и малоактивных детей. Используя такие произведения как «Курочка- рябушечка», «Ой, ты котенька-коток», «Кисонька – мурысонька» и др., отмечаю, что дети легко и с интересом интонируют, подражая характеру образов. В них много гласных, они легки по произношению, интересны по содержанию и нравятся детям.

Следующим этапом работы было выявление индивидуальных предпочтений детей, их возрастных и психических особенностей.  Совместная работа с педагогом – психологом, логопедом, музыкальным руководителем  позволила составить индивидуальное направление работы в соответствии с планированием организации театрализованной игры.

Выбор методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации (Мнемотехника, мнемодорожки,  тактильные дощечки) показал большую роль в процессе овладения театрализованной деятельностью.  Можно с уверенностью сказать, что через обыгрывание небольших произведений, прибауток и стихотворений, а потом более сложных, например «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Рукавичка» и др. возможно подготовить детей к исполнению более сложных ролей.  Вершина творческих достижений – это самостоятельное распределение ролей, опираясь на свои личные предпочтения и способности, обыгрывание фрагментов произведений, далее постановка театрализованного представления, под руководством педагогов.

Развитие интеграционных связей с педагогами и родителями

Растущему человеку нужна социально – психологическая поддержка, чтобы он вошел в окружающий мир, вырос творческой личностью, мог успешно учиться, выбрать жизненный путь и реализовать его.  

Полноценное художественно – эстетическое развитие возможно  в триаде «ребёнок – педагоги – родитель». В настоящее время родители активные участники образовательного процесса. При взаимодействии с педагогами и родителями, передо мной стояла задача: развитие педагогической компетентности через освоение ими игровых технологий по организации театрализованной деятельности дошкольников. Решить её получилось через применение следующих форм работы: просвещение и консультирование (буклеты, информационные стенды, создание и размещение в социальных сетях статей, консультаций, презентаций, выступление на МО, педагогических заседаниях), игровая развивающая работа (мастер – классы, деловая игра), совместная работа над спектаклями (привлечение родителей и педагогов к театрализованной игре, создание атрибутов, пошив костюмов, оформление интерьера и т.д.).

Заключение

Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности во всестороннем развитии. Следовательно, надо строить всю педагогическую работу исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия.

Считаю, что предложенный материал имеет практическую значимость и может заслуживать внимания педагогов в качестве теоретической консультации и методического пособия для работы по развитию творческой индивидуальности средствами театрализованной игры.

       Хотелось бы сказать, что театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с творческим развитием,  нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения); созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций.

Источник