Для чего проводится мониторинг динамики развития ребенка

Вера Боярских
Система мониторинга в ДОУ в соответствии с ФГОС

«Педагогический мониторинг.

Оценку индивидуального развития детей в новом контексте образовательной деятельности.»

Надо ли педагогам ДОО проводить мониторинг или этого категорически делать нельзя?

Интерпретации текста ФГОС дошкольного образования управленцами даже высоких рангов прямо противоположные, а рядовому педагогу тем более сложно разобраться в словесных лабиринтах нового документа. Давайте разбираться вместе, куда следует поставить запятую во фразе «педагогический мониторинг в детском саду: запретить нельзя проводить!»

Однако если посмотрим на слайд, то четко видим, что ФГОС дошкольного образования: с одной стороны нам говорит о возможности проведения мониторинга.

А именно

• для «объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта» (подпункт 4);

• что «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

4 сл А с другой стороны мы так же видим формулировки, которые ориентируют на запрет осуществления мониторинга в ДОУ.

• «Целевые ориентиры не подлежат педагогической диагностики (мониторинга,

• Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников

• Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга

Таким образом, текст стандарта вызвал неоднозначное понимание использования процедуры мониторинга в детском саду: часть педагогов расценила вышеприведенный текст как запрет на проведение мониторинга, часть – как разрешение. Кто же прав?

5 сл А для понимания давайте обратимся к ФГОС дошкольного образования и Закону об образование.

ФГОС дошкольного образования: говорит о том, что необходим учет индивидуального уровня развития на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка»,

«… с учётом образовательных потребностей и способностей детей»,

• «…возрастных возможностей и индивидуальных различий

• «построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка, оценку индивидуального развития детей»…

Следовательно, без изучения динамики развития ребенка (а это обеспечивает мониторинг) реализовать ФГОС дошкольного образования станет просто невозможно!

6 сл. Так же о мониторинге говорит и Закон «Об образовании в РФ»

• В тексте этого документа мониторинг упоминается неоднократно [7, c.6, 8, 28, 29, 42, 47, 89, 97]

• в тексте Закона дается определение понятия: «мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, [7, c.9].

• Определяются субъекты, участвующие в процедурах мониторинга; структуры, ответственные за его организацию; порядок проведения [7, c. 6, п. 1.11; c. 8 п. 1.13 и др. ].

• Из текста Закона следует, что мониторинг могут осуществлять и непосредственно образовательные организации, [7, c. 28 п. 3.13].

Таким образом, анализ Федерального Закона «Об образовании» и других нормативных источников позволяет сделать вывод о необходимости организации мониторинга образовательного процесса в ДОУ!

7 сл На основание всего вышесказанного мы можем сделать вывод:

МОНИТОРИНГ ЗАПРЕТИТЬ НЕЛЬЗЯ, ПРОВОДИТЬ!

8 сл Теперь давайте сравним два понятия. Мониторинг и диагностика — одно и то же или это разные понятия?

Педагогическая диагностика — Это оценочная практика, направленная на изучение индивидуальных особенностей воспитанников, уровня их развития в определенном направлении

9 сл Педагогический мониторинг

• направлен на изучение и оценку освоения детьми образовательной программы,

• на оценку достижения на основе целевых ориентиров планируемых результатов реализации образовательной программы,

• на оценку образовательных условий соответствии с ФГОС ДО).

Общая цель мониторинга – оценка качества образовательного процесса детского сада,

предмет мониторинга – образовательные условия, достижения и проблемы дошкольной организации в реализации образовательных целей.

Смысл проведения мониторинга – совершенствование качества дошкольного образования, принятие верных управленческих решений и планирование по результатам мониторинга актуальных задач для развития образовательной организации в частности и системы дошкольного образования в целом.

10 сл Один из этапов мониторинга – это педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика

Цель педагогической диагностики – оценка эффективности педагогических действий для дальнейшего планирования образовательной деятельности с ребенком.

Оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие

Педагогический мониторинг включает в себя

оценку физического развития ребенка (проводит инструктор по физической культуре,

оценка индивидуального развития детей (проводят педагоги)

состояния его здоровья (проводит медицинский работник /по согласованию/,

развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных (проводит педагог-психолог)

11 сл Мониторинг осуществляется

в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними, на протяжении всего учебного года.

Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом.

Подводить некие «реперные точки» предлагается в середине (января) и конце учебного года (май).

12сл Организация проведения оценки индивидуального развития Предлагаемый диагностический материал разработан в соответствии с концепцией примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы».

В основу разработки диагностического материала были положены теоретические идеи Александра Владимировича Запорожца, Ольги Михайловны Дьяченко, Николая Евгеньевича Вераксы, Даниила Борисовича Эльконина;

13 сл Структура педагогической диагностики соответствует структуре примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы». Диагностические методики распределены по пяти направлениям «Физическое развитие», «Социально-личностное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие», определенным Программой, и обеспечиваются процедурами как педагогической, так и психологической диагностики. Показатели развития по этим образовательным областям определяются по результатам наблюдения педагогом за ребнком в течение всего учебного года. Прошу обратить внимание на раздаточный материал (приложение 1, 2) В диагностических картах по предлагаемым показателям оцениваются достижения ребенка в качественном выражении.

Читайте также:  Ребенок с нарушением речевого развития в семье

При оценивании устойчивости проявления показателя предполагается:

— красный показатель «сформирован» означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.

— Зеленый показатель «находится в стадии формирования» означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.

— Синий показатель «не сформирован» означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер

Таблица приложения 2 является сводной по всем 5 направлениям развития.

1. 14 сл Оценка индивидуального развития ребенка осуществляется через отслеживание динамики формирования и развития его личностных качеств в течение всего времени пребывания в ДОУ воспитателями и специалистами. 2-3 раза в год на основание положения о внутреннем мониторинге.

2. 15 сл Давайте сейчас обратимся вновь к раздаточному материалу, таблица 3 Результаты оценки индивидуального развития ребенка коллегиально под руководством методиста вносятся в единую форму которая сейчас перед вами, где показателями являются целевые ориентиры ребенка трех лет. В середине учебного года проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса и на основе анализа ставятся задачи для планирования индивидуальной образовательной деятельности с ребенком на учебный год.

Организация работы с результатами оценки индивидуального развития ребенка

Результаты оценки индивидуального развития детей обсуждаются на заседаниях ПМПК ДОУ и фиксируются коллегиально.

16 сл. По результатам педагогической, психологической, диагностики, а так же наблюдения родителей составляются «графики индивидуального профиля эффективности педагогического воздействия». Данный график у вас представлен приложением 4. В последствии на данном графики в ежедневном режиме отмечаются текущие изменения педагогами и специалистами ДОУ

17 сл Обобщенные результаты оценки индивидуального развития детей используются в проблемно-ориентированном анализе деятельности ДОУ и представляются на итоговом педагогическом совете (за прошедший учебный год) для определения направлений совершенствования воспитательно-образовательного процесса, условий реализации образовательной программы.

18 сл Пользователями обобщенной информации о результатах индивидуального развития детей являются: администрация ДОУ, для последующих управленческих решений

Основными пользователями информации о результатах оценки индивидуального развития детей являются:

педагоги (непосредственно работающие с ребенком).

Родители (законные представители) воспитанников,

19 сл Отметим, что закон об образовании говорит нам, что родители могут участвовать в проведение мониторинга. Свою оценку развития детей они фиксируют в графике (приложение 4)

20 сл. Хочется так же поделится положительным опытом итогового мониторинга, который проходит в по методу проектной деятельности.

21 сл Психолого-педагогический проект «Разноцветная неделька» – это некая интерактивная форма взаимодействия, позволяющая: вовлечь в педагогический мониторинг и объединить всех участников образовательного процесса, в. ч и родителей.

Отличительная особенность данной формы работы – ее целостность, тематическая направленность. Проведение данного проекта требует тщательной подготовки, планирования мероприятий, но при этом позволяет получить большой отклик со стороны всех участников воспитательно-образовательного процесса, массы положительных эмоций и качественный, всесторонний результат мониторинга.

22 сл Основные принципы организации проекта «Разноцветная неделька»

• неделя должна быть целостной и законченной, подчиняться единой идее.

• каждый последующий день должен быть связан с предыдущим.

• мероприятия каждого дня должны делать этот день неповторимым и запоминающимся.

• использование всех видов деятельнсти: диагностики, просвещения, коррекционно-развивающей и профилактической работы.

• Проект проводится со всеми участниками образовательного процесса группы одновременно (участвуют все дети, воспитатели, специалисты и родители)

• мероприятия недели должны стать частью воспитательно-образовательного процесса.

23 сл Тема дней недели может быть абсолютно любой, но единой цветовой гаммы. Главное, чтобы она была интересная и доступна детям, чтобы ее можно было рассмотреть с различных сторон и включить в деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса. Неделя проекта – это реальная возможность дать качественную оценку развития детей со стороны родителей, педагогов и специалистов всего учреждения в целом.

24 сл. Как проходит данный проект в нашем ДОУ я предлагаю вам посмотреть в небольшом сюжете.

25 сл. Спасибо за внимание

Готова ответить на ваши вопросы.

Источник

Ольга Купаева
Консультация для педагогов ДОУ «Организация и проведение образовательного мониторинга в детском саду»

Подготовил:

воспитатель МБДОУ ДС

№ 48 «Одуванчик»

Купаева О. Н.

Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» на первый план выдвигает развивающую функцию образования, обеспечивающую становление личности ребенка и ориентирующую педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

1. Проведение мониторинга детского развития в дошкольном образовательном учреждении.

В системе дошкольного образования «мониторинг» — относительно новое понятие, и поэтому следует уточнить его соотношение с более устоявшимися — «педагогическая диагностика» и «контроль».

Основная задача этого вида мониторинга — выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Читайте также:  Значение развития у ребенка действий с предметами

Педагогическая диагностика — это педагогическая деятельность, направленная на изучение фактического состояния и специфических особенностей субъектов педагогического взаимодействия, а также на прогнозирование тенденций их развития как основы для целеполагания и проектирования педагогического процесса. Основной проблемой при организации педагогической диагностики в детском саду является преобладание исследовательской функции (изучение состояния объекта, сопоставление полученных результатов и нормы, стандарта) в ущерб проектировочной. Зачастую в детском саду воспитатели пытаются реализовать громоздкие и узконаправленные диагностики, разработанные для педагогических исследований. В результате полученные данные носят формальный характер и не учитываются в проектировании работы детского сада на последующий период.

Таким образом, использование в педагогическом процессе детско-го сада технологий образовательного мониторинга позволит решить выявленные проблемы, поскольку мониторинг предполагает:

постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение функции слежения;

изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;

компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.

Структура мониторинга включает в себя следующие этапы:

Определение объекта мониторинга, установление стандарта (эталона, норматива) и операционализация мониторинга (определение критериев, показателей и индикаторов).

Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики.

Обработка и анализ полученной, а также уже имеющейся ин-формации из существующих источников.

Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития.

Принятие решения об изменении деятельности.

2. Характеристики инструментария образовательного мониторинга.

Определение направленности мониторинга следующим шагом предполагает разработку измерительного инструментария: критериев и методов проведения диагностических процедур в рамках мониторинга.

Под критерием (от греч. — средство для суждения) понимается признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; критерий — это мерило суждения, оценки. Критерий указывает на наличие того или иного свойства у объекта, явления или процесса. Например, критерии валеологической компетентности детей старшего дошкольного возраста могут быть определены следующим образом.

Интерес ребенка к содержанию бесед, игровых задач и проблемных ситуаций, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни.

Проявление интереса в самостоятельной деятельности дошкольника.

Наличие ответов на вопросы, решений проблемных ситуаций и игровых задач.

Адекватность детских ответов и решений, их осознанность (может объяснить свои решения).

Полнота и глубина знаний и решений, здоровьесберегающая эрудированность.

Применение здоровьесберегающих знаний, умений, навыков ре-бенком в повседневной жизни, поведении.

Самостоятельность применения здоровьесберегающих знаний, умений,

навыков.

в оптимальные сроки.

В мониторинге к критериям предъявляется одно, но чрезвычайно важное требование — критерии должен позволять производить измерение. Некоторые критерии имеют очень слабую динамику, и их измерение имеет смысл производить один раз в несколько лет.

Следует понимать, что критерии мониторинга выполняют функции ориентиров для воспитателя. Необходимо осознавать, что отклонение полученных результатов от намеченных стандартов или нормативов не требует стремительного изменения и вмешательства в процесс развития ребенка, а предполагает комплексный анализ качества процессов и условий, обеспечивающих полученные результаты. Так, в диагностической деятельности педагога постоянно происходит сравнение результатов оценки развития конкретного ребенка с каким-либо принимаемым самим воспитателем «вариантом нормы». Чаще всего воспитатель ориентируется на нормы, отраженные в образовательных программах, при этом соотносит развитие ребенка с уровневой характеристикой описанных в программе норм. Если по результатам диагностики выясняется, что показатели конкретного ребенка соответствуют, например, среднему уровню развития, воспитатель рассматривает это как недостаточно хороший результат и планирует работу с ребенком в данном направлении. Отсюда вытекает основная направленность деятельности педагога — коррекционно-развивающая. Диагностика, таким образом, рассматривается, прежде всего, как диагностика проблем развития, а не достижений ребенка. Проблема нормирования при оценке результатов диагностики заставляет искать новые содержательные критерии. Как отмечает Г. А. Берулава, в качестве оценки получаемых результатов должен использоваться не балл (или любая другая уровневая оценка, не сравнение испытуемых между собой, а степень подготовленности каждого ребенка к выполнению определенного критериального задания, то есть компетентность субъекта. По существу, этот подход заставляет принципиально пересмотреть и способы обработки результатов диа-гностики. Приоритетным становится именно качественный анализ результатов диагностики, который позволяет выявлять достижения ре-бенка, его трудности, особенности его развития.

Следующим шагом после выработки критериев мониторинга является определение методов, применение которых позволит получить необходимый объем информации

3. Характеристики методов и особенности их использования.

К формализованным методам относятся:

тесты;

опросники;

методы проективной техники;

психофизиологические методы.

Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и другое, стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов, надежность и валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.

В рамках мониторинга достижений детей в детском саду специалистами могут быть использованы тесты и методы проективной техники (возможность их использования в деятельности воспитателя):

Тестирование. Тесты (в переводе с английского — «испытание», «про-верка», «проба») — это стандартизированные и обычно краткие и ограни-ченные во времени испытания, предназначенные для установления ко-личественных индивидуально-психологических различий между детьми. Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из за-даний, на которые от ребенка нужно получить правильный ответ.

Реализация тестовых методик в психолого-педагогической работе может быть осуществлена как воспитателем, так и педагогом-психологом. Это определяется направленностью теста (на измерение какого качества он направлен) и готовностью специалиста к использованию тестовых методик.

Читайте также:  Развитие ребенка полтора года игры

Так, для изучения степени освоения детьми образовательной области «Познавательное развитие» воспитателями могут быть широко использованы предметные тесты, где материал тестовых заданий представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур и т. д. Предметные тесты позволяют получить информацию по таким критериям математического образования старших дошкольников, как степень освоения ребенком геометрических фигур, параметров величины, умений сосчитывать и сравнивать группы предметов по числу, составлять (практически) числа из двух меньших в пределах 10, решать простые логические и арифметические задачи.

В свою очередь аппаратурные тесты (реактометры, рефлексометры и т. д., требующие применения специальных технических средств или специального оборудования, чаще всего используют педагоги-психологи и дефектологи в детском саду.

Проективная техника. Существенным признаком проективных методов является использование в них неопределенных стимулов, которые ребенок должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д. Так, ребенку предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т. п. В этой группе методов ответы на задания также не могут быть правильными или неправильными — возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом пред-полагается, что характер ответов ребенка определяется особенностями его личности, которые «проецируются» в его ответах. Проективные методики широко используются при изучении особенностей личностного развития ребенка и освоения им большинства областей образовательной программы.

К малоформализованным методам относятся:

наблюдения;

беседа;

анализ продуктов деятельности.

Эти методы дают очень ценные сведения о ребенке, особенно когда предметом изучения выступают такие явления, которые мало поддаются объективизации (например, ценностные ориентации, отношение ребенка к различным явлениям) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Следует иметь в виду, что мало-формализованные методики очень трудоемки; только наличие высокого уровня культуры проведения при наблюдении, беседах с детьми помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования или испытания. Ведущим методом проведения образовательного мониторинга в детском саду является наблюдение.

Наблюдение является незаменимым при первичной ориентировке в реальности. Поскольку этот метод по сути своей направлен на изучение индивидуального, уникального в психике, он дает преимущественно качественные характеристики изучаемого явления. Наблюдение позволяет описать конкретную картину проявлений развития, предоставляет много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. Поэтому данный метод является исходным и основным в образовательном мониторинге. Чаще всего используется метод включенного наблюдения, когда педагог (он же наблюдатель) включен в процесс взаимодействия с теми, за кем наблюдает.

Следует отметить, что малоформализованные диагностические методики не следует противопоставлять фомализованным методикам: как правило, они взаимно дополняют друг друга.

4. Организация мониторинга в детском саду.

Определение мониторинга как постоянного наблюдения, слежения за развитием ребенка может ошибочно сформировать представление у воспитателей, что чем чаще проводятся измерения, тем лучше. Однако частые замеры оправданы в случае материальных или биологических систем. В социальных системах, к которым и относятся образовательные системы, при частых измерениях возможен эффект привыкания респондентов к методикам измерения (вопросам, заданиям, тестам, что может привести к формированию стереотипа ответа, а значит, к искажению результатов. Кроме того, каждое измерение требует определенных ресурсных затрат. Поэтому система проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы «От рождения до школы» устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход педагогического процесса.

В начале учебного года (примерно в течение сентября) проводится основная первичная диагностика: выявляются стартовые условия (ис-ходный уровень развития, определяются достижения ребенка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагностики воспитателем в со-трудничестве с психологом и педагогами-специалистами формулируется диагноз (то есть определяются проблемные сферы, мешающие личностному развитию ребенка, а также выделяются его достижения и индивидуальные проявления, требующие педагогической поддержки, определяются задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на год.

В конце учебного года (обычно в мае) проводится основная ито-говая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения сотрудниками детского сада поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка. В качестве «идеальной нормы» для данной диагностики служит характеристика развития, уже соответствующая возрасту детей (для старшей группы — характеристика достижений ребенка 6 лет).

В период между первичной и итоговой проводится промежуточная диагностика. Она может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно — лишь с теми, у кого проявляются существенные проблемы развития. В качестве методов педагогического мониторинга могут быть использованы как включенное наблюдение, так и простые тестовые задания детям. Целью проведения промежуточной педагогической диагностики является оценка правильности выбранной в отношении ребенка стратегии образования, выявление динамики развития. По результатам данного вида диагностики воспитатель, психолог, педагоги-специалисты при необходимости могут внести коррективы в педагогический процесс.

При организации мониторинга учитывается положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.

Инструментарий для проведения мониторинга педагог разрабатывает самостоятельно.

Источник