Диагностика уровня развития общения и познавательной активности ребенка первого полугодия жизни
Параметры
и показатели общения
При
определении уровня развития
ситуативно-личностного общения
показательными являются следующие его
параметры: инициативность ребенка в
общении, чувствительность ребенка к
воздействиям взрослого и средства
общения.
Инициативность
ребенка в общении характеризует
стремление младенца привлечь к себе
внимание взрослого и продлить общение.
Инициативность выражается в том, что
ребенок проявляет комплекс оживления,
предвосхищая воздействия взрослого,
когда взрослый пассивен в общении или
прекращает общение.
Чувствительность
ребенка к коммуникативным воздействиям
взрослого характеризует готовность
младенца воспринять проявления внимания
и доброжелательности со стороны взрослого
(ласковый разговор, улыбки, поглаживания
и т.д.). Показателями чувствительности
к воздействиям взрослого являются:
§
внимание и интерес к ним ребенка
(замирание и сосредоточенность на
взрослом);
§
положительное отношение (ответные
положительные эмоциональные проявления
— улыбки, двигательное оживление,
вокализации);
§
перестройка состава комплекса оживления
в зависимости от поведения взрослою
(более интенсивное двигательное оживление
при дистантном общении и менее интенсивное
на руках у взрослого; замирание и
сосредоточение в момент воздействий
взрослого и активизации комплекса
оживления в период паузы).
Средства
общения. Этот параметр характеризует
степень овладения младенцем коммуникативными
средствами. Показателями данного
параметра являются количество и
выраженность компонентов комплекса
оживления, используемых ребенком в
целях общения. Состав комплекса оживления
в силу тех или иных причин иногда бывает
неполным. Например, у воспитанников
Дома ребенка отмечается отсутствие
вокализаций, если взрослые мало
разговаривают с детьми. В отдельных
случаях комплекс оживления может быть
полным по составу, но при этом все его
компоненты выражены слабо. У ребенка с
некоторыми органическими нарушениями
центральной нервной системы наблюдается
отсутствие или слабая выраженность
двигательного оживления.
Чувствительность
к воздействиям взрослого появляется в
онтогенезе первой и нарастает постепенно.
Сначала у младенца обнаруживаются
внимание и интерес к воздействиям
взрослого, затем ответные положительные
реакции на них и вскоре отмечаются
инициативные проявления. О сформированности
у ребенка потребности в общении можно
говорить лишь при наличии следующих
четырех признаков: взгляда в глаза
взрослого, ответных и инициативных
улыбок, двигательного оживления и
вокализаций, стремления продлить
эмоциональный контакт со взрослым.
Описание
диагностических ситуаций
Поведение
младенца первого полугодия жизни
спонтанно и неустойчиво, его активная
и реактивная составляющие трудно
различимы, поэтому судить об уровне
развития общения у ребенка на этом этапе
можно лишь по совокупности характеристик
комплекса оживления в ситуациях,
различающихся «коммуникативной задачей»,
которая возникает перед младенцем. Чем
пассивнее взрослый, тем активнее ведет
себя младенец, побуждаемый потребностью
в общении. Соответственно процедура
диагностики включает следующие три
ситуации, различающиеся по степени
коммуникативной активности взрослого.
Ситуация
1. «Пассивный взрослый»
Цель:
выявление параметров общения при
наименьшей коммуникативной активности
взрослого.
В
ситуации пассивности взрослого основная
«коммуникативная задача» ребенка
заключается в том, чтобы привлечь к себе
его внимание и побудить к общению,
поэтому здесь ярче всего проявляется
инициативность ребенка.
Процедура
проведения диагностической пробы. Ребенок
находится в кроватке пли па пеленальном
столе. Младенца нужно распеленать или
одеть так, чтобы одежда не стесняла его
движений. Взрослый становится или
садится рядом, повернув лицо к младенцу,
но не смотрит ему в лицо, делая вид, что
его внимание привлечено к чему-то
другому. В течение 20—30 секунд он не
вступает в общение с ребенком, не смотрит
на него, не улыбается и не разговаривает,
выжидая, когда младенец проявит
инициативу. Поведение ребенка фиксируется
в протоколе. (Форма протокола приводится
ниже.) Если ребенок сразу начал проявлять
комплекс оживления с нарастающей
интенсивностью (все сильнее размахивая
ручками, громче вскрикивая и др.), следует
отметить этот факт в протоколе и, не
дожидаясь истечения 30 секунд, ответить
на призыв малыша улыбкой и ласковыми
словами, тем самым переходя к следующей
диагностической ситуации.
Возможны
другие варианты поведения ребенка.
Бывает, что ребенок слишком сосредоточился
на своих внутренних ощущениях или его
внимание привлечено к чему-то другому,
и он не замечает взрослого. Тогда нужно
попытаться привлечь его внимание
движением, голосом, покашливанием (но
не адресоваться к малышу лично) и
подождать каких-либо действий с его
стороны после того, как он обратит
внимание на взрослого. Регистрация
поведения ребенка производится с этого
момента. Малыш может проявить недовольство
пассивностью взрослого — хмуриться,
отворачиваться, хныкать. Тогда следует
зафиксировать эти проявления в примечании,
прекратить пробу до истечения 30 секунд
и вступить с ребенком в общение, успокоить.
В этом случае ситуацию «Пассивный
взрослый» можно повторить после ситуации
«Чистое общение».
Ситуация
2. «Чистое общение»
Цель:
выявление параметров общения при
коммуникативной активности взрослого.
В
этой ситуации основная «коммуникативная
задача» ребенка заключается в том, чтобы
выразить отношение к воздействиям
взрослого, побудить его к выражению
отношения к себе и тем самым продлить
общение. Поэтому здесь выявляется в
основном чувствительность ребенка к
воздействиям взрослого, умение чередовать
инициативное и ответное поведение.
Процедура
проведения диагностической пробы.
Проба «Чистое общение» представляет
собой чередование периодов активных
воздействии взрослого и пауз. В период
активных воздействий взрослый обращается
к ребенку с улыбкой, глядя в глаза,
ласково называет его по имени, произносит
нежные слова, побуждает улыбнуться,
сказать «агу»и т. д.. Во время паузы
взрослый воспринимает ответ ребенка и
ожидает воздействий с его стороны.
Ребенок
находится в кроватке или на пеленальном
столе. Взрослый склоняется над ним,
пытается встретиться взглядом и в
течение примерно 15 секунд с улыбкой
ласково разговаривает с ним, хвалит,
побуждает к общению. (Например: «Мишенька,
агу! Скажи, Мишенька, „агу»! Молодец,
Мишенька, умница, вот какой хороший
малыш!» Затем: «Это Мишенька у нас такой
красивый, веселый, румяный? Какие у
Мишеньки замечательные глазки, какие
ручки, а какие ножки! Вот как ты хорошо
умеешь ручками размахивать, а как хорошо
ножками „бегать»! Вот так, вот так,
какой молодец!» и т. п.) Речь взрослого
должна быть негромкой, отчетливой,
неторопливой, с паузами. Поведение
ребенка фиксируется в протоколе. Это
период активных воздействий взрослого.
Затем
взрослый делает паузу: слегка отстранясь,
с улыбкой смотрит на ребенка. В период
паузы также регистрируется выраженность
компонентов комплекса оживления.
Чередование активных воздействий и
пауз следует осуществить несколько раз
в течение 1—2 минут, фиксируя в протоколе
поведение младенца в каждый период.
Временные интервалы жестко не задаются,
так как темп общения у разных детей
может существенно отличаться.
Как
правило, для диагностики уровня развития
общения у младенцев старше 2 месяцев
этих двух ситуаций бывает достаточно.
Для более маленьких детей или в тех
случаях, когда ребенок не реагирует на
воздействия взрослого, необходимо
организовать ситуацию «Общение на руках
у взрослого».
Ситуация
3. «Общение на руках у взрослого»
Цель:
выявление параметров общения при
максимальной коммуникативной активности
взрослого.
В
этой ситуации основная «коммуникативная
задача» ребенка достигнута, его
потребность во внимании и доброжелательности
взрослого удовлетворяется, он спокойно
выражает свое удовольствие от общения.
Здесь, в основном, выявляется
чувствительность ребенка к воздействиям
взрослого.
Процедура
проведения диагностической пробы.
Ребенок находится на коленях у взрослого
или на руках в позе «под грудью». Взрослый
смотрит в глаза младенцу и тихим ласковым
голосом обращается к нему, слегка
приближая и удаляя свое лицо. Если
ребенок остается пассивным, следует
усилить воздействия, стараясь вызвать
у малыша сосредоточение и улыбку: слегка
потормошить, пощекотать щечку или
подбородок, погладить. Проба длится в
течение 1 минуты. Поведение ребенка
фиксируется в протоколе так же, как в
ситуации «Чистое общение».
В
процессе проведения каждой диагностической
пробы психолог отмечает в соответствующих
графах протокола баллами выраженность
наблюдаемых компонентов комплекса
оживления .
Соседние файлы в папке Психодиагностика
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Параметры и показатели общения
При определении уровня развития ситуативно-личностного общения показательными являются следующие его параметры: инициативность ребенка в общении, чувствительность ребенка к воздействиям взрослого и средства общения.
Инициативность ребенка в общении характеризует стремление младенца привлечь к себе внимание взрослого и продлить общение. Инициативность выражается в том, что ребенок проявляет комплекс оживления, предвосхищая воздействия взрослого, когда взрослый пассивен в общении или прекращает общение.
Чувствительность ребенка к коммуникативным воздействиям взрослого характеризует готовность младенца воспринять проявления внимания и доброжелательности со стороны взрослого (ласковый разговор, улыбки, поглаживания и т.д.). Показателями чувствительности к воздействиям взрослого являются:
• внимание и интерес к ним ребенка (замирание и сосредоточенность на взрослом);
• положительное отношение (ответные положительные эмоциональные проявления — улыбки, двигательное оживление, вокализации);
• перестройка состава комплекса оживления в зависимости от поведения взрослою (более интенсивное двигательное оживление при дистантном общении и менее интенсивное на руках у взрослого; замирание и сосредоточение в момент воздействий взрослого и активизации комплекса оживления в период паузы).
Средства общения. Этот параметр характеризует степень овладения младенцем коммуникативными средствами. Показателями данного параметра являются количество и выраженность компонентов комплекса оживления, используемых ребенком в целях общения.
Параметры и показатели познавательной активности
Познавательная активность ребенка по отношению к предметному окружению в первом полугодии жизни проявляется в активном поиске новых впечатлений, внимании и интересе к любому предмету, попавшему в его поле зрения, стремлении ознакомиться с ним всеми доступными средствами (зрительными, оральными — с помощью рта, мануальными — с помощью рук), а также в положительных эмоциональных переживаниях по поводу предмета и действий с ним.
В первые недели внимание младенца к предметам проявляется лишь в зрительном и слуховом сосредоточении, затем ребенок научается рассматривать предмет, прослеживать его движение, а вскоре и наблюдать за перемещением в более отдаленном пространстве. С помощью рта младенец также получает много информации: дети стремятся прикоснуться губами или языком к любому предмету, поднесенному ко рту, любят сосать соску, кулачки, пеленку. При благоприятных условиях воспитания (полноценном общении, отсутствии тугого пеленания и свободных ручках, наличии в зоне досягаемости игрушек, привлечении к ним внимания ребенка, совместном со взрослыми их восприятии) в 2—3 месяца к обследованию предметов подключаются руки. Сначала это неловкие ощупывающие движения, прикосновения к одежде, пеленке и другим попавшим под руку предметам, но постепенно ребенок научается координировать движения глаз и рук, дотягиваться до видимого предмета, хватать его. К 4 месяцам ребенок может удерживать предмет, совершать некоторые действия, количество и разнообразие которых неуклонно возрастает.
Источник
Диагностику
психического развития ребенка второго
полугодия проводят по следующим
направлениям: уровень развития
ситуативно-делового общения и уровень
развития предметно-манипулятивной
деятельности.
Рассмотрим
содержание параметров и показателей
данных направлений, предложенных Е.О.
Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой,
С.Ю. Мещеряковой [2].
Первое
направление – уровень развития
ситуативно-делового общения. Основными
параметрами развития общения во втором
полугодии жизни являются:
инициативность
ребенка в общении,чувствительность
к воздействиям взрослого,средства
общения,эмоциональная
вовлеченность в общение,предпочитаемая
форма общения.
Описание
содержания каждого параметра представлено
с позиций вышеуказанных ученых.
1.
Инициативность.
Это желание ребенка привлечь к себе
внимание взрослого, продемонстрировать
ему свои умения, побудить к помощи,
совместной деятельности, выражению
отношения к себе и своим действиям,
разделить радость и огорчение и т.д.
Инициативность
ребенка может проявляться в обращениях
ко взрослому по разнообразным поводам:
– достать
недосягаемый предмет (например, упавшую
или находящуюся в отдалении игрушку);
– повторить
интересное действие с игрушкой (например,
завести юлу, машинку, подбросить мячик
и т.д.);
– побудить
его к желаемому взаимодействию (например,
доставать из коробки игрушки и отдавать
их ребенку, затем брать их у него и
складывать обратно);
– оказать
помощь при затруднении (например, открыть
дверцу машинки, снять с куклы фартучек);
– в
поисках сопереживания, защиты и поддержки
(адресует взрослому свою радость и
огорчения);
– с
целью получить оценку своих действий
(например, сняв кольцо пирамидки,
посматривает выжидающе, заглядывает в
глаза).
При
этом ребенок использует разнообразные
средства общения, что является следующим
параметром общения.
2.
Средства общения:
– экспрессивно-мимические
(положительные и отрицательные эмоции,
голосовые проявления);
– предметно-действенные
(жесты, локомоции, действия с предметами
и «изображения» действий). Например,
ребенок подползает к взрослому, указывает
на волчок, протягивает или вручает его
взрослому, двигает рукой, изображая
действия взрослого, заводящего игрушку;
– предречевые
средства общения – лепет, первые слова.
Известно,
что владение средствами общения отражает
коммуникативный опыт ребенка. «Если
взрослые недостаточно общаются с
младенцем (не дают образцов коммуникативных
средств и не проявляют чуткости к
ребенку), его коммуникативные средства
бедны, однообразны и примитивны».
3.
Чувствительность к воздействиям
взрослого.
Это желание и готовность ребенка
воспринять его воздействия и откликнуться
на предложения. Чувствительность
проявляется в ответных действиях ребенка
на обращения взрослого:
– берет
предложенный предмет, принимает помощь,
пытается подражать или подражает
действиям взрослого;
– реагирует
на похвалу и порицание;
– согласовывает
собственные действия с действиями
взрослого.
4.
Эмоциональная вовлеченность в общение.
Это есть степень интереса ребенка к
взаимодействию со взрослым, удовольствия
от общения, желания его продлить. Этот
параметр проявляется в эмоциональной
окраске коммуникативных актов ребенка,
количестве отвлечений от общения.
5.
Предпочитаемая форма общения
отражает уровень развития коммуникативной
потребности, степень ее напряженности
и удовлетворенности и характер предыдущего
коммуникативного опыта.
Следует
запомнить предпочитаемые ребенком виды
общения:
1.
Если у малыша сформирована потребность
во внимании и доброжелательности
взрослого, но недостаточно удовлетворяется,
то он преимущественно стремится к
ситуативно-личностному общению (СЛО),
так же как и ребенок, у которого еще не
сформирована потребность в сотрудничестве
со взрослым.
2.
Если малыш у которого потребность во
внимании и доброжелательности сформирована
и удовлетворяется достаточно, который
начал приобретать опыт сотрудничества
со взрослым, обычно стремится к
ситуативно-деловому общению (СДО).
3.
Если ребенок, имеет недостаточный опыт
общения и слабовыраженную коммуникативную
потребность, то он чаще предпочитает
одиночную деятельность с предметами.
4.
Если ребенок, имеет богатый опыт
ситуативно-личностного и ситуативно-делового
общения, то он легко соглашается на
любую форму общения, обычно инициирует
ситуативно-деловое общение, с удовольствием
играет самостоятельно.
Диагностика
развития общения ребенка со взрослым
включает описание диагностических
ситуаций, разработанных Е.О. Смирновой,
Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю.
Мещеряковой.
Ребенок
после 6 месяцев испытывает «страх перед
незнакомцем», поэтому необходимо
выполнять следующие условия:
– перед
тем как проводить диагностику,
предоставить ребенку возможность
освоиться в новой обстановке, познакомиться
с незнакомым взрослым. В момент знакомства
ребенку лучше находиться на руках у
матери;– выразить
доброжелательное отношение к младенцу
(поздороваться с улыбкой, ласково
назвать по имени), но не демонстрировать
чрезмерной активности, а подождать
инициативы со стороны ребенка;– если
ребенок проявляет настороженность, не
следует непосредственно обращаться к
нему, лучше попытаться привлечь его
внимание действиями с игрушками,
сопровождая их соответствующими
комментариями;– демонстрируя
игрушки, время от времени предлагайте
их младенцу, но не следует быть слишком
настойчивым. Рано или поздно ребенок
проявит интерес, начнет брать игрушки,
перестанет бояться присутствующих,
тогда можно приступать к диагностике.
Ситуация
1. «Пассивный взрослый» [2]
Цель:
выявить предпочитаемый вид деятельности
и формы общения.
Оборудование:
на столик выкладываются несколько
игрушек погремушка, два кубика, маленький
мячик, машинка, небольшая куколка,
ложечка, чашечка.
Методика
выполнения.
В этой ситуации ребенку предоставляется
возможность инициировать
ситуативно-личностное, ситуативно-деловое
общение со взрослым или играть в игрушки
самостоятельно. Ребенок находится на
высоком стульчике перед столом, на
котором лежат игрушки. Взрослый сидит
рядом, повернувшись к младенцу лицом,
но, не обращается к нему.
1.
Если младенец начинает манипулировать
игрушками, взрослый наблюдает за его
действиями в течение 3 минут, не вмешиваясь
в деятельность ребенка и регистрируя
его поведение в протоколе.
Затем
проводится следующая проба –
«Ситуативно-деловое общение».
2.
Если младенец обращается к взрослому,
следует ответить ему, но инициативных
действий не совершать. В течение 1 минуты
регистрируются коммуникативные
проявления ребенка.
3.
Если младенец начинает выражать
недовольство, следует сразу же перейти
к очередной пробе.
Порядок
проведения последующих проб зависит
от того, какое общение инициировал
ребенок.
1.
Если он протягивает предмет, показывает
на него взрослому или обращается за
помощью, проводится проба «Ситуативно-деловое
общение».
2.
Если ребенок просится на руки, улыбается,
прижимается ко взрослому, то проводится
проба «Ситуативно-личностное общение».
3.
Если младенец предпочитает одиночную
игру, применяется диагностика
предметно-манипулятивной деятельности.
Ситуация
2. «Ситуативно-деловое общение» [2]
Цель:
определить уровень развития параметров
общения.
Методика
выполнения.
Взрослый демонстрирует простое действие
с предметами: двигает кубик по столу,
изображая звук мотора и сигнал «би-би»,
катает мячик или баюкает куколку,
предлагая ребенку поиграть вместе,
повторить показанное действие. Проба
длится 3 минуты. Поведение ребенка
регистрируется в протоколе (приложение
1).
Нужно
обратить внимание:
Если
младенец выхватывает игрушку и начинает
играть с ней в одиночку, взрослый
старается присоединиться к ребенку:
просит дать ему игрушку, предлагает
действовать поочередно, показывает
другое действие с ней. На случай быстрой
потери интереса ребенка к игрушке
следует иметь наготове несколько
запасных предметов и предложить малышу
выбрать то, что ему интересно.Если
ребенок не берет игрушку, взрослый сам
вкладывает ее в руку младенца и поощряет
его действия.Если
ребенок включается в совместную
деятельность, взрослый подбирает
моменты для похвалы и порицания действий
ребенка, предлагает образцы новых
действий. При этом порицание должно
быть со спокойной интонацией: «Не так»
– и сопровождаться последующим показом
правильного действия из наличного
репертуара ребенка. (ребенок начал
стучать кубиком по столу, бросать его
на пол или грызть, ему предлагают
подвигать им по поверхности стола).
Важно
запомнить:
Поощрений
должно быть больше, чем порицаний
(достаточно одного порицания, если
ребенок реагирует на него; если – не
реагирует, то можно через какое-то время
повторить его); за порицанием обязательно
должно следовать поощрение.
Ситуация
3. «Ситуативно-личностное общение» [2]
Цель:
установить наличие желания и возможностей
ребенка вступать в ситуативно-личностное
общение.
Методика
выполнения.
Данная ситуация необходима для тех
детей, которые предпочитают одиночную
предметно-манипулятивную деятельность,
а также для детей, инициирующих
ситуативно-личностное общение.
Ребенок
находится на детском стульчике за столом
или сидит на ковре, на диване рядом со
взрослым. Взрослый обращается к ребенку
с улыбкой и ласковыми словами, называя
малыша по имени, поглаживает его, глядя
в глаза, приглашает сесть на колени,
взять на руки, обнимает, прижимает к
себе. Поведение ребенка фиксируется в
протоколе (приложение 1).
Обращаем
внимание:
Если
ребенок охотно идет на эмоциональное
общение, ему предоставляется инициатива,
а взрослый подстраивается под обращения
ребенка.Если
младенец не отвечает взрослому в течение
3 минут, следует возобновлять воздействия,
варьируя их. Можно предложить поиграть
в «ку-ку», «ладушки», «сороку» и вновь
попытаться приласкать ребенка.Если
малыш уклоняется от общения, отталкивает
взрослого, отползает, хнычет, пробу
следует завершить и переключить внимание
малыша на игрушки.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник