Динамика изменения показателей развития ребенка пмпк

  1. Специалисты школьного ПМПк обязаны предоставлять сведения о динамике развития детей, прошедших районную ПМПК, и взятых на динамический контроль в конце 2,3,5, 7 классов.
  2. Для контроля за динамикой развития детей, прошедших районную ПМПК, и взятых на динамическое сопровождение собирается расширенный состав ПМПК, куда входят специалисты районной ПМПК и представители школьного ПМПк.
  3. Специалист школьного ПМПк предоставляет для рассмотрения на расширенном заседании ПМПК сведения о динамике развития ребенка:

— педагогическая характеристика динамики развития учащегося и динамики

коррекционной работы за период прошедший с момента последнего обследования на

районной ПМПК, с оценкой эффективности проводимой коррекционно-развивающей

работы;

— педагогическоепредставление для отслеживания динамики развития (Приложение 12);

— карта динамики речевого развития (заполняется учителем-логопедом) (Приложение 13);

— психологическоепредставление для отслеживания динамики развития (Приложение 14);

— сведения о текущей успеваемости учащихся, поставленных на динамическое

сопровождение (Приложение 15).

4. По результатам проведенного совместного заседания расширенного состава ПМПК

заполняется Протокол, даются рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка

специалистам ОУ, родителям (законным представителям), даются выписки из протокола

совместного расширенного заседания ПМПК с рекомендацией о дальнейшей форме

обучения ребенка.

Приложение 1.

Примерная пед. характеристика на ученика с ЗПР

(предоставляется на ПМПК, врачу-психиатру)

Педагогическая характеристика

на ученика (цу) ______ класса школы № _________

Ф.И.О. ______________________________________________

Дата рождения_____________________

Ребенок посещает данное учебное заведение с … класса. На протяжении всего периода обучения у (имя) отмечались недостатки в развитии восприятия: его фрагментарность, ограниченность, поверхностность. В связи с недоразвитием слухового и зрительного восприятия недостаточно сформированы пространственно- временные представления, знания об окружающем мире весьма ограничены.

Отмечаются недостатки в развитии произвольной памяти: замедленное запоминание, неточность воспроизведения, плохая переработка воспринимаемого материала. Ученик затрудняется в применении приемов запоминания: смысловая группировка, классификация, что вызывает ряд трудностей при усвоении таких предметов, как биология, история, география, обществознание.

Внимание неустойчиво. (Имя) не способен к длительному напряжению и концентрации внимания на выполняемом задании. Во время уроков рассеян, трудно переключается с одного вида деятельности на другой.

Недостаточный уровень развития словесно-логического мышления проявляется в неумении самостоятельно решать сложные арифметические задачи. Низкий уровень абстрактно-логического мышления затрудняет усвоение программного материала по таким предметам как алгебра, геометрия, физика, химия. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, обобщения, нуждается в развернутой помощи педагога.

У ребенка бедный, недифференцированный словарный запас. Нарушение письменной речи проявляется в большом количестве специфических ошибок (пропуски, замен, недописывания букв), а также в большом количестве ошибок, связанных с неумением применять на практике орфографические правила. Уровень развития связной речи не соответствует программным требованиям, ребенок испытывает сложности при написании творческих письменных работ (сочинений, изложений).

У (имя) не сформированы устойчивые формы самоконтроля и самооценки, не всегда адекватно может оценить результаты своей деятельности. При выполнении трудных заданий принимает помощь взрослого и охотно использует ее, самостоятельно преодолеть трудности не может и не желает. Работоспособность низкая, отмечается быстрая истощаемость организма из-за умственных нагрузок. По мере утомления или неуспешности выполнения задания эмоциональное состояние ухудшается, становится эмоционально неустойчивым: раздражительным, легко возбудимым.

Дата

Директор подпись расшифровка

Классный руководитель подпись расшифровка

Приложение 2

Методические рекомендации к заполнению педагогической характеристики на ребенка с задержкой психического развития

Педагогическая характеристика ребенка с ЗПР может иметь разное назначение в зависимости от того, с какой целью она составляется. Соответственно меняется и ее основной акцент. Так, педагогическая характеристика необходима при переводе ученика из общеобразовательной школы в специальный коррекционный класс для детей с ЗПР.

Или педагогическая характеристика необходима при переводе ученика из коррекционного класса для детей с ЗПР в массовую школу в результате его значительного продвижения в овладении учебной программой, положительной динамики психического развития и улучшения состояния здоровья.

Читайте также:  Физическое развитие новорожденного на срок гестации ребенка при рождении

Педагогическая характеристика также необходима, если ученик стойко не усваивает учебный материал и встает вопрос о пересмотре диагноза; в этом случае она предназначена для медико-педагогической комиссии.

Характеристика должна отражать продвижение ученика в процессе обучения, изменения, происходящее под влиянием специального обучения и воспитания.

Педагогическая характеристика должна содержать следующие разделы:

1) общие сведения об ученике;

2) состояние школьных знаний и навыков;

3) общее развитие ребенка, особенности речи и мышления;

4) особенности учебной деятельности;

5) особенности поведения;

6) характеристика личности;

7) заключение.

В разделе «Общие сведения», помимо формальных данных (даты рождения ребенка и поступления в школу и т. п.), должно быть указано посещал ли детский сад, в какой класс школы, ученик принят, откуда поступил, оставался ли на второй год, когда начал обучаться по программе VII вида (для детей с ЗПР). Следует кратко охарактеризовать семью ребенка.

В разделе «Состояние школьных знаний и навыков» необходимо указать, какой предмет (или предметы) затрудняет ученика, какие разделы он не смог усвоить, какую помощь ему оказывал учитель (в том числе на индивидуально-коррекционных занятиях), ее эффективность. Следует также отметить, какие предметы или разделы программы он усвоил более успешно, какой учебный материал оказался для него наиболее легким. При этом важно описать индивидуальные особенности усвоения знаний — темп мыслительной деятельности ребенка, особенности запоминания (быстрота, осмысленность) и работоспособности, степень самостоятельности, реакция на помощь педагога и др.

При характеристике уровня общего развития следует показать осведомленность ребенка в окружающем (семья, окружающие предметы, простейшие явления природы). Степень полноты и точности таких знаний и представлений послужит материалом для оценки познавательной активности ребенка.

Описание речевого развития школьника должно содержать краткую количественную и качественную характеристику лексического запаса слов; отражать особенности грамматического строя речи — имеется ли аграмматизм и какова степень его выраженности, какие части речи и типы предложений преимущественно используются; затруднения в оформлении речевого высказывания — замедленность, наличие повторов, поиск нужных слов и др. Важно выделить особенности речи ребенка — состояние фонематического слуха, виды ошибок в устной, и письменной речи, их частота. Необходимо указать на наличие и степень стойкости ошибок, специфичных для письменных работ детей, либо отметить отсутствие таковых.

Также следует охарактеризовать способность делать пересказ прочитанного или прослушанного текста. По всем вопросам, касающимся состояния речи, педагог должен советоваться со школьным логопедом, использовать его данные.

Описывая особенности мыслительной деятельности, следует прежде всего остановиться на способности к обобщению, осмыслению материала, на понимании логических связей и отношений, умении выделить существенные признаки предметов, на возможности переключения с одного вида мыслительной деятельности на другой. Нужно указать степень использования ребенком помощи, раскрыть его потенциальные возможности.

Характеризуя особенности учебной деятельности ребенка, необходимо раскрыть следующее: быстрота его включения в работу, устойчивость деятельности (ее продолжительность без отвлечений), затруднения в переключении, темп работы, уровень работоспособности; наличие импульсивности при выполнении заданий, степень самостоятельности и организованности, сформированность навыков самоконтроля и умения оценить выполненную работу.

При описании поведения учащегося следует указать, насколько он дисциплинирован на уроках, на перемене, вне школы; отметить, есть ли двигательная расторможенность (либо заторможенность); описать, какими навыками культурного поведения он владеет.

В разделе «Характеристика личности» освещаются следующие вопросы: учебные и внеучебные интересы школьника, их устойчивость; специальные способности (в области изобразительной деятельности, музыки, спорта и др.), степень адекватности оценки своих возможностей; отношение к учебе и общественным поручениям, к товарищам и взрослым (в том числе к родителям). Следует указать любимое занятие в свободное время, преобладающий фон настроения, отношение к неудачам в учебе, к похвале или порицанию, обидчивость, склонность к жалобам.

Читайте также:  Теории и концепции воспитания и развития ребенка дошкольника

Заключительный раздел характеристики как бы суммирует и оценивает все самое существенное в ребенке, отмеченное в предыдущих разделах. Здесь педагог должен выделить черты характера и особенности личности ребенка, которые он оценивает как положительные или как отрицательные, а также указать на особенности, которые мешают ему овладеть знаниями, и на предполагаемые причины этого. Необходимо также определить степень его готовности к обучению по программе следующего учебного года.

Характеристика, написанная для медико-педагогической комиссии, должна освещать стороны, важные в плане дифференциальной диагностики. Здесь в первую очередь следует показать конкретные затруднения ученика в овладении школьной программой, особенности его мыслительной деятельности (темп, способность к обобщению, к осмыслению учебного материала, возможности использования помощи и осуществления переноса), состояние работоспособности ребенка, результаты индивидуальной работы с ним.

Приложение 3.



Источник

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ«ШКОЛА № 1391»

108800 г. Москва, п. Киевский, пос. Киевский, дом 7а

тел. 8-495-846-31-54, 8-495-846-38-01, e-mail: 1391@edu.mos.ru

«__»_______________2019г.

Характеристика

Иванов Иван Иванович

2011 года рождения

подготовительная  группа

Общие сведения

Поступил в детский сад: 1 сентября 2014 года

Мать: Иванова

Отец: Иванов

Перечень фактов в период обучения:

Программа обучения: адаптированная общеобразовательная программа «От рождения до школы»

Форма обучения: очная, полный день

Группа: общеразвивающая

Коррекционно-развивающая, психологическая помощь:  учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор физкультуры.

Информация об условиях и результатах образования ребенка в ДОО:

Показатели эмоционально- личностного развития: Иван спокоен, нетороплив, в меру общителен, настроение у него не устойчивое.  В игре не инициативен. Принимает условия коллективной игры, предложенной детьми и взрослым. С детьми и хорошо знакомыми взрослыми контактный, но с малознакомыми взрослыми молчит, избегает общения. Ребенок   не конфликтный, доброжелательный. Движения и мимика  вялые. Трудно засыпает и трудно просыпается.

Ребёнок обладает всеми необходимыми по возрасту навыками самообслуживания, но медленно раздевается и одевается, ест.  

Показатели изменения физического, моторного развития: Общая и мелкая моторика недостаточно развиты. Ведущая правая рука.

Показатели познавательного развития, речевого развития:

 Восприятие.

  • Цвет:  соотносит и называет все предъявленные цвета- красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, розовый, голубой,  салатовый. Сличает, но не называет – бежевый, серый.
  • Плоскостные формы: сличает и называет все плоскостные формы- треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал.
  • Объемные фигуры: из предъявленных: шар, куб, цилиндр, брусок, кирпичик не смог обозначить ни одну.
  • Слуховое восприятие: предъявленный текст воспроизводит не полностью, ритмический рисунок не повторяет .
  • Целостное восприятие: складывает разрезную картинку из 5 частей, выкладывает картинку из 6 кубиков без опоры на рисунок.
  • Зрительное восприятие: наложенные изображения: узнал 8 из 8 (N); недорисованные изображения: узнал 4 из 6(N).
  • Восприятие величины: самостоятельно разложил 10 брусочков в убывающем порядке. Показал самый высокий и самый низкий. Владеет порядковым счетом в пределах 10. Самостоятельно разбирает и собирает пирамидку с учетом размеров колец- методом зрительного соотнесения.
  • «Самое непохожее»: при первом предъявлении ориентируется только на два признака: форму и цвет, после обучения: учитывает все три признака (цвет, форма, размер).
  • Восприятие пространства:
  • Макропространство- самостоятельно ориентируется в групповом помещении, актовом зале, физкультурном зале, самостоятельно может дойти от кабинета психолога до группового помещения;
  • Микропространство – верно называет и опознает все стороны и части листа, выделяет центр.
  • Восприятие схемы тела, его частей и сторон:
  • Ориентировка на себе- показывает и называет части тела, левые и правые симметричные части тела (уши, коленки, пятки) дифференцирует левую и правую сторону (не уверенно)
  • Последовательность частей суток –  сформировано, с опорой на картинки. Утро, день, вечер, ночь – может назвать обобщающим словом.
  • Последовательность времен года – не сформировано, называет лето, зиму без опоры на картинки. Знает признаки каждого времени года, обобщающее слово. Путает смежные времена года (осень/весна)
  • Последовательность месяцев  – не знает.
  • Дни недели – порядок следования не сформирован.
  • Ориентировка на листе бумаги-  N, к концу года научился рисовать схему помещения и  находить предметы по схеме.
  • Ориентировка на листе в клетку – в начале года задание не выполнял, по результатам итоговой диагностики с заданием медленно, под контролем взрослого справляется.
Читайте также:  Как провести диагностику развития ребенка 4 лет

Внимание.

  • Концентрация — низкая.
  • Устойчивость – недостаточная, быстро истощается, отвлекается на внешние раздражители.
  • Произвольность в стадии формирования.

Память

  • Слуховая механическая —  динамика запоминания слов:3,1,4,5,6. (ниже возрастной нормы)
  • Зрительная – 5 из 10 ( средний уровень).
  • Опосредованная —  из 5/4 (соответствует возрастной норме)

Мышление.

  • Наглядно- действенное – умеет действовать по образцу, схеме
  • Наглядно- образное – быстро собирает  разрезные картинки из 5-6 частей. Конструирует из 7 палочек по образцу.
  • Способность устанавливать причинно-следственные связи – простые связи устанавливает.
  • Словесно- логическое – не выкладывает серию сюжетных картинок из 4 и не составляет связанный рассказ.
  • Способность выделить лишний предмет – вызывает затруднение.
  • Обобщение – подбирает обобщающее слово в рамках программного материала.
  • Картинки- нелепицы- объясняет их смысл, рассказ со скрытым смыслом- не понимает.

 Воображение- сюжеты рисунков не выделяются большой оригинальностью и разнообразием.

С опорой на картинки определяет эмоциональные состояния людей: веселый, грустный, сердитый, удивленный.

         Речевое развитие

  • Артикуляционный аппарат. Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий. Объем непроизвольных движений губ и языка ограничен. Нарушена переключаемость артикуляционных движений.
  • Общее звучание речи. Речь смазанная, маловыразительная.
  • Понимание речи. Ориентируется в повторяющихся бытовых ситуациях. Грубо нарушено понимание логико-грамматических конструкций.
  • Словарь. Пассивный и активный словари значительно ниже возрастной нормы.
  • Грамматический строй речи. Уровень сформированности грамматической компетенции значительно ниже возрастной нормы. Навыки словоизменения и словообразования находятся на стадии формирования. Трудности построения синтаксических конструкций: пропуск предлогов, ошибки согласования и управления.
  • Фонематическое восприятие. Грубо нарушено. Нарушена дифференциация звуков сходных по акустическим признакам, твердости-мягкости, глухости–звонкости. Навыки звукового анализа и синтеза не сформированы. Доступен анализ звукового ряда, состоящего из двух гласных звуков, анализ обратного слога.
  • Звукопроизношение. Полиморфное нарушение. Грубо нарушены звуконаполняемость и структура сложных слов.
  • Связная речь. Доступно понимание основной информации текста. Значительные трудности в построении собственного высказывания на основе визуальной информации. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках. Связность изложения нарушена, отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Пересказ может осуществить только по наводящим вопросам.

 Показатели состояния деятельности (игровой, учебной, продуктивной):

На занятиях ведет себя спокойно, малоактивен, медлителен, долго не может приступить к заданию, если в процессе деятельности появляются трудности, не пытается найти решения, не просит помощи, сидит и ждет. С педагогом в контакт вступает активно, не всегда может выразить правильно просьбу словами. В играх с детьми избирателен, играет с определенным кругом детей, пассивен.

Игры и их содержание не соответствуют возрасту.  

 Особого интереса к занятиям не проявляет. Наибольшие трудности вызывает рисование, лепка, аппликация (там, где нужно работать руками). Не усидчив, внимание рассеянное. С одного вида деятельности на другой переключается довольно быстро. Помощь взрослых принимает всегда с удовольствием, самостоятельность проявляет мало.

Освоение программного материала:

Динамика усвоения адаптированного программного материала подготовительной группы- средняя. На конец года адаптированная общеразвивающая программа усвоена частично. Наблюдается  положительная динамика развития по всем образовательным областям: речевое, познавательное, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое развитие. С мальчиком были проведены индивидуальные дефектологические, психологические и логопедические занятия в соответствии с адаптированной основной образовательной программой для детей с задержкой психического развития. Существенные затруднения в формировании физического, познавательного, речевого развития, эмоциональная незрелость.

Общий вывод: АООП для ЗПР усвоил частично.

Дата составления характеристики: 2.04.2019

Источник