Дошкольное образование как фактор развития ребенка

Зембеля Ирина Александровна,
воспитатель первой категории ГБДОУ детский сад №44
Калининского района Санкт-Петербурга

Самым первым образованием, первым уровнем, является дошкольное образование. Под ним понимается образование, получаемое в дошкольных образовательных  учреждениях или под руководством родителей, являющихся первыми педагогами и обязанных заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в процессе его воспитания и обучения. [3]

Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми — основная функция педагога дошкольного воспита­ния. Она реализуется в планировании предстоящей работы на основе программнометодической документации.

В последние годы образовательные учреждения получи­ли правовую основу для творчества.В Законе РФ «Об об­разовании» коллективу детского сада дается воз­можность самому определять тип своего образовательного учреждения, выбирать программу работы и т.д. Разреша­ется создавать собственную программу, экспериментиро­вать. Но следует учитывать, что творчество в педагоги­ческом процессе плодотворно и оправданно, если педаго­ги хорошо владеют основами своей профессии.Основы профессии определены федеральными государственными образовательны­ми стандартами. Права педагога определены Законом РФ «Об образова­нии». Это права на участие в управлении образовательным учреждением, на защиту своей профессиональной чести и достоинства, на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов и др. [1]

Образовательный процесс это специально организованное, развивающееся во времени и рамках определенной педагогической системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение целей и задач воспитания, обучения, образования и развития личности, выполняет ряд функций:

·          развивающую;

·          социализирующую (воспитывающую);

·          информационную (обучающую);

·          адаптивную.

Значение его состоит в том, что в образовательном процессе создаются оптимальные условия для своевременного развертывания как генетической, так и социальной программы развития человека, обеспечивается направленность, постепенность, поэтапность данного процесса, создаются условия для овладения человеческим опытом и деятельностью.

Образовательный процесс организуется сообразно принципам воспитания и обучения. Основными особенностями образовательного процесса являются:

·          целенаправленность;

·          многофакторность;

·          вариативность;

·          целостность;

·          динамичность;

·          диалектичность;

·          субъектный характер взаимодействия педагога и ребенка.

 Дошкольная педагогика изучает образовательный процесс детского сада как фак­тор целенаправленного содействия развитию ребенка дошкольного возраста как личности, индивидуальности и субъекта деятельности. В условиях дошкольного образования цели и задачи воспитания, обучения и развития личности ребенка решаются в условиях образовательного процесса, который носит целенаправленный, целостный и планомерный характер. Он специально организуется педагогом на основе учета закономерностей воспитания, обучения и развития ребенка.

 Образовательный процесс в ДОУ – это целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в том числе и семейного, в соответствии с ФГОС.

Образовательный процесс ориентирован на развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и должен охватывать определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

·          социально-коммуникативное развитие;

·          познавательное развитие;

·          речевое развитие;

·          художественно-эстетическое развитие;

·          физическое развитие.

Чтобы качественно строить образовательный процесс необходимо учитывать принципы его организации и функционирования:

·          принцип целостности развития ребенка;

·          принцип единства задач воспитания и обучения ребенка;

·          принцип систематичности и непрерывности;

·          принцип постоянного прогрессивного движения личности ребенка в педагогическом процессе;

Читайте также:  Социальная природа законов развития психики ребенка

·          принцип учета возрастных возможностей детей;

·          принцип инди­видуализации и дифференциации;

·          принцип обеспечения эмоционально–психологического комфорта ребенка в образовательном процессе;

·          принцип сотрудничества субъектов педагогического процесса;

·          принцип гуманизации;

·          принцип системности и оптимизации;

·          принцип вовлечения в образовательный процесс ближайшего окружения.

Педагогический процесс это система, в которой происходит интеграция процессов формирования, развития, воспитания и обучения. Целостная система педагогического процесса включает в себя подсистемы, внедренные одна в другую: учебный процесс, воспитательный процесс, процесс общения, процесс саморазвития и др.

Интеграция процессов обучения и воспитания в структуре целостного педагогического процесса выражается в нескольких аспектах:

  • оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения, осуществляются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе;
  • воспитание всегда содержит в себе элементы обучения, а обучение в свою очередь всегда носит воспитывающий характер.

Отличительные особенности процессов отчетливо проявляются при выборе форм и методов достижения цели. Построение педагогического процесса в ДОУ основывается на следующих принципах:

  • учет возрастных возможностей детей, опора на интересы ребенка;
  • решение воспитательных и образовательных задач в единстве;
  • учет положения о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;
  • осуществление взаимодействия воспитателя и детей;
  • создание развивающей среды.

По мнению И.П. Подласого, организация педагогического процесса предполагает три этапа: подготовительный, основной, заключительный. На первом, подготовительном, этапе педагогического процесса определяются цель, конкретные задачи, выясняется состояние вопроса, планируются, прогнозируются результат, схема процесса, подбираются методы воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания. А завершается планом работы.

План реализуется на втором,основном, этапе педагогического процесса. Здесь же осуществляется педагогическое взаимодействие воспитанника и воспитателя, ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами, который позволяет обнаружить отклонения, ошибки и сразу же произвести коррекцию, ввести необходимые дополнения и изменения.

Третий, заключительный, этап предназначен для анализа результатов, в ходе которого проводится исчерпывающий анализ причин получения положительных результатов и образования недостатков. [2]

В заключении хочется сказать, что связи с введением в практику работы ФГОС нам педагогам необходимо изменить традиционные способы организации образовательного процесса, пространства и предметноразвивающей среды, с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации  с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены основные принципы:

  • поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности  детства, как важного этапа в общем развитии человека;
  • личностноразвивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей), педагогических и иных работников Организации и детей;
  • уважение личности ребенка;
  • реализация Программы в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественноэстетическое развитие ребенка.

Поэтому при конструировании  педагогического процесса необходимо учитывать не только возрастные особенности воспитанников, а и индивидуальные особенности каждого ребенка. Необходимоориентироваться на развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, охватывать определенные направления развития и образования детей, в соответствии с ФГОС.

Литература и интернет источники:

1. КозловаС. А.- Дошкольная педагогика: учебник для студ. — 8-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. 

2. Лобанова Е.А. — Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие   (https://pedlib.ru/Books/1/0481/index.shtml?from_page=1)

3.Миеляеева Н.В. – Дошкольная педагогика.- «Москва-Юрайт», 2012

Источник

Читайте также:  Возможности игры в развитии ребенка

Зембеля Ирина Александровна,
воспитатель первой категории ГБДОУ детский сад №44
Калининского района Санкт-Петербурга

Самым первым образованием, первым уровнем, является дошкольное образование. Под ним понимается образование, получаемое в дошкольных образовательных  учреждениях или под руководством родителей, являющихся первыми педагогами и обязанных заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в процессе его воспитания и обучения. [3]

Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми — основная функция педагога дошкольного воспита­ния. Она реализуется в планировании предстоящей работы на основе программнометодической документации.

В последние годы образовательные учреждения получи­ли правовую основу для творчества.В Законе РФ «Об об­разовании» коллективу детского сада дается воз­можность самому определять тип своего образовательного учреждения, выбирать программу работы и т.д. Разреша­ется создавать собственную программу, экспериментиро­вать. Но следует учитывать, что творчество в педагоги­ческом процессе плодотворно и оправданно, если педаго­ги хорошо владеют основами своей профессии.Основы профессии определены федеральными государственными образовательны­ми стандартами. Права педагога определены Законом РФ «Об образова­нии». Это права на участие в управлении образовательным учреждением, на защиту своей профессиональной чести и достоинства, на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов и др. [1]

Образовательный процесс это специально организованное, развивающееся во времени и рамках определенной педагогической системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение целей и задач воспитания, обучения, образования и развития личности, выполняет ряд функций:

·          развивающую;

·          социализирующую (воспитывающую);

·          информационную (обучающую);

·          адаптивную.

Значение его состоит в том, что в образовательном процессе создаются оптимальные условия для своевременного развертывания как генетической, так и социальной программы развития человека, обеспечивается направленность, постепенность, поэтапность данного процесса, создаются условия для овладения человеческим опытом и деятельностью.

Образовательный процесс организуется сообразно принципам воспитания и обучения. Основными особенностями образовательного процесса являются:

·          целенаправленность;

·          многофакторность;

·          вариативность;

·          целостность;

·          динамичность;

·          диалектичность;

·          субъектный характер взаимодействия педагога и ребенка.

 Дошкольная педагогика изучает образовательный процесс детского сада как фак­тор целенаправленного содействия развитию ребенка дошкольного возраста как личности, индивидуальности и субъекта деятельности. В условиях дошкольного образования цели и задачи воспитания, обучения и развития личности ребенка решаются в условиях образовательного процесса, который носит целенаправленный, целостный и планомерный характер. Он специально организуется педагогом на основе учета закономерностей воспитания, обучения и развития ребенка.

 Образовательный процесс в ДОУ – это целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в том числе и семейного, в соответствии с ФГОС.

Образовательный процесс ориентирован на развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и должен охватывать определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

·          социально-коммуникативное развитие;

·          познавательное развитие;

·          речевое развитие;

·          художественно-эстетическое развитие;

·          физическое развитие.

Чтобы качественно строить образовательный процесс необходимо учитывать принципы его организации и функционирования:

·          принцип целостности развития ребенка;

·          принцип единства задач воспитания и обучения ребенка;

·          принцип систематичности и непрерывности;

·          принцип постоянного прогрессивного движения личности ребенка в педагогическом процессе;

Читайте также:  Центр развития ребенка с бассейном

·          принцип учета возрастных возможностей детей;

·          принцип инди­видуализации и дифференциации;

·          принцип обеспечения эмоционально–психологического комфорта ребенка в образовательном процессе;

·          принцип сотрудничества субъектов педагогического процесса;

·          принцип гуманизации;

·          принцип системности и оптимизации;

·          принцип вовлечения в образовательный процесс ближайшего окружения.

Педагогический процесс это система, в которой происходит интеграция процессов формирования, развития, воспитания и обучения. Целостная система педагогического процесса включает в себя подсистемы, внедренные одна в другую: учебный процесс, воспитательный процесс, процесс общения, процесс саморазвития и др.

Интеграция процессов обучения и воспитания в структуре целостного педагогического процесса выражается в нескольких аспектах:

  • оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения, осуществляются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе;
  • воспитание всегда содержит в себе элементы обучения, а обучение в свою очередь всегда носит воспитывающий характер.

Отличительные особенности процессов отчетливо проявляются при выборе форм и методов достижения цели. Построение педагогического процесса в ДОУ основывается на следующих принципах:

  • учет возрастных возможностей детей, опора на интересы ребенка;
  • решение воспитательных и образовательных задач в единстве;
  • учет положения о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;
  • осуществление взаимодействия воспитателя и детей;
  • создание развивающей среды.

По мнению И.П. Подласого, организация педагогического процесса предполагает три этапа: подготовительный, основной, заключительный. На первом, подготовительном, этапе педагогического процесса определяются цель, конкретные задачи, выясняется состояние вопроса, планируются, прогнозируются результат, схема процесса, подбираются методы воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания. А завершается планом работы.

План реализуется на втором,основном, этапе педагогического процесса. Здесь же осуществляется педагогическое взаимодействие воспитанника и воспитателя, ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами, который позволяет обнаружить отклонения, ошибки и сразу же произвести коррекцию, ввести необходимые дополнения и изменения.

Третий, заключительный, этап предназначен для анализа результатов, в ходе которого проводится исчерпывающий анализ причин получения положительных результатов и образования недостатков. [2]

В заключении хочется сказать, что связи с введением в практику работы ФГОС нам педагогам необходимо изменить традиционные способы организации образовательного процесса, пространства и предметноразвивающей среды, с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации  с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены основные принципы:

  • поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности  детства, как важного этапа в общем развитии человека;
  • личностноразвивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей), педагогических и иных работников Организации и детей;
  • уважение личности ребенка;
  • реализация Программы в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественноэстетическое развитие ребенка.

Поэтому при конструировании  педагогического процесса необходимо учитывать не только возрастные особенности воспитанников, а и индивидуальные особенности каждого ребенка. Необходимоориентироваться на развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, охватывать определенные направления развития и образования детей, в соответствии с ФГОС.

Литература и интернет источники:

1. КозловаС. А.- Дошкольная педагогика: учебник для студ. — 8-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. 

2. Лобанова Е.А. — Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие   (https://pedlib.ru/Books/1/0481/index.shtml?from_page=1)

3.Миеляеева Н.В. – Дошкольная педагогика.- «Москва-Юрайт», 2012

Источник