Социализация и развитие ребенка в семье

Социализация и развитие ребенка в семье thumbnail

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

 «Социализация личности ребёнка в семье»

Описание слайда:

«Социализация личности ребёнка в семье»

2 слайд

«Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей сем

Описание слайда:

«Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй» Вильгельм Гумбольдт.

3 слайд

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических

Описание слайда:

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация личности ребёнка  — это процесс получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Первоначально социализация  происходит в семье, а уже потом в обществе. Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Из семьи ребёнок черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.

4 слайд

Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На пр

Описание слайда:

Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении определенного времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой — социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка.

5 слайд

Выделяют следующие стадии социализации: Первичная социализация, или стадия ад

Описание слайда:

Выделяют следующие стадии социализации: Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

6 слайд

Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, крити

Описание слайда:

Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

7 слайд

Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписатьс

Описание слайда:

Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы: сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом; изменение себя, «стать как все»; конформизм, внешнее соглашательство, адаптация. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

8 слайд

Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных

Описание слайда:

Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, школьный коллектив, дружеская компания и т.д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования. Таким образом, один и тот же ребёнок должен вести себя в одной ситуации как сын, в другой – как одноклассник, в третьей – как друг, т.е. выступать в разных ролях. Социальная роль – это соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных. 

9 слайд

Человек выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-т

Описание слайда:

Человек выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание. Однако роли эти не должны быть противоречивыми, несовместимыми. Если одному и тому же человеку предъявляют противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей. В этом случае формируется противоречивая личность, либо он выбирает лишь одни какие-то требования, игнорируя все другие требования и роли, другие группы людей, при этом человек отходит от лиц, которые его недооценивают, и стремится сблизиться с тем, кто его ценит. Если ребёнок считает, что в семье его не ценят, он уходит в компанию, где его принимают таким какой он есть. В разных ситуациях человек исполняет разные роли, однако в чем-то постоянно остается самим собой.

Читайте также:  68 игр для развития мозга ребенка скачать

10 слайд

Семья для ребенка - это мир, в котором он живёт, действует, делает открытия,

Описание слайда:

Семья для ребенка — это мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, радоваться, сочувствовать. В семье: формируется чувство безопасности; дается ребенку возможность без страха взаимодействовать с внешним миром; учат детей определенным способам и моделям поведения, свойственным их родителям; родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения; психологический климат семьи влияет на успешность взаимодействия ребенка с социумом. С момента рождения, человек попадает в социальное окружение. Только благодаря заботам близких ему людей, прежде всего, матери, он сохраняет свою жизнь и получает возможности для развития. Вырастая, человек постепенно усваивает опыт человечества, воплощённый в понятиях, трудовых навыках, правилах поведения.

11 слайд

Уникальность и незаменимость семьи в том, что она может передать детям социал

Описание слайда:

Уникальность и незаменимость семьи в том, что она может передать детям социальный опыт, правильно интегрировать ребенка в большой мир, самый важный институт социализации личности. Лишь семья может полноценно социализировать ребенка, дать ему основу для прочного вхождения в жизнь, способность выбирать, решать за себя и нести ответственность за свои поступки. Главная забота взрослых — правильно воспитать ребенка, т.е. научить его обходиться без нас. Именно семья, а не школа выступает посредником между обществом и ребёнком с целью его социальной защиты. У школы несколько иные функции. Она не должна подменять ребёнку его родной дом, она должна сделать всё возможное, чтобы обучить ребёнка, расширить его кругозор, предоставить возможность для его самореализации, для раскрытия и проявления его способностей. Именно школа должна помочь ребёнку взрослеть, приобретая опыт и знания. Таковой является функция школы в процессе социализации ребёнка.

Курс профессиональной переподготовки

Социальный педагог

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-818524

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Социализация 
процесс усвоения и активного воспроизведения
человеком социального опыта, овладения
навыками практической и теоретической
деятельности, преобразования реально
существующих отношений в качестве
личности. Содержание процесса социализации
определяется заинтересованностью
общества в том, чтобы его члены успешно
овладели ролями мужчины или женщины
(полоролевая социализация), стали
субъектами экономической жизни
(профессиональная социализация), создали
семью (семейная социализация), были
законопослушными гражданами (политическая
социализация) и т.д.

Семья
является важнейшим институтом социализации
личности. Именно в семье человек получает
первый опыт социального взаимодействия.
На протяжении какого-то времени семья
вообще является для ребенка единственным
местом получения такого опыта. Затем в
жизнь человека включаются такие
социальные институты, как детский сад,
школа, улица. Однако и в это время семья
остается одним из важнейших, а иногда
и наиболее важным, факторов социализации
личности. Семью можно рассматривать в
качестве модели и формы базового
жизненного тренинга личности. Социализация
в семье происходит как в результате
целенаправленного процесса воспитания,
так и по механизму социального научения.
В свою очередь сам процесс социального
научения также идет по двум основным
направлениям. С одной стороны приобретение
социального опыта идет в процессе
непосредственного взаимодействия
ребенка с родителями, братьями и сестрами,
а с другой — социализация осуществляется
за счет наблюдения особенностей
социального взаимодействия других
членов семьи между собой. Кроме того,
социализация в семье может осуществляться
также посредством особенного механизма
социального научения, который получил
название викарное
научение
.

Викарное
научение связано с усвоением социального
опыта за счет наблюдения научения
других.

Изучение
влияния стиля родительского поведения
на социальное развитие детей посвящено
множество исследований. Рассмотрим
результаты одного из них (Д. Баумринд).
В процессе исследования было выделено
три группы детей. Первую группу составили
дети, у которых отмечался высокий уровень
независимости, зрелости, уверенности
в себе, активности, сдержанности,
любознательности, дружелюбия и умения
разбираться в окружающей обстановке
(модель I). Вторую группу образовали
дети, недостаточно уверенные в себе,
замкнутые и недоверчивые (модель II).
Третью группу составили дети, которые
менее всего были уверены в себе, не
проявляли любознательности, не умели
сдерживать себя (модель III).

Были
рассмотрены четыре параметра поведения
родителей по отношению к ребенку:
контроль, требование зрелости, общение,
доброжелательность. Контроль, то
есть попытка влиять на деятельность
ребенка. При этом определялась степень
подчиненности ребенка требованиям
родителей. Требование
зрелости: 
оказание
родителями давления на ребенка с целью
заставить его действовать на пределе
своих умственных возможностей, высоком
социальном и эмоциональном
уровне. Общение: использование
родителями убеждения, для того чтобы
добиться от ребенка уступки, выяснение
его мнения или отношения к
чему-либо. Доброжелательность: насколько
родители проявляют заинтересованность
в ребенке (похвала, радость от его
успехов), теплоту, любовь, заботу,
сострадание по отношению к нему.

Читайте также:  516 детский сад центр развития ребенка

Какими
же оказались особенности стилей
взаимодействия родителей с детьми в
семьях, где дети демонстрировали разные
модели поведения? Результаты исследования
оказались следующими.

Модель
поведения I

Родители,
дети которых следовали модели поведения
I, набрали наибольшее количество очков
по всем четырем признакам. Они относились
к своим детям нежно, с теплотой и
пониманием, доброжелательно, много с
ними общались, контролировали детей,
требовали осознанного поведения. И хотя
родители прислушивались к мнениям
детей, уважали их независимость, они не
исходили только лишь из желания детей.
Родители придерживались своих правил,
прямо и ясно объясняя мотивы собственных
требований. Родительский контроль
сочетался с безусловной поддержкой
желания ребенка быть самостоятельным
и независимым. Эта модель была
названа моделью
авторитетного родительского контроля.

Модель
поведения II

Родители,
дети которых следовали модели поведения
II, имели более низкие оценки по выделенным
параметрам, они больше полагались на
строгость и наказания, относились к
детям с меньшей теплотой, меньшим
сочувствием и пониманием, редко общались
с ними. Они жестко контролировали своих
детей, легко применяли свою власть, не
побуждали детей выражать свое собственное
мнение. Эта модель была названа властной.

Модель
поведения III

Родители,
дети которых следовали модели поведения
III, были снисходительными, нетребовательными,
неорганизованными, имели плохо налаженный
быт. Они не поощряли детей, относительно
редко и вяло делали замечания, не обращали
внимания на воспитание независимости
ребенка и его уверенности в себе. Эта
модель была названа снисходительной.

Любая
деформация семьи приводит к негативным
последствиям в развитии личности
ребенка. Можно выделить два типа
деформации семьи: структурную и
психологическую. Структурная деформация
семьи есть не что иное, как нарушение
ее структурной целостности, что в
настоящее время связывается с отсутствием
одного из родителей (когда-то ранее о
такой деформации говорили и при отсутствии
в семье бабушек и дедушек). Психологическая
деформация семьи связана с нарушением
системы межличностных отношений в ней,
а также с принятием и реализацией в
семье системы негативных ценностей,
асоциальных установок и т.п.

Существует
достаточно много исследований, описывающих
влияние фактора неполной семьи на
личность ребенка. Так установлено, что
мальчики гораздо острее девочек
воспринимают отсутствие отца. В таких
семьях мальчики более беспокойны, более
агрессивны и задиристы. Особенно сильно
заметна разница между мальчиками в
семьях с отцами и без них в первые годы
жизни детей. В одном из исследований
было показано, что двухлетние дети, чьи
отцы умерли еще до их рождения, живя с
матерями-вдовами, были менее самостоятельны,
проявляли тревожность и агрессивность
в большей степени, чем дети, у которых
были отцы (П.Массен, Дж.Конджер и др.,
1987). При изучении детей старшего возраста
выяснилось, что поведение мальчиков,
чье детство прошло без отцов, оказалось
менее мужественным в сравнении с теми,
у кого были отцы. С другой стороны
оказалось, что поведение и личностные
особенности девочек, выросших только
с матерями, мало чем отличается от тех,
кто жил в полной семье. Но в интеллектуальной
деятельности обнаруживается разница.

Долгое
время считалось, что структурная
деформация семьи является важнейшим
фактором, ответственным за нарушение
личностного развития ребенка. Это
подтверждалось и статистическими
данными (как зарубежными, так и
отечественными), из которых следовало,
что выборки подростков просоциальной
и асоциальной, в том числе и криминальной
направленности существенно отличаются
между собой по критерию «полная-неполная
семья». В настоящее время все большее
внимание уделяется фактору психологической
деформации семьи. Многочисленные
исследования убедительно свидетельствуют,
что психологическая деформация семьи,
нарушение системы межличностных
отношений и ценностей в ней оказывают
мощнейшее влияние на негативное развитие
личности ребенка, подростка, приводя к
различным личностным деформациям — от
социального инфантилизма до асоциального
и делинквентного поведения.

Дисгармоничное
развитие некоторых черт характера
ребенка может быть обусловлено
особенностями семейных взаимоотношений.
Недооценка родителями особенностей
характера детей может способствовать
не только усилению конфликтности
семейных отношений, но и приводить к
развитию патохарактерологических
реакций, неврозов, формированию
психопатических развитии на базе
акцентуированных черт. Некоторые типы
акцентуаций наиболее чувствительно
реагируют или особенно уязвимы в
отношении определенных типов семейных
отношений. В этом плане можно выделить
(А.Е.Личко) несколько типов неправильного
воспитания.

Читайте также:  Центр развития талантов ребенка сургут официальный сайт

Гипопротекция 
недостаток опеки и контроля, истинного
интереса к делам, волнениям и увлечениям
подростка. Особенно неблагоприятны при
акцентуациях по гипертимному, неустойчивому
типу и конформному типам.

Доминирующая
гиперпротекция
 —
чрезмерная опека и мелочный контроль.
Не приучает к самостоятельности и
подавляет чувство ответственности и
долга. Особенно неблагоприятна для
акцентуаций по психастеническому,
сенситивному и астеническому типам,
усиливает у них астенические черты. У
гипертимных подростков приводит к
резкой реакции эмансипации.

Потворствующаягиперпротекция —
недостаток надзора и некритическое
отношение к нарушениям поведения у
подростков. Этим культивируются
неустойчивые и истероидные черты.

Воспитание
“в культе болезни”
 —
болезнь ребенка, даже незначительное
недомогание предоставляет ребенку
особые права и ставит его в центр внимания
семьи. Культивируется эгоцентризм и
рентные установки.

Эмоциональное
отвержение
 —
ребенок ощущает, что им тяготятся. Тяжело
сказывается на лабильных, сенситивных
и астенических подростках, усиливая
черты этих типов. Возможно заострение
черт и у эпилептоидов.

Условия
жестких взаимоотношений
 —
срывание зла на подростке и душевная
жестокость. Способствует усилению черт
у эпилептоидов и развитию эпилептических
черт на основе конформной акцентуации.

Условия
повышенной эмоциональной ответственности 

на ребенка возлагаются недетские заботы
и завышенные ожидания. Очень чувствительным
оказывается психастенический тип, черты
которого заостряются и могут переходить
в психопатическое развитие или невроз.

Противоречивое
воспитание 

несовместимые воспитательные подходы
различных членов семьи. Такое воспитание
может оказаться особенно травмирующим
для любых типов акцентуаций.

Отношение
к семье в ходе взросления меняется. В
процессе социализации группа ровесников
в значительной степени замещает
родителей 
(“обесценивание”
родителей — по выражению X.Ремшмидта).
Перенос центра социализации из семьи
в группу ровесников приводит к ослаблению
эмоциональных связей с родителями.
Необходимо заметить, что замечания
относительно “обесценивания” родителей
в подростковом и юношеском возрасте
являются очень распространенными и
даже, можно сказать, стали общим местом.
Например, для подросткового возраста
описана специальная поведенческая
особенность “реакция эмансипации”.
Сделаны даже попытки объяснить ее с
эволюционно-биологической точки зрения.
Все это верно как общее направление
возрастного развития личности. Однако
глобализация этих представлений,
гиперболизация идеи о “замещении
родителей” группой сверстников мало
соответствует реальной психологической
картине.

Имеются
данные, что хотя родители как центр
ориентации и идентификации отступают
в этом возрасте на второй план, это
относится лишь к определенным областям
жизни. Для большинства молодых людей
родители, и особенно мать, остаются
главными эмоционально близкими лицами.

Так,
в одном исследовании немецких ученых
было показано, что в проблемных ситуациях
наиболее эмоционально близким, доверенным
лицом для подростка прежде всего служит
мать, а затем, в зависимости от ситуации
в разной последовательности — отец,
подруга или друг.

В
другом исследовании, выполненном на
отечественной выборке, старшеклассники
ранжировали, с кем они предпочли бы
проводить свое свободное время — с
родителями, с друзьями, в компании
сверстников своего пола, в смешанной
компании и т.д. Родители оказались у
юношей на последнем (шестом) месте, у
девушек — на четвертом месте. Однако,
отвечая на вопрос, “С кем бы ты стал
советоваться в сложной житейской
ситуации?” — и те и другие поставили на
первое место мать. 
На
втором месте у мальчиков оказался отец,
у девочек — друг, подруга. Иначе говоря,
как заметил по поводу этих результатов
психолог И.С. Кон, с друзьями приятно
развлекаться, но в трудную минуту лучше
обратиться к маме. Последние данные,
полученные на выборках современных
подростков, юношей и девушек подтверждают
эту тенденцию. Как показано в одном
таком исследовании (А.А.Реан, М.Ю.Санникова),
в системе отношений личности к социальному
окружению, в том числе определялось и
отношение к сверстникам, именно отношение
к матери оказалось наиболее положительным.
Было установлено, что снижение
положительного отношения к матери,
увеличение негативных дескрипторов
(характеристик) при описании матери
коррелирует с общим ростом негативизации
всех социальных отношений личности.

Можно
полагать, что за этим фактом стоит
фундаментальный феномен проявления
тотального негативизма (негативизма
ко всем социальным объектам, явлениям
и нормам) у тех личностей, для которых
характерно негативное отношение к
собственной матери. В целом, как
установлено в исследовании, негативное
отношение к матери является важным
показателем общего неблагополучного
развития личности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник