Динамика развития ребенка с аутизмом

Динамика развития ребенка с аутизмом thumbnail

Уже
до полуторалетнего возраста выявляется
слабость психического тонуса: общая
вялость, недостаточность инстинктивной
сферы (плохой аппетит, слабость инстинкта
самосохранения, реакций на дискомфорт,
мокрые пеленки, холод и т. д.). Ходьба
долго остается неуверенной, страдает
развитие целенаправленных действий.
Но в то же время нередко наблюдается
обилие стереотипных движений, ритмических
разрядов, импульсивных действий. Едва
научившись ходить, такой ребенок часто
импульсивно бежит, не замечая края,
опасности.

В
отличие от моторики в развитии речи
нередко наблюдается опережение, но
часто уже с самого начала речь отличается
аутичностью, наличием «автономности»,
превалированием неологизмов. Маленький
ребенок, едва научившись говорить, может
одержимо повторять отдельные слова,
читать стихи, аффективно расставляя
интонационные акценты. Таким образом,
более сложные психические процессы,
такие, как речь, развиваются раньше, чем
более элементарные.

Уже
с раннего детства отмечается, сенсорная
и эмоциональная гиперестезия: даже в
младенческом возрасте дети отрицательно
реагируют на яркие игрушки, страдают
от громких звуков, прикосновений одежды.
Сначала эта чувствительность приводит
к чрезмерной ориентировочной реакции,
состоянию возбужденности. В дальнейшем
она как бы истощается, внимание ребенка
становится трудно привлечь, он мало или
совсем не реагирует на обращение,
игрушку, что иногда приводит к ложным
опасениям в отношении слепоты или
глухоты. К 2,5—3 годам часто нарастают
стереотипные двигательные разряды,
появляются однообразные аутистические
игры. В 3—5 лет аутичный ребенок может
быть еще не приучен к опрятности, часто
к элементарным навыкам самообслуживания.
Такие дети могут быть чрезвычайно
избирательны в еде и в то же время брать
в рот несъедобное. Также с возрастом
более четким становится характер речевых
расстройств. Нарушение коммуникативной
стороны речи с длительным сохранением
в речевом развитии звукоподражательных,
автономных слов, которые сосуществуют
с общеупотребляемыми словами, делает
речь аутичного ребенка вычурной и
нередко труднодоступной для понимания.
Ненаправленная вербальная активность
нередко прерывается мутизмом.

При
потенциально сохранном интеллекте, а
иногда, как указывалось, и ранно
выявляющейся частичной одаренности
(музыкальной, математической) эти дети
находятся вне реальной ситуации и на
предъявляемые требования дают реакции
негативизма с частым отказом от даже
уже существующих умений и навыков. С
возрастом в большинстве случаев все
более выступает нецеленаправленность
поведения, его слабая связь с ситуацией,
противоречивость всей психической
сферы ребенка.

При
обсуждении сущности основного
расстройства, определяющего синдром
раннего детского аутизма независимо
от его этиологии, различные авторы
выделяют ряд факторов. Сторонники
господствовавшего ранее психоаналитического
направления (Б. Беттельхейм, 1967 и др.),
рассматривающие аутизм как результат
подавления холодными, «доминантными»
родителями спонтанной эмоциональной
активности ребенка, усматривают основной
дефект в трудностях формирования
устойчивой, константной картины мира,
в норме являющейся результатом не только
когнитивного, но и эмоционального
развития. «Уход в себя» представляется
следствием ранней психогенной
травматизации. Другое психоаналитическое
объяснение того же феномена ставит во
главу угла патологическую фиксацию
симбиотической связи «мать — ребенок»,
изолирующую последнего от окружающего
мира и мешающую формированию адекватного
представления о нем (Г. Бош, 1970). Клиницисты
усматривают основной дефект при раннем
детском аутизме в слабости «я», нарушении
сознания и активности (Я. Лутц, 1968), во
врожденной инстинктивной недостаточности
(Г. Аснергер, 1944), врожденной тревожности
(С. Шесс, 1978), в недостаточности интуиции,
неспособности понимания переживаний
других людей (Д. Ван-Кревелен, 1971), снижении
потребности в общении (П. Е. Сухарева,
1974).

Ряд
исследователей пытаются объяснить
разнообразные проявления раннего
детского аутизма нарушениями определенных
психофизиологических механизмов:
первичным снижением витального тонуса
(С. С. Мнухин, 1947), нарушением уровня
бодрствования (Б. Римланд, 1964) и т. д.
Многочисленны данные о роли патологии
восприятия: дефектности дистантного
восприятия при сохранности контактного
(П. Пронвост, 1968); низких, а по другим
сведениям, — высоких сенсорных порогах
(Р. Бергман и С. К. Эскалона, 1949; Е. Г.
Антони, 1958; С. Г. Хатт с сотр., 1975). Л. Десперт
(1951), Б. Гольдфарб (1961), Е. М. Орнитц (1969)
предполагают парадоксальность реакций
на сенсорные раздражители: в условиях
чрезмерной сенсорной чувствительности
(«недостаточной фильтрации стимулов»)
возникает гиперкомпенсаторный механизм
защиты, который обусловливает дефицит
информации и вторично — явления
психической депривации. Е. М. Орнитц
(1969) связывает нарушение константности
восприятия аутичных детей с патологией
вестибулярной системы. У Л. Бендер (1959)
полагает, что расстройства функций
вестибулярного аппарата обусловливают
страх при нарушении равновесия, тенденцию
к вращательным движениям.

Имеются
данные о нарушениях речи (дисфазии, по
Д. Веберу, 1978), понимания значений слов
(Б. Хермелин и М, 0’Коннер, 1970; Д. Б. Черчилль,
1978), о неспособности к усвоению
грамматических правил (М. Раттер, 1978).

Ряд
исследователей рассматривают перцептивные
и речевые трудности в контексте более
общих интеллектуальных нарушений (М.
Мейер, 1969 и др.). Б. Хермелин и М. 0’К.оннер
(1970) оценивают нарушение речи у детей,
страдающих аутизмом, как одно из
проявлений недостаточности мышления,
а именно невозможности использования
знаков и символов.

Читайте также:  Ребенок с типичным развитием это

В
серии специальных психологических
экспериментов, проведенных М. В.
Гиппенрейтер (1981), было показано, что у
детей, страдающих ранним аутизмом,
имелась тенденция к худшему по сравнению
с нормой выполнению перцептивных задач.
И. В. Захарова (1982), получившая сходные
данные о худшем опознании предметных
изображений детьми, страдающими
шизофренией, чем их здоровыми сверстниками,
объясняет это явление с позиции гипотезы
10. Ф. Полякова (1974) о недостаточной
избирательности психических процессов,
прежде всего мышления при шизофрении
и конституциональных особенностях
шизоидного круга.

В
отдельных исследованиях (Л. Винг, 1978; В.
Е. Каган, 1981 и др.) обсуждаются возможности
преимущественной мозговой локализации
поражения, обусловливающей симптоматику
раннего детского аутизма: нарушение
корковых функций, преимущественно
левого полушария, в том числе речевых
зон; субкортикальная локализация с
нарушением интеграции интерои
экстерорецепции; гипоактивность правого
полушария в переработке образной и
символической информации.

Особую
группу представляет этологический
подход к исследованиям аутичного ребенка
(С. И. Хатт с сотр., 1964; Е. А. Тинберген и
М. Тинберген, 1972; П. Ховлин с сотр., 1973; Д.
Ричер, 1978 и др.). Эти работы дают
характеристику поведения аутичного
ребенка в социальной ситуации, в условиях
его вовлечения во взаимодействие.
Показано, что аутичный ребенок имеет
особенно низкий порог социального
избегания, который закрепляется с
возрастом, по мере накопления
несостоятельности контактов со взрослым.
Для понимания механизмов такого низкого
порога привлекаются эксперименты с
нормальными младенцами (А. Бразельтон
с сотр., 1974), у которых фиксировались
колебания направленного внимания и
уход от контакта при обращении матери
к ребенку именно в периоды ослабления
этого внимания.

Каждое
из рассмотренных выше направлений
исследований внесло свой вклад в
понимание аутизма. Психоаналитические
концепции если и не смогли доказать его
психогенную природу, то все же привлекли
внимание к роли нарушений эмоциональных
связей больного ребенка с матерью,
указали на необходимость психотерапии
не только ребенка, но и семьи в целом.
Клиницисты описали психопатологию
раннего детского аутизма. Психологические
исследования очертили ряд трудностей,
выходящих за рамки эмоциональных
нарушений, выявили особенности отдельных
психических процессов, прежде всего
восприятия, мышления и речи. Исследования
этологического направления были обращены
к изучению и онтогенетически наиболее
ранних форм спонтанной активности
аутичного ребенка и на этой основе —
попытке развития его контактов с
окружающим.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Динамика состояния детей, больных аутизмом
Родителям всех детей было предложено оценить динамику состояния одним из выражений: А — с возрастом не меняется, Б — с возрастом становится лучше, В — с возрастом становится хуже. Обоснованность и достоверность этих оценок устанавливались в совместном обсуждении, анализе объективных данных. Случаи утяжеления клинической картины анализировались дополнительно и оценивались отнесением к одному из вариантов: а — психотическая трансформация; б — углубление первоначально диагностированных проявлений; в — учащение припадков; г -трудности социальной адаптации, выходящие на первый план при отсутствии а, б и в и имеющие характер асоциальности.

Степень улучшения при аутизме может быть различной. У ряда больных нарушения поведения с возрастом сглаживаются, приближаясь к картине аутистической психопатии. По сравнению с описанными Asperger картинами в этих случаях более или менее отчетливо представлены резидуально-органические особенности. Такие дети неловки и неуклюжи, обнаруживают элементы недостаточности психического напряжения и аспонтанности, явления застреваемости и прилипаемости, трудности концентрации и фиксации внимания, увеличение градиента интеллекта за счет снижения показателей по невербальным субтестам и проч. Им свойственно замедленное и нередко несовершенное овладение навыками рисования, письма, лепки, самообслуживания. Воображение носит более пассивный характер, фантазии застревают надолго. Они носят несколько застывший и менее творческий характер. Нередко они приближаются к витиеватой усложненности и муссированию в общем тривиальных истин, самоцельному «рассуждательству». Контрастность черт личности усиливается и нередко утрируется чертами гиперактивности. При интенсивной стимуляции уровень достижений может повышаться, причем иногда-весьма существенно. Все эти дополнительные симптомы выявляются в комплексе с основными симптомами аутистической психопатии.

Станислав Б., 10 лет. Наследственной отягощенности психическими заболеваниями не выявлено. Мать — инженер, энергична, общительна, подвижна, в прошлом спортсменка. К рождению ребенка ей было 22 года, отцу — 32. Он — инженер, мягкий, добрый, медлительный и пассивный домосед. Младшему брату 7 лет, по характеру он подвижен и общителен, страдает бронхиальной астмой.

Беременность 1-я, протекала с субфебрильной температурой и обмороками. В течение всей беременности у матери — эмоциональная подавленность. Роды срочные, сухие, с механическим родовспоможением («выдавливали»). Масса тела при рождении — 4230 г. Родился ослабленным, вялым, с гематомой в области левого глаза. При первых кормлениях засыпал. До 3 месяцев сосал вяло и прикармливался из рожка. Отнят от груди к году. Отмечались частые срыгивания, хронические запоры, беспокойный сон. Много был на руках у взрослых.

В 5 месяцев перенес простудное заболевание и катаральный отит. В последующем тяжелых заболеваний не переносил. В 4-6 лет наблюдался эндокринологом в связи с избыточной массой тела. До 5-6 лет — частые запоры. Аллергия к ряду медикаментов, шоколаду, цитрусовым.

Читайте также:  Периоды развития ребенка и факторы формирующие здоровье

Сел в 6 месяцев, пошел в 10 мес. К началу 2-го года выявлено плоскостопие. Моторно неловок. На горшок просится с 9 месяцев, самостоятельно опрятен с 2 лет, ест с 4 лет, одевается с 6 лет, справляется со шнурками с 7 лет. Первые слова — в 9-10 месяцев, после чего до 2 лет активный словарь практически не увеличивался. После 2 лет появилась фразовая речь, и уже через 2 месяца читал вслух стихи, свободно объяснялся, обращая внимание правильностью и сложностью речи, точно передающей его мысли. Не выговаривал ряд звуков, в связи с чем занимался с логопедом. В 7 лет, после начала обучения, возникло заикание. В 9 лет оно ликвидировано после курса гипнотерапии. До 5 лет называл себя по имени. В 4,5-5 лет — период словотворчества: «утреет» — наступает утро, «дышабры» и т. д. К 3 годам знал все буквы, в 4 года 7 месяцев прочел сам первую книгу. К 4 годам освоил счет, в 6 — научился писать.

Очень любил играть «конструктором», «строил» из него города и животных. Долго разговаривал с игрушками. В возрасте 5-7 лет — яркие игровые перевоплощения. Никогда не тянулся к детям, в детский сад ходить не хотел и рос дома. Предпочитал одиночество или общение со взрослыми. Первые приятели-сверстники появились только в 3-4-м классе. Всегда болезненно встречает любые перемены в домашней обстановке и скучает по ней в отъезде, не любит новые вещи и одежду. Со сверстниками общается мало. Может несколько недель не знать, как зовут его соседа по парте. Быстро устает, рассеян, но учится легко, предпочитая гуманитарные предметы. На уроках труда и языка успевает хуже — неловок, плохой почерк. В 5-6 лет очень впечатлителен, позже — обидчив, искренен, прямолинеен. Имеет свою точку зрения на многие вещи. Мнением о себе не интересуется и не старается произвести впечатление или понравиться. Страстный книгочей, не расстающийся с книгой,- он может сказать в школе, что за лето не прочел ни одной книги, дать бедный ответ по глубоко знакомой теме: «Что я знаю — это мое личное дело». Не терпит противоречий, наказаний, обязанностей, отрыва от его дел и занятий. С 3 лет охотно посещал Зоологический музей, в 6 лет увлекался происхождением и прошлым Земли, затем — астрономией, много читал на эти темы. Увлеченно строит гипотезы о возникновении жизни, Земли, Вселенной. Вопросы вне тематики увлечений задает редко.

При наблюдении: спокоен и свободен в поведении до потери чувства дистанции. Беседуя, вертит что-нибудь в руках или расковыривает ранки. Контакт на уровне интересующих его тем поддерживает достаточно. Откровенен до прямолинейности. С усмешкой заявил, что попросил бы волшебника принести ему волшебную палочку: «Взмахнул — лето. У воды. Покупался, поел чего-нибудь вкусненького и опять дома. А там уже готовая кроватка — поспал, почитал…». «С кем дружу? Понятие это неопределенное…, если приходит Алеша, поиграем с ним в солдатики, а если у меня книжка интересная, лучше бы и он сел почитать….; брат ломучий, а ему все потакают. Понимаете, я был бы больше рад сестренке — меньше возни. У нас интересы расходятся, он больше общество любит. Он вне себя от восторга, когда ко мне кто-нибудь приходит… Вот если бы учительница приходила раз в неделю ко мне домой — сделал все и отдыхай неделю… Конфликты с мамой? Мама кричит, что я толстый. Я хочу ответить — она обижается, хотя я совсем не преследую цели ее обидеть…».

Соматоневрологически: крупный и полный, избыточные жировые отложения на груди, бедрах. Левая глазная щель шире правой. Легкое правое преобладание при оскале. Пробы Хэда выполняет зеркально, пробы Озерецкого — с ошибками, не воспроизводит средней сложности ритмы.

По ABM-WISC: ОИП соответствует высокой норме, ВИП — очень высокой и НИП -средней норме. Показатели по субтестам колеблются от очень высокого уровня (общая эрудиция, способность оперировать числами, определять предметы и понятия по их признакам) до пограничного уровня (понимание общественных норм жизни) и уровня дебильности (выделение последовательности событий).

По опроснику Айзенка: амбиверт, нейротизм не выражен, искренен. По методике Розенцвейга: реакции на фрустрацию дифференцированы: при конфликтах по его вине — признание вины или поиск причины, по вине другого — личностная и безличная агрессия, при случайных — обсуждение.

ЭЭГ: резко выраженная астеноатоническая биоэлектрическая активность- значительно снижена амплитуда, рисунок волн стерт, реакция на функциональные пробы резкая и укороченная.

При некотором характерологическом сходстве с отцом обращают на себя внимание патология анте- и интранатального периода, диэнцефальная стигматизация, резидуально-органические симптомы. Диагностика детского аутизма опирается на нарушения отношений и общения, ограничение коммуникативного пользования речью, стремление к поддержанию неизменности окружения. Клиническая картина, с первых лет занимающая промежуточное положение между ранним детским аутизмом и аутистической психопатией, с возрастом смягчается.

В отличие от описывавшихся Kanner картин в этих случаях нарушения на 1-м году жизни менее грубы, а поведенческие особенности становятся явными на 3-м году. Последние усиливаются при поступлении в детский сад, школу и т. д., т. е. когда меняется отношение к ребенку и его ролевые задачи требуют  перестройки  в условиях изменяющейся ситуации и окружения. Речь развита хорошо, но коммуникативное ее использование в той или иной мере ограничено. Интеллект по клиническим и экспериментальным данным достаточен или высок — как правило, за счет вербальных умений.

Читайте также:  Факторы социализации не влияют на развитие личности ребенка

Вместе с тем, картины раннего аутизма и аутистической психопатии объединяют стремление к сохранению неизменности окружения, снижение способности к общению и потребности в нем, характер и стереотип развития игр и увлечений, неравномерность и асинхронность развития. У некоторых детей 10-12 лет с картиной аутистической психопатии в раннем анамнезе выявляются симптомы аутизма. Наконец, в случаях успешной терапевтической динамики можно наблюдать постепенное уменьшение тяжести состояния с переходом симптоматики аутизма в более мягкие проявления аутистической психопатии.

Существует мнение, что ранний инфантильный аутизм является следствием органического поражения головного мозга у аутистических психопатов. Иначе говоря, их сходство объясняется наследственной обусловленностью, а разница — наличием или отсутствием экзогенных вредностей. При хорошо известных трудностях идентификации мягких органических поражений таким путем могут быть разграничены лишь крайние варианты. Клинико-биографический метод дает возможность судить о наследственной отягощенности, а не о собственно обусловленности. Поэтому мы не видим возможности достаточно аргументированного подтверждения или опровержения приведенной точки зрения.

Однако сходство клинических картин раннего аутизма и аутистической психопатии, возможность перехода картин раннего аутизма в картины аутистической психопатии, существование аутистической психопатии при отсутствии идентифицированной наследственной отягощенности позволяют понимать их как различающиеся по тяжести проявления одного состояния — детского аутизма. Вместе с тем, учитывая отмеченные разногласия, мы не находим возможным окончательно отвергнуть мнение об их различии и полагаем, что за рядом случаев, которые при ином понимании могут быть истолкованы иначе, сегодня следует сохранять обозначения, подчеркивающие их различия и способствующие таким образом разрешению вопроса. Дифференцированное их обозначение целесообразно и с практической точки зрения, так как подчеркивает перспективы прогноза.

Резкая смена стереотипов и условий жизни может приводить к усилению нарушений поведения и общения. При этом, однако, качество аутентического поведения не изменяется, не развиваются процессуальные регрессивные симптомы. При аутистических психопатиях период адаптации может затягиваться до 3-6 месяцев, при раннем аутизме — и на более долгий срок, но в конечном итоге состояние возвращается к исходному уровню.

Данные катамнеза длительностью 5-19 лет во 2-й изученной группе свидетельствуют о плохой социальной адаптации. 6 больных к достижению совершеннолетия находились в учреждениях собеса, 4 устойчиво и 2 эпизодически работали в лечебно-трудовых мастерских, 2 находились дома и не работали. В период активного наблюдения из 25 больных школьного возраста 8 детей обучались во вспомогательной школе, 2 — дома по программе вспомогательной школы и 1 — в массовой школе. Закончили обучение по программе вспомогательной школы 8 больных. При анализе причин столь низкой адаптации обращает на себя внимание значение нарушений общения и недостаточности практической ориентировки.

Больные 1-й группы наблюдаются динамически в течение 2-8 лет. Это проспективное наблюдение в ряде случаев дополнено документированными ретроспективными данными, увеличивающими общий срок наблюдения до 2-14 лет. Дети школьного возраста обучались в школе, из них 3 — во вспомогательной. 6 больных приступили к обучению в 8-9 лет. Из 9 детей, окончивших в период наблюдения школу, 4 — самостоятельно работают (из них 3 -на работах, не требующих специальной квалификации), 2 -учатся в вузах и 3 -в техникумах и ПТУ. Реальные жизненные достижения, как правило, ниже формальных возможностей, в частности интеллектуальных. Степень этого несоответствия зависит от выраженности нарушений общения, тяжести «органической» составляющей состояния. После 16 лет 3 больных госпитализировались в психиатрические стационары: 2 -в связи с ригидным аутистическим поведением на фоне неравномерного и невысокого интеллекта, 1-для получения экспертного заключения. Их состояние квалифицировано в стационарах как органические псевдошизоидные психопатии.

У больных раннего (до 5 лет) возраста прогноз связан с тяжестью собственно аутистических проявлений, наличием или отсутствием грубо-органических симптомов, темпом развития речи, динамикой игры и временем начала лечения. Эти первые прогностические заключения могут быть относительными, так как удельный вес каждого из перечисленных факторов может существенно различаться от ребенка к ребенку. Значительные поправки в прогноз вносит реакция на первые этапы медико-педагогической работы.

Источник