Диагностика психического развития ребенка 4 лет

Диагностика психического развития ребенка 4 лет thumbnail

Диагностика развития детей 4 – 5 лет поможет Вам самостоятельно оценить уровень психического развития Вашего ребенка и узнать, над чем стоит еще поработать. Диагностика предполагает девять небольших тестов, которые займут у Вас совсем немного времени. Если результаты диагностики Вас обрадуют, то продолжайте заниматься с ребенком так, как оно у Вас есть, у Вашего ребенка есть все необходимое для полноценного развития. Если диагностика показывает низкий уровень развития Вашего ребенка, то Вам стоит провести более углубленную диагностику для определения причин низкого уровня развития того или иного психического процесса. В этом случае лучше обратиться к психологу, который профессионально проведет углубленную диагностику и даст соответствующие рекомендации.

Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений.

Процедура проведения. Возьмите ящик с фигурными прорезями и соответствующими фигурками, который, наверняка найдется у Вас среди игрушек ребенка. Поставьте этот ящик перед ребенком. Дайте ребенку фигуры-вкладыши.

Инструкция: «Посмотри внимательно, у каждой фигурки в этом домике есть свое окошечко, в которое она может войти. Внимательно посмотри на фигурку и отыщи то окошечко, которое для нее предназначено».

Критерии оценки:

  • Ребенок выполняет задание на основе зрительного соотнесения фигур с прорезями — 2 балла.
  • Ребенок не всегда пользуется зрительным соотнесением, часто примеривает, прикладывает фигуру-вкладыш к подходящей прорези — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

Цель: выявление общей осведомленности ребенка.

Процедура проведения. Ребенку задают вопросы и предлагают найти ответ, посмотрев на картинки:

  1. Покажи и назови, что растет на грядке?
  2. Покажи и назови, кто лечит детей?
  3. Покажи и назови, что растет на дереве?
  4. Покажи и назови, кто работает в магазине?
  5. Покажи и назови домашнее животное.
  6. Покажи и назови, кто готовит обед?
  7. Покажи и назови дикое животное.
  8. Покажи и назови, кто летает?
  9. Покажи и назови, что растет в лесу?

Критерии оценки

  • Ребенок правильно ответил на все вопросы — 2 балла.
  • Ребенок правильно ответил на 4—5 вопросов — 1 балл.
  • Ребенок плохо понял инструкцию и правильно показал меньше половины требуемых картинок — 0 баллов.

Цель: выявление сформированности понятия величины, состояние моторики, наличие стойкости интереса.

Процедура проведения. Ребенку предлагают матрешку: «Разбери матрешку», «Дай мне самую большую матрешку, самую маленькую», «Поставь их по росту», «Собери матрешку».

Критерии оценки

  • Ребенок понимает инструкцию и собирает матрешку путем зрительного соотнесения — 2 балла.
  • Ребенок понимает инструкцию, но собирает матрешку путем примеривания — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

Цель: выявление уровня развития целостного восприятия, способности к зрительному синтезу.

Процедура проведения. Возьмите картинку с крупным изображением знакомого для ребенка предмета, разрежьте ее на 4 части, как показано на рисунке. Предложите ребенку эти четыре части картинки. Части раскладывают так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение. Взрослый говорит: «Перед тобой картинка, разрезанная на части. Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?» Ребенок должен сказать, что изображено на разрезанной картинке. Если он не может понять, что получится в результате сложения частей, взрослый предлагает: «Сложи части, и посмотрим, что нарисовано на картинке».

Критерии оценки

  • Ребенок называет, что нарисовано на картинке, и выполняет задание на основе зрительного соотнесения — 2 балла.
  • Ребенок не называет, что нарисовано на разрезанной картинке, выполняет задание путем проб — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

Цель: исследование объема образной памяти.

Процедура проведения. Ребенку предлагают лист с изображениями восьми предметов. Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, рассмотри и назови нарисованные предметы, постарайся их запомнить». Через некоторое время взрослый убирает лист и предлагает ребенку вспомнить, что было изображено на нем.

Критерии оценки

  • Ребенок запомнил не менее 5 картинок — 2 балла.
  • Ребенок запомнил 3—4 картинки — 1 балл.
  • Ребенок запомнил менее 3-х картинок — 0 баллов.

Цель: оценка умения понимать инструкцию, устойчивости, концентрации, объема внимания, а также целенаправленности деятельности и особенностей зрительного восприятия.

Процедура проведения. Перед ребенком находится рисунок. Инструкция: «Посмотри — девочка и мальчик держат за веревочки шарик и змея. Тебе надо определить, кто что держит. Для этого надо вести по веревочке указкой. Отрывать указку от веревочки нельзя». После выполнения этого задания взрослый кладет перед ребенком другой рисунок и предлагает: «Покажи, по какой дорожке побегут к себе домой собачка и белочка».

Читайте также:  Особенности психического развития слепого ребенка

Критерии оценки

  • Ребенок выполняет задание и может проследить путь к искомому предмету самостоятельно — 2 балла.
  • Ребенок понимает задание, но ошибается из-за неумения сосредоточиться, исправляется с помощью взрослого («Посмотри еще раз, будь внимателен») — 1 балл.
  • Ребенок не выполнил задание — 0 баллов.

Цели: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа; оценка степени развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.

Процедура проведения. Ребенку показывают картинки. «Посмотри, здесь нарисованы разные цветы. Среди них надо найти такой же, как этот (взрослый показывает на цветок, помещенный слева в рамке). …А теперь найди такой же (как в рамке) гриб».

Критерии оценки

  • Ребенок правильно выполняет оба задания — 2 балла.
  • Ребенок выполняет без помощи взрослого одно задание — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, умения группировать картинки, подбирать обобщающие слова.

Процедура проведения. Ребенку показывают 4 домика (смотрите рисунок). В каждом домике по 4 окна. На чердаке первого домика изображен предмет посуды (тарелка), второго — овощ (морковь), третьего — фрукт (апельсин), четвертого — предмет одежды (пиджак). Затем ребенку поочередно предлагают картинки: «Найди домик, где живет эта картинка». Первая картинка выкладывается взрослым. После того как ребенок разместит все картинки, ему задают вопрос: «Почему эти картинки живут вместе в одном домике?» (в электронном варианте вопрос будет звучать так: «Почему эти картинки находятся в одном ряду?»)

Возможная помощь взрослого: если ребенок не сразу понимает задание, взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, почему морковь и огурец оказались в одном домике? Как их назвать одним словом?»

Критерии оценки

  • Ребенок верно группирует картинки и подбирает обобщающее слово самостоятельно — 2 балла.
  • Ребенок выполняет задание с помощью взрослого и называет не все обобщающие слова — 1 балл.
  • Ребенок не может выполнить задание даже с помощью взрослого — 0 баллов.

Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.

Процедура проведения. Ребенку поочередно предлагают 3 карточки с изображениями: «Посмотри на картинку и скажи, на что она похожа».

Критерии оценки

  • Ребенок называет не менее 9 ассоциаций (по 3 на каждый рисунок) — 2 балла.
  • Ребенок называет от 6 до 8 ассоциаций (не менее чем по 2 на каждую картинку) — 1 балл.
  • Ребенок не понял задания или дает лишь по 1 ассоциации на каждую картинку — 0 баллов.

Оценка результатов

Высокий уровень — 14—18 баллов.
Средний уровень — 9—13 баллов.
Низкий уровень — 0—8 баллов.

Перейти к Списку Тестов

Источник

 https://sites.google.com/site/logopedskypenatalasergeevna/

Ребенок раннего дошкольного возраста  от 3 до 5 лет

Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуально; Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает на­полняться противоречиями: он стремится к само­стоятельности и в то же время не может справить­ся с задачей без помощи взрослого, он любит близ­ких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы. По отношению к окружающим у ребенка фор­мируется собственная внутренняя  позиция, кото­рая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.

Активность и неутомимость малышей в этом воз­расте проявляются в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: он может более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия. В этом возрасте ребенок воспринимает предмет без попытки его обследования. Его восприятие при­обретает способность более полно отражать окру­жающую действительность.https://sites.google.com/site/logopedirina/home/pocemu-rebenok-ne-govorit-v-2-3-4-goda-5-6-let-priciny

На основе наглядно-действенного к 4-м годам на­чинает формироваться наглядно-образное мышле­ние. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто». Как и в раннем возрасте, в 3—4 года преоблада­ет воссоздающее воображение, т. е. ребенок спосо­бен лишь воссоздать образы, почерпнутые из ска­зок и рассказов взрослого. Большое значение в раз­витии воображения играют опыт и знания ребен­ка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источни­ков, реального и сказочного. Фантастические об­разы,  возникающие у малыша, эмоционально на­сыщены и реальны для него.

Читайте также:  Речевое развитие ребенка с церебральным параличом

Память дошкольника 3—4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельнос­тью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

В эмоциональном плане сохраняются те же тен­денции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное со­стояние продолжает зависеть от физического ком­форта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, поэтому; характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. И все же эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

В 3—4 года дети начинают усваивать правила  взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

 Возраст 3-х лет характеризуют как «трудный».! Его «трудность» состоит в том, что, начиная отделять себя от близких взрослых, ребенок проявляет все возрастающую строптивость.

«Кризис 3-х лет» — определение условное, так как временные рамки кризиса гораздо шире. У од­них детей он может начаться в 2 года 10 месяцев, а у других — в три с половиной года.

Первым свидетельством начала кризиса может служить появление негативизма, когда ребенок перестает беспрекословно выполнять просьбы взрос­лых. С одной стороны, попытки отделить свое «Я» и формирование своих собственных желаний — тенденция прогрессивная. Но с другой, при объективном отсутствии умения высказать свое мнение, ма­лыш выбирает наиболее доступный способ: противопоставление себя взрослым. Единственная цель ребенка — дать понять окружающим, что у него есть своя точка зрения и все должны с ней счи­таться.

2-ая младшая группа детского сада (3-4 лет)

Познавательная деятельность: воображение,  память,  внимание,  восприятие, математические способности, логика.

Эмоционально-волевая сфера: половозрастная идентификация,  мальчик – девочка.

Деятельность –  сюжетная игра, развитие моторика, коммуникативные навыки в общении со сверстниками.

После 4 лет ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причи­ны и следствия его возникновения. Поэтому глав­ным вопросом для ребенка 4-х лет становится воп­рос «почему?».

Ребенок развивается, становится более вынос­лив физически. Это стимулирует развитие вынос­ливости психологической. Снижается утомляе­мость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам.

В этом возрасте сверстник становится более зна­чим и интересен. Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по полово­му признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.

Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляю­щаяся в любознательности и любопытстве ребен­ка, позволяет ему выходить за пределы непосред­ственно ощущаемого. Другими словами, ребенок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел. Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умо­заключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации.

Зависимость внимания от эмоциональной насы­щенности и интереса к ним сохраняется. Но раз­вивается устойчивость и возможность произволь­ного переключения.

Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту.

Продолжает активно развиваться фантазирова­ние, в процессе которого ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возмож­ностей ребенка будет способствовать его нравствен-; ному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев.

Следует обратить внимание на то, что в возрас­те 4—5-ти лет недостатки воспитания ребенка на­чинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

Средняя группа детского сада (4-5 лет)

Познавательная деятельность: воображение,  память,  внимание,  восприятие, математические способности, логика.

Эмоционально-волевая сфера: самосознание, самооценка.

Деятельность – игра, моторика, коммуникативные навыки в общении со взрослыми.

Диагностика психического развития ребенка 4 лет

Если Вы хотите продиагностировать своего ребенка — то Вы можете это сделать через интернет (с веб камерой) обратившись ко мне, психологу Габышевой Виктории Анатольевне

Подстраницы:

Источник

Диагностика развития детей 3 – 4 лет поможет Вам самостоятельно оценить уровень психического развития Вашего ребенка и узнать, над чем стоит еще поработать. Диагностика предполагает шесть небольших тестов, которые займут у Вас совсем немного времени. Если результаты диагностики Вас обрадуют, то продолжайте заниматься с ребенком так, как оно у Вас есть, у Вашего ребенка есть все необходимое для полноценного развития. Если диагностика показывает низкий уровень развития Вашего ребенка, то Вам стоит провести более углубленную диагностику для определения причин низкого уровня развития того или иного психического процесса. В этом случае лучше обратиться к психологу, который профессионально проведет углубленную диагностику и даст соответствующие рекомендации.

Читайте также:  Проблемы социализации ребенка с отклонениями в развитии

Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве.

Процедура проведения. Возьмите ящик с фигурными прорезями и соответствующими фигурками, который, наверняка найдется у Вас среди игрушек ребенка. Поставьте этот ящик перед ребенком. Дайте ребенку фигуры-вкладыши.

Инструкция: «В этом домике живут фигуры. У каждой своя дверка. Найди дверку для каждой фигуры».

Критерии оценки:

  • Ребенок выполняет задание на основе зрительного соотнесения — 2 балла.
  • Ребенок часто примеривает, прикладывает фигуру-вкладыш к подходящей прорези и выполняет задание правильно — 1 балл.
  • Ребенок не справился с заданием — 0 баллов.

Цель: выявление понимания ребенком инструкции, сформированности понятия величины; оценка уровня развития наглядно-действенного мышления.

Процедура проведения. Ребенку показывают матрешку, взрослый ее разбирает, а затем собирает. После этого матрешку ставят перед ребенком и предлагают ему сделать то же самое. Кроме того, ребенка просят показать самую большую матрешку, самую маленькую, поставить их по росту.

Критерии оценки

  • Ребенок понимает инструкцию, самостоятельно путем проб разбирает и собирает матрешку — 2 балла.
  • Ребенок справляется с заданием при помощи взрослого — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

Цель: оценка сформированности наглядно-действенного мышления, степени овладения зрительным синтезом (объединением элементов в целостный образ).

Процедура проведения. Возьмите картинку с крупным изображением знакомого для ребенка предмета, разрежьте ее на две части, как показано на рисунке. Разложите части так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение. Взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?»

После выполнения задания картинку убирают и предлагают ребенку собрать другую картинку, разрезанную уже на три части.

Критерии оценки

  • Ребенок узнал, что нарисовано на картинке, и верно собрал части в обоих случаях — 2 балла.
  • Ребенок выполнил задание путем проб — 1 балл.
  • Ребенок составляет картинки после многочисленных неадекватных проб или не справляется с заданием — 0 баллов.

Цель: оценка способности воспринимать цвета, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции.

Процедура проведения. У взрослого и ребенка по одинаковому комплекту цветных кубиков (синий, желтый, зеленый, красный).

  1. Взрослый берет один из кубиков и предлагает ребенку показать такой же. Аналогично выполняются задания со всеми кубиками.
  2. Ребенку предлагают показать красный кубик, затем синий, желтый, зеленый.
  3. Взрослый поочередно берет кубики и спрашивает, какого они цвета.

Критерии оценки

  • Ребенок правильно показывает и называет цвета кубиков — 2 балла.
  • Ребенок верно показывает кубики, но путается в названиях цветов — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

Цель: оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, наблюдательности, зрительной памяти.

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают картинки (или предметы). Аналогичный набор находится у взрослого. Ребенку поочередно предъявляют картинки, предлагают найти такую же и сказать, что на ней изображено.

Критерии оценки

  • Ребенок правильно сказал, что изображено на картинках, и нашел пары — 2 балла.
  • Ребенок правильно назвал 3—5 изображений, но испытывал затруднения при выполнении задания — 1 балл.
  • Ребенок назвал меньше трех изображений на картинках, не смог подобрать пары — 0 баллов.

Цель: оценка уровня развития непроизвольной памяти, понимания инструкции, внимания.

Процедура проведения. Перед ребенком размещают шесть игрушек и предлагают назвать их, затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает две игрушки: «Сейчас игрушки будут играть с тобой в прятки. Ты закроешь глаза, а какие-то игрушки спрячутся. Когда ты откроешь глазки, надо будет сказать, каких игрушек нет».

Критерии оценки

  • Ребенок запомнил 2 игрушки — 2 балла.
  • Ребенок запомнил 1 игрушку — 1 балл.
  • Ребенок не назвал ни одной спрятанной игрушки или не понял инструкции — 0 баллов.

Оценка результатов

Высокий уровень —8 —12 баллов.
Средний уровень —5—7 баллов.
Низкий уровень — 0—4 балла.

Перейти к Списку Тестов

Источник