Дошкольное развитие ребенка в домашних условиях

Дошкольное развитие ребенка в домашних условиях thumbnail

Начиная с 2 лет для развития навыков мышления, грамотной речи, внимания, усидчивости потребуются комплексные занятия и упражнения.

Посмотреть на примере…

Пока бабушка хватается за голову от количества занятий, на которые еще до школы ей приходится «таскать» внучка или внученьку, родители ищут возможности оптимизации расходов на дошкольное образование. А так ли на самом деле нужны в таком нежном возрасте развивающие занятия, детский центр и самые разные методики развития детей дошкольного возраста? Давайте попробуем разобраться.

Раннее развитие ребенка дошкольного возраста

Все детские психологи в один голос твердят: самое важное для развития ребенка младшего дошкольного возраста – это ролевая игра. Особенность ролевой игры в этом возрасте заключается в том, что дети очень подробно и старательно воссоздают быт и модели поведения взрослых членов семьи. Малыши в этом возрасте открывают для себя человеческие отношения, разные виды деятельности и общественные функции людей.

Еще характерные особенности развития детей младшего дошкольного возраста заключаются в том, что мышление ребенка становится «отвлеченным» от непосредственно увиденного или услышанного им. Ребенок развивается таким образом, что примерно в четыре года он совершает переход от наглядно-действенному к наглядно-образному мышлению. Эта метаморфоза обычно происходит к концу младшего дошкольного возраста, то есть примерно года в 4.

Ребенок задает вопросы, рассказывает версии событий, произошедших с ним или с кем-то из близких, рассуждает, фантазирует, пересказывает – все это устное творчество очень полезно для речевого развития детей дошкольного возраста, поэтому наш вам совет: больше общайтесь с собственным ребенком.

Начиная с четырех лет дети могут произвольно запоминать. Однако большая масса фактов и понятий запоминается непроизвольно.

К пяти годам появляется «сознательное запоминание» – ребенок может выучить по просьбе взрослого стихотворение к празднику, при этом обязательно нужно, чтобы ребенок хорошо понимал, что он заучивает, то есть развивалась еще и смысловая память.

Однако, развитие способностей детей дошкольного возраста заключается вовсе не в том, что они получают готовые решения, знания, умения, а в том, что у ребенка вырабатывается потребность в новых знаниях, самостоятельного определения путей их получения, обучение думать, размышлять, делать выводы.

Познавательный опыт ребенок приобретает, прежде всего, в предметной деятельности – от того, насколько она будет разнообразной зависит творческое развитие детей. Часто дети приносят с улицы «посторонние» нежелательные, с точки зрения взрослого, предметы – палки, металлические детали и прочие находки. Не спешите их выкидывать, лучше спросите ребенка, зачем ему все эти «богатства».

Дело в том, что овладение предметной деятельностью – первый шаг в освоении материальной культуры. Для начала ребенок просто оперирует предметами, подражая реальным действиям, затем он оторвется от предмета подражания, научится действовать самостоятельно, разыгрывать сюжеты. Основная цель таких «сценок» — отражение отношений между другими людьми так, как их видит ребенок. Дальнейшее развитие игры получают, когда действия становятся символическими, реальные предметы заменяются другими (чаще всего внешне похожими на настоящие: например, градусник становится палочкой, кусок мыла – кубиком). Только пройдя весь этот эволюционный путь, игра способствует развитию мышления и воображения.

Родителям на заметку:
Сын катает машинку. Спросите его: «Куда машинка едет?» — «На стройку? А что на этой стройке строят?». Если ребенок совсем маленький и еще не разговаривает, то специалисты по речевому развитию советуют все равно поговорить с ребенком о том, чем он в данный момент занимается.

Занятия с детьми

Правильно организованные занятия с детьми могут принести как ребенку, так и родителю массу удовольствия. Первые виды продуктивной деятельности (это та деятельность, в которой создается что-то новое) ребенка дошкольного возраста – это изобразительная и конструктивная. Изобразительная деятельность, – это при которой ребенок что-то рисует.

Интересная возрастная особенность прослеживается у большинства детей: в младшем дошкольном возрасте их собственный рисунок для них не представляет ценности, и только с взрослением, в старшем дошкольном возрасте – то есть в последний год перед школой, дети начинают ценить свои «шедевры» (хранят их и не разрешают выбросить).

Следите, чтобы раскрашивание не было «произвольным». Произвольное раскрашивание – это такой тип раскрашивания ребенком своей «картины», при котором у человечка могут оказаться зеленые губы и красные глаза. В противоположность произвольному психологи выделяют целенаправленный тип раскрашивания, при котором такие неправильности не допустимы. Однако, не стоит подсказывать ребенку, какой именно цвет выбрать для раскрашивания того или другого предмета в изображении. В выборе подходящего цвета ребенок пытается самовыразиться.

Родителям на заметку:
Дочка нарисовала девочку. Попросите рассказать об этой девочке: «Как ее зовут?», «Где и с кем она живет?». А впоследствии можно попробовать вместе с ребенком придумать рассказ об этой девочке.

Под конструктивной деятельностью понимают лепку из пластилина или глины, постройки из кубиков или строительных блоков, сбор конструктора по инструкции.

Музыкальное восприятие ребенка дошкольного возраста часто бывает недооценено родителями при домашнем воспитании. Особенно, если родители не музыкальны от природы, то им бывает сложно подобрать для ребенка программу музыкальных занятий, не говоря уже о том, что заниматься с ребенком родитель без музыкального слуха не сможет.

Родителям на заметку:
Можно отбирать подходящие фрагменты музыкальных произведений и слушать вместе с ребенком. Потом можно обсудить прослушанное, однако настолько образное мышление доступно только детям после 5-6 лет и раньше не стоит задавать вопросы типа: «А помнишь, там сначала как будто птичка пела, а потом медведь прошел, да?» — ребенок вас просто не сможет понять.

У детей старшего дошкольного возраста стремительно развивается практическое мышление: они стремятся занять себя не только интересно, но и полезно. Мальчики учатся пилить, пользоваться молотком, шуруповертом и прочими «мужскими» инструментами, девочки – мыть посуду или полоть грядки на приусадебном участке.

Развитие ребенка в домашних условиях

Понимая всю сложность устройства ребенка в муниципальный (бесплатный) детский сад, многие мамы откладывают выход на работу, жертвуют карьерой ради воспитания детей. Но их жертва не всегда бывает оценена по достоинству: имея минимальный опыт воспитания ребенка мамы делают ошибки, исправить которые бывает непросто.

Сейчас редко встретишь родителей, которые считают, что любовь и душевное тепло – это все, что нужно ребенку до школы. Большинство считает, что ребенок не может расти, как сорная трава, ему нужно чем-то заниматься помимо прогулок и хорошего 4-5 разового питания. Но часто мама, запертая в четырех стенах с ребенком, может «сорваться» на ребенке, особенно, если он не подчиняется ее требованиям. Что, вообще говоря, никаких целей, кроме эмоциональной разрядки для мамы, не преследует и преследовать не может. А ребенком дошкольного возраста грубость со стороны близкого человека воспринимается как телесное наказание! И даже если этого не происходит, то мамы совершают другие педагогические ошибки, которые могут привести даже к деформации личности ребенка.

К таким ошибкам относятся:

  • запугивание,
  • подавление самостоятельности,
  • злоупотребление наказаниями.

Знайте, что лучшие взаимоотношения между родителями и детьми складываются тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. В этом случае поведение ребенка направляется последовательно, но вместе с тем гибко:

  • всегда объяснять мотивы своих требований к ребенку;
  • в ребенке ценится как самостоятельность, так и послушание;
  • прислушиваться к мнению ребенка, однако не ориентироваться исключительно на его желания.

Однако, специалисты: профессиональные воспитатели, детские психологи и педагоги считают, что успех в семейном воспитании гарантирован, если конкретно знаешь, что надо воспитывать у детей, и умеешь применять это знание.

Иными словами, важно относится к воспитанию как к своего рода профессиональной, а не любительской деятельности, и овладевать соответствующей квалификацией.

Если вы лично не готовы снова садиться на ученическую скамью (из-за недостатка времени или нежелания), то есть и другой вариант, как не упустить ничего важного в воспитании собственного чада, не навредить ему своим усердием: центр раннего развития.

Дошкольные центры развития ребенка

Сегодня существует очень большое количество развивающих центров дошкольного развития ребенка. Как из всего многообразия выбрать тот самый, которому доверишь самое дорогое – своего ребенка? Надо знать основные принципы различных развивающих методик, которые используют подобные центры.

Например, если вы выберете Монтессори-центр, то ребенок по всей видимости там сможет получить следующие качества и навыки:

  • мотивацию к обучению,
  • способность концентрироваться,
  • самостоятельность,
  • ответственность,
  • организованность,
  • дисциплинированность.

Все это достигается правильной организацией среды, где в свободном доступе лежат материалы, рассортированные по зонам:

  • зона развития двигательной активности;
  • зона развития мелкой и крупной моторики;
  • зона сенсорных ощущений;
  • зона речевого развития;
  • творческая зона;
  • зона приобретения практических навыков самостоятельности.

Все это стимулирует ребенка к саморазвитию. Исключается какое-либо авторитарное давление на формирующуюся личность, приветствуется свободное, самостоятельное, активное самовыражение.

А если вы отдадите предпочтение Вальдорфской системе воспитания подрастающего поколения, то от ребенка можно будет ожидать, что он будет в себе сочетать как интерес к академическим предметам, так и получит художественно-практические навыки.

Методика Никитиных — классика отечественной системы воспитания. Если вы сумеете найти детский сад, работающий по этой методике, то от ребенка вы сможете ожидать:

  • решительности,
  • логике выводов (в программе много логических игр и головоломок),
  • закалки (в программу включены физические упражнения на подготовку организма к экстремальному холоду).

Источник

Виктория Савельева
Как создать необходимые условия для развития и обучения ребенка в домашних условиях

Многие родители зачастую думают, что развитием ребенка должен заниматься детский сад, потом школа. Занятия с ребенком занимают много сил и времени. Для этого нужны специальные знания. Но как говорится «Все гениальное – просто!». На самом деле родителям потребуется лишь правильно подобрать необходимый материал и создать условия, при которых ребенок с удовольствием будет заниматься полезными упражнениями (причем самостоятельно).

Развивать мелкую моторику можно разными способами. Существует огромное количество игр, упражнений, заданий. И здесь самое важное – это то, чтобы ребенку хотелось этим заниматься, ему это нравилось, а не мама и папа заставляют его!

Здесь необходимо учитывать ряд психологических моментов, особенностей, хитростей, которые просты, но эффективны.

Рабочий уголок ребенка.

Рабочее место должно привлекать ребенка. Ребенку должно быть удобно и комфортно сидеть (правильная высота стола, стула, освещенность). Необходимо приучить ребенка поддерживать на столе порядок. Для этого желательно купить или самостоятельно изготовить подставки для ручек и карандашей (яркие, красивые, с изображением различных сказочных героев в зависимости от пола и возраста ребенка, лотки для книг и тетрадей. Обязательно должен быть контейнер (корзина) для мусора (приучаем к порядку).

Цветные карандаши.

Должны находиться всегда на видном и доступном для ребенка месте в вертикальной подставке, чтобы ребенок мог свободно выбирать цвета. Всегда подточены! Карандаши основных и оттеночных цветов. Чем больше, тем лучше. У ребенка должна быть возможность выбора! Полезно иметь карандаши разной толщины (тонкие и толстые). Интересны будут ребенку акварельные карандаши, когда рисунок нарисован карандашами, а потом водой размывается, словно красками.

Восковые мелки.

Полезны для развития кисти ребенка. При рисовании мелками требуется определенный нажим, что способствует укреплению мускулатуры.

Краски.

Полезно приучать ребенка рисовать разными видами красок (акварельными, акриловыми, гуашью) на разных поверхностях (бумага, деревянные пластиковые заготовки, фарфор и т. д.).

Фломастеры, маркеры, текстовыделители.

Желательно приучать ребенка раскрашивать рисунки цветными карандашами, а обводить, дорисовывать небольшие детали фломастерами. При работе с карандашами лучше развивается мелкая мускулатура, т. к. требуется больший нажим, чем при работе с фломастерами. Ребенку понравится рисовать не только на горизонтальной поверхности (за столом, но и на вертикальной (маркерные доски, мольберты).

Пластилин, масса для лепки, соленое тесто, глина.

Прекрасный материал для развития мелкой моторики, усидчивости, воображения ребенка. Необходимо позаботиться о качестве материала. Пластилин должен хорошо лепиться, не пачкать руки, не иметь резкого запаха, в наборе присутствовать достаточное количество цветов.

Цветная бумага, бархатная бумага, фольга, картон.

Бумага должна быть яркой, ровной, чистой. Для удобства пользования можно сложить в специальную коробку, чтобы ребенок мог свободно выбирать нужный материал.

Клей.

В зависимости от возраста ребенка – клей ПВА, клей-карандаш. При необходимости баночка для клея, кисточка, салфетка. Главное – клей не токсичный.

Ножницы.

Можно предложить ребенку как обычные (с тупыми безопасными концами, так и фигурные (для возможности делать различные фигурные разрезы – волнистые, зубчиками и т. д.).

Бумага для рисования. Альбомы.

Листы и альбомы разных размеров, листочки для записей разных цветов, блокноты.

Дыроколы.

Узорные дыроколы с разными рисунками. Позволяют ребенку оформлять свои открытки, рисунки.

Раскраски.

В зависимости от возраста ребенка рисунки разных размеров, сложности. Но самое главное – чтобы раскраска нравилась ребенку! Можно распечатывать самостоятельно из интернета рисунки по желанию ребенка.

Игры с водой.

Можно ребенку предложить разные емкости, желательно прозрачные. Ребенок с удовольствием (а главное – с пользой) будет переливать воду из маленькой бутылочки в большую, из большой емкости в маленькую с помощью воронки и т. д. А если добавить жидкое мыло и хорошо взбить пену, получится новая забавная игра, в которой ребенок делает горки, башни из пены.

Игры в теплой комфортной воде имеют психотерапевтический эффект. Вода хорошо успокаивает ребенка.

Игры с крупой.

На большой поднос можно насыпать манку, гречку, рис, пшено и «рисовать» пальчиком разные узоры.

Игры с макаронами.

Можно выкладывать разные картинки из макарон разных форм и размеров. Из макарон в виде трубочек можно сделать, например, бусы.

В аналогичные игры можно играть с пуговицами.

Мозаика. Пазлы. Кубики. Конструкторы.

Выбор данного вида детского творчества огромен. Перечисленные игры обязательно должны быть в арсенале ребенка. Они очень хорошо развивают зрительно-пространственную ориентировку, мелкую моторику, логическое мышление, воображение. Материал подбирается в зависимости от возраста ребенка, возможностей родителей. Хранить в отдельных прозрачных контейнерах для свободного доступа и выбора.

Все перечисленные материалы и работа с ними доступны каждой семье, они очень просты в применении, но очень эффективны. Ребенок сам будет играть и заниматься своим развитием! Родители смогут заняться своими делами. Задачей родителей становится только контролировать ребенка и в случае необходимости оказать ребенку небольшую помощь.

Источник

Ранее развитие — это, в первую очередь, психоэмоциональное и физическое развитие малыша в возрасте от 1 до 3 лет. В этот период у детей закладываются основы мышления, речи, памяти, воображения и прочих психических процессов! 

Предлагаем вам подборку игр, стихов, загадок, книг и мультфильмов, которые помогут вам увлечь ребенка в веселый и познавательный мир развития!

16 развивающих мультфильмов для детей от 0-3 лет

Мнения родителей насчет того, с какого возраста детям можно включать мультфильмы, часто расходятся. С одной стороны, глаза малышей очень чувствительные к экрану и если не дозировать время просмотра, можно испортить ребенку зрение. С другой стороны, до 3-х лет мозг ребенка, как губка впитывает информацию и фиксирует ее в подсознании. Уже с 6 месяцев крохе можно начинать показывать развивающие мультфильмы, чтобы тренировать слуховое и визуальное восприятие!

Предлагаем 8 замечательных развивающих серий мультфильмов для детей от 0-3 лет, с помощью которых можно учить цвета, фигуры, времена года, иностранные языки, слушать мелодии!

                                              👇🏽   👇🏽   👇🏽

Развивающие мультфильмы для самых маленьких — ЗДЕСЬ.

Развивающие мультсериалы для раннего развития — ЗДЕСЬ.

Дошкольное развитие ребенка в домашних условиях

Источник: amazon.com

Развиваем слуховое внимание: 25 простых двустиший для ребенка

С детьми, у которых есть проблемы с концентрацией внимания, важно читать вместе, подробно проговаривать действия главных героев в книгах, а также учить небольшие стихотворения, чтобы потом кроха сам повторял из них целые фразы. Двустишия хорошо развивают языковое чутье, память и внимание.

Предложите ребенку добавить последнее слово в двустишии так, чтобы получилась рифма!

                                                 👇🏽   👇🏽   👇🏽

Развивающие двустишия вы можете найти ЗДЕСЬ.

 20 развивающих детских книг для всех возрастов

Конечно, во времена планшетов и смартфонов мало что может сильно удивить ребенка и занять его внимание на часы, но авторы детских развивающих книг вовсю стараются не отставать и придумывают для малышни новые темы и оригинальную подачу материала!

Хорошая развивающая книга сейчас — на вес золота: трудной найти золотую середину между эстетикой, пользой для ребенка и ценой. Предлагаем присмотреться в 12-ти книгам, о покупке которых вы точно не пожалеете, а ребенок будет счастлив!

                                               👇🏽   👇🏽   👇🏽

Развивающие книги для детей — ЗДЕСЬ.

Развивающие книги с оригинальным оформлением — ЗДЕСЬ.

Рисование пластилином: 6 видов техник для раннего развития ребенка

Рисование пластилином сочетает в себе лепку и аппликацию. В результате получается полуобъемная лепная картинка. Кстати, такую пластилинографию можно выполнять и на оргстекле как обратную аппликацию!

                                         👇🏽   👇🏽   👇🏽

Техники рисования и лепки пластилином для детей — ЗДЕСЬ.

Дошкольное развитие ребенка в домашних условиях

Источник: behance.net

Делаем цветную соль: 3 творческих проекта

Для того, чтобы развивать сенсорные способности ребенка и прививать ему чувство прекрасного, совсем не обязательно покупать дорогие творческие наборы! Их можно сделать своими руками в домашних условиях! Например, с помощью цветной соли можно рисовать, изучать цвета и буквы, а также мастерить красивые поделки!

                                            👇🏽   👇🏽   👇🏽

Развивающие проекты с цветной солью — ЗДЕСЬ.

Дошкольное развитие ребенка в домашних условиях

Источник: flaxandtwine.com

Рисование цветной манкой: 4 техники для детей от 1-3 лет

Нетрадиционные сенсорные игры и занятия — очень полезны для детей, поскольку влияют на восприятие ребенком этого мира и участвуют во всестороннем раннем развитии! Не всегда под рукой есть кинетический песок — тогда на помощь придет обыкновенная манка, которой можно еще и рисовать!

                                             👇🏽   👇🏽   👇🏽

Техники рисования манкой — ЗДЕСЬ.

Дошкольное развитие ребенка в домашних условиях

Источник: sites.google.com

 Игры на развитие памяти с фруктами и растениями

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок не просто знал название фруктов, но и умел характеризовать каждый плод, знать его вкус и запах, отличать от похожих, значит эти игры на развитие памяти — то, что вам нужно!

                                            👇🏽   👇🏽   👇🏽

Игры на развитие памяти вы найдете ЗДЕСЬ.

Дошкольное развитие ребенка в домашних условиях

Instagtam @charlottelovely

19 занимательных игр для годовалого ребенка

Шустрый годовасик необычайно активен, он всюду сует свой маленький любопытный носик, всем интересуется, но увлечься игрушками так, как это делают детки постарше, еще не сможет. Все занятия, предложенные ему взрослыми, он воспринимает с восторгом, во всем старается принять участие, но концентрации внимания пока не хватает.

Если вы не хотите, чтобы кроха рисовал на обоях, поливал водой диван или отвинчивал ножки у стула, придется постоянно придумывать для него увлекательные задания!

                                               👇🏽   👇🏽   👇🏽

Игры для годовасика вы найдете ЗДЕСЬ.

10 веселых игр для развития памяти малыша

Детская память всегда опирается на образные картинки и предметы, которые можно потрогать, ощутить. Абстрактные понятия и рассуждения кроха не может запомнить надолго.

Чтобы развивать у крохи память, особенно зрительную, предлагаем вам 10 занимательных игр!

                                            👇🏽   👇🏽   👇🏽

Игры на развитие памяти — ЗДЕСЬ.

 Учим названия пальчиков: топ-7 стишков для детей

Хотите легко выучить с детьми название пальчиков на руках? Предлагаем веселые и простые стишки на эту тему, которые помогут превратить изучение в игру!

                                             👇🏽   👇🏽   👇🏽

Стишки на название пальчиков — ЗДЕСЬ.

учим название пальчиков

Источник: Instagram @charlottelovely

Учим цвета с ребенком: игры и загадки для детей

Учить с ребенком цвета, формы, фигуры — достаточно кропотливый процесс, и лучше организовать его в форме занимательной игры! В этом вам помогут наши идеи, а также стишки, которые можно проговаривать с ребенком.

                                          👇🏽   👇🏽   👇🏽

Игры, которые обучат ребенка цветам — ЗДЕСЬ.

Стишки и загадки на название основных цветов — ЗДЕСЬ.

Развивающие игры с крупами и макаронами

Игры с крупами и цветными макаронами развивают фантазию малыша, его память, мелкую моторику рук. С их помощью можно учить цвета, формы, рисовать и делать аппликации! Фантазируйте и экспериментируйте вместе с ребенком!

                                           👇🏽   👇🏽   👇🏽

Развивающие игры с крупами — ЗДЕСЬ.

Дошкольное развитие ребенка в домашних условиях

Источник: cbc.ca

 Развиваем сообразительность: 25 загадок для детей о природе и животных

Важно развивать в ребенке не только творческую жилку и логику, но еще и сообразительность, которая так ценится и в школе, и во взрослой жизни. Но парадокс в том, что сколько бы уникальных техник развития смекалки не было придумано, обыкновенная загадка остается на первом месте в этом рейтинге.

Загадка уникальна в первую очередь потому, что привлекает ребенка своей формой, которая позволяет тренировать мышление играючи. Во-вторых, с помощью загадки можно познакомить ребенка с многими вещами и явлениями, которые окружают его каждый день — от бытовых предметов до времен года.

Предлагаем вам подборку из 25 интересных загадок для детей о природе и животных! Угадывайте и развивайте сообразительность!

                                              👇🏽   👇🏽   👇🏽

Загадки для детей на сообразительность — ЗДЕСЬ.

25 игр для развития логики и мышления у ребенка

Игры на развитие логики будут полезны и крохам, и детям постарше, ведь они учат находить связь между предметами, рассуждать, вычленять и обобщать, а также делать выводы. Новые методики развития детей, которых сейчас множество, предлагают обучать логике даже совсем крохотных деток, ведь они тоже познают окружающий мир и уже могут впитывать знания, как губка.

Предлагаем вам список логических игр для детей, которые разбиты на блоки по возрастам. Это поможет сориентироваться вам, во что играть с ребенком, чтобы задания были ему по силам!

                                    �