Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка

Елена Эрмансон
Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

«Для ребят дошкольного возрастаигры имеют исключительное значение: игра – для них учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания, игра – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения…» Н. К. Крупская.

Основная цель в сенсорном воспитание:

• совершенствовать воспитание детей,

• умение использовать осязание, зрение, слух.

Главной задачей в сенсорном воспитание:

Обогащать непосредственный чувственный опыт детей в разных видах деятельности.

Обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.

Установление сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный мяч – маленький синий мяч).

Называть свойства предметов.

Включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т. д.

Одно из основных направлений современного образования является актуализация проблемы развития индивидуальных психологических ресурсов личности, в том числе сенсорного развития.

Сенсорное развитие младших дошкольников занимает одно из центральных мест в работе с ними: этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия, совершенствования органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.

Формирование у детей представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве – необходимо для полноценного восприятия ими окружающего мира. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Таким образом, с одной стороны, сенсорное развитие ребенка имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающих, с другой – составляет фундамент общего умственного развития ребенка, которое не возможно без опоры на полноценное восприятие.

Психологические исследования показали, что без такого обучения восприятие детей длительное время остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения различными видами деятельности (рисованием, конструированием, для полноценного усвоения знаний и навыков начальных классов школы.

Выдающиеся зарубежные ученые в области детской психологии Ф. Фребель и Монтессоре, уделяли огромное внимание сенсорному воспитанию. А так же известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина – справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. М. М. Манасеина разработала концепцию умственного воспитания у детей раннего и дошкольного возраста. Она считала, что главная задача воспитателя – позаботиться о правильном и возможно полном развитие органов ощущений, воспитании познавательных интересов, развитие чувств.

Дидактические игры и упражнения могут применяться как в качестве одного из методов провидения самих занятий о сенсорике, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных на занятиях знаний и умений.

«Игра для дошкольников – способ познания окружающего» Н. К. Крупская «О дошкольном воспитание».

Дидактические игры имеют важное значение в жизни ребенка. Для дошкольников, игра является важнейшим средством их воспитания и развития. В дидактической игре содержатся все структурные элементы, содержание, игровые действия, правила, результат.

Игровая задача иногда заложена в самом названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Собери цветы» и т. п. Интерес к ней, стремление выполнить ее активизируется игровым действиям. Чем разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В дидактических играх развивается умственная деятельность, углубляются и расширяются знания детей, восприятие, речь и внимание.

В процессе дидактических игр идет совершенствование психических познавательных процессов. В играх с народными дидактическими игрушками совершенствуется сенсорная культура детей: развивается восприятие цвета, величины, формы предмета, идет усвоение эталонов свойств и качеств предметов, накопление сенсорного опыта.

Наблюдая за малышами в группе, убедилась, что знания, полученные словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, неясны и неотчетливы. Без обогащения чувственного опыта у детей возникают самые фантастические представления об окружающей действительности.

Поэтому ставлю перед собой задачу учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное, формировать у малышей представления о сенсорных эталонах.

Сенсорным эталоном в области восприятия цвета служат так называемые хроматические (цветные) и ахроматические цвета спектра.

Читайте также:  Ориентиры для родителей в развитии ребенка

В начале формирую у детей представления о хроматических цветах, но так как не все ребятишки знают даже основные цвета приходится проводить большую предварительную работу.

Для этой цели использую такие задания, как раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы и размещение бусинок двух цветов на тарелочках соответствующих цветов; дидактические игры и упражнения: «Подбери по цвету», «Собери цветы», «Составь цветной коврик из квадратов», «Сравни и назови цвета», «Соедини разноцветные шарики с одинаковыми по цвету ниточками», «Подари петушку перья» и т. д.

Планируя занятия, предусматриваю задания, в процессе выполнения которых закрепляю умения группировать однородные предметы по величине, форме, цвету. Не редко и группировка и соотнесение входят в одну игру занятия, где использую игры Н. Монтессоре.

Размещение вкладок разной величины и формы дети осуществляют двумя способами. В первом случае отбирают вначале предметы одной разновидности, затем раскладывают по гнездам оставшиеся вкладыши. Этот способ не только более простой, но и более экономичный по времени. Во втором случае дети берут вкладыши подряд и для каждого отыскивают соответствующее гнездо.

Для маленьких детей развитие тонкой моторике трудно переоценить, так как оно на прямую связано с развитием речи и мышления. Мышление развивается в процессе целенаправленной деятельности, когда ребенок использует свои знания и умения, учитывая происходящее вокруг, отслеживая полученные результаты. Для этого использую в играх модули с прищепками, шнуровками, крючками; подбор открученных крышек к бутылочкам; рамки с липучками, пуговицами.

Значение сенсорного воспитания состоит в том,что оно:

• Является основой для интеллектуального развития;

• Упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействие с внешним миром;

Развивает наблюдательность;

• Готовит к реальной жизни;

• Позитивно влияет на эстетическое чувство;

• Является основой для развития воображения;

Развивает внимание (как результат свободы выбора и автодидактического характера материала);

• Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-позновательной деятельности;

• Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

• Обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

• Влияет на расширение словарного запаса ребенка;

• Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

Для этого использую в группе: пирамидки; мозаику; мешочки с предметами для ощупывания; мешочки для ощупывания с различными крупами; сортировку пуговиц по цвету в баночки с прорезями в крышках; набор вкладок (круг, квадрат, треугольник); «пальчиковый бассейн» (для искания спрятанных предметов); предметы с разными поверхностями, гладкими и шершавыми и т. д.

Как показал опыт, играя в эти игры, жизнь детей становится интересней и занимательней. Дети моей группы активны и любознательны.Они начинают:

Различать предметы по форме;

Различать предметы по величине;

Различать плоские геометрические фигуры;

Распознавать основные цвета;

Сопоставлять фигуры с проекцией;

Пускать предметы в отверстия;

Открывать и закрывать рамки с простыми застежками (пуговицами, липучками, замками).

Очень важно создавать в детском саду благоприятные условия для развития сенсорного воспитания в играх, потому что развивается интеллект, память, мышление, творчество, воображение детей.

Для этого необходимо:

• Создавать в группе такую психологическую атмосферу, чтобы ребенок чувствовал себя любимым и желанным, чтобы он не был «зажат», а мог свободно проявлять свои стремления и интересы;

• Предоставлять малышу свободу для игр, поощрять самостоятельность и любознательность;

• Постоянно использовать в речи взрослых слова, обозначающих цвет, форму предметов, размер, их пространственное расположение и качество.

Свое выступление хочу закончить такими словами:

«У ребенкаесть собственный интерес: он хочет, чтобы игра продолжалась»

Джон Дьюи.

Литература:

1. «Дошкольная педагогика» — под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983 г.

2. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» — М.: Просвещение, 1991 г.

3. «Ребенок в детском саду» № 5, 2008 г.

4. «Дошкольное воспитание» № 9, 2008 г.

5. «Дошкольная педагогика» № 3, 2004 г.

6. «Детский сад» № 25, 2004 г.

7. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» — М.: Просвещение, 1988 г.

Читайте также:  Развитие анализа и синтеза у ребенка

8. «Дошкольная педагогика» под ред. В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина – М.: Просвещение, 1986 г.

9. «Детский сад» № 1, 2009 г.

Источник

Роо Галина Сергеевна
Использование дидактических игр как средство сенсорного развития младших дошкольников

Использование дидактических игр как средство сенсорного развития младших дошкольников

В младшем дошкольном возрасте ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. У детей младшего возраста происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей. Помогает использование дидактической игры для развития внимания. К примеру,игра на внимание: «Найди такой же предмет”, в ходе, которой предлагается ребенку выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине, игрушек «такой же», как у него.

Дидактические игры помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры «Что изменилось?”, «Запомни картинку” и «Чего не стало?” и другие.

При ознакомлении детей с сенсорными эталонами, используется игровой персонаж. Сказочный герой помогает ребятам освоить азы сенсорики, тактильных ощущений, способствует лучшему запоминанию и усвоению программы при помощи игровых приемов. Все мероприятия побуждают детей к активному взаимодействию друг с другом, с окружающим миром. Дети узнают о создании и предназначении предмета, играют с экспонатами и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия. С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитиютактильно-двигательных ощущений:

— игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);

— собирание крупных пазлов;

— сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки, разных по величине, форме, материалу.

Подобранный комплекс интересных, доступных и познавательных игр для сенсорного развития и разработанная система педагогической работы, будет реализовывать, поставленные задачи в сенсорном развитии у детей младшей возрастной группы посредством дидактических игр.

Все дидактическиеигры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

В играх с предметами можно использовать игрушки и реальные предметы. Играя с предметами, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том,что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также на развитие речи и правильной ориентировки в пространстве.

Настольно-печатные игры — интересное занятие для детей.Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки, крупные пазлы и кубики. Задача этого вида игр — учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, учатся сравнивать и выделять признаки предметов.

Соблюдение правил в игре требует от детей определённых усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции. Используя дидактическую игру в воспитательно — образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируются корректность, доброжелательность, выдержка.

В работе по сенсорному развитию для детей младшей возрастной группы, используются следующие виды дидактических игр:

1.Игры на различение основных цветов:

«Бантики для котят» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета, «Грибочки», «Весёлые бусы» (предложить по памяти собрать бусы из разноцветных кружков в соответствии с образцом, «Красивый петушок»,«Разложи в бутылочки по цвету» (учить различать и называть цвета)«Закончи картинку» («Яблонька», «Цыплята», «Самосвал», «Ёжик», «Ракета», «Машина и светофор», «Разноцветные бусы», «Разноцветные трубочки»,«Бабочки и цветочки», «Половинки», «Собери автобус»,«Волшебные коврики». Дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету, развивать координацию движений рук.

Читайте также:  Диагностика интеллектуального развития ребенка 6 лет

2.Игры на различение величины предметов:

«Цыплята на лужайке»,«Собери пирамидку», «Большой-маленький», «Посади ёлочки», «Яблочки». «Большие и маленькие бусы», «Большая и маленькая куклы», «Соберём башенку», «Сбор фруктов», «Какой мяч больше», «Угости зайчика». Дети учатся различать, чередовать, группировать предметы по величине; собирать башню, ориентируясь на образец, располагая кольца по убывающей величине; развивать глазомер детей при выборе по образцу предметов определённой величины.

3.Игры на закрепление знаний о форме:

«Закрой окошки», «Разложи бусинки», «Закончи картинку», «Светофор», «Волшебная книжка-малышка», «Собери автобус», «Чудесный мешочек», «Нанизывание бус разной формы», «Геометрическое лото», «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «На что похоже?». Дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия; упражняются правильно соотносить несколько предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

4. Игры на закрепление понятий большой-маленький,много-мало и основных цветов:

«Ёлочки и грибочки»«, «Пирамидки», «Подкати большой, маленький мяч», «Собери матрёшку».

5. Игры, активизирующие движения, сочетающие с решением умственных задач,которые закрепляют знания детей: «Найди свою пару», «Найди свой домик», «Найди домик для фигуры». В таких играх дети бегают, разыскивая тот домик, к которому прикреплен флажок или ленточка такого же цвета, какая привязана у них к руке.

Для ориентации в пространстве включают игры и упражнения: «Где лежит, стоит?», «Поставь на место», «Далеко-близко», «Высоко-низко», «Справа-слева», «Вниз-вверх».

В свободной деятельности используются игры: «Овощной магазин», где дети разглядывают имеющиеся в магазине овощи и ощупывают их,производят с ними различные действия: складывают в кучки овощи круглой формы, расставляют на одной полке овощи большей и меньшей величины, упаковывают в пакеты овощи только красного, синего или желтого цвета. «Накроем стол для гостей», где дети раскладывают посуду разной величины и цвета. «Нарядим куклу», где дети наряжают куклы в разноцветные платья, учатся завязывать бантики.А также предлагается детям выполнять следующие упражнения: «Кто где живет» (провести дорожку от животных к месту, где они живут); «Назови картинки» (назвать и раскрасить, «Зернышки цыплятам» (имитация и звукоподражание); «Обведи правильно»; «Отгадай и раскрась» и т. д.

В режимных моментах используются игры: «Оденем куклу Катю на прогулку», «Как нужно одеваться», «В гостях у Мойдодыра», в которых у детей воспитывается самостоятельность в самообслуживании.

Знакомясь с явлениями природы, используются игры:

— Игры: «Солнышко и дождик», «Соберем листочки», «Что за дерево?».

— Упражнения: «Холодно – жарко», «Сухой – сырой», «Много-мало», «Далеко-близко», «Тихо-громко».

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного развития являются дидактические игры. Посредством игровой деятельности у детей развивается познавательная активность, пробуждается интерес к обучению.

Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться у детей сенсорного развития. Посредством дидактических игр младшие дошкольники учатся анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по их свойствам и признакам.

Важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей 3-4 лет и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширять кругозор.

Игры выполняют функцию — контроль над состоянием сенсорного развития детей. Дидактический материал подбирается с учётом следующих принципов: принцип наглядности, принцип доступности и прочности, систематичности и последовательности. Особый акцент делается на умелый подбор игрушек, организацию развивающей среды, сферу общения. Опираясь на возрастные познавательные способности детей, приобщать к миру вещей. Обучать новому и интересному, используя при этом увлекательную игровую форму [16,с. 98].

Таким образом, применение дидактических игр в педагогической работе помогает влиять на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов,так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования. Игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, и стараясь организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И от того, как его научат передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить реальные отношения.

Источник