Развитие познавательных процессов ребенка в дидактической игре

Юлия Шугаева
Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста в дидактической игре

Идеи обучения детей дошкольного возраста впервые возникли еще на заре становления педагогики как науки. Ян Амос Коменский в книге «Материнская школа» предложил первую в мире программу обучения маленьких детей в семье. Вопросы дошкольной дидактики находили свое отражение в педагогических трудах Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, Ф. Фребеля. В русской педагогике проблема обучения детей получила свое развитие в трудах В. Ф. Одоевского, К. Д. Ушинского, Е. В. Водовозовой, П. Ф. Лесгафта, Е. И. Тихеевой. Обучение дошкольников рассматривалось как процесс, направленный на ознакомление детей с окружающим миром, развитие у детей умений наблюдать, сравнивать, анализировать. Ученые считали, что главное – научить детей учиться, развивать их умственные способности. Данная идея получила свое научное обоснование и глубокую экспериментальную разработку в исследованиях А. П. Усовой в 50-х годах 20 века. Коллектив ученых под руководством А. П. Усовой разработал концепцию о дошкольном обучении как единстве образовательной, обучающей и воспитательной работы. Исследователями были определены содержание образовательной работы для каждой возрастной группы, средства и формы организации обучения, методы обучения. Психолого-педагогические исследования (Л. А. Венгер, А. М. Леушина, А. А. Люблинская Н. Н. Поддъяков) убедительно свидетельствуют о влиянии обучения на ускорение процесса умственного развития детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является ответственным этапом детства. Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. В этом возрасте формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая. Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка с взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности.

Игра в дошкольном детстве имеет развивающее значение. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для дошкольников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими сверстниками.

Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин.

Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения, либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых, либо как проявление и условие умственного развития. Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики детской игры в целом.

В игре происходит подготовка к полифоническому мышлению, пониманию многообразных связей, того, что «все может быть всем» (Л. С. Выготский). Детская игра – школа мышления и суждения. Играть значит то же, что и экспериментировать. Всякая новая игра – открытие непознанного, радость победы и удовлетворения.

В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А. К. Бондаренко, Л. А. Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

В последнее время поиски ученых З. М. Богуславская, Н. Е. Веракса, Е. О. Смирнова идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, дети становятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют предлагаемые игры развивающими, а не традиционно – дидактическими.

Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста: в период младенчества (до 1 года, ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное общение; в раннем детстве (от 1 года до 3 лет) – предметная деятельность; в дошкольном (от 3-6,7 лет) – игровая.

Читайте также:  Развитие ребенка 1 года навыки чтения

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – есть, своего рода, средством познания ребенком действительности.

Педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы умственного воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.

Использование дидактической игры как средства развития умственных способностей детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Так, традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагоге, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого М. Мантессори, А. И Сорокина. По существу в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры, занимают особое место.

В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: А. П. Усова, В. Н. Аванесова, Л. А Венгер. В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще.

На основании теоретического анализа психолого-педагогических исследований по проблеме обучения детей средствами дидактической игры можно сделать следующий вывод: дидактическая игра способствует развитию познавательных способностей, обогащению чувственного опыта ребенка; незаменимое средство преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей; в игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, в ней ребенка проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде.

Источник

Ольга Викторовна Елизарова
Значение дидактических игр в развитии познавательных процессов у детей дошкольного возраста

Уже с самого раннего возраста ребенок начинает активно познавать окружающий его мир, исследуя все происходящее вокруг. Поэтому дидактические игры занимают особое место в процессе формирования познавательных интересов у малыша. Прежде всего, они обучают его наблюдать и выделять характерные признаки предметов (размер, форму, цвет, свойства, различать их и устанавливать простейшие взаимосвязи. В игре ребенок приучается преодолевать трудности, у него воспитывается сообразительность, находчивость и инициатива.

Самыми простыми и в то же время наиболее популярными дидактическими играми являются игры на классификацию, например, «Четвертый лишний», «Найди пару», «Чей домик» и многие другие. Здесь необходимо объединять предметы по каким-либо признакам и исключать неподходящие варианты. Такие игровые действия отлично развивают мышление, внимание и прочие психические процессы.

Дидактические игры активно используется в процессе обучения воспитателями дошкольных образовательных учреждений. Ведь именно в детском саду у ребенка начинает формироваться и проявляется интерес к познанию окружающего его мира. Задача воспитателя, в свою очередь, заключается в том, чтобы этот интерес поддержать и способствовать его развитию.

С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, а также развивает познавательные процессы, такие, как любознательность, понимание и умение устанавливать взаимосвязь между простейшими явлениями, способность различать величину и форму предметов и т. д. Он использует игру как средство развития у малышей мышления, речи, воображения и памяти. Следовательно, дидактические игры способствуют расширению и закреплению представлений об окружающем мире.

В детском саду, в каждой возрастной группе, должны присутствовать разнообразные дидактические игры, которые по своей сложности всегда должны соответствовать возрасту детей. Это означает, что перед ребенком необходимо ставить адекватные его восприятию задачи. То есть, игры не должны быть слишком сложные и наоборот, слишком легкие дидактические задачи не будут пробуждать у малышей умственной активности. Игры должны быть детям по силам и в то же время требовать определенных усилий. Только при таком соотношении они будут способствовать развитию и самоорганизации малышей. Подобное обучение улучшает восприятие детьми знаний, умений и навыков, а также развивает у них речь, мышление, внимание и память.

В дидактических играх воспитатели ставят ребенка в такие условия, в которых он вынужден вспоминать, что ему говорили на занятиях, а это очень важно при подготовке ребенка к школе. Зная индивидуальные особенности детей, воспитатель распределяет между ними роли в игре так, чтобы поставить ребенка, у которого не сформировались моральные нормы поведения, в такие игровые условия, когда он, исполняя роль, должен будет проявить внимание, доброжелательность, заботу о товарище, перенося затем эти качества в повседневную жизнь. В игре дети должны проявлять упорство при выполнении правил и вспоминать необходимые для решения поставленной задачи события из окружающей жизни.

Читайте также:  Основа развития ребенка с нарушением зрения

Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.

Существует большое количество различных дидактических задач. Наиболее основными задачами являются:

• ознакомление с окружающим миром (природа, животный и растительный мир, люди, их быт и труд);

развитие речи, (правильное произношение звуков, обогащение словарного запаса, развитие связной речи и мышления);

• закрепление элементарных математических представлений.

Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. Она помогает развивать умение самостоятельно организовываться, подчиняться правилам, согласовать свои желания с желаниями товарищей, высказывать оценочные суждения и проявлять чувство самоконтроля. Помимо закрепления и расширения, имеющихся у ребенка знаний, в игре у него воспитываются такие качества, как находчивость, сообразительность, инициатива, усидчивость, умение преодолевать трудности, считаться с товарищами, т. е. умение жить в коллективе сверстников. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Источник

Алёна Галкина
Дидактические игры по развитию познавательных процессов на этапе предшкольной подготовки детей.

АНАТАЦИЯ

В работе представлены дидактические игры, направленные на развитие познавательных процессов на этапе предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста и условно могут быть разделены на следующие блоки:

Игры, направленные на развитие восприятия, внимания и памяти;

Игры, направленные на развитие речи;

Игры, направленные на развитие мышления.

ВВЕДЕНИЕ

Ф. Шиллер писал: «Человек только тогда и человек, когда он играет». Платон называл игру радостью богов. Ф. Фребель считал игру системой воспитания. Психолог Д. Дюи отводил игре основное место в воспитании ребенка. В социальном воспитании игра в жизни ребенка имеет исключительное педагогическое значение. С помощью игры можно изучить ребенка, так как здесь легче всего выявляются его индивидуальные особенности. К. Д. Ушинский придавал большое значение игре как средству воспитания.

Старший дошкольный возраст «почемучек» жаждет исследований пермещаясь на окружающие предметы. Жажда открытий выводит малыша за порог дома. В игре и исследовании окружающего мира развиваются творческие способности, воображение и кругозор ребенка.

В рисунках все больше мелких второстепенных деталей. Рисунки уже наполнены содержанием, они отражают реальный мир. Рисование и аппликация для ребенка – это игра. Она может быть как индивидуальной, так и в группе. Дети рассматривают, задают вопросы, спрашивают, рассуждают. Все это помогает им развиваться интеллектуально, эмоционально, выражать через творчество свою индивидуальность. Восприятие мира, предметов, явлений и событий в старшем дошкольном возрасте становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Ребенок целенаправленно наблюдает, рассматривает, ищет, что, конечно, способствует лучшему пониманию происходящего. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь – то, что дошкольник начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Взрослые должны помогать ребенку: давать соответствующие пояснения, фиксировать внимание на отдельных деталях предмета в определенной последовательности.

Восприятие и мышление старших дошкольников так тесно связаны, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста. Восприятие совершенствуется: он воспринимает величину объектов и может легко выстраивать в ряд – по возрастанию лили убыванию – до десяти разных предметов.

В процессе воспитания и игры детей необходимо опираться на их ведущие способы восприятия информации.

По мере взросления у ребенка могут появиться другие предпочтения, способности и навыки. Ребенок – дошкольник лучше запоминает то, что было сделано, учится всему на своем опыте, нуждается в контакте с другими. Ему необходимы тактильные контакты, объятия, похвала, и если их нет, ребенок удовлетворяет потребность в них за счет толкания, щипков и драк.

Развивать восприятие старших дошкольников помогает художественная, конструктивная деятельность и др.

Дидактические игры, предлагаемые в этой работе, зачастую способствуют развитию нескольких психических функций и кроме того, является средством физического развития и источником положительных эмоций.

Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка василишки

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:

«ЗЕМЛЯ, ВОДА, ВОЗДУХ»

Цель: Развитие внимания, обогащение словарного запаса.

Инвентарь: Не требуется.

Число участников: От 5 человек.

Участие взрослого: Желательно

Содержание: Дети садятся в рад или круг. Водящий ходит перед ними и, указывая на каждого по очереди, произносит: «Вода, земля, воздух». В любой момент он может остановиться. Если водящий остановился на слове»вода», то ребенок, на которого он указал, должен назвать рыбу, пресмыкающееся или животное, живущее в воде. Если на слове «земля» — нужно назвать того, кто живет на земле. Если на слове «воздух» — того, кто летает.

«КОЛПАК МОЙ ТРЕУГОЛЬНЫЙ»

Цель: Развитие концентрации внимания, осознание своего тела, управление движениями и контроль над своим поведением.

Инвентарь: Не требуется.

Подготовка: Взрослый разучивает с детьми текст «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак»

Участие взрослого: Обязательно

Содержание: Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по 1 слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак» В следующем кругу дети, которым выпадет говорить слово «колпак», заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующем кругу уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а показывают жестами на одно больше. В последнем кругу дети изображают жестами всю фразу полностью.

Рекомендации: Если такая длинная фраза трудная для воспроизведения, ее можно сократить, особенно на этапе освоения игры.

«РАССКАЖИ МНЕ»

Цель: Развитие воображения, способствует развитию речи.

Инвентарь: Не требуется.

Участие взрослого: Желательно

Содержание: Предложить детям составить предложение из выбранных слов. Например: «река, дом, белый»«На берегу реки стоит дом с белой крышей» и т. п.

Начинается с небольшого набора – количество слов не должно быть больше трех.

Рекомендации: Пояснить детям, что форму слов можно изменять, то есть употреблять их во множественном числе, менять окончания.

«ЧТО ВЫШЕ»

Цель: Развитие логического мышления.

Инвентарь: бумага, карандаши цветные.

Участие взрослого: Желательно

Содержание: На поляне росли 3 дерева: дуб, сосна и береза. Сосна выше дуба, а дуб выше березы. Какое дерево самое высокое, а самое низкое?

Предложить нарисовать детям.

«ДОМОЙ!»

Цель: Развитие внимания, навыков ориентации в пространстве, навыков следования инструкции.

Инвентарь: не нужен

Участие взрослого: Желательно

Содержание:Дети разбиваются на пары. Ведущий дает детям разные команды, дети их выполняют. Когда ведущий тихо говорит: «домой!», каждый должен быстро вернуться к своему партнеру. Примеры команд: отпрыгните от предмета! Присядьте! И т. д.

Развитие игры: Более сложный вариант этой игры называется «апельсин».

Игра отличается тем, что дети делятся на группы по 3-4 человека. Это дольки, которые могут собираться в апельсин. Команда для сбора группы: «апельсин!»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Используя естественные потребности в познании ребенка этого возраста, взрослым необходимо подобрать для него такую систему, которая в максимальной степени будет соответствовать его стилю восприятия окружающего мира.

Таким образом, развитие познавательной области старшего дошкольника необходимо планировать, исходя из особенностей памяти, внимания, мышления и других психических функций, характерных для периода дошкольного детства, с учетов ведущей деятельности, новообразования и социальной ситуации развития детей-дошкольников.

И поскольку ведущая деятельность дошкольников – игра, именно игре необходимо уделять особое внимание, воспитания и развития ребенка старшего дошкольного возраста, что важно помнить при подготовке ребенка к школе.

Не изнуряющие ребенка занятия в ДОУ, дома, на подготовительных к школе курсах, а формирование в процессе дидактической игры принесет ребенку максимум удовольствия и пользы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

2. Дыбина О. В. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста М.: Творческий центр 2007

3. Недоспасова В. А. Растем играя. М:, 2000г.

4. Субботина Л. Ю. Учимся играя. Екатеринбург, 2001г.

5. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Я. ,1996г.

6. Басов А. В. Развитие логического мышления детей., Я. ,2001г.

7. Шмакова С. А. Учимся играя. М. ,2004г.

8. ГуринЮ. В., Монина Г. Б. Игры для детей. СПтб, 2008г.

9. Антонова О. В. Сто фантазий в голове,Новосибирск, 2009г.

10. www.resobr.ru и www.menobr.ru

12. dob. 1 september.ru

Источник