Диагностика социального развития ребенка дошкольника

Марина Кулик
Диагностика социально-коммуникативного развития (старший дошкольный возраст).

Старший возраст (5 – 6 лет)

Тема: «Педагогическая диагностика индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДОУ»

Кулик Марина Геннадьевна, без категории, МБДОУ «Детский сад №14», воспитатель

3.1. Критерий: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.

3.1.1. Показатель: планирует свои действия на основе первичных ценностных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»

Цель: выявить у ребенка первичные ценностные представления

Метод диагностики: индивидуальная беседа, диагностические задания, наблюдение.

3.2. Критерий: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

3.2.1. Показатель: взаимодействует со взрослыми и сверстниками в повседневной жизни и во время осуществления различных видов детской деятельности

Цель: выявить у ребенка коммуникативные умения и навыки, необходимые в повседневной жизни и для осуществления различных видов детской деятельности

Метод диагностики: наблюдение

3.3. Критерий: становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий

3.3.1. Показатель: способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции

Цель: выявить у ребенка предпосылки учебной деятельности

Метод диагностики: наблюдение

3.4. Критерий: развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания

3.4.1. Показатель: откликается на эмоции близких людей и друзей

Цель: выявить умение ребенка проявлять сочувствие и сопереживание во взаимодействии со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности

Метод диагностики: наблюдение

3.5. Критерий: формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

3.5.1. Показатель: способен изменять стиль общения со взрослыми или сверстником в зависимости от ситуации

Цель: выявить особенности взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности

Метод диагностики: наблюдение

3.6. Критерий: формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации

3.6.1. Показатель: отзывчив и неравнодушен к людям ближайшего окружения

Цель: выявить у ребенка умение проявлять отзывчивость к людям ближайшего окружения

Метод диагностики: наблюдение

3.7. Критерий: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

3.7.1. Показатель: сформировано ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам

Цель: определить отношение ребенка к собственному труду, труду других людей и его результатам

Метод диагностики: наблюдение

3.7.2. Показатель: проявляет интерес к художественному творчеству – рисованию, лепке, конструированию

Цель: выявить интерес ребенка к творчеству

Метод диагностики: наблюдение

3.8. Критерий: формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

3.8.1. Показатель: соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (в детском саду и др., на природе.

Цель: выявить у ребенка представления об элементарных нормах и правилах поведения на улице, в детском саду, на природе и умение их соблюдать

Метод диагностики: индивидуальная беседа

3. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Критерий по ФГОС

3.1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе 3.2. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками 3.3. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий 3.4. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания 3.5. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Показатель 3.1.1. Планирует свои действия на основе первичных ценностных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо» 3.2.1. Взаимодействует со взрослыми и сверстниками в повседневной жизни и во время различных видов осуществления детской деятельности 3.3.1. Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции 3.4.1. Откликается на эмоции близких людей и друзей 3.5.1. Способен изменять стиль общения со взрослыми или со сверстниками в зависимости от ситуации

Характеристики

Ф. И. ребенка Имеет элементарные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Способен оценить свои поступки и поступки окружающих с морально-нравственной точки зрения, пользуясь соответствующей оценочной лексикой Знает и понимает моральные нормы и правила поведения при общении со взрослыми и сверстниками. Приводит простейшие примеры нравственного и безнравственного поведения в реальной жизни Способен управлять своим поведением при выполнении творческой работы и образовательной деятельности: поддерживать порядок на рабочем месте во время занятий разными видами деятельности; аккуратно убирать игрушки в отведенное для них место. Ориентирован на правильное поведение во время образовательной деятельности (давать полный ответ, задавать вопросы и т,п) Принимает участие в обсуждении творческих задач, предлагает свои варианты решения Взаимодействует со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности Способен планировать свои действия, согласовывать их с товарищами, распределять материал для достижения поставленной цели Способен воспринимать и удерживать в памяти инструкцию к выполнению познавательной и исследовательской задачи, к выбору способа ее выполнения Умеет действовать самостоятельно по простому правилу или образцу, заданному взрослым С удовольствием играет со сверстниками, в процессе игры передает эмоциональное состояние персонажа Способен сопереживать, эмоционально откликается на переживания другого человека

Адекватно реагирует на просьбы и поручения взрослого Гордится своими достижениями и результатами труда своих сверстников Взаимодействует со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности Изменяет силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания С удовольствием занимается художественным творчеством; участвует в коллективном оформлении интерьера помещения группы

3.1.1.1 3.1.1.2 3.1.1.3 3.2.1.1 3.2.1.2 3.3.1.1 3.3.1.2 3.3.1.3 3.4.1.1 3.4.1.2 3.4.1.3 3.4.1.4 3.5.1.1 3.5.1.2 3.5.1.3

3. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Критерий по ФГОС

3.6. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации

3.7. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества 3.8. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Показатель 3.6.1. Отзывчив и неравнодушен к людям ближайшего окружения 3.7.1. Сформировано ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам 3.7.2. Проявляет интерес к художественному творчеству

Читайте также:  Формирование и развитие ребенка как личности обладающей теми полезными

— рисованию, лепке, конструированию 3.8.1. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (детском саду и др, на природе

Характеристики

Ф. И. ребенка

Проявляет сопереживание, отзывчивость, ответственность, потребность прийти на помощь Готов заботиться о маленьких и беззащитных Умеет выполнять просьбы педагогов (раздать ложки) и детей (передать игрушку) в детском саду, членов семьи-дома (вытереть пыль, полить цветы) Участвует в семейных торжествах (поздравляет родственников со знаменательными событиями, праздниками и т. п) Положительно относится к простейшим трудовым поручениям Бережно относится к личным вещам и вещам сверстников Принимает посильное участие в подготовке семейных праздников и выполнении постоянных обязанностей по дому Умеет поддерживать порядок в групповых помещениях (протирать, убирать на место игрушки и другие принадлежности) Добросовестно выполняет обязанности дежурного по столовой: помогает сервировать стол (раскладывать столовые приборы, расставлять тарелки, чашки и т. д) и приводить его в порядок после еды Самостоятельно раскладывает подготовленные воспитателем для образовательной деятельности материалы Проявляет интерес к труду взрослых и стремление ценить его общественную значимость, беречь результаты труда Проявляет интерес к воплощению в самобытной художественной форме своих личных представлений, переживаний, чувств, отношений С желанием передает характерные признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях Знает и соблюдает элементарные правила поведения в дошкольной образовательной организации, умеет ориентироваться в пространстве детского сада В определенных опасных ситуациях может обратиться за помощью ко взрослому, вызвать «скорую помощь», пожарных, полицейских Знает и соблюдает правила дорожного движения, правила поведения на улице, в транспорте, различает сигналы светофора, отличает проезжую часть дороги от пешеходной, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «зебра» Имеет представления о правилах поведения в лесу, у воды

3.6.1.1 3.6.1.2 3.6.1.3 3.6.1.3 3.7.1.1 3.7.1.2 3.7.1.3 3.7.1.4 3.7.1.5 3.7.1.6 3.7.1.7 3.7.2.1 3.7.2.2 3.7.2.3 3.7.2.3 3.7.2.4 3.7.2.5

3 балла – характеристика развития проявляется ярко (итоговая средняя 2,5 – 3 балла)

2 балла – проявляется нестабильно, неустойчиво, требуется поддержка ребёнку в данном направлении (итоговая средняя 1,5 – 2,4 балла)

1 балл – почти не проявляется (итоговая средняя 1 – 1,4 балла)

3.1.1.1. Вид: индивидуальная беседа

Условия проведения диагностики. Индивидуальная беседа. Ребенку в индивидуальной беседе предлагается прослушать ситуации и закончить каждую из них своим рассказом, а затем ответить на вопросы для уточнения ответа.

Ход обследования.

Цель: выявить особенности представлений ребенка о моральных нормах и правилах поведения («что такое хорошо и что такое плохо», умение оценить свои поступки и поступки окружающих с морально-нравственной точки зрения.

Ход обследования

1-я история. «Катя и Сережа рисовали. К ним подошел Витя и стал говорить, что и как нужно рисовать, какие карандаши нужно брать, сколько рисунков сделать. Тогда Сережа сказал Вите…»

Вопросы: «Что же сказал Сережа? Почему он так сказал? Как ты думаешь, какое настроение было у девочки, у мальчика? Почему? Было ли у тебя такое?»

2-я история. «Вика и Оля занимались постройкой замка. Неожиданно к ним подошел Сережа и сломал их постройку, Оля заплакала, Вика ему сказала…»

Вопросы: «Что сказала Вика? Почему? Как ты думаешь, какое настроение было у девочки, у мальчика? Почему? Было ли у тебя такое?»

3-я история. «Владик принес в группу детского сада свою новую игрушку – робота. Все дети хотели с ним поиграть. Неожиданно к Владику подошел Игорь и, выхватив робота, стал с ним играть. Тогда Владик…»

Вопросы: «Что сделал Владик, что он сказал? Почему он так сделал? Было ли у тебя такое?»

3.1.1.2. Вид: диагностические задания.

Условия проведения диагностики. Диагностика проводится в индивидуальной форме.

Цель: выявить знание и понимание ребенком моральных норм и правил поведения при общении со взрослыми и сверстниками

Материалы: картинки, изображающие поступки детей по отношению к взрослому и сверстнику в разных ситуациях.

Ход обследования.

Педагог предлагает рассмотреть картинку и ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что происходит на картинке?». Далее ребенок выбирает картинку в соответствии с изображенной ситуацией: «Покажи картинку, где мальчик поступает хорошо», «Покажи картинку, где девочка поступает хорошо».

3.1.1.3. Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение за поведением ребенка проводится в процессе непосредственно образовательной и свободной деятельности детей.

Цель: оценка способности ребенка управлять своим поведением при выполнении творческой работы и образовательной деятельности: поддерживать порядок на рабочем месте во время занятий разными видами деятельности, аккуратно убирать игрушки в отведенное для них место; ориентации на правильное поведение во время образовательной деятельности (давать полный ответ, задавать вопросы и т. п.)

3.2.1.1.; 3.2.1.2. Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение за ребенком проводится в различных видах детской деятельности.

Ход обследования

Во время наблюдения педагог отслеживает проявление указанных характеристик в различных видах деятельности ребенка (игровой, двигательной, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкальной, трудовой)

3.3.1.1. Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение за ребенком проводится в различных видах детской деятельности.

3.3.1.2. Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение за ребенком проводится в различных видах детской деятельности.

— Ребенок адекватно воспринимает и самостоятельно удерживает в память инструкцию к выполнению познавательной и исследовательской задачи, выбору способа ее выполнения

3.3.1.3. Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение за ребенком проводится в различных видах детской деятельности.

3.4.1.1. Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение за ребенком проводится в различных видах детской деятельности.

— Ребенок различает оттенки эмоционального состояния другого человека, правильно называет их

3.4.1.2. Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение за ребенком проводится в различных видах детской деятельности.

Читайте также:  Вклад выготского в психическое развитие ребенка

3.4.1.3. Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение за ребенком проводится в различных видах детской деятельности.

3.4.1.4. Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение за ребенком проводится в различных видах детской деятельности.

3.5.1.1. Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение проводится в естественных условиях в ходе свободной самостоятельно деятельности ребенка

— Ребенок ориентирован на положительный результат общения в совместной деятельности, способен оказать работу, предложить партнеру посильную помощь, проявляет готовность продолжать общение и взаимодействие.

3.5.1.2. Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение проводится в естественных условиях в ходе свободной самостоятельно деятельности ребенка

— Ребенок формулирует и представляет свои мысли и мнение в социально-приемлемой форме (используя рекомендательные формулировки вместо приказов, не использует в речи оскорбления и директивный тон и т. д., изменяет силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания, использует речевые формы одобрительного и поддерживающего характера

3.5.1.3. Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение проводится в естественных условиях в ходе свободной самостоятельно деятельности ребенка

— Ребенок в деятельности признает равенство участников, старается найти общее решение задачи творческой деятельности

3.6.1.1.; 3.6.1.2.; 3.6.1.3.; 3.6.1.4.; Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение проводится в естественных условиях в ходе свободной самостоятельно деятельности ребенка

3.7.1.1.; 3.7.1.2.; 3.7.1.3.; 3.7.1.4.; 3.7.1.5.; 3.7.1.6.; 3.7.1.7.; Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение проводится в естественных условиях в ходе свободной самостоятельно деятельности ребенка.

3.7.2.1.; 3.7.2.2.; Вид: наблюдение

Условия проведения диагностики. Наблюдение проводится в естественных условиях в ходе свободной самостоятельно деятельности ребенка.

3.8.1.1. Вид: индивидуальная беседа.

Условия проведения диагностики. Беседа с ребенком проводится в свободное от непосредственно образовательной деятельности время

— Ребенок знает правило, понимает его, может объяснить, ориентирован на его соблюдение, испытывает радость от соблюдения социальной нормы поведения

3.8.1.2.; 3.8.1.3.; 3.8.1.4.; Вид: индивидуальная беседа.

Ход обследования

Вопросы.

1. Как нужно спускаться по лестнице? Если один ребенок толкает другого на лестнице, что может случиться?

2. Как нужно вести себя в раздевалке? Можно ли там прыгать, бегать и играть?

3. Какие правила приема пищи ты знаешь? Можно ли разговаривать вовремя еды?

4. Что можно и нельзя делать, когда пользуешься во время еды ножом и вилкой?

5. Как правильно пользоваться спортивным уголком? Что можно и нельзя делать?

6. Как правильно открывать кран с водой? Покажи, как ты это будешь делать

7. Знаешь ли ты, почему в группе нельзя играть в подвижные игры рядом с аквариумом, цветами и полками?

8. Как ты будешь себя вести при встрече с собакой или кошкой на улице? Если кто-то из них тебя укусит или поцарапает, что ты будешь делать?

9. Что ты будешь делать, если на улице к тебе подойдет незнакомый человек и позовет тебя с собой?

10. Что нужно делать в случае пожара в доме; лесу?

11. Для чего придуманы правила поведения на дороге? Какие из них ты знаешь?

12. Можно ли играть на улице? Объясни.

13. Умеешь ли ты ездить на велосипеде? Как правильно на нем ездить?

14. Знаешь ли ты правила поведения на воде, у воды? Умеешь ли ты плавать?

15. Известны ли тебе правила сбора грибов и ягод? Расскажи, как нужно вести себя в лесу, как правильно собирать грибы и ягоды.

Источник

Анна Яцковская
Диагностика личностно-социального развития дошкольника

Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем»

Цель: исследование внутреннего благополучия, представлений о себе во временной перспективе, самоотношения, самоценности, наличия трудностей в контактах с окружающими, внутреннего равновесия, комфорта или наличия тревожности, дискомфорта, адекватности возрастной и половой идентификации детей старшего дошкольного возраста.

Материалы: лист бумаги, цветные фломастеры и карандаши.

Организация диагностики: на листе бумаги, разделенном на три части, воспитатель или психолог предлагают ребенку нарисовать себя в разное время жизни: когда он был маленьким, какой он сейчас, каким он будет в будущем, когда вырастет.

Данная методика может быть использована только в том случае, если ребенок хорошо владеет изобразительными умениями и навыками!

По ходу выполнения ребенком задания воспитатель не вмешивается в этот процесс, а фиксирует детские комментарии, которыми сопровождаются рисование и сами рисунки.

Обработка результатов: в таблицу оформляют пять психологических характеристик:

чувство самоценности, самооценка (рисунок «Я сейчас»);

легкость в установлении общения, контактов (рисунок «Я сейчас»);

наличие эмоционального, психического комфорта, отсутствие тревоги, беспокойства (рисунок «Я сейчас»);

адекватность половой идентификации (все рисунки);

адекватность возрастной идентификации (все рисунки).

Форма протокола

Ф. И. ребенка Самоценность Контакть Комфорт Пол Возраст Примечания

Максимальное количество баллов по параметрам «Самоценность», «Контакты», «Комфорт» — 5 баллов за каждый признак; за признак, характеризующий неблагополучие ребенка, вычитается 1 балл из 5. В графах «Пол» и «Возраст» ставится максимум 2 балла. За каждый признак неадекватной возрастной или половой идентификации снимается 1 балл.

Таблица

Определение признаков эмоционального неблагополучия ребенка

(при наличии одного такого признака вычитается 1 балл от максимально возможного по данному параметру)

Параметры Признаки неблагополучия

Чувство неполноценности, низкая самооценка Маленькие узкие плечи; вся фигура малого размера; короткие руки, ноги, отсутствие рук, руки за спиной; рисунок у нижнего края листа, в нижней части; карикатурный стиль, изображение клоуна

Трудности общения Выделенное в сравнении с фигурой лицо; отсутствие основных деталей лица, рта; человек нарисован схематично, из отрезков, палочек; человек или голова в профиль; руки, фигура в оборонительной позе

Параметры Признаки неблагополучия

Тревожность, беспокойство, чувство внутреннего дискомфорта Выделение, подчеркнутое прорисовывание отдельных деталей с нажимом; стирание какой-либо детали; штриховка какой-либо части фигуры; прорисована линия основания: пол, земля, короткие штрихи, двойные или прерывистые линии; темные, серо-черно-коричневые цвета в рисунке

Неадекватная половая идентифика-ция Одежда, атрибуты противоположного пола; фигура, волосы не соответствуют полу ребенка

Читайте также:  Развитие подражательной способности у ребенка

Неадекватная возрастная иденти-фикация На рисунке «Я в настоящем» человек явно младше своего возраста, сходство с рисунком «Я в прошлом»; на рисунке «Я в настоящем» человек явно старше своего возраста, сходство с рисунком «Я в будущем»

Методика исследования самооценки дошкольника

(В. Г. Щур, С. Г. Якобсон в модификации В. В. Ветровой)

Цель: изучить особенности самооценки ребенка-дошкольника.

1 вариант

Материал: лист бумаги, на котором нарисованы яркие крупные лесенки одинакового размера, состоящие из пяти одинаковых ступенек. Над каждой лесенкой надпись или значок (символ): счастье (радость, здоровье, ум.

Инструкция. «Посмотри пожалуйста, здесь нарисованы лесенка счастья, лесенка здоровья, лесенка ума. На самой верхней ступеньке стоят самые счастливые, здоровые и умные дети, на самой низкой — самые нездоровые, несчастливые, неумные. Отметь, пожалуйста, на каждой лесенке ту ступеньку, на которой стоишь ты. Где ты стоишь на лесенке счастья? Куда ты поставишь себя на лесенке здоровья? Куда — на лесенке ума?»

2 вариант (для старших дошкольников)

Материал: лист белой бумаги, карандаш, ластик.

Инструкция. «Нарисуй, пожалуйста, три лесенки из пяти ступенек. Видишь, на доске нарисованы три лесенки: одна — лесенка счастья, другая — здоровья, третья — ума. Ты можешь нарисовать лесенки любого размера. А теперь определи, куда бы ты поставил себя на каждой из них. Где ты стоишь на лесенке счастья? Куда ты поставишь себя на лесенке здоровья? Куда — на лесенке ума?»

Возможно использование этого варианта с подгруппой детей. Самостоятельное изображение лесенок дошкольниками позволяет оценить их величину: чем она больше, тем значимее для ребенка проблема. Учитывается также число стираний и исправлений, как характеристика устойчивости или неустойчивости самооценки.

Анализ результатов производится в баллах: 5-я ступенька — 5 баллов, 4-я — 4 балла, 3-я — 3 балла, 2-я — 2 балла, 1-я — 1 балл.

Если показатели в сумме дают 14-15 баллов — завышенная самооценка, от 9 до 13 баллов — адекватная, от 8 до 3 — заниженная. Результаты рекомендуется соотнести с другими исследованиями самооценки ребенка.

Методика «Краски в подарок на день рождения»

разработана на основе социометрического эксперимента Е. А. Панько и М. Кашляк с целью диагностики структуры детской группы и характера отношений между сверстниками

(Диагностика и коррекция психического развития дошкольника /Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. — Минск, 1997. С. 190-195)

Методика проведения. Предварительно заготавливаются 8 разноцветных фломастеров или карандашей: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый. Выявля-ется степень привлекательности каждого из этих цветов для конкретного ребенка, затем с каждым из испытуемых экспериментатор вступает во взаимодействие, в ходе которого говорит: «У каждого человека один раз в год бывает день рождения, его праздник. На него обычно приходят гости, поздравляют, дарят подарки. К кому из детей нашей группы ты хотел бы пойти на такой праздник? Можно выбрать троих. А теперь посмотри на эти фломастеры. Какой из них ты хотел бы подарить каждому из этих детей?»

Все выборы ребенка фиксируются в социометрической таблице-матрице. В данной методике, помимо основного анализа социометрических данных, осуществляется анализ цветовых предпочте-ний на основе цвета «подаренного» фломастера, исходя из того, что каждый цвет обладает определенным эмоциональным значением (К. Изард, М. Люшер, В. Тернер, Г. Хоментаускас).

Радость ассоциируется с красным цветом, удивление — с желтым, утомление — с серым, страх — с черным, гнев — с красным и черным, грусть — с синим и серым, интерес — с синим и зеленым.

Таким образом, кроме традиционных диагностических показателей (KB — коэффициента взаимности; УБВ — уровня благополучия взаимоотношений; ИИ — индекса изолированности) появляется новый цвет предпочитаемого выбора.

Обработка и анализ социометрического исследования. Первичная информация каждого социометрического исследования — социометрический выбор, который фиксируется в ходе самого исследования в таблице.

Имена детей № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Далее заполняются нижние суммирующие графы таблицы — число полученных выборов, число взаимных выборов. Результаты описанных экспериментов можно представить графически в виде социограммы.

Следующий этап работы — определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация. К ним относятся:

социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений;

уровень благополучия взаимоотношений (УБВ);

коэффициент взаимности (KB);

индекс изолированности (ИИ);

«цветная палитра» социометрических выборов.

Социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений определяется путем подсчета полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из четырех статусных категорий: 1 — «звезды» (5 и более выборов); 2 —«предпочитаемые» (3-4 выбора); 3 — «принятые» (1-2 выбора); 4 —«не принятые» (0 выборов).

Уровень благополучия взаимоотношений.

УБВ определяется соотношением суммарных показателей благоприятных и неблагоприятных статусных категорий. Если большинство детей группы оказывается в благоприятных статусных категориях (1 и 2, УБВ определяется как высокий; при одинаковом соотношении — как средний; при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом — как низкий.

Низкий УБВ — сигнал тревоги, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками.

Коэффициент взаимности вычисляется как отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов и выражается в процентах. Это ведущий для нас показатель, так как он выражает сплоченность, привязанность, дружбу между детьми. По величине показателя KB можно отнести группу к одному из четырех уровней взаимности:

1 уровень KB = 15-20% (низкий,

2 уровень KB = 21-30% (средний,

3 уровень KB = 31-40% (высокий,

4 уровень KB = 40% и выше (сверхвысокий).

Цветовая палитра социометрических выборов. Высокий уровень эмоциональной привлекательности, симпатии ассоциируется с предпочитаемым ребенком цветом «подаренной» краски. Так, преобладание красных и черных тонов может являться симптомом напряженных амбивалентных отношений, авторитарности «звезды», желтых, сине-зеленых — показателем интереса к взаимодействию, черно-коричневых ~ показателем стремления избегать контактов.

Источник