Диагностика психического развития ребенка дошкольника

Диагностика психического развития ребенка дошкольника thumbnail

Вопросы к билетам

Психолого-педагогическая
диагностика лиц с ОВЗ

  1. Диагностика
    психического развития детей дошкольного
    воз­раста

  2. Зарубежные
    и отечественные методы диагностики
    развития детей младенческого возраста.

  3. Изучение
    анамнестических данных ребенка.
    Структура анамнеза.

  4. Изучение
    медицинской документации – наблюдение
    педиатра.

  5. Изучение
    уровня
    ин­
    теллектуального
    развития и особенностей развития
    личности детей школьного возраста

  6. Использование
    метрических шкал моторного развития
    Озерецкого

  7. Использование
    проективных методов диагностики
    личности ребенка с ОВЗ

  8. Использование
    теста «Прогрессивные матрицы Равенна»

  9. Использование
    теста Векслера для диагностики интеллекта

  10. История
    возникновения психодиагностики за
    ру­бежом

  11. История
    возникновения психологической
    диагностики как на­уки.

  12. История
    возникновения-психодиагностики в
    России

  13. Классификации
    методов ПДД

  14. Малоформализованные
    методы

  15. Методики изучения
    родительско-детских отношений

  16. Методики
    экспериментально-психологического
    изучения детей с ОВЗ

  17. Методы
    изучения семьи, воспитывающей детей с
    ОВЗ

  18. Неврологическое
    обследование

  19. Основные
    подходы к изучению детей раннего
    возраста

  20. Особенности
    составления программы коррекции по
    результатам диагностики

  21. Оценка психического
    развития ребенка как поэтапная технология
    деятельности психолога

  22. Оценка психического
    статуса ребенка вречем-психиатром

  23. Понятие
    «надежность» и «валидность» измерительных
    методик

  24. Понятие
    психологического эксперимента

  25. Предмет, задачи,
    теоретико-методологические основы
    психолого-педагогической диагностики.

  26. Применение методики
    изучения познавательного развития
    детей Стребелевой Е. А.

  27. Принципы
    психолого-педагогической диагностики
    лиц с ОВЗ

  28. Проблемы
    валидности и надёжности диагностической
    процедуры

  29. Программа
    педагогического изучения детей с
    нарушениями развития в условиях
    образовательного учреждения С.Д.
    Забрамной

  30. Психологический
    диагноз и психолого – педагогическая
    характеристика

  31. Психолого-медико-педагогические
    комиссии, консультации, консилиум.

  32. Психолого-педагогическая
    характеристика

  33. Рекомендации по
    результатам психолого-педагогического
    обследования

  34. Современное
    состоя­ние психодиагностики в России
    и за ру­бежом

  35. Современные
    представления о нарушениях развития
    у детей

  36. Содержание
    педагогического обследования ребенка

  37. Стандартизация
    диагностической процедуры.

  38. Типы диагностической
    деятельности педагога-психолога.
    Протокол обследования ребенка.

  39. Формализованные
    методы

  40. Цели, задачи и
    основные требование к организации
    психологического

    обследования

В этом возрасте происходят большие
изменения в психическом развитии
ребенка. Значительно возрастает
познавательная активность: развиваются
восприятие, наглядное мышление, появляются
зачатки логического мышления. Росту
познавательных возможностей способствует
становление смысловой памяти, произвольного
внимания. Возрастает роль речи как в
познании ребенком окружающего мира,
так и в развитии общения и разных видов
детской деятельности. У дошкольников
появляется возможность выполнения
действий по словесной инструкции,
усвоения знаний на основе объяснений,
но только при опоре на четкие наглядные
представления. Основой познания для
этого возраста является чувственное
познание — восприятие и наглядное
мышление. Именно от того, как сформировано
у ребенка-дошкольника восприятие,
наглядно-действенное и наглядно-образное
мышление, зависят его познавательные
возможности, дальнейшее развитие
деятельности, речи и более высоких,
логических форм мышлении

Рекомендации к психолого-педагогическому
изучению детей дошкольного возраста

При проведении обследования дошкольников
следует соблюдать ряд условий, которые
обеспечат более объективную оценку их
состояния:

создание в ходе обследования комфортности,
установление эмоционального контакта;

предъявление заданий с наиболее легкого
варианта для создания ситуации успеха,
вызывающей желание дальнейшей работы
с экспериментатором;

чередование словесных и наглядных
методик для предупреждения утомления;

игровой характер заданий;

учет уровня развития познавательной
деятельности.

Понятие «психологическая готовность
к школе» включает в себя несколько
важных компонентов: умственную,
мотивационную, эмоционально-волевую и
коммуникативную готовность (т.е. умение
ребенка строить свои отношения со
сверстниками и с новыми взрослыми).

Основными параметрами умственного
развития дошкольника можно считать:

принятие задания;

понимание условий задания;

способы выполнения (хаотические
действия, примеривание, целенаправленные
пробы, практическое примеривание,
зрительная ориентировка);

обучаемость в процессе обследования;

отношение к результату деятельности.

2 Зарубежные и отечественные методы диагностики развития детей младенческого возраста

Особенностью детей первого года жизни
является большая зависимость от
воздействия взрослого человека. Общение
со взрослым — необходимая потребность
детей уже в первые месяцы жизни. Именно
в процессе этого общения формируются
основы всей психической деятельности
малыша. Развитие в этом возрасте
происходит неравномерно, поэтому его
оценка всегда требует динамического
наблюдения.

Быстрый темп и неравномерность развития
определяют деление первого года жизни
на качественно различные периоды, каждый
из которых характеризуется ведущими
достижениями.

В первый период (первый месяц жизни) —
период новорожденности — еще трудно
выделить ведущее достижение в развитии,
однако наряду с набором врожденных
приспособительных реакций уже с 3 — 4-й
недели жизни можно выявить первые
предпосылки так называемого коммуникативного
поведения: в ответ на обращенный к
ребенку ласковый голос и улыбку

Читайте также:  Задержка психического развития ребенка в 6 месяцев

Ведущим достижением во втором периоде
(от 1 до 3 мес) является формирование
зрительных и слуховых ориентировочных
реакций, а также ответных
эмоционально-выразительных реакций.

В третьем периоде (3 — 6 мес) продолжается
дальнейшее развитие зрительных и
слуховых ориентировочных реакций,
появляется ориентирование в окружающем,
на основе которого формируется понимание
речи, предпосылки предметной деятельности,
сенсорное восприятие и первые сложные
формы поведения. Ведущим в этом возрасте
является развитие движений руки, когда
главную роль начинает играть зрительный
анализатор

Четвертый период (6 — 9 мес) характеризуется
резким скачком в развитии движений. К
7 мес ребенок хорошо ползает. Это меняет
его поведение — он становится более
активным и самостоятельным, начинает
лучше ориентироваться в окружающем,
активно манипулирует. К 9 мес развивается
функция прямостояния, умение садиться,
ложиться, вставать, сидеть, стоять,
переступать вдоль барьера, совершенствуются
движения кисти и пальцев. Все это
способствует формированию предметной
деятельности.

В пятом периоде (9 — 12 мес) ведущим является
развитие речи

Рекомендации к психолого-педагогическому
изучению детей первого года жизни

Обычно психодиагностическое изучение
детей начинают после 1,5 — 2 мес. Объектами
такого изучения становятся дети с
признаками раннего органического
поражения мозга или находящиеся в
условиях социальной или эмоциональной
депривации, например в условиях дома
ребенка или при эмоциональном отвержении
ребенка матерью.

Существует несколько методик изучения
психофизического развития детей первого
года жизни. Широкую популярность у нас
в стране получили Шкала развития Гезелла,
Денверовская скрининговая методика
(DDST) и некоторые другие. Среди отечественных
методов можно отметить работы Г.В.
Пантюхиной, К.Н. Печоры, Э.Л. Фрухт, О.В.
Баженовой, Л.Т. Журбы, Е.М. Мастюковой.

И отечественные, и зарубежные методики
построены по одному принципу: они
включают наборы заданий, направленных
на изучение моторной, речевой,
познавательной, социальной сфер. По
мере увеличения возраста эти задания
усложняются.

.Изучение анамнестических данных
ребенка. Структура анамнеза.

Медицинское обследование, как правило,
начинается с изучения данных анамнеза.
Анамнез собирается врачом и составляется
на основании ознакомления с документацией
ребенка и беседы с родителями (или
лицами, их заменяющими). В семейном
анамнезе анализируются сведения о семье
ребенка и наследственности; описывается
состав семьи, возраст и образовательный
уровень каждого из ее членов,
характерологические особенности
родителей. Фиксируются психические,
неврологические, хронические соматические
заболевания родственников, патологические
особенности их физического облика.
Описываются семейно-бытовые условия,
в которых воспитывается ребенок, место
и характер работы родителей, в частности
наличие производственных вредностей
и длительность работы с ними. Дается
оценка взаимоотношений в семье, отношения
к ребенку. Фиксируются случаи приверженности
одного или обоих родителей к алкоголю
или наркотикам. Личный анамнез ребенка
учитывает, как протекала у матери
беременность, не было ли токсикоза,
соматических заболеваний, резус-конфликта,
длительного приема лекарственных
препаратов и других вредностей.
Описываются особенности родов, наличие
признаков асфиксии плода, родовой
травмы, патологического предлежания
плода. Отмечается характер помощи во
время родов и затраченное на оживление
плода время. Указывается, не было ли у
ребенка врожденных пороков развития,
судорог, признаков желтухи. Отмечается
вес при рождении и время начала кормления,
срок пребывания в роддоме. Затем
перечисляются перенесенные ребенком
заболевания, указывается их острота,
характер, длительность, лечение, наличие
осложнений. Фиксируются случаи судорожных
и других пароксизмальных состояний;
отмечается, в каком возрасте они возникли,
описывается характер припадков и
эпилептических эквивалентов, их
распределение во времени, характер
пред- и постприпадочных состояний,
отмечается противосудорожное лечение,
его регулярность и эффективность.

Изучение медицинской документации –
наблюдение педиатра.

При обследовании ребенка от рождения
до 1 года врач-педиатр обращает внимание
на следующие диагностические показатели,
отмечая их в своих записях:

— характер роста, вес, особенности
развития перцептивных и локомоторных
функций;

— особенности сна, аппетита, длительность
вскармливания грудью;

— динамика эмоционального и интеллектуального
развития;

— преобладающее настроение, наличие
вялости или возбудимости;

— воспитывается ли ребенок дома или в
яслях.

Читайте также:  Методы раннего развития ребенка до 1

При обследовании ребенка в возрасте от
1 года до 7 лет фиксируются особенности
его развития, их соответствие возрастным
показателям. Отмечается состояние
вегетативной сферы: особенности сна,
аппетита, переносимость жары и т.д.
Фиксируется наличие энуреза, его частота,
связь с психогенной ситуацией. При
описании развития моторики характеризуется
степень подвижности ребенка, наличие
вялости или двигательной расторможенности.
Фиксируется наличие или отсутствие
навыков опрятности и самообслуживания.

В процессе медицинского обследования
ребенка устанавливается наличие
врожденных и приобретенных пороков
развития.

Исследуется состояние полости рта
(миндалин, носоглотки), желудочно-кишечного
тракта, дыхательной, сердечно-сосудистой,
мочеполовой систем, измеряется
артериальное давление, устанавливается
наличие или отсутствие аллергических
явлений.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Диагностика психического развития детей средней и старшей группы

Педагогам-психологам знакома ситуация, когда необходимо за короткий срок провести диагностику возрастного развития психических процессов всех детей дошкольного образовательного учреждения. При этом многие методики рассчитаны на индивидуальное обследование, которое занимает массу времени и сил, трудоемко в обработке результатов, но при этом бездоказательно для родителей. Диагностические комплекты поступают в продажу без готовых бланков протоколов. Их приходится «сочинять» самим. Дети, даже хорошо отвечающие в процессе игровой деятельности и на занятиях, при слове «тестирование» или «диагностика», неловко произнесенном кем-то из взрослых, теряются, и результат получается искаженным. Время, которое можно было посвятить коррекционно-развивающей работе, тратится на получение данных, еще требующих подтверждения у родителей и протоколирования.

Необходимо искать другие пути решения проблемы, при этом соблюдать следующие условия:
— проведение диагностики с группой детей;
— взаимосвязь заданий в начале и в конце учебного года;
— использование апробированных на практике диагностических материалов;
— легкость в получении результата;
— наличие протоколов обследования;
— наглядность;
— применение игрового метода выполнения заданий.

Все эти требования были учтены при составлении комплекса диагностических методик. За образец брались материалы Семаго М.М., Шарохиной В.Л., Фоминой Л.В., Осиповой А.А. и Забрам-ной С.Д.

Предложенные методики в целом отражают последовательность этапов психологического обследования детей дошкольного возраста. При этом данный материал не исключает использования специалистами ДОУ других диагностических методик, которые могут дополнить полученный результат.

Готовые диагностические бланки легко обрабатывать, и они могут служить наглядным пособием при работе с родителями.

Цель тестирования:
— получить информацию об уровне развития психических процессов каждого ребенка, выявить особенности развития;
— создать условия для развития, обучения и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста;
— обеспечить полноценное развитие каждого ребенка.

Результаты диагностики предполагается использовать:
— при планировании воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми;
— при отборе общеобразовательных и коррекционных программ;
— при создании предметно-развивающей среды;
— для организации групповой и индивидуальной работы с детьми;
— при комплектовании проблемных групп.

Психические процессы детей дошкольного возраста подвижны и динамичны. Развитие ребенка зависит от того, какие условия созданы ему родителями и педагогами ДОУ Диагностика уровня развития психических процессов призвана помогать взрослым правильно оценить возможности ребенка для более легкого перехода его на следующий возрастной этап.

Диагностический комплекс используется для детей, начиная со 2 младшей группы, с конца учебного года. До этого применяются методики, рекомендованные для детей раннего возраста. Диагностика проводится с группами по 12-15 человек. На каждого ребенка заводится индивидуальный диагностический бланк, где ему предлагается выполнить простым карандашом игровые задания.
Полученные данные заносятся в бланк протокола

Диагностика психического развития детей средней группы
Ф.И. ребенка __________________________________________________________________

Дата рождения____________________Возраст на момент обследования________________

Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа _____________

Нарисуй дождик.
Соедини точки
3. Заштопай коврики
4. Закрась мальчика и его собачку в одинаковый цвет.
5. Найди маму и детеныша животных, живущих в доме.

Скачать Диагностика психического развития детей дошкольного возраста

Рекомендуем посмотреть:

Диагностика психического развития ребенка дошкольника
Взаимосвязь креативности и невротизации детей старшего дошкольного возраста

Диагностика психического развития ребенка дошкольника
Способы разрешения конфликтов в дошкольном возрасте

Диагностика психического развития ребенка дошкольника
Родительское собрание в детском саду. Роль игры в развитии ребенка

Диагностика психического развития ребенка дошкольника
Семинар для родителей. Кризис 3 лет

Читайте также:  Влияние прикладного искусства на развитие ребенка

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник

Раиса Маркс
Диагностика развития дошкольника

Диагностика развития дошкольника.

В последнее время в системе дошкольного образования все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста.

Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза (диагноз – распознание, греч.).

Виды диагностики:

психологическая — психическое состояние ребёнка (изучение индивидуальных особенностей ребёнка, познавательных процессов и эмоциональной сферы;

педагогическая — освоение ребёнком образовательной программы;

Реализация в образовании личностно – ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе. Диагностика развития детей дошкольного возраста призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение.

Принципы организации диагностической работы:

1. Диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях, с соблюдением нормативно-правовых документов: Конвенции о правах ребёнка; «Базовый компонент педагога-психолога» Ростовской области; Закона Российской Федерации «Об образовании»; приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ; Устава образовательного учреждения; Договора с родителями; решений педагогического совета ОУ; приказов руководителя ОУ.

2. Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в ОУ должна опираться на научные исследования.

3. Принцип этичности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться с соблюдение этических норм и правил.

4. Принцип оптимальности – предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации.

Формы проведения диагностики могут быть групповые и индивидуальные, письменные.

Виды диагностики

В работе педагогом-психологом ОУ используются следующие виды диагностики:

1. Скрининговая диагностика Диагностика проводится с группой детей и направлена на выделение детей, имеющих какие- либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе.

2. Углубленная психологическая диагностика проводится после скрининговой диагностики, проводится индивидуально или в малых группах.

3. Итоговая диагностика. Цель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.

Наиболее приемлемыми методами диагностики являются: наблюдение, беседа, анкетирование, диагностика с помощью тестов.

Анкетирование и наблюдение, являются наиболее распространенными исследовательскими методами. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Беседа – один из методов исследования поведения. Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.

Тест – стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.

Педагогическое обследование проводиться два раза в год: в начале учебного года и второе — в мае, конце учебного года; возможно третье в середине учебного года для воспитанников группы риска (ПМПк). Педагогическое обследование проводится по всем разделам программы для детей ПМПк, кроме специальных (музыкальное и физическое, которое проводится только в начале и конце года.

Психологическое обследование проводится по разработанным и утверждённым МО педагогов-психологов диагностическим программам развития познавательного уровня детей с учётом возрастных норм психического развития.

Диагностика развития познавательного уровня каждого возраста предполагает два среза в течение года: — начало года (сентябрь, октябрь) с целью обеспечения индивидуального подхода гармонизации познавательной сферы ребёнка, выработки рекомендаций педагогам и родителям; — конец года (апрель, май) — отслеживание динамики развития, оценка уровня развития познавательной сферы у дошкольников.

Диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы проводится со средней группы в начале года с целью оценки эмоционального состояния ребёнка, наличия тревожности, агрессивности и страхов. Диагностика проводится индивидуально с детьми и с помощью анкетирования педагогов по оценке агрессивности, тревожности, гиперактивности. Используются проективные методики для выявления эмоциональных особенностей дошкольников: тест «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса, графическая методика «Кактус», М. Панфиловой.

После проведённой диагностики даются рекомендации педагогам и родителям, дети группы «РИСКА» выводятся на ПМПк.

Источник