Духовно нравственное развитие и воспитание ребенка

Духовно нравственное развитие и воспитание ребенка thumbnail

Свое выступление мне хотелось бы начать со старой индейской притчи.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?» Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»…

Мы делаем добро или зло, потому что считаем, что нужно сделать так, а не иначе. Из нашего ума, из нашего сердца происходит эта мотивация, и когда мы воспитываем свое сердце, свой ум, когда мы формируем нравственную основу своего собственного мировоззрения, мы закладываем чрезвычайно важное измерение, в том числе в наши отношения с окружающими людьми. А это означает, что без нравственной основы не может существовать человеческое общество.

Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком — это стержень всего ствола. Детство — это сердцевинная часть каждой жизни. А если эта сердцевина больная, гнилая – не сможет вырасти здоровое сильное дерево. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в детские годы очень важно. Важно напитать сердце ребенка из чистого родника нашей культуры, важно воспитать его сердце.

Сегодня духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. На школу обществом возлагается ответственная миссия — воспитать достойного гражданина своей страны: высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Четыре аспекта актуальности проблемы:

— подготовка широко образованных, высоконравственных людей

— множество источников сильного воздействия как позитивного, так и негативного характера

— само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности

— вооружение нравственными знаниями важно потому, что они не только информируют учащихся о нормах поведения в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм.

Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и привели к развитию личности?

Традиционные подходы к нравственному образованию школьников выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Назрела необходимость пересмотра  основ  духовно-нравственного воспитания. Сегодня перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся.

Духовно-нравственное  воспитание школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения через содержание программного материала, организацию урока и огромное значение имеет личность самого учителя.

Личность учителя

Ведущая роль в этом принадлежит педагогу, перед которым стоит задача формирования целостной организации образовательно-воспитательного пространства, направленного на создание условий для наполнения внутреннего мира ребенка ценностным содержанием.

Притча. Главное — знать, куда ударить

Однажды на одной из английских фабрик вышел из строя паровой генератор. Каких только специалистов не приглашал фабрикант, но никто не смог его починить. И вот однажды пришел незнакомый человек и сказал, что может починить генератор. Фабрикант удивился, но решил дать мастеру шанс.
Аккуратно и методично тот начал простукивать различные участки машины, внимательно прислушиваясь к звукам, которые издавала металлическая поверхность. За десять минут он простучал датчики давления, термостаты, подшипники и соединения, где, как он предполагал, находится повреждение. Затем он подошёл к одному из коленчатых соединений и нанёс несильный удар молотком. Эффект был мгновенным. Что-то сдвинулось, и паровой генератор заработал.
Фабрикант долго благодарил мастера и попросил его прислать счет, где были бы расписаны все виды работ. Вот что было написано в счете:
За десять минут простукивания — 1 фунт.
За знание того, куда нужно ударить — 9999 фунтов. Итого: 10000 фунтов.

Мораль? Профессионализм — это не умение ударить, а умение ударить именно туда, куда нужно.

Для поворота ребенка к духовности учитель сам должен стать носителем высших духовных ценностей. Первый шаг на этом пути — понимание недостаточности своего культурного кругозора. Следующим шагом должна стать попытка изменить свой внутренний мир, наполнив его новым содержанием. Необходимо дать толчок личностному саморазвитию. Каждый ребёнок вправе выбирать краски и кисти в созидании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть всё. Задача педагога: направить ребёнка к краскам и кистям – Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны – решать только ему.

Роль учителя в деле духовно-нравственного воспитания базируется на следующих педагогических формулах:

1.Учитель= преподаватель+ воспитатель. Роль преподавателя сводится к просвещению истинными знаниями, умениями и навыками, а роль воспитателя, как развитие в учениках духовно-нравственных качеств.

Закон «Об образовании» называет «образование целенаправленным процессом воспитания и обучения»

2.Любите то, что преподаете и любите тех,кому вы преподаете (формула В.О Ключевского).

3.Посредственный учитель излагает, хороший – объясняет, выдающийся учитель — показывает, великий учитель — вдохновляет (формула Уорда).

4.То, что ты делаешь сейчас, завтра получишь как результат (формула А.В.Елисова: «Нравственным нужно быть самому и в настоящий момент»)

5.Педагогика-это наука о том, как ребенку стать человеком (формула Януша Корчака)

Родители искали для сына хорошую школу и учителя и, наконец, они выбрали для сына лучшего учителя.

Читайте также:  Особенности психологического развития ребенка с нарушением слуха

Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.

— Какой смешной старик, — засмеялся один мальчик.

— Эй, маленький толстяк, — скорчил рожицу другой.

Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало урока, и дети убежали.

Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу.

— Я, что не пойду в школу? – спросил мальчик.

— Пойдешь, но не в эту, — сердито ответил дед. — Я сам найду тебе школу.

Дед отвел внука в свой дом, поручил его заботам бабушки, а сам пошёл искать лучшего учителя.

Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перемену.

В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других — дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец он вошёл в крохотный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.

— Дедушка, вам плохо, принести воды? — послышался голосок.

— У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, — предложил один мальчик.

— Хотите, я позову учителя? — спросил другой ребёнок.

Вскоре во двор вышел молодой учитель.

Дед поздоровался и сказал:

— Наконец я нашёл лучшую школу для моего внука.

— Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.

Старик не стал спорить. Он обо всем договорился с учителем и ушёл.

Вечером мама мальчика спросили деда:

— Отец, вы неграмотны. Почему вы думаете, что нашли лучшего учителя?

— По ученикам узнают учителей, — ответил дед.

Как Вы думаете, когда родители нашли лучшего учителя, чем они руководствовались? А дед, выбирая школу, на что смотрел? Согласны ли Вы с утверждением «по ученикам узнают учеников»?

Организация урока.

Притча

Я просил у Бога забрать мою гордыню, и Бог ответил мне:

Нет! Гордыню не забирают, от неё отказываются.

Я просил у Бога даровать мне терпение, и Бог ответил:

Нет! Терпение не дают, а приобретают в испытаниях.

Я просил у Бога даровать мне счастье, и Бог сказал:

Нет! Даётся благословение, и только от тебя зависит, будешь ты счастлив или нет.

Я просил Бога уберечь меня от боли, и Бог сказал:

Нет! Страдания помогают вспомнить Бога и приблизиться к Нему.

Я просил сил, и Бог послал мне испытания, чтобы закалить меня.

Я просил мудрости, и Бог послал мне проблемы, чтобы я научился решать их.

Я попросил у Бога, чтобы научил меня любить людей так же, как Он Сам любит меня.

Теперь ты понял, о чём надо просить, — ответил Бог и послал ко мне людей, нуждающихся в моей помощи.

Я не получил ничего из того, что хотел, но получил всё, что мне было нужно!

Выполнил ли Бог просьбы человека? Каков был замысел Бога о человеке

Системно деятельностный подход

В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.

Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность, в процессе которой у учащихся работают одновременно разум, сердце и воля. На каждом уроке соблюдается правило трёх «У»: удивление, увлечение, успех.

1. Организация образовательного процесса.

Здесь важны:

–      новизна, практическая значимость подаваемого материала;

–      четкое структурирование;

–      логичное, яркое, контрастное выступление;

–      ритмичное чередование видов деятельности;

–      опора на возрастные, половые и индивидуальные потребности.

2. Использование нетрадиционных форм обучения: соревнования, экскурсии, путешествия, спектакли, использование разных средств искусства, игры, выпуск газет, коллективных работ, другие.

3. Проблемные ситуации.

Противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии.

4. Культура общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе.

5. Чувство юмора.

6. Ситуация успеха.

Ситуация успеха – эффективный стимул познавательной деятельности. Для стимулирования нужна более высокая оценка, которая приводит детей к противоречию – «действительно ли я такой». Правильный выход из данного противоречия зависит от мастерства педагога и знания детской психологии.

Мотивация создает благоприятные условия для самореализации личности в условиях современного образования.

.

Содержание предметное

Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории, искусству. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу.  Теперь воздействуем на эмоциональную сферу.

Читайте также:  Ввс развитие ребенка в утробе

Принципиально значимым является способ воздействия на личность ребенка посредством художественных произведений.

Один из приемов – непосредственно эмоциональное вслушивание – требует специального внимания учителя и специальной организации (использование литературно-музыкальных композиций с широким включением изобразительного ряда – репродукции картин, слайдов.) Главная задача – создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание. Подготовка и проведение таких уроков требует широкого сотрудничества самих детей. Такие уроки должны оставлять у детей ощущение праздника, поэтому случаться не слишком часто

Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности.

Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Мудрец, улыбнувшись, сказал: «Завтра вы узнаете об этом».

На следующий день ученики собирались провести некоторое время у подножья горы. Ранним утром отправились они в путь. К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солеными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики стали осматривать окрестность в поисках пресного источника воды. Так и не найдя его, вернулись обратно. Мудрец, подойдя к ним, произнес: «Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом». Ученики радостно поспешили туда, и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды.

Учитель отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног. «Но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода?» — изумились ученики. Мудрец ответил: «Я выполнял свою задачу. Сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно».

«Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример?» — спросили ученики. «Нет. Главная моя задача воспитать в ученике человечность и доброту, — сказал Учитель и улыбнулся. — И принесенная вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно…».

Источник

«Духовно-нравственное развитие обучающихся и воспитанников как основа гармоничного развития личности ребенка»

«Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке».

Виссарион Григорьевич Белинский

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка. Если нравственное воспитание дошкольников в семье и детском саду различно, то у ребят возникает дисгармония. К примеру, в детском саду акцентируют внимание на дружбе, а папа и мама могут потворствовать агрессии и драчливости своего чада, видя в этом самозащиту. То есть к нравственному воспитанию должны быть единые требования, как у педагогов образовательных учреждений, так и у родителей, тогда будет положительный результат.

В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Сравнительно легко в детстве происходит усвоение нравственных и социальных норм. Обратиться к душе ребенка, должны мы, педагоги. Воспитание души – для будущего взрослого человека – это создание основы духовно-нравственных ценностей. Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живет ребенок.

Я начала работать по данному вопросу с детьми  с первой  младшей группы. Малыш 2—3 лет может не понимать разницы между живым и неживым и «разобрать на части» живую бабочку так же, как он это делает с пластмассовой машинкой. Пока еще такое поведение не является проявлением жестокости. Разницу между живым и неживым он усваивает из наблюдений за отношением взрослого к разным объектам. Поэтому очень важно, подавать пример детям своим отношением к окружающему миру. Обучение в этом возрасте происходит на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, — и хорошему и плохому, и правильному и неправильному. Поэтому взрослый должен всегда подавать только хороший пример.

Читайте также:  Внешний фактор играет самую важную роль в интеллектуальном развитии ребенка

В начале учебного года мной были поставлены задачи по духовно-нравственному воспитанию:

  • обеспечивать условия для духовно-нравственного воспитания детей;
  • создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, доброжелательности, дружелюбия и отзывчивости;
  • формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;
  • приучать детей к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь;
  • учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами;
  • приучать соблюдать элементарные правила поведения в детском саду, общественных местах.

Для реализации поставленных задач используются различные формы и методы.

Во-первых, это организованная образовательная деятельность. Почти всегда на ООД в гости к детям приходит сказочный герой, создается проблемная ситуация. Спрашивая у детей: «Как мы можем ему помочь?», подводила их к пониманию того, что они могут нарисовать, вылепить из пластилина, выполнить аппликацию; например, вылепить морковку для зайчика, нарисовать ягодки рябины для птиц, т.к. им зимой нечего есть, после прочтения  произведений, чтобы бабушка и дедушка из сказки «Курочка ряба» не плакали, дети вылепить яйца, построить теремок  для животных, которые остались без дома.

Во-вторых, обыгрывание различных ситуаций, требующих проявления заботы, внимания, сочувствия, при помощи нашей куклы Любознайки. Например, к нам в гости пришла Любознайка Детям задавались вопросы: Что надо делать, когда приходят гости? Как предлагать угощение? Какие вежливые слова говорить и т.п. Или на закрепление правила поведения в группе «Не бери без спроса игрушку у товарища» обыгрывалась ситуация «Как кукла Катя и Любознайка играли» (Любознайка играет с мячом, подбегает кукла Катя, вырывает у нее мяч. Любознайка  плачет, а Катя веселится, играет с мячом. Я спрашиваю у детей: Почему Любознайка плачет? Как нужно поступить Кате? Помогите ему исправить ошибку. Вместе с детьми делаем вывод и закрепляем правило: не бери без спроса игрушку у товарища). Аналогично разбирали и другие ситуации, например, «Сам игрушкой поиграй и товарищу дай».

В-третьих, с детьми проводятся различные беседы:

1) ситуативные, если возникала необходимость обсудить чей-то поступок как положительный, так и отрицательный (Игнат  уступил игрушку Мише, Лиза поздоровался, когда к нам пришла м/сестра, Матвей отнял игрушку у Тимоши, Захар  ударил Давида и т.п.). Такие беседы я проводила, не откладывая на потом;

2) в зависимости от ситуации проводим индивидуальные беседы;

3) беседы на основе поступков сказочных литературных героев после прочтения произведений, театрализованных представлений. Использовала такие сказки, как «Заюшкина избушка», «Теремок», «Репка», «Два жадных медвежонка», литературные произведения: Л. Воронкова «Маша-растеряша», Сутеев «Яблоко», «Мешок яблок»

4) беседы о родителях с целью воспитания культуры поведения по отношению к взрослым (уважения, доброжелательности, вежливости, желания проявлять заботу о них, делать приятное).

Следующая форма работы – игра. Дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры, такие как  «Магазин», «Больницу», «Парикмахерскую», «Строители», «Семья». Во время игр я учу детей вежливости, умение проявить сочувствие, внимание и другим нравственным качествам.

Наблюдения за трудом взрослых и привлечение детей к трудовой деятельности (собирать игрушки, протирать листочки у цветов, поливать цветы, дежурство по группе) также является одним из эффективных приемов для духовно-нравственного воспитания. При наблюдении за трудом взрослых, важно на конкретных примерах  подвести малыша к пониманию доступных понятий (любой труд почётен, труд людей взаимосвязан и служит общему благу, людей труда уважают, уважение к труду проявляется в бережном отношении к тому, что сделано рукам тружеников, а также к посильному участию младшего в делах взрослых, и в первую очередь в стремлении обслужить себя, оказывать помощь маме, бабушке, папе, дедушке.) Таким образом, мы воспитываем у детей уважение к труду окружающих, отзывчивость.

Также ведется  ежедневная работа над воспитанием нравственных качеств у детей во время всех режимных процессов (утренний прием детей, зарядка, мытье рук, прием пищи, одевание на прогулку и т.п.); ласково встречаю вернувшегося после болезни ребенка, предлагаю помочь упавшему товарищу, утешить его; предлагаю помочь другим в одевании на прогулку и т.п.; стараюсь не оставить без внимания ни один положительный или отрицательный поступок ребенка, выбирая ту или иную форму работы с детьми.

Проводится  работа с родителями:  различные беседы, рекомендации, консультации по теме «Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста», из которых  родители познакомились  с задачами по духовно-нравственному воспитанию детей  младшей группы, с формами и методами работы с детьми в детском саду по данной проблеме.

В  родительском уголке родителям предлагались консультации «Рецепты воспитания нравственности дошкольника», «Умеем ли мы общаться?», «Рекомендации для родителей по предупреждению эмоционально-личностных нарушений».

Воспитание морального облика, нравственного поведения лучше начинать с дошкольного возраста. Результата можно достичь быстрее при сотрудничестве педагогов и родителей. Детям необходимо не только разъяснять нравственные правила, принципы и нормы, но и своим примером демонстрировать их на практике. Таким образом, духовно-нравственное развитие воспитанников — это основа гармоничного развития личности ребенка»

Источник