Ребенок с типичным развитием это

Ребенок с типичным развитием это thumbnail

Клиническая и специальная психология - №3 / 2012 | Перейти к описанию

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг
Science Index
РИНЦ 2018

31 место —
направление «Психология»

0,59 —
показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,663 —
двухлетний импакт-фактор

 

Егоров А.В.
педагог-психолог, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия
e-mail: egorovfamily@gmail.com

Захаренко Н.В.
студентка, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия
e-mail: zakharenko.nataliya@gmail.com

Казьмин А.М.
кандидат медицинских наук, профессор кафедры нейро- и патопсихологии развития, факультет клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
e-mail: mgppukprd@gmail.com

Фирсова Л.В.
социальный педагог, Государственное образовательное учреждение Детский сад компенсирующего вида №385, г. Москва, Москва, Россия
e-mail: luge85@mail.ru

Аннотация

Целью исследования было выявление связи индивидуально-личностных характеристик с уровнем достижения образовательных результатов детьми дошкольного возраста с типичным развитием и умственной отсталостью. Обследованы типично развивающиеся дети в возрасте от 4 до 7 лет (N=61) и две группы дошкольников, уравненных по полу и, частично, по возрасту: с типичным развитием (N=8) в возрасте от 5 до 7 лет и с умственной отсталостью (N=8) в возрасте от 5 до 7,5 лет. Использовалась шакала оценки компетентностей дошкольников и личностныйопросник M5-PS. Установлено, что типично развивающиеся дети с высокой выраженностью факторов «открытость новому опыту», «добросовестность» и «экстраверсия» успешнее овладевают образовательными компетенциями, чем их сверстники с низкой выраженностью этих факторов (p

  1. Казьмин А.М., Козубанова Е.Ю., Несмачная И. А., Словохотова О.В.,
    соавт.
    Использование шкалы оценки образовательных компетентностей детей в
    дошкольном инклюзивном образовании: предварительное исследование // Практика
    управления в ДОУ(в печати, 2012).
  2. Егоров А.В., Захаренко Н.В., Казаков А.М., Казьмин А.М., Фирсова
    Л.В.
    Пилотажное исследование достижений, зрелости психофенотипа и
    эмоциональной адаптации дошкольников с типичным и атипичным развитием в
    инклюзивных группах // Клиническая и специальная психология. М., 2012. №2.
  3. Grist C. L., McCord D. M. (2010) Individual Differences in Preschool
    Children: Temperament or Personality? Infant and Child Development. Published
    online in Wiley InterScience (www.interscience.wiley.com). DOI: 10.1002
  4. Grist C. L., Socha A., McCord D. M. (2012) The M5-PS-35: A
    Five-Factor Personality Questionnaire for Preschool Children. J. of Personality
    Assessment, 94(3), 287-29
  5. Fortenberry C. L., Grist C. L., McCord D.M. (2011) Personality Trait
    Differences between Typically Developing Children and those Diagnosed with
    Autism Spectrum Disorder, Individual Differences Research, Vol. 9, No. 2
  6. Scheck A.M., L. Malesky A., Cathy J., Grist L., McCord D. M. (2010)
    Personality in Preschool Children: Preliminary Psychometrics of the M5-PS
    Questionnaire, American Journal of Psychological Reseach, Volume 6, Number 1,
    2010
  7. Tackett J.L., Slobodskaya H.R., Mar R.A., Deal J., Halverson C.F.J.,
    Baker S.R., Pavlopoulos V., Besevegis E. (2012)
    The hierarchical structure
    of childhood personality in five countries: continuity from early childhood to
    early adolescence.Journal of Personality, V. 80, N. 4

 

Источник

Ольга Сигаева
Типичные психологические проблемы в развитии детей

Причинами возникновения психологических проблем ребенка являются осложнения его психического развития. Они требуют незамедлительного вмешательства, поскольку оказывают негативное влияние на психологическую адаптацию дошкольника обществе. В качестве общего перечня психологических проблемы дошкольного возраста рассмотрим классификацию детского психолога А. Л.Венгера:

Проблемы, связанные с интеллектуальным развитием (плохая память, неуспеваемость, трудности в освоении учебных материалов, нарушения внимания);

Проблемы, связанные с поведением (грубость, неуправляемость, агрессивность, лживость);

• Эмоциональные проблемы (высокая возбудимость, переменчивое настроение, раздражительность, страхи, тревога);

Проблемы, связанные с общением (нездоровое стремление к лидерству, замкнутость, обидчивость);

Проблемы неврологического характера (навязчивые движения, тики, высокая утомляемость, головные боли, плохой сон).

Агрессивные дети.

Агрессивное поведение – одно из распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Читайте также:  План развития ребенка по месяцам до года рост вес

Проблема агрессии и агрессивности в теоритическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно.Необходимо знать три главных понятия:

1. Что такое агрессия / агрессивность

2. Каковы возможные причины её выявления;

3. Как её корректировать

Необходимо научиться различать понятия «агрессия» и «агрессивность».

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, по мнению А. А. Реан, в готовности к агрессии.

Факторы влияющие на поведение ребёнка:

1. Стиль воспитания в семье (гипер – и гипоопека);

2. Повсеместная демонстрация сцен насилия;

3. Нестабильная социально – экономическая обстановка;

4. Индивидуальные особенности человека;

5. Социально – культурный статус семьи.

Агрессивность может быть и формой протеста против ограничения каких — нибудь естественных желаний и потребностей ребёнка, например, потребности в движении, активной деятельности.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены. Как правило,такие дети не могут сами оценить свою агрессивность: они ненавидят и боятся окружающих, не замечая, что сами же вселяют и страх, и беспокойство. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции.

Агрессивность ребенка дошкольного возраста может быть различных видов: физическая, вербальная, защитная, агрессивность в виде угроз и др. Разнообразие проявлений агрессии у детей может проявляться в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другое.

Задачи в работе с агрессивными детьми:

Развитие умения понимать состояние другого человека;

Развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;

Обучение ауторелаксации;

Обучение способам снятия напряжения;

Развитие навыков общения;

Формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.

В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно, с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотерапии. Детям нравиться играть с водой, глиной.С детьми необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками и т. д.

С целью корректирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.)

Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой.

Взрослым, окружающим агрессивного ребёнка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности.Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!». Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющее хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.

Источник

Нейротипичные дети – дети с условно нормативным развитием.

Дети с нарушениями в развитии – дети с большей или меньшей степенью отклонения в развитии.

Главное, что выделяет этих детей – проблемное поведение.

Поведение — определённый сложившийся образ взаимодействия с окружающей средой.

Писатель Philip Whitaker предложил воспринимать поведение как айсберг: то поведение, которое мы наблюдаем — это верхушка, но гораздо больше скрыто под ней – это факторы, формирующие её.

Поведение детей — отражение поведения родителей, к которому приводят разные факторы, начинающие воздействовать на ребёнка уже с 1 – го года его жизни.

Ребёнок, о котором заботятся:

  • Чувствует поддержку, учится доверять – мир видит безопасным и дружелюбным.
  • Легко абсорбирует и придерживается родительских ценностей.
  • Демонстрирует здоровое, продуктивное поведение.
Читайте также:  Рекомендации педагога и перспективы развития ребенка

3_Bezymyannyj.jpg

Привязанность к родителям – база доверия к миру

Стиль привязанности

Отношение со взрослымСтратегии поведения младенца, когда он расстроен

Надёжная

Взрослый последовательно удовлетворяет потребности ребёнка, когда он расстроенПлач, младенец знает, что взрослый его утешит

Тревожноизбегающая

Взрослый не реагирует на ребёнка, когда он расстроен

Младенец уваивает, что плачем не добиться ничего

Тревожноабвивалентная

Взрослый реагирует на потребности ребёнка непоследовательно и беспорядочно

Младенец плачет (иего трудно успокоить), пытаясь тем самым удержать внимание взрослого

Дезорганизованная

Взрослый — источник страха и травматических переживаний

Младенец не вырабатывает последовательной стратегии поведения при расстройств


Качество привязанности
определяет готовность ребёнка слушаться и принимать родительские ценности. Родитель обязан брать на себя ведущую роль. Если ребёнок не уверен в своём взрослом, в его привязанности, он будет добиваться подтверждающей связи, стремиться сохранить и укрепить её любой ценой. Отсюда и будут возникать проблемы в поведении.

Уровни привязанности:

  1. С рождения – через чувства.

Физический контакт с теми, кто тебе дорог: голос, контакт «кожа к коже», ласки, приговоры о том, какой он прелестный и милый.

Ласковые слова и умиление формируют в ребёнке ощущение, что мир ему рад, что он хорош и любим просто за то, что он есть. Наполнившись ощущением своей безусловной ценности, во взрослой жизни он сможет принимать критику, не травмируясь, а также будет меньше зависеть от похвалы и одобрения других людей.

  1. Ранний возраст — мама или другой «главный взрослый» – безопасная «база», на которую он будет возвращаться после каждой исследовательской деятельности. Эта «база» должна быть всегда в зоне доступа, иначе у него может сформироваться «тревожная модель» привязанности. И тогда в будущем он будет бояться, что близкого человека не окажется рядом в трудную минуту, а в партнёрских отношениях будет испытывать сильный страх расставания.
  2. Мамины (главного взрослого) объятия необходимы ребёнку для того, чтобы он понял, что здесь можно погоревать над своими обидами и неудачами, но всё равно нужно двигаться дальше, чтобы покорять этот интересный мир. Из такого малыша вырастет взрослый со стрессоустойчивой, гибкой психикой, способный при необходимости обратиться за помощью.

Факторы, влияющие на поведение:

  • Внутренние (биологические):

— повышение внутричерепного давления;

— проблемы гастроэнтерологического характера,

— эпилептические припадки и т.д.

  • Внешние (окружающая среда):

— ранняя депривация — это недостаток сенсорных возбудителей и социальных мотивов, лишение живых ощущений, общественных контактов и природных впечатлений;

— жестокое обращение;

— окружающие люди;

— ситуации и т.д.

Проблематичное поведение – это поведение, в результате которого ребёнок добивается определённой функции, посредством которой данное поведение закрепляется и появляется возможность его повторения в будущем.

Функции проблематичного поведения:

  1. Получение желаемого.
  2. Избегание требований.
  3. Привлечение внимания.
  4. Сенсорное насыщение.

Изменение поведения достигается за счёт одобрения и поощрения желательных и игнорирования нежелательных форм поведения. Это приводит к формированию необходимых взаимосвязей между отдельными формами поведения у ребёнка.

Эффективные формы работы с проблемным поведением:

  1. Понять смысл поведенческих проблем, что ребёнок хочет сказать таким образом.
  2. Есть ли внутренние факторы. Каковы факторы окружающей среды. Свести их к минимуму.
  3. Определить, какую функцию преследует ребёнок.
  4. Помешать закреплению негативного поведения.
  5. Наблюдать и вести записи, своего рода «поведенческий дневник».
  6. Обучить желаемому поведению.

Типично развивающиеся дети учатся без всякого вмешательства — мир вокруг них обеспечивает все необходимые условия для этого.  А вот нейротипичных детей и детей с нарушениями в развитии необходимо обучать. У них есть потенциал для этого, но им нужна очень структурированная среда, максимально оптимизированная для приобретения навыков, которые типичные дети получают из «естественной» среды. Методика АВА (прикладной анализ поведения) — как раз о том, как создать такую среду, в которой эти дети смогут учиться. В АВА желаемое поведение ребенка награждается, что побуждает его действовать в нужном ключе. Это метод предназначен не только для корректировки поведения, но в основном для обучения навыкам, от простых, типа подготовки ко сну и одевания, до более сложных, таких как социальное взаимодействие.

Читайте также:  Направления психического развития ребенка в раннем возрасте

Но первым делом необходимо определить функцию поведения, для этого в АВА используют 2 таблицы:

  • АВС – где, А – предшествующий фактор, В – поведение, С – последствие.
  • Скаттер Плот (Scatter Plot) – менее популярная, используется при частом проблематичном поведении.

 Наблюдение происходит в течение нескольких дней, в разных ситуациях, в разные временные периоды.

ДатаОписание поведенияСобытия перед поведениемДлительность поведенияСобытия во время поведенияСобытия сразу после поведения
 Падает на пол, кричитНа детской площадке увидел мальчика на велосипеде10 минУговорили мальчика дать велосипедУспокоился, покатался на велосипеде
 Падает на пол, кричитСидел за стулом во время обеда, не хотел есть суп. Мама сказала: «Покушаешь, пойдём на прогулку»30 минУговаривали, предлагали съесть картошку с мясом. Не стал есть.Пошли на прогулку

20_Bezymyannyj.jpg

Методы АВА:

  1. Проактивные – применяются ещё то того, как поведение произошло, т.е. происходит манипуляция внешними факторами, которые влияют на поведение (что можно изменить в окружающей среде, чтобы поведение вообще не происходило). Какое поведение может быть вместо проблематичного и есть ли оно в арсенале ребёнка. Если нет, надо обучить.
  2. Реактивные (вспомогательные) – манипуляция последствиями, т.е. меняются последствия. Которые обычно происходили после поведения.

Советы для изменения контекста поведения:

  1. Отслеживайте хорошее поведение.
  2. Специально планируйте ситуации, в которых ребёнок сможет потренироваться в желательном поведении.
  3. Сделайте свои ожидания предельно конкретными и понятными.
  4. Создайте для ребёнка расписание, где любимые и нелюбимые занятия будут чередоваться.
  5. Никогда не забывайте, что вы здесь взрослый.
  6. С проблемным поведением можно работать и разобраться в его причинах.

Советы:

  1. Последовательность. Какую бы стратегию для работы вы не выбрали, ее должны придерживаться все, кто так или иначе связан с вашим ребенком: члены семьи, учителя и т. д. Если на нежелательное поведение ребенка все будут реагировать по-разному, это может быть причиной стресса, беспокойства и дезориентации, что в свою очередь приведет к тому, что с нежелательным поведением будет только сложнее справиться.
  2. Будьте терпеливы: поведение вашего ребенка не изменится за одно мгновение. Ведите дневник, так будет легче отследить даже самые маленькие положительные изменения.
  3. Наказания обычно не срабатывают. Также наказания не объяснят вашему ребенку, какого поведения вы от него ждете, и не научат его ничему новому.
  4. Физические упражнения могут помочь справиться со стрессом и плохим самочувствием.
  5. Тайм аут — прекрасная возможность для ребенка, чтобы успокоиться.
  6. Работая над поведением, смотрите на вещи реально и ставьте перед собой и перед вашим ребенком цели, которых вы в состоянии достигнуть.
  7.  Помогите научиться использовать новые навыки или стратегии поведения в разных ситуациях
  8. Убедитесь, что навык не забыт. Если в прошлом вы успешно использовали какую-либо стратегию, время от времени следует освежать ее в памяти, чтобы ребенок не забыл полученных навыков. Может случиться и так, что вы будете вынуждены вернуться к старым стратегиям работы с поведением, в случае, когда ребенок будет находиться в состоянии стресса, болеть или переживать серьезные перемены, и старое поведение вновь появится. Вам могут помочь визуальные средства поддержки.

Источник