Дошкольное учреждение пространство развития личности ребенка

Дошкольное учреждение пространство развития личности ребенка thumbnail

елена мясникова
Детский сад и семья — единое пространство развития ребенка

Детский сад и семья — единое пространство развития ребенка

Семья –источник вдохновения,

Где рядом взрослые и дети,

В семье от всех невзгод спасение,

Здесь друг за друга все в ответе.

И. Токмакова

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нынешней страны, а значит, и историю мира. А. С. Макаренко

Академик Д. С. Лихачев когда – то писал, что любовь к родному краю, своей стране начинается с любви к семье. И мы сегодня должны восстановить наши старинные ценности бережного отношения к семье, родному очагу. Семья влияет на ребенка, приобщает его к социуму. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать любовь и уважение к ее членам, прививать чувство привязанности к дому. К сожалению, Во многих современных семьях воспитанию детей уделяют слишком мало внимания. Отсутствие полноценного общения с ребенком одни родители стремятся подменить созданием для него комфортных условий проживания. Другие освобождают себя и от этого, считая свою миссию выполненной. Да, они дали жизнь ребенку, но не сумели открыть им путь к любви, вере, совести, ко всему тому, что «составляет источник духовного характера и истинного счастья».

В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Но ведь мы и счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза светятся от радости».

Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга Мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями. Как нелегко порой объяснить им, что ребенка нужно не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять, творить, переживать, чувствовать и т. д.

Как изменить такое? Как заинтересовать родителей совместной работой? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса.

Для родителей:

Ну во первых создать условия для благоприятного взаимодействия и установить доверительные и партнерские отношения;

Вовлечь семьи в единое образовательное пространство;

Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей;

Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

Для детей:

Воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких;

Дать представление о понятиях: «род», «родители», «родословная», «семья», «родные», «близкие»;

Рассказать о русских семейных традициях, реликвиях, распределении семейных обязанностей;

Развивать познавательные способности, активно включать в творческо — поисковую деятельность;

Расширять кругозор и обогащать словарный запас, развивать связную речь;

Укреплять детско – родительские отношени

Все перечисленные задачи расширят границы общения взрослого и ребенка, укрепит связь между поколениями. Тесный контакт ребенка со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколени

Семья принимает участие в развитии всех сторон личности ребенка дошкольника Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку с первого дня появления его на свет как к человеку, с полным признанием его личности. П. Ф. Лесгафт

. В связи с этим в настоящее время особое внимание уделяется проблеме негативного влияния семьи на развитие личности ребенка дошкольного возраста: неблагоприятный психологический климат семьи (проявление жестокости к детям со стороны родителей; пренебрежение к нуждам детей, применение физического наказания; пьянство родителей, конфликты родителей с детьми) и, как следствие, потеря авторитета родителей. Все это приводит к ссорам, психической напряженности, дефициту положительных эмоций, психическим заболеваниям, отставанию в умственном, физическом и эмоциональном развитии.

Данный материал направлен на решение одного из основных вопросов обучения и воспитания детей. Однако вопрос взаимодействия семьи и детского сада остается открытым и нуждающимся в дальнейшем изучении.

Воспитатель высшей категории МБДОУ №11 Мясникова Елена Анатольевна

Читайте также:  Тесты онлайн развитие ребенка до года

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Гамовский детский сад «Радуга»

Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) и семья

единое пространство развития ребёнка.

Зам. по ВМР Савенко З.Р.

«Ребёнок – это зеркало нравственной жизни родителей… Только вместе с родителями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье».

В.А.Сухомлинский

Социокультурная ситуация в обществе предполагает и требует новых подходов к сотрудничеству с семьёй, углубления контактов с родителями детей, обогащения их новым содержанием и формами, установки на подлинное системное сотрудничество. Наш детский сад рассматривает это направление как одно из ключевых в своей деятельности, выполняя миссию:

Объединение усилий ДОУ, семьи и социальных партнёров для создания условий, раскрывающих индивидуальность ребёнка и способствующих гармоничному развитию, формированию компетенций, которые обеспечат ему успешность сегодня и в будущем. На наш взгляд, такой подход позволит обеспечить конкурентноспособность детского сада в условиях динамической картины социальных запросов и потребностей современной семьи.

Задача ДОУ – сделать детский сад центром помощи семье в воспитании ребёнка дошкольного возраста; показать родителям высокий профессионализм педагогов и их заинтересованность в том, чтобы пребывание ребёнка в детском саду было эмоционально – ярким, интересным и безопасным. Для этого мы выстраиваем работу как диалог детского сада и семьи, основанный на сотрудничестве, содружестве, взаимопомощи.

Основная образовательная программа нашего детского сада разработана с учётом примерной программы «Радуга», которая предлагает систему работы с родителями и детским коллективом через радужные традиции, которые подразделяются на: ежедневные, еженедельные, ежемесячные и разовые.

(На слайде таблица) В течение учебного года ежемесячная работа с родителями строится по направлениям:

— формирование здоровья детей (совместно с медицинскими работниками и педагогом – психологом);

— создание единого образовательного пространства (совместно со специалистами);

— защита прав ребёнка, повышение родительской компетентности в вопросах воспитания;

— формирование личности ребёнка и индивидуальная воспитательная работа (совместно с педагогом – психологом);

— организация семейного досуга.

На слайде представлены радужные традиционные мероприятия.

«День рождения». Разрабатывается единый сценарий в группе, который реализуется при чествовании каждого именинника.

Выставки творческих работ детей, семей в группе и в выставочном центре ДОУ.

«Копилка слов». Традиция создания книжки – малышки при участии родителей.

«Уроки для родителей». Консультации, мастер – классы, семейные клубы, печатная продукция, организованные воспитателями и специалистами. Н-р об особенностях детей соответствующего возраста с общими рекомендациями по созданию дома развивающей среды.

«Домашняя игротека». Знакомство родителей с играми для домашнего применения. (н-р «По дороге из детского сада», «Игры на кухне», «В свободную минутку», «Мастерская Золушки» и др.).

Открытые занятия для родителей с играми драматизациями, подвижными играми, сюжетно – ролевыми и т.п.

Совместные с родителями досуговые события (концерты, выставки семейных коллекций, фестивали семейного творчества, спортивные праздники).

«Встречи с интересными людьми» (знакомство с профессиями, календарные праздники).

Ежегодное анкетирование показало, по мнению родителей, наиболее популярными и эффективными формами работы являются:

— мероприятия с участием детей и родителей (90%);

— общие родительские собрания (85%);

— родительские клубы, мастер – классы (84%).

Это уже традиционные: «Папа, Мама, я — спортивная семья!», «Всей семьей на старт» — соревнования между семьями; «Папа, Мама, я – поющая семья!» — творческий конкурс между семьями из разных групп, «Экологический КВН». В рамках ежегодного социально – педагогического проекта «Зимняя сказка» были организованы: «Кулинарный поединок», где встретились сборная команда родителей и педагогов ДОУ, дети были зрителями. В конце поединка всех угощали кулинарными изделиями. «Семейные традиции» — семьи в интересных формах рассказывали о Новогодних традициях своей семьи. Н-Р одна семья каждый год заказывает календарь с фотографиями членов семьи.

Большой интерес у родителей вызывают мастер – классы. Данная форма работы применяется педагогами во время проведения родительских собраний, родительских клубов по интересам, во время проведения Дня открытых дверей, в период реализации проектов. Н-р такие мастер – классы: «Когда и что могут наши дети: таблица самостоятельности по возрастам», «Идеи для тёплых семейных праздников», «Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях», «Пальчиковая сказка для обучения чтению», «Игры в машине, самолёте, поезде», «Три хорошие идеи для летних детских праздников», «Как создать среду для развития музыкальных способностей ребёнка», «Что действительно влияет на социализацию» и т.п..

Еженедельно (слайд с таблицей) по понедельникам проводим «Утро радостных встреч». Традиция встречи после выходных. Дети и воспитатель делятся впечатлениями от выходных, обсуждают предстоящие на неделе дела.

По средам «Сладкий вечер». Чаепитие с сервировкой стола, беседы. Традиция не подразумевает предварительного планирования педагогом темы для разговора и не должна превращаться в образовательное мероприятие!

Читайте также:  Определение физического развития ребенка антропометрия

«Для всех и для каждого» по пятницам проводим «сеансы» создания атмосферы равных прав, распределение одинаковых маленьких подарков и по пятницам — «День здоровья». Проведение оздоровительных, спортивных мероприятий с детьми, с семьями.

Еженедельная работа предоставляет родителям возможность для беседы с воспитателем об индивидуальном развитии своего ребёнка. Для того чтобы этот процесс не носил спонтанный и стихийный характер, воспитатель составляет график бесед с родителями о детях. На вечер воспитатель планирует беседу с четырьмя родителями и не более.

Ежедневно воспитатели проводятобщегрупповой ритуал «Утреннее приветствие» в кругу, выражая радость от встречи с детьми и надежду провести вместе приятный и интересный день.

А по вечерам — «Круг хороших воспоминаний» — мысленное возвращение к прожитому дню и вместе с воспитателем подведение итогов, отмечая то, как положительно отличился каждый из детей.

Ежедневная работа – это:

— непосредственные коммуникации с родителями, приуроченные к определённым режимным моментам в начале и в конце дня;

— обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребёнка в детском саду. Прежде всего, этой цели служит стенд для родителей, со следующим содержанием:

— план медицинских мероприятий;

— текущие рекомендации по закаливанию, оздоровлению, профилактике заболеваний и т.п.

— список необходимой одежды для мальчиков и девочек по сезону;

— характеристика возрастных психологических особенностей детей данной возрастной группы;

— план мероприятий для родителей на месяц;

Данные о педагогах, руководителе, время приема.

Ежедневный отчёт «Как мы провели день», цель которого дать родителям полную информацию об интересных событиях и занятиях, которыми была наполнена жизнь детей, для того чтобы они могли:

— поговорить с ребёнком об этих событиях;

— сохранить чувство сопричастности к жизни ребёнка, осведомлённость о ней, эмоциональную связь с ребёнком;

— продолжить при желании работу по той или иной теме в семье. Мы прописываем, какие новые слова узнали дети, какие песни и танцы они разучивают, за какими растениями наблюдали и т.д. Данная работа позволяет нам достигнуть полной включенности родителей в образовательный процесс на позициях сотрудничества, содружества, взаимопомощи. А главное понимания важности для ребёнка соблюдения режимных моментов в образовательной деятельности.

Для поощрения и стимулирования родителей, на общем родительском собрании вручаются благодарственные письма от администрации ДОУ, оформляется «Радужный календарь» с фотографиями мероприятий, выпускаются стенгазеты в группах.

Таким образом, выстроенная система работы с семьями воспитанников нашего детского сада дала положительные результаты:

— итоги анкетирования «Удовлетворённость родителей качеством деятельности ДОО» показали высокую оценку деятельности коллектива — 46,74 балла, что составило 82% (превысило нормативный показатель на 4%);

— доля родителей, посещающих родительские собрания, повысилась на 15%.

Радужные традиции детского сада

(ежедневные)

«Утреннее приветствие».

«Круг хороших воспоминаний».

Ежемесячная работа с родителями строится по направлениям:

— формирование здоровья детей (совместно с медицинскими работниками и педагогом – психологом);

— создание единого образовательного пространства (совместно со специалистами);

— защита прав ребёнка, повышение родительской компетентности в вопросах воспитания;

— формирование личности ребёнка и индивидуальная воспитательная работа (совместно с педагогом – психологом);

— организация семейного досуга.

Ежегодное анкетирование показало, что по мнению родителей, наиболее популярными и эффективными формами работы являются:

— мероприятия с участием детей и родителей (90%);

— общие родительские собрания (85%);

— родительские клубы, мастер – классы (84%).

Это: «Папа, Мама, я — спортивная семья!», «Всей семьей на старт» — соревнования между семьями; музыкальный праздник: «Папа, Мама, я – поющая семья!» — творческий конкурс между семьями из разных групп, «Экологический КВН» — где семьи демонстрировали свои знания в области экологии, представляли сделанные кормушки для птиц из подручного, бросового материала. В рамках ежегодного социально – педагогического проекта «Зимняя сказка» были организованы: «Кулинарный поединок», где встретились сборная команда родителей и педагогов ДОУ, дети были зрителями. В конце поединка всех угощали кулинарными изделиями. «Семейные традиции» — семьи в интересных формах рассказывали о Новогодних традициях своей семьи. Одна семья каждый год заказывает календарь с фотографиями членов семьи, другая семья рассказала о том, что каждый новый год они встречают в разных городах, третья – о том, что они придумывают сюрпризные поздравления и т.п.

Большую активность у родителей вызывают мастер – классы. Данная форма работы применяется педагогами во время проведения родительских собраний, родительских клубов по интересам, во время проведения Дня открытых дверей, в период реализации проектов. Н-р такие мастер – классы: «Когда и что могут наши дети: таблица самостоятельности по возрастам», «Идеи для тёплых семейных праздников», «Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях», «Пальчиковая сказка для обучения чтению», «Игры в машине, самолёте, поезде», «Три хорошие идеи для летних детских праздников», «Лабиринты: делаем и играем на прогулке», «Как создать среду для развития музыкальных способностей ребёнка», «Что действительно влияет на социализацию» и т.п..

Читайте также:  Советы для родителей по раннему развитию ребенка

Еженедельная работа предоставляет родителям возможность для беседы с воспитателем об индивидуальном развитии своего ребёнка. Для того чтобы этот процесс не носил спонтанный и стихийный характер, воспитатель составляет график бесед с родителями о детях. На вечер воспитатель планирует беседу с четырьмя родителями и не более.

Ежедневная работа складывается из:

— непосредственных коммуникаций с родителями, приуроченных к определённым режимным моментам в начале и в конце дня;

— обеспечения систематической информированности родителей о жизни ребёнка в детском саду. Прежде всего, этой цели служит стенд для родителей, со следующим содержанием:

— план медицинских мероприятий;

— текущие рекомендации по закаливанию, оздоровлению, профилактике заболеваний и т.п.

— список необходимой одежды для мальчиков и девочек по сезону;

— характеристика возрастных психологических особенностей детей данной возрастной группы;

— план мероприятий для родителей на месяц;

ФИО воспитателей, руководителей и специалистов. Время приема родителей.

— ФИО педагогов дополнительного образования, их профессиональный портрет.

Ежедневный отчёт «Как мы провели день», цель которого дать родителям полную информацию об интересных событиях и занятиях, которыми была наполнена жизнь детей, для того чтобы они могли:

— поговорить с ребёнком об этих событиях;

— сохранить чувство сопричастности к жизни ребёнка, осведомлённость о ней, эмоциональную связь с ребёнком;

— продолжить при желании работу по той или иной теме в семье. Мы прописываем, какие новые слова узнали дети, какие песни и танцы они разучивают, за какими растениями наблюдали и т.д.

С целью морального стимулирования наиболее активных родителей, на общем родительском собрании вручаются благодарственные письма от администрации ДОУ, оформляется «Радужный календарь» с фотографиями мероприятий, выпускаются стенгазеты в группах.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашего детского сада дало положительные результаты:

— итоги анкетирования «Удовлетворённость родителей качеством деятельности ДОО» показали высокую оценку деятельности коллектива — 46,74 балла, что составило 82% (превысило нормативный показатель на 4%);

— доля родителей, посещающих родительские собрания, повысилась на 15%.

Радужные традиции детского сада

Ежемесячные

«День рождения».

Выставки творческих работ детей.

«Копилка слов».

«Уроки для родителей».

«Домашняя игротека».

Открытые занятия для родителей.

Совместные с родителями досуговые события.

«Встречи с интересными людьми».

Радужные традиции детского сада

2. Еженедельные

«Утро радостных встреч» — понедельник

«Сладкий вечер» — среда

«Для всех и для каждого» — пятница

«День здоровья» — пятница

Как мы провели день_____________________________________________

Образовательная деятельность_____________________________________

______________________________________________________________

Физическая двигательная активность________________________________

______________________________________________________________

Чтение художественной литературы________________________________

_______________________________________________________________

Слушание музыки_______________________________________________

______________________________________________________________

Особое событие_________________________________________________

______________________________________________________________

Творческий проект_________________________________________________

_______________________________________________________________

Если вы хотите участвовать в жизни группы, то_______________________

______________________________________________________________

Анкета для родителей

Фамилия, имя ребёнка_______________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________

ФИО родителей, образование, место работы____________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дом.адрес и телефон________________________________________________

__________________________________________________________________

Мобильные контактные телефоны____________________________________

__________________________________________________________________

С кем вместе проживает ребёнок______________________________________

__________________________________________________________________

Есть ли аллергические реакции и на что________________________________

__________________________________________________________________

Часто ли болеет ребёнок_____________________________________________

__________________________________________________________________

Ваши пожелания по уходу___________________________________________

__________________________________________________________________

Ваши пожелания по образовательной программе________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Главные достижения вашего ребёнка___________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Какие черты его характера вас не вполне устраивают____________________

__________________________________________________________________

Как ребёнок засыпает и спит_________________________________________

__________________________________________________________________

Как ребёнок ест____________________________________________________

Какие продукты не любит___________________________________________

Ваши личные и семейные хобби______________________________________

__________________________________________________________________

Как вы предпочитаете проводить выходные дни_________________________

__________________________________________________________________

Ваше предложение по программе работы с родителями___________________

__________________________________________________________________

Особенно любимые праздники и важные события в жизни вашей семьи_____

Что интересного вы хотели бы сделать в группе, в которую ходит ваш ребёнок_

______________________________________________________________________

Спасибо!

Анкета для родителей

Фамилия, имя ребёнка_______________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________

ФИО родителей, образование, место работы____________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дом.адрес и телефон________________________________________________

__________________________________________________________________

Мобильные контактные телефоны____________________________________

__________________________________________________________________

С кем вместе проживает ребёнок______________________________________

__________________________________________________________________

Есть ли аллергические реакции и на что________________________________

__________________________________________________________________

Часто ли болеет ребёнок_____________________________________________

__________________________________________________________________

Ваши пожелания по уходу___________________________________________

__________________________________________________________________

Ваши пожелания по образовательной программе________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Главные достижения вашего ребёнка___________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Какие черты его характера вас не вполне устраивают____________________

__________________________________________________________________

Как ребёнок засыпает и спит_________________________________________

__________________________________________________________________

Как ребёнок ест____________________________________________________

Какие продукты не любит___________________________________________

Ваши личные и семейные хобби______________________________________

__________________________________________________________________

Как вы предпочитаете проводить выходные дни_________________________

__________________________________________________________________

Ваше предложение по программе работы с родителями___________________

__________________________________________________________________

Особенно любимые праздники и важные события в жизни вашей семьи_____

Что интересного вы хотели бы сделать в группе, в которую ходит ваш ребёнок_

______________________________________________________________________

Спасибо!

Источник