Значение развития у ребенка действий с предметами

Галина Паскевич
«Действия с предметами детей второго года жизни»

Все действия с предметами дети усваивают,играя,это увлекает их,создает хорошее настроение. Поэтому я побуждаю их выполнять самые различные действия с предметами. Это как предметы повседневного обихода,природные объекты,так и специальные игровые материалы.

Овладение действий с предметами влияет на освоение других видов деятельности,это основа,родник,из которого берет начало игра,труд,изобразительное искусство. Для этого я изучаю этапы развития предметного действия,который определил известный психолог Д. Б. Эльконин.

Как развиваются предметные действия? Сначала это манипулятивные действия (ощупывает,похлопывает,тянет в рот,бросает,стучит). Затем результативные действия (переложил игрушку с места на место, передвинул). Потом появляются собственно предметные действия,которые дети выполняют в соответствии с назначением предметов (погремушкой гремит, пирамидку собирает и т. д.). Позднее появляются орудийные действия,т. е. ребенок использует предметы, как орудия, с их помощью воздействует на другие предметы (ложкой берет пищу,расческой причесывает куклу). Таким образом, уже в пределах раннего возраста действия с предметами постоянно усложняются.

Для этого всегда полезно помнить этапы развития предметного действия. Сначала действие выполняется ребенком совместно со взрослым,это первый этап. Когда малыш почувствовал характер движения,его траекторию,результат и выполняет его совместно,без усилий,возможно совместно-раздельные действия. Т. е. действие начинается совместно, а заканчивает его ребенок самостоятельно — это второй этап его освоения. Затем ребенок выполняет действие только на основе показа — это третий этап его освоения. И последний этап это когда наш ребенок выполняет действие сам,но на основе подсказки.

Почему малышу трудно осваивать каждое новое действие? Дело в том,что каждое действие достаточно сложно по своей структуре. Кроме его цели есть ориентировочные операции,само движение,контроль за ним. Чтобы выполнить действия ребенку приходится ориентироваться в пространстве, пространственных свойствах предмета,соотносить движения руки,положение кисти, т. е. как бы примеряться к предмету.

Внешние свойства предмета должны быть особым образом учтены при выполнении предметного действия, иначе результат не будет получен. У ребенка сенсорные процессы находятся в начальной стадии развития,поэтому ему трудно осваивать действия. По мере упражнения предметные действия становятся более и более смелыми, уверенными,точными, самостоятельными. Что происходит,когда ребенок научится выполнять эти действия более уверенно и самостоятельно? Это значит,что малыш, во- первых, хорошо представляет конечный результат, т. е. то, что получается в итоге (в пирамидке,например,кольца должны быть расположены по мере уменьшения их величены). Во-вторых, он ориентируется в свойствах предмета, соотносит их между собой (величены колец в пирамидке, расположение стержня и отверстия в кольце). В-третьих, малыш владеет движением (умеет удобно взять кольцо, с первой попытки взять кольцо) И, наконец, ребенок на основе сенсорных оринтировок контролирует свои действия. Таким образом,действие оформилось структурно,выработался своего рода алгоритм его выполнения.

Все это можно пронаблюдать на примере наших детей. С особенностями предметов мы их знакомим не только на занятиях, но в большей степени в игре, во время прогулок и экскурсий, также стараемся привлекать малышей к посильному участию в бытовом труде.

Постепенно ребенок начинает соотносить предметы с их определенным понятием: для чего нужна обувь,одежда (лопатами копают, молоко белое, апельсин оранжевый и круглый).

К двум годам ребенок должен:

— находить нужный цвет при выборе из четырех предложенных

— раскладывать однородные предметы на три группы по форме, цвету, величине.

— собирать трехместную матрешку, пирамидку из пяти колец, коробки вкладыши и т. п.

Знания у детей очень малы,поэтому даже небольшие усложнения вызывают затруднения. Именно здесь используется выжный педагогический принцип от простого к сложному. Вначале я сама называю предметы и признаки, показываю, как действовать. необходимо,чтобы ребенок сам повторял действия,тем более, что он любит это делать. В случае неуверенности его нужно подбадривать. Систематическое занятие с предметами развивает наблюдательность. При этом у малышей совершенствуются все орагны чувств. В быту они хорошо овладевают многими простейшими предметами (ложка, лопатка) и пользуются ими в повседневной жизни. На каждом этапе освоения ребенком действия необходима поддержка,поощрение за успехи и побуждения к упражнению. При этом степень самостоятельности ребенка постоянно повышается и меняется характер и мера помощи взрослого. Возможно, он готов выполнять действия только с нашей частичной помощью. Наблюдая за ребенком,нужно не упрощать, не облегчать ему задачу,он должен прилагать собственные усилия. Но и не ставить непосильных задач. Обязательно похвалите кроху,предоставьте возможность выбора предметов, т. е. обучать,не подавляя стремления ребенка к самостоятельному познанию.

Каждый малыш познает и осваивает мир своими темпами и способами, он не похож на других во многом. Для нас главное- видеть каждого конкретного ребенка, а не сравнивать его успехи с чужими. В результате такой целенаправленной работы ребенок становится все более самостоятельным,он начинает ощущать свою умелость,проявляет больше инициативы: «Хочу делать сам!». Вот в этих заявлениях проявляется формирующая личность малыша. Уважительно к этому нужно относиться к этим проявлениям. Таким образом, я вижу сущность,значение,особенности и условия предметной деятельности малышей.

Читайте также:  Возрастные периоды развития ребенка в дошкольном возрасте

Источник

Евгения Кривошапкина
Консультация «Особенности формирования действий с предметами и дидактическими игрушками детей первого года жизни»

Возможность познания предметов, окружающих ребенка, в большой степени зависит от развития способности видеть, слышать, осязать. Взрослому кажется, что такие действия, как протянуть руку к предмету, взять его, очень просты. Однако по отношению к младенцу этот вопрос приобретает значение проблемы, ибо в первые месяцы жизни у него отсутствуют координированные, целенаправленные действия. В новорожденный период все движения, в том числе и движения рук, носят безусловно-рефлекторный характер, т. е. возникают без целенаправленного волевого усилия, непреднамеренно.

Целенаправленные действия, в том числе и руки, формируются у ребенка в процессе воспитания и обучения постепенно на протяжении первого полугодия его жизни. Рука, сжатая в кулачок, распрямляется, пальцы выполняют особые хватательные движения. Так рука начинает действовать как человеческий орган.

Среди других двигательных функций действия пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка, в частности, речи.

Однако проходит значительное время, прежде чем рука ребенка начинает в своих действиях походить на руку взрослого человека. Первая двигательная функция руки схватывание. Как и другие двигательные акты, схватывание сначала выявляется как врожденный рефлекс Новорожденный, ухватившись за предмет, прикасающийся к его ладони, способен повиснуть на нем всем телом это т. н. рефлекс Робинзона, или ладонный рефлекс, так как он возникает в ответ на раздражение ладони, а не пальцев.

В 2 месяца дети начинают фиксировать взглядом неподвижные предметы и следить за передвигающимися, лежа на животе или находясь в вертикальном положении на руках у взрослого.

С 3 месяцев у ребенка начинается период сенсорной активности.

С 2,5—3 до 4—4,5 месяцев этап, который можно назвать подготовительным в освоении движений: появляются простые движения руки, направленные на непосредственный контакт с объектом (притягивание к себе случайно задетого предмета, ощупывание его). Однако действия все еще носят безусловно-рефлекторный, т. е. случайный характер и выполняются без целенаправленного волевого усилия. Ребенок удерживает в руке игрушку, если взрослый

вкладывает ее в ладонь: в 2 месяца 2—3 секунды, в 3 месяца — до 10 секунд, в 4 месяца до 20 секунд. В этот период малыш впервые познает объективные свойства предметов: тяжесть, протяженность, положение в пространстве, характер звучания.

С 4 до 7 месяцев ребенок начинает активно обнаруживать скрытые свойства объекта, приводить предмет в движение с целью их обнаружения. Малыш повторно притягивает случайно схваченный предмет, а затем ощупывает, рассматривает, обследует его губами и языком. Он отбрасывает один предмет и берет другой. Может бросить его в определенное место, например на пол, похлопывать по предмету, стучать им, размахивать, чтобы вызвать звучание.

В 5 месяцев при схватывании более активными становятся пальцы. Так, например, заметно доминирует большой палец: ребенок отводит его при схватывании объекта. Для этого особенно удобны игрушки, имеющие ручку для захватывания. Малыш может ритмично взмахивать ими, извлекая звуки, перекладывать в другую руку.

В 6 месяцев ребенок не только умеет крепко держать руку предмет, но и брать его из любого положения. Какие же представления о предметах появляются у ребенка на этом этапе? Он познает движение предметов как следствие их притягивания или отталкивания, а главное, выделяет форму предметов в соответствии с возможностями их схватывания и перемещения. У него появляется способность выделять постоянные свойства предмета, независимые от его положения. Так, у ребенка возникает особое отношение к знакомой игрушке, которая может стать и любимой.

В 7—10 месяцев появляется способность соотносить предмет с определенным местом в пространстве. Ребенок выполняет двухактные действия: вкладывает и выкладывает предметы, снимает со стержня крупные предметы, имеющие сквозное отверстие, а затем пытается нанизать их и т. п. ; перемещает предметы толчками в определенном направлении; захлопывает крышку коробки; воспроизводит вращение предмета, ударяя по нему, стремится вызвать звук: использует один из предметов в качестве орудия и т. п.

В 8—9 месяцев малыш крепко сжимает игрушку, если ее хотят отобрать. Он берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие — всей ладонью. Появляется превалирование функции одной руки, чаще правой. Новым для этого периода является манипулирование двумя предметами, подражание предметным действиям взрослого. Малыш познает новые свойства предметов. Он различает части в предмете, определяет его место в пространстве, осваивает такие действия, как разъединение и соединение, осуществляет направленное движение предмета, усваивает различные пространственные отношения предметов (в, на, под, за, над) и т. п.

Читайте также:  Развитие эмоций у ребенка в раннем детстве

От 10—11 месяцев до 1года 2 месяцев—1 года 3 месяцев у детей появляются т. н. функциональные действия, которые отличаются от манипулятивных тем, что выявляют целевое назначение предмета. Дети начинают использовать предметы целенаправленно (из чашки пьют, машинку катают, куклу укачивают, из кубиков строят и т. п.). Совершенствуются действия, выработанные ранее, а также отмечаются обобщение и перенос действия на новые объекты. На протяжении этого периода совершенствуются действия руки: кулачок «разжался», пальцы действуют более самостоятельно и автономно.

Какие же занятия необходимы ребенку на протяжении первого года его жизни для успешного развития действий рук?

В первые месяцы с детьми на основе ладонного рефлекса целесообразно проводить упражнения рефлекторного характера: в раскрытые ладони поочередно вкладывают шарик диаметром 2—2,5 см, добиваясь схватывания. Используют шарики, различные по весу, по материалу (пластмассовые, деревянные, а также самодельные матерчатые гладкие, махровые, покрытые мехом, кожей и т. д., твердые и мягкие. К шарикам следует прикрепить ленточки, которые позволят взрослому опускать их сверху в ладонь ребенка, а ребенку действовать относительно самостоятельно под контролем взрослого. Шарики можно поочередно опускать в каждую руку; одновременно в две руки вкладывать шарики одинаковые и разные и т. п. Подтягивая шарик за ленточку и не вынимая его из ладони ребенка, взрослый стимулирует более сильное схватывание.

Полезны вкладыши в виде небольших валиков из клеенки, махровой, ситцевой ткани. Они стимулируют движения руки (схватывание, сжимание, дифференцировку положения большого пальца руки при схватывании развивают тактильную чувствительность ладони. Рефлекторные упражнения и упражнения на вкладывание предметов в ладонь носят пассивный характер, так как выполняются с помощью взрослого, однако они полезны для развития осязаниями 3—4 месяца реакция возникает уже не только при вкладывании, но и при случайном захватывании предметов.

Все пособия для самых маленьких должны быть изготовлены добротно: пуговицы пришиты крепко, палочки не иметь заусенцев, валики без острых выступов. Ребенку не следует давать мелкие предметы, поскольку он может взять их в рот и проглотить. Все действия с игрушками, пособиями должны проходить под контролем взрослого.

Полезны упражнения с ленточкой и шнурком. Когда ребенок лежит на спине, взрослый вкладывает в его руки гладкую ленточку, а затем шнурок с узелками. Осторожно подтягивая за один’ конец, побуждает малыша не только крепче схватывать шнурок, но и перехватывать его.

В 5 месяцев ребенок может взять предмет, если он находится в поле его зрения и расположен удобно, в 6 месяцев он хорошо берет игрушку из разных положений и подолгу с ней занимается.

С этого времени можно учить ребенка захватывать предмет не только из разных положений, но и разными способами: петлеобразное движение сверху; плавное приближение с постепенным опусканием; движение, скользящее по поверхности. Вначале взрослый рукой ребенка описывает траекторию по направлению к предмету, малыш как бы разучивает движение, затем начинает выполнять его самостоятельно. Совершенствование движений идет на протяжении всех последующих месяцев.

Если в 2—3 месяца игрушки – подвески использовались для

того, чтобы научить ребенка рассматривать и следить за передвигающимся объектом, то в 5—6 месяцев они необходимы для развития целенаправленных движении руки к предмету, формирования умения захватить и подтянуть его к себе.

С этой целью подвешивают шарики, колокольчики, ленточки и т. п., укрепленные на шнуре, который связан концами. Подтягивая к себе один предмет, малыш вызывает перемещение других, на которые затем переориентируется и начинает захватывать. После 6 месяцев начинается второй период развития действий с предметами. На протяжении второго полугодия первого года жизни воспитатель обучает малыша следующему. Выполнение действий с 2 — 3 предметами — воздействуя на один, малыш изменяет положение в пространстве другого. Выкладывание предметов из емкости путем ее переворачивания (высыпание всех шариков из ведерка или опрокидывание тележки с кубиками и т. п., поочередное выкладывание предметов с опорой на автодидактические свойства материала (игрушки фиксированы на ленте, что позволяет осуществить цепь последовательных действий и т. п.

Вкладывание предметов в полое пространство (например, в коробку, ведерко): поочередно с опорой на автодидактические свойства материала и без опоры на эти свойства (т. е. вкладывание игрушек по одной, по две вне какой-либо системы). Проталкивание предметов (занятия с шаробросом, дидактической коробкой и т. п.).

Прокатывание предметов: толкание игрушки от себя, следование за отталкиваемым предметом, прокатывание с лотка и т. п.

Снятие предметов с опоры: колец со стержня в горизонтальной плоскости; втулок со шнура; шаров с ленты в горизонтальной плоскости.

Нанизывание колец большого размера на стержень (в горизонтальной плоскости).

Рассоединение двух предметов или одного предмета, состоящего из двух взаимосвязанных частей: вытаскивание грибков, втулок из отверстий панели; открывание матрешки, бочат и т. п.

Читайте также:  Особенности современной ситуации развития ребенка

Открывание коробок: снятие крышек с различных по форме коробок, открывание и закрывание фиксированных крышек, проталкивание, выдвигание крышек на коробках, открывающихся разными способами.

Выполнение двухактных, взаимоисключающих действий:

выкладывание — вкладывание; снятие — нанизывание, рассоединение — соединение.

Одним из методов обучения детей первого года жизни (после 3 месяцев) действиям с предметами является метод пассивных движений (взрослый выполняет действие рукой малыша). На. протяжении всего первого года он использует этот метод с разной степенью активности со стороны ребенка. В первые месяцы взрослый выполняет действия за ребенка, затем вместе с ним.

Начиная с 3 месяцев после каждого применения вышеописанного метода взрослый дает ребенку возможность выполнить его повторно, но с большей самостоятельностью, не опережая его инициативу. После пассивного упражнения надо стимулировать активность ребенка, проявляющуюся в самой элементарной форме.

При действиях с предметами взрослый должен давать ребенку время на их рассматривание, не торопить переходить к непосредственному выполнению.

Другой метод обучения действиям с предметами — «случайного действия». Взрослый заранее планирует ситуацию, в которой ребенок встает перед необходимостью выполнить задание. Метод «случайного действия» позволяет исподволь, незаметно подвести ребенка к самостоятельному выполнению задания. Это особенно важно до 3 месяцев, когда у ребенка не сложилось еще целенаправленного воздействия на предметы.

Вначале следует подбирать объекты, наиболее удобные для

схватывания, сжатия, а затем и захватывания их из удобного положения.

Как уже было сказано, с 6 месяцев с младенцами проводят занятия с игрушками, формируя навык захватывания из любого положения. При этом подбирают такие упражнения, которые позволяют активизировать движения большого пальца Детям предлагают игрушки, имеющие ручку для захвата, в основном погремушки. Ассортимент их невелик, поэтому взрослый прибегает к самоделкам, используя «мордочки» кукольного театра бибабо. Так, например, можно изобразить петрушку, матрешку, зайчика, поросенка, мишутку, пришив к «мордочкам» чехольчики, которые имеют «ручки», «лапки». Чехольчик натягивают на кеглю или продолговатую погремушку, а внизу, там, где начинается ручка, стягивают шнурком. Игрушку можно дополнить звуковым оформлением, пришив маленький колокольчик к колпачку петрушки или вложив в кеглю мелкие предметы так, чтобы они гремели, но не высыпались (для этого плотно заклеивают ее основание). Малыши очень любят самодельные сюжетные погремушки. Они вглядываются в их «мордочки», встряхивают их, забавляются с ними.

С момента возникновения целенаправленного захватывания, умения крепко удерживать предметы в руках все упражнения активно выполняются самим ребенком. Его действия можно рассматривать в двух аспектах: техническом (как он совершает действие) и смысловом (для чего это делает).

Смысловая сторона действий с предметами развивается интенсивно. Дети начинают выполнять не только движения схватывания, но и проталкивания, вкладывания, подтягивания, выкладывания, перекладывания и т. п. Задача взрослого состоит в том, чтобы активизировать пальцы руки. Для этого используются игрушки-вкладыши: цветные колпачки, бочата, матрешки и т. д.

С 8—10 месяцев интенсивно «работает» не только большой палец руки, но и указательный. Дети начинают выполнять более тонкие движения. С целью развития моторики пальцев им дают коробочки, которые | открываются сбоку, сверху, путем проталкивания. Коробочки могут быть разной формы: круглой, квадратной, продолговатой, треугольной. Ребенок самостоятельно снимает с них крышки, но закрыть может лишь те коробки, к которым крышки прикреплены, т. е. зафиксированы.

В 10—12 месяцев с детьми можно проводить дидактическую игру «Чудесный мешочек», который шьют из яркой ткани. Можно сделать его в виде занимательной хлопушки с петелькой для подвешивания. Основанием хлопушки служит круглая коробка, которую обтягивают тканью с красочным рисунком; сбоку хлопушка имеет широкую прорезь, в которую вкладываются игрушки, шарики, кубики, колечки и т. п. Встряхивая хлопушку, взрослый побуждает ребенка доставать из нее предметы, учит их рассматривать. Иногда это пособие имеет вид китайского фонарика: игрушки вкладывают и вынимают сверху.

В этом возрасте ребенок справляется с таким сложным заданием, как нанизывание колец на стержень. Ему предлагают 3—5 колец одинакового размера, которые он последовательно нанизывает на стержень. При этом ребенок совершает петлеобразное движение рукой, делает попытки захватывания кольца кончиками большого и указательного пальцев, т. е. выполняет относительно сложное с точки зрения координации упражнение.

Малыш успешно действует с «занимательной коробкой», в отверстия которой проталкивает шарики, кубики, призмы разной величины. Предлагают малышу также и столики с грибочками, втулочками, елочками упражнения для руки состоят в тренировке умения взять предмет кончиками пальцев, направить его в определенную сторону, соотнести с плоскостью другого предмета, приложить усилие для соединения деталей с основанием. Все эти задачи представляют известную трудность для малыша. Они полезны для развития не только действий руки, но и глазомера, чувств, эмоций, а в конечном счете мышления и речи ребенка.

Источник