Диагностика развития ребенка младенческого возраста

Татьяна Красникова
Диагностика детей раннего возраста

ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (1-3 ГОДА)

Диагностика развития познавательного уровня

При исследовании фиксируется понимание инструкции, быстрота, точность выполнения, адекватность действия, заинтересованность, принятие помощи, установка на результат, обучаемость, реакция на успех.

Цветовой гнозис (4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый)

Нормативы:

различение от 1,5—2 лет;

выбор по названию — в 2—3 года;

самостоятельность названия — в 2,5—3 года.

Стимульный материал: цветные наборы дидактических игр «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостики», «Цветочек и лепесточек», «Носки и варежки», «Листочки» и др.

Пример инструкций:

1) «положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесточек»;

2) «покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек»;

3) «назови, какого цвета этот цветочек».

• Аналогично предъявляются другие задания.

Форма

Нормативы:

сличение — от 1,5—2 лет;

выбор по названию — в 2 года;

самостоятельность названия — в 3 года.

Стимульный материал: круг (шарик, квадрат (кубик, прямоугольник (кирпичик, треугольник (крыша) по два набора четырех основных цветов.

Пример инструкции:

1) «дай такую же» (форма и цвет совпадают);

2) «покажи, где кубик»;

3)»назови форму».

Предметный гнозис

Стимульный материал: 10—12 карточек с изображением знакомых предметов (лото малышам).

Инструкция:

1) «покажи, где нарисован. «;

2) «что нарисовано?» или «что это?»

Нормативы:

В 1,5—2 года называют 4—5 картинок.

В 2,5 года называют многие предметы из групп: игрушки, посуда, одежда, мебель.

В 3 года дети знают и называют все предметы, их свойства и качества,в пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь.

Методика «Выбор по образцу» (парные картинки)

Стимулъный материал: шесть пар одинаковых предметных картинок.

Нормативы:

выбор из двух карт инок — в 2 года;

выбор из четырех картинок — в 3 года.

Детям старше 4 лет методика предъявляется в случае, если они не справляются с классификацией.

Конструктивный праксис (методика «Разрезные картинки»)

Стимульный материал: картинки, разрезанные на две и три части с разной конфигурацией разреза.

Нормативы:

разрезная картинка из двух фрагментов — в 2,5—3 года;

разрезная картинка из трех фрагментов — в 3 — 3,5 года.

Анализ результатов:

1) совершает целенаправленные действия;

2) соединяет части без анализа полученного целого;

3) прикладывание с разворотами;

4) зрительное соотношение частей без прикладывания.

Конструирование по подражанию (методика предлагается детям 2,5— З лет)

Стимульный материал: кубики, прямоугольные бруски (кирпичики, треугольные призмы (крыша, полусферы разных цветов.

Анализ результатов:

1) подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины и пространственных отношений (что для детей 3 лет является неадекватным);

2) подражание манипуляциям с учетом формы, величины и пространственного расположения;

3) сопоставление и исправление ошибок;

4) точное воспроизведение расстановки фигур без ошибок и исправлений;

5) самостоятельный анализ образца и воспроизведение.

Пространственный гнозис

Стимулъный материал : мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку.

Пример инструкций:

«Посади мишку около коробки», «Положи в коробку», «Посади на коробку», «Спрячь картинку под коробку», «Достань из-под коробки», «Покажи, где верх (низ)«, «Иди вперед (назад)«.

Нормативы :

2,5—3 года — дети понимают предложно-падежные конструкции; ошибаются в 1—2 заданиях, легко корректируются;

3,5—4 года — выполняют все задания.

Диагностика способов деятельности.

Складывание пирамидки. Складывание матрешки

Стимульный материал: пирамидка из четырех и шести колец с колпачком.

Нормативы:

снимают кольца с пирамидки — в 1 год;

собирают пирамидку без учета диаметра колец — в 1,5—2,5 года;

собирают пирамидку с учетом диаметра колец и установки на результат без проб и примеривания — в 3—3,5 года; работа зрительным соотношением.

Анализ результатов:

1) неспецифические манипулятивные действия (ребенок стучит об стол, подносит к уху, гремит, берет в рот и др.). Данные действия являются неадекватными;

2) простое манипулирование (специфическая манипуляция);

3) силовая проба (например, ребенок вкладывает маленькую матрешку в нижнюю часть большой и наоборот, при этом использует силу (вдавливает, не учитывая свойств предмета);

4) целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ решения);

5) примеривание (ребенок еще не может соотнести предметы на расстоянии и подносит их друг к другу, заметив несоответствие, меняет их);

6) зрительное соотношение (ребенок сразу правильно решает задачу, зрительно соотнося элементы).

Дети 3 лет с сохранным интеллектом могут работать зрительным соотнесением, допустимо примеривание или целенаправленная проба. Отсутствие данных способов к 3 годам свидетельствует о недостатках психического развития. До 2,5 лет правомерно пользоваться силой.

Методика «Вкладыши» («Мисочки»)

Стимульный материал: семь цилиндрических или квадратных чашек (вкладышей) разного размера четырех основных цветов.

Анализ результатов:

1) неспецифические манипуляции (использование вкладыша не по назначению; неадекватные действия);

2) специфические манипуляции (познавательные);

3) силовая проба (действие силой, без учета свойств и величины вкладыша);

4) хаотическая проба (промежуточный способ выполнения задания, когда совмещаются пробные и силовые действия);

5) целенаправленная проба (самостоятельное исправление ошибок с нахождением окончательного решения);

6) примеривание (определение несоответствия вкладышей путем поднесения друг к друг у;

7) зрительное соотнесение (правильное решение на основании только

зрительного анализа);

До 2,5 лет возможна силовая проба. К 3 годам формируется зрительное соотношение, допустима целенаправленная проба или примеривание. Неспецифические манипуляции в деятельности к 2,5—3 годам свидетельствуют о снижении интеллектуального развития.

Учет способов деятельности важен для определения уровня психического развития ребенка. Если ребенок достигает результатов, пользуясь при этом более низкими способами, чем положено по возрасту, следует оценить обучаемость или сделать вывод об определенной форме нарушения психического развития. Высокая обучаемость, т. е. быстрый переход от низкого способа к более высокому, свидетельствует в пользу ребенка. Отсутствие обучаемости и упражняемости, а также установки на результат могут быть связаны с нарушением со стороны как эмоционально-волевой, так и познавательной сферы.

Методика «Почтовый ящик» («Коробочка форм») (Л. А. Венгер, Г. Л. Выгодская, Э. И. Леонгард)

Стимульный материал: деревянный ящик или пластмассовая коробка с пятью прорезями — полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной и десять объемных геометрических фигур.

Анализ результатов:

до 3 лет допускается силовая проба;

в 3 года и старше появляются целенаправленные пробы с элементами зрительного соотнесения.

Ребенок действует силой, т. е. толкает фигуру в первую попавшуюся прорезь или в ту, в которую взрослый опустил предыдущую фигуру.Пробы:

ребенок переходит от отверстия к отверстию, пытаясь в каждое из них протолкнуть фигуру;примеривание: ребенок начинает ориентироваться на форму прорези и фигуры. При этом он еще не может соотносить формы зрительно на расстоянии, поэтому прикладывает фигуру к похожей, с его точки зрения, прорези. Так, шестиугольник часто прикладывают к квадрату, затем сразу же переносится в нужную прорезь, полукруг — к треугольнику, и наоборот. При этом способе бывают также затруднения с разворотом треугольника и полукруга.Зрительное соотнесение: ребенок зрительно соотносит форму прорези и фигуры и опускает фигуру всегда в нужную прорезь; разворот фигур при этом производится заранее, в воздухе.

Задания с предметами быта (по О. В. Баженовой)

Стимульный материал и исследование: ребенку предъявляется соответствующий предмет быта с просьбой выполнить с ним определенное действие.

Нормативы:

15 месяцев — подносит ложку ко рту, хорошо сам пьет из чашки, может

вынуть таблетку из бутылочки, рисует каракули карандашом, проявляет интерес к книге;

18 месяцев — снимает варежки, носки, листает книгу, переворачивая

одновременно 2—3 страницы, указывая на картинки, ест самостоятельно густую пищу ложкой. Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия; если на глазах у ребенка спрятать игрушку под одним из двух одинаковых предметов, а затем поменять предметы местами, он находит

Читайте также:  Значение познавательной активности для развития ребенка

игрушку на новом месте;

2 года — запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, кормит и баюкает куклу, возит машину, листает книгу — каждую страницу отдельно, сам надевает носки, туфли, штанишки, в игре воспроизводит ряд логически связанных

действий;

2,5 года — подражает большому количеству действий взрослых с бытовыми предметами, в игре действует взаимосвязанно и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т. д.). Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы;

3 года — подражает большому количеству действий взрослых с бытовыми предметами, в игре исполняет роль, одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при небольшой помощи взрослого.

Диагностика развития игры.

Детям предлагают поиграть со знакомыми игрушками.

Анализ уровня развития игры:

1) неадекватные действия с игрушкой;

2) манипуляция с предметами — до 2 лет;

3) процессуальные игровые действия — с 2 лет (например, возит, машину, одевает и раздевает куклу и т. п.);

4) процессуальная игра с элементами замысла — от 2—3 лет (например, нагружает кубиками машину, катает куклу и т. п.);

5) сюжетная игра — к 3 годам.

Диагностика развития двигательной сферы.

Общая моторика.

Статическая и динамическая координация определяются по следующим параметрам:

1 год — самостоятельная ходьба;

1,5—2 года — поднимается и опускается по лестнице, держась за поручень; перешагивает через препятствие на полу; встает на лавку 20 см от пола;

2,5 года — подпрыгивает, одновременно отделяя от земли обе ноги, с поддержкой; перешагивает через несколько препятствий; нагибается за предметом;

3 года — поднимается вверх по лестнице в 10 ступеней высотой 12—15 см, поочередно ставит ноги на каждую ступеньку; подпрыгивает на двух ногах без поддержки, стоит на одной ноге в течение 10 с с открытыми глазами.

Одновременность движений: по бокам от коробки располагаются крупные пуговицы или монеты достоинством в 20 руб. по три с каждой стороны. По сигналу ребенок двумя руками одновременно должен брать монету с каждой стороны и класть в коробку. Скорость не учитывается. Тест считается невыполненным при разновременном движении рук.

Отчетливость движений: ребенку 3 лет предлагается сильно ударить перкуссионным молотком по столу. Отмечается наличие (или отсутствие) синкенезий.

Тонкие движения пальцев рук

Оценивается степень дифференцированности движений и возможность действий с мелкими предметами.

Нормативы:

2 года — повторяют штрихи, рисуют круги;

2,5—3 года — рисуют прямые линии, круги по показу; могут нарисовать человека — «головонога».

Оральный праксис:

губ (вытянуть губы трубочкой, растянуть в улыбку);

щек (надуть и втянуть щеки);

языка (положить язык на нижнюю губу, облизать верхнюю губу, сделать из языка «горку»).

Наличие девиации языка, асимметрия оскала свидетельствуют о неврологической симптоматике. Отмечаются сила (сильные, слабые, объем (доводятся ли движения до конца, переключаемость (быстрая, медленная) оральных движений.

Исследование памяти

Выполнить по памяти серию инструкций: встать, открыть дверь, сесть за столик, открыть коробку, взять карандаш.

Нормативы :

1,5 года — выполняют 3 действия;

2 года — выполняют 3—4 действия;

3 года — выполняют 5 действий.

Игра «Что изменилось — чего не стало»

Ребенку предъявляют четыре картинки, которые он называет. Затем ребенка просят отвернуться, а экспериментатор убирает одну из картинок и заменяет другой либо меняет их местами. Просит ребенка найти изменения.

Невыполнение задания свидетельствует о трудностях на этапе воспроизведения.

Исследование внимания

Методика «Зрительный диктант»

Стимульный материал: три таблицы из 16 клеток, где нарисованы знакомые картинки (не по порядку).

Нормативы:

для детей 2—2,5 лет — найти две повторяющиеся картинки;

для детей 3—4 лет — найти две повторяющиеся картинки;

для детей 5 лет — отыскивание картинок в таблице.

Инструкция: «Вот здесь, на табличке, картинки. Посмотри и закрой все одинаковые (например, домики). Как можно быстрее. Но не ошибайся».

Анализ результатов:

скорость выполнения одной таблицы — 1,5 минуты.

Нарушения внимания:

1) повышенная отвлекаемость (нарушение концентрации внимания);

2) генерализация внимания (зависимость внимания от внешних воздействий);

3) «застреваемость» внимания (нарушение переключаемости, слабая способность переходить с одного объекта на другой;

4) ограниченный объем внимания (неспособность воспринять в данный момент нужный объем информации).

При изучении эмоционально-волевой сферы и поведения учитываются: контактность, длительность сосредоточения внимания, эмоциональный фон настроения, реакция на поощрение и порицание, наличие или отсутствие двигательной расторможенности.

1.Контактность:

а) легкий, быстрый контакт;

б) поверхностный;

в) контакт устанавливает с трудом;

г) уходит от контакта;

д) протестная реакция.

2.Внимание:

а) взгляд фиксирует (не фиксирует);

б) устойчивое (неустойчивое);

в) с хорошей переключаемостью с одного предмета на другой;

г) «застревание»;

д) с явлениями генерализации.

3.Фон настроения:

а) нормальный;

б) несколько повышен (снижен);

в) эйфорический;

г) депрессивный;

д) контрастирующий.

4.Реакция на поощрение и порицание:

а)адекватная;

б) индифферентная;

в) с повышением (понижением) результативности работы;

г) корректировка деятельности;

д) отсутствие реакции;

е) отказ от деятельности при порицании;

ж) агрессивная реакция на порицание;

з) дезорганизация деятельности.

Результаты исследования заносятся в карту цифровыми обозначениями в соответствии с диагностическим уровнем и возрастом испытуемого. Перед началом психологического исследования собираются полные анамнестические сведения, социальная характеристика семьи. При составлении заключения трактовка состояния отклоняющегося развития на основе качественного анализа результатов систематизируется только по нозологическому принципу. Соответственно даются рекомендации о направлении ребенка в тот или иной тип детского воспитательного учреждения.

Источник

Одним из первых методов диагностики младенцев за рубежом являются  Таблицы развития Гезелла, разработанные в 1947г. А. Гезеллом совместно с коллегами по Йельскому университету. Эти таблицы охватывают четыре основные сферы поведения детей в возрасте от 4 недель до 6 лет, такие как:

   * моторика

   * язык

   *адаптивное поведение

   * личностно-социальное поведение.

В таблицах подробно описаны, а также представлены в виде рисунков типичные для детей разного возраста проявления этих сфер психики.

Использование методики А. Гезелла представляет собой стандартизированную процедуру наблюдения и оценки хода развития поведения ребенка в обыденной жизни. Хотя некоторые из разделов этих таблиц можно рассматривать в качестве строгих методик, все же большинство из них основаны на чистом наблюдении. Данные, полученные посредством прямого наблюдения за реагированием детей на обычные игрушки и другие стимульные объекты, дополняются информацией, сообщаемой матерью ребенка. Полученные сведения сопоставляются с табличными, что позволяет оценить уровень психического развития ребенка.

Таблицы Гезелла, так же как и другие методики диагностики детей этого возраста, недостаточно стандартизированы, но есть основания полагать, что при соответствующей опытности экспериментатор может добиться высокой надежности показателей – выше 0,95.

Эти таблицы рекомендуется использовать в качестве способов усовершенствования и уточнения качественных наблюдений, обычно осуществляемых педиатрами и другими детскими специалистами, они полезны в качестве дополнения к медицинским обследованиям при выявлении неврологических заболеваний и первопричин ненормальности поведения в раннем периоде жизни.  

Преимущество различных методов наблюдения за детьми – от простого присмотра без каких-либо заметок до структурного наблюдения, подробно распланированного заранее и проводимого с определенной целью, — показано в работах Д. Лешли, практического психолога из Англии. Для того чтобы метод наблюдения был более качественным и давал информацию о развитии, Д. Лешли вводит особый методический прием – создание определенной схемы наблюдения и заполнение карточек развития. Цель такой карточки развития, по мнению Д. Лешли,- создание четкого представления о ребенке на данный отрезок времени. Продолжая через месяц наблюдение по заданной схеме, можно судить о ходе развития младенца.

Читайте также:  Уровень развития речи у ребенка с онр 1 уровня

В карточках Д. Лешли отражены следующие области психики:

* физическое развитие (может ли переворачиваться со спины на живот, поднимать головку, сидеть без поддержки, тянет ли в рот погремушку и т.д.);

* общение и развитие речи (понимает ли обращенную к нему речь, затихает, прислушивается и т.д.);

* социальное развитие и игра (включается ли в общение со взрослыми, гулит, отдает игрушку взрослому и т.д.);

* самостоятельность и независимость (сколько времени в период бодрствования может занимать себя сам);

* поведение (непоседливость, быстрота концентрации внимания, попытки преодолеть трудности, легкость включения в игру и пр.).

Методическая особенность процесса наблюдения по Д. Лешли, названная им методом повременных проб, состоит в регулярности наблюдения по заранее отмеченным временным отрезкам. Так, один из возможных подходов состоит в наблюдении за ребенком в течение полных 30 мин с записью впечатлений через 30-секундные интервалы.

Информация, полученная о ребенке и отраженная в карточках развития, оценивается двумя способами:

1)    сравнением показателей ребенка со средними показателями детей данного возраста;

2)    сравнением информации о ребенке с результатами, полученными им в более раннем возрасте.

Д. Лешли указывает в своей книге «Работа с маленькими детьми», что, кроме карточек развития для работы со здоровыми младенцами, есть множество таких же карточек развития для работы с детьми, имеющими дефекты развития.

Наиболее разработанной методикой для младенцев являются Шкалы развития  младенцев Бейли – результат многолетних научных изысканий          Н. Бейли и ее коллег по университету в Беркли. Некоторые из заданий этих шкал были заимствованы из таблиц Гезелла и других методик для детей этого возраста (от 2 до 30 месяцев).

Шкалы Н. Бейли предусматривают три вспомогательных средства оценки степени развития ребенка:

* шкалу умственного развития;

* шкалу моторного развития;

* записи поведения младенца.

Шкала умственного развития выявляет такие функции, как:

* восприятие;

* память;

* обучаемость;

* решение проблем;

* вокализацию (гуканье, гуление, протяжные звуки, вскрики и другие);

* зачатки словесного общения;

* простейшее абстрактное мышление.

Шкала моторного развития измеряет макромоторные навыки и умения – умение сидеть, стоять, ходить и подниматься по ступенькам, а также умение двигать руками и пальцами. В младенческом возрасте развитие двигательных функций, таких как манипулирование с предметами, играет важную роль во взаимосвязи ребенка с окружающей средой и, следовательно, в развитии его умственных процессов.

Записи поведения младенца представляют собой оценочную шкалу, заполняемую экспериментатором после проведения двух других частей теста. Она предназначена для оценки различных аспектов развития личности ребенка, таких как эмоциональное и социальное поведение, внимание, настойчивость и целеустремленность.

По психометрическим характеристикам шкалы Н. Бейли, несомненно, можно считать выдающимся измерительным инструментом для изучения младенцев. Статистическая норма определялась на выборке, репрезентативной популяции США. Ее численность – свыше 1200 детей. Коэффициенты надежности для шкалы умственного развития варьируют в интервале 0,81 – 0,93, для шкалы моторного развития – 0,68 – 0,92.

В настоящее время используется вторая редакция шкал Н. Бейли (1993). Они предназначены для оценки уровня развития ребенка в возрасте от 1 месяца до 3,5 года.  .  Шкалы Бейли-2  выделяются среди других тестов для младенцев техническим качеством процедур конструирования заданий. Нормы для этих шкал были установлены на выборке объемом 1700 детей, по 50 девочек и 50 мальчиков в каждой из 17  возрастных групп от 1 до 42 мес. Выборка стандартизации комплектовалась таким образом, чтобы дать репрезентативный срез населения США с учетом таких характеристик, как раса / этническая группа, основные географические районы проживания и  образование родителей. В нее включались только нормальные, родившиеся в срок (не раньше 36 и не позже 42 недель беременности) дети, не имевшие сколько-нибудь серьезных  медицинских осложнений и не подвергавшиеся специальному лечению по поводу психических, соматических или поведенческих проблем. Умственная и Моторная шкалы дают отдельные индексы возрастного развития, выраженные в виде нормализованных стандартных показателей со средним, равным 100, и SD =15. Эти индексы вычисляются в рамках возрастной группы, в которую попадает ребенок. Возрастные группы  образуются с месячным интервалом до возраста 36 мес. и с 3-месячным интервалом для более старших возрастов. Шкала оценки поведения дает процентильные показатели, которые, в свою очередь, распределяются по трем категориям: «Неоптимальный», «Сомнительный» и «В границах нормы».

По результатам недавно проведенного сравнительного анализа нескольких шкал для оценки детей дошкольного возраста, шкала Бейли-2  была признана одним из двух тестов, отвечающих стандартам технической пригодности по большинству критериев.

Н. Бейли указывает, что эти шкалы, как и все, предназначенные для тестирования младенцев, должны использоваться главным образом для оценки текущего уровня развития, а не для предсказания последующего развития способностей. На развитие способностей в столь раннем возрасте оказывает влияние такое огромное число различных факторов, что предсказание на длительный период времени оказывается малоценным. Однако шкалы весьма полезны для раннего распознавания сенсорных и неврологических нарушений, эмоциональных расстройств и отрицательных влияний окружающей среды.

Особую позицию в диагностике младенцев занимают американские психологи П. Массен, Дж. Конджер, Дж. Каган и А. Хьюстон. В своей основе их диагностика является описательной. Они начинают рассматривать предпосылки психического развития в младенческом возрасте, прослеживая влияние биологических и социальных факторов. С точки зрения американских исследователей, наиболее всеобъемлющую картину изменений, наблюдаемых в период младенчества, дает изучение познавательной сферы ребенка. Поэтому, изучая младенцев, они вводят идею экспериментального исследования когнитивных функций. Они утверждают, что оценочные шкалы развития младенцев не определяют умственного развития ребенка в дальнейшем. Предсказания коэффициента интеллекта с помощью подобных шкал развития справедливы приблизительно для 5% детей, которые значительно отстают в развитии часто из-за грубых нарушений моторики или умственной отсталости.  Подобные шкалы необходимо использовать для оценки развития младенца лишь на данный момент, учитывая при этом, что в различных сферах психического развития младенец может находиться на разных уровнях. Так, ребенок с хорошо развитой двигательной сферой может отставать в речевом развитии. Отсюда вводится идея простых и коротких измерительных процедур – тестов развития.            Цель таких тестов – определить развитие младенца по четырем направлениям: навыки общения, мелкая моторика, речь, развитие основных движений. Эти тесты дают возможность выявлять отставание в развитии у младенцев, за исключением умственных способностей.

Авторы попытались описать и объяснить ряд общих изменений в процессах познания и овладения навыками и выделили четыре аспекта изучения познавательной деятельности младенцев:

1)   восприятие, т.е. способность младенцев получать множество зрительных, звуковых, обонятельных и вкусовых впечатлений;

2)   распознавание информации: младенцы научаются находить все более тонкие различия в сходных явлениях, сопоставлять полученную          информацию с приобретенными ранее знаниями;

3)   выделение категорий, т.е. способность объединять в классы сходные по свойствам предметы или явления;

4)   развитие памяти: младенцы способны помнить прошлый опыт, и эта память улучшается с возрастом.

Шкала интеллекта ребенка, разработанная Р. Кеттеллом для тестирования младенцев от 2 до 30 месяцев, строилась как метод диагностирования познавательной сферы. С помощью этой шкалы можно определить некоторые особенности речевого, сенсомоторного развития и первых навыков общения.

Новая постановка проблемы диагностики младенчества появляется в исследованиях Ж. Пиаже, составившая целую эпоху в развитии учения о речи и мышлении ребенка.

Ж. Пиаже вводит новый метод изучения развития – клинический, позволяющий раскрыть качественное своеобразие детского мышления. В познавательном развитии младенца Ж. Пиаже уделял первостепенное внимание действиям ребенка с предметами. Основной единицей знания в младенчестве, согласно Пиаже, является сенсомоторная схема, т.е. класс моторных действий, способствующих достижению цели. Под схемой  Ж. Пиаже понимает процесс выделения общего и рассматривает действия ребенка как основное содержание этих схем. Среди основных сенсомоорных схем следует отметить хватание, сосание, движения руками и ногами. Пиаже считал, что младенцы получают знания о предметах в процессе действий с ними. Так, например, ребенок узнает о своих пальцах, перебирая их и засовывая в рот.

Читайте также:  Влияние двигательной активности ребенка на развитие его эмоциональной сферы

В течение первых двух лет жизни, которые Ж. Пиаже назвал сенсомоторным периодом,развитие ребенка проходит ряд стадий, на каждой из которых по-разному осуществляется процесс познания мира. Причем каждый новый шаг в развитии основывается на предшествующей стадии и включает некоторые из ранее сформировавшихся способностей. В этот период интеллект ребенка представлен в его действиях.

На первой стадии сенсомоторного периода ребенок обладает только врожденными рефлексами: он может сосать, двигать ручками и ножками, следить за движущимися объектами, реагировать на звук.

На второй стадии улучшается координация, возникает взаимодействие между различными рефлексами. Например, голодный младенец может сосать свой палец – действие, которое не является врожденным рефлексом.

На   третьей  стадии сенсомоторного периода ребенок старается продлить заинтересовавшие его впечатления, ориентируясь при этом на внешние цели. Ребенок, например, может стучать по погремушке, чтобы услышать издаваемые ею звуки.

На   четвертой  стадии дети могут координировать свои сенсомоторные схемы для достижения внешних целей. Так, например, к концу первого года жизни малыш старается открыть крышку коробки, чтобы достать игрушку, которую у него на глазах туда положили.

В начале второго года жизни ребенок переходит на пятую стадию, которая характеризуется возникновением новых сенсомоторных схем. В возрасте полутора лет младенец, увидев под кроватью интересную игрушку, постарается ее достать, сначала рукой, но потерпев неудачу, – с помощью палки. Использование палки является новой сенсомоторной схемой, с помощью которой ребенок достигает желанной цели.

На последней, шестой, стадии дети могут создавать новые схемы, мысленно исследуя объекты и представляя себе результаты этих действий. Если ребенок хочет достать что-то, он не может сделать это из-за того, что предмет лежит высоко, он придвинет стул, встанет на него и достанет необходимую вещь. На этой же стадии ребенок переходит от решения задач методом проб и ошибок к особому экспериментированию с объектом, исследованию средств и способов решения задач.

Основная методологическая установка Ж. Пиаже состоит в том, что первичной природой развития ребенка является внутренний аутизм, выраженный в действиях и сенсомоторных схемах. Шкалы Ж. Пиаже ориентированы на содержание, поскольку обеспечивают качественное описание того, что в действительности может делать ребенок.

Не являясь стандартизированными, шкалы развития  Ж. Пиаже нашли свое основное применение в клинике и в возрастной психологии. Некоторые методики Ж. Пиаже послужили основой для создания стандартизированных шкал. Одна из них подготовлена И. Узгирисом  и Дж. Хантом и предназначена для детей в возрасте от 2 недель до 2 лет. Этот возраст приблизительно соответствует периоду, который Ж. Пиаже характеризует как сенсомоторный и внутри которого он различает шесть стадий. Чтобы повысить чувствительность своей методики, И. Узгирис и Дж. Хант распределили все ответы по более чем шести уровням (от 7 до 14).

Шкала состоит из шести тестов. Первый тест на постоянство объекта стимулировал слежение ребенка глазами за объектом и отыскивание после того, как его постепенно закрывают или прячут. Второй тест испытывал использование средств для достижения отдаленных, вызывающих интерес предметов (собственных рук, веревки, палки и т.д.). Третий тест диагностировал подражание, в том числе имитацию жестов и голоса.  В четвертом тесте оценивали операциональную причинность на основе опознания объективных причинных связей и приспособления к ним – от зрительного наблюдения за собственными руками до вызывания желаемого действия от человека или приведения в движение механической игрушки. В пятом тесте определялась координация структур зрения и слуха при локализации объектов в пространстве. Шестым тестом испытывалось развитие схем действия с объектами от реакции на объекты взглядом, ощупыванием до умения водить игрушечный автомобиль, нанизывать бусинки, называть объекты.

Шкала была проверена на 84 детях. Согласованность результатов тестов с данными наблюдения (валидность) и надежность методом повторного тестирования через 48 часов имели  удовлетворительные показатели. Индекс порядка колебался от 0,8 до 0,99.   И. Узгирис  и Дж. Хант допускают использование подготовленной ими шкалы с исследовательскими целями; в частности, для измерения влияния специфических окружающих условий на степень и ход развития младенцев. Изучение младенцев, находящихся в разных условиях, и младенцев, воспитание которых осуществлялось по особой программе, показало, что от условий воспитания в значительной степени зависит тот средний возраст, в котором ребенок достигает разных ступеней, определяемых по шкалам развития.

Следует отметить, что особенностью современных работ в области зарубежной психодиагностики младенцев является направленность на повышение прогностических возможностей методик. Для достижения этой цели психологи используют два подхода.

В рамках первого подхода специалисты стремятся выделить и оценить наиболее существенные аспекты психического развития, которые можно рассматривать как стержневые на протяжении длительных периодов жизни человека. Таким путем пошел Дж. Фэган, разработавший в 1992г. Тест интеллекта младенца, который направлен на оценку избирательности восприятия новых раздражителей.  В качестве последних используются изображения человеческих лиц, а показателем по тесту служит время, уделяемое младенцем новым изображениям в сопоставлении с временем рассматривания знакомых. Тест предназначен для обследования детей в возрасте от 3 до 12 месяцев. Корреляции показателей теста Дж. Фэгана с IQ детей в трехлетнем возрасте находятся в пределах от 0,45 до 0,6. Этот тест хорошо дифференцирует нормальных детей и детей с задержкой умственного развития.

Второй подход к повышению прогностичности рассматриваемой группы методик опирается на представление о том, что измерение одной из нескольких сторон развития без анализа их значимости является недостаточным для предсказаний последующих его уровней. Необходимы комплексные и интегрированные оценки развития. Ряд психологов-клиницистов доказали, что прогностичность шкал младенцев повышается при условии, что их оценки дополняются сопутствующими клиническими наблюдениями. В связи с этим  на современном этапе диагносты предпочитают для получения индивидуализированных оценок детей раннего возраста использовать систему методов и разнообразные источники информации, чтобы охватить многие сферы психического развития (моторику, сенсорику, социальные навыки, язык, эмоциональные реакции, обучаемость и др.), а также разные факторы, влияющие на них. Примером такого комплексного метода является Система оценки возрастного развития младенцев и детей раннего возраста (Infant-Todder Developmental Assessment – IDA),  разработанная группой специалистов по раннему детству, среди которых С. Провинс, Дж. Эриксон, С. Уотер и др.

Этот метод предназначен для обследования детей от рождения до 3 лет, основная цель его использования – выявление детей с риском задержки развития. Наряду с наблюдением за поведением и оценкой физического здоровья используются беседы с родителями и другими лицами, ухаживающими за ребенком. Основная часть этого метода называется «профилем развития от рождения до трех лет» Провинс и представляет собой оценивание в баллах восьми психических сфер ребенка. Полученные оценки сопоставляются не со статистическими критериями (нормами и процентилями), а с критериями возрастного развития, полученными в психологических исследованиях.

Эффективность системного метода IDA пока еще не до конца проверена, но создатели отмечают зависимость его результатов от профессиональной подготовки и опыта тех, кто его использует.

Источник