Диагностика уровня развития общения и познавательной активности ребенка первого полугодия жизни

Диагностика уровня развития общения и познавательной активности ребенка первого полугодия жизни thumbnail

Параметры
и показатели общения

При
определении уровня развития
ситуативно-личностного общения
показательными являются следующие его
параметры: инициативность ребенка в
общении, чувствительность ребенка к
воздействиям взрослого и средства
общения.

Инициативность
ребенка в общении характеризует
стремление младенца привлечь к себе
внимание взрослого и продлить общение.
Инициативность выражается в том, что
ребенок проявляет комплекс оживления,
предвосхищая воздействия взрослого,
когда взрослый пассивен в общении или
прекращает общение.

Чувствительность
ребенка к коммуникативным воздействиям
взрослого характеризует готовность
младенца воспринять проявления внимания
и доброжелательности со стороны взрослого
(ласковый разговор, улыбки, поглаживания
и т.д.). Показателями чувствительности
к воздействиям взрослого являются:

§  
внимание и интерес к ним ребенка
(замирание и сосредоточенность на
взрослом);

§  
положительное отношение (ответные
положительные эмоциональные проявления
— улыбки, двигательное оживление,
вокализации);

§  
перестройка состава комплекса оживления
в зависимости от поведения взрослою
(более интенсивное двигательное оживление
при дистантном общении и менее интенсивное
на руках у взрослого; замирание и
сосредоточение в момент воздействий
взрослого и активизации комплекса
оживления в период паузы).

Средства
общения. Этот параметр характеризует
степень овладения младенцем коммуникативными
средствами. Показателями данного
параметра являются количество и
выраженность компонентов комплекса
оживления, используемых ребенком в
целях общения. Состав комплекса оживления
в силу тех или иных причин иногда бывает
неполным. Например, у воспитанников
Дома ребенка отмечается отсутствие
вокализаций, если взрослые мало
разговаривают с детьми. В отдельных
случаях комплекс оживления может быть
полным по составу, но при этом все его
компоненты выражены слабо. У ребенка с
некоторыми органическими нарушениями
центральной нервной системы наблюдается
отсутствие или слабая выраженность
двигательного оживления.

Чувствительность
к воздействиям взрослого появляется в
онтогенезе первой и нарастает постепенно.
Сначала у младенца обнаруживаются
внимание и интерес к воздействиям
взрослого, затем ответные положительные
реакции на них и вскоре отмечаются
инициативные проявления. О сформированности
у ребенка потребности в общении можно
говорить лишь при наличии следующих
четырех признаков: взгляда в глаза
взрослого, ответных и инициативных
улыбок, двигательного оживления и
вокализаций, стремления продлить
эмоциональный контакт со взрослым.

Описание
диагностических ситуаций

Поведение
младенца первого полугодия жизни
спонтанно и неустойчиво, его активная
и реактивная составляющие трудно
различимы, поэтому судить об уровне
развития общения у ребенка на этом этапе
можно лишь по совокупности характеристик
комплекса оживления в ситуациях,
различающихся «коммуникативной задачей»,
которая возникает перед младенцем. Чем
пассивнее взрослый, тем активнее ведет
себя младенец, побуждаемый потребностью
в общении. Соответственно процедура
диагностики включает следующие три
ситуации, различающиеся по степени
коммуникативной активности взрослого.

Ситуация
1. «Пассивный взрослый»

Цель:
выявление параметров общения при
наименьшей коммуникативной активности
взрослого.

В
ситуации пассивности взрослого основная
«коммуникативная задача» ребенка
заключается в том, чтобы привлечь к себе
его внимание и побудить к общению,
поэтому здесь ярче всего проявляется
инициативность ребенка.

Процедура
проведения диагностической пробы.
 Ребенок
находится в кроватке пли па пеленальном
столе. Младенца нужно распеленать или
одеть так, чтобы одежда не стесняла его
движений. Взрослый становится или
садится рядом, повернув лицо к младенцу,
но не смотрит ему в лицо, делая вид, что
его внимание привлечено к чему-то
другому. В течение 20—30 секунд он не
вступает в общение с ребенком, не смотрит
на него, не улыбается и не разговаривает,
выжидая, когда младенец проявит
инициативу. Поведение ребенка фиксируется
в протоколе. (Форма протокола приводится
ниже.) Если ребенок сразу начал проявлять
комплекс оживления с нарастающей
интенсивностью (все сильнее размахивая
ручками, громче вскрикивая и др.), следует
отметить этот факт в протоколе и, не
дожидаясь истечения 30 секунд, ответить
на призыв малыша улыбкой и ласковыми
словами, тем самым переходя к следующей
диагностической ситуации.

Возможны
другие варианты поведения ребенка.
Бывает, что ребенок слишком сосредоточился
на своих внутренних ощущениях или его
внимание привлечено к чему-то другому,
и он не замечает взрослого. Тогда нужно
попытаться привлечь его внимание
движением, голосом, покашливанием (но
не адресоваться к малышу лично) и
подождать каких-либо действий с его
стороны после того, как он обратит
внимание на взрослого. Регистрация
поведения ребенка производится с этого
момента. Малыш может проявить недовольство
пассивностью взрослого — хмуриться,
отворачиваться, хныкать. Тогда следует
зафиксировать эти проявления в примечании,
прекратить пробу до истечения 30 секунд
и вступить с ребенком в общение, успокоить.
В этом случае ситуацию «Пассивный
взрослый» можно повторить после ситуации
«Чистое общение».

Ситуация
2. «Чистое общение»

Цель:
выявление параметров общения при
коммуникативной активности взрослого.

В
этой ситуации основная «коммуникативная
задача» ребенка заключается в том, чтобы
выразить отношение к воздействиям
взрослого, побудить его к выражению
отношения к себе и тем самым продлить
общение. Поэтому здесь выявляется в
основном чувствительность ребенка к
воздействиям взрослого, умение чередовать
инициативное и ответное поведение.

Читайте также:  Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка

Процедура
проведения диагностической пробы
.
Проба «Чистое общение» представляет
собой чередование периодов активных
воздействии взрослого и пауз. В период
активных воздействий взрослый обращается
к ребенку с улыбкой, глядя в глаза,
ласково называет его по имени, произносит
нежные слова, побуждает улыбнуться,
сказать «агу»и т. д.. Во время паузы
взрослый воспринимает ответ ребенка и
ожидает воздействий с его стороны.

Ребенок
находится в кроватке или на пеленальном
столе. Взрослый склоняется над ним,
пытается встретиться взглядом и в
течение примерно 15 секунд с улыбкой
ласково разговаривает с ним, хвалит,
побуждает к общению. (Например: «Мишенька,
агу! Скажи, Мишенька, „агу»! Молодец,
Мишенька, умница, вот какой хороший
малыш!» Затем: «Это Мишенька у нас такой
красивый, веселый, румяный? Какие у
Мишеньки замечательные глазки, какие
ручки, а какие ножки! Вот как ты хорошо
умеешь ручками размахивать, а как хорошо
ножками „бегать»! Вот так, вот так,
какой молодец!» и т. п.) Речь взрослого
должна быть негромкой, отчетливой,
неторопливой, с паузами. Поведение
ребенка фиксируется в протоколе. Это
период активных воздействий взрослого.

Затем
взрослый делает паузу: слегка отстранясь,
с улыбкой смотрит на ребенка. В период
паузы также регистрируется выраженность
компонентов комплекса оживления.
Чередование активных воздействий и
пауз следует осуществить несколько раз
в течение 1—2 минут, фиксируя в протоколе
поведение младенца в каждый период.
Временные интервалы жестко не задаются,
так как темп общения у разных детей
может существенно отличаться.

Как
правило, для диагностики уровня развития
общения у младенцев старше 2 месяцев
этих двух ситуаций бывает достаточно.
Для более маленьких детей или в тех
случаях, когда ребенок не реагирует на
воздействия взрослого, необходимо
организовать ситуацию «Общение на руках
у взрослого».

Ситуация
3. «Общение на руках у взрослого»

Цель:
выявление параметров общения при
максимальной коммуникативной активности
взрослого.

В
этой ситуации основная «коммуникативная
задача» ребенка достигнута, его
потребность во внимании и доброжелательности
взрослого удовлетворяется, он спокойно
выражает свое удовольствие от общения.
Здесь, в основном, выявляется
чувствительность ребенка к воздействиям
взрослого.

Процедура
проведения диагностической пробы
.
Ребенок находится на коленях у взрослого
или на руках в позе «под грудью». Взрослый
смотрит в глаза младенцу и тихим ласковым
голосом обращается к нему, слегка
приближая и удаляя свое лицо. Если
ребенок остается пассивным, следует
усилить воздействия, стараясь вызвать
у малыша сосредоточение и улыбку: слегка
потормошить, пощекотать щечку или
подбородок, погладить. Проба длится в
течение 1 минуты. Поведение ребенка
фиксируется в протоколе так же, как в
ситуации «Чистое общение».

В
процессе проведения каждой диагностической
пробы психолог отмечает в соответствующих
графах протокола баллами выраженность
наблюдаемых компонентов комплекса
оживления .

Соседние файлы в папке Психодиагностика

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Параметры и показатели общения

При определении уровня развития ситуативно-личностного общения показательными являются следующие его параметры: инициативность ребенка в общении, чувствительность ребенка к воздействиям взрослого и средства общения.

Инициативность ребенка в общении характеризует стремление младенца привлечь к себе внимание взрослого и продлить общение. Инициативность выражается в том, что ребенок проявляет комплекс оживления, предвосхищая воздействия взрослого, когда взрослый пассивен в общении или прекращает общение.

Чувствительность ребенка к коммуникативным воздействиям взрослого характеризует готовность младенца воспринять проявления внимания и доброжелательности со стороны взрослого (ласковый разговор, улыбки, поглаживания и т.д.). Показателями чувствительности к воздействиям взрослого являются:

•                  внимание и интерес к ним ребенка (замирание и сосредоточенность на взрослом);

•                  положительное отношение (ответные положительные эмоциональные проявления — улыбки, двигательное оживление, вокализации);

•                  перестройка состава комплекса оживления в зависимости от поведения взрослою (более интенсивное двигательное оживление при дистантном общении и менее интенсивное на руках у взрослого; замирание и сосредоточение в момент воздействий взрослого и активизации комплекса оживления в период паузы).

Средства общения. Этот параметр характеризует степень овладения младенцем коммуникативными средствами. Показателями данного параметра являются количество и выраженность компонентов комплекса оживления, используемых ребенком в целях общения.

Параметры и показатели познавательной активности

Познавательная активность ребенка по отношению к предметному окружению в первом полугодии жизни проявляется в активном поиске новых впечатлений, внимании и интересе к любому предмету, попавшему в его поле зрения, стремлении ознакомиться с ним всеми доступными средствами (зрительными, оральными — с помощью рта, мануальными — с помощью рук), а также в положительных эмоциональных переживаниях по поводу предмета и действий с ним.

В первые недели внимание младенца к предметам проявляется лишь в зрительном и слуховом сосредоточении, затем ребенок научается рассматривать предмет, прослеживать его движение, а вскоре и наблюдать за перемещением в более отдаленном пространстве. С помощью рта младенец также получает много информации: дети стремятся прикоснуться губами или языком к любому предмету, поднесенному ко рту, любят сосать соску, кулачки, пеленку. При благоприятных условиях воспитания (полноценном общении, отсутствии тугого пеленания и свободных ручках, наличии в зоне досягаемости игрушек, привлечении к ним внимания ребенка, совместном со взрослыми их восприятии) в 2—3 месяца к обследованию предметов подключаются руки. Сначала это неловкие ощупывающие движения, прикосновения к одежде, пеленке и другим попавшим под руку предметам, но постепенно ребенок научается координировать движения глаз и рук, дотягиваться до видимого предмета, хватать его. К 4 месяцам ребенок может удерживать предмет, совершать некоторые действия, количество и разнообразие которых неуклонно возрастает.

Читайте также:  Пример заполнения индивидуальной карты учета динамики развития ребенка

Источник

Диагностику
психического развития ребенка второго
полугодия проводят по следующим
направлениям: уровень развития
ситуативно-делового общения и уровень
развития предметно-манипулятивной
деятельности.

Рассмотрим
содержание параметров и показателей
данных направлений, предложенных Е.О.
Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой,
С.Ю. Мещеряковой [2].

Первое
направление – уровень развития
ситуативно-делового общения. Основными
параметрами развития общения во втором
полугодии жизни являются:

  • инициативность
    ребенка в общении,

  • чувствительность
    к воздействиям взрослого,

  • средства
    общения,

  • эмоциональная
    вовлеченность в общение,

  • предпочитаемая
    форма общения.

Описание
содержания каждого параметра представлено
с позиций вышеуказанных ученых.

1.
Инициативность.

Это желание ребенка привлечь к себе
внимание взрослого, продемонстрировать
ему свои умения, побудить к помощи,
совместной деятельности, выражению
отношения к себе и своим действиям,
разделить радость и огорчение и т.д.

Инициативность
ребенка может проявляться в обращениях
ко взрослому по разнообразным поводам:

– достать
недосягаемый предмет (например, упавшую
или находящуюся в отдалении игрушку);

– повторить
интересное действие с игрушкой (например,
завести юлу, машинку, подбросить мячик
и т.д.);

– побудить
его к желаемому взаимодействию (например,
доставать из коробки игрушки и отдавать
их ребенку, затем брать их у него и
складывать обратно);

– оказать
помощь при затруднении (например, открыть
дверцу машинки, снять с куклы фартучек);

– в
поисках сопереживания, защиты и поддержки
(адресует взрослому свою радость и
огорчения);

– с
целью получить оценку своих действий
(например, сняв кольцо пирамидки,
посматривает выжидающе, заглядывает в
глаза).

При
этом ребенок использует разнообразные
средства общения, что является следующим
параметром общения.

2.
Средства общения:

– экспрессивно-мимические
(положительные и отрицательные эмоции,
голосовые проявления);

– предметно-действенные
(жесты, локомоции, действия с предметами
и «изображения» действий). Например,
ребенок подползает к взрослому, указывает
на волчок, протягивает или вручает его
взрослому, двигает рукой, изображая
действия взрослого, заводящего игрушку;

– предречевые
средства общения – лепет, первые слова.

Известно,
что владение средствами общения отражает
коммуникативный опыт ребенка. «Если
взрослые недостаточно общаются с
младенцем (не дают образцов коммуникативных
средств и не проявляют чуткости к
ребенку), его коммуникативные средства
бедны, однообразны и примитивны».

3.
Чувствительность к воздействиям
взрослого.

Это желание и готовность ребенка
воспринять его воздействия и откликнуться
на предложения. Чувствительность
проявляется в ответных действиях ребенка
на обращения взрослого:

– берет
предложенный предмет, принимает помощь,
пытается подражать или подражает
действиям взрослого;

– реагирует
на похвалу и порицание;

– согласовывает
собственные действия с действиями
взрослого.

4.
Эмоциональная вовлеченность в общение
.
Это есть степень интереса ребенка к
взаимодействию со взрослым, удовольствия
от общения, желания его продлить. Этот
параметр проявляется в эмоциональной
окраске коммуникативных актов ребенка,
количестве отвлечений от общения.

5.
Предпочитаемая форма общения

отражает уровень развития коммуникативной
потребности, степень ее напряженности
и удовлетворенности и характер предыдущего
коммуникативного опыта.

Следует
запомнить предпочитаемые ребенком виды
общения:

1.
Если у малыша сформирована потребность
во внимании и доброжелательности
взрослого, но недостаточно удовлетворяется,
то он преимущественно стремится к
ситуативно-личностному общению (СЛО),
так же как и ребенок, у которого еще не
сформирована потребность в сотрудничестве
со взрослым.

2.
Если малыш у которого потребность во
внимании и доброжелательности сформирована
и удовлетворяется достаточно, который
начал приобретать опыт сотрудничества
со взрослым, обычно стремится к
ситуативно-деловому общению (СДО).

3.
Если ребенок, имеет недостаточный опыт
общения и слабовыраженную коммуникативную
потребность, то он чаще предпочитает
одиночную деятельность с предметами.

4.
Если ребенок, имеет богатый опыт
ситуативно-личностного и ситуативно-делового
общения, то он легко соглашается на
любую форму общения, обычно инициирует
ситуативно-деловое общение, с удовольствием
играет самостоятельно.

Диагностика
развития общения ребенка со взрослым
включает описание диагностических
ситуаций, разработанных Е.О. Смирновой,
Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю.
Мещеряковой.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут физического развития ребенка с овз в доу

Ребенок
после 6 месяцев испытывает «страх перед
незнакомцем», поэтому необходимо
выполнять следующие условия:

  • – перед
    тем как проводить диагностику,
    предоставить ребенку возможность
    освоиться в новой обстановке, познакомиться
    с незнакомым взрослым. В момент знакомства
    ребенку лучше находиться на руках у
    матери;

  • – выразить
    доброжелательное отношение к младенцу
    (поздороваться с улыбкой, ласково
    назвать по имени), но не демонстрировать
    чрезмерной активности, а подождать
    инициативы со стороны ребенка;

  • – если
    ребенок проявляет настороженность, не
    следует непосредственно обращаться к
    нему, лучше попытаться привлечь его
    внимание действиями с игрушками,
    сопровождая их соответствующими
    комментариями;

  • – демонстрируя
    игрушки, время от времени предлагайте
    их младенцу, но не следует быть слишком
    настойчивым. Рано или поздно ребенок
    проявит интерес, начнет брать игрушки,
    перестанет бояться присутствующих,
    тогда можно приступать к диагностике.

Ситуация
1. «Пассивный взрослый» [2]

Цель:
выявить предпочитаемый вид деятельности
и формы общения.

Оборудование:
на столик выкладываются несколько
игрушек погремушка, два кубика, маленький
мячик, машинка, небольшая куколка,
ложечка, чашечка.

Методика
выполнения
.
В этой ситуации ребенку предоставляется
возможность инициировать
ситуативно-личностное, ситуативно-деловое
общение со взрослым или играть в игрушки
самостоятельно. Ребенок находится на
высоком стульчике перед столом, на
котором лежат игрушки. Взрослый сидит
рядом, повернувшись к младенцу лицом,
но, не обращается к нему.

1.
Если младенец начинает манипулировать
игрушками, взрослый наблюдает за его
действиями в течение 3 минут, не вмешиваясь
в деятельность ребенка и регистрируя
его поведение в протоколе.

Затем
проводится следующая проба –
«Ситуативно-деловое общение».

2.
Если младенец обращается к взрослому,
следует ответить ему, но инициативных
действий не совершать. В течение 1 минуты
регистрируются коммуникативные
проявления ребенка.

3.
Если младенец начинает выражать
недовольство, следует сразу же перейти
к очередной пробе.

Порядок
проведения последующих проб зависит
от того, какое общение инициировал
ребенок.

1.
Если он протягивает предмет, показывает
на него взрослому или обращается за
помощью, проводится проба «Ситуативно-деловое
общение».

2.
Если ребенок просится на руки, улыбается,
прижимается ко взрослому, то проводится
проба «Ситуативно-личностное общение».

3.
Если младенец предпочитает одиночную
игру, применяется диагностика
предметно-манипулятивной деятельности.

Ситуация
2. «Ситуативно-деловое общение» [2]

Цель:
определить уровень развития параметров
общения.

Методика
выполнения.

Взрослый демонстрирует простое действие
с предметами: двигает кубик по столу,
изображая звук мотора и сигнал «би-би»,
катает мячик или баюкает куколку,
предлагая ребенку поиграть вместе,
повторить показанное действие. Проба
длится 3 минуты. Поведение ребенка
регистрируется в протоколе (приложение
1).

Нужно
обратить внимание:

  • Если
    младенец выхватывает игрушку и начинает
    играть с ней в одиночку, взрослый
    старается присоединиться к ребенку:
    просит дать ему игрушку, предлагает
    действовать поочередно, показывает
    другое действие с ней. На случай быстрой
    потери интереса ребенка к игрушке
    следует иметь наготове несколько
    запасных предметов и предложить малышу
    выбрать то, что ему интересно.

  • Если
    ребенок не берет игрушку, взрослый сам
    вкладывает ее в руку младенца и поощряет
    его действия.

  • Если
    ребенок включается в совместную
    деятельность, взрослый подбирает
    моменты для похвалы и порицания действий
    ребенка, предлагает образцы новых
    действий. При этом порицание должно
    быть со спокойной интонацией: «Не так»
    – и сопровождаться последующим показом
    правильного действия из наличного
    репертуара ребенка. (ребенок начал
    стучать кубиком по столу, бросать его
    на пол или грызть, ему предлагают
    подвигать им по поверхности стола).

Важно
запомнить:

Поощрений
должно быть больше, чем порицаний
(достаточно одного порицания, если
ребенок реагирует на него; если – не
реагирует, то можно через какое-то время
повторить его); за порицанием обязательно
должно следовать поощрение.

Ситуация
3. «Ситуативно-личностное общение» [2]

Цель:
установить наличие желания и возможностей
ребенка вступать в ситуативно-личностное
общение.

Методика
выполнения
.
Данная ситуация необходима для тех
детей, которые предпочитают одиночную
предметно-манипулятивную деятельность,
а также для детей, инициирующих
ситуативно-личностное общение.

Ребенок
находится на детском стульчике за столом
или сидит на ковре, на диване рядом со
взрослым. Взрослый обращается к ребенку
с улыбкой и ласковыми словами, называя
малыша по имени, поглаживает его, глядя
в глаза, приглашает сесть на колени,
взять на руки, обнимает, прижимает к
себе. Поведение ребенка фиксируется в
протоколе (приложение 1).

Обращаем
внимание:

  • Если
    ребенок охотно идет на эмоциональное
    общение, ему предоставляется инициатива,
    а взрослый подстраивается под обращения
    ребенка.

  • Если
    младенец не отвечает взрослому в течение
    3 минут, следует возобновлять воздействия,
    варьируя их. Можно предложить поиграть
    в «ку-ку», «ладушки», «сороку» и вновь
    попытаться приласкать ребенка.

  • Если
    малыш уклоняется от общения, отталкивает
    взрослого, отползает, хнычет, пробу
    следует завершить и переключить внимание
    малыша на игрушки.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник